25 малоизвестных фактов об индейцах
Содержание:
- Численность индейцев США на сегодня
- Литература
- Божества индейцев
- Этнические вопросы и проблема самоидентификации
- Положение индейцев США в настоящее время
- Океаны, омывающие США
- Племена
- Колонизация
- Можно ли излечиться
- Геноцид индейцев в США
- Индейцы
- Северные племена
- 19 век
- Культура
- Колонизация
- Праздник «Алхалалалай»
- Из истории формирования населения США
- Ареал обитания и численность
- Почему индейцы живут в резервациях?
- Мифологический аспект
- История появления племен
Численность индейцев США на сегодня
В настоящее время насчитывается 326 резерваций индейцев в США. Официально правительство признало 567 племен. Не все из них имеют собственный округ.
Самые богатые и крупные нации обладают сразу несколькими территориями (например, навахо)
По информации из открытых источников СМИ, численность индейцев составляет примерно 5 млн человек. От общего населения Америки это всего 1,6%.
Коренные индейцы США
При заселении Нового света считалось, что индейцы – это дикари. У них нет прав на землю. По менталитету они похожи на детей. Хотя, например, пуэбло строили дома из кирпича и занимались земледелием. Апачи жили охотой, а ирокезы славились воинственностью.
Процесс образования резервации проходил трудно
Чероки в 19 веке выселяли из домов, заставляя переселиться на отделенную территорию. Хотя чероки к этому времени уже приняли Конституцию США. От действий переселенцев пострадали сиу. Истребление бизонов привело к голоду.
Литература
- Индейцы Америки. Этнографический сборник. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. — 264 с.
- Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». Расы и народы. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с. — ISBN 978-5-373-00654-5
- Стельмах В. Г., Тишков В. А., Чешко С. В. Тропою слёз и надежд: (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — 316 с. — ISBN 5-244-00330-5
- Уайт Д. М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2006. — 251 с. — ISBN 5-9524-2347-7
- Индейцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Божества индейцев
Несмотря на огромное количество племен, которые проживали в различных климатических условиях и регионах, верования коренного населения Америки были весьма простыми, и объединить их можно в одно целое. Большинство племен Северной Америки полагали, что божество – это некая плоскость, которая находится далеко в океане. По их легендам, их предки проживали на этой плоскости
И те, которые совершили грех или проявили неосторожность, сваливались с нее в зияющую пустоту. В Центральной Америке божествам придавали вид животных, чаще всего птиц
Мудрые племена инков нередко своими богами считали прототипы людей, которые создали мир и все, что в нем есть.
Этнические вопросы и проблема самоидентификации
С осуществляемым в рамках семьи воспитанием подрастающего поколения неразрывно связана ее функция по воспроизводству этноса. Поскольку американские власти не оказывают прямого содействия сохранению культур индейцев, а общины, за небольшим исключением, не в состоянии институализировать (например, посредством преподавания родного языка или изучения истории своего народа) передачу из поколения в поколение самобытных традиций коренных жителей, даже среди резервационного индейского населения, не говоря уже о городском, основное значение в формировании этнического самосознания детей приобретает семья. Обычно данный процесс происходит в опосредованной форме — через определенный бытовой уклад, повседневное общение родителей и детей и т.п. Вот как расценивают эту ситуацию сами коренные американцы.
„Неверно думать, будто все свободное время мы сидим и думаем о том, что мы индейцы, — заявил опрошенный американским социологом Б. Эшенбреннером один из жителей общины оклахомских пауни. — Ведь моя жена и я — оба работаем и, как и все остальные люди, загружены повседневными обязанностями. Однако и мы и паши дети знаем историю своего народа, общаемся с нашими друзьями-пауни, по возможности участвуем… в фольклорных праздниках общины. Словом, хотя нам постоянно приходится делать неиндейские дела, мы — пауни”.
Естественно, в отличие от своих резервационных соплеменников индейцы, поселившиеся в крупных городах, лишены возможности в такой мере соприкасаться с культурой своих народов. Здесь-то роль семьи в межпоколенной передаче этнической информации становится решающей. Характерен в данном контексте рассказ студента — выходца из общины, который зафиксировал Эшенбреннер. Когда информатору был год, его родители, покинув резервацию, перебрались в предместье Лос-Анджелеса. Пригород, где семья сняла угол, населяли в основном выходцы из Латинской Америки. Мальчик рос среди них, и его сверстники считали его одним из своих. Конечно, подчеркивал информатор, „я знал, что я — индеец, но не задумывался над этим фактом, который тогда не значил для меня особо много”. Ситуация изменилась, когда молодой человек услышал от жившей с ними бабушки историю героической борьбы пуэбло за землю. Это стимулировало его дальнейший интерес к культуре и фольклорной традиции своего народа. „Рассказы бабушки, — подчеркнул далее молодой индеец, — помогли мне впоследствии понять многое… я — часть народа пуэбло; я — индеец; у меня особая культура, и сознание этого дает мне возможность ощущать себя полноценным человеком”. Иными словами, в данном случае семья выполнила свою функцию по поддержанию этнической непрерывности.
Однако встречаются и обратные примеры. Исследования Э. Уэрхефтига среди чироков Оклахомы показали, что в ряде их семей в воспитании детей превалируют негативные этнические автостереотипы. Многие родители, сталкивавшиеся в повседневной практике с дискриминацией, внушают своим детям, что основное препятствие улучшению благосостояния — их индейская культура, а единственный способ преуспевать в жизни — попытаться перестать быть индейцем. Результатом такого воспитания стало появление у части молодых чироков крайне негативного отношения к традициям собственного народа. И неудивителен тот факт, что к середине 80-х годов без малого половина их уже не участвовала ни в социальной, ни в культурной жизни своей общины. Тем не менее в целом семьи коренных жителей США справляются с ролью механизма диахронной передачи национальной культуры. Предпосылки процесса этнического возрождения, охватившего коренные народы с середины 80-х годов, были заложены именно на семейном уровне.
Положение индейцев США в настоящее время
В США в настоящее время проживают около 5 миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 % населения страны.
По данным за 2009 год, больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч).
Лос-Анджелес — город с наибольшей долей индейского населения.
Наиболее крупные индейские народности — чероки (около 310 тысяч), навахо (примерно 280 тысяч), сиу (115 тысяч) и чиппева (113 тысяч).
Ныне в США насчитываются 565 индейских племен, официально признанных федеральными властями. Для их обозначения в официальной переписке используется термин «индейская резервация …-нейшен». Они имеют право на формирование своего правительства, на принятие законов (законы штатов в них не действуют), на установление налогов, на присвоение статуса соплеменника, на лицензирование и регулирование практически всех видов деятельности на своей территории. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и правоохранительные органы. Юридически индейские резервации имеют почти те же права, что и штаты США. Кроме того, племена, доказавшие что собственность их предков реквизировали агенты властей США, получают федеральные дотации и гранты.
Пау-вау в Монтане, 2007 г.
В резервациях ныне проживает более трети индейцев США. Площадь индейских резерваций составляет 2 % территории США. Крупнейшей резервацией обладают навахо (Нация навахо) — её площадь равна площади штата Западная Вирджиния.
Право создавать казино в резервациях индейцы получили в 1990-х годах и это значительно повысило их благосостояние. Общий доход индейских казино в 2003 году составил 14,5 млрд долларов. Значительные доходы резервациям приносит безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, а также туризм.
Средний возраст индейца — 29,7 года, что заметно меньше возраста среднестатистического американца (36,8 лет). В семьях индейцев больше детей, чем в среднем по США.
В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 % — это в пять раз превышает её средний уровень по стране. Примерно четверть всех индейских семейств живёт за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других жителей США.
За чертой бедности в 2009 году жили 23,6 % индейцев, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 14,3 %. Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения, и обучение для них, как правило, бесплатное, лишь 16 % индейцев имели высшее образование, тогда как в среднем по стране этот показатель составлял 28 %.
Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, однако более половины из них находятся под угрозой исчезновения. По данным за 2008 год 72 % американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского, и лишь 21 % индейцев говорит дома не только на английском языке.
В 2009 году Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались Коренные Народы со стороны граждан Соединённых Штатов».
Океаны, омывающие США
Северный Ледовитый океан
(Грузовой корабль в водах возле штата Миннесота, США)
К бассейну этого водоема относится малая территория северных американских штатов. Возле горы Трипл-Дивайд-Пик существует точка, где встречаются водоразделы всех трех океанов, омывающих США. Выход к Северному Ледовитому океану отчасти имеют Северная Дакота и Миннесота. В бассейн этого же океана несут воды крупные реки Аляски.
Тихий океан
(Рифовый берег Тихого океана, штат Калифорния, США)
В бассейн Тихого океана впадают реки с крупными водохранилища и гидроэлектростанциями. Это, например, Колумбия и Колорадо. По землям Аляски протекает Юкон, впадающий в Берингово море. Восточная часть Кордильер, принадлежащих Соединенным Штатам, является основным водоразделом между Тихим и Атлантическим океанами. Климатические условия тихоокеанского побережья приводят к образованию тайфунов и частых дождей. Стоит отметить, что западное побережье попадает на территорию Тихоокеанского вулканического кольца, которое отличается высокой вулканической активностью.
Атлантический океан
(Пляжи Майами-Бич, песчаный берег Атлантического океана)
К бассейну Атлантического океана относятся самые крупные пресноводные озера Северной Америки. К популярному списку Великих озер относят Онтарио, Эри, Мичиган, Гурон и Верхнее. Все эти озера соединены между собой каналами и реками, а их сток попадает в реку Святого Лаврентия.
Восточный берег США отличается большим количеством рек, впадающих в этот бассейн. Наиболее протяженные из них — горные. Они начинаются в Аппалачах и обладают протяженностью в несколько сотен километров.
Важной частью бассейна Атлантического океана является Мексиканский залив. Именно его бассейну принадлежит основная часть речного стока США
Сюда впадают такие крупные реки как Миссисипи и Миссури. Восточное побережье Соединенных Штатов, Гавайи и южные штаты, граничащие с бассейном Мексиканского залива, чаще всего страдают от крупных ураганов, вызванных климатическими особенностями Атлантического океана.
Племена
Регион | Племена |
Субарктическая зона | кучины, коюконы, ингалики, танаина, танана, небесна, атна, слейви, тличо, чипевайан, часть кри, инну и многие другие |
Северо-восточные леса | гуроны, ирокезы, оджибве, оттава, майами, могикане, делавары, шауни и многие другие |
Юго-восточные леса | чероки, чокто, чикасо натчез, крики, семинолы и многие другие |
Великие равнины | черноногие, шайенны, команчи, пауни, сиу, арапахо, кайова и многие другие |
Северо-западное побережье | тлинкиты, цимшианы, хайда, нутка, квакиутли, береговые сэлиши и другие |
Пустыни Юго-Запада | апачи, навахо, пуэбло (хопи, зуни и др.), пима, папаго и другие |
Центральная Америка | майя, сапотеки, пурепеча, ацтеки, тотонаки, миштеки |
Южная Америка | инки (кечуа, аймара), гуарани, арауканы, чибча (муиски), шипибо-конибо, теуэльче, варао, ботокудо и многие другие |
Колонизация
Уменьшение населения Мексики в результате различных эпидемий в ранний колониальный период.
Индейские резервации в Бразилии.
Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки умерли от болезней, к которым у них не было иммунитета, а также было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады.
В середине XVI века в результате эпидемии «европейской» болезни — брюшного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения Мексики на тот период.
Торговля с колонизаторами усилила конкуренцию между индейскими племенами, что привело к кровавым междоусобным бобровым войнам в XVII веке.
В 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США, в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45 000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2—4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX века. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна реки Амазонки, где ныне имеется несколько десятков общин, живущих без контактов с внешним миром). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре; гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).
Можно ли излечиться
Уже развившаяся аллергия, увы, неизлечима. Любая терапия направлена лишь на то, чтобы уменьшить симптомы, и самый лучший результат, который можно получить, — состояние отсутствия симптомов. Но это состояние (ремиссии) при правильном подходе может длиться годами.
В первую очередь необходимо выявить аллерген и исключить или уменьшить контакт с ним. Для некоторых видов аллергий (обычно на пыльцу, на цветение растений) работает метод лечения под названием «специфическая гипосенсибилизация», когда пациенту вводят аллерген в возрастающей концентрации, переключая иммунный ответ на адекватный. Этот способ требует длинных курсов лечения (до трех лет), но зато может быть очень эффективным.
Таким же образом работает «лечение домашними животными», когда взрослый аллергик заводит себе кошку или собаку, переживает 2−3 тяжелые недели, а потом обнаруживает, что аллергические проявления уменьшились или даже исчезли. Объясняется это тем, что огромное количество аллергенов, проникающих через кожу и слизистые, может переключить аллергическую реакцию на адекватную. Но этот способ ни в коем случае не рекомендуется тем, у кого есть тяжелые формы аллергии, особенно с затруднением дыхания (астма), и в любом случае требует консультации с врачом.
Геноцид индейцев в США
Расширяя границы своих территорий, молодое государство пользовалось доктриной открытия. Подразумевалось, что у аборигенов нет прав на земли. Они могут только проживать, но не владеть. Право собственности может быть только у более цивилизованных народов.
Согласно этой доктрине с 1830 года началось изгнание индейцев с родных мест
Правительство забирало экономически выгодные участки, плодородные земли. Навязывались невыгодные коренному населению договора. Освоение Нового света проходила через истребление народов.
Геноцид включал в себя:
принудительная стерилизация женщин;
выселение в непригодные для жизни места;
аресты и лишение жизни;
запреты на поклонения богам предков;
внедрение чуждых ценностей.
Перед коренным населением поставлен нелегкий выбор: переехать в города или остаться в резервациях. В первом случае индейцы ассимилируют, а во втором – сохранят культуру. Современные резервации индейцев в США никого не удерживают насильно.
Им выплачивают колоссальные компенсации за тяготы, которые пережили предки. Но тяга к независимости прослеживается очень четко и явно. Америка для них – это захватчик. Большинство не желает становиться гражданами чужой страны.
Индейцы
В конце XV века Христофор Колумб обнаружил новую землю, считая, что открыл путь в Азию. Он ошибочно предположил, что высадился на берегах Индии, поэтому, проживающие там народы были названы индейцами. Индейцы населяли центральные районы Северной Америки. До прихода на эти земли европейских колонизаторов на территории североамериканского континента насчитывалось около 400 племён. Все они имели свою письменность и язык. Образ жизни зависел от места обитания группы людей. Индейцы, проживающие в верхней части Канады, занимались рыболовством и охотой.
На северо-западе материка жили племена, которые вели кочевой образ жизни. Основным источником пропитания являлся рыбный промысел. К этим племенам относятся племена вакаши, салиши, тлинкиты. Проживали они в чумах, объединившись в несколько семей.
На Калифорнийском побережье, где созданы самые благоприятные условия для жизни, проживали индейцы, которые помимо ловли рыбы и охоты занимались собирательством.
Племена навахо, пуэбло, пима являлись коренными жителями Северной Америки, особенно ее южной части. Эти племена считались очень развитыми по сравнению с другими. Они вели оседлый образ жизни, выращивали скот, занимались земледелием.
Рис. 1. Племя Навахо.
Племена апачи, кроу, кайова жили в степях Северной Америки. Они отличались жестокостью и враждебностью по отношению к другим племенам.
Северные племена
Племена алеутов и эскимосов, которые занимают субарктическую зону континента, мы трогать не будем, так как это совсем другая расовая семья. Коренное население Северной Америки занимало территорию нынешней Канады с США, начиная от вечных ледников и заканчивая Мексиканским заливом. Там сложилось множество различных культур, которые мы сейчас перечислим:
- Северные индейцы, которые заселили верхнюю часть Канады, – это алгонкинские и атапаскские племена. Охотились на оленя-карибу, а также занимались ловлей рыбы.
- Северо-западные племена – тлинкиты, хайда, салиши, вакаши. Занимались ловлей рыбы, а также морской охотой.
- Калифорнийские индейцы – известные собиратели желудей. Также занимались обычной охотой и ловили рыбу.
- Индейцы Вудленда занимали всю восточную часть современных США. Коренное население Северной Америки тут было представлено племенами крики, алгонкины, ирокезы. Эти люди промышляли оседлым земледелием.
- Индейцы Великих равнин – известные охотники на диких бизонов. Здесь есть несчетное количество племен, среди которых мы назовем лишь некоторые: кэддо, кроу, осейджи, манданы, арикара, кайова, апачи, уичита и многие другие.
- На юге Северной Америки проживали племена пуэбло, навахо и пима. Эти земли считались наиболее развитыми, так как аборигены тут занимались земледелием, применяя метод искусственного орошения, а по совместительству разводили домашний скот.
19 век
Уильям МакИнтош
1812 г.
Первый индейский бригадный генерал армии Соединенных Штатов: Уильям Макинтош ( Маскоги ).
1820-е годы
1822 г.
Первый коренной американец поступил в Вест-Пойнт и первый индейский выпускник: Дэвид Моньяк ( Маскоги ).
1825 г.
- Первый ирокезский человек, создавший письменный отчет об устных традициях нации ирокезов: Дэвид Кьюсик ( Тускарора ) в « Очерках древней истории шести народов» .
- Первая слоговая программа чероки принята нацией чероки: создана Секвойей ( чероки ).
1827 г.
Чероки принимает свою первую современную конституцию .
1828 г.
Первая газета коренных американцев и первая газета, изданная на языке коренных народов: The Cherokee Phoenix . Первым редактором газеты был Бак Вати ( Чероки ).
1829 г.
- Первая полнометражная автобиография публикуемого Индеец: Сын леса по Уильям Апессу ( Pequot ).
- Первая книга, изданная с использованием слогового языка чероки : Книга гимнов чероки, напечатанная Элиасом Будино ( чероки ) и миссионером из Новой Англии.
1840-е годы
Ва-о-ва-ва-на-онк или Питер Уилсон
1844 г.
Первый известный индеец, получивший медицинскую степень: Ва-о-ва-ва-на-онк ( Каюга ).
1845 г.
Первая музыкальная композиция опубликована индейский человек: индийские мелодии по Томасу Commuck ( Наррагансетты ).
1847 г.
Первый полнометражный рассказ о путешествии коренного американца: Жизнь, история и путешествия Ках-ге-га-га-боу, написанный Джорджем Копвеем ( оджибве ).
1850-е годы
1854 г.
- Первый роман, опубликованный коренным американцем: Жизнь и приключения Хоакина Мурьетты, авторства Джона Роллина Риджа ( чероки ).
- Первое студенческое периодическое издание коренных американцев » Венок из бутонов розы чероки» .
1856 г.
- Первый губернатор нации Чикасо после принятия новой конституции: Сайрус Харрис ( Чикасо ).
- Первый коренной американец, посвященный в римско-католический священник : Джеймс Бушар ( Ленапе ).
1857 г.
Первый индейский редактор публикации для иностранцев: Джон Роллин Ридж ( чероки ), который был редактором-основателем Sacramento Bee .
Джон Роллин Ридж ( Чероки ).
1860-е годы
1861 г.
Первый индейский профессиональный легкоатлет: Луи «Дирфут» Беннетт ( Сенека ).
1865 г.
Первый человек, который проехал по тропе Чисхолм : Джесси Чисхолм ( чероки ).
1867 г.
Первый коренной американец, получивший звание бригадного генерала в армии США: Эли Сэмюэл Паркер ( Сенека ).
1869 г.
- Первый коренной американец, награжденный Почетной медалью : Ко-Рукс-Те-Чод-Иш ( Пауни ).
- Первый коренной американец, работающий уполномоченным по делам индейцев : Эли Сэмюэл Паркер ( Сенека ).
1870-е годы
1870 г.
Первый коренной американец, избранный сенатором Соединенных Штатов: Хирам М. Ревелс ( Ламби ).
1875 г.
Первая независимая газета, принадлежащая чероки, опубликовала: The Indian Progress и принадлежит Элиасу К. Будино ( чероки ).
Стоящий медведь ( Понка )
1878 г.
Первая газета племени чокто : The Choctaw News .
1879 г.
Первый коренной американец объявил «человеком по смыслу закона» в Соединенных Штатах: стоящий медведь ( Понка ).
1880-е годы
1881 г.
Первый индейский антрополог : Фрэнсис Ла Флеше ( Омаха ).
1883 г.
Сара Виннемукка ( Северный пайют ), первая женщина из числа коренных американцев, опубликовавшая книгу, опубликовала книгу « Жизнь среди пиратов: их ошибки и претензии» .
1886 г.
Первое частное периодическое издание Chippewa : The Progress, основанное Теодором Х. Больё и Гюставом Больё (Chippewa / Ojibwe).
1889 г.
- Первая коренная американка, получившая медицинское образование: Сьюзан Ла Флеше ( Омаха ).
- Первые задокументированные медсестры армии США из числа коренных американцев: Сьюзан Бордо , Элла Кларк , Анна Б. Плитс , Жозефина Ту Медведь (все лакота ).
1890-е годы
1891 г.
Первый роман, написанный индейской женщиной: « Винема: дитя леса » Софии Элис Каллахан ( Маскоги ).
Сьюзан Ла Флеше Пикотт ( Омаха )
1892 г.
Первый коренной американец, избранный в Палату представителей США: Чарльз Д. Кертис ( Kaw Nation ).
1893 г.
- Первое независимое периодическое издание, издаваемое народом осейджей и для народа осейджей : The Wah-sha-she, основанное Джорджем Э. Тинкером ( осейджи ).
- Первая женщина из числа коренных американцев, которая издала и отредактировала газету: Норма Э. Стэндли Смайзер ( чокто ).
1897 г.
Первый коренной американец, сыгравший в бейсбольной команде высшей лиги : Луи Сокалексис ( Пенобскот ).
1898 г.
Первый коренной американец, окончивший Стэнфордский университет : Джон Милтон Оскисон ( чероки ).
Культура
В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и если имели письменность, то только пиктографическую. Однако в 1826 году вождь племени чероки — Секвойя — создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые при необходимости служили индейцам в качестве денег.
Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространённым продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.
Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).
Шаман перуанской народности урарина, 1988 год.
Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.
Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» («Objevy v Mexiku»), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга, что можно связать с отсутствием у индейцев колеса. По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.
В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции представители арктической расы: алеуты, инуиты, инупиаты и юпики.
Колонизация
Коренные американцы (индейцы) не собирались так просто отдавать свои территории. Со времен Колумба и до 20 века шла колонизация континента. Справедливости ради, скажем — потери понесли обе стороны, прежде чем европейцы полностью освоились здесь.
Примечательно, но первые европейские переселенцы смогли как-то поладить с индейцами. Ситуация изменилась тогда, когда освоение этих земель стало политической целью. В Америку хлынули французы, англичане, испанцы, португальцы, русские. Войны и переделы земли, кстати, происходили не только между европейцами и индейцами.
Коренные жители Америки – воюющий народ. Постоянные конфликты, войны между племенами – частое явление на этом континенте. Примечательно, но первые поселенцы со Старого Света как раз принимали участия в конфликтах между племенами.
Также можно отметить тот факт, что и некоторые племена индейцев принимали участия в войне на стороне европейцев. Причина в том, что кровная месть длилась не просто десятилетиями, а веками. Поэтому поддержать иноплеменников в борьбе против кровных врагов у некоторых племен считалось святым делом, «завещанием отцов и предков».
Европейцы также не были частью единого союза. Имели место конфликты внутри различных колониальных поселений, и даже войны между странами. Например, активные боевые действия между Англией и Францией в начале 19 века происходили именно на американских территориях.
Таким образом, можно сделать вывод, что колонизация континента проходила не в виде массового целенаправленного истребления европейскими народами коренных жителей, а представляла собой распутывание клубка постоянных многовековых противоречий. В Латинской Америке испанские и португальские колонизаторы устраивали тотальный геноцид коренного населения инков, ацтеков, майя. Ситуация же в Северной Америке была иной.
Праздник «Алхалалалай»
Самым ярким событием в культурно-ритуальной жизни русских индейцев слывёт знаменующий окончание лета праздник очищения «Алхалалалай», на который съезжаются не только камчатские ительмены, но и гости с разных уголков света, желающие окунуться в самобытный мир этой народности.
Уходящее корнями в глубокую древность данное торжество является своеобразным гимном благодарности природе, на протяжении года кормившей и оберегавшей ительменов. Прося прощения за причиненный ей ущерб, камчадалы приносят дары фигурам богов Ажушак, Нустахчах и Хантай.
Частью замечательного праздника «Алхалалалай» является подъем на священную гору Эльвель, а также многочисленные конкурсы, выявляющие лучшую ительменскую песню, байку, гримасу, самого искусного обработчика рыбы и совершенную хозяйку.
А самым ярким аккордом гулянья значится Открытый чемпионат России по танцам коренных народов Камчатки, который представляет собой зажигательный танцевальный марафон, однажды длившийся рекордные 16 часов 20 минут.
Из истории формирования населения США
Самыми первыми жителями Америки являются ее коренные жители, индейцы. Первые европейские колонии в Америке начали появляться в XVI веке. Большая часть переселившихся на континент народов приезжали:
- из Франции;
- Голландии;
- Ирландии;
- Шотландии;
- Англии и других стран.
Многонациональное население страны становилось еще более пестрым за счет смешанных браков. Население страны быстро росло за счет иммигрантов из разных континентов и стран. Первая перепись населения зарегистрировала около 4 млн. человек
- Население страны росло и за счет повысившейся рождаемости.
- К XIX веку оно ежегодно прирастало на 3 %.
- Более разнообразным становится его этнический и расовый состав.
- В течение 1920 – 1950 годов оно увеличилось за счет канадцев и мексиканцев.
- Много переселенцев прибыло из Великобритании, Германии, Италии.
Ареал обитания и численность
Аборигены Нового Света жили тут в доисторические времена, но и в наши дни, по сути, мало что изменилось для них. Они объединяются в отдельные общины, продолжают проповедовать свои религиозные догмы и следуют традициям предков. Некоторые представители исконно американоидной расы ассимилируются с европейцами и полностью перенимают их быт. Таким образом, встретить чистого индейца или метиса можно в любой стране северной, южной или центральной части Новой Земли. Общая «индейская» численность населения Америки составляет 48 миллионов человек. Из них 14 млн проживают в Перу, 10,1 млн в Мексике, 6 млн в Боливии. Следующими странами идут Гватемала и Эквадор – 5,4 и 3,4 миллиона человек соответственно. 2,5 млн индейцев можно встретить в США, а вот в Канаде их вполовину меньше – 1,2 млн. Как ни странно, на просторах Бразилии и Аргентины, столь огромных держав, индейцев сохранилось не так уже и много. Коренное население Америки в этих местах исчисляется уже тысячами и составляет 700 000 и 600 000 человек соответственно.
Почему индейцы живут в резервациях?
Резервация индейцев в США в настоящее время не ограничивает коренное население в правах. Им выплачиваются компенсации, выдают паспорта. Темные времена гонения прошли. Но племена по-прежнему хотят сохранять независимость от Вашингтона.
Обратной стороной медали стали высокая безработица, повальный алкоголизм и наркомания. Хотя есть и благополучные резервации.
Назвать точные причины, почему индейцы живут в резервациях в США сложно
Возможно, дело кроется в гордости и цепкой памяти. Переселенцы не всегда следовали букве закона и требованиям правительства. Это приводило к стычкам и смерти.
Мифологический аспект
Изначально все сказки, легенды и прочие народные сочинения, которые принадлежали индейцам, могли поведать нам об их жизни, о быте, о способах добывания пищи. Эти народы воспевали птиц, диких млекопитающих и хищников, своих братьев и родителей. Немного позже мифология приобрела несколько иной характер. У индейцев появились мифы о сотворении мира, которые очень похожи на наши библейские. Примечательно, что во многих рассказах американских коренных народов присутствует некое божество – Женщина с косами. Она является одновременно олицетворением жизни и смерти, пищи и войны, земли и воды. У нее нет имени, но упоминания о ее могуществе встречаются практически во всех древних индейских источниках.
История появления племен
Как утверждают ученые, представители американоидной расы, несмотря на все свои отличия от любой другой известной нам, переселились на свой континент именно с Евразии. На протяжении многих тысячелетий (примерно 70-12 тысячелетия до н. э.) индейцы приходили в Новый Свет по так называемому Берингийскому мосту, на месте которого сейчас находится Берингов пролив. Тогда еще не коренное население Америки постепенно осваивало новый континент, начиная с Аляски и заканчивая южными берегами нынешней Аргентины. После того как Америка была ими освоена, каждое отдельное племя стало развиваться в своем направлении. Общие тенденции, которые наблюдались у них, были следующими. Индейцы Южной Америки чтили материнский род. Жители Северной части континента довольствовались патриархатом. В племенах Карибского бассейна наблюдалась тенденция перехода к классовому обществу.