Поездка с детьми на куликово поле: как спланировать маршрут

Рестораны, магазины и отели

Приезжать на Куликово поле из Москвы на один день — развлечение для сильных духом. Путь занимает 3-4 часа в одну сторону, поэтому идеальный вариант — приехать сюда на уикенд, остановившись в гостинице музея-заповедника. Отель здесь появился совсем недавно, в начале 2011 г., и сейчас представляет собой отлично отреставрированный комплекс старинных зданий в селе Монастырщино. Есть Профессорский корпус, где находятся люксы, и Студенческий корпус с обычными, но очень комфортными двухместными номерами. Так как в селе Монастырщино нет полноценного ресторана (а лишь открытый при музее кафетерий с закусками), каждый корпус оборудован полноценной кухней — очень чистой, современно оснащенной. В каждом номере — небольшой холодильник, туалет и душ, телевизор.

Близ Красного холма (напротив здания музея) есть кафе, открыто в 1980 г. и с тех пор кормит как индивидуальных туристов, так и группы, приехавшие на автобусе. Здесь по-домашнему, без изысков, но вполне вкусно. Другое кафе есть далее по дороге в сторону деревни Ивановка и Прощенного колодца, и еще одно — на территории музея в селе Монастырщино. Чуть дальше — два кафе в поселке Епифань. Ближайший действительно хороший ресторан можно найти в городе Богородицк — это гостинично-развлекательный комплекс «Элит» (ул. 30 лет Победы, 1А).

Продукты можно купить в двух магазинчиках в деревне Ивановка (близ Красного холма), однако ассортимент там невелик, но напитки, замороженные полуфабрикаты, крупы и что-нибудь к чаю найдете.

Ход Куликовской битвы

На Руси не ожидали нападения Мамая. Прослышав о том, что Мамай с войском движутся на Северо-Восток Руси, Дмитрий Иванович стал готовиться к сражению.

Войска собирались в Коломне, чтобы затем двинуться вниз по реке Оке. Такое движение русских войск не дало войскам под предводительством Олега Рязанского объединиться с войском Мамая.

На бой Дмитрия Донского благословил монах Сергий Радонежский, основатель Свято-Троицкого монастыря в Москве.

Русское войско переправилось через Дон 7 сентября и утром 8 сентября уже было выстроено и готово к бою.

Монголо-татары вышли на Куликово поле 8 сентября. Дмитрий Донской приказал начинать битву, чтобы не дать возможность войску Ягайло прийти на помощь противнику.

Битва началась с поединка монаха Пересвета и монгольского воина Челубея. Враг пал первым, что стало хорошей приметой для русских воинов.

Началась битва. Монголо-татары практически полностью уничтожили русский передовой фланг. Дмитрий Донской был ранен, но не убит. Они атаковали большой полк, русские воины стали отступать.

Затем к битве подключился резервный полк Мамая. Это вынудило большой полк отступать всё дальше и дальше назад. А когда монголо-татары миновали Зелёную дубраву, на них обрушился засадный полк.

Враг не ожидал такого удара. Это привело к смятению в войсках врага. Объединённое русское войско ударило снова и заставило врага бежать с поля боя.

Русские воины преследовали монголо-татар ещё десятки километров. Войско Мамая было полностью истреблено.

Как и в каком виде дошли до нас сведения о Куликовской битве?

     Основным первоисточником по истории Куликовской битвы считается «Задонщина». Считается, что: «Есть все основания полагать, что «Задонщина» была написана в восьмидесятые годы XIV века, вскоре после Куликовской битвы и, во всяком случае, ещё при жизни Дмитрия Донского».

Посмотрим, что же представляет собой текст «Задонщины».

     «Задонщина» дошла до нас в 6 списках. Самый ранний из них представляет собой сокращенную переработку ТОЛЬКО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ всего произведения. Что касается остальных, то «остальные списки «Задонщины» дают СИЛЬНО ИСКАЖЕННЫЙ переписчиками текст. Каждый в отдельности список «Задонщины» ИМЕЕТ ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ИСКАЖЕНИЙ И ДЕФЕКТОВ, что издание произведения по какому-либо одному из списков не даст достаточно полного и ясного представления о тексте произведения. Поэтому уже с давних времен принято давать РЕКОНСТРУКЦИЮ (! — Авт.) текста «Задонщины» на основе сравнительного анализа всех списков памятника».
     Все списки, кроме одного, датируются XVI-XVII веками

Самый ранний список (содержащий ТОЛЬКО ПОЛОВИНУ «Задонщины») датируется концом XV века.
     В фундаментальном издании «Задонщины» сразу обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть географических названий выделена в тексте курсивом. Это означает, что эти фрагменты были ВОССТАНОВЛЕНЫ, РЕКОНСТРУИРОВАНЫ позднейшими историками (на основе сравнения нескольких версий текста)

При этом, довольно часто, исходные географические названия, присутствовавшие в основном списке, почему-то ЗАМЕНЯЛИСЬ ДРУГИМИ. Среди «курсивных названий» особо часто почему-то встречаются ДОН и НЕПРЯДВА.

Но тогда возникает законный вопрос: а какие же исходные географические имена стояли здесь в первичном памятнике?
На каком основании они заменены названиями ДОН и НЕПРЯДВА?
     Ставка Мамая на Красном Холме у Куликова поля. Московский Красный Холм, Краснохолмский мост и Краснохолмская набережная, Московская Красная Площадь
     Полезно взять карту Москвы, положить её перед собой и следить по ней за нашим рассказом.
     Согласно русским источникам, ставка Мамая во время Куликовской битвы была расположена «на Красном Холме». За несколько дней перед началом битвы русские «сторожа Мелика отошли постепенно под нажимом татар к Непрядве, к КРАСНОМУ ХОЛМУ, С ВЕРШИНЫ КОТОРОГО БЫЛА ВИДНА ВСЯ ОКРЕСТНОСТЬ» . Во время сражения «Мамай с тремя князьями находился на Красном Холме, откуда руководил войсками». «Царь же Мамай с тремя темными Князи взыде на место высоко на шоломя, и ту сташа, хотя видети кровопролитие» .

Таким образом, рядом с Куликовым полем находился Красный Холм. Есть ли в Москве на Кулишках такой Холм?
     Да, есть.
     Прямо к Кулишкам (к Яузским воротам) спускается очень высокий крутой холм, который назывался Красным Холмом. На его вершине — известная Таганская площадь. Вспомните крутой спуск к высотному зданию у Яузских ворот. Не на этом ли Красном Холме, т.е. на Таганской площади, была ставка Мамая? Более того, рядом с этим местом до сих пор находится КРАСНОХОЛМСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ (Москвы-реки) и известный КРАСНОХОЛМСКИЙ МОСТ. Сегодня на карте Москвы сам КРАСНЫЙ ХОЛМ формально не обозначен. Впрочем, рядом с Кремлем есть хорошо известная КРАСНАЯ ГОРКА, где до сих пор стоит старое здание Московского университет.
     Московское поле Кулишки окружено несколькими холмами. На одном из них — известная Красная Площадь (и Кремль). Поэтому этот холм тоже мог называться Красным. Возможно, ставка Мамая была и на этом холме, также возвышающемся над Кулишками со стороны Славянской площади.
     Кузьмина гать Куликовской битвы и Кузьминки в Москве
     Перед началом Куликовской битвы войска Мамая остановились на «Кузьмине гати».
     Любой москвич тут же воскликнет — так это же московские Кузьминки! Известный район Кузьминки.
     Итак, наша гипотеза звучит так: Мамай подходил к Кулишкам (в центр современной Москвы) с восточной стороны Москвы, находясь на левом берегу Москвы-реки. То есть — на том берегу, где сейчас произойдет Куликовская битва.
     А Дмитрий шёл ему навстречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москвы-реки. Перед битвой Дмитрий форсировал реку (по-видимому, — Москву-реку недалеко от Новодевичьего монастыря).
     Войска сошлись в центре современной Москвы — на Кулишках (в районе Славянской площади и Сретенки). Взгляните снова на карту.
     Для полноты картины сообщим, что в то время как Мамай стоит на «Кузьминой гати», Дмитрий стоит «на Березуе» . То есть — на берегу, «на брезе» реки (по нашей реконструкции — Москвы-реки). 

Куликово поле как памятник истории

Географическая карта этого региона содержит следующую информацию о расположении места знаменитой битвы:

  • стык трех районов Тульской области — Кимовского, Богородицкого и Куркинского;
  • участок Русской равнины в бассейне Верхнего Дона и реки Непрядвы;
  • место возле села Монастырщино Кимовского района Тульской области;
  • исток Непрядвы у Волова озера Воловского района Тульской области.

Два последних ориентира противоречат друг другу и представляют собой плод научных изысканий исторических географов, которые, используя разные документальные источники, пытаются провести реконструкцию событий с особой точностью.

Так что у Куликова поля есть несколько мест расположения — официальное и альтернативное. Найти официальное место несложно — здесь расположен Государственный военно-исторический и музей-заповедник, который так и называется «Куликово поле».

Кроме того, в районе знаменитого сражения расположен храмовый комплекс и памятник Дмитрию Донскому. Ежегодно здесь происходят празднования и реконструкция боев.

В наше время самым точным описанием местоположения любого объекта на поверхности нашей планеты являются географические координаты.

Куликово поле расположено на пересечении 53.670887 северной широты и 38.6425552 восточной долготы.

Так что если вам нужно найти этот объект на местности, берите карту и навигатор, поезжайте в Тульскую область, найдите реку с красивым названием Непрядва и идите, сверяя ваш путь со спутником, до тех пор пока не придете к памятнику Дмитрию Донскому.

Фестивали на Куликовом поле

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник Куликово поле

Ежегодно на территории музея-заповедника «Куликово поле» проводятся фестивали и праздники межрегионального, всероссийского и международного уровня, акции.

Зимний праздник «Большой тур «Куликово поле»

Это семейный спортивный праздник и общение с животными для всех желающих и соревнования по ездовому спорту на собачьих упряжках для профессионалов. Проводится в феврале на конном дворе музея-заповедника.

Фестиваль народных традиций «Былина»

Семейный фестиваль проводится в мае в Музейно-мемориальном комплексе в селе Монастырщино. Детские фольклорные и хореографические коллективы участвуют в конкурсе. На празднике работают интерактивные площадки, где проводятся мастер-классы по народным ремеслам, учат каллиграфии и игре в лапту, запускать воздушных змеев и делать скворечники, печь блины на пеньках и варить уху и многое другое.

Фестиваль авторской песни «Куликово поле»

Фестиваль проводится в конце мая на берегу речки Непрядвы. Поучаствовать в песенном и поэтическом конкурсах приезжают авторы и исполнители из разных городов. Тысячи зрителей живут в палаточном лагере, наблюдают за прослушиваниями, смотрят концерты и выступления конкурсантов и членов жюри. Завершает фестиваль масштабный фейерверк.

День России на Куликовом поле

Праздник проводится на Красном холме и на территории Музейного комплекса «Куликово поле» в Моховом. Главные события: соревнования спортсменов силового экстрима, конкурс исторической кухни, концертная и развлекательная программа.

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник Куликово поле

Фестиваль «Епифанская ярмарка»

Проводится в Епифани и Музее купеческого быта в августе, накануне Медового Спаса. Главные товары на ярмарке — мед нового урожая и изделия декоративно-прикладного и художественного творчества. В концертно-игровой программе выступают казачьи и фольклорные коллективы, умельцы проводят мастер-классы.

Военно-исторический фестиваль «Поле Куликово»

Проводится в сентябре и открывает празднование годовщины Куликовской битвы на Куликовом поле. На берегу реки Дон, недалеко от места, где переправлялось войско Дмитрия Донского накануне сражении, собираются реконструкторы средневековой истории. На фестивале проводятся турниры лучников, конные поединки, маневры, жюри оценивает исторические доспехи и костюмы, работает ярмарка, можно поучаствовать в мастер-классах. Лагерь фестиваля открыт для туристов в определенные часы.

День воинской славы России — годовщина Куликовской битвы

Это самый яркий и масштабный исторический праздник года на Куликовом поле. Даты могут быть разными, но всегда это третья суббота сентября. Место проведения — Красный холм и Музейный комплекс «Куликово поле» в Моховом. В этот день к месту торжеств прибывают участники военно-исторического фестиваля и устраивают реконструкцию Куликовской битвы. Также проходят показательные турниры и поединки, работают интерактивные военно-исторические биваки, устраивается масштабная историческая ярмарка и выставка-продажа декоративно-прикладного творчества, на нескольких площадках — концертная программа.

Акция памяти «Зеленая Дубрава»

Всем желающим музей-заповедник предлагает поучаствовать в восстановлении исторических лесов Куликова поля и высадить молодое деревце в память о воинах Куликовской битвы или в честь своих близких, сражавшихся за Родину во все времена. Акция проводится ежегодно, в октябре.

Чем славно ты, поле великое

В чём заключалось историческое значение битвы на Куликовом поле? Всем нам в школе объяснили, да и на экскурсиях ещё раз повторят, что Мамаево побоище вовсе не освободило Русь от татаро-монгольского ига, что хан Тохтамыш через два года опустошил Москву, что сам же князь Дмитрий, прозванный Донским, продолжал платить дань татарам.

Почему же этот бой тогда поставлен в ряд с самыми великими битвами в русской истории, например, с Ледовым побоищем и Бородинским сражением? Что заставляет снова возвращаться к этой теме? В самые трудные и противоречивые для России времена люди чаще вспоминают вовсе не Бородино, которое переломило ход Отечественной войны 1812 года, а Поле Куликово.

Поход Дмитрия Донского в 1380 году заставил каждого русского принять решение: кто он такой, на чьей стороне, будет ли влачить своё существование рабом и данником или сможет сражаться за свою свободу и победить.

Даже в то время были свои изменники, своя «пятая колонна»: литовский князь Ягайло выступил на стороне татар, Великий Новгород и Тверь предпочли отсидеться в стороне, а князь Олег Рязанский, прямо пошёл против своих соотечественников и примкнул к Мамаю. И тем не менее, вся Центральная Русь объединилась под знамёнами Дмитрия и одержала победу!

В трудные времена именно за такой поддержкой — поддержкой духа единения, обращались русские люди к памяти Донского сражения. Сравните: начало ХХ века Александр Блок пишет цикл стихов, посвящённый событиям более чем полутысячелетной давности. Все помнят его строки: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Но не все знают, что это строки о Куликовском сражении.

В дни смуты и раздрая память русских вновь возвращается к этому событию, ища там поддержки. Ощущение себя, как частицы великой русской истории, как потомка тех далёких, погибших под мечами Мамая, русских православных воинов, как человека, который обязан продолжать этот путь, приходит именно от воспоминания Куликовского сражения. Оно заставляет понять каждого из нас, что «Там где ты сейчас стоишь/Там и Поле Куликово!» Это слова уже из стихотворения другого автора — Михаила Матусовского. Они стали песней в фильме «Время выбрало нас» о событиях Великой Отечественной войны.

Художник Михаил Авилов именно в 1943 году пишет самую знаменитую своё полотно «Поединок Пересвета с Челубеем», другой художник — Александр Бубнов — начал свою картину «Утро на Куликовом поле» с 1943 военного года — переломного года в Великой Отечественной войне. Русские люди нуждались в том чтобы почерпнуть духовную силу в памяти тех событий.

Артефакты

Куликово поле

Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки и археологи объясняют тем, что в средние века эти вещи были весьма дорогими, поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано большого количества находок, связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось объяснение.

В начале 2000-х годов гипотетическая схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная И. Ф. Афремовым в середине XIX века, и после этого ставшая официальной на 150 лет, была перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7—10 вёрст, практически с южной ориентацией русского войска, когда полуденное солнце должно было светить в глаза воинам, была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров.

Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков. В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирная пластина (?) (по классификации, разработанной Тодерманом на основании уникальной коллекции из 24-х комплектных пластинчатых доспехов из Висбю, аналогов не имеет), которая крепилась на основе из кожаного ремешка.

Вопрос: там ли мы ищем Куликово Поле?

     Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город»)
     Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.
     Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ «НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ».
     Вот полная цитата:
     «И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день» .
     Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием — КУЛИШКИ.
     Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москва еще и в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе , упоминается о якобы «неправильном предположении», существовавшем в Москве, будто московские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля». Там отмечено, кстати, что «КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ» .
     ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех святых, которая «по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ» . «Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени». До сих пор она так и называется: «Церковь Всех Святых на Кулишках». Сегодня прямо около нее — нижний выход из станции метро «Китай-город». Площадь сегодня называется Славянской. Недавно на ней поставлен памятник Кириллу и Мефодию. Чуть ниже — Москва-река. Здесь же -улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, т.е. Кулишки.
     Считается, что «Кулижки также обозначали болотистую местность». Кроме того, «кулижка» — вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес (см. Толковый Словарь В.Даля). А в Москве «большую часть района «у Кулишек» занимали сады».
     Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название — КУЛИШСКИЕ.
     Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой впоследствии возник большой город — Москва. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в «монгольском» войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись: ПСРЛ, т.25, М.-Л, 1949, с.201.
     Считается, что Мамай был разгромлен ДВАЖДЫ в одном и том же 1380 году. «Первый раз» — Дмитрием Донским, а «второй раз» — Тохтамышем. По нашей гипотезе это — два отражения одного и того же события, поскольку Дмитрий Донской и Тохтамыш — одно и то же лицо. При этом во «второй раз» Мамай был разгромлен «на Калках». Как мы уже говорили, «Калки» (Кулики) — это вариант все того же «Куликова поля», т.е. московских Кулишек («кулачки», «кулачный бой», «бой на кулачках», место, где мерялись силами).
     Кстати (малоизвестный факт), Мамай — это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. По-видимому, что это — слегка искаженное «мама», «мамин», т.е. «сын матери». Видимо, раньше на Руси бытовала пара имен сходного происхождения: Батый — от «батька», «отец», а Мамий (Мамай) — от «мамы», «матери».
     Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого — христианское!
     В заключение отметим, что там, где в русских летописях написано «поле Куличково», историки романовской школы упорно читают «поле Кучково».  «КУЧКОВО поле находилось у современных Сретенских ворот».

В чем дело?
Что мешает им буквально процитировать старую летопись, где четко написано (повторим это еще раз) — «поле КУЛИЧКОВО»?
     Видимо то, что тогда у кого-то может возникнуть мысль о том, что московское поле Куличково — это и есть знаменитое Куликово поле, место битвы Дмитрия Донского с Мамаем. А этого они не хотят. Может быть — подсознательно. А по нашему мнению — сознательно, по крайней мере, в то время, когда они изменяли освещение русской истории и в связи с этим произвели географическую пере-локализацию некоторых событий нашей истории.

Литература

  • Книга Большому Чертежу / Под ред. К. Н. Сербиной. — М., Изд-во АН СССР, 1950.
  • Афремов И. Ф. «Куликово поле : с реставрированным планом Куликовской битвы в 8-й день сентября 1380 года : отрывок из исторического обозрения Тульской губернии» — М. : Тип. В. Готье, 1849
  • Отин Е. С. Топонимия поля Куликова // Русская речь. 1980. № 4. С. 56-61.
  • Поле русской славы: Фотоальбом. — Тула: Приокское книжное издательство, 1984. — 240 с. — 28 000 экз.
  • Куликово поле // Поле славы: Книга-альбом / Составитель В. И. Калугин; Предисловие И. Ф. Стаднюка; Вводные статьи В. И. Калугина и А. Б. Иванова; Подбор иллюстраций: В. М. Ходов; Художник В. Мирошниченко. — М.: Молодая гвардия, 1985. — С. 52-103. — 360 с. — (Отечество). — 10 000 экз. (в пер.)
  • Хотинский Н. А. История и география Куликова поля. — М.: Знание, 1988. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике). (обл.)
  • Хотинский Н. А. Ковыль-трава на Куликовом поле / Рецензенты: д-р ист. наук Р. Г. Скрынников, д-р геогр. наук П. А. Каплин; Художник И. В. Тарханова; Фотографии В. А. Мачуговского, Е. П. Кассина. — М.: Мысль, 1988. — 176,  с. — 30 000 экз. — ISBN 5-244-00219-8. (обл.)
  • Гоняный М. И., Александровский А. Л., Гласко М. П. Северная лесостепь бассейна Верхнего Дона времени Куликовской битвы / Отв. ред.: д-р геогр. наук Д. А. Тимофеев, канд. ист. наук А. К. Зайцев; Государственный Исторический музей, Институт географии РАН, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». — М.: ГИМ, 2007. — 208 с. — ISBN 5-89076-143-9. (в пер.)
  • Куликово поле: Большая иллюстрированная энциклопедия / Под общ. ред. В. П. Гриценко. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». — Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2007. — 744 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903587-01-8. (в пер., суперобл.)
  • Журавель А. В. «АКИ МОЛНИА В ДЕНЬ ДОЖДЯ». В 2-х книгах. — М.: «Русская панорама», «Русское историческое общество», 2010. — 2000 экз. — ISBN 978-5-93165-177-4 (общ.);

    • Книга 1: Куликовская битва и её след в истории. — 424 с., ил. — ISBN 978-5-93165-178-1 (кн. 1).
    • Книга 2: Наследие Дмитрия Донского. — 320 с., ил. — ISBN 978-5-93165-179-8 (кн. 2).
  • Румянцева М. Ф. «Места памяти» в структуре национально-исторического мифа // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 21 Специальный выпуск: Исторические мифы и этнонациональная идентичность. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 106—118.
  • Флоренский К. П. Где произошло Мамаево побоище? // Природа. 1984. № 8 (828).
  • Кучкин В. А. О месте Куликовской битвы // Природа. 1984. № 8.
  • Долгова С. Р. История Куликова поля в документах XI—XVII вв.// Природа. 1984. № 8.
  • Кузнецов О. Ю. Локализация Куликова поля по русским средневековым письменным источникам // Изучение историко-культурного и природного наследия Куликова поля. М.; Тула, 1999. С. 16—33.
  • Фомин Н. К. Топоним «Куликово поле» по документам XVI—XVII вв. // Изучение историко-культурного и природного наследия Куликова поля. М.; Тула, 1999. С. 34—39.
  • Бурцев И. Г. // Куликово поле: Исторический ландшафт. Природа. Археология. История: в 2-х т. Т. 1: Природа. Археология. Музейное дело / Гос. воен.-ист. и природ. музей-заповедник «Куликово поле», Тул. регион. отд-ние Всерос. обществ. организации ВООПИиК; отв. ред. А. Н. Наумов; предисл. В. П. Гриценко. — Тула: Власта, 2003. — С. 93–144. — 400 с. — ISBN 5-900998-13-4.
  • Азбелев С. Н. Великая победа на Куликовом поле // Русское поле: Научно-публицистический альманах. — 2016. — № 9-10. — С. 51-84 (со схемой-реконструкцией).
  • Кузнецов О. Ю. // Тульская старина: историко-краеведческий альманах : Сб. науч. трудов и публикаций. Книга I / Под общ. науч. ред. к.и.н. О. Ю. Кузнецова. — Тула: Антара, 2017. — С. 14-28. — 228 с. — ISBN 978-5-9500079-1-0.
  • Луцкий Е. А. Экскурсия на Куликово поле // Советский музей. 1939. № 9. С. 36-40.
  • Луцкий Е. А. Куликово поле // Исторический журнал. 1940. № 9. С. 44-54, с илл.

Фото и описание

Музей-заповедник «Куликово поле» был создан в 1996 г. Он находится на том месте, где в 1380 г. произошло Куликовское сражение и включает также прилегающую к месту битвы территорию.

Куликово поле расположено на юго-востоке Тульской области и занимает участок ландшафта в бассейне верхнего течения реки Дон при его слиянии с Непрядвой в северной лесостепи на Русской равнине. В заповеднике сохранились лесные массивы, в которых представлена фауна и флора, близкая к первозданной, а также участки ковыльных степей. Разнообразие археологических и величие архитектурных памятников, многие из которых относятся к периоду Куликовской битвы, представляют яркое свидетельство богатой истории края. Подвиг русского войска на Куликовом нашел поле свое отражение в экспозициях музея-заповедника, храмах и обелисках на Красном холме, в селе Монастырщино.

На территории музея-заповедника расположен храм Сергия Радонежского (1913-1917 гг., архитектор А.В. Щусев.). Этот храм был спроектирован в псевдорусском стиле как символ единства духа и силы русского народа (по замыслу Щусева, храм должен был составлять единый ансамбль с обелиском Дмитрию Донскому). Также здесь находится памятник-обелиск Дмитрию Донскому (архитектор А.П. Брюллов) – это один из первых монументов в России, установленных на поле сражения. Памятник торжественно открыли 8 сентября 1850 г. на Красном холме. В 2005-2007 гг. здесь проводились уникальные реставрационные работы, направленные на сохранение монумента. Колонна демонтировалась и проводилась реставрация основных ее конструктивных деталей: креста, купола, мемориальных надписей, замена фундамента, восстановление утраченного декора, создание несущей конструкции внутри монумента. И еще – храм в честь Рождества Богородицы, он был построен в 1865-1884 гг. Каменную церковь заложили на месте старого деревянного храма, выстроенного, по преданию, из дуба Зеленой дубравы там, где были захоронены русские воины. К 625-летию Куликовской битвы звонница храма была восстановлена.

В состав музея-заповедника также входят усадебный комплекс купца Байбакова А.Е. в Епифани, являющийся архитектурным памятником, а также музей «Тульские древности» в Туле, располагающийся в здании бывшего дома тульского купца Ермолаева-Зверева; мемориальный комплекс в селе Монастырщино.

Музей-заповедник «Куликово поле» проводит обзорную экскурсию на Красном холме, которая знакомит гостей с историей этого места, памятником Д. Донскому, храмом во имя Сергия Радонежского. Экскурсантам со смотровой площадки показывают место сражения и знакомят с основными этапами Куликовской битвы и расположением сил противников.

В ходе экскурсии «Руси великое начало» рассказывается о быте и культуре домонгольской Руси, о противостоянии Золотой Орды и Руси, посетители знакомятся с доспехами и оружием, средневекового воина, снаряжением его боевого коня, реликвиями Куликовской битвы, храмом Рождества Богородицы, Аллеей Памяти и Единства, памятником Дмитрию Донскому, мемориалу в честь павших на Куликовом поле во время Великой Отечественной войны.

Посетители музея также могут ознакомиться с историей церкви Рождества Пресвятой Богородицы, подняться на ее колокольню, чтобы услышать традиционные колокольные звоны и узнать историю колоколов.

Экскурсия непосредственно по Куликовому полю предполагает путь к Зеленой Дубраве. Именно оттуда Засадный полк русского войска нанес решающий удар по монголо-татарским захватчикам. Гостям музея предоставляется удивительная возможность пройти по полю наиболее знаменитого в истории России сражения.

Ежегодно музей-заповедник посещает более 165 тысяч человек. Музей имеет собственные научную библиотеку и реставрационные мастерские, где реставрируются черный и цветной металл, фарфор, стекло, керамика, реконструируются защитные доспехи и вооружение 9-16 вв., деревянные предметы, предметы на бумажной основе.

Что теперь с Куликовым полем?

На данный момент, все те, кто имеют уникальную восхитительную возможность посетить достопримечательность, могут воочию увидеть, что от былых мест, которые описываются в любом учебнике истории, остались лишь равнины.

Леса, в том числе и знаменитая Зеленая дубрава, подверглись вырубке, а овраги затянулись. Но, к счастью, благодаря стараниям ученых, имеется уникальная возможность воссоздания ландшафта далекого 1480 года.

Постепенно люди образуют зеленые насаждения, а склоны и равнины чудесным образом превращаются в волнующееся море. Отличительная черта воссоздавшегося поля – шумящая осока и ковыль, подобный перьям.

Кто с кем сражался на Куликовом поле

     Сегодня нам объясняют, что на Куликовом поле сражались РУССКИЕ с ТАТАРАМИ. Русские победили. Татары проиграли.
     Первоисточники почему-то придерживаются другого мнения. Мы просто процитируем их краткий пересказ, сделанный Гумилевым.

Сначала посмотрим, кто сражался на стороне татар и Мамая. 
     Оказывается, «волжские татары неохотно служили Мамаю, и в его войске их было немного». Войска Мамая состояли из ПОЛЯКОВ, крымцев, ГЕНУЭЗЦЕВ (фрягов), ясов, касогов. Финансовую помощь Мамай получал от ГЕНУЭЗЦЕВ!
     А теперь посмотрим — кто же сражался в русских войсках? «Москва продемонстрировала верность союзу с законным наследником ханов Золотой Орды — Тохтамышем, стоявшим во главе ВОЛЖСКИХ И СИБИРСКИХ ТАТАР».
     Совершенно ясно, что описывается МЕЖДОУСОБНАЯ БОРЬБА В ОРДЕ. Волжские и сибирские татары в составе «русских войск» воюют с крымцами, поляками и генуэзцами в составе войск Мамая! Русское войско «состояло из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Конница была сформирована ИЗ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР, перебежавших литовцев и обученных бою в ТАТАРСКОМ КОННОМ СТРОЮ РУССКИХ». Союзником Мамая был литовский князь Ягайло, союзником Дмитрия считается хан Тохтамыш с войском из СИБИРСКИХ ТАТАР.
     Сегодня никого, конечно, не удивляет, что войска Мамая называются в летописях Ордой. Но, оказывается, И РУССКИЕ ВОЙСКА ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОРДОЙ!. Причем, не где-нибудь, а в знаменитой «Задонщине». Вот, например, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била ОРДА Залеская». Напомним, что Залеская Земля — это Владимиро-Суздальская Русь. Таким образом, здесь русские войска Владимиро-Суздальской Руси прямо названы ОРДОЙ, как и монголо-татарские. Это в точности отвечает нашей реконструкции.
     Кстати, древнерусские миниатюры, изображающие Куликовскую битву, ОДИНАКОВО ИЗОБРАЖАЮТ РУССКИХ И ТАТАР — одинаковые одежды, одинаковое вооружение, одинаковые шапки и т.д. По рисунку невозможно отличить «русских» от «татар». 
     Так что даже с традиционной точки зрения нельзя считать, что Куликовская битва была сражением между РУССКИМИ и пришельцами-ТАТАРАМИ. «Русские» и «татары» перемешаны так, что отделить их друг от друга невозможно. По нашей гипотезе, слово «татары» в летописях означало КОННЫЕ РУССКИЕ войска и совсем не обязательно означало НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Здесь слово татары попросту заменяет слово КАЗАКИ.
     По-видимому, позднее, при тенденциозном редактировании, первоначальное слово «казаки» было заменено везде в летописях на «татары». 

     Итак, Куликовская битва — это было сражение волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector