Административно-территориальное деление россии
Содержание:
- Юг
- Объединение регионов
- РФ и РСФСР
- Деление по-американски
- Политические аспекты федеративного устройства.
- Федеральные округа
- Что мы узнали?
- Уровни административного деления РФ
- Особенности современного административно-территориального деления России
- «Фактически унитарное государство»
- Необычная федерация
- Субъекты федерации
- Конституционный строй
- Политические аспекты федеративного устройства.
- Какие регионы есть в России
- Примечания
- Юг
- Что такое коды субъектов РФ и где их найти
- Федеральные округа
- Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
- Федеральные округа
- Другие типы территориального деления и объединения субъектов
- Военные округа
- Что такое административно-территориальное устройство
Юг
(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)
Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.
Объединение регионов
-
Основная статья: Объединение регионов России
7 марта проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря .
17 апреля проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского автономных округов к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .
23 октября проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступает в силу 1 июля .
16 апреля проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области (предлагавшиеся названия Ангарский, Приангарский или Прибайкальский край не утверждены). Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .
РФ и РСФСР
Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.
Деление по-американски
США по особенностям формирования
территории близки России. Главное отличие
состоит в том, что российские землепроходцы шли с
запада на восток, а американские рейнджеры и
трэвеллеры — с востока на запад. Границы штатов
часто появлялись сначала на карте, а потом уже
переносились на местность. Понятно, что в таком
случае предпочитались геометрические границы,
привязанные к сетке географических координат,
ведь никто толком не знал, где именно будет на
занимаемом участке пространства водораздел или
река. Даже земельные владения — тауншипы —
резались в Америке правильными квадратами
площадью по 36 квадратных миль. Такой метод свел к
минимуму столь распространенные в России споры
по поводу границ сельских хозяйств, обусловил
близкую к прямоугольной конфигурацию
автомобильной и железнодорожной сети,
планировку городских кварталов. Большинство
границ американских штатов проходят по прямым
линиям (все границы Вайоминга, Колорадо, Юты,
Нью-Мексико прямолинейны), но есть и участки,
проходящие по рекам (в основном по Миссисипи,
Миссури, Огайо, Колорадо и Колумбии) и горным
хребтам (Аппалачи, Биттеррут).
Для России подобная схема АТД тоже
может использоваться. В нашей стране нет жестко
обусловленных ареалов политической и
экономической жизни, поэтому существующие ядра
опорного каркаса территории вполне могут лежать
внутри прямоугольных ячеек. Несколько исказят
идеальную геометрию прямых линий лишь
традиционные и неоспоримые рубежи-фронтьеры
русской экспансии на восток — Волга и Уральские
горы (американские аналоги — Аппалачи и
Миссисипи).
Имена российских штатов видятся
нейтральными (примеры: Северный Урал, Дон, Енисей,
Алтай и др.), иногда возможно применение
традиционных или устаревших топонимов или
этнонимов (Чудь, Саха, Хазария, Югра, Идель и др.),
аналогами которых на американской карте могут
служить «туземные» названия: Массачусетс,
Висконсин, Миннесота, Канзас. Не будет страшным и
признание прав некоторых исторических деятелей
России на размещение на новой политической карте
страны. Например, штат на правом берегу Волги с
центром в Саратове можно назвать Иоаннией в
честь Ивана IV Грозного, присоединившего эти
земли к Москве. Существуют же в США две Каролины,
две Виргинии, Джорджия и Мэриленд, названные по
британским монархам.
Еще один важный нюанс американской
модели АТД — выбор административных центров.
Нередко столицами штатов в США становятся либо
совсем небольшие города, либо города,
существенно уступающие по размерам
урбанистическим лидерам штатов. Таковы Олбани
(штат Нью-Йорк), Сакраменто (Калифорния),
Гаррисберг (Пенсильвания), Спрингфилд (Иллинойс).
Рекордно мал Монтпилиер — столица Вермонта, в
которой проживает лишь 8 тыс. жителей. В
размещении администрации в малых городах есть
свои преимущества. Во-первых, обстановка здесь
более спокойная, а экологическая ситуация менее
острая, чем в крупных промышленных центрах.
Во-вторых, руководящие органы штатов менее
подвержены влиянию со стороны представителей
крупного бизнеса, контролирующих, как правило, не
только свое предприятие, но и экономический узел,
где оно расположено. В-третьих, размещение
институтов власти поднимает престиж города,
помогает ему выбраться из захолустья. Поэтому
признается целесообразным придание функций
столиц российских штатов таким старинным
российским городам, как Углич, Кириллов, Олонец,
Елец, Кунгур, Тобольск, Козьмодемьянск. Последний
может выполнить функцию альтернативной столицы
штата Ветлуга, равноудаленной от двух
соперничающих центров Среднего Поволжья —
Нижнего Новгорода и Казани. Аналогом может
служить столица штата Миссури Джефферсон-Сити —
небольшой городок, специально основанный ровно
на полдороге между могущественными Сент-Луисом и
Канзас-Сити. Столицами российских штатов могут
стать и те города, что в 20-е и 30-е годы прошлого
века специально создавались или
реконструировались для размещения органов
власти различных советских автономий: Саранск,
Сыктывкар, Элиста, Ханты-Мансийск, Биробиджан.
Важный элемент деления по-американски
— наличие федерального округа, находящегося под
прямым управлением центральных органов власти.
Это особенно актуально для современной России,
где администрация столицы проводит политику, в
некоторых аспектах противоречащую федеральной.
Границей федерального округа следует признать
местоположение бывшего Камер-Коллежского* вала
— границы Москвы в XIX в. В этом нет ничего
необычного, ведь границы округа Колумбия в США не
менялись с 1846 г., в то время как пригороды
Вашингтона перешагнули былую ограничительную
линию и устремились на пространства соседних
штатов — Виргинии и Мэриленда.
Политические аспекты федеративного устройства.
Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.
>
Федеральные округа
В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.
Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.
Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.
Рис. 3. Москва.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Уровни административного деления РФ
Насчитывается 85 субъектов территориального деления России. К ним относятся:
- 22 республики;
- 9 краев;
- 46 областей;
- 1 автономная область (Еврейская АО);
- 4 автономных округа;
- 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).
Рис. 2. Распределение субъектов Федерации по типу.
Такая форма административно-территориального устройства России обусловлена большой площадью государства и его многонациональностью. Во главе субъектов стоят губернаторы или главы.
Особенностями каждого субъекта Российской Федерации являются:
- собственное законодательство (Конституция или Устав);
- собственные властные структуры;
- свой столичный город;
- право иметь свой флаг, герб, гимн.
Республика Саха ( Якутия) является самой большой в мире административно-территориальной единицей. Ее площадь больше площади Франции в 6, а Великобритании – в 13 раз. Она расположена в 3 часовых поясах и занимает 18% территории России.
Особенности современного административно-территориального деления России
РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
Также по теме
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы
19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
- Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
- РИА Новости
Необычная федерация
Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.
Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.
Субъекты федерации
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.
Конституционный строй
Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.
Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ — социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.
В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.
Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.
Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.
Политические аспекты федеративного устройства.
Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.
>
Какие регионы есть в России
Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.
Итак, в составе России есть:
- 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
- 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
- 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
- 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
- 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.
Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.
Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.
Примечания
- , с. 157—159.
- См.Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: Изд. Эксмо, 2009. — С. 74.
- См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — С. 132—133. — ISBN 5-7975-0616-5.
- ↑ , с. 186—187.
- В ст. 115 Конституции Италии 1947 г. сказано что все области Италии создаются как автономные образования с собственными правами и функциями.
- В ст. 137 Конституции Испании 1978 г. закреплено, что все эти единицы пользуются автономией при ведении своих дел.
- Конституция Шри-Ланки 1978 г.
- Конституция Южно-Африканской Республики 1996 г. в ст. 104 определяет законодательную автономию провинций.
- ↑
- , с. 187.
- Гетьман-Павлова И. В., Постникова Е. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата. — 3-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Юрайт, 2019. — С. 62. — 560 с. — ISBN 978-5-534-06679-1.
- ↑ Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности : монография. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. — С. 141−155. — ISBN 978-5-16-105667-7.
Юг
(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)
Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.
Что такое коды субъектов РФ и где их найти
Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.
В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.
Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.
Федеральные округа
Федеральные
округа как административно-территориальные
единицы Российской Федерации были
созданы в соответствии с Указом президента
России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года
«О полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном
округе». В момент их учреждения в 2000
году было создано 7 федеральных
округов.
Указом президента Д. А.
Медведева от 19 января 2010 года из состава
Южного федерального округа был выделен
Северо-Кавказский федеральный округ и
увеличено количество федеральных
округов до восьми.
Название округа |
Административный центр |
Кол-во субъектов РФ |
Площадь |
Население |
Центральный |
||||
Южный |
Ростов-на-Дону |
|||
Северо-Западный |
Санкт-Петербург |
|||
Дальневосточный |
Хабаровск |
|||
Сибирский |
Новосибирск |
|||
Уральский |
Екатеринбург |
|||
Приволжский |
Нижний |
|||
Северо-Кавказский |
Пятигорск |
Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ
Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:
- Конституция РФ;
- Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
- федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
- устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
- закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
- закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.
***
Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.
Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.
***
Еще ответы на вопросы по конституционному праву:
Федеральные округа
В мае 2000 года для улучшения управления страной было выделено 7 федеральных округов.
- Центральный эк.район
- Центрально-черноземный эк.район
Центр ФО г. Москва.
- Северный эк.район
- Северо-западный эк.район
- Калининградская обл.
Южный
- Северо-кавказский эк.район
- Нижнее Поволжье (Калмыкия, Астраханская обл, Волгоградская обл)
Центр ФО г. Ростов-на-дону
Приволжский
- Волго-Вятский эк.район
- Поволжский без нижнего Поволжья
- Западный Урал (Оренбургская обл, Пермский край, Башкирия респ, Удмуртия респ.)
Центр ФО г. Нижний Новгород
- Тюменская обл.
- Свердловская обл.
- Челябинская обл.
- Курганская обл.
Центр ФО г. Екатеринбург
- Западно-тюменский эк.район (без Тюменской обл.)
- Восточно-сибирский эк.район
Центр ФО г. Новосибирск
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в , названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Экономические районы
Экономические районы России
- Восточно-Сибирский
- Волго-Вятский
- Дальневосточный
- Западно-Сибирский
- Калининградский
- Поволжский
- Северный
- Северо-Западный
- Северо-Кавказский
- Уральский
- Центрально-Чернозёмный
- Центральный
Военные округа
Военные округа России
- Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
- Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
- Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
- Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
- Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.
Федеральные округа
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
- Центральный федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Дальневосточный федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
Часовые зоны
Часовые зоны России
USZ1 | МСК−1 (калининградское время) | UTC+2 |
MSK | МСК (московское время) | UTC+3 |
SAMT | МСК+1 (самарское время) | UTC+4 |
YEKT | МСК+2 (екатеринбургское время) | UTC+5 |
OMST | МСК+3 (омское время) | UTC+6 |
KRAT | МСК+4 (красноярское время) | UTC+7 |
IRKT | МСК+5 (иркутское время) | UTC+8 |
YAKT | МСК+6 (якутское время) | UTC+9 |
VLAT | МСК+7 (владивостокское время) | UTC+10 |
MAGT | МСК+8 (магаданское время) | UTC+11 |
PETT | МСК+9 (камчатское время) | UTC+12 |
Военные округа
Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.
В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.
Что такое административно-территориальное устройство
Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.
Федеративная
Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.
Эти гособразования называются субъектами Федерации.
Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.
Примеры стран-федераций:
- Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
- США;
- Мексика;
- Канада.
Унитарная
Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.
В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.
Унитарные государства по признаку централизации бывают:
- Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
- Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.
По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:
- На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
- Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.
Конфедеративная
Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:
- нестабильна и носит временный характер;
- ближе к союзу государств, чем к единому государству.
Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.
Например:
- Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
- Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.
Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к
это объединения отдельных стран.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.