Храмы кхаджурахо в стране чудес

ИНДИЯ: Каджурахо

21.02 — 15.03.2007 г.

Каджурахо — небольшая деревенька в индийском штате Мадья Прадеш. На 3 тыс.
местного населения здесь 22 Храма Кама-Сутры (когда-то их было 85). Эти Храмы —
самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом. Интерес к ним
столь велик, что в этой деревне есть свой аэропорт с регулярными рейсами из
Дели.

Храмы построены более 1000 лет назад. Легенды говорят, что создатели
Каджурахо спустились с Луны. Хемавати, прекрасная дочка Брамина, была соблазнена
богом Луны, когда купалась в реке ночью. От этого союза смертной и бога родился
сын, Чандраварман. Преследуемая обществом, незамужняя мать нашла прибежище в
глухих лесах Центральной Индии, где она стала и матерью, и гуру для своего сына.
Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела. Когда он был признан
правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм,
обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих
желаний.

По храмам бегает куча обезьян. Чтобы они не слишком докучали туристам,
специальные служители гоняют обезьян длинными палками. Но те лишь перебегают с
одного места на другое.

На внешних стенах храмов изображены картины секса. Изображения выглядят
довольно откровенными и даже неприличными. Считается, что если, увидев их,
человек развернется и сбежит, он никогда не сможет достигнуть божества внутри
(внутри храма сексуальных сцен нет). Внутри храма — образ Бога, а снаружи —
изображения, картины секса, страсти, совокупления.

Смешение религиозного и эротичного в архитектуре храмов наводит на мысль о
принадлежности Каджурахо к учению Тантры. В Тантре отношение к сексу священное —
как к молитве и медитации.

Основная тема храмов Каджурахо — женщина. Вот она пишет письмо, играет с ребенком,
накладывает краску для век, страстно танцует, занимается любовью …

Женщина – невинная, кокетливая, улыбающаяся – бесконечно соблазнительная и
прекрасная.

Среди
сексуальных изображений встречаются фрагменты зоофилии.

Статуи изобилуют деталями, четко очерчены, вылеплены с совершенным
мастерством, но лица их ничего не выражают.

Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того,
чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия. Храмы и
их скульптуры до сих пор вызывают споры о том, зачем были изображены сексуальные
картины на внешних стенах храма и каково их назначение.

Изображения женщин и мужчин в любовных позах находятся только на внешней стороне храма. Внутри их нет, там нет даже статуй Бога.
Этому есть такое объяснение: только
когда вы пройдете насквозь вашу сексуальнось с полной осознанностью, все ее
стадии, все измерения, только когда вы дойдете до точки, в которой секс уже
больше не имеет значения для вас… Только тогда вы войдете в храм. В
противоположном случае вы снаружи храма, ваш интерес там.

В то же время, внутренние скульптуры, как я заметил, затёрты туристами в
соответствующих местах:

Как и везде, среди туристов преобладают сами индийцы.

Приучают своих детей к культуре там сызмальства.

Межхрамовая территория любви дополняет скульптуры красивейшей
растительностью.

Самые огромные кактусы, которые я видел, растут в Каджурахо.

На храмовой территории имеется вооруженная охрана.

В одном из храмов опять привлекло внимание изображение свастики

В конце дня мы попали на индийский концерт: песни, танцы, сцены из народной
жизни.

Поющий индус — настоящий, фон сзади него — нарисованный.

Индийский фокусник с неестественной гибкостью и какой-то не совсем мужской
внешностью.

Что ещё посмотреть в Индии:

К списку стран и городовP.S.
Рекомендую заказать путешествие по Индии в Эйдос Туре.
 

Архитектура и скульптуры храмов Кхаджурахо — послания из глубины веков

Построенные более тысячи лет назад храмы Кхаджурахо до сих пор внушают благоговение своим величием, красотой и мастерством своих создателей. И вот стоят эти загадочные храмы, похожие на космические корабли пришельцев — выше всех домыслов и догадок. Со снисходительными улыбками взирают с них «пришельцы» из далекого прошлого… Каждый из них великолепен, каждый настолько филигранен и тонок по работе, что кажется высеченным из единого каменного монолита чей-то божественной рукой. Снаружи храмы огромны, но внутри — для людей — в них совсем мало места. Может в этом ключ к разгадке их тайны?

Храмы Кхаджурахо сделаны из песчаника. Строители этих храмов не использовали какой-либо раствор: блоки укладывались на место один на другой и соединялись между собой при помощи пазов и выступов. Такая форма конструкции требовала от создателей очень точных расчетов и соединений. Столбцы и архитравы (бордюры, выступы и т.п.) были созданы из мегалитов весом до 20 тонн.

Архитектура храмового комплекса Кхаджурахо сильно отличается от других индийских храмов того же периода. Каждый храм стоит на высокой каменной платформе и ориентирован по сторонам света. По углам платформы, как правило, высятся меньшие по размеру святилища — высокие башни-купола шикхары. Создается иллюзия горной цепи, напоминающей вершины Гималаев, на которых обитают боги. Так, самый большой и знаменитый из всех храмов Кхаджурахо Кандарья Махадев вздымается на высоту 30 м, а более мелкие 84 башенки увеличиваются по высоте постепенно — это порождает иллюзию горы Кайлаш, обители Шивы; 900 скульптур украшают это святилище.

Платформы окружены балюстрадами, украшенными бесчисленными рельефами, изображающими сцены повседневной жизни, войны, ритуальные процессии. Каждая стена фасада, окна, колонны, потолок покрыты немыслимым количеством выразительных, мастерски исполненных рельефов с изображениями исторических и мистических персонажей, включая богов, зверей, красивых дев и любовных пар, включая эротические сцены. Причем, в большинстве скульптур и изображений мы видим красивых женщин.

Поражающие своим архитектурным и скульптурным богатством храмы Кхаджурахо представляют собой уникальную галерею под открытым небом, хранящую бесценные произведения искусства средневековой Индии. Храмы Кхаджурахо поражают воображение. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий. И изящностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясающе, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений. По гармонии и красоте они не имеют себе равных.

Что самое интересное, схожие в архитектурной концепции храмы не принадлежат к какой-то одной религии или религиозному направлению: некоторые посвящены Шиве, другие – Вишну, третьи – Джайну Тиртханкару и джайнским святым-аскетам. Наиболее известны индуистские святилища. И все же, общность архитектуры и композиции говорит о том, что это единый храмовый комплекс.

Отличить друг от друга богов, в несметном количестве украшающих фасады храмов и святилищ, очень трудно. Приметами каждого бога являются, несомненно, его атрибуты и сопровождающие животные.

Храмы Кхаджурахо образуют как бы три группы, отстоящие друг от друга на несколько километров: западную, восточную и южную. Вполне возможно, что размещение храмов на территории, соответствующей размерам современного большого города, и расположение их по отношению к друг другу имеет какое-то сакральное значение, как и постройки храмового комплекса Ангкор Ват и храма Солнца в Мексике. Однако этим вопросом никто серьезно не занимался, он остается темой для дальнейших исследований.

Кенотафы

После посещения Чатурбуджа мы переехали к комплексу монументальных сооружений, построенных на берегу реки Бетва. Это так называемые кенотафы, что в переводе с греческого означает «ложные могилы».

Дело в том, что у индуистов нет могил. Их тела сжигают, а пепел развеивают. Так что эти сооружения построены на месте сжигания раджей. Всего их 14. Прах их, как сказал гид, был развеян над Гангом, поскольку Ганга — самое почётное место для праха.

если приглядеться, то можно увидеть грифа

Гид в комплекс не пошёл, и я один ходил по огороженной и ухоженной территории, любуясь мрачноватой красотой этого комплекса. Мрачности добавляют грифы. Чем питаются эти птицы-падальщики, не совсем понятно. Ведь тела сожгли очень давно. Правда, тела бедняков, у родственников которых нет денег на дорогие в Индии дрова, просто сбрасывают в реку. И не в Ганг, а в ближайшую. Возможно, это и есть пища для стервятников. Гид моих сомнений не прояснил.

История

Группа памятников Кхаджурахо была построена во время правления династии Чандела . Строительная деятельность началась почти сразу после подъема их власти по всему королевству, которое позже стало известно как Бунделькханд . Большинство храмов были построены во времена правления индуистских королей Яшовармана и Дханги . Наследие Яшовармана лучше всего представлено в храме Лакшмана . Храм Вишванатхи лучше всего освещает правление царя Дханги. Самый большой и самый известный сохранившийся храм — Кандария Махадева, построенный во времена правления царя Видьядхара . Храмовые надписи предполагают, что многие из сохранившихся в настоящее время храмов были построены между 970 и 1030 годами нашей эры, а в последующие десятилетия построены другие храмы.

Храмы Кхаджурахо были построены примерно в 35 милях от средневекового города Махоба , столицы династии Чандела, в регионе Калинджар . В древней и средневековой литературе их царство именовалось Джиджхоти, Джеджахоти, Чи-чи-то и Джеджакабхукти.

Первое задокументированное упоминание Кхаджурахо было сделано в 641 году Сюаньцзаном , китайским паломником, описавшим встречу с несколькими десятками бездействующих буддийских монастырей и дюжиной индуистских храмов с тысячей поклоняющихся браминов. В 1022 году н.э. Кхаджурахо был упомянут Абу Рихан-аль-Бируни , персидским историком, который сопровождал Махмуда Газни в его набеге на Калинджар; он упоминает Кхаджурахо как столицу Джаджахути. Рейд не увенчался успехом, и было достигнуто мирное соглашение, когда индуистский король согласился заплатить выкуп Махмуду из Газни, чтобы он прекратил нападение и ушел.

Храмы Кхаджурахо активно использовались до конца XII века. Это изменилось в 13 веке; после того, как армия Делийского султаната под командованием мусульманского султана Кутб-уд-дина Айбака напала и захватила королевство Чандела. Примерно столетие спустя Ибн Баттута , марокканский путешественник, в своих воспоминаниях о своем пребывании в Индии с 1335 по 1342 год нашей эры упомянул посещение храмов Кхаджурахо, назвав их «Каджарра» следующим образом:

До 12 века Кхаджурахо находился под властью индуистских королей и насчитывал 85 храмов. Центральная Индия была захвачена Делийским султанатом в 13 веке. При мусульманском правлении многие храмы были разрушены, а остальные оставлены в запустении. До сих пор видны руины некоторых старых храмов ( храм Гхантаи наверху).

Центральный регион Индии, где находятся храмы Кхаджурахо, контролировался различными мусульманскими династиями с 13 по 18 век. В этот период были осквернены некоторые храмы, после чего в течение длительного периода времени они оставались в запустении. Например, в 1495 году нашей эры кампания Сикандара Лоди по разрушению храма включала Кхаджурахо. Удаленность и изоляция Кхаджурахо защищали индуистские и джайнские храмы от продолжающегося разрушения мусульманами. На протяжении веков храмы заросли растительностью и лесами.

В 1830-х годах местные индусы привели британского геодезиста Т.С. Берта к храмам, и, таким образом, они были заново открыты мировой аудиторией. Александр Каннингем позже сообщил, через несколько лет после повторного открытия, что храмы тайно использовались йогами, и тысячи индуистов прибудут для паломничества во время Шиваратри, ежегодно отмечаемого в феврале или марте по лунному календарю. В 1852 году FC Maisey подготовил первые рисунки храмов Кхаджурахо.

Номенклатура

Имя Кхаджурахо, или Харджуравахака , происходит от древнего санскрита ( kharjura , खर्जूर означает финиковая пальма , а vāhaka , वाहक означает «тот, кто носит» или носитель). Местные легенды гласят, что у храмов были две золотые финиковые пальмы в качестве ворот (пропавших без вести, когда они были заново открыты). Десаи утверждает, что Харджуравахака также означает носитель скорпионов, что является еще одним символическим именем божества Шивы (который носит змей и гирлянды из скорпионов в своей свирепой форме).

Номенклатура и систематическая документация Каннингема в 1850-х и 1860-х годах получили широкое распространение и продолжают использоваться. Он сгруппировал храмы в западную группу вокруг Лакшмана , восточную группу вокруг Джавери и южную группу вокруг Дуладевы .

Скульптуры храмов Кхаджурахо

Для удобства восприятия все фигуры можно разделить на 5 видов:

  • религиозные, установленные в строгом порядке;
  • боги и их окружение, выполненные в каноническом и свободном варианте;
  • апсары и сурасундари, женские воплощения полубогов и духов, танцующие или занимающиеся повседневными делами;
  • светские скульптуры, изображающие музыкантов, правителей, семейные пары, влюбленных;
  • животные, характерные для Индии и мифические, среди которых часто встречаются изображения слонов, обезьян, птиц, кабанов.

В сюжетах четко просматриваются 2 начала: мужское и женское. Согласно тантрическому принципу космос состоит из 2 типов энергии. Только в совокупности обретается гармония и целостность мира. Несмотря на реалистичность фигур, в них скрыт определенный символизм. Основным действующим лицом является женщина. Она изображена во множестве жизненных ситуаций: глядящая в зеркало, баюкающая ребенка, беседующая с подругами, погруженная в многочисленные заботы по дому.

Второй доминантой становятся выражения плотской любви. Красота обнаженного тела чтилась не только в Древней Греции. Соразмерность и гармония воспевались во многих культурах Древнего мира, включая Индию.

Сложные скульптурные композиции имели охранное значение. Воплощая в изображении сложные взаимоотношения людей, богов и демонических сущностей, они создавали своеобразные лабиринты, отгоняя врагов рода человеческого. Красота и гармоничность изображений создают материализованную в камне созидающую энергию любви.

Храмы Кхаджурахо представляют собой уникальный комплекс, сохранившийся, благодаря удивительному искусству мастеров прошлого. В его архитектуре воплощен принцип единства Вселенной, гармония души и тела. Скульптурные композиции, выполненные с высоким уровнем мастерства, иллюстрируют все аспекты жизни во всем их многообразии.

Восточная группа

Восточная группа храмов включает в себя семь храмов – четыре джайнских и три брахманских. Также в этой группе можно увидеть сильно перестроенный джайнский храм Шантинатх, возведенный на древнем постаменте. Храмы расположены вокруг деревни Кхаджурахо и возле озера Нинора.

Храм Брахмы (около 900 г.) представляет собой простое сооружение квадратной формы с портиком и святилищем. Храм ошибочно приписывается Брахме; на самом деле он посвящен Вишну, о чем свидетельствует его образ на обрамлении дверного проема. Как и другие ранние храмы, он построен из гранита и песчаника.

Храм Вамана (около 1050 – 1075 г.г.) посвящен пятому воплощению Вишну в образе карлика-брахмана. Храм представляет собой образец зрелого стиля Чандела. Храм имеет традиционную планировку, включающую в себя портик, мандапу с трансептами, вестибюль и святилище. Внешние стены украшены двумя фризами со скульптурными изображениями, в том числе чувственными сурасундари, однако эротическая скульптура здесь не представлена. В святилище находится образ четырехрукого Ваманы и главных индуистских богов – Брахмы, Вишну и Шивы.

Храм Паршванатха (середина X века) – самый значительный из джайнских храмов Кхаджурахо по своему размеру и художественным достоинствам. По-видимому, изначально храм был посвящен Адинатхе – первому тиртханкаре, духовному учителю джайнов, достигшему просветления. Сейчас в святилище находится черная статуя Паршванатхи, которая была установлена только в 1860 году.

Храм имеет вытянутую форму с выступами на двух концах – входной портик на восточной стороне и дополнительное святилище на западной. Скульптурное обрамление храма великолепно, от трех рядов горельефов на внешних стенах до искусного декора дверного проема. Храм известен прекрасными женскими фигурами, изображениями танцоров и музыкантов и небесных существ.  Хотя храм принадлежит джайнской религии, в его оформлении присутствуют многочисленные вайшнавистские сюжеты – эпизоды из легенды о Кришне, Рама, Сита и Хануман, другие индуистские боги в разных воплощениях и их супруги.

Адинатха (вторая половина XI века), расположенный рядом с Паршванатхой, относится к группе джайнских храмов. Он представляет собой оригинальную шикхару с вестибюлем; портик же был пристроен значительно позже. Стены храма опоясаны тремя рядами горельефов с изображениями сурасундари, летающих видьядхар, танцоров и музыкантов.

Небольшой храм Джавари (примерно 1075-1100 г.г.) примечателен своими гармоничными пропорциями, которые достигаются высокой, устремленной вверх шикхарой, и изящной макара-тораной, украшающей портик. Храм посвящен Вишну, чей поврежденный образ без головы находится в главном святилище.

Храм Гхантай (конец X века) получил свое название от орнамента в виде колокольчиков, которым декорированы элегантные колонны. Храм почти полностью разрушен, сохранились лишь входной портик и мандапа с четырьмя колоннами, чьи потолок и соединяющий их дверной проход украшены утонченной резьбой.

Искусство и скульптура

Храмы Кхаджурахо славятся своим эротическим искусством. Это около 10% от общего числа произведений искусства, выставленных на памятниках.

Эротические скульптуры

Храмы Кхаджурахо украшены разнообразными произведениями искусства, из которых 10% — это сексуальное или эротическое искусство вне и внутри храмов. Некоторые из храмов с двухслойными стенами имеют небольшую эротическую резьбу на внешней стороне внутренней стены. Некоторые ученые предполагают, что это тантрические сексуальные практики. Другие ученые утверждают, что эротическое искусство является частью индуистской традиции обращения с камой как неотъемлемой и надлежащей частью человеческой жизни, и ее символическое или явное проявление является обычным явлением в индуистских храмах. Джеймс МакКоннаки в своей истории Камасутры описывает сексуальные скульптуры Каджурахо как «апогей эротического искусства»:

Более 90% произведений искусства в храме посвящены повседневной жизни и символическим ценностям древней индийской культуры.

В храмах есть несколько тысяч статуй и произведений искусства, в том числе храм Кандарьи Махадева, украшенный более 870. Около 10% этих иконографических резных фигур содержат сексуальные темы и различные сексуальные позы. Распространенное заблуждение состоит в том, что, поскольку старые сооружения с резьбой в Кхаджурахо являются храмами, они изображают секс между божествами; однако искусства кама представляют собой различные сексуальные выражения разных людей. Подавляющее большинство искусств изображают различные аспекты повседневной жизни, мифические истории, а также символическое отображение различных светских и духовных ценностей, важных в индуистской традиции. Например, на изображениях изображены женщины, наносящие макияж, музыканты, занимающиеся музыкой, гончары, фермеры и другие люди в повседневной жизни средневековья. Эти сцены находятся на внешних падах, что типично для индуистских храмов .

В искусствах, представленных в храмах Кхаджурахо, встроена иконографическая символика. Основные индуистские ценности выражаются множеством способов. Даже камские сцены, если рассматривать их в сочетании предшествующих и последующих скульптур, изображают духовные темы, такие как мокша . По словам Стеллы Крамриш ,

Храмы Кхаджурахо представляют собой одно из проявлений многих форм искусства, которые процветали в королевствах Раджпутов Индии с 8 по 10 века нашей эры. Например, современниками Кхаджурахо были публикации стихов и драматических произведений, таких как Прабодхачандродая , Карпураманджари , Виддхасалабханджика и Кавьямиманса . Некоторые темы, выраженные в этих литературных произведениях, вырезаны в виде скульптур в храмах Кхаджурахо. Некоторые скульптуры на памятниках Кхаджурахо, посвященные Вишну, включают вьялы , которые представляют собой гибрид воображаемых животных с телами львов, и встречаются в других индийских храмах. Некоторые из этих гибридных мифических произведений искусства включают Врик Вяла (гибрид волка и льва) и Гая Вяла (гибрид слона и льва). Эти вьялы могут представлять синкретическое творческое сочетание сил, присущих им обоим .

История

Во время правления Чанделы многие города Бунделькханда , включая Кхаджурахо , были домом для крупных и процветающих джайнских общин. В Кхаджурахо джайны, по всей видимости, жили на восточной стороне города. Несколько джайнских храмов того периода сохранились в этой части Каджурахо в разной степени сохранности. В Кхаджурахо можно увидеть множество джайнских надписей периода Чанделы. Все джайнские храмы теперь окружены современной сложной стеной, построенной в 19 веке, за исключением храма Гантай, когда началась реставрация храмов. Существует также археологический музей, где хранятся исторические джайнские артефакты периода чандель.

Ключевое различие между джайнскими храмами и большинством других храмов Кхаджурахо состоит в том, что джайнские храмы изобилуют активной молитвой и поклонением. Дигамбарские монахи-джайны все еще время от времени посещают их, и их можно увидеть медитирующими, обучающимися или проповедующими.

Храм Лакшми Нарайян

И опять эта Лакшми и супруг её Нараян (с ними мы уже «встречались» в Дели и в Джайпуре). Построен этот храм в 1622 году, а в 1793 перестроен. Расположен он в 2-х км от Орчхи на горке, и с его верхнего этажа открываются чудные виды на окрестности.

Сейчас храм не действует и заброшен. Какие-то реставрационные работы там ведутся, расставлены козлы, щётки, кисти, но рабочих я не видел. Зато можно везде ходить и лазить, чем я и воспользовался. Замечательная возможность.

Интересны росписи, которые почти монохромны. Помимо богов и индийских чертей, на них изображены и англичане. Прямо по песне: «что вижу, о том и пою».

англичане

После этого мы поехали в ресторан, который держат потомки раджей, как мне было сказано. Народу в нём не было. И меня одного обслуживал весь ресторан. Человек 10 подносили и уносили блюда и ждали моих указаний. Я и сам себя отчасти почувствовал раджей.

Заброшенные дворцы Орчхи с почти полным отсутствием туристов, великолепные виды на окрестности, полная свобода идти и залезать куда вздумается, ну, и конечно, архитектурное совершенство дворцов и мастерство резчиков по камню и художников, расписывавших дворцы, — что ещё нужно, чтобы прийти в восторг! Определённо не хватило времени, поэтому рекомендую тем, кто планирует побывать в Индии, остановится в Орчхе на несколько дней.

АКЦИЯ РОСТУРИЗМА Оплачивайте туры картой МИР и получайте кешбэк 20% за покупку туров на российские направления.Ищите туры с кешбэкомTravelataLevel.travelПромокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevye Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего,  – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector