Храм богини артемиды в эфесе
Содержание:
- Достопримечательности
- Богиня луны
- Город Артемиды – Эфес
- Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
- Культ Артемиды у древних греков
- Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты
- Третий храм Артемиды Эфесской
- Музеи Франции
- История культа Богини-матери на землях Эфеса
- Обнаружение развалин храма и археологические исследования
- Артемида – дочь Зевса
- Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской
- Гибель первого храма
Достопримечательности
В Эфесе сохранилось много исторических памятников, особенно римской эпохи. Библиотека Цельсия – сохранился двухъярусный фасад, украшенный колоннами Библиотека была построена в период 114 – 135 годы нашей эры. Одеон – полукруглое сооружение, часто называют Малый театр. Судя по надписи на театре, был построен в 150 году нашей эры и был рассчитан 1400 мест. Агора – относиться к римской эпохи, когда-то это был центр торговой деятельности, куда съезжались со всех уголков Римской Империи.
Эфес Турция
Театр – считается одним из трех памятников в этой археологической зоне, которые лучше всего сохранились до наших дней. Вместимость театра примерно 24 000 – 25 000 зрителей, весь зал максимально поднимается над сценой на 30 метров. Храм Адрианы – был построен в 135 году нашей эры и представляет собой две центральные колонны которые поддерживают арку – это все, что сохранилось когда-то от тимпана. Так же сохранился в центре подиум, на котором стояла статуя посвященному императору Адриана.
Эфес Турция
На противоположной стороне от храма Адриана расположен архитектурный комплекс, который назван «Дома на склоне холма», лицевой стороной смотрят на улицу Куретов. В этих домах в основном жили богатые слои общества, поэтому есть и другое название «Дома богачей». Все дома расположены так, что каждый дом служит еще и террасой для следующего дома. Один из самых популярных домов – это Дом Перестиля II построенный еще в I веке нашей эры, богато украшен декорацией. Практически все комнаты в домах имеют мозаичные полы и многочисленные фрески для крашения.
Эфес Турция
Базилика Святого Иоанна – была построена в VI веке при Юстиниане. Публичный Дом – расположен на противоположной стороне от Библиотеки Цельсия. От библиотеки до Публичного Дома вел подземный туннель, якобы для того, чтобы мужья обманывали своих жен, говоря, что идут в библиотеку, а сами тайком ходили в Публичный дом. Но многие ученые с этим не согласны, они утверждают, что Публичная библиотека являлась жилым домом очень богатой семьи.
Эфес Турция
Улица Куретов – протянулась вдоль Библиотеки Цельсия и Ворот Геракла до Агоры. Тот вид, который сохранился и до наших дней, улица приобрела в период IV – V века, во время проведенной реконструкции после сильного землетрясения. Она представляет собой мощения из мрамора и других натуральных камней, которые прекрасно сочетаются с античными строениями. Здесь встречаются колонны, пьедесталы, руины жилых домов, подиум, капители, статуи, фризы, а так же остатки торговых лавок. На улице расположена мраморная плита, на которой были выгравированы законы Эфеса. На этой и других улицах выкопаны ямы, которые накрывали решетками для того, что туда посадить осужденных за убийство или изнасилование, и каждый, кто проходил мимо имел право плюнуть в яму, таким образом, выражалось осуждение.
Эфес Турция
Богиня луны
У Артемиды множество функций, но одна из основных заключается в том, что она – богиня Луны. Её брат Аполлон, напротив, был воплощением Солнца, в результате оба божества составляли тандем из этих двух светил. Хотя в греческой мифологии была ещё одна богиня, основная владычица Луны, Селена, которая и выезжала на небо ночью, Артемида всё равно не теряла своего значения. Иногда Артемида богиня луны даже отождествлялась с Селеной.
Артемида-Диана часто изображалась с лунными атрибутами. Например, её голову венчал полумесяц.
Римская Диана также считалась олицетворением Луны. Луна как ночное светило была неразрывна связана с колдовством, чарами. Артемида в свою очередь также стала покровительницей магии, причём именно женской. Это также нашло своё отражение в различных современных эзотерических учениях.
Полумесяц был важной частью образа Артемиды и в римской мифологии. Только там он часто помещался над бровью богини
Также Диана была изначально триединой богиней, под покровительством которой находилась луна, подземное царство и охота. Такой образ существовал у этрусков в VI в. до н. э. Позже появилась отдельная богиня луны, а подземное царство перешло во власть Гекаты, по другой версии – Прозерпины (или Персефоны у греков).
Город Артемиды – Эфес
Главным городом греческой богини охоты был Эфес, который находился на территории нынешней Турции. Артемида Эфесская – это одна из самых известных обитателей Олимпа во всем эллинском мире. Именно ей был посвящен выстроенный из мрамора великолепный храм. Он строился жителями Эфеса более, чем сто лет и был настолько красивым, что его причисляли к семи чудесам света. По иронии судьбы долго строившийся храм погиб за одну ночь.
Один из жителей Эфеса, Герострат, будучи человеком заурядным, мечтал прославиться. Однажды ночью, в 356 году до н. э., он поджег храм богини Артемиды. Во время пытки он сознался в своем преступлении и был приговорен к смертной казни. А также суд постановил никогда не упоминать имя Герострата. Однако его слава, хоть и позорная, осталась в веках. Как сообщает древнегреческий историк Страбон, на месте сожженного был возведен новый храм.
Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.
Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.
Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.
Культ Артемиды у древних греков
Многогрудая Артемида Эфесская, I век н. э., Эфесский археологический музей
Артемида в древнегреческой мифологии была вечно юной богиней охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницей всего живого на Земле, дающей счастье в браке и помощь при родах, позднее — богиней Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. В шестой день третьего (Боедромиона) месяца греки проводили жертвоприношение Артемиде Агротере.
Святыни Артемиды, посвящённые ей храмы и фестивали («Артемизии») проходили по всему греческому миру. Особой известностью пользовались эфесские Артемизии. Во времена Древней Греции, и позже, при римском правлении, эфесские Артемизии превращались в важнейшее событие панэллинских фестивалей и стали частью греческой политической и культурной самобытности. Помимо всего остального, эти фестивали были хорошей возможностью для не состоявших в браке найти себе пару. Артемизии включали всевозможные игры, конкурсы, театрализованные представления во имя богини. Плиний Старший описывает Артемизии в своём труде «Естественная история», празднества запечатлел на своих картинах художник Апеллес, друг Александа Македонского. В эпоху Римской империи император Коммод (177—192 гг. н. э.) поощрял Артемизии и дал своё имя фестивальным играм.
Особенности культа Артемиды в Эфесе
Многогрудая Артемида. Гравюра XVIII века, изображающая римскую реплику древнегреческого ксоана.
Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла и имел некоторые отличительные черты. В Эфесе богиню, которую греки связывали с Артемидой, почитали в виде архаичного, доэллинского идола — ксоана, которое было вырезано из дерева и украшено драгоценностями. Черты этого идола имеют мало сходства с древнегреческими божествами и более похожи на ближневосточные и египетские божества. Тело и ноги эфесского идола заключены в сужающуюся столбообразную фигуру. На монетах, чеканившихся в Эфесе, богиня изображена в настенной короне — атрибуте богини Кибелы как защитницы городов.
Предметы, похожие на виноградную гроздь, покрывающие грудь богини, традиционно принято интерпретировать как многочисленные сосцы, символизирующие плодовитость богини. Эта интерпретация идёт с поздней античности и привела к тому, что её стали называть Diana Efesia Multimammia и другими подобными эпитетами, типа Многогрудая, Полимастос (πολύμαστος). Однако соотнесение этих частей с грудями не встречается у античных языческих авторов, оно появляется только у христиан: впервые это отмечается в христианской литературе III—IV вв. н. э..
С 1970-х годов эта интерпретация поставлена под сомнение. Рядом исследователей высказывалась точка зрения, что эти атрибуты возможно, вообще не являются анатомическими деталями, поскольку у них отсутствуют соски и, кроме того, они отличаются по цвету от «тела» богини. Книббе и некоторыми другими исследователями высказывалась альтернативная точка зрения, что эти детали могли быть украшениями, ритуально помещенными на первоначальной статуе (возможно, тестикулы жертвенных быков), мутировавшими в поздних копиях в органично включенные в её облик элементы. Возможно также, что «груди» Артемиды Эфесской представляют собой изделия из янтаря в форме тыквы, эллиптические в поперечном сечении, с отверстиями для подвешивания. Они были обнаружены при археологических раскопках 1987—1988 гг. Эти предметы остались на том месте, где древнюю деревянную статую богини застало наводнение VIII века до н. э. Такая форма ювелирных изделий была разработана уже во время геометрического стиля.
Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты
Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.
Артемида
В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.
Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.
Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.
Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.
В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.
К IIIвеку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.
31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.
Третий храм Артемиды Эфесской
Хотя Александра Македонского косвенно и обвиняли в гибели предыдущего храма из-за того, что богиня Артемида будто присутствовала при его появлении на свет, именно великий полководец стал тем, кто помог построить новое святилище. Он выделил огромные средства на то, чтобы строительство началось в 323 г. до н. э. Оно шло много лет, и лишь к началу III века до н. э. храм был восстановлен в своём первоначальном облике.
Парк Миниатюрк в Стамбуле, Турция, реконструкция храма Артемиды Эфесской.
Но всё же между двумя сооружениями было и различие. План разрабатывал архитектор Александр Дейнократ. Новый храм теперь стоял на более высоком ступенчатом основании, увеличились и его размеры. Одним из главных достопримечательностей снова стали колонны. Всего их было 127. Выстроенные в 9 рядов, эти колонны поддерживали массивную крышу здания.
Ходили легенды, что специально к строительству храма эти колонны были подарены 127-ю царями.
Ещё более великолепным было внутреннее убранство святилища. К нему приложили руку самые талантливые скульпторы и художники тех времён. Среди них был архитектор Пракситель, а также Скопас, который работал над барельефами. Сам Александр Македонский тоже был запечатлён на одной из работ.
Это была картина древнегреческого мастера Апеллеса. Он изобразил полководца с молнией в руке, тем самым придав ему схожесть с самим Зевсом. Но Апеллес не просто нарисовал Александра, а применил необычный оптический эффект. В результате молния будто выходила за границы рисунка, становясь по-настоящему объёмной.
Многие авторы античного мира с восхищением писали о храме. Некоторых он поразил больше, чем любое из остальных чудес света древнего мира. Например, Антипатр Сидонский написал труд «Семь чудес света», в котором описывал свои впечатления от их вида. Именно храм Артемиды в Эфесе поразил его больше всех. По словам писателя, именно над этим святилищем солнце сияло прекраснее всех. Великолепнее оно могло выглядеть только надо Олимпом.
Реконструкция храма.
Что интересно, храм был полностью автономен от властен, которыми управлялся сам Эфес. Только коллегия жрецов могла решать его судьбу. И вместе с тем именно храм Артемиды Эфесской стал центром города, как экономическим, так и деловым. Это значительно расширяло его значение, которое не ограничивалось только религиозной ценностью.
Музеи Франции
Французские музеи – дом для многих произведений искусства на мифологическую тематику. В первую очередь это Лувр в Париже, но многие коллекции поменьше хранят в себе настоящие сокровища.
Лувр, Париж. Франсуа Буше. Купающаяся Артемида. 1742 г.
Парижский Лувр, Франция. Якоб Йорданс, Отдых богини Артемиды. 1640-1650 гг.
Две картины богини Артемиды Альбани Франческо в Парижском Лувре на тему легенды об Артемиде и Актеоне.
Лувр, Париж, Франция. Ватто Антуан, Купание Дианы. 1720 г.
Музей Коньяк-Жэ – коллекция в Париже, которую начали собирать основатели известного торгового центра La Samaritaine. С 1929 г. музей открыт для просителей. В нём хранится картина богини Артемиды во время отдыха Франсуа Буше.
Этот французский живописец часто обращался к греческим и римским мифологическим сюжетам за вдохновением. Его полотна пропитаны спокойствием, неторопливостью, они выполнены в мягких, приятных тонах. Это настроение вполне отвечало духу тому времени и желаниям людей, поэтому Буше был так популярен.
Картина была написана в 1745 году. Это – один из самых показательных примеров мифологических сцен, выполненных в стиле рококо. Картина далека от реалистичности, ведь автор хотел в первую очередь показать не её, а девичью изящность и красоту.
Богиня изображена юной и полуобнажённой, в совсем лёгких одеждах. Ткани спадают с её плеч, они выглядят богато и дорого, такие наряды были бы более уместными в гардеробе модницы, а не воинственной девы, что проводит всё время в лесах. Это создаёт некий контраст между окружающей обстановкой и самой сутью Артемиды.
Сама Диана тоже вовсе не похожа на дикую непокорную богиню. Она аристократична, изящна, её благородство видно в каждом жесте, например в том, как она расстёгивает ремешок сандалии.
Дева полностью расслабленна, в ней не ощущается та сила, что часто воспевают легенды. Более того, белая кожа совсем не говорит о том, что Артемида проводит время на свежем воздухе под открытым солнцем. Её ступни маленькие и нежные, непривычные к земле и жёстким камням.
Совершенство и прелесть женщин – вот то, что хотел показать Буше. И ему это удалось благодаря использованию самых любимых приёмов художника. Их видно в этой картине:
- практически нет прямых жёсткий линий, только мягкие, плавные, закругленные;
- цвета – нежно-розовые и полупрозрачные золотистые;
- каждая деталь на картине тщательно проработана и прорисована.
Версальский дворец в пригороде Парижа, Франция. Шарль-Жозеф Натуар. 1743 г. Отдых Артемиды.
История культа Богини-матери на землях Эфеса
Греки-ионийцы поселились на западном побережье Малой Азии около 1050 года до нашей эры. До них здесь проживало несколько разных народов, которых объединял культ почитания Богини-матери.
В разные времена величать её они могли по разному, но суть всегда оставалась неизменной — это была Богиня плодородия, олицетворяющая безграничные силы и могущество рождающего начала природы. Она ассоциировалась с горами, пещерами и плодородной землей.
Женские идолы и амулеты из самых ранних поселений в окрестностях Эфеса, 6000 — 2600 годы до нашей эры, археологический музей Эфеса
Информационный стенд в археологическом музее Эфеса: Богиня-мать Малой Азии — от пышной богини неолита до величественной Кибелы
Первая известная статуэтка Богини-матери Малой Азии датирована 5750 годом до нашей эры и она была найдена во время археологических раскопок в поселении Чаталхёюк.
Она изображена пышной женщиной, сидящей на троне с широко расставленными ногами в окружении леопардов. Форма её тела и треугольная часть низа живота подчеркивают материнство и плодородие, а звери по обе стороны от трона символизируют священную власть богини над животным миром.
Статуэтка Богини-матери Чаталхёюка, 5750 год до нашей эры, музей анатолийских цивилизаций в Анкаре
В 9 веке до нашей эры Богиню-мать в Малой Азии именовали Кубабой, а чуть позже Кибелой. Одним из главных атрибутов богини Кибелы была корона в форме башни или городской стены с зубцами — она почиталась покровительницей городов. Такая же корона на голове Артемиды Эфесской говорит о том, что она является прямой наследницей Кибелы.
В культе Артемиды Эфесской примечательное место занимало золото, подчеркивающее высокое положение богини. Например, одним из лучших подношений богине были женские статуэтки небольшого размера, выполненные из золота.
Золотая женская статуэтка, 580 год до нашей эры, археологический музей Эфеса
Женская статуэтка из Эфеса, 7 — 6 век до нашей эры, археологический музей Стамбула
Обнаружение развалин храма и археологические исследования
После шести лет поисков экспедиция под руководством Джона Вуда, спонсируемая Британским музеем, обнаружила местонахождение знаменитого храма. Это произошло в 1869 году, раскопки продолжались до 1874 года. Несколько фрагментов скульптур храма были найдены во время раскопок 1904—1906 гг. под руководством Дэвида Хогарта. Восстановленные скульптурные фрагменты постройки IV века и некоторые предметы из более раннего храма были собраны и выставлены в «Эфесской комнате» Британского музея. Кроме того, в Британском музее хранится часть одного из древнейших в мире кладов монет (600 г. до н. э.), обнаруженного в фундаменте древнего храма.
В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.
Артемида – дочь Зевса
Много тысячелетий будоражат воображение путешественников легенды о храме Артемиды – грандиозном архитектурном сооружении античности. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.
Артемида – дочь Зевса и богини Лето, одна из 12 главных олимпийских богов. Любимица царя богов, Артемида в детстве заявила отцу, что в жизни будет девственницей и властительницей дикой природы.
Красивая, сильная и грациозная повелительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида предавалась неусыпной страсти – охоте. Защитница всего живого на земле, богиня тем не менее убивала живность. Охотница с колчаном за плечами, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте – псом – бесстрашно ходила на охоту в одиночестве.
Одежда Артемиды – короткая туника – совсем не соответствовала статусу богини, зато в ней так удобно преследовать добычу в лесах! Охотники стремились заручиться поддержкой Артемиды, ведь она дарила успех и защищала от раненых зверей.
Артемиду – идеал греческой женской красоты, выносливую, стройную, чаще всего окружают красивые животные и птицы: лебеди, львы и тигры, олени и леопарды.
Крылатая богиня своенравна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она выбирала сама. Нимфы клялись хранить обед безбрачия, как и их повелительница. За нарушение клятвы без промедления следовало возмездие.
Агрессивная и решительная, Артемида в гневе была чрезвычайно жестока. Жуткое наказание постигло охотника, который случайно увидел, как юная богиня купалась в лесном озере. Она обратила несчастного в оленя, и охотника растерзали его же собаки.
Противоречивый характер Артемиды совмещал красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница молодых девушек и их целомудрия, она даровала счастье женщинам в семейной жизни.
Богиня плодородия, помощница беременным и роженицам, Артемида беспощадно расправлялась с теми, кто посмел даже намеком оскорбить ее мать, богиню Лето, родившую близнецов Артемиду и Аполлона, наперекор ревнивой жене Зевса, Гере.
Артемида освещала тьму, вела людей через незнакомые места и в то же время могла послать человеку безумие, паралич или внезапную смерть. Непростая и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, которые нарушают обещание.
Юная Артемида попросила Зевса подарить ей город, в котором бы ее знали и почитали, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, такой же переменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь противоречивой богине, они возвели ей грандиозный храм в цветущем и красивом Эфесе.
Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской
Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.
Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.
Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.
Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.
Гибель первого храма
Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.
Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.