Алмазный фонд московского кремля

Великая Императорская корона

Гигантская темно-красная шпинель (398,72 карата) украшает Большую Императорскую корону, которой короновались все русские монархи, от Екатерины II до Николая II. Царский посланник Николай Спафарий купил этот огненный, мерцающий камень в Китае в 1676 году по приказу царя Алексея, отца Петра I. Китайский торговец, знатный дворянин, попросил Спафария сохранить сделку в тайне, иначе ему грозил бы смертный приговор за то, что он позволил такому сокровищу покинуть Китай.

Большой колумбийский изумруд (136,25 карата) чистейшего темно-зеленого оттенка вставлен в брошь, которая когда-то принадлежала императрице Елизавете, жене Александра I. Размышляя о происхождении драгоценного камня, советский историк Ферсман писал: «Он, должно быть, был найден в Средние века, во времена открытия Америки. По всей вероятности, португальцы вывезли его из местного храма в Колумбии. Затем камень каким-то образом попал в Индию, где смешался с местными изумрудами. Всегда было загадкой, как ценные сокровища из восточных сокровищниц и гаремов оказались в европейских антикварных лавках, но однажды и эта драгоценность попала в Европу».

Мой отзыв об экскурсии в Бриллиантовую кладовую

Далее я расскажу, как я со своим сыном посещала Бриллиантовую кладовую Эрмитажа.

В честь весенних каникул решили с сыном (10 лет) сходить в Эрмитаж и были приятно удивлены нововведениями. Оказывается билеты в Бриллиантовую и Золотую кладовые Эрмитажа можно купить прямо в кассах вместе с основным билетом и сразу пройти на экскурсию.

Я никогда не была в этих кладовых, потому что раньше (в годы советской власти) нужно было купить билет заранее, т.е. съездить в кассы в центр города, экскурсии проводили только по субботам рано утром. Сейчас все намного упростилось. В субботу утром, около 11-30, очередь на вход заняла не более 15 минут вместе с покупкой билетов. В 14-00, когда мы выходили, очереди и толкотня в кассах увеличились, но не намного.

Экскурсия длится полтора часа. Все организованно очень хорошо, покупаете билет, раздеваетесь в гардеробе и проходите в музей, группа собирается под большой табличкой в фойе музея, если вам что-то не понятно, то многочисленные работники музея вам охотно помогут найти нужное место.

Общий вид залов
Скифское искусство
Ювелирное искусство XIX века

В интернете турфирмы предлагают экскурсии в эти кладовые по завышенным ценам, в посредниках нет никакой необходимости, все можно организовать самостоятельно, очень просто. В любом случае экскурсию будут вести сотрудники Эрмитажа, посредники только помогают с покупкой билетов и берут за это комиссию.

Как попасть в Кремль

От касс есть два пути: направо к Кутафьей башне и налево к Боровицким воротам. Если у вас билеты в Оружейную палату или в Алмазный фонд, лучше идти налево, к Боровицким.

Но я предлагаю пойти направо и подняться по ступенькам к Кутафьей башне.

История говорит, что этой дорогой — от Кутафьей по мосту через Троицкие ворота — шли гости к дворцам царицы и царевен. Этот путь вел и ко двору патриарха.

Пройдя дальше, гости древнего Кремля попадали на Ивановскую площадь. Там кипела официальная жизнь, зачитывались указы.

В Кутафьей башне есть бесплатная камера хранения для рюкзаков и крупных вещей. Пропускной режим строгий: запрещают проносить гироскутеры, самокаты, велосипеды. Исключение — прогулочные детские коляски.

Далее расскажу, что посмотреть в Московском Кремле самостоятельно, а куда можно попасть только с экскурсией и по времени.

Мы много пишем о путешествиях,

знаем интересные места,

ищем новые маршруты

Dorogi-ne-dorogi.ru – журнал о путешествиях без лишних слов

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве – это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило – неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии – синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Великолепные самоцветы

Знаменитое собрание семи исторических камней Алмазного фонда продолжается рядом необыкновенных самоцветов.

Среди редкостей, представленных к экскурсии, выделяют турмалин, напоминающий форму ягоды или винограда. Цвет и форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листья на золотом фоне. Весит самоцвет 260,86 каратов, размер 4×2,7×2,3 см. Сокровище занимало почетное место среди украшений короля Богемии Рудольфа II. В 1648 году самоцвет захвачен шведскими воинами, вывезен в Скандинавию, предназначался королеве Кристине. После смерти королевы самоцвет направили в Стокгольм, затем Петербург. В 1777 году Екатерина II получила турмалин в дар от шведского короля Густава III.

Символы самодержавия

Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.

Символы самодержавия

Императорский скипетр

Императорский скипетр — золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль. Длина скипетра — 59,5 см. Начало 1770-х годов

Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.

Держава императорская

Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), сереброВысота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см

Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», — творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.

Сапфир со скипетра

Большая корона Российской империи

Большая императорская корона Российской империи 1762 г.

Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки — всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.

В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)

История фонда

Формирование коллекции ювелирных шедевров было начато в первой половине XVIII века благодаря Петру Первому. Русский император распорядился организовать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. была основана Камер-коллегия, в уставе которой были перечислены все имеющиеся на тот момент регалии и установлен порядок их хранения.

Юрий Фельтен

Все коронные ценности были расположены в специальном помещении — Кабинете Его/Ее Императорского Величества, которая еще называлось Алмазной (Бриллиантовой) комнатой и постоянно находилась под охраной.

Екатерина Вторая в 1764 г. переоборудовала под хранилище алмазов свою парадную опочивальню. Все экспонаты из Бриллиантовой комнаты были перемещены туда. Создателем ее интерьера был архитектор Фельтен.

До начала XX века Алмазная комната находилась в Санкт-Петербурге и постоянно пополнялась новыми экспонатами. Когда в ходе Первой Мировой войны фронт почти вплотную приблизился к столице Российской Империи, все ценности были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Оружейной палате. В Москву тогда перевезли не только коронные ценности и регалии императорской семьи, но и их завещания, а также родословную книгу, которую вел Российский Императорский Дом.

Несмотря на сильную спешку при проведении эвакуации, было проявлено осторожное и бережное отношение к экспонатам. В сундуках была расположена опись, проведенная в 1898 г

В 1950-е в СССР началось усиленное освоение недр страны. Это привело к тому, что в Гохран России стали поступать новые экспонаты, драгоценные камни и пр. В ноябре 1967 г., в дни празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, внутри Оружейной палаты была открыта временная экспозиция Алмазного фонда.

Предполагалось, что экспонаты будут доступны для посетителей на протяжении одного года, после чего все они вновь вернутся на дальнейшее хранение в Гохран. Но выставка оказалась чрезмерно важным событием в культурной жизни как Советского Союза, так и всего мира.

Сегодня на выставке можно увидеть следующие драгоценные камни:

  • «Александр Пушкин»
  • «Алмаз Шах»
  • «Красная шпинель»
  • «Алмаз Орлов» и пр.

Правила посещения

Перед тем, как посетитель входит внутрь залов Алмазного фонда, его тщательно проверяют на металлоискателе на наличие запрещенных предметов. Видео- и фотоаппаратуру, а также мобильные телефоны и подобную технику придется выложить. На экспозиции запрещается проводить любительское фотографирование и видеосъемку. Верхнюю одежду сдают на вешалку.

Выставка оборудована аудиогидом, который разговаривает на следующих языках:

  • английский
  • немецкий
  • китайский
  • французский
  • испанский
  • японский.

Экскурсовод начинает рассказывать посетителям об экспонатах, затем экскурсанты подходят к витринам, чтобы получше рассмотреть представленные на них вещи. Длительность всей экскурсии составляет примерно 40-50 минут.

Про сокровища Алмазного фонда и музеи московского Кремля можно почитать по ссылкам здесь и здесь.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

«Семь чудес Алмазного фонда»

Алмаз «Орлов»

Алмаз «Орлов»

Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом.

Алмаз «Шах»

Алмаз «Шах»Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем. Алмаз-«портрет»

Портретный алмазОдин из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано — под ним разместили портрет императора. Гигантская шпинель

Гигантская шпинельВес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону. Изумруд, инкрустированный в брошь

Изумруд, инкрустированный в брошьЭто также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.Цейлонский сапфир

Цейлонский сапфирЛегендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.ХризолитСовершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой. 

Хризолит

История

История «Алмазного фонда» началась при Петре I. В 1719 г. он издал указ для выделения помещения под хранение государственных ценностей. Члены императорской семьи надевали хранящиеся здесь украшения и ордена по особо важным случаям. Придворные ювелиры обладали высоким уровнем мастерства, их изделия добавляли в русский двор великолепие и роскошь.

В истории «Алмазного фонда России» помещение с императорскими ценностями называли по-разному: сначала это была Бриллиантовая или Алмазная комната. При Екатерине II под драгоценности было выделено новое помещение. Из Санкт-Петербурга их увезли в Москву, в Оружейную палату Кремля, во время приближения войск к городу в ходе Первой мировой войны. Новая веха в истории создания «Алмазного фонда» началась, благодаря открытию месторождений драгоценных камней. С 1950-х годов музей «Алмазный фонд» пополняется ценными самородками.

Открытая в 1967 году экспозиция была временной. Планировалось, что доступ посетителям будет предоставлен в течение года в честь юбилея СССР и революции. Но благодаря огромной популярности «Алмазный фонд» в Оружейной палате Московского Кремля стал музеем, действующим на постоянной основе.

Панорамный вид на здание Оружейной палаты и «Алмазного фонда»:

Алмазный фонд Московского Кремля: что рядом?

Алмазный фонд Московского Кремля находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Оружейная палата Московского Кремля ~ 0,1 км. Памятник Александру I ~ 0,1 км

Памятник Александру I ~ 0,1 км

Большой Кремлевский дворец ~ 0,1 км

Теремной дворец Кремля и Верхоспасский собор ~ 0,1 км

Потешный дворец и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Кремле ~ 0,2 км

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Кремле ~ 0,2 км

Благовещенский собор Кремля ~ 0,2 км

Грановитая палата в Кремле ~ 0,2 км

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.

Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.

Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.

Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector