Александрийский маяк

Александрийский маяк на карте. Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

Фаросский маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.

Чудеса света. 3 Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды — одно из семи чудес античного мира — находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция).В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз. Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Фаросский маяк крым. Сарычский (Форосский) маяк

Форос Частный сектор в Форосе Отдых в Форосе Карта Фороса

Форосский берег

Бытует мнение, что маяк в посёлке Форос , назван в честь одного из чудес света — Фаросского маяка , построенный в 280 г. до н.э. Фаросский маяк больше тысячи лет сражал людей своим великолепием, пока в 1326 г. его не разрушило землетрясение.

Крымский Форосский маяк находится на мысе Сарыч . Этот мыс на генуэзских картах именовался “Fori”, а в дореволюционных путеводителях имел название “мыс Форос”. На самом деле единственное, что связывает маяк на мысе Сарыч с Александрийским — только схожесть названий. К началу XIX века на берегах от Дуная до Керченского полуострова существовало около 12 маяков, сейчас их насчитывается больше 20. Самые известные маяки в Крыму: Херсонесский и Тарханкутский — построенные в 1816 г., а также маяки на мысе Ай-Тодор и Сарыч.

Форосский маяк примечателен необычным созданием. Больше ста лет тому назад, в одном из путешествий из Севастополя в Ялту, Николай II узнал от офицеров, что мыс Сарыч — самая южная точка во всей европейской части империи. Царь высказал свою идею, построить здесь маяк. В то время хозяйкой мыса и всей близлежащей территории была Наталья Прикот (урожденная Компер). Эта местность тогда называлась Комперией. Вдова вскоре узнала о царском пожелании и руководствуясь патриотизмом в 1897 г. она подарила 2400 квадратных саженей земли мыса Сарыч военно-морскому ведомству. Через два года на этом участке земли и был построен маяк, указывающий морякам путь к Севастополю. Не было, ни одного случая, чтобы Сарычский маяк не светил кораблям.

Прошло время, сын Натальи Карловны так просто не захотел отдавать крымские земли и госпожа Прикот покорно поддалась его влиянию. В 1908 г. вдова заявила, что участок был у нее отчужден насильно и требовала возместить ей убытки в связи с потерей части земли. Ялтинская земская управа готова была оплатить, но гораздо меньшую суму, чем предъявляло семейство. Дело затягивалось и Василий Прикот грозился вернуть себе деньги через суд. 21 июня 1910 г, Николай II услышал о тяжбе с Прикотами и наложил резолюцию: “Быть по сему!”. Статская вдова так просто не сдалась и на мыс Сарыч был отправлен подпоручик Морозов. Он очень точного картографировал земельный участок, отчужденный под строительство маяка. 3 сентября 1912 г. план был готов и смотритель маяка капитан II ранга М. Ставраки утвердил его. Маяк полностью перешёл во владение военно-морского ведомства, а все ненужные для маяка земли — возвратились во владение Прикотов. Копия плана всё время находилась в маяке. У неё невероятная судьба.

В 1939 г. к маяку приставили нового управляющего — М.П. Макуха. Не успела его семья обосноваться здесь, как в 1941 г. началась война. В ноябре гитлеровцы прорывались к Севастополю и Форосский маяк оказался в осаде. Со стороны Фороса на захват двинулись две бронемашины, но маленький гарнизон достойно ответил захватчикам и враги отступили. Матросы подорвали мосты и заминировали дороги, ведущие к маяку. Несмотря на окружение, изо дня в день посылались путеводные сигналы для кораблей, идущих в Севастополь. Смотритель Макух получил приказ оставить пост. Покидая маяк, он взял с собой как талисман карту маяка, как залог, что он ещё сюда вернётся. Макух хранил эту карту в своей полевой сумке и в 1945 году он вернулся, чтобы зажечь огни маяка. Над морем опять раздавался звон старинного колокола-гиганта. Со временем, колокол сменили радиомаяки. В период отстройки Форосского Храма не было большого колокола, и колокол с Форосского маяка идеально подошёл на замену. Он красуется до сих пор на колокольне у входа в храм.

Рядом с Сарычским маяком находится дача Горбачёва. После строительства госдачи “Заря” пришлось закрывать на маяке свет в её сторону. Как оказалось, мигающий свет мешал спать отдыхающим на даче.

Фарос в культуре

Маяк, изображенный в Книге чудес , арабском тексте конца XIV века.

Фарос из Абусира , древний погребальный памятник, который, как считается, был смоделирован после Фароса в Александрии, с которым он примерно одновременно

Маяк остается гражданским символом города Александрии и губернаторства Александрия, с которыми город более или менее соседствует. Стилизованное изображение маяка появляется на флаге и печати провинции, а также на многих государственных службах города, включая печать Александрийского университета .

В архитектуре

  • Хорошо сохранившаяся древняя гробница в городе Абусир , в 48 км к юго-западу от Александрии, считается уменьшенной моделью Александрийского Фароса. Известный в просторечии под разными названиями — Фарос Абусира , погребальный памятник Абусира и Бург аль-Араб (Арабская башня) — он состоит из трехэтажной башни, примерно 20 метров (66 футов) в высоту, с квадратным основанием, восьмиугольная средняя часть и цилиндрическая верхняя часть, как и здание, по образцу которого оно, по-видимому, было смоделировано. Он датируется периодом правления Птолемея II (285–246 гг. До н.э.), и поэтому, вероятно, был построен примерно в то же время, что и Александрия Фарос.
  • Дизайн минаретов во многих ранних египетских исламских мечетях был трехступенчатым, как и у Фароса, что свидетельствует о более широком архитектурном влиянии здания.
  • Национальный мемориал Джорджа Вашингтона Масонские , расположенный в Александрии, штат Вирджиния , вылеплен после древнего маяка.

В литературе

  • Юлий Цезарь в своей книге «Гражданские войны» (Часть III, 111–112) описывает Фарос и его стратегическое значение. Получение контроля над маяком помогло ему подчинить армии Птолемея XIII (48 г. до н.э.):
  • Романо-еврейский историк Иосиф Флавий (37 — ок. 100 г. н.э.) описывает это в своей книге «Еврейская война» (4.10.5), когда он дает географический обзор Египта.
  • Это было описано в Zhu fan zhi (« Записки иностранных народов») Чжао Ругуа (1170–1228), китайским таможенным инспектором южного портового города Цюаньчжоу во времена династии Сун .
  • Ибн Баттута посетил маяк в 1326 году, обнаружив «одно из его лиц в руинах», но он смог войти и отметил место, где может сидеть страж маяка, и многие другие помещения. Когда он вернулся в 1349 году, он «обнаружил, что он пришел в такое разрушительное состояние, что невозможно было войти в него или подняться к дверному проему».
  • В научно-фантастической новелле Роберта Сильверберга « Плавание в Византию» (1985) культура далекого будущего воссоздает древние города, полные каждой детали, в том числе Александрию; несколько эпизодов истории Сильверберга происходят на восстановленном Фаросе.

В видеоиграх

  • В компьютерной игре Civilization 1991 года Великий Маяк — одно из чудес света, которое можно построить, давая бонус к движению корабля. Он снова появляется во всех более поздних частях серии.
  • В стратегических играх по градостроительству Pharaoh: Cleopatra (2000) и Children of the Nile (2004) он может быть построен как памятник.
  • В стратегической игре Total War: Rome II 2013 года маяк показан как чудо, где он дает небольшой импульс фракции, оккупирующей Александрию.
  • Маяк присутствует в приключенческой видеоигре Assassins Creed Origins . Действие игры разворачивается в Древнем Египте в период Птолемеев (48 г. до н.э.). Ubisoft Montreal проводила исследования Древнего Египта с помощью французского археолога и египтолога Жан-Клода Гольвена.
  • В симуляторе города SimCity 3000 маяк можно построить как достопримечательность.
  • В сетевой игре Forge of Empires Александрийский маяк доступен как «Великое здание».

Высота и описание

Мозаика, изображающая Фарос Александрийский (с надписью « Ο ΦΑΡΟϹ ») из Ольвии, Ливия ок . 4 век нашей эры.

Сравнение размеров всестороннего исследования здания 1909 года и 2006 года.

Арабские описания маяка совпадают, несмотря на то, что он несколько раз ремонтировался после повреждений в результате землетрясения. Приведенные высоты варьируются всего на пятнадцать процентов от 103 до 118 м (от 338 до 387 футов) при квадратном основании 30 на 30 м (98 на 98 футов).

Арабские авторы указывают, что маяк был построен из больших блоков светлого камня . Башня состояла из трех сужающихся ярусов: нижнего квадратного сечения с центральным ядром; среднее восьмиугольное сечение; и вверху круглая секция. Аль-Масуди писал в 10 веке, что на стороне, обращенной к морю, есть надпись, посвященная Зевсу. Географ Аль-Идриси посетил маяк в 1154 году и заметил отверстия в стенах по всей прямоугольной шахте со свинцом, используемым в качестве наполнителя, между каменными блоками у основания. Он подсчитал, что общая высота маяка составляет 300 дхира рашаши (162 м).

На его вершине было зеркало, которое отражало солнечный свет в течение дня; ночью был зажжен костер. Сохранившиеся римские монеты, отчеканенные Александрийским монетным двором, показывают, что статуя Тритона была расположена на каждом из четырех углов здания, а статуя Посейдона или Зевса стояла на вершине.

Наиболее полное описание маяка принадлежит арабскому путешественнику Абу Хаггаг Юсеф ибн Мохаммед эль-Балави эль-Андалуси, который посетил Александрию в 1166 году нашей эры. Балави представил описание и измерения внутренней части прямоугольной шахты маяка. Внутренний пандус был покрыт каменной крышей высотой 7 шибр (189 см, 6,2 фута), что позволяло пройти сразу двум всадникам. При вращении по часовой стрелке пандус занимал четыре этажа с восемнадцатью, четырнадцатью и семнадцатью комнатами на втором, третьем и четвертом этажах соответственно. Балаваи считает основание маяка длиной 45 ба (30 м, 100 футов) с каждой стороны с соединительной рампой 600 дхира (300 м, 984 фута) в длину и 20 дхира (10 м, 32 фута) в ширину. Восьмиугольная секция составляет 24 ba (16,4 м, 54 фута) в ширину, а диаметр цилиндрической секции составляет 12,73 ba (8,7 м, 28,5 футов). Вершина молельни маяка имела диаметр 6,4 ba (4,3 м 20,9 фута).

Последние отчеты о маяке после разрушения землетрясением на Крите 1303 года включают Ибн Баттута , марокканского ученого и исследователя, который проходил через Александрию в 1326 и 1349 годах. Баттута отметил, что разрушенное состояние маяка было тогда заметно только по прямоугольной башне и въездная рампа. Он заявил, что высота башни 140 шибр (30,8 м) с каждой стороны. Баттута подробно описал план султана Ан-Насира Мухаммеда по строительству нового маяка рядом с местом обрушения, но они остались невыполненными после смерти султана в 1341 году.

Архитектурные особенности

На сегодняшний день нет ни одного документа, который бы достоверно описывал архитектуру маяка в Александрии. Ученые опираются на труды историков, свидетельства моряков того времени, отчеканенные монеты с изображением строения.

Общие сведения

Александрийский маяк попал в число Семи античных чудес света из-за своей высоты, которая в различных источниках колеблется в пределах 120-160 м. И это при том, что большинство сооружений того времени не превышало трех этажей. В течение многих лет Фаросский маяк носил звание самого высокого здания в Античном мире.

Для строительства использовали большие блоки светлого материала. Одни историки предполагают, что это был известняк, другие настаивают на мрамор. Третьи же утверждают, что основными материалами служили известняк и гранит, а вот облицовка была мраморной.

Александрийский маяк служил не только указателем для моряков, но и оборонительным сооружением. Занимая в основании участок размером 130х180 м, он был обнесен крепостной стеной с наблюдательными башнями по углам и бойницами. Внутреннюю часть, ширины которой хватало для проезда двух всадников, вымостили камнем.

Нижний ярус

Нижний ярус выполнен в форме почти идеального квадрата со сторонами 30-31 м. Его высота по разным данным составляла 40-60 м. Стены были ориентированы на 4 стороны света.

Внешне эта часть строения напоминала крепость, а мореплаватели отмечали, что всю ее испещряли небольшие отверстия. Скорее всего они предназначались для вентиляции помещений и наблюдений за вражескими кораблями.

Нижний ярус маяка насчитывал 4 этажа. На первом находились запасы воды и продовольствия, различный инвентарь. На втором, третьем и четвертом этажах располагались комнаты для рабочих и солдат — 18, 14 и 17 комнат, соответственно.

Плоскую крышу нижней части Александрийского маяка украшали статуи Трифонов — наполовину людей, наполовину рыб.

Средний ярус

Высота среднего яруса составляла примерно 40 м и была облицована мраморными плитами. Представляла собой восьмиугольник со сторонами, ориентированными по направлению преимущественных ветров («роза ветров»).

Внутри по всей высоте яруса был построен пандус. По нему поднимали топливо, необходимое для поддержания огня в верхней части строения.

Второй ярус Фаросского маяка был украшен статуями, которые многие моряки наделяли необычными способностями. Так, одна из них отстукивала каждый час, другая указывала на солнце, а третья служила флюгером. Достоверными представляются лишь сведения о статуях, указывающих направление ветра. Ученые допускают, что они могли вращаться на манер флюгеров.

Верхний ярус

Верхний ярус представлял собой цилиндр диаметром 4,3 м. Его купол поддерживали 8 мраморных колонн. Именно здесь разводили костры, чтобы в темное время суток указывать кораблям путь с помощью света, а при плохой видимости — с помощью дыма.

Путешественники утверждали, что свет Фаросского маяка был виден почти за сотню километров от берега. Этому способствовала специальная система бронзовых пластин, отполированных до зеркального блеска. В их вогнутых и выгнутых поверхностях огонь от костра отражался особенно ярко, формировался направленный луч света.

В качестве топлива использовали просмоленные дрова, которые жгли круглосуточно. В дождливую или туманную погоду пламя костра сопровождали звуки трубы, предупреждающие корабли о наличии пристани недалеко от них.

Верхнюю часть украшала высокая статуя. И здесь мнения историков о том, кого она изображала, опять расходятся. Одни предполагают, что это был Посейдон, другие склоняются к фигуре Зевса.

Выше Великой пирамиды?

В этой же части города были размещены и знаменитые Александрийский мусейон и Александрийская библиотека. Мусейон представлял собой сразу и академию наук, и общежитие для учёных, и технический центр, и школу, а рядом находилась величайшая в мире библиотека, в которой насчитывалось до полумиллиона свитков. Даже сегодня, во времена информационного бума, найдётся не много таких библиотек, а в конце роскошного XVIII — начале просвещённого XIX века столь масштабных библиотек на нашей планете и вовсе не было. Второй владыка эллинистического Египта, Птолемей II Филадельф, был увлечённым книжником и одновременно очень тщеславным человеком. Его весьма огорчало, что в Александрийской библиотеке не хватало некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Тогда фараон направил в Афины посольство — попросить, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Однако надменные Афины потребовали баснословный залог — 15 талантов, то есть почти полтонны серебра. Птолемей принял вызов, и серебро было доставлено в Афины, которым, скрепя сердце, пришлось выполнять договор. Филадельф же подобного недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову не простил, так и оставив огромный залог афинянам, а рукописи — себе. Но в историю он всё-таки в первую очередь вошёл по той причине, что ещё в самом начале его царствования на скалистом острове Форос, прикрывавшем гавань, словно естественный мол, было построено седьмое чудо света — Александрийский маяк. В 285 году до н.э. остров соединили с материком дамбой, и Сострат Книдский приступил к строительству этого феноменальной высоты маяка. Грандиозное строительство заняло всего пять лет, ведь уже к тому времени Александрия Египетская была передовым техническим центром и самым богатым городом Ойкумены, к услугам строителей имелся громадный флот, каменоломни и достижения премного мудрых мусейонских академиков. Сведения о размерах маяка несколько противоречивы. По самым скромным подсчётам, его высота достигала 120 метров, по наиболее же восторженным отзывам, Александрийский маяк имел высоту 180 метров и стал первым в мире сооружением, которое было выше Великой пирамиды Хеопса. В любом случае, по мнению современных специалистов, с чисто практической тонки зрения столь феноменальная высота являлась излишней, даже если учесть, что древние маяки должны были быть выше современных ввиду слабости излучаемого ими света. Высочайший современный европейский маяк в устье французской реки Гаронны у Бордо имеет высоту 59 метров над уровнем моря. Построили его, между прочим, ещё древние римляне, взяв за образец Александрийский маяк, но в XVI веке он был перестроен. Маяк на мысе Гаттерас (Северная Каролина, США) имеет высоту 58 метров, маяк на коралловых рифах у американской Флориды — 48 метров. Они просто не идут ни в какое сравнение с чудом античного мира! Впрочем, Птолемеи построили этот фантастический небоскрёб на скале не только для практических целей — он был ещё и символом могущества их империи, её богатства и величия.

Разрушение

В XII веке маяк пришёл в полный упадок. Александрийская бухта перестала играть столь важную роль в торговле, так как она стала полна ила.

Впервые сильно поврежден был маяк в 956 году, после – в 1303 и далее через ещё двадцать лет.

Форт Кай-Бей был построен на месте маяка и из остатков маяка в 1480 году.

В данный момент на месте маяка государство Египта разместило военную крепость.

В XIV веке арабы хотели восстановить великолепный маяк, но достигли только 30 метров из 135, так и не завершив постройку.

Значение в культуре

Маяк – символ Александрии Египетской. Он изображён на печати и флаге этого города. Используется он и в символике Александрийского университета.

Александрийский маяк, пусть и был утрачен, но до сих пор является идеальной моделью маяка.

Название острова Фарос этимологически происходит из древнегреческого языка и является однокоренным слову «фара», что означает «источник света».

В 1161 году Александрийский маяк был описан путешественником Абу эль-Андалусси. Уже тогда это сооружение считалось достопримечательностью.

Только в 1994 удалось найти пропавшие и похищенные части маяка. Никто их конфисковать не стал. Но при помощи компьютерного моделирования удалось узнать, как выглядело сооружение.

Помимо военной базы на месте маяка стоит Александрийский исторический музей.

Впервые поиски затерянных частей начались в 1968 году Хонором Фростом.

Мощь и красота Фаросского маяка

По разным данным, высота Александрийского маяка была от 115 до 137 метров. Из соображения практичности его возвели из мраморных глыб, скрепленных свинцовым раствором. К стройке приобщили лучших александрийских архитекторов и ученых – они-то и придумали проект маяка, состоящего из трех ярусов.

Александрийский маяк состоял из трех ступеней: пирамидальной, призматической и цилиндрической формы

Первый уровень Александрийского маяка был пирамидальной формы с плоскостями, ориентированными по 4 сторонам света. Его выступы украшали статуи тритонов. Помещения этого уровня предназначалось для размещения рабочих и солдат, хранения инвентаря, топлива и продуктов.

Внутри Фаросского маяка был построен спиралевидный пандус для доставки дров и масла на верхотуру

Восемь граней второй ступени Фаросского маяка древние архитекторы спроектировали по розе ветров и украсили статуями из бронзы. Некоторые из скульптур были подвижными и служили флюгерами. Третий ярус сооружения имел цилиндрическую форму и завершался куполом, на котором стояло 7-метровое бронзовое изваяние повелителя морей Посейдона. Но поговаривают, что на самом деле верх купола Фаросского маяка украшала статуя женщины – попечительницы мореплавателей Исиды-Фарии.

Описания античных и средневековых авторов

Изображение маяка на монетах, отчеканенных в Александрии во II веке н. э. (1. Реверс монеты Антонина Пия и 2. Реверс монеты Коммода).

Мозаика, изображающая Александрийский маяк (с надписью «Ο ΦΑΡΟϹ») из Ольвии, Ливия, ок. IV в. н. э.

Юлий Цезарь в «Записках о гражданской войне» описывает Фарос и его стратегическое значение. Получение контроля над маяком помогло ему покорить армии Птолемея XIII (48 г. до н. э.):

Иудейский историк Иосиф Флавий (37 — ок. 100 н. э.) описывает маяк в своей книге «Иудейская война» (4.10.5), когда даёт географический обзор Египта. Чжао Жугуа (1170—1228), китайский географ и государственный деятель времён династии Сун, описывает маяк в своём трактате «Чжу фань чжи» («Записки о чужеземных народах»).

Имеются многочисленные описания маяка у арабских авторов. Они указывают, что маяк был построен из больших блоков светлого камня, башня состояла из трех сужающихся ярусов: нижнего — квадратного сечения с центральным ядром, среднего — восьмиугольного сечения и верхнего яруса круглого сечения. Разные источники дают различные оценки высоты маяка — от 103 до 118 м, размеры квадратного основания — 30 на 30 м. Наиболее полное описание маяка дано путешественником Абу Ходжа Юсефом ибн Мохаммедом эль-Балави эль-Андалуси, который посетил Александрию в 1166 году н. э.. Балави в своём труде описывает, что основание маяка имеет длину 45 бар (30 м) с каждой стороны, внутренняя часть прямоугольного основания маяка покрыта каменной кладкой шириной 7 шибров (189 см), по которой могут одновременно проехать два всадника. Четырёхэтажное основание маяка имело восемнадцать, четырнадцать и семнадцать комнат соответственно на втором, третьем и четвёртом этажах. Вторая часть маяка, над основанием, имела ширину 24 бар (16,4 м) при диаметре цилиндрического участка 12,73 бар (8,7 м). Верхняя часть маяка была диаметром 6,4 бар (4,3 м).

Другой арабский географ, Мухаммад аль-Идриси, оставил восхищённый отзыв о своём посещении маяка в 1154 году. Аль-Идриси рассказывает о конструкции маяка, отверстиях в стенах по всему прямоугольному фасаду, использовании свинца в качестве наполнителя между каменными блоками у основания. По оценке Аль-Идриси, высота маяка составляла 300 дхира (эквивалент 162 м).

На вершине маяка было расположено зеркало, которое отражало солнечный свет в течение дня; ночью на этом месте зажигали костёр. На древних римских монетах, выпущенных Александрийским монетным двором, видно, что на каждом из четырёх углов здания была установлена статуя Тритона, а на самой вершине маяка — статуя Посейдона или Зевса.

Арабский историк, географ и путешественник Аль-Масуди писал в X веке, что на стороне маяка, обращённой к морю, была надпись, посвященная Зевсу.

Свидетельства о маяке после землетрясения на Крите 1303 года имеются у Ибн-Баттута, марокканского ученого и исследователя, побывавшего в Александрии в 1326 и 1349 годах. В 1326 году Ибн-Баттута обнаружил «одну из его сторон в руинах», но смог войти и отметил место, где мог сидеть хранитель маяка и многие другие комнаты. Посетив маяк вновь в 1349 году, путешественник «обнаружил, что маяк впал в такое ужасное состояние, что невозможно было войти в него». Ибн-Баттута подробно описал планы султана Ан-Насира Мухаммеда построить новый маяк возле разрушенного, но эти планы так и не были выполнены после смерти султана в 1341 году.

Разрушение

Маяк был частично треснут и поврежден землетрясениями в 796 и 951 годах, за которыми последовал структурный обвал в результате землетрясения 956 года, а затем снова в 1303 и 1323 годах. Землетрясения распространяются от двух хорошо известных тектонических границ: Африканско-Аравийской рифтовой зоны и Красного моря соответственно в 350 и 520 км от места расположения маяка. Документы показывают, что землетрясение 956 г. первым вызвало обрушение верхних 20+ метров конструкции. Документально подтвержденный ремонт после землетрясения 956 года включает установку купола в исламском стиле после обрушения статуи, которая ранее возвышалась над памятником. Наиболее разрушительное землетрясение 1303 г. имело место с оценкой интенсивности VIII + на греческом острове Крит (280–350 км от Александрии). И, наконец, коротенькие остаток исчез в 1480 году , когда тогдашний султан Египта , Кайтбэй , построил средневековый форт на большую платформу сайта маяка , используя некоторые из упавшего камня.

Автор 10-го века аль-Масуди сообщает легендарный рассказ о разрушении маяка, в соответствии с которой в то время халифа Абд аль-Малик ибн Марван ( т . 705-715 ) , что византийцы послали евнуха агент, который усыновил ислам , завоевал доверие халифа и получил разрешение на поиски спрятанных сокровищ у основания маяка. Поиски были произведены хитроумно, так что основы были подорваны, и Фарос рухнул. Агенту удалось сбежать на ждущем его корабле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector