Как добраться до новодевичьего монастыря в москве на метро

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

О малых церквях

Новодевичий монастырь, фото которого свидетельствует о том, что данная святая обитель не совсем типична для классического зодчества Северной столицы, расположен у метро «Московские ворота».


Этот соборный комплекс имеет две внешне абсолютно одинаковые малые церкви — Афонскую и Трёх Святителей. Они расположены по двум сторонам от Воскресенского собора. Их построили архитекторы Ефимов и Сычев. Афонскую церковь называют еще Ватопедской или же «Отрада и утешение». Вторая — во имя Трёх Святителей — была возведена на средства крестьянина Чижова и изначально предназначалась для обслуживания больницы монастыря.

В Санкт-Петербурге существует несколько достопримечательностей, которые не вписываются в единую архитектуру города. Они более близки к московскому стилю. Одна из них — Новодевичий монастырь. Фото его золотых куполов и зеленых башенок настолько непривычно для Северной столицы, что кажется, будто это снимок совершенно другого города.

Восстановление обители

Идея воссоздания храма была реализована уже во времена правления Николая I, а именно в 1848 г. Местом реализации послужила территория в отдалении от городской суеты в районе Московских триумфальных врат.

Со стороны Новодевичьего кладбища хорошо видны основные храмы комплекса — келейная Афонская церковь (слева), Воскресенский собор и удивительный по своей византийской архитектуре Казанский храм.

Много усилий приложили архитекторы для создания святого места. Среди них Н. Ефимов, который спроектировал монастырский комплекс, и А. Штакеншнейдер, изготовивший иконостас для иконы «Отрада и утешение».

По проекту архитектора Л. Бенуа сам монастырь был украшен колокольней в четыре яруса с позолоченным куполом. Примечательно, что многие иконы были выполнены самими монахинями.

Начало революции в 1917 году Воскресенский монастырь встретил в составе 400 обитательниц. На его территории располагались семь храмов.

После того, как в 1919 году у монастыря реквизировали все имущество, в революционном Питере обитель фактически существовала под разными названиями: артель «Воскресенское трудовое братство», «сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря» и др.

В 1925 году обитель упразднили. И только в 1996 году началось ее долгожданное возрождение. Мало сказать о том, что все здания были переделаны или разобраны, но многие находились в аварийном состоянии. Ныне он располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 100, проезд до станции метро «Московские ворота».

Примите к сведению: непосильный труд и терпение новых монахинь, с Божьей помощью, делают святое дело по восстановлению и по сей день. Помочь работам по восстановлению может каждый — святая обитель приглашает трудников и рада материальной помощи благотворителей.

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЯ

Внешний вид монастыря в основном сложился в XVII в. в периоды правления царя Бориса Годунова и царевны Софьи. При Годунове были поставлены стены и башни, а Софья их расширила и укрепила. Во время своего регентства (1682-1689 гг) Софья практически переселилась в Новодевичий и активно занялась его украшением. Именно в эти годы сложился неповторимый ансамбль всего комплекса.

По четырем сторонам от Смоленского собора расположены храмы, выполненные в стиле так называемого нарышкинского барокко в 1680-х гг: Трапезная с Успенской церковью, колокольня, Преображенская надвратная и Покровская надвратная церкви. Если смотреть на все это великолепие сверху, мы увидим правильный крест, в центре которого находится собор иконы Смоленской Божьей матери.

Расскажем об общих мотивах, характерных для архитектурного облика Новодевичьего монастыря. Прежде всего, бросается в глаза его нарядность. Она создается не только благодаря ажурным украшениям, но и с помощью цветового сочетания белого камня и красного кирпича. Поэтому даже мощные стены (их толщина достигает 3 метров, а высота – 11 метров) и неприступные башни смотрятся скорее как нарядные игрушки, а не как элемент фортификации. На гладких красных плоскостях стен выделяются ажурные белокаменные детали. Хотя этот стиль и называется барокко, это все-таки неверное определение. Да, архитектура этой эпохи красивая и пышная, да, это узорочье, «кружево в камне». Однако в зданиях нарышкинского барокко всегда сохраняется четкость членений, жесткая логика в расположении деталей. Это геометрически правильная сетка, на которую накладываются живые ажурные наличники, балюстрады-«петушиные хвосты», галереи, навершия в виде корон.

Так называемые Ирининские палаты (в честь Ирины Годуновой) ‒ это самое древнее сооружение после Смоленского собора, но они не сохранили своего изначального облика. В архитектурном плане интереснее Мариинские кельи, которые были построены для еще одной сестры императора Петра I, Марии Алексеевны: она выказала сочувствие Евдокии Лопухиной и царевичу Алексею, за что и была сослана в монастырь. Трапезная с Успенской церковью ‒ это уникальный пример бесстолпной палаты (внутри помещения нет опор), а с востока к ней примыкает церковь, где находился иконостас, созданный «фряжским письмом» (в западной манере) известным иконописцем XVII в. Карпом Золотаревым.

Жемчужины Новодевичьего монастыря ‒ это Преображенская надвратная церковь и колокольня. Надвратная церковь поражает легкостью и изяществом, она будто парит. Вторит Преображенской Покровская надвратная церковь. Она не настолько украшена, но не менее оригинальна: купола ее расставлены по одной оси, что было характерно скорее для архитектуры украинских земель XVII века.

Наиболее уникальная в своем роде постройка монастыря ‒ это колокольня. Это шесть ярусов восьмериков (объемов восьмигранной формы), последовательно поставленных друг на друга. Ни один ярус не повторяется по декоративному оформлению, а в основании располагалась небольшая церковь. Колокольня ‒ это главная вертикаль ансамбля, вторая по высоте постройка того времени после колокольни Ивана Великого в Кремле. Говорят, что царевна Софья хотела построить еще один ярус, но не успела. В итоге высота колокольни составила 72 метра.

Строительство монастыря Василием III

  • В начале августа Василий III приезжает в Смоленск, где в его честь выносят чудотворную Смоленскую икону. Василий III сдержал своё обещание, и к маю 1524 года был построен Новодевичий монастырь с главным соборным храмом, посвящённым иконе Смоленской Богоматери Одигитрии.
  • Он был возведён в знаковом месте, у Москвы-реки, на Девичьем поле. Здесь в 1456 году Московское княжество возвращало икону Смоленску. В 1395 году икона из Смоленска была отправлена в Москву как приданое, принадлежащее дочке литовского князя Витовта Софье.
  • Для возведения обители князь выдал 3 тысячи рублей, в дальнейшем освободив её от податей и сборов в пользу государственной казны. В 1525 году в честь возвращения чудотворной иконы Божьей Матери Смоленской был проведён крестный ход, начавшийся в Кремле и закончившийся в Новодевичьем монастыре.

Иконы Новодевичего монастыря

Вблизи центрального входа в общину располагается Навратный храм Господня Преображения, украшением которой служит чудотворный лик Смоленской Божьей Матери. В Успенском соборе, возведенном по указу царской дочери Софьи, пребывает на хранении одно из старинных священных изображений Новодевичьей обители, то бишь лик Иверской Небесной Царицы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Песчанской Божьей Матери в Измайлово

Сам православный комплекс включает в себя немалое количество художественно-архитектурных памятников искусства исторической значимости, в которых сохраняется и по сей день множество чтимых древних святынь.

Недавним важным событием в общине стало обретение старинной реликвии Ватопедского храма Св. горы Афон – божественного лика Девы Марии «Отрада и Утешение». А этот список со священным изображением обители еще в 1854 г. вручил старейшина Святогорец.

После того как в страшный богоборческий период произошло закрытие этого святого места, святыню считали утерянной, однако по счастливому стечению обстоятельств в нынешнее время, ее смогли вновь обрести в Вышенском храме. Причем следует отметить, что на тыльной части чудотворного образа присутствует надпись, которая как раз-таки и является доказательством принадлежности этого лика к этой Московской обители. А в чем новообретенной православной реликвии, а соборе было проведено церковное служение посвященной обретению старинного образа.

Как добраться до Новодевичьего парка

Парк «Новодевичьи пруды» находится в центре Москвы рядом с Москвой-рекой и проходящей трассой 3-е кольцо. К этому месту можно добраться на городском транспорте — метро или автобусах.

В пешей доступности от сквера находятся станции метро «Лужники» и «Спортивная». Чуть дальше — «Фрунзенская».

Доехать можно на автобусах № 64, 216, 255, С12, м3. Выходить нужно на остановке «Новодевичий монастырь» и немного пройти на север от храма.

Добраться к парку «Новодевичьи пруды» можно на автомобиле. Из самого центра Москвы с учетом пробок сюда ехать примерно полчаса. Добраться можно по проспектам Комсомольский, Кутузовский или через Новый Арбат.

Схема движения к Новодевичьему парку на картах Google maps

Из любой точки столицы можно нанять такси и доехать к этому скверу. В городе работают службы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Видео про парк на «Новодевичьем пруде»

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Обитель расположена в самом сердце столицы, в районе Хамовников на Девичьем поле. Именно поэтому историческое наследие входит в неизменный список туристических маршрутов по Москве. Ближайшая станция метро — Спортивная. Самостоятельно добраться до исторического памятника можно несколькими способами: на такси или на метро.

Точный адрес: Новодевичий пр-д, 1, Москва, Россия, 119435.

Как добраться от аэропорта Домодедово:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом № 308 ехать до станции метро Домодедовская, в пути 44 минуты.

    Метро:от станции Домодедовская ехать до Театральной по зеленой ветке №2 около 30 минут.

    Метро:пересесть на красную ветку №1 и ехать до станции Спортивная 8 минут.

    Пешком:700 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:через трассу А-105 и Каширское шоссе. На 3-м кольце направляться в сторону проезда Лужнецкий. С кольцевой автодороги свернуть на съезд Хамовнический вал. Расстояние — 44,4 км.

Как добраться от Курского вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:от станции Чкаловская по линии №10 ехать до Сретенского бульвара 2 минуты.

    Метро:на Сретенском бульваре перейти к станции Чистые пруды красной ветки №1 и ехать до Спортивной 10 минут.

    Пешком:700 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:через Садовое кольцо на запад в сторону ул. Зубовской по ул. Большой Пироговой в сторону проезда Лужнецкого. Расстояние — 11,2 км.

Цели, которым служил и служит Новодевичий монастырь

Скоро половина тысячелетия, как живет Новодевичий. Неудивительно, что история монастыря так богата на события и имена. За столь долгое время существования стены видели и красивое, и страшное.

Темница

Целых 2 века монастырь был местом, куда ссылали представительниц знатного рода, приближенных к царям, но неугодных им. Известно, что будущие монахини, по своей или нет воле принявшие постриг, жертвовали монастырю немалые средства. В заточении стен Новодевичьего побывали: царевна Татьяна, Евдокия Лопухина, овдовевшая Ирина Годунова, сестры Петра Великого Евдокия и Екатерина и другие. Однако не все женщины, оказавшиеся в темнице, полностью отрекались от мирских интересов. Некоторые и после пострига продолжали заниматься важными государственными делами.

Хочется отдельно упомянуть невеселую историю царевны Софьи Алексеевны. Известно, что Великая Государыня много сил отдала строительству и благоустройству Новодевичьего. А потом, после подавления Стрелецкого бунта, сама оказалась под стражей в Напрудной монастырской башне. По сей день считается, что если на стенах башни начертать заветное желание, то оно непременно исполнится.

Сиротский дом для девочек

Традиция привечать бездомных, сиротских девочек в стенах обителей, давая приют, кров, пищу, не обошла и Новодевичий. В начале XVIII века при монастыре был открыт сиротский дом. Таким образом, девочки оказывались под присмотром и в добрых руках. Монахини обучали сирот ремеслам, в том числе и плетению замысловатых брабатских кружев.

Благие дела

В стенах Новодевичьего монастыря чувствовали себя защищенно и спокойно женщины всех возрастов. Для самых маленьких работал Елисаветинский приют. Девочки постарше учились в церковно-приходской школе. Для девушек было открыто Филатьевское училище.

Местная больница оказывала все известные медицинские услуги. А для самых стареньких постоялиц существовала богадельня.

Нужно помнить, что в годы Первой Мировой войны монахини действовали как сестры милосердия, поддерживали раненых, спасали жизни. Отдадим им должное.

На краю гибели в 1812 году

Осень 1812 года чуть не принесла Новодевичьему гибель. Наполеон со своим войском устроились в монастыре на постой. Изысканность и величие обители не могли не впечатлить императора. А позже французский завоеватель был настолько оглушен великолепием самой Москвы, что стал одержим идеей уничтожить достояние столицы — монастырь. Император не желал покидать стольный град, пока не убедится, что Новодевичий сгорел до тла.

Усилиями монахинь задуманный французами гибельный пожар был предотвращен. А дальше…Самое интересное!

История гласит, что Наполеон был сбит с толку. Кто-то из москвичей, проживающих неподалеку от монастырских угодий, запалил собственный дом. Пожар так разбушевался, что император решил, что пылает Новодевичий. Тщеславный француз успокоился и оставил Москву.

Музеи и бытовки при новой власти

После победы Октября Новодевичий монастырь перестал служить верующим. Наступила эра воинствующего атеизма. Дабы сооружение не простаивало, новые власти основали здесь «Музей раскрепощения женщины», который несколькими годами позже был реорганизован в Музей Истории и быта.

Невозможно представить, но в кельях разместили ясли, а великолепную трапезную отдали под спортивный зал.

Большой удачей стало то, что при монастыре жил и трудился архитектор-реставратор Петр Дмитриевич  Барановский. Именно он стал спасителем множества старинных памятников страны, в том числе Новодевичьего ансамбля и Собора Василия Блаженного.

Лучшим решением, которое приняла новая власть в начале 30-х годов, стало провести реконструкцию монастырской территории. Так появился сквер с ухоженными газонами и удобными прогулочными тропинками.

Приют во время Великой Отечественной войны

В горькие и страшные годы Великой Отечественной войны Новодевичий стал домом для огромного количества людей, оставшихся без крыши над головой. Под жилье были переоборудованы и башни, и пристройки, и подвалы, а под монастырскими стенами выросли деревянные домики.

Отрадно, что летом 1944 года возродились духовные школы, открылся Богословский институт Православия и курсы пастырей.

Новодевичий монастырь в наши дни

Жемчужной красоты Новодевичий монастырь курируется одновременно РПЦ и Государственным историческим музеем. Неудивительно, что Новодевичий стал филиалом Государственного исторического музея. А в 2010 году в здании был открыт и Церковный музей Московской епархии, где можно увидеть и изучить уникальные снимки, документы и иконы, связанные с историей обители.

С осени 1994 года монахини вернулись в монастырь, где живут, работают, занимаются иконописью, а также вышивают золотом.

Оборонительное значение Новодевичьего монастыря

Монастырю покровительствовали русские цари, в его распоряжении находились большие угодья, он считался одним из самых зажиточных московских монастырей и долгое время выступал в качестве цитадели, которая защищала Москву с западной стороны. Так, стрельцы, рассредоточившиеся по территории обители в середине XVI века, не допустили переправы войск под руководством Газы II Гирая через реку. А однажды сами насельницы спасли обитель от уничтожения. Когда в 1812 году Наполеон, отступая, приказал её взорвать, у одной из черниц хватило времени погасить водой фитили, ведущие к пороховым бочкам.

В XVI-XVII веках Новодевичий женский монастырь служил местом пострига царских особ, довольно там было и послушниц из именитых боярских и дворянских семей. Далеко не все женщины становились невестами Христа добровольно. Так, Иван IV Грозный отправил в обитель вдов своих брата и сына. Здесь же пришлось стать монахинями Евдокии Лопухиной, царевне Софье, о чьих палатах мы уже рассказывали выше. На исходе XVI века в Новодевичьем монастыре появилась ещё одна «венценосная» монахиня — царица Ирина Годунова. В обители несколько месяцев жил и её брат Борис Годунов, которого народ затем нарёк царём.

По данным на начало XVII века в монастыре обитали 122 монахини, шестая часть из которых была знатного происхождения.

Тогда же в XVI веке в обители появился некрополь. Со временем он расширился, поскольку здесь стали предавать земле учёных, писателей, героев войн. Так, в Новодевичьем монастыре упокоились поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов и др. А непосредственно за стеной обители расположено Новодевичье кладбище, где похоронены видные деятели культуры, политики и военные.

Часовня Прохоровых

Неподалёку от Смоленского собора можно увидеть красивую часовню-усыпальницу в неорусском стиле. Она построена в 1911-1917 годах и стоит на месте погребения хозяина известной в те годы Трёхгорной мануфактуры Ивана Прохорова и его родных. В Новодевичьем монастыре приняла послушание сестра Ивана Яковлевича, и он очень серьёзно относился к нуждам обители, поддерживал её финансово.

Мавзолей Волконских

В стороне от Успенской церкви расположена изящная постройка в стиле ампир, возведённая в 30-х годах XIX века. Под одной из версий её архитектором мог быть известный зодчий Москвы родом из Италии Доменико Жилярди. В мавзолее упокоились князья Дмитрий Михайлович и Сергей Александрович Волконские.

На стыке XIX и XX веков в Новодевичьем монастыре находилось до 300 монахинь. Помимо молитвенного служения они трудились в храмах, готовили пищу и просфоры, занимались живописью и рукоделием, следили за кладбищем. За оградой обители были разбиты сады, имелись огороды, находился скотный двор.

В начале 20-х годов прошлого века монастырь мог повторить печальную участь большинства русских святынь, но его спасло от поругания придание статуса музея, и архитектурное великолепие монашеской обители дошло до нас практически в неизменном виде.

С середины 30-х здесь функционировало отделение Государственного исторического музея, в 40-х стали действовать сначала богословские курсы, а затем и православный Богословский институт. Позже Успенский собор был возвращён Православной церкви. С 60-х годов Лопухинские палаты имеют статус резиденции митрополитов Крутицких и Коломенских.

Непосредственно монашеская жизнь в этой московской обители возродилась только в 1994 году. Спустя десять лет, когда Новодевичий женский монастырь отметил 480-летие, его историческое и культурное значение было оценено ЮНЕСКО, он был взят под охрану этой организацией. На сегодняшний день древняя обитель — одно из посещаемых мест столицы среди горожан, паломников и туристов. В Новодевичьем открыто несколько выставок на постоянной основе.

Исторические личности, похороненные на Новодевичьем кладбище

  • Константин Станиславский (1863-1938), режиссер и театральный актер, основавший собственный метод.
  • Сергей Прокофьев (1891-1953), композитор, дирижер и пианист.
  • Никита Хрущев (1894-1971), председатель Совета Министров СССР. Сменил Сталина с 1958 по 1964 год.
  • Сергей Эйзенштейн (1898-1948), кинорежиссер, автор шедевров, среди которых Броненосец “Потемкин” (1925) и “Октябрь” (1928).
  • Дмитрий Шостакович (1906-1975) – композитор и пианист, автор опер и музыки к кинофильмам.
  • Мстислав Ростропович (1927-2007), лучший виолончелист своего времени и дирижер.
  • Борис Ельцин (1931-2007), бывший президент России, покрыт флагом страны, выполненным из мрамора, служащим символическим надгробием.

Одним словом, это прекрасное и одновременно печальное место, настоящий музей под открытым небом, тихий и спокойный.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 306 times, 2 visits today)

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Колокольня

Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.

Как добраться

Проще всего воспользоваться услугами Московского метрополитена. Как доехать на метро до Новодевичьего монастыря? Очень просто! Ближайшая станция метро – «Спортивная», правда, от нее еще придется пройти пешком порядка 5-7 минут неспешным шагом, но это не проблема даже для самого неподготовленного к пешим прогулкам туриста.

  • От метро «Спортивная» до монастыря курсируют автобусы №№ 64 и 132. Если же вы предпочитаете передвигаться на троллейбусе, вам подходят №№ 5 и 15.
  • А как доехать до Новодевичьего монастыря на личном транспорте? Если вы передвигаетесь на автомобиле, то следуйте по Третьему транспортном кольцу до Лужнецкого проезда, далее сверните на него, и через 500 метров окажетесь на площади Новодевичьего монастыря. Из крайних точек Москвы до монастыря добираться чуть больше часа (в случае, если дорога не перегружена пробками).

Основным, доступным и быстрым способом передвижения в Москве является метро. Схема метрополитена простая, она есть в каждом вагоне метро. Для удобства желательно иметь ее в распечатанном виде, чтобы избежать затруднений, как доехать на метро в Новодевичий монастырь.

Если ваше мобильное устройство имеет выход в интернет, карта гугл поисковика покажет с высокой точностью, где вы находитесь и оптимальный маршрут проезда по нужному адресу. Поезжайте на Метро до станции «Спортивная», так вы доберетесь до монастыря быстрее всего. От нее по указателям за 5-10 минут можно дойти пешком. Или подъехать на автобусе маршрутом № 64, 132, а также на троллейбусе — № 5 или 15.


Новодевичий монастырь: посещение

Новодевичий монастырь: где остановиться

К сожалению, дома паломника при монастыре нет, так что тем, кто хочет задержаться подле монастырских святынь подольше, придется искать себе ночлег самостоятельно.

  • Всего лишь в трехстах метрах от монастыря расположились апартаменты «Экспресс-Комфорт на Малой Пироговской» (улица Малая Пироговская, д. 27, к. 1). Правда, остановиться здесь – удовольствие достаточно дорогое: номер обойдется от 3500 рублей за ночь.
  • Те, кто хочет хоть немного сэкономить на жилье, могут отдать предпочтение одному из московских хостелов. Хостелы «Penthouse» (1-я Фрунзенская улица, 6, кв.111), «Город Отель на Киевском» (площадь Киевского вокзала, д. 1), «Сова» (Второй Неопалимовский переулок, д. 3) предоставляют ночлег по недорогой цене (от 700 рублей с человека за ночь), но до Новодевичьего монастыря придется немного пройтись или воспользоваться общественным транспортом: ближайший хостел находится на расстоянии 2 км.

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector