Ливадийский дворец

Краткая предыстория

  1. До 1861 года Ливадия принадлежала графу Льву Потоцкому, влиятельному сановнику и дипломату.
  2. После его смерти поместье было выкуплено у его наследниц министерством императорского двора и уделов, чтобы Александр Второй мог сделать красивый подарок своей больной супруге.
  3. Императрица Мария Александровна страдала туберкулезом, и ей был настоятельно рекомендовано отдыхать у теплого моря, среди гор и хвойных лесов.
  4. По проекту придворного архитектора Ипполита Монигетти был перестроен старый дом Потоцкого, и новое сооружение стало именоваться Большим Дворцом.
  5. Рядом был воздвигнут Малый Дворец наследника, который был решен в восточном стиле а ля Бахчисарай и ряд других архитектурных построек.

Из всего комплекса, воздвигнутого талантливым Ипполитом Монигетти, сохранилось немногое. Русский архитектор, талантливый художник много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии.

В своих отчетах о работе в Ливадии он отмечал, что большая часть построек возведена «во вкусе татарской избы». Ипполит Антонович был вдохновлен крымским романтизмом, и на основании богатого опыта и многочисленных путешествий строил с русской душой и восточными мотивами.

Дата Событие
23 апреля 1910 – 14 сентября 1911 гг. Строительство Дворца для семьи императора Николая II ялтинским архитектором Николаем Петровичем Красновым
1911–1914 гг. Ежегодные приезды царской семьи.
16 июля 1922 года – 1927 г. В Ливадийском дворце был открыт и функционировал музей быта царской семьи Романовых.
1925–1931 гг. Крестьянский санаторий наркомздрава СССР противотуберкулезного и терапевтического профиля.
1931–1941 гг. Санаторный комбинат им.Сталина наркомздрава СССР противотуберкулезного профиля.
1944 г. После освобождения города Ялты от фашистских оккупантов во дворце были развернуты госпитали наркомата обороны.
4 февраля – 11 февраля 1945 года Ливадийский дворец стал местом проведения заседаний Крымской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. В период работы конференции дворец также являлся резиденцией президента США Ф.Д. Рузвельта и других членов американской делегации.
1945–1953 гг. Государственная дача №1 для высшего партийного и государственного руководства СССР.
1953–1974 гг. Корпус кардиологического санатория ВЦСПС «Ливадия».
16 июля 1974 – 1993 гг. Выставочный комплекс санатория ВЦСПС «Ливадия». В парадных залах первого этажа была фрагментарно воссоздана обстановка периода работы Крымской конференции. В остальных залах располагались различные художественные выставки.
1 ноября 1993 г. Ливадийский дворец получил статус государственного музея.
16 июля 1994 г. В восьми залах второго этажа дворца была открыта музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
15 августа 2015 г. В залах Ливадийского дворца-музея открылась интерактивная выставка «Моя история. Романовы»
Январь 2015 г. Крымское республиканское учреждение «Ливадийский дворец-музей» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник».
Январь 2017 г. Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Ливадийский дворец-музей».

Крестовоздвиженская церковь в Ливадийском дворце

В Ливадийский дворец из Севастополя

Белоснежный фасад Ливадийского дворца

Простой способ доехать из Севастополя — заказать экскурсию. Обычную, групповую, со стандартной программой. Последняя чаще включает посещение трех знаковых мест: Ливадийского дворца, Воронцовского и Ласточкиного гнезда. Людей будет много, времени мало, но главное вы увидите и услышите.

По времени они занимают от 6 до 10 часов в зависимости от турфирмы.

Из комфортных вариантов я обычно рекомендую индивидуальные экскурсии Трипстера. Но в случае с Крымом есть нюанс: в стоимость большинства маршрутов не включен трансфер. Вот, например, экскурсия в Ливадийский дворец один и два.

Цена в районе 4000 руб. (за 1-4 человек), но за машину с водителем придется доплатить еще 4500 руб. Резонный вопрос: а зачем вообще нужна индивидуальная экскурсия без автомобиля? Что касается цифр, то тут все неплохо, если вас трое или четверо. Получится 2000-2500 руб. на человека, что сопоставимо со стоимостью группового тура. Но если вас меньше, то будет уже дороговато.

На автобусе из Севастополя — только через Ялту. Можно, конечно, исхитриться и доехать прямым рейсом до Фороса или Симеиза. А оттуда по нижней или средней трассе в Ливадию, но это абсолютно лишняя головная боль.

Автобусы по маршруту Севастополь — Ялта ходят каждые 15-30 минут. От ялтинского автовокзала еще немного потерпеть, и вы в Ливадийском дворце.

Интерьер помещений, расположенных на 2-м этаже Ливадийского дворца

Второй этаж Ливадийского дворца состоит из следующих комнат:

  • Верхний кабинет императора;
  • Рабочий кабинет императрицы;
  • Опочивальня Их Величеств;
  • Будуар императрицы;
  • Малая семейная столовая.

Рабочий кабинет императрицы

Обустройство кабинета императора, расположенного на верхнем этаже Ливадийского дворца в Крыму, полностью отражало и стиль эпохи Модернизма, и вкус самого императора. Интерьер данной комнаты выполнен в неброском серо-зеленом цвете с добавлением теплых оттенков в окружающие предметы: камин оформлен темной бронзой, а мебель обита серой тканью. Вся мебель в кабинете расставлена так, что его пространство разделилось на две зоны – для работы и для отдыха. Место для отдыха было обустроено перед светло-зеленым диоритовым камином. «Изюминкой» Верхнего кабинета императора является ковер ручной работы, подаренный дому Романовых персидским шахом.

В интерьере Рабочего кабинета императрицы преобладают светлые породы дерева – они осветляют комнату и делают ее нарядной. Облицованный белой плиткой камин обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки, в верхней части которой вмонтировано зеркало. В кабинете императрицы стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, ведь его хозяйка очень любила рисовать.

Опочивальня Их Величеств

Спальная комната, или Опочивальня Их Величеств, — не менее шикарная комната Ливадийского дворца. Выполненная в светлых тонах, она обставлена кленовой мебелью из выбеленного дерева. Стены опочивальни обтянуты нежной хлопковой тканью с набивным рисунком. Брачное ложе представлено 2-мя смежными кроватями под шелковым балдахином. Зеленый камин, обрамленный этажеркой и кленовыми шкафчиками, одновременно служит и цветовым акцентом этой комнаты, и ее украшением. Царская Опочивальня в свое время имела маленький секрет – это была так называемая тревожная кнопка, нажатием которой вызывалась охрана.

Будуар императрицы был предназначен для семейных посиделок и использовался как гостиная. Со светлой отделкой этой комнаты прекрасно гармонирует рояль белого цвета. А появился он здесь не случайно, ведь хозяйка дома была талантливой пианисткой. Шикарные картины, оригинальные вазы, изысканные детали декора – всё выдавало хороший вкус императрицы.

Будуар императрицы

В оформлении Малой семейной столовой использовано тисовое дерево, обработанное в мастерской умельца Шиллинга. Как и в других комнатах, в небольшой уютной столовой стоит камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный темным металлом. Украшением этой комнаты служит буфет с необычными резными элементами.

Парадная столовая или Белый зал

Белый зал проектировался как парадная столовая, оформлен в стиле Итальянского Возрождения. Это самый большой парадный зал дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Главный художественный акцент пространства сделан на лепной декорировке потолка. В ее орнаменте переплетаются растительные и геометрические мотивы.

Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 кв. м, высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека — все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение — 280 электрических лампочек — искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение.

С большим мастерством лучшими лепщиками-скульпторами известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России. Огромные четыре колонны, высеченные из цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность (колонны изготовлялись в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).

Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют такому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.

В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Ф. Брюгера «Пенелопа», которая была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала. Чтобы сохранить интересное художественное произведение, находившееся когда-то в старом дворце, и вписать его в интерьер нового помещения, Краснов специально для этой скульптуры делает в стене небольшую полукруглую нишу.

Целой системой вертикальных членений и сложным рельефным завершением ее, оканчивающимся большой красивой раковиной, архитектор зрительно ограничивает фигуру Пенелопы, подчеркивая плавные, мягкие линии скульптуры.

В дни работы Крымской конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США.

Для резиденции главы американской делегации и приближенных к нему лиц в Ливадийском дворце было приготовлено 48 комнат. Американский контр-адмирал Олсен, осмотрев дворец, подготовленный для американской делегации, заявил, что «отведенные помещения обеспечивают размещение делегации».

Парадные залы Дворца — бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет были предоставлены главе американской делегации Ф. Рузвельту. Для отдыха участников конференции служили бывшая английская бильярдная и диванная.

В Белом зале с 1999 года проходят крупные международные встречи глав государств.

Ливадийский Дворец — эпоха архитектора Краснова

Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но старые постройки не удовлетворяли запросы царской семьи и было принято решение о сносе старого и постройке нового величественного Ливадийского Дворца. Проект летней резиденции был поручен известному крымскому архитектору Николаю Краснову, автору проектов многих общественных зданий и элитных особняков.

Основная идея будущего Дворца была навеяла путешествием Николая Второго в Италию, где его поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Архитектору Краснову была поставлена задача, спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства монаршей рукой.

Николая Петровича Краснова можно, без преувеличения, назвать героем своего времени, гением архитектуры с феноменальным природным талантом. Выходец из простой крестьянской семьи в 12 лет попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась только высшая творческая элита России. В 24 года он уже занял пост главного архитектора Ялты и занимался строительством дач для представителей самых знатных родов российской империи. За время своей деятельности в Крыму он возвел свыше 60 значительных архитектурных сооружений, дошедших до наших дней.

При проектировании Ливадийского Дворца перед Красновым стояла сложнейшая задача. На место небольшого старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушающего действия грунтовых вод. Он взял за основу четырехугольное ядро внутреннего дворика и нарастил вокруг него сложную систему архитектурных объемов. Выполнив все пожелания заказчика, он сумел совместить в проекте стили историзма и модерна, включить все свои творческие идеи и технические решения.

23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки. На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием. Удивительно, но Краснов как былинный богатырь, сражаясь с силами природы, холодной и снежной зимой, эпидемией холеры и потоками грунтовых вод, идеально организовал строительство. К концу лета 1911 года, точно в срок установленный заказчиком, Дворец был представлен Николаю Второму и его приближенным.

Итальянский дворик в Ливадийском дворце

Музей Ливадийского дворца: выставки и экспозиции

Дворец открыт круглогодично с 10:00 до 18:00, касса закрывается в 17:00. Выходные дни — понедельник и среда. Во дворце все еще проводят политические встречи и прочие мероприятия, поэтому он может оказаться закрытым и в рабочий день, так что перед посещением стоит заранее уточнить расписание на сайте.

Можно бесплатно осмотреть дворец снаружи, прогуляться по парку и увидеть множество скульптур — памятник Александру III, скульптурную группу «большой тройки» (Сталин, Рузвельт, Черчилль), химеру, львов, встречающих гостей у входа во дворец, и так далее. Но осмотреть дворец внутри можно только за плату:

  • взрослый билет — 400 рублей;
  • льготный билет — 250 рублей (студенты, пенсионеры);
  • бесплатно для детей до 16 лет;
  • временные выставки могут оплачиваться отдельно.

В стоимость входит краткая (около часа), но насыщенная и познавательная обзорная экскурсия с гидом по постоянным экспозициям музея:

  1. Первая экспозиция полностью посвящена последнему российскому императору и его семье. В ней посетители смогут получше узнать личность царя и быт семьи Романовых. Некоторые комнаты были полностью реконструированы, но многие вещи остались в целости и сохранности еще с тех времен, например, камин в кабинете императрицы, коллекция икон в спальне венценосных супругов или роскошный подарок Романовым от персидского шаха — ковер, на котором вышит сам царь с женой и детьми.
  2. Вторая экспозиция рассказывает про Ялтинскую конференцию, с которой неразрывно связана история дворца. В ней вы увидите кабинет Рузвельта, приемную, в которой он ночевал, и даже бильярдную комнату. И конечно, вы сможете посетить Итальянский дворик, ведь именно в этом месте в Ливадийском дворце в Крыму было сделано легендарное совместное фото трех влиятельных политиков.

Также на территории дворцового комплекса сохранилась Царская тропа — пешеходная дорога длиной около 7 километров, по которой любили гулять Романовы. Если вы по ней пройдетесь, то поймете почему — она проложена в очень живописной местности, и с нее открываются восхитительные виды на море и окрестности. Еще одна особенность Царской тропы — она практически полностью затенена широкими кронами деревьев, так что прогулка по ней комфортна даже в разгар летней жары.

История Ливадийского дворца

Со временем живописная «лужайка» (Ливадия по-гречески) превратилась в имение польского магната Потоцкого. С этого момента начинается история Ливадии:

В 1860 году император России Александр II искал место на южном берегу Крыма для климатического лечения жены. Для этой цели было куплено имение в Ливадии, принадлежащее князю Потоцкому. Посетив имение, царская семья принимает решение перестроить его. В 1861 году это поручили сделать придворному архитектору Монигетти. Работы над проектом продолжались более пяти лет, и в 1866 году преображенная Ливадия предстала перед взором августейших особ. Монигетти перестроил и возвел заново около 70 строений. Ему удалось так органично вписать новые постройки в окружающий пейзаж и прочувствовать крымскую природу, что стилизованный под татарские дома дворец восхищал любого, кто приезжал в этот уголок Крыма.
Появление по соседству с Ялтой царского имения дало мощный толчок к развитию города. Новые владельцы крымского дворца, а именно Александр III с семьей, также любили бывать в Ливадии. Император продолжил работы по дальнейшему преображению Ялты, и к 1890 году город вошел в число лучших курортов Европы.
В 1894 году в Крестовоздвиженской церкви в Ливадии приносит присягу на верность Отечеству новый император России Николай II. После смутного начала XX века, дух романтизма не угас в умах и чувствах российской интеллигенции

Поэтому, заказывая ялтинскому архитектору Краснову проект перестройки летней резиденции, внимание царственной четы обращается в сторону архитектурных традиций эпохи итальянского возрождения — романтическому символу прогресса и духовного расцвета. Старый дом Потоцкого по проекту Монигетти решено снести до основания

Весной 1910 года происходит закладка нового будущего дворца. Талант Краснова совершает чудо — почти за полтора года на крымском берегу вырастает замечательный белый дворец. Увидев обновленную Ливадию в сентябре 1911 года, император Николай II был потрясен красотой созданного Красновым комплекса.
После революции начинается разграбление дворца, брошенного на произвол чиновников. Из Ливадии вывозятся целые коллекции картин, предметов искусства и старины. В 1925 году правительство принимает решение организовать во дворце первый в мире санаторий для крестьян, который просуществовал до Великой Отечественной войны.
Вторая мировая пришла на территорию Крыма и повредила много строений Ливадийского комплекса. В феврале 1945 года взоры всего мира прикованы к Ливадии — во дворец приезжают главы самых могущественных держав: Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Англия), И. Сталин (СССР). Это событие остается в мировой истории под именем Крымской или Ялтинской конференции.
Когда миновали бурные военные годы, Ливадийский дворец превратился в закрытую партийную дачу. На восемь лет его окружают высоким безликим забором с вооруженной охраной у каждой калитки. В феврале 1953 года Сталин распорядился передать Ливадию профсоюзам. Здесь вновь открывают санаторий для трудящихся.
В 1974 году несколько парадных залов на первом этаже отводится под мемориал Крымской конференции. В 1993 году под сводами дворца начинается создание музея. По крохам и мелким осколкам, на которые безжалостное время разбило память и душу Ливадии, восстанавливается ее прежний облик.

Кинокамеры в Ливадии

Благодаря красоте и архитектурной многогранности Ливадия неоднократно привлекала внимание кинематографистов. Впервые дворец попал на экраны еще в царское время – в пропагандистских роликах, посвященных 300-летию дома Романовых

Это были документальные съемки. Существуют документальные кадры и с Ялтинской конференции. Но это все – редкости, известные далеко не каждому.

Но Ливадийский дворец использовался в качестве декорации и при съемках художественных фильмов. И эти ленты пользовались широкой известностью и любовью зрителей.

Особенно «урожайным» оказался далекий 1955-й год, когда вышли сразу три «ливадийских» ленты: «Овод», «Отелло» и «Двенадцатая ночь». Последний из них был первой в истории советского кинематографа экранизацией произведения великого англичанина. Во всех трех случаях Ливадии пришлось изображать Италию. Неудивительно, что при этом чаще прочего в кадре оказывался итальянский дворик с его галереей.

В 1967 году на экраны вышла «Анна Каренина». Там снова появлялись галерея итальянского дворика с мраморными диванчиками, а также лестницы и некоторые другие участки дворцовой территории. Ливадии снова пришлось играть Италию.

Но более всего «повезло» дворцу в 1977 г. во время съемок «Собаки на сене». Все натурные кадры этой картины снимались либо во дворце, либо в Ливадийском парке. Зрителям показывают все тот же итальянский дворик (включая его уникальную кованую решетку), виды из дворцовых окон и почти обязательные мраморные диванчики галереи.

При этом во всех случаях картина получалась настолько убедительной, что кинозрители, не бывавшие в Ливадии, вовсе ничего не заподозрили. И только тогда, когда им выпадал случай попасть сюда, с удивлением начинали узнавать знакомые по экрану места.

Читайте — Какие фильмы снимали в Крыму

Прекрасная лужайка

Рассказывая об истории Ливадийского дворца, экскурсоводы начинают с 1861 года, с того момента, когда императору Александру II понравился участок земли на Южном берегу Крыма. Именно тут впоследствии вырастет уникальный архитектурный ансамбль. Однако существует интересная предыстория.

В античные времена живописный склон горы Магоби на берегу Черного моря стал вторым домом для греков-переселенцев с Эгейских островов. Когда-то здесь зеленели просторные поляны. Ливадион в переводе с греческого означает «лужайка». Отсюда и название всей местности. Прекрасная Ливадия хранит свидетельства разных эпох: меди, Средневековья, византийского влияния. Здесь сохранились остатки античного поселения и византийского монастыря Святого Иоанна.

После присоединения Крыма к России в 1783 году территории Ливадии были подарены Екатериной II отважному греку Ламбросу Кацонису, сражавшемуся во флотилии Алексея Орлова против турецких судов. За заслуги перед Россией Кацонис был представлен в чин капитана и пожалован в российское дворянство

Очень символично, что именно грек стал первым частным владельцем ливадийских земель. После участия в двух русско-турецких кампаниях вояка решает начать мирную жизнь. Он закладывает в Ливадии виноградники и начинает производить виноградную водку. Интересно, подозревал ли Кацонис, что спустя 100 лет ливадийские вина будут цениться наравне с европейскими, ими будут гордиться русские аристократы, а столы российских царей не обойдутся более без крымских горячительный напитков!

После загадочной и трагической смерти Кацониса Ливадия отошла к его преемнику по греческому батальону – командиру Феодосию Ревелиотису. Новый владелец, как показало время, был не только опытный военный, но и предприимчивый землевладелец. В течение 30 лет Ревелеотис скупал у подчиненных земли, тем самым расширяя виноградники, заложенные своим предшественником. В 30-е годы XIX столетия началось строительство дороги, связавшей Ялту с Симферополем и Севастополем. Благодаря этому популярность Крыма как курорта стала расти, а стоимость земли в Ливадии подскочила в разы. В 1834 году Ревелиотис продает тогда еще скромный дом с виноградниками польскому дипломату, состоявшему на службе у российской короны – графу Льву Потоцкому. 

Новый землевладелец – настоящий аристократ был безудержно влюблен в античное искусство. Путешествие в Неаполь вдохновило Потоцкого на благоустройства новоприобретенных земель. Он коллекционирует все эллинское и мечтает сделать из Ливадии маленький античный музей. Обладая тонким чувством вкуса, он вместе с архитектором из Ялты Карлом Эшлиманом принимается за разработку концепции имения. За 20 лет имение из небольшого «дачного домика с цветником» превращается в крупный архитектурно-ландшафтный комплекс из 35-ти зданий с грандиозным парком. Для преображения 40 гектаров земли вокруг барского дома был приглашен известный садовник Деллингер. Он создает экзотический сад, сочетающий крымские и завезенные из стран Азии и Америки растения. Особенностью ландшафтного дизайна стали замысловатые тропинки, проложенные с таким расчетом, чтобы при каждом повороте открывался новый вид.

Множество зданий представляли собой просторные особняки с балконами, украшенными резьбой по дереву. Сюда входили барский дом с зимним садом, гостиница, больница, казармы, дома для виноделов, садовников, винокурня и многое другое. К сожалению, ни одна из построек времен Потоцкого не сохранилась. Однако парк имеет свой первоначальный вид и поныне считается памятником садово-паркового искусства.

Парк около Ливадийского дворца и Солнечная (Царская) тропа

Кстати, пару слов о парке около дворца. После экскурсии или до нее вы можете прогуляться по прилегающему парку. Вход в него бесплатный. Парк создает двоякое впечатление. С одной стороны, обилие зелени, запах эвкалиптов, дорожки, спускающиеся до самого моря, все это располагает к прогулке и настраивает на хороший лад. С другой, все не так весело: эти самые дорожки убитые, набережная вообще ужас — куча всяких ржавых остовов былых построек, мусор, нагромождение камней. На территориии парка есть несколько беседок: Турецкая, Розовая, Лавровая.  Только Турецкая беседка еще в более-менее приличном состоянии, все остальные лежат в руинах. В общем, территорию надо благоустраивать по полной программе. Пока что она в удручающем состоянии. 

Начало Солнечной (Царской) тропы находится позади дворца. На карте я указала точное место. По этой пешеходной дорожке можно дойти до поселка Гаспра, где находится замок Ласточкино Гнездо. Тропа проходит по-над морем, ее расстояние 6,5 километров. Преодолеть ее совсем не сложно, больших перепадов высот нет. Мы по ней не ходили, так как с коляской это проблематично, только первые 100 метров пути годятся для прогулки с коляской.

  • Набережная в Ливадийском парке
  • Ржавая лестница во дворец

Турецкая беседка в парке

Ливадийский дворец

Белоснежный дворец, окруженный парком – бывшая летняя резиденция российского императора Николая II и главная ценность Ливадии. Выстроенный в итальянском стиле, с его арочными окнами, галереями и колоннами, дворец поражает своей величественной красотой, он является одним из самых лучших дворцов Крыма. Его интерьеры впечатляют изысканностью и богатством отделки.

Начало будущему дворцу положил в 1830-1850-е гг. граф Лев Потоцкий: он построил господский дом, церковь, оранжереи и разбил парк с фонтанами и редкими растениями. В 1861 г. имение было приобретено у наследниц Потоцкого для императора Александра II, которое он подарил своей жене Марии Александровне, страдающей от туберкулеза. В августе этого же года царская семья впервые приехала в Ливадию.

С 1862 по 1866 год по поручению императора петербургский архитектор Ипполит Антонович Монигетти перестроил дом Потоцкого в Большой дворец, к нему добавился и Малый дворец для наследника в восточном стиле, а также домовая Крестовоздвиженская церковь, дом для свиты и другие постройки. В саду были дополнительно высажены хвойные деревья и экзотические растения, установлены беседки, фонтаны, скульптуры и вазы. Почти ежегодно императорская семья приезжала в Ливадию.


Ливадийский дворец Итальянский дворик

После смерти Александра II эту традицию продолжил его сын Александр III, останавливаясь по привычке в Малом дворце, где он жил будучи наследником престола. Здесь он и умер 20 октября 1894 года, в кресле своей спальни, когда приехал в Ливадию поправить свое пошатнувшееся здоровье после крушения поезда в Борках. На престол вступил Николай II, в Крестовоздвиженской церкви он принял присягу на верность. 21 октября 1894 в этой же церкви невеста Николая ΙΙ – принцесса Алиса Гессен-Дармштадская приняла здесь православную веру, став Александрой Федоровной.

Большой дворец становился мал для семьи Николая II и его свиты, в 1909 году было решено его снести. На месте разобранного Большого дворца в 1911 году появился прекрасный Белый дворец в стиле Итальянского Возрождения ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова. Кроме дома были построены новые хозяйственные постройки и кухня. Император и его семья с удовольствием проводили лето в Ливадии: гуляли, охотились, принимали гостей. Последний раз они были здесь в 1914 году, потом начались Первая мировая война и революция 1917 года.

После революции во дворце был открыт музей быта царской семьи Романовых, который существовал с 1922 года по 1927 г. В 1925 году на территории дворцового-паркового комплекса был открыт первый в мире бесплатный санаторий для крестьян, больных туберкулезом. Там где жила царская семья, теперь жили крестьяне, приехавшие из разных частей страны. Сюда приглашали много писателей, поэтов, журналистов, фотографов, чтобы показать светлый образ советской власти.


Крестьяне в бывших царских покоях.

В 1931 году на смену санаторию открылся санаторный комбинат имени Сталина, просуществовавший до начала Великой Отечественной войны.

Во время войны, когда Ливадия была оккупирована, были разрушены многие постройки на территории дворцового корпуса, в том числе Малый дворец. Белый дворец значительно пострадал, но уцелел. После освобождения Ялты в 1944 году в Ливадии разместились госпитали наркомата обороны.


Ливадийский дворец Белый зал

С 4 по 11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце была проведена Ялтинская конференция глав стран антигитлеровский коалиции – СССР, Великобритании и США. В Белом дворце разместился президент США Франклин Рузвельт и другие члены американской делегации. Английская делегация с Уинстоном Черчиллем заняла Воронцовский дворец в Алупке, советская с Иосифом Сталиным — Юсуповский дворец в Кореизе.


«Большая тройка»: Уинстон Черчилль, Франклин Д. Рузвельт и Иосиф Сталин во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

После войны до 1953 года во дворце находилась государственная дача №1 для политэлиты и советского руководства. С 1953 года здесь был открыт корпус кардиологического санатория «Ливадия». С 1974 года Ливадийский дворец открыли для посещений, здесь разместился выставочный комплекс санатория. С 1 декабря 1993 года дворец стал государственным музеем.

В настоящее время Ливадийский дворец-музей предлагает две постоянные экспозиции. На первом этаже — «Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании». На втором этаже в бывших личных покоях царской семьи — экспозиция «Романовы в Ливадии», где в исторических интерьерах можно увидеть мебель, картины, фотографии, книги, документы и вещи последней императорской семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector