Почему буддизм

Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте. Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей. Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.

4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень). Здесь все подчинено логике. Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

Заповеди таковы:

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Распространение

Посмотрим, среди каких народов широко распространен буддизм:

  1. Индия — является родиной учения, но только около 1% населения составляют буддисты.
  2. В Таиланде буддизм является государственной религией, даже глава государства должен проповедовать учение. В главном городе страны – Бангкоке изучают религию в специальных буддийских университетах. По всей стране множество различной религиозной атрибутики и великолепных буддийских храмов.
  3. В Шри-Ланке построено около 6 тысяч буддийских храмов, 60% граждан страны исповедуют учение, состоящее из трёх течений.
  4. В социалистическом Вьетнаме третья часть населения исповедует учение.
  5. В Тайване буддизм поддерживает почти 90% жителей.
  6. Камбоджа признала религию государственной с 1989 г., но во времена «культурной революции» при власти Пол Пота, по отношению к монахам проводились массовые репрессии.
  7. Китайские государственные структуры с 90-х годов прошлого столетия жёстко контролируют буддийские и другие религиозные организации.
  8. Российский буддизм широко распространён в Калмыкии, Бурятии и Туве. Есть общины представителей учения и в обеих столицах государства.

История возникновения и развития буддизма включает в себя восточные страны, но в современном мире им интересуются в Европе и в Америке. 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Буддийская медитация – путь к самосовершенствованию


Медитация – это средство преобразования ума. Буддийские медитативные практики – это техники, которые поощряют и развивают концентрацию, ясность, эмоциональный позитив и спокойное видение истинной природы вещей.

Занимаясь определенной медитативной практикой, вы изучаете закономерности и привычки своего ума, и эта практика предлагает средства для развития новых, более позитивных способов существования.

При регулярной работе и терпении эти сфокусированные состояния ума могут углубиться в умиротворенные и заряженные энергией состояния. Такой опыт может иметь преобразующий эффект и может привести к новому пониманию жизни.

Детство и юность

Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.

В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.

Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.

Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.

Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.

Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.

Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.

Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:

  • нищего старика;
  • больного человека;
  • разлагающийся труп;
  • отшельника.

Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.

После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.

Просветление

Через шесть лет изучения и медитации в этой тогда еще приятной, поросшей лесом низменности Северной Индии у молодого принца созрели обещания из бесчисленных жизней. Он хотел наконец познать суть ума для блага всех существ. Для осуществления задуманного Сиддхартха выбрал место под названием Бодхгая, которое сегодня представляет собой оживленную деревню, полную азиатских храмов, западных туристов, последователей буддизма и индийских нищих, но где до сих пор сохраняется мощное поле силы.

В последнее время окрестности Бодхгаи стали весьма опасными, так что посещать святые места лучше только в светлое время суток и в составе больших групп, поскольку здесь могут убить просто ради вещей и денег. Бодхгая находится на юго-востоке от Дели в двух третях пути до Калькутты в штате Бихар, который в настоящее время безнадежно перенаселен. Придя туда, Сиддхартха сел под большим деревом с пышной кроной, твердо решив оставаться в состоянии самопогружения до тех пор, пока не будет достигнута цель – пока он не станет способным приносить пользу всем существам.

После шести полных самых разных переживаний дней и ночей, на утро седьмых суток принц достиг Просветления. Это майское полнолуние – примерно 2525 лет назад – было его тридцать пятым днем рождения, а через 45 лет стало днем его смерти. В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Сиддхартха стал светящимся осознаванием – знал все и был всем каждой клеткой своего тела.

В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Первые семь недель после окончательного постижения Будда продолжал сидеть под деревом – очевидно, для того, чтобы тело привыкло к огромным потокам силы Просветления.

В этот период к нему приходили боги – получали от него благословение и принимали в нем Прибежище. Как впоследствии и самые одаренные из людей, они видели в нем не человека, но зеркало своей собственной Будда-природы. Благодаря примеру Будды они получили возможность обратиться к ценностям, на которые действительно можно положиться.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения

Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Направления буддизма

На протяжении тысяч лет, от древнего буддизма до современного, вокруг исходного религиозного течения образовывалось много направлений.

К основным можно отнести Хинаяну, Махаяну и, входящую в состав последней, Ваджраяну.

Хинаяна

Хинаяна (малая колесница) преимущественно описывает традицию южных стран, где древняя религия претерпела меньше всего изменений.

Здесь почитаются 4 благородные истины и восьмеричный путь, поскольку о них написано в священных текстах. Главным священным текстом считают наставления принца Гаутамы, данные им до того, как он стал Буддой и достиг нирваны.

Будда в традициях Хинаяны считается обыкновенным человеком, пусть весьма почитаемым. Более всего это воззрение распространено на родине Гаутамы Будды.

Некоторые исследователи исключают Хинаяну из современных направлений буддизма, считая ее старой, изжившей себя традицией.

Махаяна

Махаяна (великая колесница) – самая распространенная традиция буддизма. Именно ей следуют в России, Европе или Америке. Но даже в восточных странах Махаяна пользуется наибольшим авторитетом.

Основное отличие от Хинаяны в том, что Будда не выступает отдельной личностью, а является метафизической божественной сущностью, непостижимой разумом человека. К этому состоянию необходимо стремиться, чтобы достигнув нирваны, самому стать Буддой.

Ваджраяна (алмазная колесница, разновидность Махаяны). Сюда входит так называемый тантрический буддизм.

Особенность этого направления в методах достижения нирваны. Предполагается, что уже при жизни человек может достичь совершенства в длительных тантрических практиках, добившись состояния полной свободы, что станет выходом из кругов сансары.

Ваджраяна также некоторым образом представляет буддизм в России. Популярность направления обусловлена его притягательной мистичностью, обилием таинственных практик и традиций шаманизма, которые близки северным народам.

Сходятся все направления буддизма лишь на почитании авторитета Сидхартхи Гаутамы (Будды), также на признании необходимости достижения нирваны.

6 Скромное начало – Humble Beginning

Судя по археологическим и историческим записям, ранние этапы секта, основанная Буддой, не имела сколь-нибудь заметных успехов в плане приобретения последователей. После смерти Будды основанное им движение было относительно незначительной традицией в Индии. Скудность письменных документов, надписей и археологических свидетельств того времени предполагает скромное начало.

Однако к третьему веку до нашей эры эта картина полностью изменилась. Ашока превратил буддизм в государственную религию Индии. Он поощрял социальный и политический климат для принятия буддийских идей, спонсировал буддийскую миссионерскую деятельность и вовлекал многих буддийских монахов в процессы принятия политических решений своим правительством. Между смертью Будды и временем Ашоки буддийских материальных свидетельств мало; после времен Ашоки он становится в изобилии.

Что означает философия буддизма: учения, истины

Кратко о философии буддизма для начинающих можно указать на несколько принципиальных основополагающих моментов. Учения Будды называют «Дхармой», что в переводе с санскрита означает «конечную истину» или «истину о реальности». Философию буддизма можно познать через понимание сути «Дхармачакра» или «Колесо дхармы».

«Дхармачакра»

Символикой «Дхарма» расписывают и украшают буддийские храмы по всему миру, ее можно увидеть везде, где есть связь с Буддой. Буддисты растолковали его так, как мы понимаем его сейчас. Восемь спиц колеса представляют собой Путь Восьмеричного спасения, который Будда изложил во время своих учений:

  • правильное видение,
  • правильные эмоции,
  • правильная речь,
  • правильное действие,
  • правильные средства к существованию,
  • правильные усилия,
  • правильное мышление и
  • правильная медитация.

Истины Будды:

— наши желания и есть причина страдания;

— только избавляясь от желаний можно избавиться от страданий;

— только восьмиричный путь избавит от желания.

Только в восьми правильных состояниях человек достигает очищения ума, спокойствия и интуиции. Пройдя первые две ступени достигается мудрость (праджня). Следующие три — нравственное поведение (шила). Последние три —дисциплина ума (самадха). Взаимосвязь этих трёх составляющих, когда одно исходит из другого, поможет добиться нужного результата, к чему и стремятся буддисты.

В отличие от других религий в буддизме четко просматривается личностный аспект, когда спасение подвластно посредством решимости и готовности работать в определённом направлении. Кроме этих основных принципов в учениях Будды есть другие важные моменты, например Четыре Благородные Истины, объясняющие, почему людям больно и как преодолеть страдания:

  1. Правда страданий;
  2. Истинность причины страданий;
  3. Правда конца страданий;
  4. Истина пути, освобождающего нас от страданий.

Человеческое тело, мысли и чувства постоянно изменяются. Буддизм рассматривает их как «пустые». Так как анитья, или непостоянство пронизывает всю жизнь и все вокруг. Оптимальный метод познания вещей «так как есть» на самом деле и отстраненность от иллюзорного.

Определение буддизма в простыми словами можно описать как «оглушительная тишина», так как пустота (шуньята) является главной основой для всех школ буддизма. Она важна также для медитации. Поэтому символична в разных пониманиях. Состояние освобождения прибывает, когда человек не только принимает это интеллектуально, но и испытывает его глубоким, длительным способом. Будда учил, что мудрость, доброта, терпение, щедрость и сострадание — важные достоинства.

Буддисты живут по моральным заповедям, запрещающим убийство живых существ, сексуальное домогательство, ложь, употребление наркотиков или алкоголя. Буддийские монахи, или бхикхус, следуют строгому кодексу поведения, который включает в себя целибат (безбрачие). Буддийские практики, такие как медитация, являются средством изменения себя, чтобы развить качества осознанности, доброты и мудрости. Буддисты часто медитируют, потому что верят, что это помогает пробудить правду. Недаром Будда писал: «Медитация приносит мудрость. Отсутствие медитации оставляет невежество».

Суть буддизма  простыми словами — это путь практики и духовного развития, ведущий к осмыслению истинной природы реальности. Путь к просветлению достигается с использованием морали, медитации и мудрости.

Буддизм — это доброе сердце, светлый ум, глубокая мудрость.

Доступность для всех

Будда, такой же человек, как и мы, увидел, как всё существует на самом деле, поборол все свои недостатки и раскрыл свой подлинный потенциал. В буддизме это называется просветлением . Будда не мог просто устранить все наши проблемы взмахом руки. Он показал путь, которому можно следовать, если мы хотим освободиться от проблем и развить благие качества своего ума – любовь, сострадание, щедрость, мудрость и многие другие.

Инструкции о развитии этих качеств доступны всем, вне зависимости от культуры или религии. Буддизм не подразумевает веры в Бога или богов: он лишь просит нас изучать наставления, как если бы мы покупали действительно ценный предмет. Так мы подходим к сути учения Будды – этике, состраданию и мудрости. Мы осознанно воздерживаемся от вредных действий и активно совершаем позитивные, которые приносят пользу и нам самим, и окружающим. Это приводит только к одному результату, равно желанному для всех нас, – к счастью и благополучию.

Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Зачем изучать буддизм?» 
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн.

Махаяна является главной формой буддизма в Китае.Она развивалась в Кушанской империи, что китайцы назвали юэчжи.После этого разные школы буддизма начали развиваться в Китае и так же использовались популярностью в других странах, например, в Японии.Хотя тогда не было никаких религиозных опросов, но были сотни миллионов людей верили в то,что буддизм и даосизм объединялись в Китае.Одно из отличий китайского буддизма от первоначального учения буддизма состояло в том,что в китайском буддизме будда не только учитель, который учил что делать , но и бог, кому люди молятся о помощи и спасении.Буддисты часто молиться и буддам, так и даосским богам.Они также часто отдают дань уважния своим предкам, например, они жгут бумагу, которые их предки принимают как денеги.Словом, люди,которые считаюся буддистами, имеют даосские убеждения.

Буддизм в Китае

Говорят,что будда достиг просветления после поста. Было сказано, что будда очень худой и изможденный. В некоторых странах, будда была изображена как очень худой человек и часто размышляла под деревом. По учению Махаяны в Центральной Азии и резьбы будды вдоль Шелкового пути ,пояляющаяся до конца династии Тан, будда изображена как сильный и здоровый бог, как бог греческий.

В современном Китае, «Смеющаяся будда» чаще всего увидеть. Он изображен как полный и радостный бог. Основное отношение к жизни в современном Китае, как говорится, это «быть счастливым». Поэтому «Смеющаяся будда» показала это отношение и стала самым популярным изображением будды в истории Китая.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Ритуал заключается в том, чтобы собрать девять штук «особенных» камней и передать их ламе. Тот прочитывает над камешками специальные молитвы, дует на них, освящая своим дыханием, и возвращает владельцу, чтобы тот раскидал их в разные стороны особым способом.

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector