Бюст нефертити — nefertiti bust

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие — иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити — это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона — фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 — ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити — «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица — одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити — принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити — дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии — фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Бюст Нефертити

Самая красивая царица Египта так и осталась бы в забвении, если бы в 1912 году группа немецких археологов на раскопках в бывшей столице Ахетатоне не нашла ее бюст. Удивительно хорошо сохранившийся, он просто поразил видавших виды копателей древностей своей красотой и утонченностью работы. Сам археолог, Людвиг Борхардт, написал в дневнике, что описывать его бесполезно-его нужно увидеть.

В 1913 году его вывезли из Египта, покрыв гипсом сверху – чтобы египетская таможня не догадалась о ценности находки. После прибытия в Германию бюст стал выставляться в Берлинском музее. Египетское правительство прознало об этом и потребовало от немцев вернуть ценный артефакт, на что получили отказ. В ответ для Германии закрыли возможность проводить раскопки на территории Египта. До сих пор между двумя странами не утихают споры о возвращении бюста прекрасной Нефертити на историческую родину.

Годы правления

Супругой Аменхотепа III Нефертити пробыла все пару лет, после чего фараон скончался. Ему на смену пришел Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон, с которым Нефертити обручила его мать. Благодаря своей красоте и уму Нефертити привлекала мужа настолько, что он отвернулся от других женщин, забыл про гарем и разделил правление с женой на равных.

Ликом царицы Египта украшались храмы, в молитвах фараон упоминал любовь к своей супруге. Все мероприятия в Египте проходили в присутствии молодой царицы, ее представляли всем почетным гостям и вводили в курс всех дел государства. Через Нефертити жители испрашивали милости фараона.

Эхнатон.

Во времена правления Эхнатона произошло большое число религиозных преобразований, которые Нефертити всячески поддерживала. Некоторые историки даже придерживаются версии, что именно она была инициатором этих реформ и не только правила с супругом наравне, но и принимала важнейшие решения в жизни государства.

Сохранившиеся фрески подтверждают, что в семье фараона царили взаимные любовные чувства. У пары было шестеро дочерей, но ни одного сына – наследника престола – так и не появилось. В то время рождение сына для правителя было необходимо, а потому, несмотря на любовь, фараон изгнал супругу из дворца и женился на юной девушке Кийа. Впрочем, новая супруга недолго продержалась вблизи правителя, также не подарив ему сыновей. Она быстро ему наскучила и была отправлена в гарем.

Скульптурные портреты царицы Нефертити

К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета
царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в
натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье.
Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного
хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова
выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять — перед нами работа несомненно гениального скульптора.
Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.

Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности
и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых
переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана
из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то
причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты
для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление увидев ее хотя бы
один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще
юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности — это мечты
молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить
гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все
новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской
скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. На одном из предметов этой мастерской написано, что Тутмеса хвалил
фараон и что он был начальником работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором
своего времени. И это бесспорно подтверждают его произведения.

Литература:
Детская Энциклопедия, М. 1968.


Древний Египет

Таинственное происхождение

Мало что известно о происхождении Нефертити, но ее наследие красоты и силы продолжает интриговать ученых и сегодня. Ее имя египетское и означает «Прекрасная красота Атона, красавица пришла». По некоторым данным, она родом из города Ахмим и является дочерью или племянницей высокопоставленного чиновника по имени Ай. Другие теории предполагают, что она родилась в чужой стране, возможно, в Сирии. Точная дата, когда Нефертити вышла замуж за сына Аменхотепа III, будущего фараона Аменхотепа IV, неизвестна. Считается, что ей было 15 лет, когда они поженились, что, возможно, было до того, как Эхнатон занял трон. Они, по-видимому, правили вместе с 1353 по 1336 год до нашей эры и имели шесть дочерей, с предположением, что у них, возможно, также был сын. Их дочь Анхесенамон в конце концов выйдет замуж за своего сводного брата Тутанхамона, будущего правителя Египта. Произведения искусства того времени изображают супругов и их дочерей в необычайно натуралистическом и индивидуалистическом стиле, в большей степени, чем в более ранние эпохи. Король и его главная королева, кажется, неразлучны в рельефах, часто изображенных едущими в колесницах вместе и даже целующимися на публике. Было заявлено, что у пары, возможно, была подлинная романтическая связь, динамика, обычно не наблюдаемая в изображениях древних фараонов.

Правление

К моменту окончательного взросления девушки правящий фараон умирает. Случайное знакомство с сыном правителя Аменхотепом IV (известным также как Эхнатон) кардинально изменило биографию красавицы. Вместо мучительной смерти, которая ожидала всех жительниц гарема почившего владыки, Нефертити занимает место «главной жены» новоявленного правителя Египта.

Статуя Нефертити

Девушка, которой едва исполнилось 16 лет, принимает здравое решение не перечить революционным мыслям супруга. Взошедший на престол Аменхотеп IV провозгласил эру новой религии. На смену множеству богов пришел Атон – единственный бог, олицетворяющий солнце.

Совместным решением супруги перенесли столицу государства в город Ахетатон. Поддержка начинаний супруга принесла для Нефертити плоды – фараон объявил супругу соправительницей, Получив власть, жена владыки Египта не стала скрываться в покоях дворца. Нефертити наравне с мужем принимала политических деятелей, выезжала на церемонии и лично проводила мероприятия, прославляющие нового бога.

Бюст Нефертити

Конец размеренному правлению пришел после смерти одной из дочерей супругов. Возможно, Эхнатон впервые задумался о продолжении собственного рода, поэтому невозможность жены родить наследника охладила пыл фараона.

Нефертити лишается власти и на несколько лет покидает дворец. Не желая доживать жизнь в безвестности, красавица берет на себя функции воспитателя младенца Тутанхамона – единственного наследника супруга и сына второй жены фараона. Снова приблизившись к трону, Нефертити находит возможности влиять на решения супруга, но теперь делает это тайно.

Тутанхамон

Египтологи утверждают, что после смерти Аменхотепа IV Нефертити захватила трон и провозгласила себя фараоном, выбрав имя Сменхкара. Через два года, когда Тутанхамон достиг зрелого возраста, царица добровольно оставила правление. Подобная теория не подтверждена достаточным количеством доказательств, чтобы считаться исторически верной.

Описание бюста Нефертити

Основа бюста выполнена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой смесью, окрашенной в шесть цветов. Левая глазница бюста пуста.Скульптура представляет собой идеализированное (в более совершенном виде, чем это есть на самом деле) изображение царицы. По мнению советского египтолога Милицы Матье, в бюсте Нефертити «особенно поразительно сочетание строгого, скупого отбора черт, необходимых для выразительности портрета, с той мягкостью трактовки, которая и придаёт всему произведению характер подлинной жизненности».Отличная сохранность скульптурного портрета Нефертити, не имеющее чёткого объяснения отсутствие у скульптуры одного глаза вызывали сомнения в его подлинности, существовали теории о фальсификации бюста Нефертити, но все они отвергаются и опровергаются официальной наукой.

Бюст Нефертити удивительно хорошо сохранился, за исключением нескольких повреждений. Во время реставрационных работ 1925 г. по мелким осколкам гипса были восстановлены уши. Красочный слой скульптуры сохранён в оригинальном состоянии и не реставрировался. Во время многочисленных перемещений в Германии скульптура подвергалась различного рода воздействиям (вибрациям, колебаниям температуры и уровня влажности воздуха), но сохранила свой великолепный облик.Т.к. бюст практически не содержит органического материала, точная датировка и определение возраста, например, с помощью анализа изотопа углерода C невозможна. Но по остаткам воска из правой глазницы стал возможен радиоуглеродный анализ, который в 1997 г. определил возраст бюста в 3347 лет.Высота бюста 50 см. Вес – около 20 кг, на его известняковую основу наложен слой стука (гипсовой штукатурки). Правый глаз имеет вкладку из горного хрусталя, очень тонко процарапанную радужку, прокрашенную чёрной краской и закреплённую воском, зрачок сделан из чёрного дерева. Белок глаза аккуратно закрашен белой краской. Зрачок левого глаза отсутствует, определить, был ли он установлен скульптором, не представляется возможным.Высокое головное украшение на голове Нефертити Л. Борхардт назвал париком. В Древнем Египте женщины практично сбривали волосы на голове, спасаясь от жары и насекомых, и носили пышные шерстяные парики, иногда сразу несколько, один на другой.Мнения специалистов относительно левого глаза очень сильно расходятся. В основном его отсутствие объясняют тем, что он так и не был установлен, поскольку пустая глазница не имеет следов оригинального крепления с помощью клея или обработки, хотя вкладка должна была быть помещена туда ещё при изготовлении бюста. Ввиду высокой ценности скульптуры получить образец для дальнейшего анализа не представляется возможным. В связи с тем, что царица Нефертити не упоминается после 12-го или 13-го года правления Эхнатона, в течение некоторого времени считалось, что она впала в немилость, и работа над её изображениями прекратилась. По ещё одной версии, у царицы была болезнь глаз.

Культурное значение

В 1930 году немецкая пресса описала бюст как своего нового монарха, олицетворяя его как королеву. Как «самый драгоценный … камень в оправе диадемы » из художественных сокровищ « Пруссии, Германии », Нефертити восстановит имперскую немецкую национальную идентичность после 1918 года. Гитлер описал бюст как «уникальный шедевр» , украшение, настоящее сокровище », и пообещал построить музей, чтобы разместить его. К 1970-м годам бюст стал проблемой национальной идентичности для обоих немецких государств , Восточной и Западной Германии , созданных после Второй мировой войны. В 1999 году бюст появился на предвыборном плакате зеленой политической партии Bündnis 90 / Die Grünen как обещание космополитической и многокультурной среды под лозунгом «Сильные женщины за Берлин!». По словам Клаудии Брегер, еще одной причиной, по которой бюст стал ассоциироваться с немецкой национальной идентичностью, стал его соперник с Тутанхамоном , которого нашли британцы, которые тогда правили Египтом.

Бюст оказал влияние на популярную культуру : макияж Джека Пирса над культовой прической Эльзы Ланчестер в фильме « Невеста Франкенштейна» был вдохновлен им.

Мумии

Что касается мумии, позволяющей приблизительно понять, как выглядела Нефертити без головного убора, ходит множество мифов. Долгое время считалось, что она была обнаружена. Но позже, в 2010-е годы, генетическая экспертиза подтвердила, что мумия, считавшаяся Нефертити, принадлежала сестре Эхнатона.

То, что надписи на гробнице, где могла лежать Нефертити, были стерты, может свидетельствовать о том, что это последствия учиненной царице мести. Ведь в период ее правления происходили религиозные реформы – главным был признан бог Атон. И мстившие возвращали старый культ. В тот же момент причинение вреда царственной мумии было самым настоящим святотатством.

Когда человечество в 21-м веке ожидало результаты экспертизы по найденной мумии некой царицы, предположительно Нефертити, поначалу их долго не разглашали общественности. И даже когда выяснилось, что это сестра Эхнатона, остались сторонники того, что мумия принадлежала Нефертити. Она могла быть и женой, и сестрой Эхнатону. В тот же момент ее никогда не упоминали как дочь Аменхотепа III. Египтологи утверждали, что мумия – это одна из жен этого фараона.

Было выяснено в том же году, что эта загадочная женская мумия оказалась поврежденной. Хотя предполагалось, что в этом повинны расхитители гробниц. На деле оказалось, что это случилось с ней еще при жизни. Ранение было смертельным. Эту царицу убили.

Выясняя, как выглядит царица Нефертити, стоит обратить внимание и на обнаруженный ее древний бюст. Он покрыт слоем гипса, и экспертизы показали, что он подвергался коррекции

Так, с него убрали морщинки, подчеркнули скулы, поменяли форму носа. У первоначальной версии была горбинка, а кончик носа был слегка курносым. Ходили слухи о том, что эти черты свойственны той самой опровергнутой мумии Нефертити.

Более поздняя история

Бюст стал «одним из самых популярных и копируемых изображений Древнего Египта», а также главным экспонатом, используемым для продажи музеев Берлина . Его считают «иконой международной красоты». «Изображая женщину с длинной шеей, элегантно изогнутыми бровями, высокими скулами, тонким носом и загадочной улыбкой, играющей на красных губах, бюст сделал Нефертити одним из самых красивых лиц древности». Он описывается как самый известный бюст древнего искусства, сравнимый только с маской Тутанхамона .

Нефертити стала иконой культуры Берлина . Ежегодно ее видят около 500 000 посетителей. Бюст описан как «наиболее известное произведение искусства из древнего Египта , возможно , со всей античностью ». Ее лицо изображено на открытках Берлина и немецких почтовых марках 1989 года.

Офисы в Германии

Новый музей в Берлине — место, где сейчас стоит бюст Нефертити.

Бюст находится в Германии с 1913 года, когда он был отправлен в Берлин и подарен Джеймсу Саймону , оптовому торговцу и спонсору раскопок в Амарне. Он выставлялся в резиденции Саймона до 1913 года, когда Саймон одолжил бюст и другие артефакты из раскопок Амарны Берлинскому музею. Хотя остальная часть коллекции Амарны была выставлена ​​в 1913–1914 годах, бюст по просьбе Борхардта держался в секрете . В 1918 году музей обсуждал публичную демонстрацию бюста, но снова держал это в секрете по просьбе Борхардта. В 1920 году он был передан в дар музею. В 1923 году бюст был открыт публике в трудах Борхардта; в 1924 году он был выставлен на всеобщее обозрение как часть Египетского музея Берлина . Бюст произвел фурор, быстро став всемирно известным символом женской красоты и одним из наиболее общепризнанных артефактов Древнего Египта. Бюст выставлялся в Новом музее Берлина на Музейном острове до закрытия музея в 1939 году; с началом Второй мировой войны берлинские музеи опустели, а артефакты перевезли в безопасные убежища для сохранности. Первоначально хранившийся в погребе Прусского правительственного банка, бюст осенью 1941 года был перенесен на башню зенитного бункера в Берлине. В 1943 году Новый музей подвергся бомбардировкам Королевских ВВС . 6 марта 1945 года бюст был перенесен в немецкую соляную шахту в Меркерс-Кизельбахе в Тюрингии .

В марте 1945 года бюст был найден американской армией и передан ее отделению памятников, изящных искусств и архивов . Его перевезли в Рейхсбанк во Франкфурте и в августе отправили в Центральный сборный пункт США в Висбадене , где он был выставлен на всеобщее обозрение с 1946 года. Он оставался экспонироваться в музее Висбадена в течение десяти лет, а затем был перевезен в 1956 году на Запад. Берлин , где он был выставлен в . Еще в 1946 году Восточная Германия (ГДР) настаивала на возвращении бюста на Музейный остров в Восточном Берлине , где он выставлялся до войны. В 1967 году бюст был перемещен в Египетский музей в районе Шарлоттенбург в Берлине и оставался там до 2005 года, когда его перевели в Старый музей . Бюст вернулся в Новый музей в качестве своей центральной части, когда музей вновь открылся в октябре 2009 года.

Описание и обследования

Бюст 48 сантиметров (19 дюймов) в высоту и весит около 20 килограммов (44 фунта). Он сделан из известняковой сердцевины, покрытой слоями крашеной штукатурки . Лицо полностью симметрично и почти не повреждено, но на левом глазу отсутствует вставка, имеющаяся на правом. Зрачок правого глаза вставлен из кварца черной краской и закреплен пчелиным воском. Фон глазницы — неукрашенный известняк. Нефертити носит свою характерную синюю корону, известную как «шапка Нефертити», с золотой диадемной лентой, обвиваемой как горизонтальные ленты и соединяющейся сзади, и уреем (кобра), который теперь сломан, над ее лбом. Еще она носит широкий воротник с цветочным узором. Уши пострадали. «Искусство сквозь века » Гарднера предполагает, что «В этом элегантном бюсте Тутмос, возможно, имел в виду тяжелый цветок на его тонком гладком стебле, преувеличивая вес коронованной головы и длину почти змеиной шеи».

Правый профиль и перед

Левый профиль и обратно

По словам Дэвида Сильвермана , бюст отражает классический стиль египетского искусства , отклоняясь от «эксцентричности» художественного стиля Амарны , который был разработан во времена правления Эхнатона. Точная функция бюста неизвестна, хотя предполагается, что бюст может быть моделью скульптора, которая будет использоваться в качестве основы для других официальных портретов, хранящихся в мастерской художника.

Цвета

Борхардт заказал химический анализ цветных пигментов головы. Результат экспертизы был опубликован в книге Портрет королевы Нофретете в 1923 году:

  • Синий: порошкообразная фритта , окрашенная оксидом меди.
  • Цвет кожи (светло-красный): мелкий порошок извести, окрашенный красным мелом ( оксид железа )
  • Желтый: орпимент ( сульфид мышьяка )
  • Зеленый: порошкообразная фритта, окрашенная оксидом меди и железа.
  • Черный: уголь с воском в качестве связующего вещества.
  • Белый: мел

Отсутствует левый глаз

Когда бюст был впервые обнаружен, кварца, изображающего радужную оболочку левого глазного яблока, не было, как и в другом глазу, и ничего не было найдено, несмотря на интенсивные поиски и значительную награду в размере 1000 фунтов стерлингов за информацию о его местонахождении. Борхардт предположил, что кварцевый ирис выпал, когда мастерская Тутмоса разрушилась. Отсутствующий глаз привел к предположению, что Нефертити, возможно, страдала офтальмологической инфекцией и потеряла левый глаз, хотя наличие радужной оболочки на других ее статуях противоречило этой возможности.

Дитрих Вильдунг предположил, что бюст в Берлине был моделью для официальных портретов и использовался мастером-скульптором для обучения своих учеников, как вырезать внутреннюю структуру глаза, и поэтому левая радужка не была добавлена. В работах Гарднера «Искусство сквозь века» и «Сильвермана» аналогичная точка зрения заключается в том, что бюст намеренно оставили незавершенным. Захи Хавасс , бывший государственный министр Египта по делам древностей, предположил, что Тутмос создал левый глаз, но позже он был разрушен.

Компьютерная томография

Бюст был впервые проведен компьютерной томографией в 1992 году, при этом сканирование давало поперечные сечения бюста каждые пять миллиметров (0,20 дюйма). В 2006 году Дитрих Вильдунг, директор Берлинского Египетского музея, пробуя другое освещение в Старом музее , где тогда был выставлен бюст, заметил морщины на шее Нефертити и мешки под глазами, предположив, что скульптор пытался изобразить признаки старения. . Компьютерная томография подтвердила выводы Вильдунга; Тутмос добавил гипс под щеки и глаза, пытаясь усовершенствовать свою скульптуру.

Компьютерная томография 2006 года, проведенная Александром Хуппертцем, директором Института визуализации в Берлине, показала морщинистое лицо Нефертити, вырезанное во внутренней части бюста. Результаты были опубликованы в апрельском номере журнала Radiology . Сканирование показало, что Тутмос поместил слои разной толщины поверх известнякового ядра. На внутренней стороне лица складки вокруг рта и щек, а также припухлость на носу. Складки и шишка на носу разглаживаются наружным слоем лепнины. По мнению Гупперца, это может отражать «эстетические идеалы эпохи». Сканирование 2006 года предоставило более подробную информацию, чем сканирование 1992 года, выявив тонкие детали всего в 1-2 миллиметрах (0,039-0,079 дюйма) под штукатуркой.

Неизвестное захоронение египетской царицы

Но, что интересно, настоящее место захоронения влиятельной царицы, в отличие от ее мужа, до сих пор не найдено. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий ученые-археологи время от времени делают громкие заявления, что гробница первой жены фараона обнаружена. Однако тщательная экспертиза и анализ находок не подтверждают достоверность этих фактов.

Почти пять лет тому назад египтолог Карл Николас Ривз с уверенностью заявил, что саркофаг с останками Нефертити находится в тайной комнате, которая расположена в гробнице Тутанхамона. Но далее дискуссионных споров о том, разбирать ли стену, скрывающую возможную гробницу Нефертити, дело не продвинулось.


Бюст царицы Египта Нефертити. Новый музей. Берлин.

А вот об облике прекрасной правительницы Египта Нефертити потомки вот уже более трех тысячелетий судят по сохранившемуся бюсту, который обнаружен при археологических раскопках древнеегипетского города Ахетатона. Сейчас бюст царицы хранится в стенах Нового музея в Берлине.

В отличие от прекрасной Нефертити, внешность которой известна всему миру, достоверный облик Роксоланы, жены турецкого султана, правившего пять веков тому назад, только предполагаем. Об этой удивительной женщине читайте в обзоре: Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана: Какой на самом деле была Роксолана.

Как выглядела Нефертити

Фото с сайта afrika-raj.ru

Различные источники разделяются в мнениях о внешности царицы. Одни утверждают, что она совсем не была привлекательной женщиной, но все же большинство историков описывают Нефертити, как миниатюрную женщину с красивой фигурой и плавными формами. Именно из-за ее внешности ученые считают, что царица по происхождению не египтянка. Она имела густо-черные изогнутые брови, выразительные глаза, пухлые губы и высокие скулы и волевой подбородок. Одеяния царицы были в основном из белых полупрозрачных,тканей, дополненные золотыми и цветными украшениями.  Портрет Нефертити  вызывает восхищение даже у современных женщин и мужчин.

Секрет молодости царицы остается все еще загадкой, но многие тайны, благодаря ученым стали известны. Даже в древние времена женщины пользовались косметикой и средствами для омоложения.Нефертити для поддержания кожи в тонусе дважды принимала ванную с благовониями , утром после пробуждения и перед сном. Известно, что царица использовала в уходе лица крема и маски, но их рецептуры пока не удалось расшифровать. Найденная в 1912 году  скульптура нефертити произвела неизгладимое впечатление на археологов, один из них написал на своей странице в интернете, что говорить о ней бессмысленно, ее нужно видеть. Сейчас скульптура царицы хранится в Египетском музее Берлина, удивительно то, что в Египте она не выставлялась ни разу.

Именно немецкие ученые нашли бюст царицы Нефертити и увезли ее в свою страну, а чтобы таможня Египта им не препятствовала, статую обмазали гипсом. Через 20 лет после этого случая, в 1993 году министерство культуры Египта потребовало вернуть историческую памятку на Родину, но получив отказ, власти Египта запретили проводить археологические раскопки натериторрии своей страны.

О самом бюсте царицы тоже есть несколько фактов, которые и не под
тверждены, но и не опровергнуты: первоначально лицо царицы было немного в годах и его омолодили, также поговаривают о том, что изначально нос бюста был “картошкой”

Бюст Нефертити

Бюст Неферти́ти – одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351-1334 гг. до н. э.

История находки

Бюст Нефертити был обнаружен 6 декабря 1912 г. в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона. Раскопки проводила археологическая экспедиция под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта.

Тутмос Младший (середина XIV в. до н.э.)

Благодаря находкам Людвига Борхардта этот древнеегипетский скульптор получил известность – в остатках его мастерской были найдены не только портреты Эхнатона, его жены Нефертити, но и их дочерей, а также гипсовые отливки лиц неизвестных людей для создания скульптурных портретов. Подписей скульптор на произведениях не ставил, и сейчас нельзя выявить, какие из найденных портретов непосредственно исполнены самим Тутмосом, а какие – его помощниками.Искусство Тутмоса Младшего серьёзно отличалось от традиционного египетского канона нехарактерной для древневосточного искусства свободой, внутренней одухотворённостью образов, изысканной красотой, отсутствием условностей, неповторимой тонкостью моделировки.В 1996 г. французским археологам удалось обнаружить гробницу скульптора, значительная часть росписей и рельефов в которой выполнена им самим.

Бюст в Германии

В 1913 г. бюст Нефертити был вывезен в Германию и хранился в доме предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, который лично финансировал раскопки в Египте. В 1920 г. Джеймс Симон передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в Берлине. Впервые широкой публике скульптурный портрет Нефертити демонстрировался в 1924 г. на Музейном острове в Новом музее, специально построенном под египетскую коллекцию.Во время Второй мировой войны бюст Нефертити вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной башни и соляной шахте. После войны он демонстрировался в Западном Берлине. И только в 2009 г. снова и окончательно вернулся на Музейный остров в экспозицию восстановленного Нового музея. Египет продолжает настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в страну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector