История и особенности храма косьмы и дамиана на маросейке

Информация для паломников

Святыни

В храме пребывает несколько чудотворных образов с частицами мощей святых, в том числе целителей Косьмы и Дамиана, поэтому можно приобрести икону в церковной лавке и приложить к мощам святого на молитвенную память.

Территория храма в Химках — благодатное место, освященное молитвами святых людей. Рядом находится старое кладбище с барельефами и скульптурами XVIII-XIX веков, старинными памятниками.

Ночлег

Таблица:

Гостиницы Квартиры
«Концепт», «Меридиан», «Лига», «Country Park», «Шарли», «Корона Химки» «LuxMishel Sheremetevo», «na Moskovskoi», «Allinrent Химки», «Park Tolstoy»

Правила посещения:

  • Женщины входят в церковь с не накрашенными губами, с покрытой головой и в юбке ниже колен;
  • Мужчины, входя в церковь, снимают головной убор;
  • Фото- и видеосъемка разрешены только с благословения настоятеля;
  • Нельзя разговаривать и пользоваться мобильным телефоном во время совершения треб, таинств и богослужений;
  • На территории церкви курение запрещено.

Сувениры:

  • календари;
  • серебряные и золотые кольца цепочки, кресты;
  • иконы.

По праздникам дети из воскресной школы при храме Косьмы и Дамиана в Химках проводят ярмарки с сувенирами собственного изготовления.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Как добраться

Адрес:

125009, Столешников пер., 2, Москва, Россия.

Tелефон/факс:

(495) 629-41-04, (495) 629-52-62 (факс)

Проезд:

Ближайше станции метро: Пушкинская, Чеховская, Тверская — идти по Тверской улице либо по Большой Дмитровке в сторону центра.

Охотный ряд, Театральная — идти по Тверской улице либо по Большой Дмитровке от центра.

Троллейбусы 1 и 12, Автобусы 12ц и Н1. Остановка «Тверская площадь».

Подъезд к храму с Тверской ул. через пешеходную зону, либо с Большой Дмитровки через Тверской проезд вокруг дома 15 и памятника Долгорукому. Ситуация с подъездом меняется каждый день. Парковка отсутствует.

Святыни обители

Главная ценность любого православного храма – возможность принять участие в Божественной литургии. В Космодамианскую церковь спешат прихожане и паломники, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням. Их в храме несколько:

  • образ Иисуса Христа, исцелившего расслабленного;
  • икона и св. мощи святых бессребреников Косьмы и Дамиана;
  • мощи св. муч. Вонифатия;
  • мощи свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого);
  • образ св. Николая Чудотворца.

Примечательно, что в храме покоятся мощи святых, обладающих даром от Господа исцелять болящих. А к мученику Вонифатию прибегают за помощью в исцелении от недуга пьянства. Интересно, что память этого святого празднуется 1 января по новому стилю – как раз во время массового празднования Нового года в дни Рождественского поста.

Литература

  • Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. — Под общей редакцией доктора искусствоведения Баталова А. Л. — М., 2006. (ISBN: 5-91150-014-0)
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 297—298.
  • Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 29.
  • Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 245.
  • Никольский А. В. Историческое описание Московской Космодамианской на Покровке церкви. М., 1888 (оттиск из: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1888).
  • Романский Н. Краткая история московской Космодамианской, на Покровке, церкви и её памятники. М., 1895. 8 с.
  • Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М.. 1978. С. 209—210.
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 288.

Святыни обители

Главная ценность любого православного храма – возможность принять участие в Божественной литургии. В Космодамианскую церковь спешат прихожане и паломники, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням. Их в храме несколько:

  • образ Иисуса Христа, исцелившего расслабленного;
  • икона и св. мощи святых бессребреников Косьмы и Дамиана;
  • мощи св. муч. Вонифатия;
  • мощи свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого);
  • образ св. Николая Чудотворца.

Примечательно, что в храме покоятся мощи святых, обладающих даром от Господа исцелять болящих. А к мученику Вонифатию прибегают за помощью в исцелении от недуга пьянства. Интересно, что память этого святого празднуется 1 января по новому стилю – как раз во время массового празднования Нового года в дни Рождественского поста.

Икона свт. Николая Чудотворца

Икона Спасителя, исцелившего расслабленного

Икона с частицей мощей мч. Вонифатия

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи. Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

История[ | ]

Фотография Николая Найдёнова. 1883 год Главный иконостас. Фото начала XX века. ГНИМА Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах. Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Существующая церковь выстроена по проекту Матвея Казакова в 1791—1793 годах на месте древней обветшавшей церкви. Отделка закончена к 1803 году. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17).

Церковь Космы и Дамиана, основательно отремонтированная прихожанами в 1893 году, была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановление снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда — по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году церковь временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества, однако уже через год она была возвращена Русской православной церкви. Постепенно были разобраны перекрытия советского времени и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас, и восстановлены иконостасы приделов.

В 1892–1901 годах в церкви служил священник Николай Романский.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится по адресу: город Москва, улица Правобережная, дом 6. Добраться можно на личном или общественном транспорте (тогда придется пройти пешком от остановки до церкви).

От станции метро Планерная От станции метро Речной вокзал От станции метро Сходненская Из Новых Химок Из Старых Химок
Автобус 173 остановка «Химкинская больница» автобусы: 173, 199, 851, 443, 342, 343, 345 остановка «Химкинская больница» автобус 199 остановка «Химкинская больница» Автобус 443 остановка «Кольцевая дорога» Автобус 345 остановка «Кольцевая дорога»

Недалеко от храма располагаются:

  • театр «Наш Дом»
  • усадьба «Белые столбы» (химкинская больница);
  • сквер имени М. Д. Рубцовой;
  • картинная галерея имени Горшина С. М;
  • музей МГУ;
  • церковь святых Кирилла и Мефодия;
  • ДК «Родина»,
  • Канал имени Москвы.

Литература[ | ]

  • Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. — М., 1978. — С. 209—210.
  • Никольский А. В. Историческое описание Московской Космодамианской на Покровке церкви. — М., 1888 (оттиск из: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1888).
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. — Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 1994. — С. 138—140.
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М., 1989. — С. 297—298.
  • Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 29.
  • Романский Н. Краткая история московской Космодамианской, на Покровке, церкви и её памятники. — М., 1895. — 8 с.
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. — М., 1959. — С. 288.
  • Федосюк Ю. А. Лучи от Кремля. — М., 1978. — С. 245.
  • Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / Под общ. ред. д-ра искусствоведения А. Л. Баталова; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств РАХ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М.: Лингва-Ф, 2006. — 560 с. — ISBN 5-91150-014-0.[страница не указана 405 дней ]

В чем помогает икона

Днем памяти святых Косьмы и Димиана считается 14 ноября. В этот день старается к ним прийти много людей. Так как именно в этот день чудотворное действие иконы обладает самой большой силой. К образу приходят помолится и попросить:

  • об исцелении от тяжких недугов,
  • об вразумлении близкого человека,
  • не замужние и не женатые просят помощи найти достойную пару,
  • молодые пары просят послать им ребенка.

Главное, чтобы молитва исходила из чистого сердца. При этом мысли нужно формировать четко и понятно. Произносить молитвенное прошение можно как дома, так и в храме. Также можно использовать специальную молитву из молитвослова:

История

Строительство церкви

Церковь святых Космы и Дамиана. 1883 год

Главный иконостас. Фото начала XX века. ГНИМА.

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Советский период

Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма

Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

В храме идут постоянные богослужения.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично.

    Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.

  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:

  • в воскресные дни Литургия начинается с 9:00, а с 8:00 служат молебен избранным святым;
  • в среду с 8:00 можно посетить утреню, затем — часы и Литургию, в 17:00 — вечерня с водосвятным молебном и акафистом святым Косме и Дамиану;
  • в четверг утренние службы начинаются так же, как и в среду, а вечером с 18:00 на водосвятном молебне читают акафист мученику Вонифатию
  • по пятницам Литургии нет, но с 17:30 проходит водосвятный молебен свт. Иоанну Златоусту, читают акафист иконе Божией Матери «Знамение»;
  • в субботу утром с 8:00 утреня, затем — часы, Литургия и панихида; в 17:00 начинается всенощное бдение.

В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Иконография святых Косьмы и Дамиана Асийских

Святые Косьма и Дамиан Асийские

Асийские врачи изображаются на иконах в соответствии с иконописными подлинниками, указаниями для мастеров, как писать тот или иной образ. Согласно этим указаниям, эти святые оба с бородами, держат в левой руке сосуд с елеем, а в правой перо, на ногах у них сапоги. Одеты святые в хитоны и гиматии. 

Однако, обзор дошедших до нас иконописных изображений показывает, что не всегда эти указания в точности соблюдались. Сосуд с елеем мог быть заменен ларцом с пузырьками лекарства, а перо небольшой ложкой. Все эти предметы являются символами врачебного искусства. Перо же символизирует глубокие познания святых.

На образе из Софийского собора в Новгороде, датированном XV веком, в руках врачей ларцы и лжицы. Здесь же рядом с Косьмой и Дамианом изображен великомученик Иаков Персеянин.  Трехфигурные  ростовые иконы с бессребрениками дошли в нескольких видах.  На них встречаются рядом со св. бессребрениками святитель Николай, св. пророк Илия, а также брат Господень, св. апостол Иаков. А вот на храмовой иконе московской церкви Косьмы и Дамиана в Шубине святые изображены без каких-либо предметов в руках, в позе моления, вполоборота. 

Святые Косьма и Дамиан. Датировки: XVII в. XVII-XVIII века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 125,1 см, ширина 112,1 смХрамовая икона с ковчегом. В среднике на золотистом фоне обращенные друг к другу стоят Козьма и Дамиан, в руках у них ковчежцы. Над ними оплечный Спас. Вохрение ликов по темно-охряному санкирю. По периметру средника в 18-ти клеймах жития и деяния священномучеников. Икона высокого профессионального уровня. Цвета одежд алые, темно-зеленые, вишневые, зеленоватые с золотом. Нимбы святых золотые. По верхнему полю средника надписи на старославянском языке. Позем темно-зеленый.Состав клейм:1.Рождество Козьмы и Дамиана2. Приведение в учение3. Дамиан принимает от Палладии три яйца4. Козьма и Дамиан принимают дар исцеления от Бога5. Исцеление верблюда в пустыне6. Обманутая диаволом жена едет к мужу7. Козьма и Дамиан сбрасывают диавола с обрыва8.Исцеление отрока9.Исцеление болящей10. Исцеление у престола11. Исцеление болящих12.Спящему пахарю змея заползает в рот13. Козьма и Дамиан изгоняют змею14. Исцеление пахаря15. Представление Дамиана15.Погребение.Сохранность: Нижние клейма почти утрачены. 17,18- полная утрата.Инв. № КМЗ ВХ 01114. &copy Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии Асийских святых в отдельную группу выделяются житийные иконы с клеймами. Количество изображенных на них сюжетов жития колеблется от 14 до 18. Среди наиболее часто встречающихся:

рождение и Крещение асийских близнецов  

  • приведение их материю Феодотией к учителю
  • беседа св. Дамиана в исцеленной Палладией
  • Получение от Христа небесного дара целительства 
  • Исцеление страдающих бешенством верблюдов 
  • Говорящий верблюд на похоронах св. Дамиана 
  • Сюжет со змием во чреве пахаря 
  • Сюжет о Малхе и жене его Фекле 
  • Глухонемая, исцеленная в храме 

Редкая икона Косьмы и Дамиана Асийских с житием и праздниками хранится в музее  Ипатьевского  монастыря в Костроме. Подобные житийные образы этих угодников Божиих встречаются нечасто. Наряду с сюжетами жития Косьмы и Дамиана Ассийских на иконе изображен полный праздничный цикл от Благовещения до Сошествия в Иерусалиме Святого Духа на апостолов. Датируется этот образ  XVI веком.  Сочетание фрагментов житий с двунадесятыми православными праздниками делает эту икону совершенно уникальной.

Изображения свв. Косьмы и Дамиана встречаются не только на иконах. Самые ранние – это византийские мозаики и фрески. Пятым веком датируется мозаика в куполе церкви великомученика Георгия в греческих Салониках. Здесь на святых длинные светлые хитоны, руки их подняты в молитвенном предстоянии.

Примерное к этому же периоду относится внутреннее убранство римской базилики Сан Косма и Дамиано. Здесь святые изображены с венками в руках. Фресковые изображения Косьмы и Дамиана встречаются на Афоне, в Мистре на греческом острове Пелопоннес, в храме Христа Пантократора сербского монастыря  Дечаны. Увидеть фрески с сюжетами из жития этих святых, можно и в Москве, в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 

25

Июль
2018 года

 Археологический мир потрясла новость о печати, найденной в окрестностях Суздаля. Это круглая пластина порядка двух сантиметров в диаметре. На одной ее стороне фигуры святых Косьмы и Дамиана, а на обороте надпись на греческом: Господи, помоги рабу твоему Дамиану.

Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье

Деятельность прихода

Внутреннее убранство

Еженедельно по субботам в 15 ч. в северном приделе храма проводятся огласительные беседы перед Таинством крещения.

При храме действует приходская воскресная школа, занятия проходят по субботам и воскресеньям.

При храме действует подростковый (молодежный) клуб, занятия проходят по пятницам в 18.30.

При храме действует молодежный православный семинар, занятия проходят по воскресениям в 18.30.

Ежегодно с конца сентября до конца мая по четвергам в 18-30 проводится Катехизация, т.е. занятия для всех желающих принять таинство Святого Крещения, а также для тех, кто принял ранее Святое Крещение и желает воцерковиться.

Иеромонах Иоанн (Гуайта) регулярно проводит встречи с молодежью и ведет группу «Семья и дети».

Регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России и христианского зарубежья.

Психологическая помощь

Профессиональные психологи оказывают помощь, как прихожанам Храма, так и всем, кто записывается на прием.

Группы самопомощи собираются 4 раза в неделю.

С целью психологического просвещения организуются занятия групп и лекции.

Социальное служение

При храме реализован социальный проект «Помогаем вместе» с целью оперативного оказания помощи ближним и дальним в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, несчастный случай и т. п.).

Дом трудолюбия «Ной» — трудовая община из людей, которые по разным причинам оказались в Москве без крыши над головой и обратились в храм за помощью.

Осуществляется помощь заключенным в СИЗО№2 (Бутырская тюрьма).

Действует группа переписки с осужденными.

Оказывается помощь многодетным семьям.

Оказывается помощь нуждающимся прихожанам.

Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью.

Храм безвозмездно предоставляет помещение для встреч и занятий группам зависимых по программе «12 шагов» (по воскресеньям в 19 час.) и группам АА и АЛАНОН — родственники страдающих алкоголизмом.

По субботам в 18 час. в одном из помещений храма встречается группа «Анонимные наркоманы».

Группа прихожан храма ведет служение милосердия в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Группа имеет сайт в Интернете (www.deti.msk.ru) и зарегистрированный «Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям» (РБФП), через который осуществляется сбор средств и помощь детям, находящимся на лечении в РДКБ. Фонд имеет Устав и Свидетельство о регистрации. РОБФП был зарегистрирован в 1997 году.

По четвергам ( отдельному объявлению) с 12 до 17 ч. принимаются вещи для остро нуждающихся жителей Тульской области. Собранные вещи и продукты 1 раз в месяц на грузовой машине «ГАЗель» отвозятся в Тульскую область.

История основания, строительства

В летописи XVI века упоминается о деревянной церкви в честь святых Косьмы и Дамиана на реке Химки (Хинки). Сама же церковь была построена не позднее 1490 года, когда римский посол Юрий Делатор прибыл в село у Кузьмы-Демьяны. Так оно получило название Космодемьянское. Хозяином был С. М. Чабаров. В 1585-1586 годах село числилось за Федором Годуновым.

В Смутное время церковь сожгли отряды Лжедмитрия II. При дьяке Башмакове в конце XVII века деревянную церковь вновь возвели. В начале XVIII века новый владелец села В. Н. Зотов начал стройку каменного храма «восьмерик на четверике» в стиле барокко. В 1730 году церковь освятил Сильвестр, митрополит Казанский и Свияжский.

После эпидемии чумы в селе осталось 4 двора. В 1811 году храм приписали к приходу церкви Знамения в Аксиньине. Во время Отечественной войны 1812 года здание опустошили французы.

В 1819 году новый владелец Космодемьянского капитан гвардии Д. П. Горихвостов обратился к владыке Лаврентию, епископу Дмитровскому за разрешением на восстановление и расширение здания церкви. Восьмерик разобрали. Вместо него построили 4 фронтона, ярус с широким круглым сводом и главкой на световом барабане.

С запада пристроили колокольню в 2 яруса. Освящалась новая церковь собором местного духовенства. Дмитрий Павлович заказал 7 колоколов. В 1897 году на средства благотворителей Гусевых Александра и Платона отлили сторожевой (примерно 280 кг) и большой (около 2 тонн) колокол.

В начале XIX века село обеднело. Появление железной дороги со станцией Химки способствовала развитию села. Во второй половине XIX века оно стало местом для летнего отдыха. Храм Косьмы и Дамиана в Химках уже не вмещал всех прихожан. Хозяева местных дач жертвовали приходу деньги. Многие благотворители отписывали часть своего имущества в завещании для церкви.

В память об умершем муже Еналееве А. Д. его жена устроила в храме зимний придел в честь св. кн. Александра Невского. Под приделом сделали фамильный склеп. Екатерина Еналеева перевезла в него прах Александра. Проект нового придела сделан архитектором А. А. Никифоровым. Перестройку санкционировало Императорское Археологическое общество. К 1889 году придел построили.

В иконостасе вдова разместила именные иконы своей семьи:

  • равноап. кн. Владимира;
  • равноап. кн. Ольги;
  • мч. Лидии;
  • вмч. Екатерины.

Около храма на средства вдовы построили сторожку и школу. Настоятелем более 30 лет до 1911 года был отец Григорий (Скворцов). После смерти батюшки настоятелем назначили его сына Николая.

Купцы Патрикеевы — последние владельцы села. В 1907 году архитектор Ф. О. Шехтель построил особняк в стиле модерн недалеко от церкви. В 1914 году в нем, названном в народе «Белые столбы», разместили госпиталь для раненых солдат. После войны В. И. Ленин распорядился устроить в здании санаторий «Химки». В настоящее время в «Белых столбах» находится действующая больница.

Богослужения продолжались до 1940 года. Настоятеля отца Сергия Владыченского, служившего в храме, сослали в Сибирь в 1931 году по приговору НКВД. Отец Сергий скончался в ссылке от болезни. Реабилитирован в 1991 году посмертно.

После присвоения Химкам статуса города решением Мосолбсовета церковь закрыли. После передачи здания местному клубу колокольню разобрали и надстроили этаж. Фамильный склеп Еналеевых переоборудовали в котельную. С 1940 года в здании находилась типография, впоследствии ПО «Росполиграфтехника».

Церковное здание вернули православному приходу в 1992 году. Помещение, освобожденное от оборудования типографии за 2 года, начали восстанавливать, отслужив литургию в зимнем приделе. К 2000 году восстановили колокольню и купили колокола. В 2002 году на куполах появились кресты. К 2005 году закончили внутреннюю роспись.

Осенью 2015 года Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси торжественно освятил храм и совершил литургию.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.

История храма

Точной даты возведения храма нет. Сохранились упоминания о нем, датируемые еще 1547 годом, когда речь шла о пожаре, охватившем древнюю деревянную церковь. Обитель была отстроена, но в 1629 году ее постигла та же участь – огненное пламя. Тогда храм возобновили, используя камень. О нем есть упоминания в книгах Патриаршего Казенного Приказа от 1625 г. и «Книге царского жалованья московским церквам».

В XVII веке это был одноэтажный каменный храм с двумя освященными престолами. Главный из них был освящен в честь Николая Чудотворца, а предельный – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Часто храм именовался в честь свт. Николая, хотя Космодамианское название тоже применялось.

Древний храм Косьмы и Дамиана на Маросейке

У древнего храма изначально не было паперти и колокольни – их достроили отдельно уже в 1651 г. А в конце того же столетия стараниями княжны Евдокии Куракиной был достроен второй этаж. В нем создали церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Тогда обитель стала называться еще и Казанской.

Шло время, строение ветшало, что особенно стало заметно в конце XVIII века. Прихожане решили вместо ремонтных работ построить новый храм, при этом не повторять проект предыдущей церкви, а сделать ряд изменений. По этому поводу обратились к митрополиту. Итогом работ стали следующие изменения:

  • престол в честь свт. Николая из старого храма перенесли в новый, поместив его в южный придел;
  • верхний этаж с храмом Казанской иконы перестал существовать;
  • главный престол освятили в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

Во времена войны 1812 года Космодамианский храм, как и многие московские церкви, постигла трагическая участь. Он потерял большую часть своих украшений и утвари.

До 1857 г. церковь делилась на две части – летнюю и зимнюю. Зимой в храме в честь Спасителя было холодно, поэтому его закрывали и служили в теплом, который сочетал в себе два придела и трапезную. Но там было очень тесно для многочисленного прихода. Поэтому холодная часть посредством устройства в подвальном помещении печи стала теплой.

Период правления большевистской власти, пришедшей на смену монархии, был тяжелым испытанием веры русского народа. Особенно жестокими стали 30-е годы XX века. В ту пору приход церкви был разогнан, а храм разграблен. Все его ценности исчезли без следа. Власть подписала приказ взорвать Божий храм, но этого не произошло. Со временем в нем организовали производственный склад, мотоциклетный клуб, выделили архивное помещение.

Внутреннее убранство храма

В 1960-х гг. власти уничтожили три храмовых здания. На освободившемся месте возвели администрацию, а сам храм при нем использовался как архив. После распада СССР кощунство над святыми церквями завершилось. В 1993 г. обитель передали РПЦ. С тех пор начались работы по восстановлению и благоустройству церкви, были возобновлены богослужения.

Престольные праздники

В храме освящено три престола:

  1. Главный – в честь Спасителя, Исцелителя расслабленного. Празднование совершается в Неделю о расслабленном, когда вспоминается, как Господь исцелил расслабленного у Овчей купели. Об этом повествует Евангелие. Дата праздника переходящая и выпадает на четвертое воскресенье после Пасхи.
  2. Северный – свв. Косьмы и Дамиана Асийских. Память чудотворцев чтится 14 ноября.
  3. Южный – в честь свт. Николая Чудотворца. Празднование совершается дважды в год: 19 декабря и 22 мая в день перенесения мощей святителя.

На престольный праздник в храм стекается не только община, но и множество паломников. Богослужения совершаются особенно торжественно, при сослужении многих священников из других храмов.

Полезная информация


Богослужения в храме совершаются ежедневно

История старого храма

Здание Космодемьяновского храма было построено в 1793 году на месте прежней церкви. Так что, сколько именно лет в этом месте располагается православный приход, сказать затруднительно. Известно только то, что он уже был в начале семнадцатого века, то есть в 1600-х годах. Также есть сведения о том, что прежний храм был сделан из камня и имел два престола, причем придел в честь Косьмы и Дамиана был второстепенным, а главный алтарь храма был освящен в честь святителя Николая. К началу восемнадцатого века, а может чуть ранее, храм Косьмы и Дамиана на Маросейке обрел второй ярус, где был устроен алтарь в честь Казанской иконы Божией Матери. Содержалась эта церковь княгиней Евдокией Куракиной, пока в конце восемнадцатого века не перешла на приходское обеспечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector