Первое русское кругосветное плавание
Содержание:
- Южное полушарие
- 4.
- 8.
- Русские кругосветные экспедиции и коллекции Кунсткамеры
- Путешествие «Невы»
- «Крузенштерн» сегодня
- Что еще можно сказать?
- 6.
- Значение
- Тихоокеанское путешествие
- Первое русское кругосветное путешествие
- Последние годы и память
- Ответы к страницам контурных карт 22 — 23. Природа России
- Личностные характеристики по воспоминаниям современников
- Главное — терпение
- Посещение Камчатки, Сахалина и Японии
- О марке
- Камчатка
Южное полушарие
Выйдя с рейда в Кронштадте, суда заплыли в порт Копенгагена, в Фальмут, заехали к острову Тенерифе, и уже четырнадцатого ноября, перейдя экватор, в первый раз занесли русский военный флаг в Южное полушарие. Во все время плавания исправлением карт, поиском новых островов, съемкой окрестных берегов занимался именно Крузенштерн Иван Федорович. Что открыл за время этого кругосветного плавания великий мореплаватель, станет известно спустя несколько лет, когда он опубликует свои записки об этом путешествии, представив общественности очень много любопытного материала обо всем, что увидел во время экспедиции.
Достигнув бразильской Санта-Катарины, мореплаватели обнаружили, что «Неве» требуется смена двух мачт, поэтому пришлось сделать небольшую стоянку. Закончив ремонт, корабли направились дальше, чтобы пересечь экватор. Начиная с этого времени, Крузенштерн с Лисянским уже вполне могли гордиться своими заслугами перед родиной. Ведь русский флаг впервые попадал в Южное полушарие, что на тот момент действительно было революционным шагом.
В феврале 1804-го кругосветная флотилия, обогнув мыс Горн, разделилась. Причиной стали экстремальные погодные условия. К концу апреля Крузенштерну удалось добраться до Маркизских островов, где путешественники вновь воссоединились: в порту Анна-Мария, который впоследствии станет известен как Нукагива, «Нева» с «Надеждой» встретились.
Пройдя мимо Вашингтоновых островов, первая русская кругосветная экспедиция продолжила путь в направлении севера. Но уже в мае вблизи Гавайских островов «Нева» с «Надеждой» снова разошлись. Первое судно отправилось в сторону Аляски, а второе пустилось к берегам Камчатки в сторону Японии. Именно с тех пор эскимосский остров Ингалик, который принадлежит США, был официально назван островом Крузенштерна.
4.
Шлюп «Надежда»
К тому времени он окончательно рассорился с графом Резановым, который отказывался признавать его капитанскую власть. Соперничество между ними началось с первых же дней плавания, и сейчас уже невозможно сказать, кто был инициатором конфликта. В сохранившихся письмах и дневниках этих двоих высказываются прямо противоположные версии: каждый из них обвиняет во всем другого. Точно известно лишь одно – Николай Резанов и Иван Крузенштерн сначала спорили о том, кто из них главный на судне, потом перестали разговаривать друг с другом и общались при помощи записок, которые передавали матросы, а потом Резанов и вовсе заперся в своей каюте и перестал отвечать капитану даже на записки.
8.
Триумфальное возвращение
В Россию корабли вернулись в разное время: «Нева» – 22 июля 1806 года, а «Надежда» – 5 августа. Участники экспедиции собрали огромное количество информации о множестве островов, создали карты и атласы этих земель и даже открыли новый остров, получивший название остров Лисянского. Был подробно описан почти не исследованный прежде залив Анива в Охотском море и установлены точные координаты острова Вознесения, о котором было известно лишь то, что он находится «где-то между Африкой и Южной Америкой».
Фаддей Беллинсгаузен
Все участники этой кругосветки, от капитанов до рядовых матросов, были щедро вознаграждены, и большинство из них продолжили делать морскую карьеру. Среди них был и путешествовавший на «Надежде» мичман Фаддей Беллинсгаузен, который через 13 лет возглавил первую русскую антарктическую экспедицию.
Интересности
10 августа, 2018
1 002 просмотра
Русские кругосветные экспедиции и коллекции Кунсткамеры
Первая русская кругосветная экспедиция была организована российским правительством с целью доставки в Русскую Америку припасов и материалов для Российско-Американской компании, развития российской торговли и мореплавания в северо-западной части Тихого океана. Кроме того ставилась задача установить официальные отношения с Японией. Уполномоченным Российско-американской компании в колониях и главой миссии в Японии был назначен Н.П. Резанов. Плавание осуществлялось на шлюпах «Нева» и «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг. Помимо выполнения экономических и политических задач, во время работы экспедиции были проведены обширные научные исследования, собраны коллекции по ботанике, зоологии, энтомологии, минералогии, этнографии, которые поступили в Кунсткамеру Академии наук.
Второе русское кругосветное путешествие (1819 – 1821), во время которого была открыта Антарктида, возглавил Ф.Ф. Беллинсгаузен. Плавание осуществлялось на шлюпах «Восток» и «Мирный». Экспедиция также получила от Академии инструкции по проведению научных исследований в местах своего прохождения.
Капитан 1 ранга О. Коцебу стал командиром третьего русского кругосветного путешествия (1823-1826), совершённого на корабле «Предприятие», и завершившегося открытием множества островов Тихого океана.
Часть коллекций из этих плаваний сразу же передавалась в Кунсткамеру. В то же время, 4 апреля 1805 г. по распоряжению Александра I при Государственном Адмиралтейском департаменте был основан музей. Участники кругосветных путешествий передавали в этот музей коллекции из Русской Америки, Австралии, с архипелагов Тихого и Индийского океанов. В музей Адмиралтейского департамента поступали коллекции от мореплавателей Ю.Ф. Лисянского, С.Г. Скотта, Ф.Ф. Беллинсгаузена, Ф.П. Врангеля, И.Ф. Крузенштерна, В.М. Головнина, М.П. Лазарева, С.П. Хрущева, Л.А. Гагенмейстера, М.М. Муравьева. В 1827 г. по распоряжению Николая I музей Адмиралтейского департамента был расформирован, а коллекции были переданы в Кунсткамеру Академии наук.
Фигурка, изображающая женского предка. Аляска, о-в Кадьяк. Эскимосы. Начало XIX в. Кость моржовая, бисер стеклянный, сухожилия тюленя
Сосуд-чаша в виде птицы крохаль. Аляска. Чугачи. Начало XIX в. Дерево, краска
Маска духа солнца. Аляска, о-в Адмиралтейства. Тлинкиты. Начало XIX в. Дерево, краска
Герб-тотем рода медведей. Аляска. Тлинкиты. Конец XVIII — начало XIX в. Дерево, краска, раковина марцинария речная, зуб медведя
Шаманская маска. Аляска, Александровский архипелаг. Тлинкиты. Начало XIX в. Дерево, краска, кожа, медь
Модель однолючной байдарки с фигуркой охотника и снаряжением. Аляска, Алеутские о-ва. Алеуты. Начало XIX в. Дерево, бусины стеклянные, моржовый клык, кожа тюленя, кишки тюленя, китовый ус
Боевой шлем в виде головы медведя. Аляска, Александровский архипелаг. Тлинкиты. Начало XIX в. Дерево, шкура тюленя, раковины оперкулум, краска
Шляпа-козырек. Аляска, о-в Уналашка. Алеуты. Начало XIX в. Дерево, краска, кость моржовая, ус морского льва, бусины стеклянные, сухожилия, волос
Ложка. Микронезия, Каролинские о-ва. Микронезийцы. Начало XIX в. Раковина моллюска
Сигнальная раковина. Микронезия, Каролинские о-ва. Микронезийцы. Начало XIX в. Раковина моллюска харония тритона
Палица. Полинезия, Маркизские о-ва. Маркизцы. Начало XIX в. Дерево
Тапа, орнаментированная отпечатками листьев. Полинезия, о-в Таити. Таитяне. Начало XIXв.
Ожерелье. Полинезия, Маркизские о-ва. Маркизцы. Начало XIX в. Клыки кабана, волокно растительное
Путешествие «Невы»
После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.
После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.
После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.
Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.
Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».
«Крузенштерн» сегодня
Сегодня российский четырехмачтовый парусник «Крузенштерн» используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график.
Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии.
Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывались экспедиции под парусами легендарного барка «Крузенштерн», в которых могли принять участие все желающие старше 13 лет. Первый поход «Крузенштерна» в 2017 году с Клубом путешествий стартовал 6 мая.
Что еще можно сказать?
Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.
- Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
- В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
- Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
- В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
- В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
- Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
- При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
- Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
- В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.
6.
Подкрепление для колонистов
Осень 1804 года «Нева» и «Надежда» разделились. Корабль Крузенштерна отправился в Японию, а корабль Лисянского – на Аляску. Миссия Резанова в японском городе Нагасаки прошла неудачно, и на этом его участие в кругосветной экспедиции закончилось. «Нева» в это время прибыла в Русскую Америку – поселение российских колонистов на Аляске – и ее команда приняла участие в сражении с индейцами-тлинкитами. За два года до этого индейцы вытеснили русских с острова Ситка, и теперь губернатор Русской Америки Александр Баранов пытался вернуть этот остров. Юрий Лисянский и его команда оказали им в этом очень важную помощь.
Александр Баранов, основатель Русской Америки на Аляске
Позже «Надежда» и «Нева» встретились у берегов Японии и двинулись дальше. «Нева» ушла вперед вдоль восточного побережья Китая, а «Надежда» более детально исследовала острова в Японском море, а затем отправилась догонять второй корабль. Позже корабли опять встретились в порту Макао на юге Китая, некоторое время они вместе шли вдоль берегов Азии и Африки, а затем «Надежда» снова отстала.
Значение
Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.
Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.
Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.
Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен – будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.
Тихоокеанское путешествие
После окончания ремонта 04.02.1804 г. состоялось отплытие шлюпов. Команды столкнулись с сильными бурями и нехваткой пресной воды, из-за чего Крузенштерн приказал ввести ограничение рациона 2-мя кружками воды на 1 чел. У широты мыса Горн корабли оказались 25.02.1804 г. и двинулись к югу. В это время температура воздуха резко упала, что заставило выдать зимние одежды. В Тихий океан шлюпы вышли 03.03.1804 г., а 25.03.1804 сильный шторм разделил корабли.
Лиснянский решает идти к острову Пасхи. После бури погода улучшилась лишь 01.04.1804 г., а через 10 дней «Нева» подошла к острову. Правда, сильный туман заставил крейсировать корабль у берега, а на остров отправили лейтенанта Повалишина. Он повез подарки островитянам и послание для Крузенштерна, если тот выйдет к острову. Обмен прошел удачно, а сам Лисянский сумел откорректировать координаты острова, зафиксированные в свое время Дж. Куком.
В это время Крузенштерн, дождавшийся завершения бури, отдал приказ идти на Нуку-Хиву, минуя о. Пасхи. Острова Фату-Хива, Хива-Оа и Уа-Хука показались утром 06.05.1804 г. Ближе к вечеру шлюпы подошли к Нуку-Хиве. На островах путешественники оставались до 18.05.1804 г., выбрав бухту Анна-Мария в качестве базы. 11.05.1804 г. подошла к острову «Нева». Члены экспедиции наладили контакты с местными жителями, получив восполнение продовольствия.
Выйдя снова в море, шлюпы направились к Гавайским островам. Это было необходимо из-за чрезмерной длительности перехода в северные воды Тихого океана и к Камчатке. К острову Гавайи подошли 08.06.1804 г., где осуществили торги с местным населением. Однако команду напугали многочисленные признаки заболеваний у туземцев, поэтому 10.06.1804 г. «Надежда» отправилась в дальнейшее плавание. «Нева» же осталась на острове до 16.06.1804 г. – во время стоянки команде удалось пополнить запасы мяса. На следующий день шлюп двинулся к Мауи, а 20.06.1804 г. взял курс на Уналашку.
Первое русское кругосветное путешествие
Первое русское кругосветное путешествие планировалось еще в эпоху Екатерины II в 1787 году. Для экспедиции были снаряжены пять кораблей под начальством капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского. Но экспедиция в самый последний момент была отменена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Потом началась война со Швецией и стало совсем не до дальних путешествий. Сам Муловский был убит в сражении у острова Эланд.
Вернулись к идее кругосветного путешествия только в начале века девятнадцатого благодаря энергии Ивана Фёдоровича Крузенштерна и деньгам Русско-Американской компании.
Иван Фёдорович (при рождении Адам Иоганн) Крузенштерн был потомком обрусевшего немецкого рода. Родился 8 (19) ноября 1770 года, жил и учился в Ревеле (прежнее название Таллина), затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1788 году досрочно произведен в мичманы и назначен на корабль “Мстислав”, капитаном которого был как раз несостоявшийся руководитель кругосветного плавания Муловский. Естественно, что разговоры о подготовке экспедиции, обсуждение ее планов, не могло не оставить глубокий след в душе пытливого и храброго юноши. После окончания войны Крузенштерн два года служил волонтером на английском флоте и его посещения Индии и Китая еще более убедили молодого моряка в необходимости освоения дальних рубежей российским флотом, что могло принести немалую пользу и торговым делам. Во время службы на английском флоте Крузенштерн начал разрабатывать свой план кругосветного плавания, который и представил по возвращению в Санкт-Петербург. Его идеи были приняты холодно и только горячая поддержка бывшего тогда министром адмирала Мордвинова и государственного канцлера графа Румянцева позволило сдвинуть дело с мертвой точки.
Портрет адмирала Ивана Федоровича КрузенштернаНеизвестный художник. XIX в. (из собраний Государственного Эрмитажа)
Как раз в это время Российско-Американская компания (РАК), получившая при Александре I новые права и привилегии, задумалась о том, чтобы наладить со своими колониями на Дальнем Востоке и Америке морское сообщение. Сухопутный путь был очень долог, дорог, грузы часто пропадали или приходили испорченными. Для этих целей и решено было использовать план Крузенштерна. Для экспедиции закупили в Англии два небольших шлюпа, названных “Надежда” и “Нева”. Капитаном “Надежды” и руководителем всей экспедиции был назначен Крузенштерн, капитаном “Невы” стал однокашник и друг Крузенштерна капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский.
Цель экспедиции была в доставке в наши американские колонии нужных для них товаров, принятие там груза пушнины, которую надлежало продать или обменять в китайских портах на местные товары и доставление последних в Кронштадт. К этой главной цели присоединилось еще производство в назначенных местах гидрографических исследований и доставление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страной. Посланником в Японии назначен был камергер Резанов, один из главных акционеров РАК. Обоим судам дозволено было иметь военные флаги.
Выйдя из Кронштадта в конце июня 1803 года, экспедиция благополучно возвратилась в конце лета 1806 года, исполнив все на нее возложенное. Экспедиция в колонии шла мимо мыса Горн, а в обратный путь — мимо мыса Доброй Надежды. В этом путешествии на пути от островов Зеленого мыса к берегам Южной Америки русские корабли 14 ноября 1803 года впервые пересекли экватор. В честь этого был дан залп из 11 орудий, подняты тосты за здоровье государя императора, и один из матросов, нацепив бороду, от имени морского бога Нептуна произнес приветственную речь.
Маршрут первого русского кругосветного плавания 1803-1806 гг.
После своего возвращение Иван Фёдорович Крузенштерн написал подробнейший отчет, который был издан в трех томах. Книги сейчас оцифрованы и доступны к ознакомлению всем желающим на сайте Российской государственной библиотеки (ссылки приведены в конце поста).
И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П.Павлинов
Последние годы и память
В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.
Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.
Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:
- Главного морского штаба;
- Ученого комитета Морского министерства;
- Гвардейского экипажа;
- Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
- Императорской академии наук;
- Совета военно-учебных заведений.
Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.
При жизни мореплаватель получил множество орденов:
- Святой Анны второй степени;
- Святого Владимира третьей степени;
- Святого Георгия четвертого класса;
- Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
- Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».
Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.
А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.
Ответы к страницам контурных карт 22 — 23. Природа России
Ответы есть в атласе на страницах 22 и 23.
Задания
1. Выделите на карте границу России. Подпишите столицу — город Москву. Определите, в восточной или западной части страны расположена столица.
2. Подпишите названия океанов и морей, омывающих Россию. К какому океану Россия имеет наиболее широкий выход?
Океаны, омывающие Россию:
Моря, омывающие Россию:
3. Укажите на карте самое большое и самое глубокое озеро России. Какое из этих озёр ближе расположено к Москве?
4. Нанесите на карту самые высокие горы России, самую большую низменность и самое большое плоскогорье нашей страны. Какой из этих объектов расположен восточнее других?
Самые высокие горы России:
Самые высокие плоскогорья России:
Самая большая низменность России — Прикаспийская низменность.
Самое большое плоскогорье России — Среднесибирское плоскогорье.
Личностные характеристики по воспоминаниям современников
Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.
Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».
Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.
Главное — терпение
Физическая подготовка путешественников уже началась: в программе — утренние пробежки, тренировки в спортзале и закалка. Морально подготовиться к такому, говорят путешественники, нельзя.
«Подготовиться психологически к этому нельзя. В любой продолжительной экспедиции нужно просто знать, что необходимо терпеть. Терпение — это самое главное. Раздражающих факторов очень много: непостоянная погода, возможные неприятности в портах, неприятности с судном. Могут быть конфликты в экипаже. Это всё надо терпеть и терпеть. Основное качество мореплавателя — это терпение и выдержка. Физическая форма тоже важна, но можно как-то приспособиться. А вот к раздражающим факторам приспособитья нельзя. Они все равно будут. Нужно знать, что это надо перетерпеть, скрипя зубами, — говорит шкипер Станислав Берёзкин. — Сложно бывает, когда погода хорошая. Ладно шторм и сильный ветер — хотя бы работа есть. А когда хорошая спокойная погода — автопилот настроили, лодка идет сама по себе. Книги уже надоели, соседи уже достали… Штиль — противная штука».
Кстати, о книгах. У всего экипажа есть девайсы: ноутбуки и планшеты. Поэтому система электроснабжения на судне тоже продумана — есть ветрогенератор, солнечные батареи и бензиновые генераторы. Одного аккумулятора хватает на двое-трое суток: пока один работает, второй — заряжается.
«Был случай, когда у нас закоротило бортовую сеть и один аккумулятор просто вышел из строя. Мы начали экономить электричество, но такие случаи обычно — исключение», — отмечает мореплаватель.
К «быту» на судне бывалые путешественники Станислав и Евгений Ковалевский уже привыкли: пищу готовят на судне, моются в соленой воде.
«У нас уже опыт есть. Питание на борту нам знакомо — мы готовим на борту, водой и пищей запасаемся в портах. Свежими продуктами мы можем питаться неделю после того, как вышли из порта. Дальше идут консервы. Душа у нас нет. Много пресной воды — моемся ей. Если пресной воды осталось только на еду и питье, моемся за бортом. Были времена когда и зубы приходилось чистить соленой. Ничего, пережили», — делится Станислав.
Посещение Камчатки, Сахалина и Японии
Берег Камчатки команда «Надежды» увидела 13.07.1804 г., а на следующий день судно достигло Поворотного мыса. В порт Петропавловск-Камчатского экспедиция вошла 15.07.1804 г. Восполнив запасы, корабль вышел в море 30.08.1804 г. На пути команду ждали новые испытания штормами и борьбой с возобновившейся течью на судне. 03.10.1804 г. «Надежда» достигла берегов Сацумы. Пройдя по Ван-Дименову проливу, путешественники достигли залива Нагасаки. В Японии планировалось наладить дипломатические отношения. Однако непонимание местных обычаев и нежелание русского посла идти на уступки привели к провалу этой миссии. Получив от японцев провиант, было принято решение возвращаться на Камчатку.
Крузенштерн решил возвращаться в Петропавловск по Японскому морю мимо Хонсю и Хоккайдо. Из-за плохой погоды достичь пролива Цугару удалось только 01.05.1805 г. Пройдя мимо Карафуто (Сахалина), шлюп направился в Лаперузов пролив, а 14.05.1805 г. остановился в заливе Анива. После этого путешественники стали изучать побережье и местные обычаи айнов. Обогнув мыс Анива, «Надежда» 17.05.1805 г. вошла в бухту Терпения. Экспедиции удалось описать ряд мелких островов, после чего она миновала Харамукатан и Шиашкотан, а затем 05.06.1805 путешественники достигли Петропавловска.
В дальнейший путь «Надежда» отправилась 05.07.1805 г. Исследователи изучали Шипунский полуостров и всю береговую линию до мыса Лопатка. Далее корабль преодолел Пролив Надежды и вышел к мысу Терпения, уточнив его координаты, а затем обнаружив мыс Беллинсгаузена. В августе команде удалось полюбоваться берегом Азиатского материка. Кроме того, был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом. Уже 30.08.1805 г. экспедиция вернулась в Петропавловск, где оставалась до 05.10.1805 г.
О марке
Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.
Также марки были выпущены в малых листах.
Изображение с сайта АО “Марка” (www.rusmarka.ru)
Тираж марок – 800 000 шт., малого листа – 130 000 шт. Бумага – мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация – рамочная 12 x 11½.
Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров
“Нева” и “Надежда” на других марках
Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином Берингом, Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.
Эстония, 2003Украина, 1998
Марки с изображением “Надежды” и портрета И.Ф. Крузенштерна были также выпущены на о. Святая Елена, куда корабль заходил на обратном пути в мае 1806 г.
Святая Елена, 1986
Камчатка
В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.
Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.