Московский исторический музей

О самом здании музея

В XIX веке российский император Александр Второй издал указ, в котором говорилось, что им и городской Думой проводится конкурс на проект музея Императорской славы. И победителем конкурса стал проект в старорусском стиле XVI века. А авторами проекта являлись зодчий Шервуд и инженер Семенов.

По завершении, красочное и великолепное строение гармонично сложилось с общим стилем Красной площади. Музей стал заселяться коллекциями и в скором времени шедевров в нем было уже свыше 5 миллионов.

Более 10 лет все сотрудники музея трудились над размещением постоянных экспозиций. И к сегодняшнему дню все работы завершены. Стиль внутренней отделки комнат, и дизайн было решено оставить первоначальным, дабы сохранился дух эпохи строительства. Следует отметить, что глобальные перестройки внутреннего расположения залов и коллекций пополнились столь необходимыми в современной жизни вещами как лифты рассчитанные на людей с ограниченными возможностями, настенная информация и широкопанорамные экраны, на которых транслируются шедевры из коллекций.

В своем современном виде залы музея распределены по эпохам и видам экспонатов. И увидеть здесь можно исторические предметы, начиная с эпохи первобытных пращуров, времена Древней Руси и далее все значимые вехи в истории нашего славного государства, уходящего своими корнями глубоко в древность.

Всего залов насчитывается 39, и обычно все экскурсии начинаются с комнат второго этажа. Именно здесь сосредоточены наиболее необычные и очень интересные коллекции Допетровской Руси. Наряды высокопоставленных бояр и князей, предметы быта обычных крестьян, украшения, книги, награды, картины, великое множество того, о чем мы с вами только в книгах читали.

А посетив экспозиции Исторического музея возможно все это увидеть своими глазами.

Поднявшись на третий этаж мы попадаем в эпоху великого реформатора Петра I. Здесь выставлено все, что может показать этот период истории нашей страны со всех сторон и аспектов жизни всех слоев и сословий.

В здании городской Думы, стоящим по соседству, проводятся выставки экспонатов, дающих полную картину зрителям о всех виражах истории в XX веке, и это действительно достойно внимания!

Очень рекомендуется посетить музей несколько раз. Вся причина заключается в том, что всех выставочных экспонатов великое множество, и также велика площадь, на которой все они расположены. Для того, чтобы даже бегло ознакомиться со всем богатством и красотой коллекций, придется потратить около 400 часов. И это только бегло!

Сотрудники музея существенно расширили свое поле деятельности, и для школ проводятся онлайн курсы по истории России. Приглашаются театральные коллективы для проведения выступлений и красочных шоу. И действуют при музее исторические, археологические и театральные кружки.

Здание исторического музея и внутреннее устройство

Огромное трёхэтажное здание музея из красного кирпича гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Красной площади, это было одно из условий принятия проекта и дальнейшего строительства. Главный фасад музея представляет собой композицию многочисленных башенок и крылец разной высоты, объёма и формы. «Псевдорусский» стиль и большой размер здания позволяют ему стать равноценным участником архитектурного ансамбля Красной площади и придать ему завершенность и равновесие.

В 80-90-х годах музей пережил капитальный ремонт и масштабную реставрацию с целью придать ему первоначальный вид. На главных башнях музея в 1997 году вернулись точные копии золотых двуглавых орлов. Исторический облик музея был окончательно восстановлен в 2003 году, когда на низких башнях заняли своё законное место золотые львы и единороги.

Помимо внешнего убранства были восстановлены исторические интерьеры, но одновременно произошла модернизация – система хранения экспонатов соответствует современным стандартам, в здании оборудован лифт для инвалидов. У посетителей музея есть уникальная возможность с помощью экранов и мониторов, которых много в Государственном историческом музее, увидеть экспонаты, не представленные в данный момент для всеобщего обозрения, или рассмотреть вблизи «жемчужины» коллекции.

В 39 залах Государственного исторического музея перед вашими глазами пройдёт вся история России от древнейших времён до начала ХХ века. На первом этаже вас встретят прекрасно оформленные Парадные сени, здесь же находится лекторий и сувенирный магазин.

Начиная со второго этажа, начнётся ваше погружение в историю – второй этаж занимают экспозиции, посвященные периоду от древнейших времён, до Петра I.

Третий этаж проведёт вас по лабиринтам истории России от эпохи Петра I до правления Александра III. Но не пугайтесь, вам не грозит скучная лекция, где в вашем распоряжении только монотонный голос и ваше воображение! Здесь вы увидите огромное количество документов, архивов, исторических костюмов, орудий труда, предметов быта и интерьера, фотографий, рисунков, книг, картин, слепков. Всё это кропотливо собиралось в течение многих лет, чтобы быть представленным вашему вниманию. В 1996 году коллекция музея насчитывала 4 373 757 предметов. Наверняка с тех пор она ещё пополнилась и расширилась.

Четвёртый этаж Государственного исторического музея отведён под проведение временных выставок. Здесь проходят выставки картин современных художников, редких полотен из музейного фонда, выставки драгоценностей и исторических артефактов. В здании музея помимо выставок проводятся образовательные программы для детей, циклы лекций и концертов, научные конференции и настоящие балы, демонстрируются исторические и документальные фильмы. Видите, какая насыщенная и богатая событиями жизнь у этого уникального здания!

Ну а если вы устанете от обилия исторических дат, имён и событий, вы сможете отдохнуть и набраться сил в уютном кафе в цокольном этаже и со свежими силами вернуться к осмотру экспозиции.

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Революционные времена

После 1917 года музей хотели расформировать, так как в дни революции музей оказался в самом центре волнений. В помещениях собирались толпы солдат со штыками, которые тыкали ими по всем темным углам. От уничтожения музей спасли указы Ленина и Луначарского.

В 1921 году музей ждала переорганизация, и была создана комиссия под руководством Луначарского по утилизации музейных ценностей.

К 30-м годам были открыты уже 23 зала. Композиция охватывала временные промежутки от древнейшего периода до XVIII века. Двуглавые орлы и прапоры были переплавлены, генеалогическое дерево было забелено, лепнина и позолота были сняты. Единорог и лев были припрятаны сотрудниками музея.

В 1937 году музей стал главным национальным. В его подчинение были отданы многие филиалы.

Становление и развитие

Посетители входили в музей с Красной площади и попадали в просторные парадные сени. По замыслу Забелина и Шервуда, их следовало украсить сценами из жизни древних славян — земледельцев, охотников, воинов, а также иллюстрирующими переход от язычества к христианству. Но получив статус Императорского музея, организаторы были вынуждены изменить концепцию. Центральной композицией у входа стало родословное древо российских государей. Так зрителям давали понять: ключевую роль в отечественной истории играет самодержавие, а не народность. И Забелин, и Уваров думали ровно наоборот…

Камнем преткновения стало и предложение Шервуда наполнить залы музея в основном произведениями искусства на исторические темы. Уваров настоял на том, что главную роль в экспозиции должны играть подлинные памятники прошлого, и для планировки интерьеров привлёк другого видного архитектора того времени — А.А. Попова. Без художественного оформления не обошлось: во внутренней отделке приняли участие Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин и Сергей Коровин. Но их работы, даже панорамные, составляли вспомогательный план для исторических экспонатов.

В 1883 году для осмотра открыли только 11 залов на первом этаже, представлявшие период от древности до конца XII века. Планировка, заложенная Шервудом, отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси; затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под эгидой Москвы. К 1917 году число залов дошло до 16 — посетители могли уже дойти до Смутного времени.

Большую часть первых экспозиций составили предметы, которые передали музею Алексей Уваров и его супруга. Чета археологов сделала общественным достоянием все находки, собранные в экспедициях по разным регионам России, в том числе по Кавказу и Крыму. Их примеру последовали и многие знатные коллекционеры — Бобринские, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Олсуфьевы. Самый щедрый дар преподнёс купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, чья коллекция тогда превышала весь фонд Исторического музея. Пополнилось хранилище и во время Первой мировой войны: в Москву свозили реликвии из западных губерний.

Продолжалось строительство музея: в 1889 году во внутреннем дворе появился поперечный корпус с аудиторией на 700 человек. Через 15 лет в помещении разместили архив, библиотеку и отдел рукописей и старопечатных книг.

Залы на втором и третьем этажах до революции так и не оформили, но они никогда не пустовали. Известные художники использовали их в качестве мастерских, здесь проходили музейные съезды, научные собрания и тематические выставки — исторические, археологические, этнографические, художественные и даже литературные. Так, в 1899 году прошла выставка в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, а через десять лет чествовали аналогичный юбилей другого поэта — А.В. Кольцова.

Просветительская деятельность только зарождалась: в начале XX века проходило не более 20 экскурсий в год. Предложение явно отставало от спроса, то есть от интереса публики к истории: по статистике, в 1905–1915 годах средняя посещаемость музея составляла 39 тысяч человек ежегодно.

Музей прикладного искусства и быта XVII века

Находится в Патриарших палатах, бывшем дворце русских патриархов, который был построен для Никона. Этот молодой музей был создан в 1962, а в основу экспозиции вошли экспонаты Оружейной палаты. В музее, который находится в здании той же эпохи, о которой рассказывает, воссозданы исторические интерьеры. В первом зале представлены личные вещи патриарха Никона и других глав церкви. Историческую и художественную ценность представляют саккосы, посохи, клобуки.

В музее выставлена старинная мебель, ларцы, сундуки, часы, шашки, серебряные шахматы. Большую часть экспонатов составляет ценная посуда: кубки, золотые и серебряные блюда, чарки, перечницы, солонки.

Широко представлены мужские и женские ювелирные изделия: пряжки, пуговицы, запонки, серьги, кольца, перстни. Среди экспонатов — головные уборы, домашняя и церковная одежда из дорогих тканей.

Здесь выставлены рукописные книги, украшенные миниатюрами, разноцветными заставками, концовками. Среди них есть уникальный экземпляр, изготовленный для царевича Алексея, — Букварь Кариона Истомина.

Отведено место и царским забавам. Это предметы охоты: капканы, рогатины с насечкой из золота, ружья с украшениями из слоновой кости и перламутра, изящные пороховницы, луки со стрелами из кипариса, березы, кедра,

Исторический музей в Москве — архитектура и убранство

Владимиром Осиповичем Шервудом было разработано нескольких вариантов проекта. Из них был выбран проект здания в псевдорусском стиле, модном в то время, Постройка прекрасно дополнила ансамбль Красной площади. Интерьеры здания напоминают теремной дворец. Стены выложены из красного обожженного кирпича, как и стены находящегося рядом Кремля. Башни постройки напоминают кремлевские. А  декор повторяет мотивы храма Василия Блаженного. Так мастера добились органического вхождения постройки с многочисленными башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов были использованы мотивы убранства памятников русского национального зодчества 16–17 вв. Здание интересно не только снаружи, но и внутри. Его  фасады и интерьеры, внутреннее убранство — росписи потолков и стен, мозаичные полы и решетки, дают наглядное представление об этапах развития России. 
Владимиром Шервудом выполнены проекты интерьеров Парадных Сеней и залов. Для их оформления он предложил использовать фресковую живопись и скульптуру. В оформлении Суздальского зала принял участие архитектор П.С. Бойцов. Оборудование и отделку читального зала выполнил архитектор И.Е. Бондаренко. Над отделкой залов работали также московский архитектор А.П. Попов и художники И.К. Айвазовский и В.М. Васнецов.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Экспонат музея

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Экспонат музея

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Золотой фонд Исторического музея

С экспозицией ГИМ невозможно познакомиться за один день, но самые ценные предметы коллекции нужно увидеть непременно:

берестяными грамотами

— Бронзовый век во всем мире был отмечен строительством грандиозных усыпальниц, и Русь не была в этом смысле исключением. Погребальная постройка из камня, сохранившаяся со II тысячелетия до новой эры, выставлена в ГИМ. Дольмен, вес которого составляет пять тонн, очевидно, служил местом захоронения членов одной фамилии.

Радзивилловская летопись была создана на основе свода Переяславля Суздальского в начале XIII века. Ее миниатюры часто называют порталами в прежний мир. Летописец рассказывает о жизни людей, об успехах древнего государства в военном деле, о важнейших событиях, которые случались в ходе его истории.

— Безусловный шедевр прикладного искусства и бесценная реликвия – шитая икона Федоровской Божией Матери, которую мать царя Михаила Федоровича подарила Ипатьевскому монастырю. Старица Марфа лично вышивала образ и ее подарок считался великим вкладом в монастырь, где в 1613 году посольство Земского собора призвало Михаила Романова на царство. Торжественный обряд положил конец Смутному времени.

Роговой оркестр Екатерины II – это собрание музыкальных инструментов, сделанных из рогов. Обычно ими пользовались охотники, но в эпоху Екатерины II музыка роговых оркестров вошла в особую моду. Известнейшее выступление игроков на рогах случилось по поводу взятия Измаила, когда в концерте в Таврическом дворце приняли участие триста музыкантов.

Неизменно привлекают внимание посетителей музея личные вещи и предметы, принадлежавшие историческим знаменитостям:

Орден Св. Георгия, которым был награжден великий русский полководец А. В. Суворов. Свидетельство блистательной победы 11 сентября 1789 года на реке Рымнике в ходе Русско-турецкой войны, орден был пожалован Суворову Екатериной II вместе с графским титулом.

Возок Петра I служил императору во время его дальних поездок. Выставленный в ГИМ экземпляр, как утверждают историки, стал для царя транспортным средством в особом случае: Петр ездил на повозке с ледяными оконцами в Архангельск, где обучался корабельному ремеслу.

— В музее Отечественной войны 1812 года, входящем в состав ГИМ, хранится личная сабля Наполеона Бонапарта. Французский император даровал ее адъютанту Александра I графу Шувалову, когда тот сопровождал Бонапарта на паром до Эльбы. Шувалов защищал Наполеона от разъяренной толпы, чем и заслужил благодарность низложенного императора.

Веер жены А. С. Пушкина, напротив, экспонат очень мирный и красивый. Наталья Гончарова, известная как дама модная и стильная, заказала свой веер у лучшего мастера. Шестнадцать пластин из черепахового панциря украшены небольшими коронами из серебра.

— Названный потомками реформатором император Александр II известен в первую очередь отменой крепостного права в России. В Государственном историческом музее хранится его перо, которым царь подписывал указы и распоряжения.

— Шедевром живописи, украшающим Парадные сени Государственного исторического музея, можно назвать генеалогическое древо императорской семьи. Композиция состоит из 68 портретов императоров и царей, выполненных в полный рост. Древо начинается от княгини Ольги и князя Владимира.

Залы

Для оформления залов ГИМ были изготовлены копии бесценных исторических памятников архитектуры. В 2001 г. была окончена масштабная реконструкция музея, в ходе которой залы стали выглядеть так, как это задумывалось изначально Шервудом и Поповым.

Зал № 2

Здесь представлены экспонаты, принадлежащие первобытной эпохе. Самым ценным из них является фигурка, изображающая полярную куропатку. Она была найдена на стоянке Мальта в окрестностях города Иркутска. Предположительно, ее изготовили около 22 000 лет назад. Это — великолепный образец резьбы по кости.

Центральным экспонатом является панно «Каменный век». Оно принадлежит кисти знаменитого художника Виктора Васнецова. На нем изображены первобытные люди.

Виктор Васнецов «Каменный век» (фрагмент)

Зал № 5

Экспонаты, выставленные в зале, охватывают период железного века. Самые важные из них – секиры, которые были изготовлены в IV–V веке до нашей эры. Найдены они были в Архангельском крае, на берегах реки под названием Пинега.

Зал стилизован под железный век мотивами, принадлежащими к «звериному стилю». К самым красивым образцам этого направления можно причислить украшения Скифов. Однако в том же стиле можно найти работы, принадлежащие древним художникам из Азии и Европейских стран.

Посетители смогут насладиться видом фантастической птицы, которая была создана по образу золотого украшения из Эрмитажа и львами, повторяющими скифские изображения. Красивая мозаика на полу выполнена в духе гончарных узоров из курганов, найденных в Ярославле и Владимире.

Зал № 9

Этот зал посвящен новгородскому периоду с XII по XV век

В роли важного экспоната выступает берестяная грамота времен 1220-1230 годов. На ней сохранился автопортрет новгородского мальчика, которого звали Онфим

Украшением зала занимались палехские мастера под руководством художника-реставратора Николая Софонова. В самом центре потолочного свода они изобразили Вознесение Христа. На стенах — изображения святых и князя Ярослава.

Зал № 18

Почти весь зал посвящен первому русскому царю Ивану Грозному

Красиво расписанный потолок привлекает внимание – по золотому фону нарисован орнамент из трав. Свод зала оформлен в стиле росписей галерей храма Василия Блаженного

В центре помещения находится копия «Царского места», которое было троном Ивана Грозного. Наибольшая часть экспозиции посвящена истории 3-х царских родов, правящих на Руси. Это – Рюриковичи, Годуновы и Романовы. В зале также выставлены предметы из царской казны.

Особое место отведено материалам, сохранившихся со времен правления первого царя. Выставлены два исторических документа, которые были написаны во время царствования Ивана Грозного. Рядом можно увидеть его власяницу.

Некоторые экспонаты знакомят посетителей с царским этикетом. В те времена отводилась важная роль богатому и продолжительному застолью, охоте и другим развлечениям. Даже иностранные послы в своих отчетах восхищались блеском и величием царского двора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector