Храм эрехтейона — один из главных храмов афинского акрополя

Как выглядел храм?

Сейчас довольно сложно представить, как выглядел храм после сразу после окончания строительства. Хотя авторитетные в научных кругах историки утверждают, что храм Эрехтейон так и не был достроен. Они считают, что в процессе стройки первоначальный план несколько раз меняли и упрощали. Из-за затянувшейся Пелопонесской войны, греки очень торопились закончить затратное строительство и оставили некоторые части святилища в незаконченном виде. Несмотря на эти предположения, наши современники сумели сделать его описание. План храма Эрехтейон воссоздан достаточно подробно.

Общая площадь храма составляет почти триста квадратных метров. И это без учета обрамляющих святилище портиков! Храм был разделен на три крыла, каждое из которых имело отдельную кровлю и посвящалось своему божеству.

Восточная часть целиком принадлежала Афине-Палладе, хранительнице древнего города. К ее фасаду примыкали шесть колонн, высота которых составляла около шести с половиной метров. В этой части храма Эрехтейон находилась красивейшая статуя богини, освещающаяся днем и ночью светом золотой лампады. Нужно отметить, что сама эта лампада представляет немалый интерес для ученых. Ее создатель, Каллимах, изобрел особую конструкцию, которая позволяла доливать масло в светильник всего лишь раз в год. Этого количества хватало ровно на триста шестьдесят пять дней.

В северное крыло можно было войти через главную дверь храма. Вход обрамляли четыре богато украшенные мраморные колонны.

Западное крыло обрамляли четыре полуколонны, открывавшие вид на великолепный фасад с фресками. Весь фасад был по периметру украшен мраморной резьбой с изображениями трех аттических божеств. Четыре высоких оконных проема идеально вписывались в пропорции западного крыла и дополняли этот великолепный ансамбль.

К южной части храма Эрехтейон примыкал отлично сохранившийся до наших дней портик Пандросейон. Назван он был в честь одной из дочерей Кекропса, получеловека-полузмея. Горожане почитали его как основателя Афин. Портик был лишен колонн, его подпирали четыре изящные скульптуры девушек-кариатид. Кариатиды храма Эрехтейон представляли собой новаторский прием в мировой архитектуре. Впервые в истории греки использовали скульптуры для поддержки несущих конструкций. Впоследствии этот прием стали использовать в своих работах зодчие всего мира. Кариатиды до сих пор поражают туристов своим великолепным исполнением: каждая черточка лица и предмет одежды вырезан из белого мрамора с величайшим мастерством и достоверностью.

Сейчас на Акрополе находятся точные копии этих скульптур. Оригиналы можно увидеть в акропольском музее. Там же находятся обломки барельефов с фасада храма Эрехтейон. Одна из кариатид была тайком вывезена английским лордом к себе на родину и сейчас выставлена в экспозиции Британского музея.

Во всех частях храма находились святилища. Основные из них были посвящены Афине, Посейдону и Эрехтею. На территории Эрехтейона хранились военные трофеи и реликвии, строго почитаемые афинянами.

Эрехтейон

Главный храмовый комплекс Афин, разумеется, был посвящен хранительнице города Афине Палладе. Мореплаватель, приближаясь к Афинам, издалека видел блестящий шлем и золотое копье богини. Она называлась Афина Промахос (Воительница) и была отлита из бронзы знаменитым скульптором Фидием, руководителем застройки всего комплекса. Позади нее возвышался выстроенный неизвестным архитектором Эрехтейон — храм Афины и Посейдона, самое старое святилище города. На его месте, согласно мифу, оба бога когда-то спорили за обладание Аттикой.

Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним. Два входа, с севера и востока, были оформлены ионическими портиками

Три портика храма расположены на разных уровнях — эта асимметрия уникальна для греческой архитектуры. Перекрытие южного портика поддерживали легендарные кариатиды — скульптуры молодых жриц. В Эрехтейоне хранился священный ксоан (деревянная статуя) Афины, по преданию упавший с неба.

Для греков скульптуры с неизменной «архаической» улыбкой на губах были даже не изображениями богов, а практически самими персонифицированными богами. Мастера стремились сделать их живыми, для чего мрамор раскрашивался. Тон человеческой кожи достигался втиранием смеси воска и оливкового масла или шафрана и молока.

Архитектурный стиль Эрехтейона

Храм имеет сложную структуру, включающую размещение святынь, как алтарь Посейдону (Эрехтейну) и Геферту, и места, где согласно мифу, Посейдон ударил в Акрополь своим трезубцем. Другие места религиозного поклонения включали оливковое дерево, в основании которого бурлили морские воды (море Эрехтеона), гробница Кекропс и святилище Пандросиона.

Элегантность и тонкие формы памятника архитектуры Древней Греции соперничали с красотой Парфенона. Храм развернут на восток, и его вход украшен шестью ионическими колоннами. Северная и западная стены храма почти в два раза ниже, чем фронтовая и южная части. Храм был необычной постройкой того времени, посколько включал два крыльца: одно в северо-западном направлении, поддерживаемое высокими ионическими колоннами, и второй в юго-западном углу, у основания которого были созданы шесть массивных женских статуй, известных как кариатиды.

А где старый музей Акрополя или история музея

У всех, кто посещает Новый музей Акрополя, возникает вполне логичный вопрос: «А где старый? И как в него попасть?». Перед тем, как перейти к виртуальной экскурсии по залам музея мы решили немного рассказать об истории музея Акрополя. О том, сколько выпало несчастий на долю памятников Акрополя слышали, пожалуй, все. В XVII веке здесь хозяйничали османы, которые взорвали Пропилеи и почти разобрали храм Ники Аптерос. В 1687 году в результате обстрела Акрополя венецианцами бомбой были повреждены практически все здания комплекса, их обломки разлетелись на сотни метров в округе, которые на протяжении двух веков иностранные туристы увозили в качестве сувениров. Фрагменты статуй и барельефов разъехались по всему миру, и учет этим кусочкам, конечно же, никто не вел.

Древние раскопки перед входом в музей Акрополя

Самый «крупный сувенир» в XIX веке увез лорд Элгин. Он вывез из Греции сохранившиеся статуи с фронтона Парфенона и значительную часть рельефного фриза «Панафинейская процессия», который по кругу украшал главный храм Акрополя. В Британию отправились и несколько плит из храма Афины-Ники (видимо то, что не успели уничтожить турки за 200 лет до этого), но самым знаменитым сувениром стала одна из кариатид, украшавших Эрехтейон. Это продолжалось бы еще очень долго, но, к счастью, в 1833 году турки покинули Акрополь и было образовано Греческое государство. В первые годы независимости начались разговоры о строительстве музея Акрополя. Продлились они не один десяток лет и только в декабре 1865 года на акропольском холме рядом с Парфеноном был заложен фундамент музея.

Старый музей Акрополя рядом с Парфеноном

Музей построили к 1874 году, но его площадь составила всего 800 квадратных метров. Когда начались раскопки 1886 года стало понятно, что места не хватит даже на толику найденных артефактов. В 1888 году была анонсирована версия 1.0 нового музея Акрополя, он известен под названием Малый музей Акрополя (фактически было два). Но окончательные изменения произошли уже после Второй мировой войны, тогда малый музей был разрушен, а оригинальное здание было значительно увеличено (версия 2.0).

Старый музей Акрополя

Уже в 1970-м году стало понятно, что новое здание музея становится мало, музей просто физически не может принять всех желающих туристов. В 1976 году был объявлен первый конкурс архитекторов для нового музея Акрополя (версия 3.0), к участию были допущены только греческие архитекторы. К сожалению, это ни к чему не привело — участок, на котором планировалось строительство, признали непригодным, впрочем, и второй тендер, проводимый в 1979 году, тоже не дал результатов. Лишь в 1989 году в результате третьего конкурса был выбран победитель (итальянские архитекторы Николетти и Пассарелли), но при рытье котлована были найдены уникальные археологические артефакты, поэтому строительство сначала заморозили, а потом в 1999 году и вовсе отменили результаты конкурса.

Бесплатная экспозиция под Новым музеем Акрополя

Осмотр экспонатов музея Акрополя начинается еще до входа в здание

Был объявлен четвертый конкурс, но ни один из участников не подал заявку, согласно которого, найденные при рытье котлована древние захоронения, оставались бы нетронутыми. Все проекты подразумевали, что артефакты придется переносить или «закапывать». Тем не менее, после серьезной доработки лучшего проекта в плане появились колонны над археологическим находками, которые должны были одновременно и поддерживать здание и не повреждать древние находки.

Здание поднято над древними захоронениями

Древний город под новым музеем

Открытие нового музея Акрополя (в последней его версии) состоялось в 2009 году. Планировали, что торжественное событие произойдет в год Олимпийских игр (2004), которые проходили в Афинах, но все затянулось. После того, как в 2007 году были окончены строительные работы, начался долгий процесс перевоза экспонатов. Казалось бы, между старым и новым музеем всего каких-то 500 метров, но процесс переезда занял почти два года. Для перевоза плит и статуй использовались специальные краны, а сама операция по перемещению считается чуть ли ни уникальной.

Здание нового музея Акрополя

Площадь нового музея составила 25000 квадратных метров (вы же помните, что первый музей был всего 800 м2), при этом под экспозицию отдано больше половины (14000). Благодаря большим пространствам даже большое число туристов не мешает друг другу и все экспонаты можно рассмотреть без проблем. А посмотреть есть на что!

Постройки Акрополя

Театр Диониса

При входе на территорию архитектурного комплекса можно увидеть знаменитые ворота Пропилеи – детище известного древнегреческого архитектора Мнесикла. До нашего времени сохранилось лишь несколько белоснежных колонн и часть крыши. Экскурсия по священному городу начинается с южного склона холма. Здесь возвышается древнейший театр Греции – театр Диониса. В 5 столетии на его деревянных подмостках представляли свои творения знаменитые греческие драматурги – Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Сидения в зрительном зале также были из дерева. Сцена и лавки из мрамора появились только в 4 столетии до нашей эры. В настоящее время взору туристов открывается огромный зрительный зал в форме полукруга и часть полуразрушенного фасада. Во 2 тысячелетии до нашей эры, во времена правления Эвмена II, к театру Диониса был пристроен укрепленный портик. В изнуряющую жару или сильный холод зрители могли укрыться в нем. Сегодня это продолговатое каменное сооружение, «потрепанное» и пострадавшее от времени.

Парфенон

Следующим пунктом экскурсии является легенда Акрополя – священный храм богини Афины Парфенон. В свое время это было самое красивое сооружение комплекса, непревзойденный шедевр архитектурного искусства. В 6 веке до нашей эры на месте Парфенона был построен небольшой архаический храм. В 5 столетии до нашей эры на его развалинах выросло новое, прекрасное сооружение, выполненное из пентелийского мрамора белого цвета. Центральный зал храма украшала золотая богиня Афина – творение скульптора Фидия. Сейчас на территории Парфенона ведутся реставрационные работы, поэтому полюбоваться «останками» Древней Греции можно лишь снаружи. На сегодняшний день от храма осталась лишь его малая часть – несколько изящных античных колонн, возвышающихся на мощном мраморном фундаменте. Стены и крыша Парфенона практически не сохранились.

Эрехтейон и Ареопаг

Еще одной примечательной постройкой Акрополя является древний храм Эрехтейон, построенный в 5 веке до нашей эры, не уступающий по красоте даже Парфенону. В настоящее время от храма осталось лишь несколько колонн, оригинальный портик, украшенный скульптурами молодых девушек, несколько полуразрушенных стен.

Ареопаг – это место, где во времена Древней Греции восседал знаменитый античный суд. Здесь же появился первый городской парламент. Самое интересное, что здание суда было «вытесано» из священной скалы. На первый взгляд, кажется, будто оно является его частью, словно вырастает из-под земли. До наших дней сохранились малые «крохи» этой постройки, руины, в которых до сих пор витает «дух правосудия».

Музей Акрополя

Широкой популярностью у туристов пользуется музей Акрополя. В его стенах можно узнать много интересного о древней цивилизации, царях-тиранах, истории города, греческой архитектуре и.т.д. Жемчужинами его экспозиции являются – Мосхофор, уникальная скульптура, датированная 6 тысячелетием до нашей эры. В центре композиции – юноша, приносящий в дар богине Афине «золотого» тельца. Коры – несколько изящных утонченных фигур, принадлежащих молодым девушкам. Скульптуры выполнены настолько реалистично, что можно разглядеть их прически, черты лица и даже складки на национальной одежде. Плиты фриза – прямоугольные пластины с изображением Олимпийских богов. На некоторых плитах можно увидеть целые сцены из древнегреческой мифологии. Кариатиды – статуи античных жриц храма Эрехтейон.

Мифологическое прошлое [ править ]


Erectheum был связан с некоторыми из самых древних и священных реликвий афинян, такими как
Палладион , xoanon или «вырезанное из дерева изображение» Афины Полиас ( Защитницы города) и некоторые из самых святых мест : следы Посейдона «s трезубец и соленая вода хорошо („соль моря“) называется Erechtheis , что в результате удара Посейдона; и священное оливковое дерево, посаженное Афиной в ее успешном соперничестве с Посейдоном за город; предполагаемые захоронения мифических царей Кекропса и Эрехтея ; священная территория дочери Кекропса Пандроса ; алтарь племенного героя Бутеса . Святилище ( героон ) Пандиона включено некоторыми учеными как часть Erectheum.

След на скале, оставленный трезубцем Посейдона, оставлен на виду для потомков; колодец с соленой водой был замечен в Erectheum.

Олива, которую, как предполагается, посадила Афина, росла в Пандросейоне , в ограде к западу от Эректеума. Оливковое дерево остается на западной стороне Эрехтея, хотя в наше время оно было посажено там Софией Прусской , внучкой королевы Виктории , в честь афинян. Перед главной статуей золотая лампа под названием «асбестовая лихния», созданная скульптором Каллимахом, непрерывно горела асбестовым фитилем и заправлялась один раз в год.

Восточная часть здания была посвящена Афине Полиас, а западная часть служила культу Посейдона-Эрехтея и содержала алтари Гефеста и Баута, брата Эрехтея. Согласно мифу, здесь жила священная змея Афины. Змею кормили медовыми лепешками Канефора , жрицы Афины Полиас, по обычаю женщины древнего рода Этеобутадай, предполагаемые потомки героя Бута. Периодический отказ змеи есть пирожные считался катастрофическим предзнаменованием .

Святилище Афины

Верхняя часть храм, восточная часть – святилище Афины, вход в которое украшал легкий шестиколонный портик Кариатид, или крыльцо Дев. На цоколе высотой 2,6 м – статуи 6 статных девушек в ниспадающих одеждах, которые поддерживают перекрытие портика.

Левые и правые кариатиды – зеркальное отражение друг друга. Статуи богинь выглядят естественно: девушки, грациозные и нежные, пленяют юностью и обаянием. Левой рукой касаются края одежды, а правой держат фиал – сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Здесь хранился деревянный идол богини, покрытый золотыми пластинами. Жители города верили, что статую, сотворенную богами, им послало небо и почитали святыню. Покровительнице города ежегодно устраивали торжественную церемонию – преподносили новую одежду (пепнос), вытканную юными жрицами, которые служили в храме.

Перед статуей Афины днем и ночью горит огонь в золотой лампе, которую устроил скульптор Каллимах так, что она никогда не гаснет, хотя масло в сосуд подливают только раз в год.

Из святилища Афины дверь ведет в маленький дворик, где растет одна-единственная во всем Акрополе олива. На этом месте Афина совершила чудо, явив афинянам священную оливу.

Мифологическое прошлое [ править ]


Erectheum был связан с некоторыми из самых древних и священных реликвий афинян, такими как
Палладион , xoanon или «вырезанное из дерева изображение» Афины Полиас ( Защитницы города) и некоторые из самых святых мест : следы Посейдона «s трезубец и соленая вода хорошо („соль моря“) называется Erechtheis , что в результате удара Посейдона; и священное оливковое дерево, посаженное Афиной в ее успешном соперничестве с Посейдоном за город; предполагаемые захоронения мифических царей Кекропса и Эрехтея ; священная территория дочери Кекропса Пандроса ; алтарь племенного героя Бутеса . Святилище ( героон ) Пандиона включено некоторыми учеными как часть Erectheum.

След на скале, оставленный трезубцем Посейдона, оставлен на виду для потомков; колодец с соленой водой был замечен в Erectheum.

Олива, которую, как предполагается, посадила Афина, росла в Пандросейоне , в ограде к западу от Эректеума. Оливковое дерево остается на западной стороне Эрехтея, хотя в наше время оно было посажено там Софией Прусской , внучкой королевы Виктории , в честь афинян. Перед главной статуей золотая лампа под названием «асбестовая лихния», созданная скульптором Каллимахом, непрерывно горела асбестовым фитилем и заправлялась один раз в год.

Восточная часть здания была посвящена Афине Полиас, а западная часть служила культу Посейдона-Эрехтея и содержала алтари Гефеста и Баута, брата Эрехтея. Согласно мифу, здесь жила священная змея Афины. Змею кормили медовыми лепешками Канефора , жрицы Афины Полиас, по обычаю женщины древнего рода Этеобутадай, предполагаемые потомки героя Бута. Периодический отказ змеи есть пирожные считался катастрофическим предзнаменованием .

Полезная информация для посещения нового музея Акрополя

Мы прекрасно понимаем, что далеко не всем интересны история, поэтому начать решили с полезной информации, которая обязательно пригодится вам для планирования своего визита в музей.

Часы работы музея Акрополя

Новый музей Акрополя, как и все остальные достопримечательности Греции, работает в двух режимах: летнем и зимнем. Летний график актуален с 1 апреля по 31 октября, в эти дни музей открыт:

  • Понедельник: 08.00-16.00
  • Вторник, среда, четверг, суббота, Воскресенье: 08.00-20.00
  • Пятница: 08.00-22.00
  • В европейскую ночь музеев (обычно в мае): 08:00-00:00

Новый музей Акрополя в Афинах

Зимний график начинается с 1 ноября и длится до 31 марта, тогда музей работает несколько в иные часы, но в целом особого различая нет.

  • Понедельник — четверг: 09.00-17.00
  • Пятница: 09.00-22.00
  • Суббота, воскресенье: 09:00-20:00
  • 24 и 31 декабря: 09:00-15:00

Независимо от сезона вход в музей прекращается за 30 минут до закрытия

Обратите внимание, что музей не работает: 1 января, пасхальное воскресенье, 1 мая, 25 и 26 декабря

Цены на билеты и скидки, дни бесплатного посещения

Цена билета в Новый музей Акрополя — €5 независимо от сезона. Право бесплатного посещения имеют дети до 5 лет (независимо от гражданства), студенты стран Евросоюза и еще несколько категорий граждан, которые к большинству туристов не применимы. Для студентов и школьников, которые не являются гражданами Евросоюза, цена билета составит €3, а вот иностранным пенсионерам льготы не предусмотрены.

Цена билета в Музей Акрополя

Можно попасть в музей и бесплатно, если запланировать визит на одну из четырех дат:

  • 6 марта (день памяти Мелины Меркьюри)
  • 25 марта
  • 18 мая (Международный день музеев)
  • 28 октября

Также бесплатно можно попасть на второй этаж в кафе, для этого нужно взять бесплатный билет в кассе. Это не позволит вам осмотреть экспозицию музея, но вы сможете полюбоваться красивейшим видом на акрополь с открытой террасы.

Кафе с видом на Акрополь в музее (вид со Священной скалы)

Как добраться до музея Акрополя

Новый музей Акрополя расположен на пешеходной улице Деонисия Ареопагита, совсем рядом с метро Acropolis. Поэтому самый удобный способ добраться до музея — воспользоваться подземкой. Если вы совершаете прогулку на автобусе типа «hop on — hop off», то абсолютно все из них проезжают мимо, вам нужна остановка, расположенная на улице Chatzichristou Street. Для пеших туристов в центре огромное количество указателей, поэтому очень сложно заблудиться. Тем не менее, точные координаты расположения акропольского музея на карте вы найдете в конце статьи.

Как попасть в Новый музей Акрополя

Перед музеем Акрополя (вид на улицу Деонисия Ареопагита)

Вход в музей Акрополя

История Акрополя и его значение для Древней Греции

Начало постройки Афинского Акрополя относят ко второму тысячелетию до нашей эры. Но античный комплекс за время своего существования пережил множество важных моментов, связанных с разрушениями и восстановлениями религиозных святынь. Поэтому история Акрополя насчитывает несколько важных периодов.

Основание

С давних времен Акрополь был почитаемым местом. По легенде, основателем святыни считают Кекропа, мудро правившего греческими землями. В архаичные времена на территории Акрополя располагался созданный царем город. Он представлял собой мощные каменные укрепления, дворцовый комплекс и религиозные сооружения.

Новый город расположился на возвышенном холме. Такое местоположение являет собой не что иное, как прямое значение слова Акрополь (Acropolis), которое образовалось в результате слияния корней acro – верхний и polis – город. Географическое положение надежно защищало поселение от вражеских набегов, но вдобавок к этому полис ограждали монументальные стены, возведенные легендарными Циклопами.

Впоследствии поселение расширилось, а Афинский Акрополь превратился в сердце полиса.

Расцвет

Такое значение, что Акрополь в Афинах имеет сегодня, он приобрел в VII-V в.в. до нашей эры. В этот период культ громовержца Зевса сменяется поклонением мудрой греческой Афине, которой и посвящены основные сооружения Афинского Акрополя.

В 7 веке до н.э. к власти приходят эвпатриды, начинающие активно застраивать священный холм. Пик развития приходится на правление Писистрата: возводятся Пропилеи, становится местом собраний соседний холм Ареопаг, появляется первый храм богини Афины на Акрополе. К сожалению, древние сооружения не перенесли разрушительных греко-персидских войн.

Тот вид, как выглядит Акрополь сейчас и в многочисленных реконструкциях, холм получил в середине 5 века до нашей эры. Славный правитель Перикл приложил все силы, чтобы возродить святилище и главный храм Афины на Акрополе. К работам были приглашены величайшие архитекторы того времени, а скульптурное убранство творил знаменитый Фидий. В итоге архитектура обновленного Афинского Акрополя стала эталоном классического греческого зодчества.

Именно в этот период возводится главный храм Акрополя и города Афины Парфенон, реконструируются Пропилеи, и появляется среди знаменитых самый строгий храм Акрополя – Эрехтейон. Археологи считают, что доступ в залы этой святыни имели только жрецы, поэтому именно здесь греки хранили самые ценные реликвии.

Закат

Когда славный Афинский Акрополь вновь был построен, для Греции минула пора славных дней. Страна погрязла в войнах и переходила буквально из рук в руки. Последние величественные постройки приходятся на период Римского правления. Римляне ухаживали и за старыми греческими зданиями, показывая, что Акрополь означает для них важную религиозную ценность.

С основанием Византии и приходом христианства религиозные святыни продолжают осуществлять те функции, какие Акрополь выполнял первоначально. Единственное отличие заключается в смене языческих божеств на христианских святых. В связи с этим Парфенон, главный храм на Афинском Акрополе, меняет свое название на церковь Святой Девы Марии.

Позднее Балканы захватили османы, которые переделали храмы в мечети.

Современное состояние

В целом античные святыни находились в относительной сохранности до середины 17 века. Сильные увечья архитектурный комплекс получил во время пожара 1687 года. Пушечный снаряд, пущенный венецианцами, угодил прямо в турецкий пороховой склад, в результате чего произошел сокрушительной силы взрыв. От взрывной волны и огня пострадала большая часть зданий архитектурного комплекса, а главный храм оказался почти полностью разрушен.

Позднее руины пострадали уже от турок, которые в ходе войны с греками додумались добывать свинец для пуль прямо из колонн Парфенона. Греки узнали о таком кощунстве и отправили врагам ящик со снарядами, лишь бы сохранить остаток античного наследия. К слову, к тому моменту часть реликвий уже успели вывезти в Британию и Францию, о чем до сих пор ведутся судебные тяжбы.

Отвоевав у османов свою независимость, Греция постепенно стала восстанавливать исторические памятники. Акрополь очистили от современных построек, а уцелевшие античные строения подвергли реконструкции. Восстановительные работы на знаменитом Афинском холме ведутся по сей день.

Тур

Акрополь, общий вид, 2014 год

Пункт 2: Храм Афины Победительницы (Ники Аптерос)

Бескрылая победа, фрагмент парапета храма Афины Победительницы (Ники Аптерос) V век до н. э.

«Победа» по-гречески «Ника», и из-за утратившей крылья статуи храм стали называть храмом Ники Аптерос — Бескрылой Победы. Барельефы на фризе храма изображают подлинные сражения с персами, хотя обычно постройки в Греции украшали по мотивам мифов.

Жрицу храма выбирали из афинянок случайным образом, она получала пятьдесят драхм в год, а также шкуры и рога животных принесенных в жертву богине.

Пункт 3: Акрополь Перикла

Перикл. Римская копия, более древнего греческого оригинала, II век (древний период)

На возведение Акрополя ушло немало времени, ведь его частично разрушили в ходе греко-персидских войн. В V веке до нашей эры Акрополь претерпел самые существенные изменения к лучшему. В этот период Афины достигли процветания, как финансового, так и культурного.

Перикл задумывал Акрополь как величественный памятник богам и простым смертным, жителям Афин.

Пункт 4: Афина Промахос

Изображение Афины Промахос на Панафинейской анафоре, предположительно, работы вазописца Маарсия, IV в до н. э. (классический период)

Пункт 5: Дом арефор

Пеплос Афины с фриза Парфенона. Пеплос подносили богине во время празднеств в ее честь — Панафиней. V век до н. э. (классический период)

Арефорами звали девочек семи-одиннадцати лет, которые отвечали за особые обряды. Раз в год граждане предлагали четырех девочек на роль аррефор, но верховный правитель, архонт-басилевс, выбирал лишь двух из них. Девочки жили в доме на акрополе.

В их обязанности входило носить священные предметы и ткать пеплос Афины. Это священное одеяние преподносили Афине во время Панафиней — празднеств в ее честь.

Пункт 6: Эрехтейон

Эрехтейон. Вид с юго-запада, современность

Храм был разделен на несколько частей. В восточной части стояла статуя, посвященная Афине, а западная принадлежала Посейдону и Эрехтею. Царь Кекроп же предположительно захоронен под портиком кариатид. Считалось, что в крипте под храмом живут священные змеи Афины. И они похоже любили сладкое — жрицы Афины кормили их медовыми пирожными.

Пункт 7: Внешний вид Парфенона

Парфенон, Афинский акрополь, V век до н. э., Современность

Надо сказать, что он существенно отличается от других храмов на Акрополе. Скульптор Фидий и архитекторы Калликрат и Иктин задумали и построили Парфенон как великий памятник во славу Афин.

Ее воплощением стали скульптуры храма. Богатству украшений Парфенона, включавших многочисленные статуи, горельефы и барельефы не было равных. В числе самых известных сюжетов — рождение Афины, ее поединок с Посейдоном, гигантомахия и шествие последнего дня Панафиней.

Пункт 8: Внутренние помещения Парфенона

План Парфенона (1879), включающий оба основных помещения: большую, целлу, и меньшую, сокровищницу, XIX век

творение скульптора Фидия. Она была хрисоэлефантинной — из золота и слоновой кости.

Чтобы оправдать расходы, Перикл заверил афинян, что скульптура служит золотым запасом, и в случае нехватки денег ее можно будет разобрать.

Считается, что в целле также был бассейн — он позволял поддерживать нужную влажность, чтобы слоновая кость не потрескалась.

Пункт 9: Сокровищница Парфенона

Фрагменты списка ценностей, хранившийся в сокровищнице Парфенона с 426 по 412 до н. э., V веке до н. э.

Богатства поделили две части: «демосия» принадлежала городу, а «иера хремата» посвящалась богине и предназначалась только для религиозных целей.

Краткое описание

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон.

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, — Эрехтейон. Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции, храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», — вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции, окутана многочисленными мифами и легендами – все, что осталось для современного поколения.

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа – Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Эрехтейон – визитная карточка Акрополя

История храма

Афинский правитель Перикл

Во время греко-персидских войн все акропольские храмы был разрушены и сожжены. После изгнания персов из Греции афинский правитель Перикл и его друг, скульптор Фидий, разрабатывают план восстановления древних святынь.

Они решают не воссоздавать старый облик разрушенных храмов, а построить взамен их новые. Главным условием строительства было бережное сохранение всех священных для горожан мест и реликвий.

Строительство комплекса велось поэтапно, так как средства, выделяемые на него из городской казны, были строго ограничены, ведь восстановлению подлежало и множество других разрушенных объектов.

Первым был построен центральный по замыслу всей композиции храм Девы Афины – Парфенон, ставший образцом классической архитектуры.

Затем начались работы по строительству грандиозных и величественных входных ворот – Пропилей.

Строительство второго храма на вершине Акрополя началось уже после смерти Перикла, в 421 году до нашей эры. Продолжалось оно с перерывами до 406 года. Главным архитектором был избран Мнесикл, под руководством которого проходили все работы.

Место, где находилась усыпальница Кекропа

Место для строительства было выбрано неслучайно. Оно издавна считалось жителями города самым священным на Акрополе.

Здесь находилась могила основателя города – царя Кекропа.

Здесь проходил спор Афины и Посейдона за покровительство над городом. Здесь жил легендарный афинский царь Эрехтей, построивший на Акрополе первый храм богини Афины.

Он был сыном бога Гефеста и богини Геи, а историю его рождения описал легендарный Гомер.

Разбитый мрамор — след от удара молнии Зевса

Будучи афинским царем Эрехтей стал любимцем всех жителей Афин. Во время религиозной войны с городом Элевсином, жители которого поклонялись богине Деметре, он убил предводителя элевсинцев Эвмолпа, сына Посейдона. Разгневанный Посейдон уговорил верховного бога Зевса, и тот поразил Эрехтея своей молнией.

На Акрополе есть след от удара этой молнии – она разбила несколько мраморных плит.

Скорбящие жители Афин похоронили царя здесь же и назвали в его честь одно из созвездий – Возничего.

Позже, рядом с могилой Эрехтея, на священном для Афин месте, архитектором Мнесиклом был построен храм и назван его именем – Эрехтейон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector