Дмитриевский собор

Святыни и реликвии

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Архитектурные особенности собора

Первый проект собора создавался на шести столпах, при этом имел три апсида. Материалом для постройки взяли белый известняк, качество которого было настолько высоким, что с ним не мог сравниться материал стен галереи Всеволода.

Шестистолпный храм имел одну особенность: четверик был почти кубичным и имел такие параметры:

  • ширина – 17.5 м;
  • длина – 22.5 м;
  • высота – 21 м.

Подкупольный квадрат имел сторону длиной 6.4 м. Все храмовые элементы словно тянулись к Богу, стремилось вверх.

Среди современников собор относился к наиболее высоким. 32.3 метра высоты превосходили имеющиеся храмовые комплексы Новгорода и Киева.

Толщина стен и крещатых столпов невелика. В том проекте храма роль столпов брали на себя так называемые лопатки, размещенные внутри и снаружи, убранные полуколоннами, капителями из лиственного орнамента. Сверху, над линией аркатурно-колончатого пояса, профиль лопаток усложнили валиком.

От подпружных арок путь к барабану о 12 окнах вел сквозь тромпы. В то время такой проект строения был одним из наиболее уникальных, поскольку в северо-восточной части Руси зодчими не создавались подобные сооружения данного периода.

Известно, что у первичного храма было 3 притвора. Цоколь изготовлен из непрофилированного отлива так, как это делали и при строительстве соборов Юрия Долгорукого. На стенах собора красовалось украшение из пояса, составляли который арки и колонны, сверху окантованный лентой поребрика.

Капители небольших колон, использованных для декора, по своей форме напоминают кубические романские изделия, базу же составляют клинчатые консоли.

Поверхности стен, расположенные между колоннами, покрывали штукатурка и изящные фрески.

Основой строения был каменный фундамент, раствор в котором достигал только двух рядов, а выше строители расположили мелкий бут белого камня. Мастера ставили стены собора уже поверх него.

Войти на хоры собора можно было, воспользовавшись входом лестничной башни. Она располагалась с северной стороны храма, примыкая к пряслу.

Первичный храмовый комплекс при строительстве задекорировали скульптурными декоративными композициями зооантропоморфного типа. Когда проводилась обстройка галереями (в 1180 году), все статуи исчезли. Некоторые исследователи считают, что их перенесли в галерею Всеволода.

Двуярусные фасады разделялись сложными пилястрами. Поверхность центральных закомаров украшали рельефные композиции, на которых были изображены:

  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо
  • Три отрока в пещере огненной

Дополнительными элементами декора были маски львиных голов и женских лиц.

Прошло много времени, но некоторые элементы старинной работы дожили до наших дней. К ним относятся статуи в виде пророков, изображения птиц, напоминающих внешне павлинов, и капители в форме пары лежащих львов.

Сколько глав тогда у храма было – не знает точно никто. Некоторые исследователи утверждают, что их было 5.

Восстанавливая храм после пожара 1185 года, мастера не только визуально расширили его с помощью галерей, но и сделали вместительнее. При этом разделение новых достроек проводилось согласно первичному плану, что сделало дополнение к собору гармоничным.

Образ храма стал ступенчатым, поскольку закомары галерей расположились немного ниже, чем на основных стенах.

Новые апсиды мастера разместили восточнее прежних. Если внимательно рассматривать Всеволодовы галереи, видно, что на северо-востоке и юго-востоке строения не украшены угловыми компартиментами, а малые главы с восточной стороны сделаны меньше, при этом сдвинуты на запад.

Когда проводились работы по восстановлению храма и изменения в его проекте, стены Андреевского собора подверглись частичному разрушению. Чтобы галереи Всеволода дополнили храм, при этом стали частью единого внутреннего пространства, создавались дополнительные арки.

Внешние гладкие стены галерей частично изукрасили рисунки, продублированные с вертикальных поверхностей собора, построенного Андреем Боголюбским.

В летописях отмечается, что всю перестройку проводили местные мастера, включая и декорирование стен росписями. В настоящее время сохранились элементы декора, созданные руками зодчих того времени.

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев. В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу. В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ХХ век и нынешнее время

После революции храм сразу же был передан музею. В нем работала реставрационная комиссия под руководством художника Игоря Грабаря – та же, которая расчищала в эти годы рублевские фрески Успенского собора. И. Грабарь заново открыл фрагменты фресок XII века. После войны раскопки вокруг собора вел Николай Воронин, ведущий советский специалист по древнерусской архитектуре и автор реконструкций первоначального облика многих владимиро-суздальских храмов.

После войны здесь размещались музейные выставки, посвящённые архитектуре владимиро-суздальского края, потом была Галерея Героев Советского Союза – уроженцев Владимира. Сейчас это выставка размещена в Золотых воротах неподалеку.

С середины 70-х годов собор закрылся на длительную реставрацию, которая закончилась только в 2005 году. Разрушающийся от времени белый известняк был пропитан специальным защитным составом, обновлены коммуникации, позволяющие сохранять в здании особый температурный режим, был заменен крест на куполе.

Сейчас храм является филиалом музея, но несколько раз в год в нем, по согласованию с музейными работниками, проходят церковные службы. В соборе можно увидеть фрагменты сохранившихся с XII века росписей: это «Страшный суд», «Шествие праведных в рай» и «Борогодица». Исследователи видят в этих фресках кисть двух разных авторов. Здесь размещен древний список с иконы Дмитрия Солунского, копия серебряного ларца, который когда-то был привезен из Солуни и сохранял частицу одеяния святого, и четырехметровый крест, снятый с купола – он сейчас находится в алтаре собора.

Здесь захоронен Роман Илларионович Воронцов, Владимирский генерал-губернатор в 1778-83 гг., родной брат знаменитого дипломата и канцлера Михаила Воронцова и отец русского посланника в Лондоне Семена Романовича Воронцова. Воронцовы принимали участие в перевороте, приведшем на трон Елизавету Петровну. А при Екатерине II, после реформы и образования новых губерний, Роман Илларионович стал губернатором Владимира и прославился взяточническом и поборами. Сохранилось его погребение со скульптурой, поставленной в 1804 году его сыновьями – делалась она в Лондоне по заказу его сына Семена, а пирамида над надгробием была поставлена его внуком, Михаилом Воронцовым, Новороссийским губернатором, который отчасти финансировал ремонт собора в середине XIX века. Само погребение находится у южной стены, но надгробие было перенесено к западной в процессе последней реставрации.

Строительство и история храма

Великий князь Андрей Боголюбский во Владимире решил поставить храм. Его мастера вложили в создание первоначального белокаменного строения все свои умения и знания, вдохнули в него частичку своей души. В 1158 – 1160 годах поднял над городом свои купола Успенский храм во Владимире. Русские иконописцы создали много красивых икон для внутреннего убранства, украсили иконостас каменьями дорогими, создали необходимые для церковного служения сосуды, ворота покрыли вычурной резьбой, а также покрыли позолотой храмовые купола. Засверкал собор, но князь был все еще недоволен результатом. Ему казалось, что в Божьем соборе не хватает украшений.

Когда храм был практически готов, князь Андрей обратился за помощью к Фредерику Первому (Барбароссе). Ювелиры, иконописцы и золотильщики, присланные императором, создали уникальные картины, завораживающие взгляды прихожан. Эта роспись дополнила великолепный проект, сделав храм настоящим шедевром.

В 1185 году город Владимир пострадал от пожара. Пришлось перестраивать практически все, даже собор. Когда восстановительные работы были закончены, собор словно разросся, поскольку существующие уже стены были запрятаны в ларец из галерей. Алтарная часть при этом тоже увеличилась, а углы храма украсились четырьмя малыми главами. Собор стал пятинефным.

Специальные ниши галерейных стен стали местом захоронения большого количества епископов и членов великокняжеского рода города Владимира. Здесь же лежат останки братьев-князей Андрея и Всеволода.

Новое сотрясение храма пришло вместе с ханским войском. Батый в 1238 году взял Владимир штурмом. В попытке спастись, владыка Митрофан и женская часть владетельного семейства (княгиня Агафия Всеволодовна, дочери и снохи) закрылись в соборе. Монголы не стали долго ждать их сдачи, а подожгли здание со всех сторон. После гибели княжеского семейства их ввели в лоно святых, назвав Владимирскими мучениками.

Начало 15-го века принесло с собой новые изменения. Восстановлением декора немолодого уже здания занялись художники Д. Черный и А. Рублев. От их работ до наших дней дожили лишь фрагменты росписи на западной стене и в алтарной части. Большая часть декоративных элементов, представленных нашим современникам, были созданы в 19-м веке.

В 1767 году Екатерина II путешествовала по стране и посетила древний город Владимир. Она посетила молебен в Успенском соборе, при этом была неприятно удивлена его ветхим видом. На воссоздание благолепия данного храма она выделила из своей казны 14 000 рублей. Самое главное изменение после екатерининского вмешательства – замена иконостаса. Рублевский вариант был полностью удален, новый, выполненный в барочном стиле, установлен.

18-19 века очень повлияли на внешний вид собора. Менялось практически все. Окна растесали и сделали больше, соорудили конфорсы, крышу сделали четырехскатной. В 1810 году рядом с собором появилось новое строение: колокольня в 4 яруса. Позже, в 1862 году, ее соединили с основным зданием храма, создав придел Георгия Победоносца.
Все это время храм меняли, улучшали, а также украшали на свой вкус разные архитекторы и художники. В конце 19-го века возник научный интерес, приведший к реставрационным работам. В 1882-1884 годах ученые смогли оголить и открыть для всеобщего обозрения уникальные фрески, созданные руками великого мастера живописи Рублева. Потом реставрации подверглась и внешняя часть здания, возвращая окна, крышу и другие элементы в их первоначальный вид. Контрфорсы забрали, главки вновь поставили шлемовидные, убрав луковичный их вариант.

Реставрационные работы продолжались и в 20-м веке. В связи с этим, собор практически не трогали советские власти. Наиболее масштабный проект реставрации включал в себя тщательную чистку белого камня, а также его покрытие специальным раствором. Купола покрыли позолотой. Внутренняя часть стен прошла укрепление, поскольку историки старались сохранить фрески красочными и живыми. Были проведены работы по регуляции режима влажности и терморегуляции. Все это происходило в 70-80-е годы 20-го века.

Архитектура храма

Дмитриевский собор увенчан одной массивной золочёной главой. Его стройный стан и удивительно гармоничный внешний вид восхищают чувством прекрасного и чувством меры зодчих, возводивших это чудо.

Купол и старинные каменные барельефы

Гордый и стройный стан Дмитриевского собора уносится высоко ввысь, а восточная стена содержит в себе алтарь с тремя выступающими апсидами.

Трёхярусная стена с барельефами и арочным поясом

Собор состоит из трёх ярусов. Нижний – гладкий и не имеет никаких украшений. Раньше там располагалась обходная галерея, с трёх сторон окружающая храм и заканчивающаяся с обеих сторон башнями. Посередине храма идёт отделочный пояс-колоннада, а верхняя часть вся испещрена резьбой. Изящные белокаменные стены читаются как будто книга. Но сейчас весь сюжет этой древней книги едва прочтёшь. Понятные своим современникам барельефы с удивительными сценами, сегодня остаются в большинстве своём загадкой для многих.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

https://youtube.com/watch?v=QAWiS8Vp-Qw

Архитектура и убранство собора

Собор представляет собой одноглавый четырёхстопный храм в византийском стиле, обрамленный тремя полукруглыми апсидами. Изначально сооружение с трех сторон было окружено галереями. По ним княжеская семья проходила из дворца в собор на богослужение. С западной стороны по углам находились две лестничные башни.

Храм разделен на три яруса. Этот архитектурный подход в строительстве собора символически связывает земную церковь с небесной иерархией. Нижний ярус выполнен без убранств. На фоне гладких стен видны декоративно оформленные входные порталы. Промежуточный ярус представляет собой аркатурно-колончатый пояс с изящным растительным орнаментом и различными мифическими фигурами (лев с расцветшим хвостом и гуси, переплетенные между собой). Здесь же есть барельефы апостолов Павла и Петра, русских князей Бориса и Глеба. Верхний ярус здания богато украшен каменной резьбой.

Для росписи внутри храма были приглашены мастера из Греции. Большая часть фресок повредилась во время пожаров и разрушений. Во время реставрационных работ в XIX веке были убраны остатки оформления. Однако в начале XX века под сводами были обнаружены остатки подлинных фресок, датируемых XII веком. Они представляли собой образцы древнерусской живописи неизвестных авторов. Художественная фреска страшный суд в Дмитровском соборе находится на южном склоне большого свода.

Успенский собор Дмитровского кремля

В центре Дмитровского кремля возвышается величественный Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы). Существующее ныне здание было построено в начале XVI века (1509-1523) при князе Юрии Ивановиче, брате Василия III. Однако большинство историков сходятся во мнении, что уже на рубеже XIV-XV веков, в период княжения Петра Дмитриевича здесь должен был стоять каменный собор. Об этом свидетельствуют, в частности, белокаменные подвалы, находящиеся под подклетом существующего ныне собора.

Дмитровский Успенский собор напоминает московские Успенский и Архангельский соборы, построенные в это же время. Иконостас, украшенный ажурной растительной резьбой, относится к концу XVII века.

Успенский собор украшают изразцовые рельефы. В тимпанах средних закомар южного и северного фасадов находятся изображения Распятия. На южной стороне собора, у портала помещен изразцовый рельеф Георгия Победоносца.

В 1841 году к собору пристроили паперти в псевдоготическом стиле. В 2004 году был установлен памятник Кириллу и Мефодию (скульптор А. И. Рукавишников, архитектор Р. В. Нарский).

Успенский собор Дмитровского кремля

Успенский собор и здание гимназии

Колокольня Успенского собора

Памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому

Образ Успения Пресвятой Богородицы на Успенском соборе

Успенский собор. Деталь

Успенский собор. Деталь

Вход в Успенский собор

А далее, можно сказать, редкие фотографии. Войдя в Успенский собор я спросила у служителя, можно ли фотографировать. Он сказал, что пока службы нет, можно. Сам собор тоже оказался открытым. Я сделала несколько кадров, когда служительница, которая убирала там, сказала, что фотографировать без благословения нельзя. Я бы рада попросить благословения, но священника-то нет на месте. Закончив уборку, служительница закрыла храм.

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Внутреннее убранство Успенского собора

Северный фасад Успенского собора и памятник Кириллу и Мефодию

Успенский собор

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.

Это были:

  1. Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
  2. Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.

Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.

https://youtube.com/watch?v=QAWiS8Vp-Qw

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector