Дхамма

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
  • // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
  • Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
  • Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
  • Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Шохин В. К. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках

[править] История

Согласно основному обучающему фильму, предпосылки для создания проекта берут своё начало с 1962 года, когда конфликт между СССР и США поставил мир на грань ядерной войны. После разрешения конфликта, Совет Безопасности ООН всерьёз задумался над техногенной проблемой общества, и заказал создание уравнения, которое точно укажет дату, когда человечество погубит себя в результате своей деятельности. Так, итальянским математиком Энзо Валензетти было создано уравнение, указывающую дату «конца Света», будь то войны, эпидемии, перенаселения. Ключевые природные и человеческие факторы уравнения в численном виде выглядели так: 4 8 15 16 23 42.

Совет Безопасности ООН скептично отнёсся к этим числам, но Алвара Хансо они заинтересовали всерьёз. Было решено, что если умело управлять природой и социальным обществом, то можно изменить ключевые значения уравнения (то есть изменить числа), тем самым, предотвратив «конец Света». Так и появился на свет проект «Дхарма».

Центром исследований был выбран остров в Тихом океане — одно из немногих мест на Земле, обладающее сверхъестественным геоактивным благоприятным воздействием. На нём были построены научные и технические станции со всеми необходимыми средствами, включая лекарства, еду и всё другое, что необходимо учёным для проживания на острове долгого времени.

Однако, не смотря на все усилия и манипуляции окружающей средой, числа невозможно было изменить, более того они возвращались на исходное положение, принося проекту одни лишь неудачи.

В 1980 году произошёл некий инцидент, но из-за огромных пробелов невозможно узнать его причину и последствия. Возможно, произошла электромагнитная утечка. Через некоторое время власть над проектом захватили уроженцы острова, полностью уничтожив учёных и участников проекта (оставив лишь нескольких человек). В 1987 году проект был официально закрыт, но известно, что в 2004 году на остров кем-то были сброшены припасы с едой и медикаментами.

Характеристики

Дхамма основана на пяти основных принципах:

  • знание;
  • терпение;
  • справедливость;
  • любовь;
  • преданность.

Именно на них стоят почти все учение Будды. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к потере человеком истинного пути.

У каждого человека есть свой дхармический тип, который обусловлен природой, характером, жизненным опытом, предшествующими воплощениям. Выделяют пять типов:

  • Просветитель (учителя, священники, учёные, врачи), призванный помогать людям. Их мотивация состоит в высших (моральных) ценностях, а не в деньгах и личной выгоде.
  • Воин (политики, госслужащие, юристы, военные), призванный защищать слабых и вести за собой общество.
  • Рабочий (служащие, ремесленники, строители, рабочие), призванный работать и заботиться о близких.
  • Торговец (фермеры, предприниматели, бизнесмены), призванный создавать товары и услуги, обеспечивать общество необходимым.
  • Бунтарь (революционеры, изобретатели, реформаторы), призванный изменить общество к лучшему, создать что-то принципиально новое.

При этом не стоит забывать, что:

  • дхармический тип не наследуется;
  • все дхармические типы равны друг перед другом;
  • дхармический тип каждого человека определяется с рождения и изменить его нельзя (судьба).

Пять ступеней очищения от вожделения.

Ведическая литература описывает пять уровней трансформации вожделения.
Вожделение называется кама на санскрите. Кама, то есть вот так
называемая похоть, то, что мы считаем сексуальной зависимостью. То есть
похотскими желаниями, которые ничего общего не имеют с духовной жизнью.
Ничего общего не имеют с духовной жизнью, и даже более того, ей
препятствуют. Препятствуют сознанию.  Итак, пять ступеней
очищения от вожделения. И вожделение является врагом. В Бхагавад-гите
есть такой диалог между Арджуной  и Кришной.
И Арджуна говорит: «Почему все знаю, я все понимаю, что так нельзя
действовать, но как будто бы какая-то сила извне толкает меня на
совершение греховных поступков?» И он получает такой ответ: «Это твое
собственное вожделение. Вечный враг живого существа.» То есть
вожделение, такая вот субстанция, вид энергии такой, которая
присутствует в нас, и которой мы руководствуемся. Итак, ведическая литература описывает четыре признака влияния этого…
этой энергии, Кама Шакти.

Предназначение

Неправомерность вопроса о разделении на мужскую и женскую Дхарму

Из всего этого можно заключить, что вопросы о существовании Дхармы женщины или Дхармы мужчины как минимум излишни, потому что в древних священных текстах изначально не давалось каких-либо конкретных рекомендаций, касающихся различий между Дхармой женщин и мужчин.

Скорее, такое разделение было предпринято значительно позднее с целью описать круг обязанностей и законов для обоих полов, но человеку, изучающему Веды, веданту или буддизм, вряд ли стоит сосредоточивать внимание на подобного рода информации, т. к

любое разделение, категоризация и т. д. — это по большому счёту лишь ещё одно добавочное затемнение реальности, ещё одна иллюзия, созданная умом человека.

Наша задача состоит в том, чтобы свести количество самскар к минимуму, а не приумножать их, создавая различного рода надстройки в и без того уже отягощённой трактовками и комментариями философской системе. Ведь даже вышеописанные классификации понятия Дхармы на различных уровнях — это творения человеческого ума.

Поэтому цель состоит в том, чтобы постараться воспринять и различить истину, суметь её увидеть среди прочей мишуры, постоянно удерживая внимание на том, что дхарма — это «то, каким всё является на самом деле». За многочисленными отражениями мы должны увидеть реальный образ, и лишь тогда, когда мы научимся видеть то, что есть (а не то, что мы хотим увидеть, или то, что нам хотят показать), тогда мы будем жить в соответствии с Дхармой

Итак, подведём некоторые итоги по этой обширной теме, к которой мы только прикоснулись (и отнюдь не претендуем на полное описание и презентацию темы Дхармы). Ведь, как известно, Дхарма — это то, что пронизывает все аспекты человеческой жизни, при этом, по одной из трактовок, сама Дхарма выступает в качестве одного из главных её аспектов. Однако, возможно, стоит прислушаться к тому, о чём говорят Веды и смрити: что, придерживаясь выполнения Дхармы, человек продвигается по направлению к необусловленности, к Истине и, следовательно, к освобождению.

Дхарма изначально предполагает своего рода «волю к свободе», которая довольно точно отражена в представленной метафоре: «Человеческий ум как зеркало: ни за что не цепляется, ничего не отрицает. Он принимает, но не удерживает». Эта цитата напрямую связана с принципом непривязанности и пустоты (шуньяты), на котором базируется учение буддизма, что в первую очередь определяет состояние ума.

Сикхизм

Сикхизм — учение, возникшее в на стыке индуизма и ислама. Это основная религия индийского штата Пенджаб. Ее основателем считают гуру Нанака, а главным писанием — книгу “Гуру Грантх Сахиб”. Сикхизм исповедует около 22 миллионов человек по всему миру. Сикхи верят в единого бога, настоящее имя которого никому не известно. Божественная сущность пронизывает все на свете и является творцом настоящего.

Сикха всегда можно отличить в толпе по тюрбану — это один из обязательных атрибутов последователей этой религии:

  • кеш — нестриженные волосы, которые должны быть убраны под тюрбан (дастар);
  • кханга — гребень для расчесывания волос;
  • кирпан — кинжал с выгнутым лезвием — как символ готовности защитить нуждающихся;
  • кара — стальной браслет, напоминание для носящего о постоянной преданности богу;
  • качера — нижние шаровары (как бы это смешно ни звучало, но можно провести аналогию с мужскими семейными трусами).

Интересно, что все мужчины при рождении получают отчество Сингх (“лев”), а девушки — Каур (“принцесса”). В отличие от многих восточных религий, сикхизм не рассматривает женщину как низшее существо — считается, что женщина равна мужчине, в том числе и духовно. Женщины не изолированы от общества, а брак воспринимается как союз между двумя полноценными, духовно близкими существами. В сикхизме также считают, что хороший хозяин и глава семьи больше приближается к Богу, чем аскет, отказывающийся от всего мирского и не приносящий пользу обществу.

Учителя Ламы Жанга

Га Лоцава Шённу Пал

Га Лоцава был также одним из важных учителей Первого Кармапы, который получил от него Шесть йог Наропы. Жанг, кроме этих поучений, получил медитацию на Будду Высшей Радости, на Колесо Времени (санскр. Калачакра, тиб. Дюкхор), а также на одну из форм Махакалы. С этим Ламой у Жанга в первый раз установилась настоящая связь учителя и ученика, он переживал сильные эмоции, поскольку Лама показал ему его гордость. Его преданность была настолько велика, что часто в присутствии учителя он непроизвольно начинал плакать.

Мал Йерпава

Ла Гоцава ушел в долгий ретрит, и, когда у Жанга возникли трудности в практике внутреннего тепла, он стал искать учителя, чтобы получить совет. Ему было 28 лет. Говорили, что в этой практике хорош Мал Йерпава. Он, подобно Миларепе, жил как йогин в горах и был учеником Речунгпы и других непосредственных учеников Миларепы. Мал Йерпава сумел помочь Жангу; он дал ему необходимые объяснения и пригласил странствовать вместе в горах, ведя йогический образ жизни.

Однажды во время сильной метели его хижину для медитаций занесло снегом. При этом практика внутреннего тепла была настолько успешной, что тепло его собственного тела растопило весь снег вокруг, и водоотводные канавы в деревне под горой переполнились. По этой причине крестьяне попросили его покинуть местность. Именно тогда Лама Жанг в первый раз оставил отпечатки ступней на камне.

Среди многих обширных передач, которые Лама Жанг получил от Мал Йерпавы, была «Махамудра Громового Удара». Эта особая техника подходила не всем и позволяла в один прием ввести ученика в состояние Махамудры без долгой ступенчатой подготовки. Эта и похожие практики позднее сформировали своеобразный стиль поучений Ламы Жанга, который сильно выделял его среди других известных учителей его времени, принадлежавших к школам Кадам и Сакья и делавших упор на изучение. Кроме того, эти практики благодаря Ламе Жангу и Гампопе стали своего рода визитной карточкой линии Кагью, что вызвало позже довольно сильную критику со стороны ученых, особенно Сакья Пандиты.

Олкава и Вайрочанаваджра

Будучи учеником Олкавы, Жанг смог развить сильное сочувствие. Учителями Олкавы были Гампопа и Речунгпа, но он был также держателем передач линии Сакья. Олкава был известен тем, что знал практику пховы дронгджуг, которую Марпа принес из Индии. В этой медитации можно было поместить свой ум в тело недавно умершего и даже управлять им. Вокруг этой практики, безусловно глубокой и имеющей огромное значение, неизбежно скапливалось множество забавных историй. Так, например, рассказывают о йогическом соревновании между учителями Ламы Жанга Га Лоцавой и Олкавой, когда Олкава вошел в тело только что умершего гуся и начал летать.

Вайрочанаваджра

Индийский учитель Вайрочанаваджра, который был также учителем Первого Кармапы, посвятил Жанга в индийскую традицию доха – песнопений великих тантрических мастеров. Эти песни (по-тибетски «гур», что часто переводят как ≪ваджрная песня≫) как форму выражения мысли прославил Миларепа своими поэтическими произведениями. Так просветленные учителя спонтанно выражали свои постижения – при помощи поэзии и волнующих мелодий.

Лама Жанг (слева) и Гомцул, самый главный учитель Ламы Жанга

Гомпо Цультрим Нингпо

Главный учитель Гомцул, племянник Гампопы, для Ламы Жанга стал самым важным учителем. Когда Жангу было 32 года и он уже несколько лет усердно и плодотворно практиковал, он  услышал о Гомцуле, который, как говорили, обладал особенной нетантрической передачей Махамудры.

Когда Жанг, отыскав, увидел этого человека, волосы встали дыбом, а тело онемело – такую преданность он ощутил. Гомцул дал ему очень простое прямое поучение по Махамудре, и понимание ученика было настолько велико, что позже он говорил: «Вся моя предыдущая медитация была лишь поверхностным знанием. Я думаю, только сейчас я стал настоящим практикующим!» 

Гомцул сказал ему: «В нашей линии Кагью медитация основывается не на интеллектуальном анализе, но на благословении. Неустанно проси благословения у лам линии и упражняйся в Махамудре». Когда Лама Жанг получил полную передачу Махамудры, он познал природу ума.

[править] Технические станции

Пламя

Коммуникационная станция. Впервые в сериале: 3 сезон, 11 эпизод.

Станция осуществляла связь с внешним миром, а также с другими станциями проекта. Возможно, с помощью неё можно было вызвать вертолёт для поставки медикаментов и других необходимых средств. На станции имеется система самоуничтожения на случай, если станцию начнут атаковать «враги».

Стрела

Возможно, склад. Впервые в сериале: 2 сезон, 07 эпизод.

Когда станцию нашли выжившие пассажиры с 815 рейса, она была полностью пуста (за исключением одного сомнительного ящика), поэтому судить о её предназначении очень сложно. Однако исходя из плана Кельвина, можно предположить, что эта станция была чем-то вроде склада.

Зеркало

Диспетчерская радиостанция. Впервые в сериале: 3 сезон, 22 эпизод.

Станция «Зеркало» блокировала все сигналы, поступающие с острова во внешний мир. Также под станцией имеется маяк, который посылал подводные сигналы, по которым подводная лодка проекта могла находить остров, поскольку другими путями найти его фактически невозможно. Есть подозрение, что эта станция также выполняла функцию сокрытия острова.

Дверь

Строение, которое увидел Майкл, когда был схвачен Другими при попытке спасти сына. Позже, когда в лагерь проник Саид, там уже никого не было, и в том числе он заглянул и в эту «Дверь». Особого назначения она не несет. Есть версия о идее Дхармы, как о порождении Фэн-Шуй, то по зеркалу Ба-Гуа станций должно быть восемь, и центральная — «Жемчужина», и значит «Дверь» — это одна из подземных станций, замурованная после инцидента в 80-х годах. Вторая версия — «Дверь» как-то связана с «Орхидеей» (её не считают станцией, скорее лабораторией).

Как практиковать Дхарму в обычной жизни?

Досточтимый Сопа Ринпоче предлагает следующие возможности для повседневной практики Дхармы, освобождения от страданий и улучшения жизни: 

  • Соблюдение моральных заповедей и законов общества. 
  • Самосовершенствование и саморазвитие — обретение духовного учителя и чтение священных писаний. 
  • Каждое утро — чтение «Восьми строф преобразования мышления»:

«С помыслом о достижении просветления

Ради благополучия всех существ,

Более драгоценных, чем исполняющий желания самоцвет,

Буду постоянно относиться к ним, как к дорогим.

Находясь с другими, всегда

Буду относиться к себе как к низшему/низшей

И от всего сердца

Почтительно относиться к другим как к высшим.

Во всех действиях я стану проверять свой ум,

И как только возникнет беспокоящий помысел,

Угрожающий мне и другим,

Решительно брошу ему вызов и отвращу.

Встретив человека с дурным характером,

Обуянного неблагой энергией и сильным страданием,

Буду относиться к этой редкости как к тому, кто дорог,

Как если бы отыскал(а) драгоценное сокровище.

Когда другие в силу зависти

Дурно со мной обращаются – оскорбляют, клевещут и так далее –

Буду практиковать принятие поражения

И отдавать победу им.

Когда кто-то, кому я принес(ла) пользу

И к кому относился/относилась с огромным доверием

Очень сильно мне вредит,

Буду практиковать восприятие этого человека как своего высшего учителя.

Вкратце, напрямую и косвенно поднесу

Всем существам, своим матерям, все благо и счастье.

Буду втайне практиковать принятие на себя

Всех их вредоносных действий и страданий.

Не загрязняя эти практики пятнами восьми мирских помыслов,

Воспринимая все явления как иллюзорные,

Стану без цепляния практиковать, чтобы освободить всех существ

От пут беспокоящего неусмиренного ума и кармы»

Перед едой — представьте вашу пищу чистой и произнесите: 

«Я совершу подношение этой пищи (питья) Гуру Будде Шакьямуни, который является воплощением всех Будд, всей Дхармы и Сангхи – для того, чтобы достичь просветления ради блага всех матерей – живых существ».

Перед работой. 

«Я должен/должна достичь просветления для того, чтобы привести всех без исключения живых существ к просветлению. Посему я буду осуществлять служение живым существам, отправляясь на работу».

Перед сном: представьте над своей макушкой Гуру Ваджрасаттву. Из его сердца в ваше светит белый луч, очищающий неблагую карму и ваши омрачения. При визуализации читайте 28 раз мантру Ваджрасаттвы ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ. 

Став на путь Дхармы, можно постепенно улучшать жизнь, избавляться от страданий и накапливать духовные заслуги для следующих воплощений. 

Интересует обучение астрологии для начинающих и получение новой профессии? Начните изучать ведическую астрологию уже сейчас! В институте «Лакшми-Амея» вы получите знания, которые помогут вам улучшить вашу жизнь и жизнь ваших близких. Астрология — обучение самостоятельно не даст вам того, что вы получите, обучаясь у опытных наставников. Наши преподаватели — потомственные астрологи, Гуру из Индии с большим опытом, имеющие ученую степень в астрологии. Мы даем вам знания и практику, учим созданию личного бренда, рассказываем, как продвигать себя на рынке, помогаем найти первых клиентов и изменить свою жизнь. Мы даем не только обучение астрологии онлайн, но и другим ведическим наукам: хиромантии, нумерологии, аюрведе.

Наши ученики имеют возможность принимать участие в различных активностях, офлайн-встречах, конференциях и других проектах Института: Офлайн-конференции и встречи с преподавателями, Духовный тур в Индию, Астроклиника, Сева – пища мира, Кармадел, Астробитва.

Пройдя обучение в Лакшми-Амея вы получите:

ЗНАНИЯ ИЗ 3 НАУК: Лакшми — единственный онлайн-институт, который объединяет знания 3 наук (астрология, нумерология, хиромантия) и изучает личность комплексно.

ПРОФЕССИЮ С ДОХОДОМ от 100 000 В МЕСЯЦ: Всего 1 консультация в день за 3 500 руб принесет вам 105 000 в месяц! При этом вы сможете жить в любом месте и работать удаленно.

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ: 100% наших учеников меняют свою жизнь к лучшему после курса — в сфере финансов, личной жизни, здоровья и семьи.

ШАНС ПОМОЧЬ БЛИЗКИМ: Защитите близких от возможных угроз, позаботьтесь о детях, помогите мужу прийти к достатку с помощью полученных знаний

первые 3 месяца — вы начинаете платить только с 4-го месяца, когда уже сможете зарабатывать на консультациях и этим оплачивать обучение ведической астрологии в Институте «Лакшми-Амея».

4 вида дхармы

Дхарма — это всеобъемлющее явление, ее принято делить на несколько уровней, а именно: 

Рита дхарма – это универсальный закон Вселенной;

Варна-дхарма – главный закон социума;

Ашрама-дхарма – этапы развития личности;

Свадхарма – это индивидуальная дхарма личности. 

Рассмотрим каждый из уровней и то, по какому принципу действуют законы дхармы.

Рита-дхарма или Вселенский закон 

Можно сказать, что Рита-дхарма, это мелодия, под которую кружится наша Вселенная. Рита упорядочивает космос, время, все планеты и звезды, потому что представляет собой замысел Бога Творца. Этот вид дхармы не что иное, как судьба Вселенной, если мы (люди) живем в гармонии с космическими законами, то находимся в созидательном потоке Риты.

Рите подчиняются процессы созидания и разрушения миров, наступление новых эпох, круговорот рождений и смертей, путешествие душ из одного тела в другое. Этот вселенский порядок поддерживают полубоги, выступающие хранителями стихий и законов природы: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера. 

Варна-дхарма – закон построения общества 

Как я написал в начале статьи, дхарма распространяется на все и на всех в этом мире. Общество – не исключение. Варна-дхарма объясняет, как следует жить каждому человеку с учетом его позиции в социуме

Законы дхармы подразумевают общественные отношения в рамках семьи, нации, религиозного сообщества и человечества в целом.  Важно уважать свою дхарму, придерживать моральных норм и законов социума, в котором мы живем. Качественное исполнение дхармы ведет к духовному росту, более того, развиваются и люди, которые находятся рядом с вами. 

Есть еще один интересный закон дхармы – если человек чувствует, что проживает не свой жизненный сценарий, то дхарму рекомендуется поменять, но сначала избавиться от долгов «прежней жизни». 

Ашрама-дхарма: этапы взросления 

Этот аспект дхармы, возможно, не слишком применим к современному обществу. Но все же следует упомянуть и о нем. Ашрама-дхарма описывает конкретные этапы, которые переживает душа в физическом теле. Подразумевается рождение, взросление, зрелость, старость и уход из мирской жизни. В ведическом обществе личность проходит 4 основных этапа взросления:

  • Ученичество (с 12 до 24 лет);
  • Семейственность (с 24 до 48 лет);
  • Удаление от дел (с 48 до 72 лет);
  • Религиозное отшельничество, аскеза (с 72 лет).

Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)

И вот мы пришли к самому интересному – индивидуальному пути личности, который называется свадхарма. Это выбор, который обуславливает движение индивидуума по жизни. Такая дхарма – это свобода воли, внутренний закон, которым человек руководствуется в своих поступках. 

Свадхарма зависит от «плохой» и «хорошей» кармы, от соотношения проступков и добрых дел. Каждый человек, как вы понимаете, индивидуален с точки зрения свадхармы. Более того, на индивидуальную дхарму влияют и три вышеуказанные дхармы – вселенская, общественная и человеческая. У свадхармы есть задача – указывать на закономерности развития человека, в зависимости от его кармы. Тут можно провести параллель с флорой: из семени вырастает дерево, которое покрывается цветами, дает плоды и новые семена. 

Зная свою дхарму и следуя по пути ее реализации, человек обретает счастье. Таким образом, страдания, разочарования и беды – это не что иное, как следствие несоблюдения дхармы либо проживания не своей дхармы. 

Законы дхармы для каждого человека

Каждый человек обладает своей природой и у каждого есть своё место в обществе, которое подходит конкретному человеку.Для того чтобы претворить законы дхармы в свою жизнь, следует начинать с определения своей дхармы. После точного определения по тем качествам, которые наиболее сильно проявлены в личности, и сопоставления с четырьмя типами дхармы, человеку следует приступать к исполнению своей дхармы. Человек в начале пути должен посвятить себя развитию тех способностей, которые необходимы для исполнения своей дхармы и приучать себя к такому поведению, которое бы не нарушило законы дхармы.Дхарма – это природное предназначение человека, тот путь, в котором человек наиболее компетентен от рождения и деятельность в котором принесет наибольшее благо всему человечеству, включая и самого человека. Исполнение своей дхармы, своего долга, раскрывает возможность человеку развиваться, эволюционировать и даёт ему внутреннее счастье. Успешное исполнение дхармы гарантирует продвижение по духовному пути и поддержку на нём.Исполнение чужой дхармы, хотя и может даровать человеку временные блага в виде материальных богатств, но оно извратит его сердце, ведь это будет неестественный образ действий, из которого бывает очень трудно вырваться. По этой причине следует глубоко посвятить свою жизнь исполнению своей дхармы, ведь дхарма защищает того, кто защищает дхарму. Удачи.

Индуизм

Индуизм — это древняя национальная религия Индии, состоящая из множества отдельных верований. Единого основателя у индуизма нет. Да и на самом деле отследить корни индуизма весьма сложно — некоторые ученые считают ее древнейшей религией на планете. По количеству последователей эта религия занимает почетное “бронзовое” место на пъедестале — после христианства и ислама — при этом фактически являясь, скорее, семейством множества верований. Единого института управления (по типу папства) у индуизма также нет.

Традиция индуизма чтит большое количество священных писаний, среди них — Веды, Упанишады, знаменитый эпос “Махабхарата” и другие тексты. Среди основных его направлений наиболее важными являются следующие:

  • вайшнавизм — поклоняются Вишну;
  • шиваизм — считают наиболее важным богом Шиву;
  • шактизм — верят в женскую ипостась бога — Шакти или Дэви;
  • смартизм — зародился как попытка примирить чтящих разных божеств; основан на почитании пяти основных божеств — Ганапати, Вишну, Сурьи, Шивы и Шакти.

Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

  1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
  2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
  3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
  4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
  5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Дхарма в современной культуре

В 2004 году вышел на экраны телесериал “Лост”, у нас также известный как “Остаться в живых”. В нем присутствует вымышленная организация Dharma Initiative (по-русски читается как “Дхарма Инишитив”), занимающаяся различными научными исследованиями. Среди областей, которые интересуют организацию — психология, парапсихология, электромагнетизм, биология. По сюжету фильма, в «Дхарма Инишитив» около десятка подразделений, каждое из которых занимается своей задачей — от экспериментов над животными до разработки оружия. У всех департаментов — свой логотип, который, тем не менее, основан на общей концепции.

В контексте связи с восточными учениями интересно рассмотреть логотип организации. Он основан на древнем китайском символе Ба Гуа или “восемь триграмм”. Он состоит из восьми так называемых триграмм — комбинаций прерывающихся и непрерывных линий. Это изображение принято отождествлять с фундаментальными принципами бытия, что в принципе соотносится с общей идеей Дхармы. Это в европейской традиции стихии и сторон всего четыре, а китайская философия рассматривает символ Ба Гуа как сочетание восьми элементов-триграмм:

  • Север — Вода.
  • Северо-восток — Гора .
  • Восток — Гром.
  • Юго-восток — Ветер.
  • Юг — Огонь.
  • Юго-запад — Земля.
  • Запад — Озеро.
  • Северо-запад — Небо.

Линии составляющих триграммы тоже соотносятся с определенными энергиями. Непрерывная линия соответствует Ян, мужскому началу, а пунктирная — женскому, то есть Инь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector