Франция

Конституционные законы третьей республики 1875 г.

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в руки временного правительства под руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

В 1871 г. прошли выборы в Учредительное собрание, большинство в нем захватили монархисты, расколотые, однако, на три фракции (ратовавшие за Бурбонов, за Орлеанскую династию, к которой принадлежал «июльский монарх» Луи Филипп, и за Бонапартов), которые так и не сумели договориться по кандидатуре французского монарха.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика, поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентом был избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республики была принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правления в основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президента республики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сената не выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе. Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.

Пятая республика во Франции (1958 г. — наши дни)

Падение Четвертой республики

К 1957 г. назрел кризис власти, вызванный отсутствием политического согласия, непоследовательностью правительства в осуществлении планов социально-экономического развития страны (неспособность противостоять усилению монополизма, интенсификация труда), а также косностью в решении колониальных проблем, что выразилось в поражении во Вьетнаме в 1946—1954 гг. и потере всего Индокитая, Марокко и Туниса, затяжная война в Алжире (в 1954—1962 гг.) вверг Францию в омут неразрешимых проблем и поставил перед реальной угрозой гражданской войны.

Противники Конституции 1946 г. сплотились вокруг генерала Ш. де Голля, возглавлявшего в то время алжирский экспедиционный корпус. Де Голль получил от парламента неограниченные полномочия на создание проекта новой конституции Франции.

Конституция Франции 1958 г.

Эта Конституция, закрепившая основы жесткой президентской республики, принцип существования которой сформулирован как «правление народа, народом и для народа», резко сузила права парламента и наделила обширными полномочиями президента и премьер-министра.

Конституция была направлена прежде всего на стабилизацию политической системы четким разделением и уравнением властей между собой.

Первоначально президент как гарант равновесия властей избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. стал избираться путем референдума. Будучи юридически неответственным в своей деятельности перед народом и парламентом, он на весь семилетний срок наделялся широкими полномочиями, в числе которых:

  • подписание и обнародование законов; передача законопроекта в Конституционный суд;
  • предложение о вынесении законопроекта на референдум;
  • принятие актов, не требующих одобрения парламента;
  • роспуск нижней палаты парламента;
  • принятие решения о применении чрезвычайных мер для обеспечения независимости государства, целостности его территории или выполнения им международных обязательств;
  • назначение главы правительства и членов кабинета министров, принятие их отставки;
  • руководство вооруженными силами и др.

Правительство определяет и осуществляет «политику нации», распоряжается администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр несет ответственность за оборону страны, обеспечение исполнения законов, издает акты в порядке регламентарной власти, назначает на военные и гражданские должности.

Парламент республики в настоящее время играет относительно небольшую роль среди иных высших органов государственной власти. Он состоит из практически равноправных Национального собрания и Сената, в котором представлены интересы французских территорий.

В полномочия палат парламента входит принятие законов, объявление войны, установление срока осадного положения и др. Вместе с тем, полномочия парламента всячески ограничиваются прерогативами президента и правительства. Однако в противовес этому парламенту дано право контроля за деятельностью правительства с возможностью вынесения вотума недоверия («резолюция порицания»).

Для контроля за правильностью процедуры избрания президента, депутатов и сенаторов, проведения референдума был создан Конституционный совет. В его состав входят девять членов, три из которых назначаются президентом, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената. Конституционный совет избирается на девять лет, но каждые три года обновляется на 1/3. Бывшие президенты республики входят в него пожизненно.

Гарантом независимости судебной власти является президент. При нем действует Высший совет магистратуры, возглавляемый министром юстиции. Высший совет магистратуры осуществляет высший надзор за судьями и прокурорами. По его инициативе или заключению назначаются кандидатуры членов судов высшей инстанции и чиновники прокуратуры; он выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей и прокуроров.

показать содержание

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. До 1982 каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.

Коммуны – важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.

литература

  • Конституция Française: La Documentation Française No. 1.04. Париж 2005, ISBN 978-2-11-005490-6 (французский).
  • Жорж-Марк Бенаму : Французская комедия — Choses vues au coeur du pouvoir . Fayard, Париж, 2014 г., ISBN 978-2213678450 (французский).
  • Удо Кемпф: От де Голля до Ширака. Французская политическая система , Westdeutscher Verlag, Opladen 1997, ISBN 3-531-12973-2 .
  • Адольф Киммель : Конституционный текст и живые конституции , в: Мариелуиз Кристадлер и Хенрик Утерведде, изд .: Country report France.

    снова в Kimmel & Uterwedde, Ed .: Country Report France. История, политика, экономика, общество. VS Verlag , 2 отл. Издание Висбаден 2005 г., ISBN 3-531-14631-9 , стр. 247-267.

    Серия публикаций Федерального агентства гражданского просвещения, Том 360, Бонн, 1999.

  • Адольф Киммель: Законодательство во французской политической системе . В: Вольфганг Исмайр (ред.): Законодательство в Западной Европе. Страны ЕС и Евросоюза. VS Verlag, Висбаден 2008, стр. 229-270.
  • Николаус Марш, Йоан Вилен, Матиас Вендел (редакторы): французское и немецкое конституционное право. Springer, Берлин / Гейдельберг, 2015 г., ISBN 978-3-642-45053-2 .
  • Требование Йорга: Франция с 1945 года . UTB, Геттинген 2011, ISBN 978-3825235369 .

Падение третьей республики. Режим Виши. Движение сопротивления

В феврале 1934 г. во Франции была предпринята попытка фашистского путча, в этой обстановке в 1936 г. на всеобщих парламентских выборах победу одержал Народный фронт – антифашистский блок левой направленности.

Третья республика пала в 1940 г. после поражения Франции в войне с фашистской Германией. В 1940–1944 гг. большая (северная) часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупированной немцами зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна (с резиденцией в Виши), здесь де-юре действовали Конституция 1875 г. и законодательство Третьей республики.

В оппозицию к вишистскому режиму встал Комитет национального освобождения, сформированный из бежавших за пределы страны французских офицеров Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем (в 1944–1946 гг.), после свержения вишистского режима войсками антифашистской коалиции, выполнявший функции Временного правительства Французской республики.

В 1946 г. на референдуме была утверждена принятая Учредительным собранием Конституция Франции, установившая режим Четвертой республики.

В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран; право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности; право рабочих на объединение в профессиональные союзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями; право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Иными словами, признанным конституционным принципом стало провозглашение «социального государства».

Государственное устройство

В любом государстве, будь то республика или монархия, существует свое государственно-территориальное устройство. Это законодательно установленная форма объединения отдельных регионов и земель страны. Можно представить такие типы устройства:

  • федерация — добровольное объединение законодательно самостоятельных территорий, подчиняющихся центральной власти в решении наиболее важных вопросов;
  • уния — целостное государство, в состав которого входят территориальные административные единицы (области, регионы, районы);
  • конфедерации — временные союзы независимых государств.

Франция: какой она была до Республики

До появления республиканского строя, Франция была примером абсолютной монархии. Короли правили Францией еще с I века нашей эры. Первая королевская династия — Меровинги. Тогда на территории современной Франции было несколько королевств.

Уже при следующей династии, Капетингов, Франция приобретает более или менее постоянные границы. Далее шла известная династия Валуа вплоть до 1589 года. Затем, Бурбоны, потом дом Бонапартов.

Император Наполеон

21 сентября 1729 года — День Французской Революции. Кровавая, беспощадная, она сместила короля Людовика XVI. По итогам образуется Французская Республика. Она была переименована в Первую Республику в 1804 году Наполеоном. После этого он становится императором.

Французская Революция

Французская революция отменила монархию, по ее итогам:

  • Существует лишь одна Конституция, провозглашенная народом Франции.
  • Личность и Собственность охраняются народом.
  • Монархия упраздняется.

В таких тезисных терминах можно охарактеризовать новую политическую систему Франции.

Хотели бы выучить французский?

Парламентский состав и функции

Национальное собрание насчитывает 577 депутатов, которые избираются прямым голосованием сроком на пять лет в одномандатных избирательных округах на основе мажоритарной системы. Эта система голосования временно не использовалась для пропорционального представительства в парламенте на всеобщих выборах 1986 года, но она была вновь введена для выборов 1988 года и с тех пор остаётся в силе.

В 2012 году Сенат состоял из 348 сенаторов, косвенно избираемых на шесть лет электоральной коллегией, состоящей в основном из муниципальных советников в каждом департаменте, одной из административных единиц, на которые разделена Франция.

Парламент сохраняет свою двойственную функцию законодательства и контроля над исполнительной властью, но в меньшей степени, чем в прошлом. Сфера права (статья 34) ограничивается определением основных правил и основных принципов, касающихся таких вопросов:

  • гражданское право;
  • налоговое право;
  • уголовное право;
  • избирательное право;
  • гражданские свободы;
  • трудовое законодательство;
  • амнистия;
  • бюджет.

В соответствии со статьёй 37 Конституции правительство несёт ответственность за все другие вопросы, и Национальное собрание никоим образом не может вмешиваться в решения исполнительной власти. Конституционный Совет, в свою очередь, несёт ответственность за соблюдение этих положений.

Парламент может временно делегировать часть своей законодательной власти правительству, которое затем принимает законы на основании постановлений. Эта процедура использовалась в вопросах, касающихся Алжира, социального обеспечения, стихийных бедствий, европейской интеграции и безработицы.

Наконец, правительство и парламент консультируются Экономическим и Социальным Советом, состоящим из 230 представителей различных групп (например, профсоюзов и организаций работодателей и фермеров), с которыми необходимо консультироваться по долгосрочным программам и разработкам.

Право инициировать законодательство разделяют правительство и парламент. Законопроекты изучаются парламентскими комитетами, хотя правительство контролирует повестку дня. Правительство также может в любой момент в ходе обсуждения законопроекта провести одно голосование по всему тексту законопроекта.

Парламентский контроль над правительством может осуществляться, но он менее интенсивен, чем, например, в британской системе. Есть вопросы к министрам, которые ставят под сомнение различные аспекты деятельности, но они возникают нечасто и являются в первую очередь поводом для незначительных дебатов и не приводят к эффективному изучению деятельности правительства.

Запросы комитета также относительно редки. Национальное собрание, однако, имеет право критиковать работу Кабинета министров, но во избежание эксцессов, имевших место до 1958 года (в результате которых правительства часто падали один или два раза в год), подобные порицания подвергается значительному ограничению.

Только один раз за первые 50 лет Пятой республики, в 1962 году, Национальное собрание приняло жёсткое решение, когда был остановлен референдум де Голля о прямом избрании президента на основе всеобщего избирательного права.

Правительство также укреплено своей конституционной властью, чтобы потребовать вотума доверия в отношении его общей политики или конкретного законопроекта. В последнем случае законопроект считается принятым, если его неодобрение не получило абсолютного большинства.

децентрализация

До прихода к власти Франсуа Миттерана в 1981 году Франция была сильно централизованным государством: каждый департамент возглавлял префект, назначенный непосредственно правительством .

В 1982 году правительство передало далеко идущие фискальные и административные права местным избранным представителям. Децентрализация Франции утвердилась. С 28 марта 2003 года в дополнении к статье 1 Конституции оговаривается, что французская государственная организация децентрализована. Экономическое распределение власти демонстрирует сильную централизацию в направлении Парижского бассейна ( Иль-де-Франс ).

Государственная организация
  • 35 416 муниципалитетов (183 из них в заморских департаментах). Председатель: Муниципальный совет (законодательный) и мэр ( Мэр ; исполнительный)
  • 101 департамент , 96 из которых находятся в столичной Франции и пять департаментов и территорий внешнего мира (DOM-TOM). Префект представляет правительство. Исполнительную власть, однако, принимает председатель генерального совета (законодательная власть ).
  • и 18 регионов , 13 из которых находятся во Франции и пять за рубежом. Законодательная: Областной совет. Председатель областного совета принимает на себя исполнительную власть.

На практике централистская традиция Франции часто означает, что член парламента, член правительства или председатель партии в течение многих лет в дополнение к своему мандату или должности в центральном государстве является мэром своего избирательного округа или места своего рождения. или десятилетия. Фактически, мэрия тогда исполняет один из его доверенных лиц, его заместитель.

Вторая империя. Конституция 1852 г.

В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (в частности, было отменено всеобщее избирательное право). 2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт при поддержке армии разогнал Национальное собрание и установил личное президентское правление.

14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал (издал) новую Конституцию (очень напоминавшую первую наполеоновскую Конституцию Франции 1799 г.) Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к народу в форме плебисцита, результаты которого в условиях президентского контроля были предрешены. Этим Луи Бонапарт и воспользовался в конце 1852 г., когда было принято решение о восстановлении во Франции императорской власти и коронации самого бывшего президента как императора Наполеона III. Был установлен режим Второй империи, бонапартистский режим. Бонапартизм – политика лавирования между различными социальными классами, заигрывания с различными группами населения.

При Наполеоне III постоянно корректировалось действующее законодательство (в частности, в угоду рабочему классу, был отменен закон Ле Шапелье 1791 г., имевший антипрофсоюзную направленность), постоянно менялись гражданско-правовые и конституционно-правовые нормы.

Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался парламентариями. Выборы в Законодательное собрание были поставлены под контроль имперского правительства (была создана система так называемых «официальных кандидатов»).

Императорским декретом 1854 г. был восстановлен корпус жандармов (упраздненный Июльской революцией 1830 г.).

Весной 1870 г. через плебисцит была принята новая Конституция Франции, которая, однако, не была введена в действие в связи с начавшейся франко-прусской войной, обернувшейся катастрофой для режима Второй империи.

Коммуны — ячейки самоуправления

Коммуна, самая маленькая ячейка демократии во Франции. Её современная структура восходит к закону 1884 года, в котором говорится, что в коммунах есть муниципальные советы, избирающиеся на шесть лет. Они состоят как минимум из девяти членов и несут ответственность за состояние дел в ячейке самоуправления.

Совет управляет общественной землёй, организовывает общественные мероприятия, голосует за собственный бюджет, и в последние годы играет всё большую роль в содействии местному экономическому развитию. Советом также проводятся выборы мэра и его помощников.

Надзор со стороны центральной власти, когда-то очень жёсткий, заметно сократился, особенно с 1982 года. Мэр является одновременно исполнительным директором муниципального совета и представителем центрального правительства в коммуне. Он отвечает за муниципальную полицию и через неё обеспечивает общественный порядок и безопасность, а также надзор за общественными местами для предотвращения таких явлений, как пожары, наводнения и эпидемии. Мэр также руководит муниципальными служащими, исполняет бюджет и отвечает за ЗАГС.

Французские коммуны, как правило, довольно маленькие; и их число превышает 36 500. Были предприняты усилия для объединения общин или сближения их друг с другом, но они были успешными лишь отчасти. В некоторых городах, таких как Лион и Лилль, появились кооперативные городские сообщества, чтобы обеспечить совместное управление и планирование режима предоставления муниципальных услуг, включая удаление отходов, уборку улиц, строительство дорог и пожаротушение.

Аналогичный подход был принят и в других местах, в том числе в сельской местности, с созданием межобщинных синдикатов, позволяющих совместно обслуживать несколько общин.

О стране

  • Общая информация

    • Аренда автомобиля

    • Валюта и банки

    • География

    • Государственное устройство

    • Государственные символы

    • Евротоннель

    • Климат

    • Международные аэропорты Парижа

    • Население

    • Национальные черты французов

    • Поезда во Франции

    • Религия

    • Французская кухня

    • Шоппинг

    • Языки

  • Советы путешествующим

    Возврат TAX FREE

Государственное устройство

По государственному устройству Франция представляет собой республику, в которой смешиваются черты президентской и парламентской форм. Главой правительства является президент, во Франции его выбирают на семь лет с помощью всеобщего голосования, состоящего из двух туров. Если первый тур не показывает абсолютное большинство голосов за одного из кандидатов, назначается второй тур. 

Функции французского президента обширны: он может назначать премьер-министра и министров без разрешения Парламента, руководить вооруженными силами, назначать выборы, распускать Национальное собрание.

Национальное собрание – одна из двух палат французского парламента. Известная также как Национальная ассамблея, это нижняя палата, располагающаяся в Бурбонском дворце в столице. Собрание включает в себя 577 депутатов, избирающихся с помощью выборов на пять лет. Их функции – принимать новые законы и контролировать действия правительства. Президент имеет право распустить нижнюю палату по результатам консультации с премьер-министром и представителями парламента. 

Верхняя палата парламента Франции – Сенат. Это также законодательный орган, который состоит из 348 сенаторов. В отличие от Национального Собрания, Сенат преимущественно консервативный, так как закрепилась традиция предпочитать представителей аграрных департаментов страны. Кроме того, президент не может распустить Сенат, что гарантирует стабильность работы этого органа. Смена состава в нем происходит каждые 3 года, при этом около половины депутатов заменяются. Сенат может использовать право «вето» на внесение поправок в Конституцию, но в остальных случаях последнее слово всегда остается за Национальным собранием.

Законодательная власть Парламента значительно ограничена конституцией, которая предписывает определенный круг задач для этого органа. Остальные вопросы должно решать правительство. 

Исполнительная власть во Франции принадлежит президенту и Правительству, которое носит название Совет Министров. Нельзя быть одновременно членом Правительства и Парламента, то есть иметь в руках законодательную и исполнительную власть. Национальное собрание может объявить вотум недоверия правительству большинством голосов. 

Во Франции действует специальный орган контроля Конституции – Конституционный совет. Он был создан в 1958 году, когда была принята действующая сегодня Конституция Пятой республики. В его составе всего 9 человек, среди которых обязательно должны быть бывшие президенты Франции. Конституция во Франции имеет длительную историю, впервые ее приняли в 1791 году, в результате Великой французской революции. Современная конституция была создана по инициативе Шарля де Голля, она учредила пост Президента и Премьер-министра, превратив Францию в смешанное государство из парламентского. Премьер-министр Франции обязан следить за выполнением законов, назначать некоторые должности, нести ответственность за национальную оборону. 

При правительстве также работает консультативный орган – Экономический и социальный совет, который выносит заключения по законопроектам экономической и социальной направленности. Никаких решений он принимать не может, и его консультации не носят обязательный характер.

Несмотря на долгий опыт страны в качестве империи, сегодня Франция – чисто унитарное государство с децентрализованной властью. Территория разделена на 96 департаментов, каждый из которых также поделен на коммуны. Также в стране есть 22 области. В этих административных единицах действуют свои органы самоуправления – так называемые генеральные или муниципальные советы. Особой единицей является Корсика, в которой есть свои законодательный и исполнительный органы. Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

Самые влиятельные партии во Франции – Объединение в поддержку республики, Центр социальных демократов, Республиканская партия, Национальный фронт, Союз за французскую демократию и другие.

Далее: Государственные символы ›

Аренда лучших шале для роскошного горнолыжного отдыха и встречи Нового Года в Альпах ФранцииМы подобрали для вас самые эксклюзивные варианты шале и апартаментов в Куршевеле, Мерибеле, Межеве и Валь-д-Изере.

«Июльская» монархия

С восшествием на престол нового монарха – Карла Х (1824) – в политике правительства усилились реакционные тенденции. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным XV века»). Бывшим эмигрантам предполагалось выплатить огромные компенсации, для них создавались специальные майоратные латифундии. Это вызвало нарастание общественной оппозиции, поддерживаемой мощными кругами финансистов, недовольных внешней политикой монархии. Новое аграрное законодательство 1827 г. спровоцировало крестьянские волнения.

Нарастание либеральной оппозиции вызвало ответные меры правительства. После роспуска новоизбранного в 1830 г. парламента из-за его антиправительственных настроений, последовала серия королевских указов, которыми вводились строгие ограничения на периодическую прессу, назначались новые выборы, число депутатов в Палате сокращалось с 438 до 258, урезались ее права по контролю за правительством. Указы были восприняты как государственный переворот и нарушение Хартии 1814 г. Общественная поддержка и нараставшее недовольство режимом вылились в итоге в Парижское восстание (июль 1830 г.). В итоге восстания режим Карла Х был сметен, сам король низложен. 30 июля 1830 г. депутаты распущенной Палаты провозгласили «временным наместником» герцога Луи-Филиппа, близкого к финансово-банковским кругам. Спустя некоторое время он был коронован в качестве нового короля Франции.

Результатом Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации. Это выразилось не только в законодательном режиме (ограничены права католического духовенства, сокращены выплаты компенсаций эмигрантам, отменена цензура печати, возрождено было местное самоуправление, принимались покровительственные меры для развития финансового и промышленного предпринимательства), но и в обновлении конституционного строя. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов. Отменялся официальный католицизм.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но согласно законам 1831 г. были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила – Национальная гвардия (во главе которой вновь стал Лафайет). В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

Государственный строй первой империи

В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию.

Новая конституция (Конституция Наполеона) была принята на плебисците 24 декабря 1799 г. По этому акту исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула – Н. Бонапарта. Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями. Особенность переворота: осуществлен посредством заговора политической «верхушки» при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов государственной власти.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Он был фактически диктатором, так как назначал и смещал министров, членов Государственного совета, весь командный состав армии и флота. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Законопроекты предлагались от имени правительства первым консулом, редактировались Государственным советом, обсуждались Трибунатом (одна из законодательных палат) и принимались или отвергались целиком без прений Законодательным корпусом (триста «немых») – вторая из законодательных палат. Государственный совет в количестве 30–40 человек назначался первым консулом, Законодательный корпус (300 депутатов старше 30 лет) и Трибунат (100 трибунов старше 25 лет) формировался Охранительным сенатом (24 сенатора, пожизненно избираемых, старше 40 лет) – органом, который осуществлял высший надзор за конституционностью законов, а в дальнейшем получил право изменять конституцию сенатус-консультами. Законодательный корпус и Трибунат формировались следующим образом: все французы старше 21 года (за исключением лиц, служивших по личному найму) выбирали 1/10чи» ела граждан каждого коммунального округа (коммунальный список); граждане, вошедшие в этот список избирали из своей среды 1/10 часть в окружной список; из этого списка тем же самым способом составлялся департаментский список. Из департаментского списка 1/10 попадала в национальный список, и из него Охранительный сенат подбирал членов Законодательного корпуса и Трибуната. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало центральное правительство.

По итогам плебисцита 1802 г. Н. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии. 18 мая 1804 г. был принят органический сенатус-консульт XII года. Франция называлась «республикой», управление которой вверялось Наполеону I с титулом императора французов. Наполеон заключил конкордат с римским папой, по которому католицизм признавался религией большинства французов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector