Всеобщая история

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

История древней Ассирии и города Вавилон

Постепенно возвысились два
политических центра Месопотамии
.
Во-первых, город Вавилон и, во-вторых, древняя Ассирия.
Город Вавилон укрепился в XVIII в.
до н. э. при царе Хаммурапи (1792 —
1750 гг. до н. э.) — великом завоевателе и законодателе. Но недолго
Старовавилонское царство было
цветущим: мятежи и войны скоро
подточили его силы. Через полторы
сотни лет после Хаммурапи вавилонская династия пала под натиском хеттов. Сам период правления
старовавилонских правителей прошёл под знаком культурного упадка в древних шумерских городах.
Однако Вавилон ещё дважды пережил эпохи расцвета. На протяжении
нескольких столетий после гибели
Старовавилонского царства в стране
хозяйничали пришлые племена касситов. Касситские правители научились бережно относиться к высокоразвитой культуре Междуречья. При
царях из династии касситов Вавилон
вновь поднялся. В XIII—XI вв
до н. э. он борется с переменным успехом против новых
мощных врагов: Ассирии
и Элама, неоднократно
терпит страшное разорение, изнемогает, наконец, попадает в VIII в.
до н. э. под власть ассирийцев. Ассирийские
цари пытались сделать из этого великого
города вторую столицу
своего царства и даровали ему значительную
автономию. Но даже такие
льготные условия подчинения не устраивали вавилонян.
Они без конца поднимают мятежи
и заключают договоры с врагами
Ассирии. Союз с племенами мидийцев приносит им победу. В 626 г. до
н. э. правитель Набопаласар восходит на престол и основывает независимое Нововавилонское царство.
Около 100 лет продлилась его история. Вавилон тогда испытал невиданный культурный и политический подъём. Однако это не помогло
городу выстоять против очередного
завоевателя — персов…

Возникновение рабства.

Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.

К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала [II тысячелетия эпическая поэма о паре Киша Акке и царе Урука Гильгамеше, согласно которой царь города Киша требует от города Урука рытья больших и малых водных бассейнов во всей стране. В таком случае население зависимого города фактически превращалось в подневольных людей.

Положение рабов в древнейшем шумерском обществе было чрезвычайно приниженным. Раб часто назывался иги-ну-ду — «не поднимающий глаз», т. е. держащий глаза опущенными перед свободными людьми. Рабов приносили в жертву богам и умершим царям.

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Ур при III династии.

В течение более чем столетнего правления III династии Ура Двуречье представляло собой сильное, рабовладельческое государство. Основоположник династии — Урнамму и его сын Шульги называли себя «царями Шумера и Аккада», подчёркивая этим объединение юга и севера страны. Могущество объединённого государства ощущалось на западе — в Сирии, на северо-западе — в Малой Азии и на востоке — в Эламе. Уже Урнамму похваляется, что он «направил свои стопы от Нижнего к Верхнему морю», т. е. от Персидского залива к Средиземному морю. Шульги (2114—2066) во второй половине своего царствования закрепил власть Ура над окружающими Двуречье областями. Его походы и важнейшие мероприятия внутренней политики отражены в названиях отдельных годов его царствования. Так, название 16-го года его царствования гласило: «Год, когда горожане Ура были взяты в качестве лучников»

Речь идёт, повидимому, о важной военной реформе, сводившейся к тому, чтобы использовать достижения военного искусства Аккада и заменить неповоротливые фаланги тяжеловооружённой пехоты Шумера подвижной пехотой, вооружённой луками. Вероятно, Шульги ввёл и новый способ обеспечения постоянной армии царя, предоставив отдельным бойцам или же группам их земельные наделы.

Реорганизованное войско Шульги одерживало победы в горных районах Элама. На севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего царствования Шульги принял титул «царя четырёх стран света». Подобно Нарамсину он добивался своего полного обожествления. В царских списках, составленных писцами несколько позднее, Шульги и его сын Бурсин прямо названы «богами». Седьмой или десятый месяц в календарях различных городов был назван в честь царя Шульги. Враждебные политические силы были подавлены царской властью. Наследственные патеси были заменены чиновниками, носившими лишь титул патеси. От каждой из областей своей державы царь получал определённую подать.

Однако Шульги и его преемникам нелегко было удержать власть над обширным государством. Для покорения некоторых восточных областей потребовались многократные походы. Большие опасности грозили государству Шульги и с запада. В степях на западе появились многочисленные аморейские племена, говорившие на одном из семитических языков. Аморейские племена осели в ряде районов Сирии, захватив в конце концов власть над ними. Вторжение грозило теперь государству Шумера и Аккада. Ряд мелких государств в Месопотамии, невидимому, во вторую половину правления царей III династии Ура уже был захвачен амореями.

Вторжение амореев в Двуречье было чревато том большей опасностью, что в стране имелось немало аморейских рабов. Походы царей III династии Ура на запад, очевидно, были обусловлены главным образом стремлением обуздать беспокойные аморейские племена. Попытки вторжения этих племён на территорию государства Шумера и Аккада стали настолько опасными к концу 111 династии Ура, что царь Шусин, преемник Бурсина, вынужден был в 4-м году своего правления воздвигнуть линию укреплений против них.

Вавилония при завоевателях

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где он «короновался», принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и умер 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н.э., когда страну захватили парфяне. От разгрома, учиненного парфянами Вавилону за эллинистические симпатии его жителей, город так и не оправился.

Лев. Декор улицы ведущей к воротам Иштар. Изразцы. Вавилон. Начало IV в. до н.э.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимися, очевидно, лишь в сасанидскую эпоху (227-636 гг. н.э.), сколько социально-политическими:

  • отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций,
  • влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками,
  • а главное — глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации.

К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского еще в первой половине I тыс. до н.э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными ее носителями были ученые писцы и жрецы. Именно они на протяжении трех столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом» мире. Однако все усилия вавилонских ученых спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила свое и была обречена.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии – это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом — точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне – это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова – «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Многолетний полив

Плотное население возникло из-за тщательно продуманного орошения Вавилонской равнины, которое первоначально отвратило ее от ядовитого и необитаемого болота и сделало ее самой плодородной страной в мире. Наука ирригации и инженерия, кажется, впервые были развиты в Вавилонии, которая была покрыта сетью каналов, все они были искусно спланированы и регулировались. Три главных из них унесли воды Евфрата к Тигру над Вавилоном: канал Забзаллат (или Нахр Сарсар), протекающий от Фалуджи до Ктесифона , канал Кутха от Сиппара до Мадам, проходя по пути через Телль-Ибрагим или Кут’а. , и Царский канал или Ар-Малха между двумя другими. Последний, который, возможно, получил свое название от Хаммурапи , проводился от Евфрата к Упи или Опису, который, как показал Х. Винклер ( Altorientalische Forschungen , ii. Pp. 509 seq.), Находился недалеко от Селевкии на западе. сторона Тигра. Паллакопа, называемая в нововавилонских текстах Паллуккату, берет свое начало от Паллуккату или Фаллуджи и идет параллельно западному берегу Евфрата до Иддарату или Тередона (?) Орошает огромные участки земли и снабжает водой большое озеро неподалеку. Борсиппа. Б. Мейснер, возможно, прав, отождествляя его с «Каналом бога Солнца» в ранних текстах.

Благодаря этой системе орошения обработка почвы в Вавилонии была очень развита. Согласно Геродоту (1.193), пшеница обычно возвращалась сеятелю в двести раз, а иногда и в триста раз. Плиний Старший ( HN xviii. 11) заявляет, что он был дважды разрезан, и впоследствии стал хорошей охраной для овец, а Берос заметил, что пшеница, кунжут , ячмень , офрисы , пальмы , яблоки и многие виды очищенных от скорлупы фруктов росли одичалыми, как пшеница. все еще живет в районе Аны . В персидской поэме прославляется 360 использований пальмы (Страбон, XVI, I. 14), а Аммиан Марцеллин (XXIV, 3) говорит, что от точки, достигнутой армией Юлиана до берегов Персидского залива, был сплошной лес зелень.

Древние каналы

Местоположение большинства крупных городов, таких как Киш , Урук , Лагаш и др., Известно достоверно, тогда как расположение небольших поселений, расположенных вдоль сети каналов, реконструировать сложнее. Важным источником месопотамской топонимии является большая вавилонская энциклопедия Urra = hubullu и комментарии к ней. Эти тексты содержат списки топонимов, но требуются косвенные доказательства, чтобы соотнести их с их географическим положением. Наиболее полезной категорией текстов для этой цели являются маршруты, в которых населенные пункты перечисляются в той последовательности, в которой их проезжает путешественник.

Включены важные каналы Шумера

  • Zubi канал ( Izubi , Аккадская Izubitum ), короткий покрой Тигра между местами современной Самарры и Багдадом . Поселения вдоль этого канала включали Хибаритум и Пуш.
  • Irnina канал, канал присоединился к Zubi выше Push. Поселения вдоль этого канала включали Хиритум, Хурситум, Сарру-Лаба, Намзиум.
  • гибил канал рассекал на юго — запад от Тигра до точки южнее пограничного города Кеша , мимо ветви , которые пошли на север , в этом городе. Гибил продолжался до Аписалы, где он пересекался с каналом Нинагина, который тек на юго-восток от Забалама. От Аписалы река Гибил перешла в Умму, где соединилась с каналом Итурунгал.
  • Канал Иссиннитум уходил от правого берега Евфрата над Ниппуром и переправлялся через город Исин, ​​а оттуда присоединялся к Евфрату в Кисурре.
  • Канал Итурунгал оставил Евфрат ниже Ниппура, проходя мимо Адаба, Дабрума, Забалама, Уммы, Нагсу, Бад-Тибиры и Ларсы и между Уруком и Энеги, прежде чем снова соединился с Евфратом.
  • Канал Нанагугал отходил от левого берега канала Итурунгал ниже Бад-Тибиры. Он обозначал восточную границу Ура и западную границу Лагаша.
  • Канал Нинагина бежал от Итурунгала на юго-востоке Забалама, минуя Гирсу, Лагаш и Нину. Он пересекался с каналом Гибиль в Апичелле.
  • Канал Сусука пролегал на юго-восток от Ура до Эриду.

Наследники древней Месопотамии до конца поздней античности

Персидские Ахемениды завоевывали город с 550 г. до н.э. Ближний Восток и Малая Азия. Кир II покинул Вавилон в 539 г. до н. Э. Его провозглашение на цилиндре Кира и Месопотамии стали частью сильно расширяющейся Персидской империи , которая затем стала частью 330 г. до н. Э. В свою очередь был покорен Александром . После его смерти генерал Селевк пришел к власти на востоке империи Александра и основал династию Селевкидов . Около 140 г. до н.э. Тогда большая часть Месопотамии перешла под власть иранских парфян Аршакидов . Они сделали город Селевкию-Ктесифон на Тигре своей главной резиденцией, в то время как Вавилон быстро потерял свое значение после завоевания парфян и войн между Селевкидами и парфян.

Евфрат долгое время обозначал границу с Римской империей , пока римляне при императоре Септимии Севере не аннексировали северную Месопотамию около 200 г. н.э. и управляли ею более четырех веков. Несколько лет спустя цари семьи Аршакидов были свергнуты персидскими Сасанидами , которые продолжали проживать в Ктесифоне. Хотя они сами были зороастрийцами , христианство распространилось среди Сасанидов в Месопотамии, которая также была важным центром иудаизма в поздней античности . Доисламская история Месопотамии закончилась падением империи Сасанидов в ходе арабской экспансии около 640 г. н.э.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану – аккад.) – бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль – владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) – ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой – свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Этимология

«Месопотамия» — топоним древнегреческого происхождения (др.-греч. Μεσοποταμία «междуречье»; от др.-греч. μέσος «средний» + ποταμός «река») — «страна/земля между рек»; под реками подразумеваются Тигр и Евфрат. Термин возник в эллинистическое время, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Новая административно-территориальная единица была сформирована из земель ахеменидских сатрапий, прежде всего Вавилонии и, вероятно, Заречья. Греческое название для этой области, предположительно было калькой с местного, арамейского названия страны.

До IV в. до н. э. были распространены другие обозначения этих земель. В частности, Нижняя Месопотамия в древнейших письменных источниках называлась «Шумером и Аккадом»; она делилась на две части: собственно Шумер (или Ки-Энги) — в низовьях Тигра и Евфрата и Аккад (Ки-Ури) — выше по течению этих рек. Впоследствии на область Аккад и часть Шумера распространилось название «Вавилония»; другая часть Шумера и новые земли, образовавшиеся в результате отступления вод Персидского залива стали упоминаться под названием «Приморье», а с начала I тыс. до н. э. — Халдея; с времён поздней античности имя «Вавилония» стало наиболее общим обозначением этих земель. В Средние века закрепилось арабское название Нижней Месопотамии — «Ирак».

Верхняя Месопотамия изначально была периферийной частью древней цивилизации. Древнейшие обозначения этих земель — «Субарту» (в среднем течении Тигра), «Марту» (Средний и Верхний Евфрат). Со II тыс. до н. э. территория Субарту известна под названием «Ассирия», верхнее течение Евфрата и бассейн его притоков имели пестрое в этническом отношении население: там существовали хурритские государства (в том числе Митанни), кочевали общины Амореи, функционировали арамейские/сирийские царства. С середины I тыс. до н. э. именно эти земли между Сирией и Ассирией стали именоваться Месопотамией (арабский аналог — Джезира); впоследствии Месопотамией и вплоть до Нового времени стал именоваться весь север региона, в то время как юг — Вавилонией. Несмотря на то, что римские географы (начиная с Плиния Старшего) впервые стали включать в рамки Месопотамии и Вавилонию, общепринятое единое название региона появилось лишь в последние столетия.

Культура и общество

Экономика и Экономика

В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).

Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она ​​не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.

В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.

Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.

Язык, письмо и числа

До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .

Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.

Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.

С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.

Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.

Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте аккадского языка. В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль – верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, что Энлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.

Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector