Самые красивые церкви россии: шедевры русской архитектуры
Содержание:
- Храм в Священном Писании
- Зачем ходить в церковь?
- Церковь Преображения Господня в Кижах
- Самые необычные православные святыни с фото:
- Самые красивые святыни Российской Федерации
- Успенский собор во Владимире построили в 12 веке
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы
- Однокупольные российские храмы
- Свято-Троицкая лавра в Сергиевом Посаде
- Восстановление Патриаршества. Советские гонения
- Бедийский собор
- Цандрипшский храм
- Кафедральный собор Храм Христа Спасителя
- Описание внутреннего строения храма
- Храм Симона Кананита
- В России имеются и разрушенные храмы, которые ждут восстановления
Храм в Священном Писании
Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.
Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.
В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.
В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).
В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).
Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.
Зачем ходить в церковь?
Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.
Фото: serafim.kz
Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.
В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.
Церковь Преображения Господня в Кижах
Среди множества названий и фото самых красивых храмов России особняком стоит деревянная церковь Преображения Господня, что расположена на острове Кижи Онежского озера.
Известность этой деревянной церкви, построенной без единого гвоздя, простирается далеко за пределы Российского государства, что делает ее известным туристическим объектом.
Преображенская церковь построена в 1714 году и является шедевром плотничьего мастерства. К сожалению, имена строителей остались неизвестны.
В качестве центральной фигуры храма кижские мастера выбрали восьмерик. Затем уже по бокам к нему пристраивались прирубы. Таким образом, фигура церкви напоминает крест. Сами стены срублены в «обло» — метод, при котором каждое бревно укладывается в выемку, сделанную в нижележащем бревне.
Основным материалом для построения послужила сосна. Встречаются отдельные элементы из березы и осины.
Церковь имеет 22 главки, меняющие форму и размер от яруса к ярусу и создающие выраженный пирамидальный силуэт.
Внутренне убранство храма на протяжении веков претерпело большие изменения. Будучи постоянно обновляемым по причине обветшалости, в настоящее время интерьер церкви значительно отличается от своего первоначального вида.
В 80-х здание храма было признано аварийным. Чтобы укрепить стены, из здания вынесли всю утварь, а иконостас разобрали. Многие деревянные конструкции были нарушены, установлен металлический каркас.
С мая по сентябрь остров Кижи открыт для туристов. К сожалению, храм Преображения до сих пор реставрируются и службы ведутся в соседнем Покровском храме.
Самые необычные православные святыни с фото:
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Единственный в стране храм, кровлю которого украшает не традиционный купол, а корона. Сама церковь мало что имеет с русской архитектурой, тем более древних времен. Она построена в стиле рококо, с богатой лепниной и каменными статуями.
В 1931 взорвали колокольню храма, которая пережила даже нашествие наполеоновских войск, обосновавшихся внутри здания.
Изначально храм «говорил» на латинском, но митрополит Филарет приказал заменить надписи на церковнославянские. В 2004 году, когда реставрировали здание, все надписи снова стали на латыни.
Церковь открыта с 9.00 до 17.00.
Сайт:
dubrovitsy-hram.ru
Церковь Неопалимая Купина Дятьково
За свои хрустальные иконостасы эту церковь называли еще одним чудом света. Здание было построено по указу Мальцова – хозяина местного производства хрусталя. Было это в 1810 году. Убранство храма украшали шикарные элементы из хрусталя: иконостас, подсвечники.
Храм был разрушен, небольшая часть хрустальных реликвий была сохранена и перевезена в дятьковский музей. В начале 90-х церковь была восстановлена, по чертежам двухсотлетней давности местные умельцы выдували из стекла и хрусталя детали убранства. Несколько тонн хрусталя расплавленного со свинцом потребовалось для возобновления иконостаса.
Внутри храм выглядит великолепно. Он одновременно ледяной и разноцветный. За счет подложенных зеркал, которые создают эффект радужного свечения.
Сайт:
hpnk.cerkov.ru
Храм в вагоне Нижний Новгород
Особенность этого места в том, что сам храм расположен в настоящем вагоне поезда. Это временно, и верующие ждут постройки белокаменной святыни.
Началось все с презентования местной епархии ж/д вагона. Было принято решение сделать из него храм: возвели вход со ступеньками, поставили купол и окрестили. Было это в 2005 году.
В народе его называют «голубым вагонам» на манер детской песне. Есть и другие подобные святыни в вагонах. Но этот считается самым известным.
Костомаровский Спасский женский монастырь фото и описание
Этот монастырь находится в пещере, за счет необычной конструкции, создается впечатление, что колокольня висит в воздухе.
Снаружи храм и сама пещера не кажутся большими, но внутри достаточно просторно. Вместимость – 2 000 человек.
Здесь находится та самая, известная «пещера покаяния». Она представляет собой длинный коридор в 220 метров, который идет под землей и в конце сужается так, что человек сгибается к земле. Некогда сюда отправляли грешников, для того чтобы те «подумали над своим поведением».
Даже сейчас, посещающих это место не доводят до конца пещеры, а оставляют, чтобы человек закончил путь в одиночестве.
Пещерные храмы работают по будням с 9.00 до 17. 00 и в праздники и выходные с 10.30 до 16.00.
Сайт:
kostomarovo.ru
Троицкая церковь Кулич и Пасха в Санкт-Петербурге
По инициативе А.А. Вяземского выстроили небольшой храм в стиле традиционных блюд на светлый праздник Пасхи. А петербуржцы не упустили шанса придумать церкви свое имя – «Кулич и Пасха».
Внутреннее пространство кажется куда шире и больше, чем снаружи, за счет игры света. Внизу есть баптистерий, вверху звенят колокола. К низу стены имеют большую толщину. Снаружи звонницы нарисованы циферблаты, показывающие разное время.
В этом месте крестили адмирала А.В. Колчака.
Посетить Троицкую церковь можно в понедельник с 8.30 до 15.00, во все остальные дни вход открыт с 8.30 до 19.30.
Сайт:
kulicheaster.com
“Кулич и Пасха” на карте:
Храмы России фото с названиями и описанием помогут выбрать наиболее популярные, красивые и интересные святыни. Хотя, у любого российского храма есть своя многовековая история, убранство и каждый из них по-своему важен и уникален. Все вместе они создают православное достояние великой страны.
Если вам интересны Храмы не только в России, то рекомендую посмотреть видео о посещении Авиамания Храма на острове Лансароте, где Иконы написаны на лаве во время извержения вулканов!
До новых встреч на страницах сайта Авиамания!
Самые красивые святыни Российской Федерации
Смольный собор воскресения Христова в Санкт-Петербурге
В продолжении разговора про Храмы России фото с названиями и описанием, следует рассказать о самых красивых Святынях.
Еще одна жемчужина северной столицы. Здание в стиле барокко, не заметить его просто невозможно. Величие и красота захватывают дух.
Это уникальное здание было построено по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного дворца, в котором она некогда жила. По плану – это крест, в углах которого стоят 4 церкви.
Архитекторы планировали построить один купол, но Елизавета настояла на пятиглавии. Храм получился необычным, так как все купола разных размеров и формы, что нехарактерно для православной архитектуры того столетия.
Нижняя часть фасада больше похожа на дворец, нежели чем на храм. Здесь сыграло роль пышное елизаветинское барокко. Архитектурное решение такого, что визуально при приближении здание уменьшается в размерах, однако от этого не становится менее богатым и величественным.
Если вам интересны побывать на экскурсии в Интерактивном Музее Истории России , то предлагаю посмотреть наше видео:
Храм можно посетить в любое время с 7.00 до 20.00 (окончание вечерней службы). Вход свободный.
Успенский кафедральный собор Смоленск
Во время нападок Речи Посполитой была взорвана взрывчатка не далеко от собора. Взрыв унес за собой много смертей и разрушил здание. Два века потребовалось для полного его восстановления.
Так долго, потому что архитекторы постоянно допускали ошибки в расчетах и чертежах, и здание то и дело, рушилось или косилось. Но, наконец-то, после долгих лет проб и ошибок собор был возведен.
Богато внутреннее убранство. Высота сводов 30 метров. Кругом резьба и позолота. Также там хранятся великие святыни, такие как пояс Богородицы, сандалии воина Меркурия и многие другие.
Статья о Смоленске здесь!
Храм открыт с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00. в воскресенье с 7.00 до 20.30. Вход бесплатный.
Сайт:
smol-kafedra.cerkov.ru
Успенский кафедральный собор Омск
Это одна из главных православных достопримечательностей города и основная святыня местной епархии. Во времена СССР здание пришло в негодный вид, но затем восстановлено на средства, собранные с пожертвований горожан.
Это архитектурная переработка знаменитого Спаса на Крови. Первый камень был заложен Николаем II в 1891 году. За времена войн и междоусобиц, здание разрушили и восстановили в 2007 году. Где на открытии нового собора присутствовало множество приглашенных артистов со всей России. В общей сложности 800 человек.
В этом же году переименовали площадь возле храма. Теперь она носит название «Соборная площадь». Здесь проходят все важные события города.
Этот собор занесен в каталог мировой храмовой культуры и носит статус уникального исторического памятника России.
Вход с 8.00 до 19.00.
Сайт:
omsk-sobor.ru
Церковь Воскресения Господня в Форосе
Это удивительно красивое место в Крыму. Расположена церковь на скале высотой 427 метров над уровнем моря. Создается впечатление, что здание парит в облаках. Есть смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на морскую гладь. Внизу популярный курорт – Форос.
Особенный шарм и красоту церкви придает специальная подсветка, которую зажигают в вечернее время. Церковь видно издалека, она выделяется даже в ночное время на фоне моря, гор и неба.
Сегодня церковь в Форосе – это место для богослужения и причастия горожан, а также одна из главных достопримечательностей Крымского полуострова.
Церковь преображения Господня Кижи
Церковь уникальна тем, что имеет 22 главы (по некоторым данным, ранее было 25 глав). Для русского зодчества такое многоглавие не характерно. Хотя в древних летописях есть упоминание о первом Софийском соборе в Новгороде, который имел 30 глав.
Много раз менялось внутреннее убранство храма. Была там и краска, и доски, и обои. Всероссийская экспедиция Центральных реставрационных мастерских отмечала разновременность в отделке.
Перед реставраторами стояла непростая задача – привести храм в подобающий вид и убрать все временные наслоения. Они справились. В 1980 году состояние храма признали аварийным и вынесли все убранство.
На данный момент церковь находится на реконструкции и внутрь попасть нельзя. Но можно посетить территорию музея-заповедника, в котором она расположена и посмотреть фасад снаружи.
Успенский собор во Владимире построили в 12 веке
Рассмотрим Успенский собор. Этот собор находится возле реки Клязьмы уже около 800 лет. В 1185 году здание храма очень сильно пострадало от огня.
Для того чтобы защитить его, было принято решение построить каменные стены по всему его периметру. А чуть позднее решили расширить здание храма и привести его убранство в более дорогой и красивый вид.
Успенский собор во Владимире находится возле реки Клязьмы уже около 800 лет. Фото: i.artfile.me
Во время нападения хана Батыя, люди спрятались в храме и погибли в результате поджога. Почти все реликвии и внутренности были сожжены, но его стены остались стоять.
После этого были приглашены знаменитые московские иконописцы для того, чтобы восстановить внутреннюю живопись. Стоит отметить и то, что у собора есть некрополь, в котором хранятся мощи многих известных князей и митрополитов.
Успенский собор — это древний памятник русского архитектурного искусства 12 века. Этот высокий храм настолько красив, что был взят за основу других более поздних российских церквей и соборов. В настоящее время в храме есть и музей. Посещения его проходит с 13 до 16:45 каждого дня, кроме понедельника.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Признанный шедевр архитектуры, воплотивший в себе христианскую религию. Единственный в стране сохранил свой аутентичный вид. Уникальное сооружение 10 века находится в пос. Лыхны, на поляне Лыхнашты. Прошедшее тысячелетие практически не отразилось на церкви, но во избежание повреждений религиозный памятник сейчас защитили от дождя навесом.
Он ценен как образец северокавказской церкви, которые строили абхазские архитекторы по указу епископов. В эпоху насаждения в стране язычества оставался православным, находясь под защитой князей Шервашидзе. Один из сыновей князя похоронен в церкви. После 10 лет забвения (1820-30 гг.), когда российская армия вошла в село, церковь опять стала функционировать.
Интересна архитектура церковного строения. По виду это крестово-купольный собор, но в отличие от других сооружений подобного типа, у него маленький диаметр купола, узкие нефт и трансепт. Так же необычны 2 пристройки, с запада и с юга, некий синтез притвора и портика. Сегодня этот объект активно посещается туристами и жителями республики.
Нельзя не изумляться тысячелетними стенами, выстоявшими 1000 лет. Они выложены из обтёсанного известняка и кирпича. Богатая роспись (14 в) покрывающая внутренние стены, поражает воображение. Выразителен облик Богоматери с младенцем на руках в окружении 2-х ангелов (в центре аспиды). Талантливо изображены ангелы и святители, Иисус Христос, Авраам, Иоанн Предтеча и т. д.
Однокупольные российские храмы
Однокупольные храмы России посвящены одному – самому Господу Богу. Об этом говорит их символика – 1 купол символизирует единого Бога.
Церковь Покрова на Нерли
3 купола напоминают о Святой Троице. 5 куполов означают Христа в окружении 4 евангелистов. Собор с 7 куполами ассоциируется с 7 таинствами Церкви. Встречаются храмы с 9, 13, 15 и 33 куполами.
В целом, христианский православный храм — святое место, предназначенное для богослужений (литургий) и таинств. В любом храме найдутся алтарь с иконостасом и царскими вратами, большое Распятие, иконы и свечи, расположенные по определенной системе.
Обязательная принадлежность храма — цветы. Особое искусство — православная флористика. На каждый церковный праздник применяются цветы и растения разных оттенков и видов, подобно облачениям священнослужителей разных цветов.
Свято-Троицкая лавра в Сергиевом Посаде
Самая почитаемая православная святыня России — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Была основана Сергием Радонежским 1337 году на холме Маковец. На ее территории находится несколько самых красивых церквей и храмов России, у каждого из которых своя интересная история.
Троицкий собор является первым храмом лаврского монастырского ансамбля. Именно для него Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу». Церковь возведена в 1423 году и снаружи представляет довольно аскетичное здание. На стенах собора до сих пор сохранились оригинальные фрески.
В храме хранятся мощи его основателя, Сергия Радонежского.
В 1585 году на территории обители, на месте обветшалых монашеских келий, был выстроен Успенский собор. Возводился храм по личному указу Ивана Грозного, как обычно и множество храмов того времени, в честь взятия Казанского ханства. Пятиглавое кирпичное здание является самым большим и монументальным в обители.
В 1637 году с западной стороны лавры была возведена шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, которая была отведена под больничные палаты монастыря. Выразительное оформление фасада с помощью изразцов делает церковь одним из интереснейших памятников XVII века.
Также одним из самых больших и благолепных в лаврском ансамбле считается Трапезный храм. Он уникален своей цветной росписью, резьбой колонн, парапетом с чередой скульптурных раковин.
Церковь выстроена в 1692 году в модном стиле того времени — барокко. Здание выстроено на большом склоне и возведено на подклет, из-за чего кажется приподнятым над землей.
Над всей монастырской лаврой возвышается 88-метровая колокольня, выполненная в сочетании белого и бирюзового цвета, возведенная в 1770 году. Специально для нее тульский мастер И. Кобылин изготовил часы с курантами, которые проработали беспрерывно 120 лет, позже были заменены более новыми.
С появлением в обители четырехъярусной колокольни монастырский ансамбль получил свое закономерное завершение. После масштабной реконструкции и заново отлитых колоколов звонница находится в своем первозданном великолепии.
Восстановление Патриаршества. Советские гонения
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.
В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.
К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.
С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».
Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.
Цандрипшский храм
Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.
Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.
Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.
Кафедральный собор Храм Христа Спасителя
Дань памяти воинам, погибшим в войне 1812 года — Храм Христа Спасителя. Его изначально планировали поставить на Воробьёвых горах, но впоследствии перенесли строительство на берег реки Москвы, из-за непрочности почвы и подводных течений. Высота Храма более 100 метров. Стены, ширина которых порой достигала 3,5 метров, были выложены из белого камня и кирпича.
В декорировании был использован итальянский мрамор, а на белоснежных досках в ни жней галерее Храма были изображены сцены сражений, имена воинов, отличившихся и погибших на поле брани. Строительство Храма продолжалось почти 44 года. Его колокольный звон разливался далеко за пределы города, а купола были видны с любого места Москвы. Столь монументального сооружения в то время в Москве не было.
Описание внутреннего строения храма
План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.
Притвор
Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.
Внутреннее устройства христианского дома
Основная, или средняя часть
Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.
Солея
Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.
Амвон
Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.
Клирос
Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.
Иконостас
Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем
Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:
- на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
- справа висит образ Спасителя;
- за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
- слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
- на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
- над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
- над иконостасом располагается распятие;
- рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.
Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.
Совет автора
Алтарь
По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:
- Святого Престола, где совершаются Таинства;
- небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
- жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
- маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.
Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.
Схематическое изображение алтаря
Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.
Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.
Храм Симона Кананита
Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.
После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.
Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).
Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.
В России имеются и разрушенные храмы, которые ждут восстановления
В России есть и старые, и даже разрушенные храмы. Один из таких — это церковь Антипия Пергамского. Русскую церковь построили в конце 18 начала 19 века при помощи одного из купцов.
В 1930 году церковь закрыли и начали использовать ее под различные склады. Храм в 1999 году был возвращен русской православной церкви, но ремонтные работы в нем не начались. Если посмотреть на фото ниже, то можно увидеть, что от храма осталось только внешний вид здания.
Церковь Антипия Пергамского была построена на средства одного из богатых купцов
В деревне Шилово Можайского района, есть разрушенный храм Дмитрия Солунского. Храм был построен в стиле классицизма, и повторял московский храм Косьмы и Дамиана на Маросейке.
Один из известных храмов в честь Дмитрия Солунского, который по внешнему виду был схож с храмом Косьмы и Дамиана на Маросейке
О судьбе его практически ничего неизвестно. После событий 1917 года, этот храм был полностью закрыт, а колокольня была разобрана. В настоящее время храм находится в аварийном состоянии.
Будем молиться и надеяться, что те православные храмы России, которые еще не получили ремонтных работ, в итоге с помощью Божией будут восстановлены, и снова будут пускать к себе местных жителей для совершения молитв.