Эвенк

Кухня

У каждого народа есть своя национальная кухня, которая может многое рассказать об истории местности и народа. Эвенки издавна занимались рыболовством и охотой. Обычно они добывали столько рыбы и дичи, сколько нужно было для еды. И лишь небольшую часть оставляли впрок. И сейчас блюда эвенкийский кухни готовят из оленины, медвежатины, рыбы. Вот некоторые популярные традиционные блюда национальной кухни:

  • Тыхэмин. Это рыбный суп, который готовят с икрой. Ее растирают до однородной массы, потом добавляют в кипящую воду, туда же кладут измельченную рыбу, соль и специи.
  • Юкола по-эвенкийски. Это традиционное блюдо из копченной рыбы. Для его приготовления удаляют голову и хребет, потрошат. Затем нарезают рыбу тонкими длинными пластами, делают надрезы с внутренней стороны. Потом коптят у костра под закрытым навесом, после чего еще сушат на солнце. Едят такую рыбу, запивая чаем.
  • Вяленый гусь. Для приготовления брали тушку дикого гуся, ощипывали, потрошили, удаляли кожу и крупные кости. Потом делали надрезы на грудке и растягивали на особом навесе в продуваемом месте. Такое мясо зимой использовали для приготовления и супов, и вторых блюд.
  • Жаркое из медвежатины. Мясо нарезают небольшими плоскими кусочками с прослойками жира. Обжаривают на сковороде, затем добавляют лук и картошку. Подают в горячем виде.
  • Корчак. Это блюдо из оленьего молока. Оно очень жирное, поэтому охлажденным хорошо взбивается в густую пену. Корчак принято есть вместе с лепешкой с чаем.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  1. Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  2. Средний — земной, где живут люди и духи.
  3. Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

 

Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

История

Лесные тунгусы, 1862 год

Эвенки в 1938 году

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. К прототунгусской общности относят глазковскую культуру. Есть основания в качестве непосредственных предков эвенков рассматривать забайкальский народ увань, который, согласно китайским хроникам (V—VII века н. э.), обитал в горной тайге к северо-востоку от Баргузина и Селенги. Увани не были аборигенами Забайкалья, а представляли собой группу кочевников-скотоводов, пришедшую сюда из более южной местности. В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счёте, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

На рубеже I—II тысячелетий н. э. эвенки были рассечены продвижением на север якутов. Восточные эвенки образовали этнос эвенов. До прихода русских в XVII веке эвенки (тунгусы) жили по рекам Ангара, Вилюй, Витим, Енисей, Верхняя Лена, Амур (орочоны), а также на побережье Байкала. Первым из русских столкнулся с тунгусами казак Бекетов в районе Ангары. Известным тунгусским князем того времени был Гантимур. В русских документах того времени зафиксированы имена и других князцев: Бабуг, Тякш, Кагил, Топук, Болдоной и Индак. Князцы управляли родами и землицами.

В XVIII веке тунгусы Даурии испытали влияние русских миссионеров. В 1761 году в Забайкалье был сформирован пятисотенный тунгусский казачий полк во главе со старшиной.

В 1924—1925 годах на Дальнем Востоке произошло антисоветское Тунгусское восстание.

В 1990-е годы для эвенков, как для некоторых других коренных народов Сибири, были созданы специальные школы-интернаты.

Численность населения и география проживания

Эвенки проживают на обширной территории от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке в границах Иркутской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. Небольшие группы эвенков проживают также в Томской и Тюменской областях.

В России наибольшие группы эвенков проживают в Эвенкийском районе Красноярского края (до 2006 года Эвенкийский автономный округ), Анабарском, Жиганском и Оленекском улусах Якутии, Баунтовском эвенкийском районе Бурятии, а также ряде сельских поселений в Иркутской области, Бурятии и Якутии.

Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России в XVII веке была явно занижена и оценивалась приблизительно в 36 тысяч человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 года — 64 500, при этом родным языком считали тунгусский 34471 человек, остальные — русский (20500, 31.8%), якутский, бурятский и другие языки.

По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35527 эвенков. Из них около половины (18232) жили в Якутии, в Красноярском крае (4,6 тысячи, в том числе 3,8 тысячи в Эвенкийском районе), в Бурятии (2,6 тысячи), Приамурье (1,5 тысячи), Забайкалье (1,5 тысячи), Приангарье и Предбайкалье (1,4 тысячи).

На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами. Таким образом, при сравнительно небольшой численности и значительной территории расселения площадью около 7 млн. кв.км. эвенки являются народом с одной из самых низких плотностей населения в мире.

Живут эвенки также в Монголии и на северо-востоке Китая.

В Китае к эвенкийским административно-территориальным образованиям относятся Орочонский и Эвенкийский автономные хошуны во Внутренней Монголии и несколько национальных волостей и сомонов во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

В Китае эвенки представлены 4 этнолингвистическими группами, которые объединены в 2 официальные национальности (эвенки и орочоны), проживающих в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

Численность эвенков Китая на 2000 год составила 30505 человек, из них 88,8% проживали в Хулун-Буире. Небольшая группа собственно эвенков (около 400 человек) проживает в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), сами себя они называют «йэкэ», китайцы — yakute, так как они возводили себя к якутам.

Численность орочонов (буквально «оленеводы») по переписи 2000 годасоставила 8196 человек, из них 44,54% живет во Внутренней Монголии, 51,52% — в провинции Хэйлунцзян, 1,2% — в провинции Ляонин. Около половины говорят на диалекте эвенкийского языка (иногда рассматриваемом как отдельный язык), остальные только по-китайски.

Хамниганы — сильно монголизированная группа, говорит на монгольском языке (хамниганском и на хамниганском -старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти, так называемые маньчжурские хамниганы, эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после революции 1917 года, около 2500 человек живет в Старобаргутском хошуне.

Солоны переселились (вместе с даурами) из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем, в 1732 частью переселились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где теперь образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками (по данным в 2000 года). Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.

В Монголии эвенки представлены только хамниганами численностью до 3 тысяч человек, проживающими в Селенгинском аймаке.

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».
Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.

 

К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Свадьба

На свадьбу надевали самые дорогие и яркие наряды. Олень, на котором невеста ехала в чум к жениху, наряжался специальным седлом и попоной, уздечка украшалась узорами из бисера. Девушка три раза объезжала вокруг чума, а мужчины в это время стреляли в воздух. Затем молодая заходила в жилище, и все члены семьи вместе с ней водили хоровод вокруг костра по ходу движения солнца. По очереди молодым давали своё благословение родители жениха и невесты.

На празднике должно было быть много угощений, гости пели и плясали до самого утра, рассказывали длинные истории, проводили состязания по скачкам, борьбе, стрельбе и пр.

Шаманы

Эвенки представляют собой типичных язычников. До сих пор они очень трепетно относятся к вере, стараются придерживаться всех канонов и неуклонно следовать наставлениям шаманов – посредников между миром живых и мёртвых. В религии этого народа особое место занимают духи умерших предков, среди которых есть чёткая иерархия.

Всё мироздание в соответствии с представлениями о мироустройстве этой народности делится на три уровня: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). Души людей, живших по справедливости, попадают после смерти в верхний уровень, а души грешников отбывают покарание в нижнем уровне, после чего опять перерождаются в новых земных телах.

Чтобы стать шаманом, эвенку не нужно учиться или выбирать своё назначение самостоятельно. Для этой миссии его выбирают сами боги, которые в один момент овладевают сознанием. У избранного начинается «шаманская болезнь», во время которой он испытывает дискомфорт, его посещают видения, могут преследовать сплошные неудачи или проблемы у близких людей. После проведения интересного обряда посвящения в шаманы все эти неприятности резко заканчиваются.

Ограничений по поводу образа жизни у шаманов нет, они вполне могут заниматься мирской работой, но для этого в большинстве случаев не хватает времени. Каждый шаман имеет свою «специализацию»: кто-то занимается обрядами «очищения», кто-то – проблемами со здоровьем и т.д. За обращение к шаману существует определённая плата. Кроме того, нередко обращение к миру духов и божеств требует жертвоприношений. Раньше это преимущественно были мясо животных, молоко и спиртное.

Современные шаманы отмечают, что на водку духи реагируют негативно, поскольку многие эвенки не умеют правильно употреблять этот напиток, а проблема алкоголизма присутствует среди представителей этого народа в тех же масштабах, как и у всех северных жителей.

Ход урока.

1.Организационный момент: Приветствие. Подготовка учащихся к работе. Good morning! I am glad to see you! Sit down, please! I think we can start our lesson. (1 мин)

2.Речеваяразминка: Сообщениечисла, месяца, днянедели. Answer my questions: What season is it now? What month is it now? What day is it now? What date is it now? Is it cold or warm today? (3 мин)

3.Определение темы урока: Boys and girls, let’s guess the topic of our lesson.

Сегодня мы поговорим про эвенкийскую национальную одежду

(Показ карты района по проектору)

— Guys, look at this map of our region. Ребята посмотрите это карта нашего района.

— Who will tell me what our region is called? Кто мне скажет, как называется наш район? — (Жиганский район).

— What is the name of the village where we live? Как называется поселок, где мы живем? — (Жиганск)

— That’s right, the village of Zhigansk. He stands on the banks of the Lena River.Правильно, поселок Жиганск. ОнстоитнаберегурекиЛена.

— Who will say what nationalities live in Zhigansk? Кто скажет, какие национальности живут в Жиганске? — (ответы детей – эвенки, якуты, русские). Correctly. ButmostoftheEvenks.Правильно. Но больше всего эвенков. (4 мин)

4.Беседа: Now we will see a slide presentation about the life and life of Evenks. Сейчас мы посмотрим слайд-презентацию про жизнь и быт эвенков (Показ слайд-презентации)

— Ребята, чем занимаются эвенки? (рыболовством — fishing, охотой -huntingи оленеводством -reindeerhusbandry).

— Какую пользу нам приносит олень? (ответы детей). Северные народы уважают, почитают оленей. Олени помогают в кочевой жизни. Олень кормит человека – дает человеку мясо -meat, молоко — milk; одевает людей -clothespeople– из шкуры шьют одежду, обувь. (3 мин)

5. Актуализация лексическихнавыков потеме «Одежда»: And now, children, look who came to visit us? А теперь дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это Аяврина и Аярган (куклы в национальной эвенкийской одежде). Lookwhattheyarewearing?Посмотрите, во что они одеты?

— Наша зима -winter длинная, суровая, поэтому наши предки шили теплую одежду из оленьей шкуры (показ материала):

Хопоо — меховое пальто. Саынньах – длинное меховое пальто.

Чтобы пальто было красиво, его украшали орнаментом, использовали бисер.

Чтобы было еще теплее, использовали шкуру песца.

Чомпой — зимняя, теплая эвекийская шапка.

Этэрбэс- меховые торбоза (унты). Курумуу — длинные меховые торбоза (унты).(5 мин)

6. Физ.минутка: It’s time to have a rest. Stand up. Звучитаудиозапись. Let’s relax a bit! Stand up, please!

Hands up, (руки вверх)

Hands down, (руки вниз)

Hands on knees, (руки на колени)

Sit down. (садимся на корточки)

Clap your hands, (хлопаем в ладоши)

Stand up, (встаем)

Stomp your feet, (топаем ногами)

Hands up. (руки вверх)

One, two, three, (показываем на пальцах)

Hop! (подпрыгиваем)

One, two, three, (показываем на пальцах)

Stop! (ладони вперед)

One, two, three,

Hop!

One, two, three,

Stop! (2 мин)

7.Практическаячасть:

— Guys, look, what’s this? (high boots). Ребята, посмотрите-ка, это что? (унты). Что больше всего украшают эти унты? (орнамент — ornament, билэ — bile). Какие цвета использовалидля украшения? (ответы детей).

— Как мы видим, эвенкийская одежда обязательно украшена орнаментом илиразноцветным бисером.

— Сегодня мы будем украшать «билэ» узорами. Эти узоры мы будем рисовать ватными палочками.

(Показ техники и методики рисования узора)

— Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем по условным линиям заполните весь узор. (5 мин)

8. Итог занятия:

Рефлексия:

2. Выставка рисунков детей.

3. Поблагодарить детей. (2 мин)

Животворящий огонь

На протяжении длинных холодных месяцев залогом выживания было наличие огня в дю (чуме). Костёр располагался строго по центру, знаменуя собой сердце жилища и семейства. В летние месяцы вместо большого огня тут располагали дымокур, а пищу готовили на костре около чума.

Огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником ужасных и трагических событий. У костра был личный дух, наделяемый внешностью старика или старой женщины, которому прямо на угли клали лучшие куски мяса и капали вино.

Детям нельзя было играть с головешками, а взрослым – ссориться и сквернословить рядом с ним, так как это могло стать причиной ослабевания духа-огня, что приведёт к несчастьям и болезням всех домочадцев.

Экономика

Львиную долю всей промышленности Эвенкии, более 97 %, составляют 3 отрасли:

  • топливная,
  • электроэнергетическая,
  • пищевая.

Топливная промышленность представлена добычей нефти и газа. Здесь обнаружено пять месторождений с запасами этих ресурсов. Общий их объем оценивается в 1,1 млрд т. Наиболее крупные предприятия — ОАО «НК «Юкос», ОАО «Красноярскгазпром», ОАО «Енисейнефтегаз». Общая доля топливной промышленности в народном хозяйстве составляет более 50 %.

Электроэнергетический комплекс занимает 25 % в экономике округа. Электростанции вырабатывают энергию, используя дизельное топливо. Самые крупные из них — ГУП «Варанаваэнерго», ОГУП «Илимпийские электросети», ГУП «Байкитское районные производственное предприятие коммунального хозяйства».

В промышленном производстве Эвенкии пищевая отрасль занимает почти 20 %. В основном здесь занимаются производством хлебобулочных изделий.

В большей степени развито даже не сельское хозяйство, а лесное и пушной промысел. Широко распространено оленеводство, звероловство, свиноводство, молочное скотоводство.

Язык

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. В быту большинство эвенов пользуются якутским языком. Расселение тунгусских племён (предков эвенов) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, впоследствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому билингвизму.

До 1932 года эвенский язык не имел письменности. Отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите (например, ламутско-русский словарь 1925 года). Алфавит на латинской основе для эвенского языка был утверждён в 1932 году на I Всероссийской конференции по развитию языков и письменностей народов Севера. В 1936 была создана письменность на основе русского алфавита. В 1932—1934 были разработаны школьные программы и учебники для преподавания эвенского языка.

В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенского языка в школах, педучилищах, ВУЗах. Преподавание национальных языков в школах ведётся на языке титульной национальности, обучение в интернатах ведёт к утрате родного языка, в том числе и на бытовом уровне, распространение якутского и русского языков в качестве языков межнационального общения, все эти факторы влияют на функциональность эвенского языка в их культуре.

Авторы Гайдпарка

  • Сименон Семеныч

    Фрилансеры для социологии

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Момент гибели росгвардейцев в Мурманской области попал на видео

    Читать полностью

  • Дмитрий Иванов

    Россияне просто прибедняются

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Время безжалостно ко всем нам

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Закон Жбана

    Читать полностью

  • Николай Холодов

    Новые методы старой манипуляции

    Читать полностью

  • Блондинка за углом

    Сегодня — День пионерии

    Читать полностью

  • zarkov

    Скромный обед на две персоны.

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Ни дня без растений

    Читать полностью

  • Михаил Афонин

    Как решить арабо-израильский конфликт?

    Читать полностью

  • gr0011

    Плохие дела и великие свершения

    Читать полностью

  • Влад Сказочник

    О пропорциях

    Читать полностью

Пища

Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причём, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. — мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. XX в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.

Добывание удачи

Основным занятием эвенков, которое обеспечивало им пропитание и средства на жизнь, была охота, поэтому среди традиций охотников есть много интересных обрядов. Один из них был направлен на то, чтобы призвать удачу, которая спасёт семью от голода на протяжении холодной снежной зимы.

Для того, чтобы предстоящий промысел стал успешным, охотники проводили обряд, который называется «синкэлевун» или «шинкэлевун». Во время него выполнялось магическое забивание изображения животного, на которое собираются выходить мужчины. Такой же интересный обряд помогал вернуть удачу тому, кто на предыдущей охоте не смог добиться поставленной цели.

Сначала необходимо было выложить на земле изображение парнокопытного, а затем изготовить бутафорский лук со стрелами. Охотник брал изображения оленя или лося и уходил в тайгу. Всё это происходило в полном одиночестве без свидетелей. С близкого расстояния он выстреливал в фигурку. Если стрела прилетела в цель, значит предстоящая охота должна быть успешной. Для закрепления эффекта имитировалась разделка туши: одну половину прятали в тайге, а вторую уносили домой. Иногда в этом действе участвовал и шаман, тогда успех был практически гарантирован.

Следом за солнцем

Быт эвенков подчинялся условиям кочевого образа жизни. Навьюченных оленей соединяли в связки и выстраивали в караван таким образом, чтобы эвенк, обернувшись, видел всех животных в связке. Впереди стада, отдельно от всех, шёл «табуированный», обычно белый, олень. Он нёс сумки с родовыми святынями — изображениями семейных охранителей и охотничьими амулетами.

Дневной переход у эвенков называется аргиш. Завершив его вечером, нужно было готовить временную стоянку. Место выбиралось в нескольких метрах от старых «чумовищ». Три основные жерди «тургу» брали из остова чумов прошлых лет. Их устанавливали так, чтоб одна из сторон получившегося треугольника смотрела в сторону, откуда пришли на стоянку. Затем, двигаясь по солнцу, ставили остальные жерди каркаса. Покрывали чум оленьими шкурами, берестой, тканями. Отверстие вверху оставалось свободным. Низ обкладывали хвойными ветками и засыпали для тепла снегом.

Внутри чума из соснового лапника устраивали плотный настил, на который раскладывали постели. В центре — место для очага. Слева — женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами, по бокам — постель хозяев. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За костром, напротив входа, располагалось сакральное место — для дорогих гостей, а когда их нет — для хозяина, где он занимался своими мужскими делами: работой ножом, ремонтом, заряжал патроны, чистил ружьё. Летом в чуме костёр обычно не разжигали, клали только дымокур, а еду варили на улице у большого костра.

Эвенкийский чум — это очень гостеприимный дом. Гостю отводили самое удобное место. Первая встреча сопровождалась особым рукопожатием: гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу — левой. Женщины ещё и прижимались поочерёдно обеими щеками друг к другу. Старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем.


Снегоход, джипиэс и благоустроенный чум. Как живут оленеводы Таймыра?
Подробнее

В честь гостя забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития он должен был поставить чашку вверх дном, показывая этим, что больше не будет пить. Если просто отодвинуть чашку от себя, хозяйка могла наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече.

Традиционная одежда выполняла первоочередную задачу — защиту от лютого холода. Шили её так, чтобы даже самый сильный ветер не смог пробраться к телу и унести драгоценное тепло. При этом эвенкийская одежда выделялась среди одеяний других народов Сибири своей красочностью и элегантностью.

Верхняя одежда, так называемые «кафтаны», были одинакового покроя у мужчин и женщин. Их делали из цельной шкуры, полы не сходились — связывались ремешками, а грудь и живот прикрывали нагрудником, защищавшим от холода. Мужской нагрудник был более узкий, чем женский, и заканчивался внизу острым мысом, а у женского, расшитого бисером, низ был прямой. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Эвенкийская обувь, унты, считалась очень тёплой, она пользуется популярностью и в наши дни.

Многие эвенки наносили на лицо и руки татуировки при помощи сухожильной нитки, пропитанной разведённой сажей. Русские того времени  называли их «шитолицыми».


Язык под угрозой исчезновения. Коренные народы Севера забывают родную речь
Подробнее

Везде и нигде

До начала XX века эвенков называли тунгусами. Тунгусский метеорит на самом деле эвенкийский! Эвенк, «увань», буквально — «живущий в горных лесах народ». Именовали они себя и «орочонами», что в переводе означает «человек, владеющий оленем», а также «илэ» — человек.

Статья по теме

Древние люди севера. До прихода русских Сибирь населяли коренные народы

«Главную роль в сложении эвенкийского народа сыграли два этнических компонента — местный восточносибирский, родственный по языку, видимо, современным юкагирам, и пришлый — из Приамурья и Забайкалья, тунгусоязычный», — считает руководитель отдела археологии и этнологии Красноярского краевого краеведческого музея Николай Макаров.

Как бы то ни было, кочуя на оленях, эвенки широко расселились по северным землям. Пожалуй, нет другого народа, который бы при численности в 60 тысяч человек (столько тунгусов было к началу XX века) освоил невероятно обширную территорию — от Енисея до Камчатки и от Ледовитого океана до границы с Китаем. В среднем на одного человека приходится примерно 25 квадратных километров. Про постоянно кочующий народ говорили: эвенки везде и нигде. Они легко приспосаб­ливались к другому укладу хозяйства и быта, адаптировались к новым условиям жизни и климату. А за развитую, богатую традициями культуру эвенков называли аристократами тундры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector