Административно-территориальное устройство россии
Содержание:
- Урал
- Классификация территориальных образований
- Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации
- Конституционно-правовой статус РФ
- Политические аспекты федеративного устройства.
- Другие типы территориального деления и объединения субъектов
- Изменения, внесенные в административное деление РСФСР
- Признаки федеративного государства
- Политические аспекты федеративного устройства.
- Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации
- Объединение регионов
- Юг
- Принципы федерализма в РФ
- Как регионы отличаются полномочиями?
- Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
- Особенности статуса различных типов субъектов Федерации
- Что мы узнали?
- Сибирь
- Субъекты федерации
Урал
(Регион «миллионников»)
Городское население свыше 70%
Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».
Классификация территориальных образований
ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.
ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.
Официальная страница классификатора ОКАТО
ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе
Определить ОКТМО по ОКАТО
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).
ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.
Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где:1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации;3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации;6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.
Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где:1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты;9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.
ОКТМО на сайте Росстата
Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО
Сервис предназначен для контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).
Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации
Республики | Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия |
Края | Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский |
Области | Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская |
Города федерального значения | Москва Санкт-Петербург Севастополь |
Автономная область | Еврейская |
Автономные округа | Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский — Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области) |
Конституционно-правовой статус РФ
- В мировой системе РФ наделена собственным международно-правовым и конституционно-правовым статусом. Источником первого является система международного права, а второго – конституционное право, согласно заключённым внутренним договорам.
- Территория Российской Федерации поделена между субъектами и представляет собой единое государство, как целостная система. Территория имеет закреплённую сушу, выход в море.
- РФ закрепляет за собой суверенные права и юрисдикцию, в зависимости от отношений с другими частями планеты, которые не являются частью РФ. Никакой субъект РФ не вправе решать вопросы о предоставлении своей территории другим странам или принятии земель от иностранных государств, которые изменяют границы РФ.
- Территория Российской Федерации является неприкосновенной для других стран, правительство защищает входящие в неё субъекты и гарантирует порядок, согласно конституционному строю государства.
- РФ имеет исключительную компетенцию в виде внешнеполитических отношений; гарантирует действие прав каждого субъекта и защиту; заключение международных договорённостей; вхождение и принятие участия в международных организациях. Территориальные единицы РФ также могут заключать международные договоры, но только в случае одобрения правительством.
- Все граждане РФ имеют равное гражданство, но жители республик могут иметь собственое.
- На всей территории Российской Федерации функционируют общие государственные органы в виде законодательной, исполнительной и судебной власти. Власть представлена Президентом, Федеральным Собранием, Правительством.
- РФ имеет общую правовую структуру, куда входят нормативные акты и акты субъектов РФ.
- Российская Федерация обладает экономическим пространством, распространяющимся на всю территорию: межу субъектами РФ, недопекается установление пошлин и границ; присутствует полная свобода перемещения товаров и предоставления услуг; единая валюта (рубль).
- Как и любое другое государство, Россия имеет Единые Вооруженные Силы, которые разрабатывают оборонную политику и обеспечивает мир государству, занимаются разработкой военных снаряжений, призывает на военную службу.
- На территории Российской Федерации государственным языком русский. Однако, согласно Конституции РФ, любая этничность имеет права на сохранение, употребление, распространение родного языка.
Политические аспекты федеративного устройства.
Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.
>
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в , названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Экономические районы
Экономические районы России
- Восточно-Сибирский
- Волго-Вятский
- Дальневосточный
- Западно-Сибирский
- Калининградский
- Поволжский
- Северный
- Северо-Западный
- Северо-Кавказский
- Уральский
- Центрально-Чернозёмный
- Центральный
Военные округа
Военные округа России
- Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
- Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
- Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
- Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
- Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.
Федеральные округа
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
- Центральный федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Дальневосточный федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
Часовые зоны
Часовые зоны России
USZ1 | МСК−1 (калининградское время) | UTC+2 |
MSK | МСК (московское время) | UTC+3 |
SAMT | МСК+1 (самарское время) | UTC+4 |
YEKT | МСК+2 (екатеринбургское время) | UTC+5 |
OMST | МСК+3 (омское время) | UTC+6 |
KRAT | МСК+4 (красноярское время) | UTC+7 |
IRKT | МСК+5 (иркутское время) | UTC+8 |
YAKT | МСК+6 (якутское время) | UTC+9 |
VLAT | МСК+7 (владивостокское время) | UTC+10 |
MAGT | МСК+8 (магаданское время) | UTC+11 |
PETT | МСК+9 (камчатское время) | UTC+12 |
Изменения, внесенные в административное деление РСФСР
Изменения, внесённые в административное деление РСФСР за время существования Российской Федерации:
- все автономные советские социалистические республики (АССР) и автономные области (кроме Еврейской) стали республиками в составе Российской Федерации
- Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чечню и Ингушетию
- выделено 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)
- были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую
- Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, Еврейская автономная область вышла из состава Хабаровского края
- Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области
- Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край
Признаки федеративного государства
Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.
Субъекты имеют право издавать региональные законы.
У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.
Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.
Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.
Политические аспекты федеративного устройства.
Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.
>
Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации
Республики | Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия |
Края | Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский |
Области | Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская |
Города федерального значения | Москва Санкт-Петербург Севастополь |
Автономная область | Еврейская |
Автономные округа | Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский — Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области) |
Объединение регионов
-
Основная статья: Объединение регионов России
7 марта проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря .
17 апреля проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского автономных округов к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .
23 октября проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступает в силу 1 июля .
16 апреля проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области (предлагавшиеся названия Ангарский, Приангарский или Прибайкальский край не утверждены). Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .
Юг
(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)
Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.
Принципы федерализма в РФ
Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.
Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.
Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенцииПредметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.
Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.
Как регионы отличаются полномочиями?
Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.
Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.
Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.
Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).
Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).
Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.
Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.
Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.
Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.
Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:
- Конституция РФ;
- Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
- федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
- устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
- закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
- закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.
***
Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.
Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.
***
Еще ответы на вопросы по конституционному праву:
Особенности статуса различных типов субъектов Федерации
Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.
Рис. 3. Герб Краснодарского края.
Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.
Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.
Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.
Край – по статусу практически не отличается от области.
Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.
Что мы узнали?
На сегодняшний день в России насчитывается 85 административно-территориальных единиц, относящихся к 6 различным типам. Все субъекты равны между собой в юридическом смысле. Подразделение государства на отдельные единицы необходимо для облегчения управления территориями, создания возможностей для их развития и повышения уровня обеспеченности населения транспортными, медицинскими и другими услугами.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Сибирь
Городское население около 60%.
В силу протяженности региона и отсутствии постоянных товаро-потоков, у региона нет единого центра.
Постоянные товаро-потоки: Москва — Тюмень — Омск, Ханты-Мансийск — Салехард, Москва — Новосибирск-Кемерово, Томск, Горно-Алтайск. Пожалуй, не стоит ожидать большого валового товарооборота в регионе. Государственные инвестиции в регион не значительны. Большинство бюджето-образующих отраслей прямо, или косвенно, ориентированы на добычу и транспортировку газа и нефти. Отсюда, реинвестирование прибыли на добычу, и отнюдь не на социальную сферу
Субъекты федерации
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.