Традиции и обычаи цыган

Цыгане в Европе

Цыгане вовсе не обманывали европейцев, говоря, что они пришли из Египта. Вероятно, на севере Африки они оказались по пути из Индии в Европу. Около X века небольшая группа людей, как считают истории, не больше 1000, отправилась кочевать с севера Индии в сторону Старого Света. Почему именно племя решило покинуть насиженное место, наверняка неизвестно. X век в Индии был неспокойным, полным смут и набегов. Устав от притеснений и нападений предки цыган решили отправиться кочевать в поисках лучшей жизни.

В западной Европе цыгане впервые появляются в начале XV века. Собрав большое войско, цыгане отправились из Румынии по Дунаю и добрались до Пешта. Оттуда они рассеялись дальше по всей Европе. Спустя буквально десяток лет после первого появления цыган уже можно найти в Италии, Франции, Англии и Испании.

Термин

В результате слово «цыгане» стало ассоциироваться с опасностью и нечистыми делами во времена преследований ведьм, евреев и других групп населения, неугодных христианству. Гонения расползались по всей Европе подобно лесному пожару. В скором времени понятием «цыгане» заклеймили всех рома: во многих европейских языках это слово указывает на египетское происхождение, например, английское gypsy (от Egyptian – египтянин), хотя к Египту они почти не имеют отношения.

Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)

Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

В русский язык слово «цыган» пришло из греческого: там оно означает «неприкасаемый». Что касается самоназвания «рома», это, вероятно, отсылка к Византии, которая стала называться так после своего падения.

Демография

Этот народ берёт свое начало в Индии, на острове Цы. Учёные уже давно установили тот факт, что цыгане появились на северо-западе Индии около полутора тысяч лет назад. Впервые эта мысль была высказана двумя немецкими учёными – Й. Рюдигером и Г. Грельманом. Подтверждением служит то, что цыганский язык на треть состоит из санскрита. При этом следует помнить, что значительное влияние на формирование цыганского языка оказали персы и греки. По прошествии 6 столетий, ромы (ещё одно название цыган) начали иммигрировать на территорию Европы – к такому заключению пришли учёные-генетики после исследования их генома. Причина возможной иммиграции кроется в вытеснении народности мусульманами. Современные расчеты позволяют полагать, что родиной этого народа является территория Гуджарата и Кашмира.

Генетики считают, что всех цыган объединяет два основных фактора: они были выходцами из Индии и активно вступали в браки с людьми разных национальностей, иммигрируя в Европу. На сегодняшний день там проживает около 11 миллионов цыган – утверждают специалисты. Большая часть занимает территорию Восточной и Центральной Европы, Венгрии и Румынии. Численность их колеблется в пределах 2,5 — 8 млн человек, по различным подсчетам. Стоит отметить, что во времена тирании Адольфа Гитлера цыгане массово уничтожались. Поскольку письменных свидетельств у цыганского народа нет, ученые решили сопоставить геномы людей из 13 разных групп цыган со всего мира. Общие выводы исследования показали, что демографическая история цыган достаточно богата. Однако практически бесправное положение людей этой национальности по всему миру не позволяет более детально и качественно изучать их исторические корни.

Известно, что до XV века цыгане в Европе принимались очень доброжелательно, но уже через некоторое время они завоевали репутацию попрошаек, шарлатанов и бродяг. Вытеснение народа из культурной и социальной жизни общества происходило на законных основаниях. Их выселяли за пределы города, запрещали участвовать в общественной жизни. Обычные люди ненавидели цыган, издевались и даже убивали их без тени смущения. Спустя 3 столетия отношение людей к этому народу стало более терпимым.

Возникает деление на оседлых, полуоседлых и кочевых. Каким был кочевой табор? Это была группа людей, которая перемещалась по определенной территории. У табора всегда был один вождь – вайда. Он представлял своих людей перед органами власти той страны, где табор кочевал. Также вайда имел полное право на независимое разрешение внутренних конфликтов. Положение женского пола у цыган незавидное: она должна была подчиняться отцу, а потом мужу. На плечах юных девушек лежала забота об уходе и пропитании каждого члена семьи. Решение о выдаче дочери замуж тоже принимал отец, который сам находил подходящего кандидата. Считалось, что хорошая жена принесёт своему мужу большое потомство. Оседлые и полуоседлые цыгане приживались везде, так как они с лёгкостью переходили из одной веры в другую и подчинялись церковным обычаям народа, среди которого жили. Кочевники остаются верны своим традициям и обрядам, чтут их и передают через поколения. Отдельные кочевые группы до сих пор продолжают заниматься своими исконными делами: танцами, пением, плетением, мистическим гаданием и предсказанием, колдовством, дрессировкой живности, обработкой дерева.

Цыганские имена и фамилии

Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:

  • официальное;
  • светское;
  • отчество;
  • фамилию;
  • прозвище ветви семьи.

Официальное имя — это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.

Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:

  • Прозвище — своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
  • Крестильное — если оно отличается от официального;
  • Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).

Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий — Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.

Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).

Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.

Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.

К старшим обращаются «дядя» или «тетя». Далее следует светское имя.

Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.

В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.

Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.

к оглавлению ^

«Наши сказки частенько страшные»

Я хочу спросить о вашей бабушке, потому что именно они, бабушки, являются носителями культурных традиций. Рассказывала ли она вам цыганские сказки, если, конечно, такие вообще существуют?

Граф: Конечно, рассказывала! И теперь мы рассказываем и читаем их своим детям — цыганские сказки на разных диалектах. Кстати, мне сказки в основном рассказывал дедушка: сажал перед собой всех своих внуков и как начинаааал. Я больше всего запомнил с тех времен сказку «Два друга, два коня».

Валентина: Наши сказки очень красивые, частенько страшные. Но иначе и быть не могло, ведь страшной была сама цыганская жизнь. Мне очень нравилась одна из них, в которой рассказывалось про цыганочку, старшую девочку в семье, которая тайком от семьи и учителей бегала в школу, у ребят училась письму и счету, а потом учила этому своих братьев и сестер, благодаря чему все они выжили в послевоенное время и переехали в город.

Простите, а почему учиться нужно было тайком?

Валентина: Потому что цыгане всегда были отовсюду гонимым народом, потому что боялись их и боялись они сами.

Цыганский национализм

Флаг цыганского народа

Существует небольшое националистическое движение рома.

Первый Всемирный конгресс цыган был организован в 1971 году недалеко от Лондона при частичном финансировании Всемирного совета церквей и правительства Индии . В нем приняли участие представители Индии и 20 других стран. На конгрессе зелено-синий флаг конференции 1933 года, украшенный красной чакрой с шестнадцатью спицами , был подтвержден в качестве национальной эмблемы цыганского народа, и был принят гимн « Гелем, Гелем ».

Международный цыганский союз был официально учрежден в 1977 году, а в 1990 году, четвертый Всемирный конгресс объявил 8 апреля будет Международный день цыган , в день празднования цыганской культуры и повышения уровня информированности о проблемах , с которыми сталкивается цыганской общины.

5-й Всемирный конгресс цыган в 2000 году официально провозгласил цыган нацией без территории.

На пороге бедствия

Один из ключевых вопросов русской истории 20-го века — почему в октябре 1917 года армия не встала на защиту законного правительства против большевистского мятежа? Несколько миллионов человек стояло под ружьём, но ни одна дивизия не двинулась на Петроград, чтобы покончить с переворотом.

Свергнутый министр-председатель Временного правительства А. Ф. Керенский, сбежавший из Петрограда к войскам накануне 25 октября 1917 г., уже через несколько дней вынужден был бежать снова — чтобы его не выдали мятежникам. Ирония истории заключалась в том, что Керенский сам приложил руку к моральному разложению армии, которая могла бы встать на его защиту. И когда пробил час восстания, армия перестала существовать.

Признаки этой катастрофы наблюдались уже давно. Проблемы с дисциплиной заставили командование ещё летом 1915 г. (в период «великого отступления» русской армии) задуматься об организации заградотрядов. Солдаты — плохо подготовленные крестьяне — не понимали целей войны и стремились к скорейшему возвращению домой. В 1916 г. офицеры начали сталкиваться с неповиновением, о котором ещё год назад и помыслить было нельзя.

Генерал А. А. Брусилов на одном из совещаний в Ставке докладывал о таком примере: в декабре 1916 г. в 7-м Сибирском корпусе «люди отказывались идти в атаку; были случаи возмущения, одного ротного командира подняли на штыки, пришлось принять крутые меры, расстрелять несколько человек, переменить начальствующих лиц…» Тогда же волнения произошли во 2-м и 6-м сибирских корпусах 12-й армии — солдаты отказывались идти в наступление. Подобное случалось и в других частях. На призывы офицеров к послушанию солдаты нередко отвечали угрозами.

С такими настроениями рядовых о серьёзных операциях командование могло только мечтать. Армия стояла у пропасти — неравенство офицеров и рядовых в снабжении, воровство интендантов, «снарядный голод», нехватка качественного обмундирования, экономические проблемы в тылу, колоссальные потери кадрового офицерства, растущее недоверие к монархии и общая усталость от войны, — всё это деморализовало солдатскую массу, настраивало её против командования и правительства и делало лёгкой добычей революционных агитаторов.

Происхождение

к оглавлению ^

В мире

Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.

Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.

Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.

На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.

Цыгане в Румынии

Цыгане в Венгрии

Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.

Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.

После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.

В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда — вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.

Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.

к оглавлению ^

В России

Пути, откуда взялись цыгане на русской земле — это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.

Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии — молдавские, Крыма — крымские.

До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины — гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.

После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.

В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.

Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.

Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» — это устаревшая форма.

к оглавлению ^

«Толпы солдат непослушных»

В этих условиях в июне 1917 г. Временное правительство решило начать наступление. Сам А. Ф. Керенский и другие представители Временного правительства отправились на фронт, чтобы речами вдохновить солдат. Керенский в те дни получил прозвище «главноуговаривающего», такими же уговаривающими стали офицеры. Эти попытки вернуть боевой дух войскам выглядели безумием в глазах тех, кто понимал истинное положение дел.

Таким был, к примеру, генерал А. А. Брусилов, который о мае-июне 1917 г. писал позднее как об «ужасающем положении» — полки желали одного: идти домой, делить землю помещиков и «жить припеваючи»: «Все части, которые я только видел, в большей или меньшей степени заявляли одно и то же: «драться не хотят», и все считали себя большевиками. (…) армии в действительности не существовало, а были только толпы солдат непослушных и к бою не годных». Разумеется, бодро начатое 16 июня наступление провалилось.

Точно так же, как уговоры, не помогали и репрессии, массовое разоружение бунтующих частей и аресты зачинщиков волнений. Нередко угрозы в отношении бунтовщиков просто невозможно было исполнить, и они достигали обратного эффекта — злили рядовых и радикализировали их. Солдаты с оружием в руках отбивали у офицеров арестованных и сами поднимали командиров на штыки — даже в тылу. Так, в июле 1917 г. восстал, не желая переформирования, запасный батальон гвардии Московского полка. Следственная комиссия описала происходившее.

«Начало революции московцы ознаменовали расправой с офицерами и уничтожением всякой начальнической власти: три офицера были ими убиты, несколько ранено, многие арестованы и подверглись всякого рода издевательствам, квартиры большинства офицеров были разгромлены (…). «Одобренные» офицеры были лишены всякой власти и значения, им приходилось жить под страхом насилия в атмосфере недоверия. (…) На квартиру избранного ими (т.е. солдатами) командира батальона полковника Яковлева для надзора за его поведением был поставлен дневальный.

Покончив с офицерами, московцы стали устраивать свою новую жизнь: строевые занятия были прекращены; по словам прапорщика Краузе, занималась одна только учебная команда, подвергаясь за это насмешкам и даже угрозам, началась карточная игра, свобода отлучек из казарм, массовые отъезды в отпуск, занялись (…) «отхожими промыслами», работали на фабриках и заводах, перевозили дрова, некоторые делали и продавали папиросы и проч.»

Вдобавок ко всему солдаты избивали на улицах людей, которые порицали их поведение, требовали передать всю власть советам, разделить землю и т. д. Фронт встал. Даже если один полк дивизии готов был идти в бой, он зачастую не мог этого сделать, так как в бой отказывались идти соседние полки — без их поддержки наступающие легко попали бы в окружение.

Более того, преданные части (наиболее надёжными были казаки и артиллеристы) приходилось использовать для усмирения мятежных и спасения офицеров, которых попросту терроризировали. Характерный случай произошёл в июле 1917 года во 2-й сибирский дивизии. Её солдаты убили комиссара поручика Романенко:

Похожий случай произошёл 18 июля в Краснохолмском полку 116-й дивизии — убит прикладами командир батальона подполковник Фрейлих. Согласно донесению об этом событии военному министру, «причина — нежелание батальона подчиниться настойчивому приказания работать по укреплению позиции».

Таким образом, уже в июле армия представляла из себя революционизированную массу, не признающую ни правительства, ни законов. Целые фронты стали неуправляемыми. 16 июля главнокомандующий армиями Северного фронта генерал В. Н. Клембовский докладывал:

В тот же день (!) генерал А. И. Деникин, главнокомандующий Западным фронтом, рапортовал о событиях последних дней: «В частях царили неповиновение, разбои, грабежи, опустошались винокуренные заводы. Некоторые части, как, например, 703-й Сурамский полк, потеряли человеческий облик и оставили воспоминания на всю жизнь».

Братания, массовое дезертирство, убийства, пьянство и буйство продолжались до октября 1917 года. Генералы умоляли Временное правительство наделить их полномочиями для восстановления хотя бы подобия дисциплины жёсткими мерами, но потерпели неудачу — политики (и прежде всего Керенский) боялись солдатского возмущения и пытались заслужить популярность, идя на поводу у настроений масс. При этом солдатам не давали самого желанного — мира и земли.

Эта политика потерпела крах. Вот почему в октябре 1917 г. для защиты закона не нашлось ни одной дивизии. У Временного правительства не осталось ни армии, ни популярности.

Цыгане в Западной Европе

На территорию европейских стран цыгане пришли из Византии. В Византийской империи к ним относились по-особенному, выделяя в обществе, однако это не было направлено на ущемление прав или тому подобное.

Распад некогда могущественной державы вновь подтолкнул цыган искать лучшую жизнь. Одними из первых в Европу пришли маргинальные элементы, мошенники, попрошайки и колдуны, которые и повлияли на негативное отношение европейцев к представителям нации в целом.

Эдвин Лонг «Просители. Высылка цыган из Испании»

Неоднозначное поведение цыган, появление их кочующих таборов на фоне экономического кризиса в европейских странах превратило народ в особую группу, которая нередко фигурировала в законах и указах (далеко не в положительном свете). При этом наблюдалась дискриминация цыган.

Писатели Н. Бессонов и Н. Деметер в своей книге «История цыган. Новый взгляд» приводят следующие данные:

Как видите, речь уже шла о геноциде кочующего народа. Тем не менее, цыгане сумели выстоять и сохранить — не только свой этнос, но и необыкновенную самобытную культуру, которая и сегодня приобретает всё больше поклонников.

Ян ван де Венн «Цыганская компания»

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с религией. Вероисповедание цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил

После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

«Дисциплина пала»

В этих обстоятельствах Временного правительство, которое пыталось вести «войну до победного конца» и следовать договорённостям с союзниками, столкнулось с невыполнимой задачей — убедить армию, которая не желала воевать, а хотела «демократизироваться», идти в бой. Уже в марте стало понятно, что едва ли что-то из этого получится: демократия и армия несовместимы. 18 марта 1917 г. на совещании в Ставке генерал-лейтенант А. С. Лукомский констатировал:

Другие офицеры придерживались того же мнения. Так, командующий 2-й армией генерал Данилов рапортовал:

Начальник 1-й Кавказской гренадёрской дивизии генерал кн. Макаев 26 марта дал парадоксально противоречивое донесение:

Командующие прочих армий редко говорили о здоровом боевом духе вверенных им частей и всё больше склонялись к тому, что можно в лучшем случае держать оборону.

Вопреки надеждам генералов, через 1−3 месяца положение лучше не стало. Недоверие между солдатами и офицерами лишь усиливалось по мере того, как в войсках работали большевистские агитаторы (противостояние с офицерством представлялось как борьба классов). Солдатские комитеты арестовывали офицеров по своему желанию, отказывались исполнять даже самые простые приказы (например, о проведении учебных занятий) и выдвигали командованию различные требования насчёт снабжения, отвода в тыл на отдых и т. д. На фронте началось массовое братание русских солдат с немецкими и особенно австрийскими (менее дисциплинированными и менее боеспособными).

Ефрейтор 138-го Болховского полка вспоминал май 1917 года: «Днём в бинокль, а в ясную погоду и невооружённым глазом можно было наблюдать, как между двумя враждебными линиями появлялись серовато-синие и серовато-зелёные фуражки, которые гуляли под руку, собирались в толпы, ходили в те и другие окопы…

Иногда видно было, как с той стороны появлялся фотографический аппарат, и вокруг него толпились группы наших солдат, спешивших запечатлеть свои физиономии (…). Обычно это гуляние между окопами прекращалось после двух-трёх орудийных выстрелов шрапнелью высокими разрывами. Тогда солдаты той и другой стороны поспешно бежали в ближайшие окопы, и почти всегда в австрийских окопах оказывались наши солдаты, а в наших — австрийцы. По окончании паники солдаты дружески прощались и расходились по своим окопам.

После братания у наших солдат появлялись шоколад, смешанный с сахаром австрийский кофе, ром, галеты, а иногда жёлтые тяжёлые ботинки или серые обмотки. Как редкость, появлялись и фотографические снимки, где были изображения русские и австрийские солдаты вместе. В австрийских окопах после братания наслаждались русским ржаным хлебом, крепким сахаром и примеряли мягкие складные папахи». Писарь 48-го отдельного тяжёлого артдивизиона М. Н. Коковихин писал о мае-июне 1917 г. так: «Братание русских солдат с немецкими и австрийскими стало одной из основных форм борьбы за мир. (…) Официальные донесения о случаях братания не отражают и десятой доли его размеров».

Цыгане-рома: византийское наследие

Теорий происхождения самоназвания европейских цыган, «рома», существует довольно много. До недавнего времени среди учёных преобладала версия, согласно которой это слово происходит от названия одной из низших каст Индии. На нее, указывает, например, самоназвание народа «ром» или «рома» (также «дом» или «лом» в других вариантах). Лингвисты считают, что это слово восходит к индоарийскому «d`om», где первый звук может произноситься по-разному. Вероятно, это название имеет еще более древние корни. Ученые предположили, что оно происходит от слова «ḍōmba», которое в классическом санскрите означало человека из низшей касты. Но есть и другая версия, согласно которой самоназвание цыган произошло от санскритского слова, означающего «барабан».

Однако современные исследователи ведут историю слова «рома» от византийского периода существования цыган в 12 — 14 веках. Длительное пребывание в «империи ромеев» наложило отпечаток на язык кочевников — они заимствовали множество греческих слов. Эту гипотезу выдвинул в начале 20 века исследователь А. Синклер. Современные учёные склоняются к этой теории, попутно отмечая, что именно в Византии сложилась общность кочевых народов и цыганское самосознание.


Цыганская девушка. Фреска из города Газиантепа. (alantatour.com)

В русском языке цыгане получили свое название из «Жития святого Георгия Афонского». Правда, ученые до сих пор спорят, кто именно имелся в виду в документе 11 века. Возможно, «антсинганос» автор называл вовсе не народ рома, а распространенную секту. Как бы то ни было, название в языке закрепилось.

В других языках, например, в английском или испанском, цыган называют похожими словами, которые происходят от Egyptians — египтяне. Такое название появилось неслучайно, поскольку, впервые появившись в Европе, цыгане заявили, что они пришли из Египта. Темная кожа и необычный язык убедили европейцев, и они стали звать народ рома египтянами, а позже — «gitanos» или «Gypsies». Однако есть и другие варианты названий — например, французы именуют рома «богемцами», а во многих языках прижилось название, происходящее от слова «черный».

Образ жизни

Термин «цыган» стал синонимом для «рома» во многих регионах. В широком смысле он описывает кочевника экзотического происхождения, который, возможно, умеет показывать волшебные трюки и невероятную ловкость рук. Такие ошибочные представления обусловлены работой, которой занимались рома во время своих продолжительных переездов.

Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода

Будучи кочевниками, работу они были вынуждены «возить» с собой. Поэтому многие занимались продажей скота, дрессировкой животных, организацией выставок. Были среди них лудильщики (кузнецы и ремесленники), музыканты. Женщины занимались гаданием, продавали зелья, просили милостыню и работали на развлекательных мероприятиях.

Продажа зелий и предсказания считались формой колдовства. Но такой карьерный выбор, очевидно, нравился большинству людей, иначе в финансовом отношении он был бы бесполезен. Однако это сделало рома мишенью для преследований.

Кто предки цыган?

Откуда же пришли цыгане? Несомненно, была единая территория, ставшая местом появления этого народа. Наибольшая группа народа, а именно – цыгане Европы, Кавказа, России – были выходцами из Индии. Но зачем они покинули родную страну?

Появление цыганского народа связывают с I тысячелетием нашей эры. В ту пору в Индии начинается период исламизации. Мусульманские завоеватели активно утверждают свою религию, вытесняя местные верования.

Немало людей оказалось перед выбором: отказаться от своей культуры или же стать изгнанниками. Понимая, что в данном случае компромисс невозможен, предки цыган отправляются в Переднюю Азию. Некоторое время они остаются там, пользуясь покровительством Византии.

Причиной расселения цыган по всему миру также стали исторические перемены. После падения Византии народ отправляется дальше на запад, заселяя европейские территории. Хочу заметить, что период долгого кочевья был непростым для цыган.

До XV века население стран, куда они приходили, воспринимало их вполне миролюбиво. Однако позднее цыгане стали ассоциироваться с бродягами и мошенниками, что стало причиной неприязни к этому народу.

Лишь в XVIII веке народы, рядом с которыми жили эти вечные странники, смогли смириться с особенностями цыганской натуры. Тогда появляется деление на кочевых и оседлых цыган. Те общины, что чувствовали себя комфортно на новых землях, прекратили бродячий образ жизни, однако немало цыганских племён продолжили свои путешествия.

Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане?

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания — она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган — Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц

Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector