Дом-музей марка шагала в витебске

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.

Художник Марк Шагал

С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.

Музей Марка Шагала в Витебске

Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.

Марк Шагал в молодости

Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.

Марк Шагал за работой

Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.

Марк Шагал в старости

Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Немного биографии известного художника

Родители Марка всегда мечтали, чтобы их сын получил основательную профессию и выбился в люди. Они пророчили ему профессию приказчика или бухгалтера. Но мечты не сбылись, и Марк стал знаменитым художником, которого любят во всем мире. Каждая страна, где он жил и творил, считает Шагала своим.

Родился художник в еврейском пригороде Витебска в 1887 году. Большая часть евреев в то время обучалась на дому, и Марк не стал исключением. Он изучал древнееврейский язык и знаменитые книги своего народа.

Немного позже Шагала отдали в витебское четырехклассное училище. Однако мальчик отличался от своих сверстников. Он смотрел на мир совершенно иначе. Рисовать Марк любил всегда, но только в юности смог начать учиться этому делу. Первым его учителем был Юдель Пэн.

Ю. Пэн был мэтром еврейского Ренессанса и позиционировал себя как академист. Но Марку не нравился этот жанр, и он предпочитал работать в другом направлении — авангарде.

Юный Шагал не боялся экспериментировать и все задумки переносил на полотно. Когда учитель увидел первые картины своего ученика, он удивился и понял, что перед ним стоит талантливый молодой человек. С тех пор Пэн стал заниматься с Марком совершенно бесплатно. Но он понимал, что его ученику нужно нечто большее и предложил продолжить обучение в Петербурге. В этот период и сформировался творческий стиль художника. В Петербурге Шагал обучался у знаменитого Льва Бакста.

Но долго в там Шагал не прожил и в 1909 году возвратился на родину, где встретил свою любовь и взглянул на родной город совершенно иначе. На его полотнах появились узкие улочки Витебска, старинные здания и ветхие церквушки.

За годы своей жизни Шагал побывал во многих странах и занимался разными видами творчества. Но его любовь к Парижу и избранному направлению осталась неизменной.

История дома-музея

В конце XIX века, после рождения Марка и смерти деда художника, отец Марка Хацкель Шагал купил деревяннный дом (не сохранился) на Покровской улице. До этого Шагалы жили в районе Песковатик, где и родился художник.

В период с 1901 по 1905-й годы рядом с деревянным зданием Шагалы построили одноэтажный кирпичный дом, который сохранился до наших дней. Именно в этом доме сейчас располагается музейная экспозиция. По архивным документам известно, что Хацкель и Фейга-Ита Шагалы (отец и мать художника) на Большой Покровской улице владели недвижимым имуществом в виде «каменного 1-этажного дома с лавкой, деревянного дома, двух флигелей во дворе и досчатого сарая». Все деревянные постройки были разрушены во время войны.
В 1991 г. витебским городским исполнительным комитетом было принято решение о создании в Витебске Музея Марка Шагала. Тогда же под руководством первого директора музея Аркадия Подлипского была открыта небольшая музейная экспозиция в одной из комнат дома на Покровской улице, где еще продолжала жить семья маляра Зиновия Мейтина.

В течение последующих лет на средства Витебского горисполкома при участии «Круга содействия «Дом-музей Шагала в Витебске» из города Нинбург (Германия) была проведена реставрация родительского дома художника, а сотрудниками музея собраны необходимые экспонаты.

Своих первых посетителей Дом-музей Марка Шагала принял 6 июля 1997 года, в день 110-летия со дня рождения художника. В этом же году рядом с каменным восстановлен деревянный дом. Месторасположение остальных домов, находившихся в глубине участка, пока остается проблематичным.

Во дворе музея был установлен памятник художнику «Витебская мелодия на французской скрипке» работы витебского скульптора Валерия Могучего. Летом 1998 года возле здания музея были проведены археологические раскопки, при этом выявлены остатки керамики, курительные трубки, бутылки и прочие бытовые предметы XVIII—XX веков.

С 1998 года пост директора музея Марка Шагала занимает Людмила Хмельницкая.

Экспозиция музея Марка Шагала в Ницце

Музей Марка Шагала посвящен в основном библейским сюжетам в его творчестве. Он создавался при участии самого художника, при его жизни, поэтому можно понять логику расположения в нем экспонатов и совершить увлекательное путешествие не только в мир живописи, но и проникнуться духом и творчеством Шагала.

Музей состоит из трех залов, каждый из которых имеет свою тематическую направленность.

Первый зал включает в себя 12 картин из 17 «Библейских». Это самый большой зал, картины здесь размещены по цветовой гамме: холодные тона и оттенки здесь доминируют. Картины также разделены с остальными по сюжету: в данном зале размещены полотна, рассказывающие о событиях, изложенных в Ветхом Завете, — сотворение мира, зарождение и становление религии, первые христиане и гонения на них, сцены из Евангелия и многое другое. Каждая картина Шагала — это попытка размышления о вере, мире и месте человека во Вселенной. Благодаря большим размерам холсты очень удобно рассматривать

Замечая основные моменты, посетитель с помощью аудиогида или экскурсии впоследствии обращает внимание и на мелкие детали, которые не видны глазу сразу, а открываются позже. В них порой скрывается ответ на какой-либо вопрос или философскую мысль художника

Подобная игра со зрителем была свойственна Марку Шагалу: он не стремился открывать все сразу, хотел, чтобы человек, лицезреющий картину, подумал и пришел к собственным выводам. И тогда уже художник открывает ему свое видение или ответ на вопрос. Экскурсия по залам музея Марка Шагала не просто носит ознакомительный и познавательный характер — она заставляет посетителя думать и искать ответы на интересующие его вопросы, которые возникают в процессе знакомства с творчеством художника.

Елена Некрасова

Второй зал, гораздо меньший по размеру, содержит 5 картин библейской тематики, общим для них является цветовая гамма — теплые и красные тона, которыми художник изображает сюжеты из «Песни Песен», рассказывающие о Рае. Сквозь них Шагал доносит до зрителя и собственные размышления о вечном: родившись в традиционной иудейской семье, он трепетно относился к религии и отражал это в творчестве. В зале помещены наиболее известные картины конкретной тематики — «Рай», «Изгнание из рая», «Сон Иакова» и другие.

С помощью цвета художник передает атмосферу, описанную в Библии: всеобщая благость, цветущие сады и отсутствие земных бед — все это на картинах обретает реальные краски.

Третий зал музея Марка Шагала не имеет постоянной выставки: экспозиция его периодически меняется. В этом зале выставляют свои работы молодые художники Франции и именитые европейские мастера живописи.

В среднем выставка длится 5–6 месяцев, затем меняется. Узнать о том, какая в данный момент экспозиция размещена в зале музея, можно на его официальном сайте в соответствующем разделе.

historical couple

Помимо залов с картинами, музей привлекает посетителей концертной площадкой, где проходят вечера классической музыки и различные тематические мероприятия.

Зал вмещает до 200 гостей, на сцене расположен концертный рояль. Но главная достопримечательность его — огромные витражи на окнах, выполненные рукой самого Марка Шагала. Он создавал витражные панно для многих соборов и концертных площадок Европы, это было одним из его страстных увлечений помимо живописи.

В собственном музее Шагал постарался воссоздать лучшие из своих работ, объединив их в несколько витражных панно. Их сюжет также библейский, в соответствии с общей темой выставки и музея в целом.

f/64

Биография и творчество Марка Шагала

Марк Захарович Шагал (настоящее имя Мовша Хацкелевич) родился 7 июля 1887 года в городке Лиозно, в 40 км от Витебска. Район находился в черте еврейской оседлости, установленной еще Екатериной II для компактного проживания нации. Рождение младенца последовало почти сразу после спасения матери художника Фейгэ-Итэ из горящего здания — в тот день в городе произошел масштабный пожар. Марк появился на свет бездыханным, чтобы вернуть ребенка к жизни, повитухе пришлось колоть его иголками и окунать в воду.

В этот период молодого мастера много критиковали, что привело к творческому кризису. В 1909 году Марк вернулся в Витебск, где знакомство с будущей женой Беллой вернуло свежесть его произведениям. В 1910 году Шагал в первый раз оказался в Париже, деньги на поездку дали его покровители. Под влиянием новых течений в искусстве художник увлекся кубизмом, но его работы отличались свежестью и самобытностью. Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire) первый дал определение стилю Шагала, назвав его произведения surnaturel (фр. «сверхъестественное»), а затем surreal (фр. «сюрреальное»).

Уже будучи гражданином Франции, художник в 1914 году приехал в Витебск в гости к сестре и задержался на родине на целых восемь лет, пережил краткое увлечение идеями революции и даже работал уполномоченным по искусству. Однако советское правительство к 1920 году перестало одобрять авангардную живопись, и Шагал с трудом смог выехать за рубеж. Россию он покидал уже с женой Беллой и маленькой дочерью Идой.

Перебравшись в Париж, художник первый раз в жизни стал по-настоящему финансово независимым — хорошие деньги ему принесла работа над иллюстрациями к роману Николая Гоголя «Мертвые души». Шагал получил возможность свободно заниматься творчеством, путешествовать, отдыхать с семьей на Лазурном Берегу. Однако в 1941 году, в период оккупации Франции гитлеровскими войсками, Шагал был арестован, и лишь вмешательство американского консула спасло его от отправки в концлагерь и помогло укрыться от преследований в США.

Крупный успех за океаном художнику принесла работа над костюмами и декорациями к балету «Алеко», поставленным в театре Нью-Йорка выходцем из России Леонидом Масиным. Несмотря на насыщенную и безбедную жизнь, Шагал мечтал вернуться во Францию, но планы нарушила смерть супруги от вирусной инфекции, после чего живописец впал в глубокую депрессию. Оказаться на Лазурном Берегу удалось только в 1948 году, за это время Марк Захарович уже обзавелся новой семьей, хотя до конца жизни считал своей музой только первую жену.

После 1950 года художник увлекся гравюрами, графикой, скульптурой, витражами, создал серию иллюстраций на ветхозаветные сюжеты. Над своим «Библейским посланием» Шагал продолжал работать вплоть до начала 1970-х годов, произведения цикла теперь занимают целый музей в Ницце. Творчество художника получило мировую известность, авторская выставка прошла даже в Советском Союзе, куда Марк Захарович приезжал в 1972 году по приглашению Министерства культуры.

До последних дней творения уже пожилого художника были проникнуты удивительной радостью существования, оптимизмом и свободой духа. Даже в преклонные годы он продолжал плодотворно работать, а его картины еще при жизни выставлялись в Лувре. 28 марта 1985 года после трудового дня в мастерской 97-летний живописец тихо угас в своей постели.

Последний полёт

В Париже Ида Шагал создала салон, где собирался весь цвет столицы — от Андре Мальро до мадам Помпиду. Вава (так близкие звали Валентину Григорьевну Бродскую) была вхожа туда и как дочь известного фабриканта, и как владелица лондонского салона моды. Она была моложе Шагала на восемнадцать лет. Хорошенькая. Нравилась Иде. Что ему ещё было нужно от женщины? Ну разве ещё, чтобы она побуждала его летать… Но такая женщина в жизни Шагала уже была, и другой случиться не могло. Марк Захарович был нетребователен и быстро привязывался. В общем, 12 июля 1952 года Вава стала женой Шагала. Просто рисовать он продолжал Бэллу…

Для свадебного путешествия выбрали Грецию, и, казалось, Шагал вернулся оттуда другим человеком. За какие-то несколько дней проявилась истинная сущность Валентины — властной, корыстолюбивой, ревнивой. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. И художник подчинился. Для начала перестал рисовать раввинов. Потом Шагал вдруг пригрозил подать в суд на авторов еврейской энциклопедии, если они упомянут там его имя. Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский».

Но хуже всего то, что Марк Захарович стал слишком мало думать о творчестве и слишком много — о благосостоянии семьи. Так во всяком случае считали его друзья. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист!» Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать!» Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством).

Даже дочери, Иде Валентина Григорьевна не разрешала Шагалу ничего дарить. Её собственные отношения с Идой очень быстро испортились, и та стала редко появляться у отца дома. А всякий раз, когда Марк Захарович хотел отдать дочери что-нибудь из своих новых работ, Вава говорила, что картина уже кому-то обещана. Кстати, основная часть рисунков (стоимостью в несколько сотен миллионов долларов) стараниями Валентины Григорьевны досталась ее брату, Мишелю Бродскому, которого Шагал не слишком жаловал.

Нужно ли говорить, что видеться с внебрачным сыном — Дэвидом — Валентина Григорьевна мужу запретила. На долгие годы с молчаливого согласия Шагала было наложено табу даже на упоминание Вирджинии Хаггард и её сына. Пробовала Вава потеснить из биографии мужа и его первую жену, но тут уж она столкнулась с непробиваемой стеной сопротивления! Первая жена и родина оставались для Шагала святынями. Хотя он и закончил жизнь с другой женщиной и в другой стране…

Кстати, насчёт конца. Шагал умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимавшемся на второй этаж. Пусть и не высоко, но все-таки вверх! А значит, он действительно умер в полёте…

Достопримечательности Витебска

Говоря о Витебске, можно сравнить его с культурной столицей России – городом Санкт-Петербургом. Ведь в нём собрались воедино современность и архитектурно-историческое наследие былых времён. Культурная столица Белоруссии настолько многообразна, что приехав сюда, большинство туристов не задаются вопросом: «Что посмотреть в Витебске?». Многие путешественники, наоборот, задумываются о том: «С чего начать изучение этой местности?».

А начать его лучше всего, конечно, со Старого города. Это историческая, пешеходная часть Витебска. Именно здесь находятся основные достопримечательности XVII-XVIII веков: городская Ратуша, Свято-Успенский кафедральный собор, Губернаторский дворец, Воскресенская церковь.

Городская Ратуша – это визитная карточка Витебска. Построено здание было в конце ХVI века. В 1597 году город стал обладателем Магдебурского права. В связи с чем был награжден возможностью иметь свою собственную Ратушу – символ независимости.

Свято-Успенский кафедральный собор – одно из загадочных мест Витебска. Находится он на Успенской горке, которая раньше называлась «лысая гора». По версии историков когда-то тут совершались языческие обряды. Кстати, об этом свидетельствует найденный археологами ритуальный костяной топор. Нужно сказать, что Свято-Успенский собор – это не единственный храм, построенный на Успенской горке. Все остальные церкви не очень-то долго вековали здесь

Какие-то были разрушены, какие-то истребили пожары, но только Свято-Успенский кафедральный собор продолжает до сих пор существовать и привлекать внимание гостей Витебска своей красотой и  могуществом

Губернаторский дворец и шикарная площадь перед ним – любимые туристами достопримечательности Витебска. Ведь сколько тайн хранит дворец. Сколько известных людей проживали в его стенах. В 1812 году Наполеон Бонапарт, во время похода на Москву, останавливался здесь, чтобы отметить свои 43 года и дать французскому войску отдохнуть перед дорогой.

Воскресенская церковь – это православный собор в Витебске. Образован он в 2009 году на месте, разрушенного в советские времена старинного деревянного храма. Датой постройки которого принято считать 1558 год.

Невозможно перечислить всех интересных мест, наполняющих этот город. Помимо основных исторических архитектурных зданий туристы обязательно спешат увидеть Летний амфитеатр. Это именно то сооружение, в котором проводится всемирно известный музыкальный конкурс «Славянский базар».

А, какой в Витебске Ботанический сад! Кроме того, что это прекрасное место прогулок для жителей и гостей города, сад ещё является научным отделом Витебского Государственного Университета. Он сотрудничает почти с шестьюдесятью странами планеты на предмет обмена саженцами, семенами и каталогами растений.

Витебск не оставит равнодушным ни одного своего гостя. Каждый человек, посетивший этот светлый город, найдет в нём что-то своё, родное и близкое только его душе.

Известные полотна, которые стоит увидеть

Основная часть полотен, которые представлены в музее — это картины по библейским мотивам. Он сам размещал картины в залах и подбирал те, которые считал самыми удачными. Гуляя по музею, можно проследить суть творчества знаменитого художника. Логика расположения картин позволяет не только погрузиться в удивительный мир живописи, но и понять суть творчества Шагала.

Мы уже упоминали, что все залы имеют свою тематическую направленность. Конечно, каждая картина знаменитого художника достойна отдельного внимания, но среди них есть те, которые заслуживают обдумывания сюжета и заставляют погрузиться в атмосферу, переданную нам Марком Шагалом.

Итак, Первый зал. Тут собрано 17 картин с единой тематикой — библейской. Их можно считать ядром коллекции. Ни в одном мировом музее больше не встретишь подобного. Очень часто посетители задаются вопросом, почему именно библейская тема. И ответ на него очень прост. Марк Шагал родился в верующей семье, и каждая картина пропитана еврейскими мотивами, а не христианскими. Это стоит учитывать при просмотре коллекции. В зале можно увидеть такие знаменитые картины, как «Сотворение мира», «Сон Иакова», «Ной и радуга», «Изгнание из рая» и многие другие.

Второй зал немного меньше по размерам. Картин, посвященных библейской тематике, всего пять. Они отражают настроение и душевное состояние творца в тот момент, когда писались произведения. Атмосферу и мысли Шагала передает цвет, который выбирает художник.

Внимания заслуживают не только картины, но и витражи. Они рассказывают посетителям о сотворении мира. Прекрасно выглядит и мозаичное панно под открытым небом, на котором изображена сцена вознесения пророка Илии.

Экспозиция музея

Марк Шагал — один из самых известных белорусских живописцев, знаменитых на весь мир, а в Витебске, где прошло его детство, он является популярной личностью, почитаемой по сей день. Его дом-музей посещает множество туристов: это обязательная часть любого обзорного тура по городу.

Дом, где родился и вырос Марк Шагал, был построен его отцом в конце XIX — начале XX века, в 1900 году семья переехала сюда. Изначально на участке было четыре дома — один каменный и три деревянных, где размещались подсобные помещения. В настоящее время в каменном одноэтажном строении разместился музей, а в единственном деревянном доме, сохранившемся до наших дней, — хранилище садового инвентаря и комнатка сторожа.

В музее можно увидеть вещи того времени, архивные документы, которые рассказывают о Шагале и его семье. Авторы проекта пытались воссоздать быт еврейской семьи.

Свои первые, еще детские рисунки Марк Шагал начал рисовать именно в доме на ул. Покровская. Он воображал, что это его мастерская. Любимыми творческими локациями в доме были место у окна и печь на кухне, где юный художник проводил большую часть своего времени, уносясь в мотивы творчества.

Официальная группа на Facebook

На многих картинах Шагала запечатлен его дом и его обстановка внутри. Например, на полотне «День рождения» изображена его комната и настенный ковер. Художник встречает важную гостью — Беллу Розенфельд — первую жену и музу, которая дарит ему букет, и он взлетает от счастья. В музее в комнате Шагала до сих пор висит ковер, похожий на изображенный на картине.

Переходя из комнаты в комнату, в музее можно увидеть множество предметов интерьера, мебели, семейные фотографии, которые также можно заметить на полотнах Шагала. Старинная лампа, дореволюционные часы-ходики, кухонная утварь. Интерьеры дома восстанавливали по рисункам Марка Шагала к его автобиографической книге «Моя жизнь». Очень активно помогали восстанавливать дом и обустраивать музей немецкие коллеги — почитатели творчества художника и музейные работники.

В 1999 году во дворе дома-музея на улице Покровской был установлен памятник юному Марку Шагалу. Скульптура изображает молодого человека, который держит в руках скрипку в форме Эйфелевой башни (по аналогии с Парижем, который так любил художник), а на ней высятся купола и крыши родного Витебска — города, изображаемого то и дело на картинах и лелеемого в сердце. То есть скрипка напоминает палитру, плавно переходящую от Парижа в Витебск и обратно. Эти два города неразрывно связаны с жизнью художника и одинаково им любимы. Шагал писал: «Париж, ты — мой второй Витебск». В руке художник держит смычок-кисть. Тем самым скульптор Валерий Могучий — автор статуи — подчеркивает талант Шагала создавать кистью шедевры, как будто играя на скрипке. Рядом с художником стоит аллегорический и собирательный образ животного, которого он в разных видах изображал на своих картинах. А во рту у животного — любимый цветок живописца — василек. Его также можно интерпретировать как отражение любви к родному краю и тоску по Родине.

Помимо предметов быта и интерьеров, фото-документов и писем художника-сюрреалиста, в коллекции музея Марка Шагала хранится более 300 оригинальных произведений искусства, в числе которых — литографии, гравюры, иллюстрации к литературным произведениям и просто наброски будущих произведений искусства. В музее также выставлены репродукции некоторых самых знаменитых работ Шагала.

Официальная группа ВКонтакте

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.

Марк Шагал и Белла с дочерью

«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.

Марк Шагал с женой Валентиной Бродской

Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Катастрофа

На этот раз он чуть было не опоздал. Досиделся во Франции до самого прихода немцев! Нетрудно догадаться, что было бы с чистокровным евреем Шагалом, его еврейкой-женой и их дочерью, останься они чуть дольше среди тех, кто ещё в 1933 году бросал в костёр шагаловские полотна (с 1913 года, когда немецкой культуре еврей Шагал не мешал, много воды утекло). Но, к счастью, в мае 1941 года семье удалось сесть на пароход, идущий в Америку.

В Нью-Йорк Шагалы прибыли на следующий день после нападения Германии на Советский Союз. Узнав об оккупации Витебска, художник написал ему (то есть Витебску) письмо: «Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы. … Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Врагу мало было города на моих картинах, которые он искромсал как мог. Его «доктора философии», которые обо мне писали «глубокие» слова, теперь пришли к тебе, мой город, сбросить моих братьев с высокого моста в Двину, стрелять, жечь, наблюдать с кривыми улыбками в свои монокли…»

С Бэллой

А скоро мировая катастрофа слилась для него с его личной, частной, но не менее страшной катастрофой — в 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его единственная любовь, его главная женщина Белла. «Твой белый шлейф плывет, качаясь в небе…» — напишет он много лет спустя.

Девять месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене — рисовать Марк Захарович не мог. Он вообще ничего не мог — ни с кем-либо говорить, ни куда-либо ходить, ни чего-либо хотеть. Если бы так продолжалось дальше, он либо сошел бы с ума, либо умер. И тогда хитрая Ида (ей было уже 28 лет) наняла отцу экономку — потрясающую красавицу, лицом напоминающую Бэллу, к тому же великолепно образованную и из хорошей семьи — отец Вирджинии Хаггард когда-то служил британским консулом в США.

Шагалу было тогда пятьдесят восемь лет, Вирджинии — тридцать с небольшим. Нет, он по-прежнему любил свою Беллу, и смерть над этим была не властна. Но одиночество было для Шагала невыносимым! Вскоре Вирджиния родила ему сына. В честь одного из братьев Шагала его назвали Дэвидом. А вот фамилию мальчику дали материнскую, оставшуюся у нее от первого замужества — Макнилл (ведь Дэвид родился вне брака). В 1948 году вся семья, повинуясь шагаловской страсти к перемене мест, переехала в Париж.

Вирджиния, к которой Шагал со временем не на шутку привязался, оказалась похожей на Беллу лишь внешне. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать, иначе он покончит с собой. Надо ему кого-то подыскать». В конце концов мы нашли Валентину Бродскую, которая тогда жила в Англии, и уговорили её стать на некоторое время компаньонкой художника».

Живопись

Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

Картина Марка Шагала «Голгофа»

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).

Картина Марка Шагала «Над городом»

В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.

Картина Марка Шагала «Белое распятие»

В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector