Государства в двуречье

Природа и климат региона

Тысячи лет назад Персидский залив был длиннее километров на сто, и южные пределы Месопотамии на карте находились намного севернее современных. А реки Тигр и Евфрат текли практически параллельно и имели отдельные русла. Условно эту территорию между Армянским нагорьем на севере и Персидским заливом на юге делятся на 2 климатические зоны.

Нижняя Месопотамия

Летом на этих пустынных землях веяли песчаные бури, а зимой шли страшные ливни. Однако в апреле — июне на севере в горах начинали таять снега, и реки Тигр и Евфрат заливали все прилегающие территории.

Благодаря таким систематическим наводнениям сухая земля покрывалась слоем плодородного ила. И древние земледельцы собирали в 35 раз больше зерна, чем садили.

Реки разливались нерегулярно, наводнения случались даже зимой, а русла заиливались настолько, что Тигру и Евфрату приходилось прокладывать себе новые пути. Это приводило к страшным бедствиям для населения. Недаром миф о потопе родом из этой местности.

В Южной Месопотамии не было ни леса, ни строительного камня или известняка, ни залежей руды. В распоряжении местных жителей были только тростник и липкая глина.

По этой причине многие здания в регионе строились из необожжённого кирпича, ведь для обжига требовались ветки и дерево. Даже первый человек, как верили шумеры, был создан из сырой глины, а все записи велись на глиняных табличках. После высыхания они не боятся ни воды, ни огня, поэтому современные исследователи так много знают о древнейшей цивилизации мира.

Отсутствие древесины сказалось на том, как позже будет вооружена армия бронзового века. Тысячелетиями воины не использовали луки, ведь для их изготовления тоже нужна качественная древесина.

Верхнее Междуречье

Климат здесь не отличался гостеприимством. Каменистая степь, вплотную подходившая к рекам, оставляла только небольшие участки плодородных земель. Местным жителям не приходилось возводить сложные ирригационные системы, ведь климат был не таким засушливым и пахотных земель было намного меньше.

Зато на севере располагались богатые залежи железной руды и было достаточно строительного материала. Богатой была и местная фауна. Здесь водились:

  • львы;
  • слоны;
  • дикие ослы;
  • лани;
  • кабаны;
  • медведи;
  • леопарды.

По этой территории проходили важные торговые пути.

Культура и религия Месопотамии

Культура Древней Месопотамии именуется шумеро-аккадской, по названию двух преобладавших народов. Ее отличительная особенность – синтез глубокой духовности и развитого искусства, литературы, научной мысли.
Исследователи отмечают, что древние жители Месопотамии обладали широкими познаниями в сфере астрономии, математики, были выдающимися строителями. Именно на территории Шумера впервые была построена ступенчатая пирамида. Эти сооружения отличались от пирамид Древнего Египта и именовались зиккуратами. В наше время открыто 32 месопотамских зиккурата, самый известный расположен в Уре и построен около 2041 г. до н. э. Назначение зиккуратов до конца не установлено, но, по всей вероятности, они служили святилищами.

Шумеры сделали значительный вклад в мировую литературу. Они создали знаменитый «Эпос о Гильгамеше», датированный XVIII-XVII вв. до н. э. Главный герой Гильгамеш – реальный исторический персонаж, правитель города Урук в Шумере. Произведение написано клинописью и на аккадском языке. Найден этот ценный памятник культуры был в Ниневии, в библиотеке царя Ашшурбанипала.

Культура Месопотамии включала развитое законодательство. Царь Хаммурапи подарил миру первый известный истории свод законов – «Кодекс Хаммурапи». Текст закона также дошел до нас на аккадском языке, начертанный клинописью. В нем разобраны вопросы судопроизводства, семейного и уголовного права, охраны собственности.
Также жители Месопотамии стали авторами позиционной системы счисления, сделали ряд открытий в области отсчета времени и астрономии (разделили час на минуты, а минуты на секунды). Тем, что в неделе у нас семь дней, мы тоже обязаны им; они же назвали каждый день в честь определенного божества. Традиция сохранилась в ряде современных языков германской и романской групп.

В религиозном отношении население Междуречья имело интересную особенность: из-за развития нескольких сильных центров религия включала различные культы поклонения разным божествам. Самый ранний пантеон был создан шумерами. Главными божествами были Ану (бог неба), Ки (богиня земли) и их дети. Как и во многих мифических системах, отношения между богами были непростыми, они воевали между собой, свергали один другого.

Во II тыс. до н. э. сложился Главный пантеон. В нем роль верховного божества занял Мардук. Также почитались Син (бог луны), Шамаш (бог солнца) и еще ряд второстепенных богов. Главное женское божество жителей Междуречья – Иштар, покровительница плодородия, цикла жизни и смерти. В других ближневосточных культурах она также почиталась под именами Астарта, Эстер, Исида. Поклонялось население Месопотамии и Таммузу, божеству весеннего солнца.

Культ загробной жизни не был здесь распространен так, как в Древнем Египте. Если в семье умирал человек, его близкие устраивали траур, и, как было принято, разрывали на себе одежды и посыпали голову пеплом. Хотя загробная жизнь не стояла во главе угла, покойного отправляли на тот свет со всем необходимым: едой, оружием, одеждой. Помещали тела в каменные могилы. В стенах даже было устроено подобие водопровода, по которому в гробницу подавалась вода для покойного.

Месопотамия — колыбель цивилизации

В долине Тигр и Евфрат расположилась Месопотамия – одна из величайших цивилизаций Древнего мира. Датируется третьим тысячелетием до н.э. вплоть до 539 года до н.э. Сегодня на этой территории находится Ирак и северо-восточная часть современной Сирии. История указывает на то, что в разное время здесь располагались царства: Шумера, Аккада, Вавилония и Ассирия. Возникновение цивилизации в Месопотамии приходится на эпоху ранней бронзы (эпоха Урук).  Ее еще называют периодом Гавры. Наступление урукской эпохи является началом бронзового века. Активно развиваются такие ремесла как, гончарное, тканное и деревообрабатывающее. Активно идет строительство и развивается торговля. В этот период происходят первые социальные расслоения. Развитие храмов и управляющих структур подразумевает и появление соответствующих специалистов – жрецов и чиновничьего аппарата. Богатства концентрируются в их руках, таким образом, формируя «правящий класс».  Первые государства Месопотамии формируются в начале 3-го тысячелетия до н.э.  в виде номов (автономные области). К ним относятся наиболее крупные номы, такие как Урук, Ур, Киш, Лагаш. Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. возникают  Аккада (24 – 22 век до н.э.) и династии Ура (22 – 21 век до н.э.) представляя собой первые цивилизованные государства. Начало 1-го тысячелетия до н.э. Ассирийское царство в этот период занимает лидирующие позиции в обработке железа. С началом железного века Ассирия возобновляет завоевательную политику. Но постоянные военные походы сильно истощают страну.  Реформатор Тиглапаласара третий создает мощное войско, с помощью которого превращает Ассирию в мировую державу. Ассирия устанавливает господство над всей ближневосточной частью цивилизованного мира. Под ее властью находится Месопотамия, часть Восточного Средиземноморья и Мидия. При правлении Саргона второго Ассирия покоряет Палестину и государство Урарту. Правитель Асархаддон завоевывает Древний Египет, а при Ашшурбанапале был разгромлен Элам. Только воссоединение и договоренность общих врагов Ассирии, прежде всего мидийцев и вавилонян, а также внутренние ассирийские разногласия, смогли способствовать победе над великой мировой державой. Города могучей страны были разрушены до основания, а земли вошли в состав царства Мидия. К началу первой половины 2-го тысячелетия до н.э. (эпоха средней бронзы) в Южной Месопотамии главенствовало царство Исина.

 Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. развязываются конфликты между государствами Исин, Ларса, Эшнунна, Мари и другими. Под натиском амореев царство Исина вскоре пало. В дальнейшем амореи установили власть над всей областью Шумер. Держава царя Хаммурапи (Вавилон) и государства Ассирии (Ашшур и Шамши-Адад) играют главенствующую роль. Помимо них значительную роль играет население Северной Месопотамии – хурриты. Они организовывают собственное, крупное государство Ханигальбат. Вскоре Ханигальбат захватили индоарийские варвары «умман-манда», под властью которых это государство стало известно как Митанни, и превратилось в одну из самых могущественных держав Древнего Ближнего Востока. Позже ослабление позиций государства Ханигальбат дало возможность обрести независимость городу Ашшуру. Впоследствии Ашшур, захватит часть митаннийских владений. Теперь город-государство превратилось в царство Ассирия, присоединив оставшиеся земли Митанни. Вторая половина 2-го тысячелетия до н.э. характеризуется сосуществованием двух великих держав – Вавилонии и Ассирии. Но в итоге кризис бронзового века привел эти государства к упадку. Первым из этого кризиса вышло Ассирийское государство, преодолев его. Ассирия начала осваивать железо, и возобновила завоевательную политику. В итоге, в истории человечества образовалось «империя» мира – Великая ассирийская держава. Ведущая роль перешла к новой великой державе Месопотамии, к Нововавилонскому государству. Эти события датируются 7-6 веками до н.э. Вавилон стал самым крупным городом Ближнего Востока и получил название Вавилон Великий. После  непродолжительной гегемонии Приморского царства, Южную Месопотамию захватили касситы. Они основали царство Кардуниаш. Касситы возвращают Вавилонии утраченный статус великой державы. Уничтожение Приморского царства стало началом нового «Амарнского миропорядка». Но в конце 8 века до н.э. Кардуниаш пришел в упадок и достался эламитам.

Особенности природы

Междуречье отличалось жарким климатом, низким уровнем влажности и редкими осадками. Земля в Месопотамии была очень плодородной. Страна процветала за счёт Тигра и Евфрата. Но разливы рек часто обрушивались на поселения шумеров и уничтожали дома и пастбища.

Из-за таких природных условий Двуречья жителям юга приходилось формировать насыпи по берегам, чтобы защитить выращиваемые сельскохозяйственные культуры. Также люди рыли каналы, которые контролировали поток воды.

На юге Месопотамии не было лесов и гор. Для строительства жилищ жители древнего государства использовали глину. Из неё делали кирпичи, которые потом оставляли сушиться на солнце, поскольку дров для разведения огня у людей не было. Из готовых материалов возводили дома с толстыми стенами, защищавшими строения от разрушения.

Появление первых городов и государств

Начало дописьменного периода истории Междуречья можно отсчитывать от 15 тыс. лет до н.э. Основными событиями XV-IV тыс. до н.э. стало появление очагов земледелия и скотоводства, а также урбанистическая революция, которая достигла пика к середине IV тыс. до н.э.

Рис. 1. Древнее Двуречье.

Переход от энеолита, то есть века меди и камня, к бронзовому веку пришелся на урукский период, который датируется 4000-3100 г. до н.э. От названия города Урук произошло и название страны Ирак. В этот же период возникла шумерская цивилизация. В урукский период появились такие новшества:

  • Самая древняя письменность – пиктографическая. Тексты на шумерском языке.
  • Монументальное строительство, например, храмов.
  • Административно-территориальное деление.
  • Протогосударства или “номовые государства”. К таковым относились: Ур, Урук, Киш, Лагаш.
  • Правящие династии и древнейшая форма правления – восточная деспотия.
  • Общественные лидеры. Ими стали жрецы и вожди.

До сих пор идут споры археологов о том, какой город имеет право первым в истории, возможно, это был Эриду находившийся на юге современного Ирака. Первым городом в мире его считали и сами шумеры.

Рис. 2. Карта Древнего Двуречья.

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Возникновение рабства.

Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.

К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала [II тысячелетия эпическая поэма о паре Киша Акке и царе Урука Гильгамеше, согласно которой царь города Киша требует от города Урука рытья больших и малых водных бассейнов во всей стране. В таком случае население зависимого города фактически превращалось в подневольных людей.

Положение рабов в древнейшем шумерском обществе было чрезвычайно приниженным. Раб часто назывался иги-ну-ду — «не поднимающий глаз», т. е. держащий глаза опущенными перед свободными людьми. Рабов приносили в жертву богам и умершим царям.

Письменность

Вы уже поняли, что в древних городах буквально все делали из глины. Из глины возводили храмы, из глины строили дома. Утварь в этих домах была тоже глиняная, и детские игрушки тоже, и, вы не поверите, писали местные жители тоже, опять таки, на глиняных табличках.

Изготавливались таблички так: сначала они формировались из сырой глины, а далее на них писец начинал уже записывать какую-то нужную ему информацию. Сами понимаете, что выписывать какие-то особо сложные знаки на сырой глине несколько затруднительно, поэтому письменность была весьма и весьма специфическая, в виде клинышков. Ученые так и называют ее клинопись. Если записи были важные, их сохраняли, их обжигали, и подобные книги становились практически вечными. А если записи были не нужны, то очень просто их можно было стереть.

Самые ранние из обнаруженных клинописных записей принадлежат храмовым чиновникам. Дело в том, что хозяйство храма было весьма обширным, и нужно было записать сколько зерна, сколько масла, сколько молока в нем произведено, сколько пошло работникам, а сколько осталось в хозяйстве храмов.

Религия.

В каждой шумерской территориальной общине почитался свой местный бог-покровитель, являвшийся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые властвуют над жизнью людей. Такое божество считалось обычно покровителем земледелия.

При ирригационном земледелии большую роль играли светила и наблюдения за ними, а поэтому в древнем Шумере начали рано связывать богов с отдельными звёздами и созвездиями. В письме Шумера пиктограмма звезды служила обозначением понятия «бог».

Важную роль в шумерской религии играла богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения, культ которой в своей основе восходил ещё ко временам господства материнского рода. Существовало несколько таких местных богинь, например Инанна, богиня города Урука. Вместе с Инанной, родительницей всего существующего, почитался и бог Думузи, «истинное дитя», в семитической передаче — Таммуз. Это был бог умирающий и воскресающий, который олицетворял собой судьбу зерна. Культ умирающих и воскресающих богов растительности восходит ко времени установившегося преобладания земледелия.

В мировоззрении шумеров, а затем аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,— неба, земли, воды. Эти основные силы природы в религии олицетворялись в фантастических образах трёх основных богов. Это были бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки или Эа.

Эти божества почитались во всём Двуречье, хотя центром почитания Энлиля был Ниппур, ставший общешумерским святилищем, центром культа Энки — город Эриду. За пределами своих городов почитались также главный бог города Сиппара—бог Солнца Шамаш (шумерский У ту), главный бог города Ура—Син, отождествлявшийся с Луной, и другие.

Первоначально общество Шумера не знало жречества как особого сословия. Верхи жречества, заведовавшие хозяйством храмов и выполнявшие основные обряды культа, являлись представителями знати, а технические исполнители культа, низший храмовый персонал, чаще всего выходили из народа. Большое значение приобрели храмовые писцы, которые хранили и развивали письменность.

Религия освящала существующий общественный порядок; правитель города-государства считался потомком богов и представителем городского бога в государстве. Но религия шумеров ещё не знала стремления примирить угнетённые массы с их тяжёлой участью на земле обещанием награды в «потустороннем» мире. Вера в рай, в небесное вознаграждение за земные страдания, видимо, так и не развилась в древнем Двуречье. Ряд мифов рисует тщетность попыток человека достичь бессмертия.

Некоторые мифы древних шумеров (о сотворении мира, о всемирном потопе и др.) ‘оказали большое влияние на мифологию других народов, в частности на мифологию древних евреев, и в несколько изменённом виде сохраняются в религиозных воззрениях современных христиан.

Аккадские семиты, невидимому, не имели своей чётко выработанной иерархии богов. Подобно другим семитским племенам они называли бога своего племени владыкой (бел), а богиню племени — просто богиней (эштар). Поселившись в Двуречье, они восприняли все основные черты шумерской религии. Боги неба и воды продолжали у них называться шумерскими именами: Ану и Эа; Энлиль наряду со своим шумерским именем стал носить имя Бел.

Презентация на тему: » Западная Азия в Древности. Древнее Двуречье. 1. Географическое положение, природа и климат Двуречья 2. Возникновение городов-государств 3. Письменность,» — Транскрипт:

1

Западная Азия в Древности. Древнее Двуречье. 1. Географическое положение, природа и климат Двуречья 2. Возникновение городов-государств 3. Письменность, научные знания и верования в Двуречье

2

Географическое положение Двуречья

3

Двуречье (Междуречье или Месопотамия) располагалось в Западной Азии между реками Евфрат и Тигр

4

Природные условия Египет Египет Двуречье (южное) Двуречье (южное) Общее: Сухой, жаркий климат, много солнца; нет леса; мягкая, плодородная земля; разливы рек леса; мягкая, плодородная земля; разливы рек Различия: Различия: *Есть горы и строительный камень. *Нил разливается спокойно с июля по ноябрь *Нет гор и строительного камня, но много глины. *Разливы рек проходили бурно, неожиданно

5

Возникновение городов- государств

6

Письменность, научные знания и верования в Двуречье

7

Ответь на вопросы: 1. Как называлась письменность народов Двуречья? 2. На чём и чем писали в Двуречье? 3. Когда появились первые глиняные книги и благодаря чему они сохранились? 4. Кто изобрел клинопись? 5. Какие науки развивались в Двуречье? Перечислите научные открытия жрецов. 6. Что было главным зданием любого города- государства в Двуречье? 7. Как выглядели храмы? 8. Назовите основных богов жителей Двуречья.

8

Письменность и научные знания Клинопись – особое письмо в Двуречье. Клинообразные значки рисовали на глине заостренной палочкой. Клинопись – особое письмо в Двуречье. Клинообразные значки рисовали на глине заостренной палочкой. Звездочеты, поднимаясь на храмы-башни, вели наблюдения за движением небесных светил. Они составляли календарь, вычисляли сроки лунных затмений. Ученые-жрецы занимались математикой. Вслед за ними мы до сих пор делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Звездочеты, поднимаясь на храмы-башни, вели наблюдения за движением небесных светил. Они составляли календарь, вычисляли сроки лунных затмений. Ученые-жрецы занимались математикой. Вслед за ними мы до сих пор делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.

9

Боги жителей Двуречья Иштар – богиня плодородия и любви Шамаш – бог Шамаш – бог солнца солнца Син – бог луны Син – бог луны Эа – бог Эа – бог воды воды

10

Домашнее задание: Парграф 13, вопросы. Подготовить рассказ о школе в Двуречье (вопр. 5). Парграф 13, вопросы. Подготовить рассказ о школе в Двуречье (вопр. 5). Контурная карта «Двуречье» — выполнить задания 1 и 2 Контурная карта «Двуречье» — выполнить задания 1 и 2

Возникновение государств.

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Двуречья возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов в подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной аристократии, её господствующего положения в обществе. Государство должно было охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию рабовладельческих отношений.

Рабы частью принадлежали знати, частью — государству, т. е. в конечном счёте тем же рабовладельцам. Часть освоенной территории, орошаемой разливами рек, была уже не коллективной собственностью отдельных общин, а собственностью государства. Собственность на орудия труда и домашний скот была частная, причём о равенстве в этом отношении уже не могло быть и речи. С появлением государства храмовое хозяйство из общеплеменной собственности стало по существу государственной собственностью. Продукция храмового хозяйства шла в основном на содержание государственного аппарата и жречества.

Представители рабовладельческой знати занимали все государственные посты, а также основные жреческие должности. Таким образом, помимо того что они имели свои крупные хозяйства, они могли в своих интересах использовать то, что находилось в государственной собственности, и в первую очередь землю.

Конечно, эти государства ещё были весьма примитивными, в общественной жизни. ещё очень сильны были пережитки первобытно-общинных отношений. Если даже в самых развитых рабовладельческих государствах значительно более позднего времени общество не состояло только из рабов и рабовладельцев, то это тем более относится к рабовладельческому обществу на ранних ступенях его формирования.

Большинство населения Двуречья не только в начале III тысячелетия до н. э., но и много позже, несомненно, составляли общинники. Но общинники уже не были, как прежде, независимыми: те взносы, которые ими раньше делались , в общеплеменную казну с их собственного согласия, отныне превращались в обязательный государственный налог, а их работа на общественные нужды превращалась в тяжёлую повинность, в работу на эксплуататорскую верхушку общества и на нужды находившегося в её руках государственного аппарата.

Свободные общинники ещё сохраняли, однако, фактическое владение большей частью обрабатываемой земли. Процесс их обезземеливания был очень длительным вследствие того, что владение землёй было коллективным, а отнять землю у общины, пока она оставалась прочной и сплочённой, было делом сложным и трудным. Свободные общинники составляли основную производительную часть населения на территории, ставшей пригодной для земледелия; на первых порах они были также основной военной силой в ополчении. Государственный строй в течение некоторого времени ещё сохранял формальные элементы племенной демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов, совет старейшин. По мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений, разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках класса рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.

Крем контурирующий тут. Такси минивэн москва. Заказ минивэна в сервис такси.

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Культура и общество

Экономика и Экономика

В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).

Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она ​​не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.

В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.

Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.

Язык, письмо и числа

До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .

Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.

Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.

С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.

Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.

Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector