Что такое экология и что она изучает

Современные экологические проблемы

Разделение проблем, относящихся к экологии, происходит аналогично проводимым исследованиям: по уровням, объектам. Некоторые проблемы глобальные, другие – локальные. На глобальном уровне необходима кооперация всего мирового сообщества для решения. На локальном уровне местные власти должны взять лидерство в решении на себя.

Территория земной поверхности отличается неравномерностью климата, рельефа, а с ними – экологических проблем.

Некоторые негативные факторы, влияющие на окружающую среду, непосредственно связаны с жизнедеятельностью. Резкий рост численности населения, рост промышленности и потребления, глобализация производства, экономический разрыв между странами – эти причины влияют на экологическое состояние планеты.

В мире

В мировом масштабе выделяются глобальные проблемы, оказывающие воздействие на климат на всей Земле:

  • глобальное потепление;
  • смена уровня Мирового океана;
  • загрязнение отходами производства и жизнедеятельности;
  • разрушение озонового слоя;
  • расточительная трата ресурсов;
  • уничтожение флоры и фауны.

Указанные причины связаны между собой и влияют друг на друга. Например, разрушение озонового слоя увеличивает степень проникновения солнечных лучей на земную поверхность, что приводит к нагреву. При повышении температуры начинают таять вечные льды, поднимая уровень Мирового океана. На повышение температуры влияют выбросы в атмосферу в результате промышленной деятельности, при производстве электроэнергии, сельскохозяйственной деятельности, движения транспорта.

В России

Для некоторых стран характерны специфические экологические проблемы, возникающие из-за особенностей рельефа, расположения, климата, населения, экологической ситуации. В России целый ряд проблем с экологией на уровне всей страны:

  • загрязнение воздуха, воды, почвы;
  • лесная вырубка;
  • скопление бытовых отходов;
  • радиоактивные источники загрязнения;
  • уничтожение защищаемых заповедников;
  • проблемы Арктики и Байкала.

Например, в России до сих пор отсутствует система по раздельному сбору отходов и последующей переработке. Проблемы Арктики относятся к глобальным – таяние ледников. Кроме того, в Арктической зоне на архипелаге Новая Земля расположен источник радиоактивного загрязнения: бывший испытательный полигон для ядерного оружия, могильник.

Кто ввел термин экология

В 1866 году термин «экология» предложил Эрнест Геккель – немецкий философ и естествоиспытатель. Он является автором слов «питекантроп», «онтогенез», «филогенез». Философ познакомился с учением Дарвина «О происхождении видов» в 1860 г. Через 6 лет Геккель издал научную работу – «Всеобщая морфология организмов», где впервые применил понятие «экология». В книге была раскрыта проблематика биологии и эволюции.

Эрнест еще не раз возвращался к экологическому вопросу, описывал взаимоотношения между животными и растениями, а также взаимодействие животного мира с внешней средой. Геккель не только дал название новой науке, но и обосновал основные принципы, которые в дальнейшем стали объектом научных интересов. Во времена ученого под условиями внешней среды принимали влияние влажности, температуры воздуха, света, то есть неорганические составляющие. Геккель обосновал, что органические факторы и взаимодействия их между собой куда важнее для эволюции, чем неорганические.

Виды и разделы

Помимо того, что экология долгое время сама являлась разделом другой науки, с течением времени накапливались новые знания, позволявшие выделять экологические подразделы. Появление новых видов экологии происходит регулярно, к настоящему моменту выделяются наиболее распространенные:

  • биосферная;
  • промышленная;
  • отраслевая;
  • сельскохозяйственная;
  • эволюционная;
  • валеология;
  • геоэкология;
  • морей и океанов;
  • социальная;
  • экономическая.

Каждый вид экологии отвечает общим задачам науки, связанным с изучением взаимодействия живых организмов в определенной среде.

Кроме видов, в экологии выделяют разделы:

  • аутэкология – изучение отдельных организмов во взаимодействии с окружающей средой;
  • демэкология – образование популяций живых существ;
  • синэкология – взаимодействие многовидовых экосистем.

Как избавиться от насущной проблемы?

Проблема экологии слова довольно глобальна и за короткое время ее не разрешить

В первую очередь, нужно обратить острое внимание на деятельность публичных личностей: журналистов и ведущих, которых слушают миллионы людей. К сожалению, далеко не все люди творческих профессий обладают грамотной и правильной речью и порой страдают косноязычием

Нужно как можно тщательнее подбирать кадры и готовиться к выступлениям.

Чтобы речь была более красивой и выразительной, стоит как можно меньше употреблять слова-паразиты. Они присутствуют в лексиконе практически каждого человека. Искоренить их насовсем вряд ли удастся, но сократить их использование до минимума и употреблять лишь в редких случаях, вполне возможно. Для этого человеку нужно прислушиваться к тому, что он говорит и обдумывать каждое произнесенное слово.

Зачастую данной проблемой страдают неуверенные в себе люди, особенно в те моменты, когда им приходится выступать на публике. К примеру, человек поясняет содержимое презентации или рассказывает доклад. Все взгляды аудитории устремлены на него. Им овладевает волнение и нервозность. Чтобы заполнить неловкие паузы, он начинает «бекать», «мекать» и произносить слова-паразиты.

Чтобы избавиться от этой привычки, необходима ежедневная практика и еще раз практика. Говорить нужно обязательно вслух. Можно тренироваться в одиночку перед зеркалом или же перед друзьями, которые укажут на ошибки. Не стоит бояться молчания и коротких пауз. Лучше помолчать несколько секунд и правильно додумать мысль, чем засорять свою речь. Нужно взять себя в руки и уверенно, четко, с выражением и расстановками излагать доклад. Уже после десятка таких тренировок говорить правильно войдет в привычку, и слова-паразиты постепенно отойдут на второй план.

Экология человека

Это взаимодействие между людьми и окружающей их средой. Здесь окружающая среда воспринимается как экосистема — воздух, почва, вода, живые организмы и физические структуры, включая все, что создано людьми. Живые элементы — микроорганизмы, растения и животные (включая человека) — являются ее биологическим населением.Экосистемы могут быть любого размера. Небольшой пруд в лесу и весь лес, ферма и сельская местность, деревни, поселки и крупные города, область в тысячи квадратных километров и планета Земля — это все экосистемы.
Рис. 2. Эрнст Геккель, автор термина «экология»Хотя люди являются частью экосистемы, их взаимодействие с окружающей средой стоит рассматривать  как связь между социальной системой человека и остальной частью экосистемы. Социальная система является центральной концепцией в экологии человека, потому что его деятельность находится под сильным влиянием общества, в котором живут люди. Ценности и знания, которые вместе формируют наше мировоззрение как личности и общества, представляют то, как мы обрабатываем и интерпретируем информацию и воплощаем ее в действия. Социальная организация и социальные институты, определяющие социально приемлемое поведение, формируют возможности того, что мы на самом деле делаем. Как и экосистемы, социальные системы могут иметь любой масштаб — от семьи до всего населения планеты.

Как следует бороться?

Основой является семья и именно она является примером для ребенка. Если дома родители постоянно бранятся, нецензурно выражаются, неграмотно изъясняются, то нет ничего удивительного в том, что ребенок начнет подражать им. Мамам и папам стоит обязательно следить за собственной речью и прививать своим детям любовь к родному языку.

Школа — это то место, где школьники изучают правила и основы русского языка, читают и обсуждают интересные произведения, а также учат наизусть стихи великих поэтов. Родителям стоит следить за тем, чтобы дети не забывали выполнять домашние задания, а педагогам нужно стараться воспитывать в учениках интерес к родной литературе.

С ТВ и просторов интернета каждый день идет поток неграмотной, нецензурной и просто лишней информации. Люди, порой неосознанно, копируют произнесенное с экранов. Вместе с тем идет снижение культурной нравственности

По этой причине очень важно, чтобы и на телевидении звучала только грамотная и правильная речь, чтобы больше показывали познавательных передач, которые бы воспитывали собственных зрителей

Школьникам, как и взрослым людям, стоит не забывать про чтение русской литературы. Регулярное чтение способствует улучшению речи, обогащает словарный запас и делает человека более образованным. Особенно стоит отдавать предпочтение старой русской классике и стихам таких великих поэтов, как Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.

И прежде всего, нужно обязательно любить и уважать родной язык, ведь он — неотъемлемая составляющая жизни каждого человека

Важно сохранить его богатство и чистоту для следующих поколений

Интересные факты

Когда ученые изучают экологию определенных районов, они называют эти районы экосистемами. Вместе живые (биотические) и неживые (абиотические) организмы в определенной области называются экосистемой:

  • Биотические или живые существа включают растения, животных (сюда относятся и люди), бактерии, грибы и все другие живые организмы;
  • Абиотические, или неживые, составляющие окружающей среды включают солнечный свет, почву, атмосферу, климат, питательные вещества и воду.

Экосистема может быть маленькой, как лужа на заднем дворе, где друг с другом взаимодействуют только несколько организмов. Или большой, как лес, с множеством взаимодействующих живых существ.
Приставка “эко” давно стала синонимом экологически чистой жизни. Все организмы, независимо от их размера, вида или места проживания, должны взаимодействовать с другими видами в их “окрестностях” и с окружающей средой, чтобы выжить. Область экологии огромна, и она охватывает все организмы, живущие на Земле, их физическое и химическое окружение. Лучше разобраться в столь широком понятии, как экология, вам поможет предложенная видео лекция.

Экологические проблемы и как их решить

Кроме экологической проблемы существует термин «экологическая катастрофа» – опасность мирового масштаба, нечто пугающее и грандиозное. Антропогенное загрязнение считают самым опасным, оно происходит по вине человека. Люди загрязняют не только атмосферу, но и почву, и воду.

Примеры экологических проблем современности:

  1. Изменение климата, глобальное потепление. Для решения проблемы придумана установка, которая распыляет частички соли в атмосферу. Образуются облака, тепло отражается в космос. Также на предприятиях, с помощью очистных сооружений, собирают выбросы углекислого газа. Океан засевают водорослями, которые быстро поглощают углекислый газ.
  2. Энергетический кризис – электростанции сжигают огромное количество природных запасов планеты: уголь, нефть, газ. Альтернативой могут быть устройства, работающие с помощью ветра, солнца, воды.
  3. Многие страны сталкиваются с нехваткой пресной воды. Промышленность – одна из отраслей, загрязняющая водоемы. Созданы технологии, позволяющие очищать морскую воду методом вымораживания и дистилляции. Рассматривают варианты очистки загрязненной воды от отходов жизнедеятельности людей.
  4. Нерациональное использования земли. В результате варварского обращения гибнут или деградируют целые экосистемы. Разработан комплекс мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель. В них входят: агрономический, экономический, мелиоративный, агрохимический и правовые мероприятия.
  5. Загрязнение атмосферы связано с выпусками парниковых газов и с выделениями при сжигании топлива. Для уменьшения выбросов на предприятиях устанавливают фильтры и твердые катализаторы. Возле промышленных объектов высаживают деревья, кустарники. Специальные службы контролируют уровень загрязнения в районе промышленных объектов.
  6. Токсины, химические вещества, тяжелые металлы – загрязнение атмосферы, земли и воды из-за техногенных изобретений, созданных человеком. Внедряют экологически чистые технологии, устанавливают защитное оборудование, переходят на альтернативные источники энергии. Озеленяют территории.
  7. Отходы пополняются каждый год, они наносят природе огромный вред. Полиэтилен, пластмасса и другие материалы сотни лет не разлагаются в земле, а при разложении отравляют почву. Сейчас повсеместно происходит реформация обработки мусора, открывают новые предприятия по переработке  отходов. Это позволяет уменьшить количество свалок.
  8. Вырубка лесов значительно сократила площадь «легких» планеты. В России за 13 лет объем лесных массивов уменьшился на 20,3 млн га, было уничтожено 36,5 млн га насаждений. Чтобы сохранить леса, нужно приобретать переработанную бумажную продукцию, экономно использовать бумагу, применять альтернативное топливо вместо дров. Необходимо высаживать новые деревья на смену вырубленным.
  9. В мировом океане значительно уменьшились запасы рыбы. Исчезают ценные породы рыб, млекопитающих, ракообразных. За незаконным отловом следит морская охранная служба, за нарушения вводят штрафы и уголовную ответственность. Созданы законы, помогающие регулировать количество отловленной рыбы, введен запрет на вылов редких пород морских обитателей.
  10. Загрязнение мирового океана. Разработана программа ЮНЕП по защите морской среды от загрязнений. Работу проводят природоохранные организации. Также строят очистные сооружения.

Сколько пожаров в лесу происходит по вине людей – сгорают сотни гектаров. Если каждый человек будет за собой убирать мусор в лесу, на улицах, не жечь костры в лесополосах, то бережное отношение спасет нашу планету от глобальной катастрофы.

Наука направлена на минимизацию рисков возникновения экологических угроз, на недопущение развития новых проблем. Ученые трудятся над изучением разных отраслей, создают экослужбы, которые контролируют и предотвращают факторы риска, восстанавливают экосистему. В каждом городе или селе есть такое подразделение, контролирующее работу предприятий. Службы составляют и подают отчет об состоянии окружающей среды высшим органам. Они, в свою очередь, должны принять меры по устранению проблемы. Ведутся разработки для улучшения ситуации и снижение рисков загрязнения, предотвращения глобальной катастрофы.

Мнение литераторов

К данному вопросу не раз прибегали лингвисты и литераторы, одним из которых был Скворцов Лев Иванович. Это известный советский и российский писатель, доктор филологических наук, а также профессор кафедры русского языка. Он написал и опубликовал более 400 работ, в чье число входит 20 книг. Знаменитым трудом лингвиста стала книга под названием: «Экология слова или поговорим о культуре русской речи». По мнению автора, экологический подход необходим, что касается культуры речи и общения. Писатель отмечал, что с введением новых слов и заимствований язык ожесточился, стал более грубым и невыразительным

В своей работе Лев Иванович рассуждал о том, что весьма важно сохранить богатство и выразительность русского языка. Высокая культура речи — это настоящее духовное достояние народа

Жизнь не стоит на месте, также и язык развивается и пополняется новыми изречениями. В русской речи довольно много зарубежных заимствованных слов и в этом нет ничего плохого. Практически в каждом языке мира присутствуют слова, пришедшие из-за рубежа. Но, как упоминал Скворцов в своей работе, стоит различать заимствования, которые обогащают русский язык, и те, которые, по сути, совсем не нужны и лишь засоряют речь.

Очень правильно заметил великий русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, что незачем использовать в лексиконе чужие слова, когда как в родном языке есть равносильные им.

Стоит упомянуть и слова великого филолога 20 века Дмитрия Сергеевича Лихачева, который был автором множества работ, посвященных истории русской культуры и литературы. Будучи ярым приверженцем духовной нравственности, он считал, что слова-паразиты и бранные высказывания отражают не только примитивную речь человека, но и его слабый ум.

Чтобы избежать этого, нужно обязательно прислушиваться к собственной речи и делать определенные выводы. В подрастающем населении России следует воспитывать любовь к русскому языку, к чтению мудрых книг, заботиться о его настоящем состоянии и его будущем для следующих поколений.

Пути предупреждения и решения проблем

Один из путей предупреждения и решения проблем – использование научных исследований в области экологии для организации жизнедеятельности на Земле.

Решение глобальных проблем возможно только при наличии альтернативных способов осуществления экономической деятельности населения. Применение безопасных для окружающей среды методов приводит к убыткам у пользователей, поэтому ими используются более доступные и вредные средства.

Другой способ, позволяющий достичь положительного экономического эффекта за счет альтернативных средств, – развитие науки и технологий. Данное направление оказывается под давлением представителей действующих отраслей, получающих прибыль от применения собственных технологий. Например, нефтегазовое лобби сдерживает развитие альтернативных источников энергии.

Функциональная экология

Представьте, что вы путешествуете по лесу. Вокруг вы увидите разные виды деревьев, белок или бурундуков, преследующих друг друга или ищущих пищу. В зависимости от времени года вы можете страдать от надоедливых насекомых, и вы, скорее всего, дышите свежим воздухом. На первый взгляд картина может показаться простой, но здесь происходит целый ряд процессов, которые изначально невооруженным глазом не видны. Именно здесь начинается функциональная экология.Функциональная экология – это подраздел экологии, который фокусируется на уникальных ролях и функциях каждого вида, популяции или сообщества, развивающихся в своей “домашней” экосистеме. Другими словами, эта область экологии заинтересована в определении того, какой процесс, деятельность или роль каждого вида помогают экосистеме в целом.

Группирование организмов в функциональные группы

В функциональной экологии организмы объединяются в группы на основе роли, которую они выполняют. Цикл особей, которые и которых едят, – это один из способов взаимодействия элементов окружающей среды. Например:

  • Растения известны как первичные производители — они питаются через процесс фотосинтеза. Все растения для фотосинтеза используют солнечный свет, поэтому мы можем объединить их в функциональную группу.
  • Точно так же существуют организмы, которые едят только растения. Эти виды известны как травоядные, и их также можно сгруппировать в функциональную группу.
  • Если подняться на еще один трофический уровень, мы обнаружим организмы, которые едят только других животных. Эти особи известны как плотоядные, они также могут считаться функциональной группой.
  • Всеядные – организмы, которые едят как растения, так и других животных.
  • Декомпозиторы – разрушают органический материал.

Функциональные группы – это один из способов классифицировать виды организмов в контексте функциональной экологии.

Рис. 4. Группы экологических факторов

Биосферная экология

В эту же группу относится и биосферная экология, основным предметом изучения которой являются глобальные процессы на Земле. К ним относится круговорот веществ в природе, загрязнение мирового океана в ходе деятельности человека, а также связанные с этим изменения в озоновом слое и климате планеты.

Функциональное разнообразие и избыточность

Несмотря на то, что в одной и той же функциональной группе могут сосуществовать различные популяции, каждый вид в этой экосистеме может иметь разные функции или роли, а один вид может выполнять более чем одну функцию или роль. Фактически, количество видов и количество различных ролей, которые эти виды выполняют в экосистеме, и есть функциональное разнообразие системы.

Определение термина

Людям, далеким от филологических наук, данный термин незнаком. Проще говоря, определение экологии слова заключается в сохранении красоты и выразительности языка, в данном случае, русской речи.

Прежде всего, они выступают за чистоту русского языка, отхождение от вульгарных выражений, мата и слов-паразитов. Существует даже такое понятие, как экология речевой среды, то есть, та сфера, которая нуждается в защите и очищении.

Экология слова и экология речи — два понятия, которые тесно связаны между собой и имеют практически одинаковую трактовку.

Ключевыми предметами языковой чистоты являются здравая культура общества, защита и поддержание здоровья родного языка и нахождение способов обогащения речи.

Методология

В экологических исследованиях используются разные методики для выполнения поставленных задач. В качестве объекта изучения выступают элементы биосферы: от организмов до всей системы в целом. Анализируются происходящие процессы, организационная структура, функционирование составляющих частей биосферы. По результатам исследования разрабатываются рекомендации по рациональному взаимодействию человека с природой.

Выполнение поставленных задач зависит от выбранных способов изучения среды. Исследования проводятся дистанционно и с выездом в анализируемую область.

Объекты исследования

Выбор исследуемых объектов для изучения экологии отличается масштабам, в котором выделяются 5 уровней:

  • отдельные живые организмы;
  • группы (популяция);
  • несколько групп (сообщество);
  • взаимосвязанные сообщества (экосистема);
  • совокупность экологических систем (биосфера) – вся планета.

На каждом уровне изучается взаимодействие объекта с окружающей средой, меньшими и большими уровнями. Например, отдельные живые организмы в качестве объекта не имеют взаимодействия с уровнями меньшего порядка, поэтому экологами рассматривается их адаптация в популяции и окружающей среде.

Методы исследования

В экологии используются 3 метода исследования:

  • Полевые наблюдения. Наблюдение в натуральной среде жизнедеятельности за живыми организмами. Могут проводиться в виде экспедиций, прохождения маршрутов, организованных стационарных постов.
  • Полевые или лабораторные эксперименты. Целенаправленное воздействие на биосферу в естественных или лабораторных условиях.
  • Моделирование. Использование специального программного оборудования для построения и расчета моделей поведения при разных вариантах взаимодействия между живыми организмами, средой.

Экология народонаселения (популяции)

Более 25% всех земноводных находятся на грани вымирания. Почему некоторые виды более уязвимы, чем другие? Как можно прогнозировать текущие темпы индивидуального выживания и размножения в будущем? Население людей удвоилось менее чем за пятьдесят лет и уже достигло 7 миллиардов. Какие факторы могут влиять на темпы этого роста в будущем и как решить проблемы популяции?Экология народонаселения (популяции) — это наука об изучении этих и других вопросов, а также факторов, влияющих на популяцию людей и животных,  как и почему она меняется с течением времени. Экология народонаселения изучает популяцию общества и его сложные взаимодействия с окружающей средой и другими группами. Рост численности населения является одной из важнейших экологических проблем XXI века.Изучение экологии народонаселения включает понимание, объяснение и прогнозирование распределения видов. Почему определенные виды обитают в тех или иных районах, и почему они не могут выйти за пределы зоны существования?Ученые утверждают, что успех человечества обусловлен исключительно тем, что люди научились коммуникациям и могут находить общий язык для достижения единой цели.
Рис. 3. Структура общей экологии

Основные задачи и цели

Основные задачи экологии в качестве науки неизменны с момента образования направления – изучение закономерностей отношений организмов и среды. Для этого проводятся исследования биосферы и влияющих элементов: популяций, биоты, естественных и антропогенных воздействий. Изучение взаимодействия частей биологической системы проводится в целях разработки модели рационального взаимодействия человека в данной среде.

Применение термина экология в работе по защите окружающей среды определило дополнительные задачи:

  • выработка методов управления экологической безопасностью планеты;
  • формирование принципов взаимодействия человека и окружающей среды;
  • снижение негативного воздействия на природу.

Основная цель изучения – предотвращение глобального экологического кризиса. Для этого человечество должно гармонично взаимодействовать с окружающей средой, сохраняя природный баланс.

Экология экосистем

Наибольшим масштабом организации является экосистема. Она представляет собой сеть взаимосвязанных биологических сообществ. Самая большая из них — биосфера, она охватывает все экосистемы внутри нее.Этот раздел изучает сложные модели, созданные взаимодействующими экосистемами и абиотическими факторами окружающей среды. Они могут изучать воду, питательные вещества или другие химические элементы. Это очень сложная и широкомасштабная наука, которая включает в себя множество дисциплин. Все организмы, которые существуют в экосистеме, выполняют уникальные и важные роли, которые позволяют экосистеме существовать.

Причина употребления слов-паразитов

По мнению лингвистов, злоупотребление словами-паразитами и бранными фразами зависит от степени образованности человека и уровня его начитанности. Чем беднее словарный запас, тем больше он употребляет их на практике. Но, тем не менее, также нередки случаи, когда вполне умный человек, хорошо владеющий языком, позволяет в своей речи подобные высказывания. Порой, данные слова используются по старой привычке или же намеренно. К примеру, некоторые слова применяются потому, что на сегодняшний день существует мода на их употребление. К ним можно отнести: «капец», «как бы», «ну, в общем», «в принципе», «короче».

Считается также, что одной из причин их использования является психологическая проблема, когда в моменты волнения и переживания человек начинает говорить словами-паразитами.

Самыми серьезными и засоряющими русскую речь являются матерные слова. Человек, часто использующий их в собственном лексиконе, олицетворяет себя как невоспитанного и малообразованного. В данном случае причина заключается в низкой культуре и нравственности личности.

Заключение

Русская речь в настоящее время претерпевает кризис. Многие специалисты по языку и литераторы обеспокоены этой проблемой. Данный вопрос поднимал лингвист и филолог Л

Скворцов в «Экологии слова или поговорим о культуре русской речи», где автор рассуждал о том, как важно сохранить культуру языка и что экологический подход необходим для оздоровления и чистоты речи

Язык постепенно засоряется многочисленными иностранными словами, жаргонизмами, матом и словами-паразитами. Он становится грубым, менее выразительным и упрощенным. Люди, привыкшие общаться в подобной манере, постепенно забывают настоящий русский язык и их словарный запас истончается. Особенно остро данная тенденция наблюдается среди подрастающего поколения — будущего России.

Экология слова — это та наука, которая борется за чистоту и «оздоровление» языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector