Архитектура древнегреческая: элементы и особенности

2.Греческая скульптура.

В V веке до н. э. греки достигли изумительного мастерства в скульптуре. Скульпторы стремились показать в своих произведениях лучшие качества греческих граждан, доставившие Греции победу над персами: храбрость, любовь к родине, умение не падать духом в опасности и мужественно переносить трудности боевой жизни. Они изображали юношей или людей зрелого возраста с мужественными, благородными лицами, со стройными, мускулистыми телами.

Греческие скульпторы научились передавать движения человеческого тела. Чтобы лучше показать прекрасное тело человека, его обычно изображали обнажённым или полуобнажённым в момент спортивных игр или во время сражения. Одних людей скульпторы показывали бегущими, других — бросающими копьё или диск, третьих — борющимися. Древние греки раскрашивали мраморные статуи в телесный цвет и рисовали им глаза.

В храмах, на площадях и улицах стояли мраморные и бронзовые статуи богов, знаменитых людей Греции и победителей на играх.

Наиболее выдающимися скульпторами V века до н. э. были Мирон и Фидий.

Мирон замечательно передавал в своих статуях движения человеческого тела. Наиболее известна его статуя «Дискобол», то есть метатель диска.

Фидий руководил при Перикле строительством зданий на акрополе в Афинах. Современников поражали величие и красота созданных им статуй (рис. 78).

3. Афинский акрополь.

В V веке до н. э. на афинском акрополе строились здания; которые должны были украсить и прославить Афины.

Главный храм акрополя — Парфенон — был сооружён в честь богини Афины — покровительницы города. Он был построен из мрамора.

По наружной стене здания шёл пояс рельефов. Рельефы изображали торжественно шествие афинян в праздник, посвященный богине.

В Парфеноне всё очень просто и очень строго. В нём нет никаких лишних украшений. Строители Парфенона сумели создать необыкновенное по красоте здание. Хотя впоследствии Парфенон подвергся большим разрушениям, он и сейчас поражает зрителей своей красотой. (Парфенон в современном виде изображён на рисунке 108 и в конце книги.)

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

Внутри Парфенона было два зала. В одном из них стояла одиннадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Статуя была сделана из дерева. Лицо, руки и ноги статуи были покрыты тонкими пластинками из слоновой кости. Это придавало им цвет человеческого тела. Одежда богини была сделана из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза.

На фронтонах  (см. объяснение к рис. 105) Парфенона стояли группы статуй. Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Миф рассказывал, что покровителем города должен был стать тот из богов, который сделает гражданам более ценный подарок. Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забил источник воды. Афина воткнула в землю копьё, и в этом месте выросло оливковое дерево. Подарок Афины был признан более полезным, и она стала покровительницей города. Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив.

Древние греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний греческий писатель сказал: «Да ты чурбан, если не видел Афин! Если видел и не восторгался, ты — осёл, а если добровольно покинул Афины, то ты — верблюд!»

Цветная иллюстрация XI. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме. Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость. Вход на акрополь через портики; правее их-небольшой храм богини победы. На акрополе против входа — огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Её позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею. Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Правее статуи — храм Парфенон; около него приносят жертвы — сжигают внутренности и куски мяса животных. Слева — храм в честь Афины и Посейдона, около него — священное оливковое дерево, будто бы посаженное Афиной. Акрополь изображён во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином и ведут животных для жертвоприношений.

Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, парфенонский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы, 1868. 

  • < ТЕАТР В ГРЕЦИИ
  • -> ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ >

Виды искусств Древней Греции

История древнегреческого искусства насчитывает тысячу лет. За этот огромный промежуток времени было создано множество великих шедевров, которыми и сегодня восхищаются миллионы жителей Земли. Греческие мастера искусств умели чеканить монеты и расписывать стены, обрабатывать стекло и создавать живописные картины на деревянных панелях, шить прекрасные костюмы и делать удобную мебель. И все же, к наиболее важным видам искусств Древней Греции относятся:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Музыка.
  • Литература.
  • Театр.

Архитектура Древней Греции не идет ни в какое сравнение с достижениями в этой сфере предыдущей Эгейской цивилизации. Древнегреческие мастера не только подарили миру классические архитектурные стили: дорический, ионический и коринфский, но и создали поистине уникальные шедевры зодчества.

К самым знаменитым архитектурным древнегреческим памятникам можно по праву отнести:

  • Храм Геры в Олимпии.
  • Храм Зевса в Афинах.
  • Храм Аполлона в Дельфах.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Парфенон в Афинах.
  • Храм Деметры в Элевсине.
  • Мавзолей в Галикарнасе.
  • Алтарь Зевса в Пергаме.

Кроме того, до наших дней сохранилось множество развалин общественных зданий и строений (стадионов, театров, дворцов, гробниц и ворот). К сожалению, большинство из них находятся в плачевном состоянии и требуют серьезной реставрации.

Самых величественных эпитетов заслуживает и скульптура Древней Греции, которая по праву относится к высочайшим достижениям античной культуры. Прекрасные статуи, рельефы и сегодня вызывают восхищение, хотя большинство из них известны нам по мастерски изготовленным римским копиям.

Среди самых известных древнегреческих скульпторов особо выделяются:

  • Мирон (Μύρων).
  • Поликлет (Πολύκλειτος).
  • Пеоний (Παιώνιος).
  • Фидий (Φειδίας).
  • Скопас (Σκόπας).
  • Лисипп (Λύσιππος).

Каждый из них навеки вписал свое имя в историю мировой культуры и создал собственный уникальный стиль в скульптурном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции наиболее известно потомкам по уникальным расписным вазам, мозаикам и ювелирным изделиям. Сохранившиеся образцы керамической посуды дают современным людям представление не только о высоком уровне развития гончарного дела, но и мастерстве живописцев той эпохи.

Уникальными произведениями искусства можно также назвать мозаичные панно из смальты, созданные греческими мастерами. Изображения людей и животных, обрамленные характерным орнаментом, часто встречаются в убранстве старинных храмов и дворцов. В ювелирном искусстве, помимо украшений из золота и серебра, особого внимания заслуживают геммы (инталии и камеи). Из драгоценных и полудрагоценных камней древние мастера делали броши, перстни-печати, застежки, медальоны и амулеты.

Литература, музыка и театр также играли важную роль в жизни древних греков, хотя до наших дней сохранилось лишь ничтожно малое количество произведений этих видов искусств. Но поэмы Гомера (Ὅμηρος), трагедии Эсхила (Αἰσχύλος), Софокла (Σοφοκλῆς) и Еврипида (Εὐριπίδης), комедии Аристофана (Ἀριστοφάνης) до сих пор читают люди, хотя со времени их написания прошло более 2 000 лет.

Полы в интерьере Древней Греции

В большинстве домов Средиземноморья полы представляли собой утоптанную землю на первом этаже и деревянные перекрытия на втором этаже.

В бедных домах пол второго этажа был из глины, которой обмазывали разложенный тростник. Земляной пол не казался грекам не эстетичным.

Правда, на острове Эгина, пол в одном из домов, скорее всего- доме жрецов, был выкрашен или проморен в красно- малиновый цвет. Такой же цвет имел и цокольный пояс на стене. Подобный пояс служил хорошим фоном для изящной мебели.

Со временем в богатых домах в отделке полов появляется мозаика. Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах.

Поначалу это были галечные мозаики с простым узором- квадраты, круг в квадрате и т.п.,составленные из отшлифованной речной гальки — сначала черного и белого цветов, позже появились и другие цвета.

Позже в мозаике кроме узоров появляются и рисунки. Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время красно фигурная роспись вытесняет черно фигурную.

Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен. Самая ранняя греческая мозаикас рисунком найдена в Коринфе и принадлежит к классической эпохе – концу V в. до н. э. 

Сохранившаяся цветная композиция в Пелле,  датируемая 300 г. д.н.э. и подписанная художником Гносисом показывает уровень мастерства древних мастеров.В этой мозаике использована не только белая и черная галька, но и синие, коричневые и желтые камушки.

Во второй половине  III  в до н.э. на смену галечных мозаик пришли мозаики выполненные тессерами.

Тeccелирование это четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку– все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения.

Примером может служить известная композиция мастера мозаичного дела Сососа, который украсил пол дома в Пергаме, получившего имя как Дом с не подметенным полом.

Такой тип мозаики стал называться asarotos («не подметенный пол»), помимо маскировки беспорядка он еще и символизировал достаток хозяина дома

Иктин и Калликрат. Рождение классицизма

Не все времена в Древней Греции были одинаково удачны для развития архитектуры. Например, время от времени случались войны, в которых греки нередко проигрывали. Это останавливало развитие всей древнегреческой культуры, и в первую очередь — архитектуры.

Самым благодатным периодом для расцвета государства Древней Греции стало время правления легендарного царя Перикла. Этот правитель много сделал для процветания Афин и последующей славы города. В его эпоху главное строительство велось на укрепленном холме — Акрополе. А руководство работами было поручено знаменитому скульптору и архитектору Фидию.

Даже по сохранившимся развалинам можно представить, как прекрасен был в свое время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был построен небольшой изящный храм, посвященный богине победы Нике. Через ворота с колоннами — Пропилеи — посетитель попадал на площадь. В ее центре высилась статуя богини мудрости Афины — покровительницы города. Несколько дальше виднелся храм Эрехтейон с выступающим сбоку портиком. Верх портика поддерживали не колонны, а мраморные женские фигуры. Эти каменные дамы были названы кариатидами.

Главное сооружение Акрополя — храм Парфенон, посвященный Афине. Он был завершен почти две с половиной тысячи лет назад, но история донесла до нас имена его создателей: Иктин и Калликрат. Творения этих мастеров были настолько совершенны, что архитекторы последующих эпох стали использовать их в качестве образца. Можно сказать, именно этим архитекторам мы обязаны рождением стиля на все времена — классицизма. Классический — значит образцовый.

Таким образом, изобретенный греками ордер был воспринят сначала римлянами, восхищенными греческой культурой, а через них распространился по всей Европе.

Афинский Акрополь. V в. до н. э. Архитекторы и зодчие: Фидий, Калликрат, Иктин, Мнесикл

Л. Альма-Тадема «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» (1868)

Поделиться ссылкой

Места народных собраний: рынки, гражданские портики, публичные сады

Всем своим публичным зданиям греки придавали форму портиков или галерей; места их собраний имели вид мест общественных прогулок, где заключались торговые сделки, где толковали о государственных делах, где жизнь проходила в оживленной праздности.

На рисунке 296 мы помещаем несколько вариантов портиков: R – Неандрия – с двумя нефами, окруженный оградой; S – Посейдония – с двумя центральными нефами и двумя наружными галереями; N – Пойкиле – с двумя галереями, разделенными стеной.

Рис. 296

Агора – рынок и политический центр греческих городов – представляла собой площадь, окруженную портиками с одним или несколькими рядами колонн. Витрувий дает описание агоры; раскопки в Делосе и в Гире (Гейре) дают их образцы.

К типу крытых галерей относится арсенал г. Пирея, здание в три нефа; центральный неф служил местом прогулок, боковые нефы – складами. Это расположение было типично греческим, так как оно отвечало тому, «чтобы позволить гуляющим в любую минуту убедиться в состоянии морского оборудования».

Эти портики и галереи, представляющие собой интереснейшие памятники города, являют стиль, по своему достоинству достигающий иногда величия культовых зданий; портик Посейдонии, за исключением фронтона, приближается к архитектуре храмов.

Наружный антаблемент арсенала в Пирее был расписан. На стене портика Пойкиле развертывалась картина знаменитой марафонской битвы работы художников Панена и Полигнота.

Скамьи составляли принадлежность большинства портиков; они располагались в стороне от главного потока движения публики, в полукруглых («экседры») или иногда квадратных («oeci» Витрувия) нишах.

Колоннады открывались на заезженные деревьями эспланады, настоящие сады, особенно очаровательные в этих местах с бедной растительностью. Греки, по-видимому, не стремились подчинять их симметрической планировке; сады Академии, Ликея можно представить себе естественным лесом с местами для отдыха в виде экседр.

Декоративные облицовки

Облицовки из глазури. – Обычай покрывать камень обшивкой из терракотовых плит ведет свое происхождение от тех времен, когда правильная обтеска камня была затруднительной вследствие несовершенства строительных инструментов. Этот прием достигает своего полного развития в конце VII – начале VI вв. до н.э. Он находит наиболее частое применение в архитектуре Южной Италии и Сицилии, особенно в храмах Метапонта и Селинунта. Характерно, что олимпийские сокровищницы архаической эпохи, на которых мы находим следы применения облицовки, принадлежали сицилийским городам – Геле и Гимере.

В V в. главным местом производства этих терракотовых архитектурных украшений был город Коринф. Мы находим их применение в Афинах, где они были расположены в виде бордюра вдоль крыши, защищавшей крепостные стены. В архитектуре Этрурии можно видеть последние следы применения терракотовых облицовок.

Рисунок 154, G воспроизводит часть облицовки сокровищницы в Геле. Она представляет собой настоящий чехол, прикрепленный к камню гвоздями. C показывает увенчание одного из самых больших храмов акрополя в Селинунте; глазированные плиты образуют как бы щит над верхним рядом камней, обрамляющих карниз, а самое увенчание карниза представляет собой гребень покрытый орнаментом, воспроизводящим мотив ассирийской пальметты. Асимметрические прорезы в этом гребне служат для стока воды с крыши.

Рис. 154

Терракотовые карнизы того же стиля, что и в Олимпии, употреблялись и в Метапонте. На некоторых фрагментах сохранились медные стержни (прутики), посредством которых терракотовые плиты прикреплялись к камню.

Хрупким известняком Метапонта нельзя было пользоваться при устройстве потолков. Поэтому в храме, который носит название «храм Самсона», при перекрытии потолков известняк был заменен деревянными балками, облицованными плитами из раскрашенной терракоты, профили которых показывает M. Деревянные балки, обшитые раскрашенными терракотовыми плитками, упоминаются в некоторых ассирийских письменах. Возможно, что мы имеем в данном случае дело с усвоением древневосточной традиции.

Штукатурка. – Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта.

Обшивка деревянных конструкций. – Пила, представляющая собой зубчатую металлическую пластинку, была инструментом, известным уже в микенскую эпоху, а распиливание брусьев на тонкие доски считалось, начиная с древнейших времен, более легкой операцией, чем правильная обтеска больших каменных глыб при помощи бронзового топора. Таким образом, можно предположить, что деревянные сооружения, конструктивный принцип которых был принесен в Грецию дорянами, были выполнены из грубо обтесанных брусьев, обшитых тонкими досками, служившими декоративным украшением.

Изучение приемов конструкции деревянных сооружений дало нам ключ к пониманию соотношения масс в дорийском ордере и приблизило к общему пониманию его форм. Для того, чтобы объяснить детали, необходимо остановиться на этом деревянном щите, служившем как бы чехлом для данной конструкции.

Рисунок 155 сопоставляет для сравнения обшитую досками деревянную конструкцию и греческий антаблемент, который, видимо, воспроизводит ее в камне. Напомним элементы этой конструкции, описанной нами выше.

 Рис. 155

На столбах лежит балка A, состоящая из двух равных брусьев, скрепленных между собой, по принципу лидийской архитектуры, сжимами M.

На этом архитраве лежат балки портика P, горизонтальные балки (прогоны) S и стропильные ноги C. Таков остов этой конструкции. Попытаемся теперь восстановить декоративную облицовку: пространство, занимаемое торцовыми концами балок P, зашивается досками V, которые сдерживаются вертикальными брусками t, одним концом входящими в горизонтальную балку (прогон) S, а на другом конце укрепленными штырями C. Пространство, перекрытое досками V, образует таким образом как бы щит, укрепленный стойками t, зажатыми в свою очередь штырями C.

Что касается брусьев C, то они также обшиты тонкими досками, которые там, где они подшиты снизу (R), удерживаются планками, покрывающими швы, и штырями. Выполнение этой обшивки, как нельзя лучше отвечающей духу греческой архитектуры, в которой господствует идея накладной орнаментации, не представляет ни малейших затруднений.

Афинский акрополь

Одна из главных достопримечательностей, визитная карточка страны и материальное воплощение достижений греческой цивилизации – это Акрополь, представляющий собой скалистый холм 156-метровой высоты с пологой вершиной. Он являлся резиденцией царя и духовенства, на территории некогда было возведено множество храмов, в которых приносили жертвы богам и воздавали им молитвы. Первые постройки появились здесь еще во времена архаики.

Сейчас Акрополь – это Мекка туристов, время здесь словно застыло в безупречной красоте и изяществе архитектурных форм. В этом месте сосредоточены многие достопримечательности Древней Греции: Парфенон, статуя Афины Промахос, Аррефорион, Халькотека, Гекатомпедон, Пропилеи и др.

В своих отзывах путешественники описывают Акрополь буквально в двух словах: великолепно и восхитительно. Они рекомендуют посвятить осмотру холма весь день и дождаться заката – самого живописного и завораживающего времени суток.

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector