Николо-перервинский монастырь
Содержание:
- Обитель в наши дни
- Открытие приходского и уездного училища
- Празднование дня памяти преставления Угодника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского
- Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого в празднование Воздвижения Креста Господня
- Смешанный хор Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря принял участие в чине освящения закладного камня в основание храма памяти жертв теракта на Дубровке
- Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти Собора новомученников, в Бутове пострадавших
- Режим работы
- Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре
- Возрождение
- Слово святого праведного Иоанна Кронштадского в день Рождества Пресвятой Богородицы
- Выставка – ярмарка плодов «Божий дар» в Николо-Перервинской обители
- Монастырь в древних грамотах
- Экскурсионные программы
- Как добраться
- Николо-Перервинский монастырь
- Поэт на митрополичьей кафедре
- Радоница
Обитель в наши дни
Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням — в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.
Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.
Открытие приходского и уездного училища
В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.
Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».
Празднование дня памяти преставления Угодника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского
08.10.2011 18:04
7 октября 2011 года, в канун дня преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (1392 г.), в Николо-Перервинской обители было совершена малая вечерня с чтением акафиста преподобному Сергию, по окончании которой настоятель Патриаршего подворья и ректор ППДС протоиерей Владимир Чувикин совершил всенощное бдение в Сергиевском храме обители с совершением литии вокруг храма.
В день памяти преподобного Сергия Радонежского и день престольного праздника, в Николо-Перервинской обители была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил протоиерей Владимир Чувикин.
За Литургией пели: смешанный хор Николо-Перервинской обители под управлением Юлии Збрызкой и братский хор ППДС под управлением воспитанника пятого курса Иоанна Дегтярева.
Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого в празднование Воздвижения Креста Господня
27.09.2011 11:48
Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался в уже V веке, а установлен по поводу великой радости — обретения Креста Господня.
Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры.
Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста.
Смешанный хор Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря принял участие в чине освящения закладного камня в основание храма памяти жертв теракта на Дубровке
29.04.2011 20:38
29 апреля 2011 года на улице Мельникова Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,в сослужении протоиерея Владимира Дивакова и благочинного церквей Петропавловского округа протоиерея Анатолия Родионовасовершил чин освящения закладного камня в основание первого из 200 храмов, которые планируется построить в Москве.
Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возводится в непосредственной близости от театрального центра на Дубровке, в память о погибших в результате теракта, который произошел осенью 2002 года во время представления популярного мюзикла «Норд-Ост».
На церемонии присутствовал мэр Москвы С.С. Собянин. Его Святейшествои столичный градоначальник возложили цветы к мемориальной стеле памяти жертв теракта, где по окончании чина освящения была совершена лития по погибшим.
Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти Собора новомученников, в Бутове пострадавших
21.05.2011 19:52
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, отец настоятель Кирилл!
В этот день, когда мы по традиции собираемся на Бутовском полигоне, на месте мученической кончины множества наших соотечественников, я хотел бы сердечно поздравить с праздником Святой Пасхи духовенство Московской городской и Московской областной епархии, матушек игумений и всех тех, кто сегодня находится здесь, предстоя Богу в молитве о безвинно убиенных, умученных на сем месте, а также и обращается к ним с молитвой о ходатайстве за землю нашу и за Церковь нашу. Христос Воскресе!
Режим работы
В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.
Расписание следующее:
- в 7:30 – проходит божественная литургия;
- в 16:00 – читается акафист, после чего идет вечерняя служба;
- по воскресеньям и праздничным дням проходит 3 литургии: в 6:30 и в 9:00 для всех, а в 8:00 – для детей.
Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.
Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.
В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.
Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре
Православный Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре (Москва) – главный храм мужской обители в столице России. Адрес: улица Шоссейная, 82, строение 3 (ближайшие станции метро — Братиславская, Печатники).
Другие названия
Собор Иконы Божией Матери Иверская в Николо-Перервинском монастыре; Новый собор в Николо-Перервинском монастыре.
Архитекторы
- 1904-1908 гг.: Виноградов П.А., Соколов И.А., — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
- 1909 г.: Гурьянов В.П. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
- 2000-е гг.: Алексеев В.Р., Коваленко И.В. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
Закладка храма
Новый величественный Иверский Собор для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери заложили в 1904 году. Главный храм обители соорудили к востоку от старого Никольского Собора. Строительство вели по проекту известного архитектора Павла Алексеевича Виноградова. Храм построили в русско-византийском архитектурном стиле.
Краткое описание Собора
Собор представляет собой пятиглавый храм вместимостью до 3000 человек. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны издалека. После завершения строительства в 1909 году по свои габаритам Собор уступал только храму Христа Спасителя. Длина Собора составляла — 36 м, ширина — 34 м, а высота вместе с куполами — 53 м.
Роспись храма
Над росписью Собора работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, придворным иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве того времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того времени, служило творчество Виктора Михайловича Васнецова. Отчасти это влияние сказалось и на живописных изображениях Иверского Собора.
В советское время
С приходом советской власти Монастырь закрыли не сразу. Лишь в 1928 году распустили братию обители. Однако церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. После этого часть бывшей монастырской территории использовали под склады, другие хозяйственные нужды. В 1948 году в Никольском Соборе разместили металлоштамповочный завод, затем — фабрику по производству детских игрушек. Подобная участь коснулась и нового Иверского Собора. После 1952 года снесли главы с крестами Иверского Собора, уничтожили иконостас и всё убранство интерьера. Цветные стекла заменили на простые. Утратили большую часть кровли. Заложили боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников города Москвы, полностью забелили живопись. Внутреннее пространство храма варварски разделили на три этажа перекрытиями из железобетонных плит.
Возрождение Иверского Собора
Лишь после передачи в 1993 году всех зданий Монастыря Русской Православной церкви ситуация стала меняться. Иверский Собор стал постепенно восстанавливать своё величие и былую красоту. В апреле 1996 года из Иверской часовни Воскресенских ворот Московского Кремля в Собор крестным ходом принесли Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Это стало знаковым событием, ознаменовавшем возрождение главного храма обители.
Освящение главного Креста Собора
Пятого апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение восьмиметрового позолоченного креста. После этого крест водрузили на главный купол Иверского собора. В течение последующих лет на Иверский собор вознесли и укрепили остальные шестнадцать крестов.
В наши дни
Ныне Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре живёт полноценной монастырской жизнью, лаская взор голубыми куполами, увенчанными позолоченными православными крестами.
Статус
В настоящее время упомянутый Собор, как неотъемлемая часть ансамбля Николо-Перервинского мужского монастыря, является объектом культурного наследия России федерального значения. Имеет статус памятника истории и архитектуры и охраняется государством.
Другие храмы на территории обители
В настоящее время на территории обители кроме упомянутого Иверского Собора расположены также:
- старинный Никольский Собор в Николо-Перервинском Монастыре (Москва),
- надвратная Толгская Церковь в Николо-Перервинском Монастыре (Москва).
Возможно, Вас заинтересуют также:
Владимирский Собор в Сретенском монастыре (Москва)
Собор Воскресения Словущего в Андреевском монастыре (Москва)
Количество просмотров: 14
Возрождение
Таким был Иверский собор… 1993 г.
По завету митрополита Платона, если отнести слова архипастыря к основанной им духовной школе, Господь Бог и Его Пречистая Матерь, Небесная Покровительница обители, не дали ей прерваться. Отсчет новейшей истории духовной школы на Перерве следует начать с 1996 года – тогда она была возрождена. Но предыстория этого события началась немного раньше. После закрытия Николо-Перервинского монастыря его не постигла, Божией милостию, участь многих русских храмов и монастырей – обитель уцелела. В послевоенные годы в нем располагались склады разных предприятий, а позднее – цехи Металлоштамповочного завода и завода «Станкоконструкция». В середине 1980-х годов в ведение Русской Православной Церкви стали возвращаться поруганные храмы и обители. 8 января 1991 года решением Исполкома Моссовета православной общине во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Чувикиным был передан Никольский храм Перервинского монастырского комплекса1. Начались регулярные богослужения, была организована воскресная школа, приступили к работе реставраторы – жизнь обители возобновилась.
Ректор семинарии прот. Владимир Чувикин с первыми прихожанами возрожденной обители(1991 г.)
Решение о возрождении духовной школы пришло как-то само собой. С первых дней после начала богослужений в Перерву стали приходить юноши, желающие нести послушание алтарников и трудиться в обители. Одни уходили, приходили новые, и со временем образовался постоянный юношеский приходской коллектив. Многие из молодых людей к этому времени уже сознательно решили посвятить свою жизнь Богу и Православной Церкви и изъявляли желание встать на путь пастырского служения. В одно из посещений обители владыка Арсений2 посоветовал настоятелю, отцу Владимиру, организовать обучение юношей в стенах Николо-Перервинского монастыря. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия II на открытие Пастырских курсов.
4 октября 1996 года состоялся первый педагогический совет под председательством настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина. На совете обсуждался учебный план курсов, состав будущего педагогического коллектива и время начала занятий. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, прошел молебен на начало первого учебного года в возрождающейся духовной школе. 9 декабря начались занятия на Пастырских курсах – за партами сидели лишь 9 человек. Первый урок провела преподаватель церковнославянского языка Наталья Ефимовна Афанасьева. Через некоторое время Пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. Так, год за годом возрождалась жизнь училища на Перерве. Увеличивалось число преподавателей и воспитанников.
Первые воспитанники возрождающегося духовного училища. 1996 г.
В первые годы существования вновь открытого училища преподавателей было больше, чем студентов. Несмотря на то, что Духовные училища в это время работали по трех- или даже двухлетней учебной программе, в Перерве взяли курс на четырехлетнюю программу обучения. Училище росло и крепло, набирало силы. В 2000 году состоялись два важных события в истории духовной школы: 225-летие основания семинарии на Перерве митрополитом Платоном (Левшиным) и первый выпуск возрожденного Перервинского Духовного училища. А через год, 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В 2004/2005 учебном году состоялась первая защита дипломных работ и первый выпуск студентов семинарии.
Слово святого праведного Иоанна Кронштадского в день Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2011 21:53
Тропарь Рождеству Богородицы, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.
Выставка – ярмарка плодов «Божий дар» в Николо-Перервинской обители
25.09.2011 20:11
Осень – щедрая урожайная пора, время, когда можно насладиться сладкими плодами летних и осенних трудов.
25 сентября 2011 года, по завершении Божественной литургии, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыряпротоиерей Владимир Чувикин под отрытым небом совершил благодарственный молебен у Никольского собора, где состоялась выставка собранного учащимися воскресной школы урожая.
«Мы благодарим Господа за плоды дарованные нам, — говорит отец Владимир, — это тот самый хлеб насущный, о котором мы просим в молитве». На основе многовекового опыта русский земледелец знал, что урожай растит не земля, а небо, потому что все находится в воле Божией. «Бог не даст – и земля не родит»,- говорили наши предки. Поэтому при всяком деле православный христианин мысленно просит Бога о помощи в его трудах. Через веру и молитву благодать Божия воздействует на все, что нас окружает.
Монастырь в древних грамотах
Именно так именовали монастырь во времена, предшествовавшие его первому упоминанию в дошедших до нас документах, что, кстати, является косвенным доказательством его древности. Логика простая – если монастырь уже в те годы значился как «старый», следовательно, основан он гораздо раньше.
Название же Перервинский впервые появляется в одном из указов царя Михаила Фёдоровича, датированном 1623 годом. Из этого документа явствует, что на территории обители находилась бревенчатая церковь в честь святителя Николая, и, кроме монахов-чернецов, проживали два старца и игумен. В период польского нашествия монастырь был разорён, так же как и большинство подмосковных обителей, и трудно сказать, спаслась ли упомянутая в указе церковь от пожара, или была отстроена заново по окончании Смутного времени.
Экскурсионные программы
Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.
Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.
Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.
Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.
Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:
- внутри не курят и не пьют;
- не проходят в ворота обители пьяными;
- под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
- если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.
Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.
Как добраться
Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.
При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.
Николо-Перервинский монастырь
Экскурсовод: Татьяна Ивлиева
Продолжительность: 3 часа
Даты: 30 мая в 12:30 -14:30.
В монастырь!
В выходной день мы отправимся знакомиться с Николо-Перервинской обителью, которая, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Этот монастырь прекрасно видно из расположенного на противоположном берегу реки парка царской усадьбы «Коломенское» ведь он, как и усадьба, находится на возвышении, откуда открываются широкие дали. Москва-река возле монастыря меняет направление своего русла, как бы «прерывая» его, отсюда и такое название местности — Перерва.
Многим известна Иверская часовня в Москве между Воскресенскими воротами. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, ставший вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Эта часовня относилась к Николо-Перервинской обители, главный собор которой, с синими куполами, посвящен чудотворной Иверской иконе.
Расположенная далеко от центра города, суетной мирской жизни, эта обитель была тесно связана с именами выдающихся иерархов православной Церкви, таких как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов). В советское время монастырь был закрыт, но сейчас он полностью восстановлен, все храмы ( а здесь их 5) отреставрированы и рады прихожанам, работает духовная семинария.
На территории монастыря находятся архитектурные памятники самых разных эпох – от узорочья XVII века, до неорусского стиля начала XX века — это самый большой храм, посвященный Иверской иконе Божией Матери. С экскурсоводом мы побываем во всех из них, и даже заглянем на закрытую территорию монастырского сада, недоступную для мирян.
Мы узнаем:-
- тайну Золотого храма
- может ли слепой писать иконы
- почему светятся серебряным светом оклады икон в Иверском храме
- как связана династия Романовых и Перервинская обитель
- Если будет хорошая погода, то возможен и подъем на колокольню, откуда открываются великолепные виды на реку.
В обители есть трапезная, где помимо прочего, можно купить мед, мармелад, монастырские сборы трав. Также на территории находится Музей ватной игрушки, куда, при желании, вы можете пойти после нашей экскурсии
Предварительная регистрация и оплата обязательны.
Продолжительность — 1,5- 2 часа
Стоимость – 400 руб, пенсионерам — 350, держателям клубных именных карт — 300 руб
Место сбора группы: станция метро «Печатники», в центре зала. При себе нужно иметь проездной билет на 2 поездки, так как монастырь находится не рядом с метро.
Экскурсия участвует в акции 4+1
Поэт на митрополичьей кафедре
Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.
Радоница
03.05.2011 20:43
Во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически слово “радоница” восходит к словам “род” и “радость”, причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.