Традиции абхазии

Какие христианские конфессии есть в Абхазии?

На территории страны представлены три ветви христианской религии:

  • православие;
  • католицизм;
  • лютеранство.

Подавляющее большинство христиан – православные. Однако церквей в этой стране немного, несколько десятков, а католические и лютеранские храмы и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.

Православие возглавляется собственной епархией, ранее входившей с состав грузинской. В результате военного конфликта между двумя странами епархия фактически перестала подчиняться грузинскому патриарху. В 2009 году решением местного духовенства прекратила существовать и юридически Сухумо-Абхазская Епархия Грузинской Православной Церкви. На территории страны были учреждены вместо нее две епархии – Пицундская и Сухумская. Обе они находятся в ведении Абхазской Православной церкви.

Что касается католицизма, то действующий приход находится в Сухуми. Здесь католическая община насчитывает около 150 человек. Есть небольшие общины католиков в Гаграх и в Пицунде. Юридически католические храмы находятся в ведении Апостольской Администратуры Кавказа. Она же, в свою очередь, входит в Римско-католическую церковь. На территории страны есть представительство благотворительных католических организаций, например, общества «Каритас».

Неподалеку от действующего в Сухуми католического храма открыты двери лютеранской церкви. Ее прихожанами в основном являются приезжие европейцы и этнические немцы. Лютеранский приход Святого Иоанна открылся для верующих в 2002 году.

История[править | править код]

Монета Диоскуриады, конец II века до нашей эры. Аверс: Два пилоса, увенчанные звёздами. Реверс: тирс, ΔΙΟΣΚΟΥΡΙΑΔΟΣ

Первые поселения на территории города появились ещё в древнем каменном веке в эпоху нижнего палеолита, около 300 тысяч лет назад.

История города насчитывает более 2500 лет. На месте большого древнегрузинского поселения, у подножия трёх гор Яштхвы, Бирцхи и Гварды в VI веке до нашей эры греческие купцы из Милета основали колонию Диоскуриаду (Диоскурию), назвав её так в честь братьев Диоскуров Кастора и Полидевка (Поллукса), участников похода аргонавтов в Колхиду, принадлежавшую затем Понтийскому царству.

Диоскурия была значительным торговым центром, обеспечивая не только местные нужды региона, но и транзитную торговлю с народами Северного Кавказа. В V—II веках до н. э. она играла значительную политическую и экономическую роль на Западном Кавказе. На это указывает древний географ и историк Страбон:

В I веке до нашей эры в результате Митридатовых войн и последовавших за ними неурядиц Диоскурия потеряла своё значение. В 65 году до н. э. сюда пришли римляне, основавшие на месте греческой колонии крепость Себастополис (от греч. sebastos — священный и polis — город, греческое слово sebastos представляет перевод латинского «август» (в прошлом эпитет римских императоров), как считается, в честь императора Октавиана Августа, по гречески «себастоса», который родился 23 сентября 63 года до н. э., то есть после основания города и получившего имя Imperator Caesar Augustus 16 января 27 года до н. э. Крепостные сооружения Себастополиса сохраняли прочность 200 лет, а затем начали разрушаться. В VI веке на побережье вторглись византийцы и захватили крепость. При императоре Юстиниане I Себастополис был отстроен заново и пережил новый период расцвета. В 30-х гг. VIII века по землям Абхазии прокатились арабы, хотя они не смогли здесь обосноваться, зато успели разрушить город.

С 736 года поселение известно под названием Цхум в составе Абхазского царства. В средние века город Цхуми в составе Грузинского царства. К XIV веку превращается в периферийный городок Сабедиано. С XV века снова важный торговый порт Восточного Причерноморья и основной пункт генуэзской колонизации побережья.

С XVI в. территория Абхазии находится под властью турок: в 1578 году они захватили город, назвав его Сухум-Кале, В 1724 году крепость была перестроена.

С конца XVIII века по 1864 год город является столицей Абхазского княжества. Абхазы отбили крепость у турок, и владетельный князь Абхазии переносит в неё свою резиденцию. В 1805 году владетельный князь Абхазии Келешбей Шервашидзе-Чачба решает присоединить свою страну к России, по примеру картлийского и мегрельского царей. Но это удалось сделать только через 5 лет. 17 февраля 1810 года был подписан манифест о присоединении Абхазии к России.

В ходе Русско-турецкой войны 1806—1812 годов русский морской десант выбил турецкий гарнизон из города, занял местную крепость (см. Взятие Сухума) и утвердил власть российского императора.

В 1846 году Сухум-Кале получает статус торгового порта, а в 1848 г. статус портового города, который в 1866 году стал называться Сухумом. После упразднения Абхазского княжества в 1864 году стал центром Сухумского военного отдела (области) в подчинении Кутаисского генерал-губернатора, с 1866 года центр Сухумского округа Кутаисской губернии.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) годов Турция попыталась отторгнуть Черноморское побережье от России. 2 мая 1877 года турецкий флот начал бомбардировку города и высадку десанта, русский гарнизон отступил. Обратное взятие Сухума отрядами генералов Бабича, Алхазова и Шелковникова было осуществлено 20 августа того же года.

XX векправить | править код

В советское время осуществлялось благоустройство и реставрация города Сухуми. В это время были построены:

  • художественная школа (1935 год),
  • гостиница «Абхазия» (1938 год),
  • Дом правительства Абхазской АССР (1939 год),
  • железнодорожный вокзал (1951 год),
  • институт субтропического хозяйства (1968 год).

В 1960-х годах активно развернулось строительство типовой жилой и курортной инфраструктуры.

В августе 1990 года в Сухуми произошёл один из самых крупных тюремных бунтов в новейшей истории. Заключённые захватили склад с оружием, который хранился в одной из камер. Взяли в заложники трёх контролёров и потребовали автобусы и самолёт. Был вызван отряд специального назначения КГБ «Альфа» и спецназ МВД «Витязь». Заложники были освобождены, а один из осуждённых в ходе операции убит.

В начале 1990-х годов Сухум был одним из центров грузино-абхазского конфликта.

Этнографические группы


Совещание черкесских князей. Слева на право: Кац Маан, Аублаа Али Ахмет, Гечба Арсланбей, Зоскан Амаршан, Ростом Инал-ипа

Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

  • Абжуйцы — проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Аибга — до мухаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;
  • Ахчипсы — до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
  • Бзыпцы — проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутского района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Члоуцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Джгердинцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Гумцы — коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щицкуара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
  • Псхувцы — до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь). В настоящее время живут в Турции;
  • Садзы — в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До мухаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
  • Самурзаканцы — коренное население исторического Самурзакана. В XIX—XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчирского района.
  • Цабальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
  • Дальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию;
  • Цвыджи — компактно расселены в трёх сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают.

Как получить гражданство Абхазии

Существуют следующие варианты приобретения гражданства:

  • по рождению;
  • по приёму в гражданство;
  • по причине восстановления в гражданстве.

Гражданство по рождению

Ребёнок официально станет гражданином Абхазии, если на момент его рождения будут соблюдены следующие условия:

гражданство Абхазии есть и у отца, и у матери либо у единственного родителя (не важно, где был рождён ребёнок);
первый родитель не является гражданином ни одного государства, либо числится без вести пропавшим, а второй имеет гражданство Абхазии;
один из родителей — резидент иностранного государства, а второй владеет абхазским гражданством. Но данный пункт подразумевает одно условие: ребёнок родился на территории Абхазии, или же если в ином случае он окажется без какого-либо гражданства вообще.

Приём в гражданство

Если человек желает стать гражданином Абхазии, он должен быть совершеннолетним (старше 18 лет) и дееспособным. Кроме того, к кандидату есть следующие требования:

  • знает официальный язык страны;
  • дал клятву гражданина Абхазии;
  • знаком с абхазской Конституцией;
  • без перерывов живёт в Абхазии с момента приобретения ВНЖ или регистрации до дня написания заявления о приёме в гражданство 10 лет. Непрерывным считается проживание, когда кандидат покидал территорию максимум на 3 месяца в течение 1 года;
  • получает доход и оплачивает налоги согласно законам страны;
  • предъявил документ, подтверждающий отказ от прежнего гражданства, либо иной документ, свидетельствующий об отсутствии гражданства.

Гражданство Абхазии подтверждается выдачей паспорта

Восстановление гражданства

Жители иностранных государств, ранее владевшие гражданством Абхазии, имеют возможность восстановить его. При таком варианте требование к сроку беспрерывного нахождения на территории Республики упрощается, и достаточным будет проживание в течение 3 лет.Гражданство можно оформлять на общих основаниях либо в упрощённом порядке. Упрощённый путь возможен:

  • для жителей Абхазии, у которых родители живут в России;
  • для абхазцев, которые окончили вуз или средне-специальное учебное заведение в РФ позже 2002 года;
  • для жителей Абхазии, состоящих в официальном браке с гражданином/гражданкой России, при условии совместного проживания более 3 лет.

Двойное гражданство

Гражданин Республики Абхазия может иметь второе гражданство только в одной стране — России. Для граждан других государств необходимо отказаться от прежнего гражданства для вступления в гражданство Абхазии, т. е. двойное гражданство запрещено.

Абхазия признаёт второе гражданство для своих граждан, но только российское

Порядок подачи заявлений

Заявление подаётся лично кандидатом. Если он не имеет такой возможности (в связи с вескими основаниями, подтверждёнными официально), то все необходимые документы могут быть поданы другим человеком либо отправлены почтой. При таком варианте все бумаги придётся заверить у нотариуса.

Заявление о смене гражданства несовершеннолетних детей и недееспособных лиц подаётся родителями или иными законными представителями.

Необходимые документы

К заявлению надо приложить:

  1. Документы, которые подтверждают:
    • личность заявителя;
    • гражданство или его отсутствие;
    • место проживания;
    • наличие законных оснований и соблюдение условий получения гражданства Республики Абхазии.
  2. Две портретные фотографии (3×4 см).
  3. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины;

Если гражданство и место проживания заявителя зафиксированы в документе, удостоверяющем личность, то дополнительными справками их подтверждать не нужно.Если человек менял фамилию, то надо предъявить копию свидетельства о смене.Все подаваемые бумаги должны быть на абхазском или русском языке. В ином случае их следует перевести на один из этих языков, и нотариально подтвердить верность перевода или подлинность подписи переводчика.

Абхазию называют «страной души». Она и правда «душевная»: жизнь тут спокойная, размеренная, полная солнца и удовольствия. Люди гостеприимные, отзывчивые. Абхазия, к сожалению, имеет низкий уровень экономики и инфраструктуры. А жаль, ведь при должном внимании к этим показателям республика могла бы побороться с европейскими странами за туристов и инвестиции. Но несмотря на это, абхазская земля достойна того, чтобы съездить и увидеть её своими глазами!

Интересные факты

  • Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия. В 1956 году в Абхазской АССР жило 2144 человека в возрасте 90 лет и старше; из них 270 — старше ста, а 11 — старше 120 лет. Среди абхазских долгожителей не было угрюмых и злых людей; у абхазов существует поговорка: «Злые люди долго не живут».
  • Преобладающей Y-хромосомной гаплогруппой у абхазов является гаплогруппа G — 47,5 %, на втором месте J2 — 26,5 %, на третьем R1a — 10 %. В работе Олега Балановского и др. 2011 года распределение гаплогрупп несколько иное: G — 56,9 %, J2 — 13,8 %, R1b — 12,1 %, R1a — 10,3 %.

Какие религии есть в Абхазии?

Если с вопросом о том, как называется народ, живущий в этой солнечной горной стране, все ясно, это – абхазы, религия какая у них – не совсем понятно. С одной стороны, Абхазия – христианское государство, но с другой – христиане составляют только около 60% от всего населения, согласно проведенным в 2003 году социальным опросам.

По данным того же опроса, в стране проживает около 16% исповедующих ислам, от общего количества населения, и почти 8% неверующих. Остальные жители Абхазии причислили себя к язычникам, приверженцам традиционного национального вероисповедания, представителям иных религиозных конфессий, а 6% — затруднились ответить на вопрос.

Абхазия национальные праздники

Январь

  • 1 января. Новый год. Государственный праздник.
  • 7 января. Рождество Христово (Кыырса). Государственный праздник.
  • 13-14 января. День сотворения мира, обновление. Праздничный нерабочий день.
  • Ажьырныхуа — так называют этот праздник абжуйские абхазы, Хьачхуама — бзыпские. Он связан с жертвоприношением козла, козы и петухов Шашве — очень почитаемому богу кузнецов.
  • 19 января. Крещение Господне, один и 12 главных христианских праздников В этот день все абхазы съезжаются к святым источникам, чтобы набрать крещенской воды.

Март

  • 8 марта. Международный Женский день
  • В сер. марта. Республиканский фестиваль оркестров народных инструментов «Апхиарца» в Сухуме.

Апрель-май

  • Пасха. Общенациональный праздник.
  • День свв. Жен-мироносиц (через неделю после Пасхи), «Женская Пасха».
  • 9 мая. День Победы.
  • 21 мая. День памяти махаджиров (переселенцев из Абхазии в XIX в.) и жертв Кавказской войны XIX в.

Июнь

Международный фестиваль авторской бардовской песни «Пою тебе, Абхазия!» в Сухуме с участием как местных артистов, так и российских исполнителей.

Июль

  • 23 июля. День Государственного флага.
  • Конец июля. Международный фестиваль классической музыки «Хибла Герзмава приглашает…»

Август

  • Нач. августа. Арт-фестиваль «Эвкалиптовый ветер Абхазии» в Сухуме.
  • 14 августа. День памяти защитников Отечества в войне 1992-1993 гг.
  • 26 августа. День признания независимости Абхазии. Государственный праздник.
  • 28 августа. Успение Богородицы (Нанхуа).

Сентябрь

  • Курбан-Байрам (Курбанныхуа). Праздничный нерабочий день.
  • 30 сентября. День освобождения Республики Абхазия. Годовщина победы в войне
  • 1992-1993 гг. Государственный праздник.

Ноябрь

  • Нач. ноября. Праздники молодого вина в абхазских селах.
  • 26 ноября. День Конституции Абхазии. Государственный праздник.

Абхазское княжество и Османская империя

XV век, вторая половина. У берегов Абхазии появился турецкий флот. Генуэзцы спешно покидают черноморское побережье. К этому времени внутри страны идут сложные политические баталии: представители абхазского рода Чачба (Шеваршидзе), бывшие в то время владетелями Абхазии, изо всех сил старались освободиться зависимости от мегрельских царей. Уже 30 лет длилась междоусобная война между феодалами обоих княжеств. Завершилась она установлением границы между картвелами и абхазами по реке Ингур, которая сохраняется и поныне.

В начале XVII века турки осадили с моря Севастополис. Абхазы были вынуждены платить дань. В 1634 году турецкий десант, высадившийся у Кондорского мыса, разграбил и опустошил прилегающую к морю территорию. Местных феодалов турки также обложили данью. В 1724 году на берегу у Севастополиса турки построили крепость, которую назвали Сухум-кале. Город стал называться так же. Турецкое иго оказало влияние не только на экономическую и политическую жизнь страны, но и на религию: с турками в Абхазию проник и начал распространяться ислам.

В конце XVIII века абхазский владетель Келашбей Чачба сумел укрепить государство. С помощью собственного флота Абхазия начала контролировать побережье Черного моря от Батума до Анапы.

Климат и география

Абхазия расположилась вдоль Черноморского побережья у горных хребтов. Климат здесь средиземноморский, субтропический, лето жаркое. Средняя температура в январе +10° С, а в августе +28° C. В прибрежных районах море немного смягчает летний зной, а горы оберегают территорию от ветра. Лето — время фруктового изобилия, а осенью тепло и солнечно. Влажность воздуха примерно 70–95%. Дожди чаще всего в виде ливней, после которых снова устанавливается тёплая солнечная погода.

В республике расположена самая глубокая на нашей планете карстовая пещера — полость Крубера-Воронья (её глубина составляет 2080 м). А также в Абхазии есть 3 прекрасных заповедника: Пицундский, Гумистинский и Рицинский.

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

Древняя Абхазия

Начало истории Абхазии спрятано за туманом тысячелетий. Первые люди появились на ее плодородных землях 35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Хорошо изучены стоянки времен мезолита, возникшие в 12–7 тысячелетии до нашей эры. Люди обживали пещеры недалеко от рек, занимались рыболовством и собирательством. Об этом свидетельствуют рыбьи кости и костяные гарпуны, в большом количестве найденные вокруг их жилищ.

В VI– IV тысячелетиях до нашей эры, в период неолита, появляется посуда из глины. В это же время человек выходит из пещер и начинает строить жилища самостоятельно. Начинается развитие сельского хозяйства: обработка земли и одомашнивание диких животных. На границе IV–III веков до нашей эры жители Абхазии научились плавить метал – медь и бронзу. Спустя тысячелетие появилась дольменная культура. Ее следы – дольмены (каменные гробницы) – встречаются повсеместно на территории современной Абхазии. Наибольшая их концентрация отмечается в Гудаутском районе, в окрестностях села Отхара (здесь зафиксировано 15 дольменов весом от 60 до 110 тонн). В дольменах эпохи поздней бронзы исследователи находят наконечники копий, бронзовые топоры, керамику и всевозможные украшения.

Ислам

Мечеть в Сухуме

По данным социологического опроса 2003 года, мусульманами считают себя 16 % жителей Абхазии. Активными мусульманами назвали себя около 250 участников опроса, 130 из которых проживают в Гагрском и Гудаутском районах.

Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане. В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.

Состоявшийся 3 декабря 2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.

«Абхазская религия»[править | править код]

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

Примечания

  1.  (англ.). Дата обращения: 11 июля 2011.
  2. .
  3. .
  4. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. . Дата обращения: 11 июля 2011.
  5. . travelask.ru. Дата обращения: 30 декабря 2020.
  6. Прокопий Кесарийский. Война с персами: книга II. глава 29. параграф 15.
  7. Ачугба Т.А. Поселение абхазов в Аджарии. – Батуми. 1988. На груз.
    яз. С. 44.
  8. Инал-ипа Ш.Д. Станицы исторической этнографии абхазов. 1971.
    С. 4.
  9. , с. 74.
  10. ↑ , с. 57.
  11. , с. 75.
  12. , с. 77.
  13. , с. 58.
  14. Самые ранние сведения об этих государствах были написаны на грузинском языке, и, соответственно, в грузинской традиции
  15. проф. П.Аггеев, проф. Е.Андреева-Галанина, проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. — М.: Медгиз, 1959. — С. 349. — 448 с. — 150 000 экз.
  16. Balanovsky et al. Parallel evolution of genes and languages in the Caucasus region. Molecular biology and evolution, 28(10), 2905—2920, (2011)

Абхазия сегодня

В ноябре 1994 года парламентом Абхазии была принята новая Конституция страны. Был избран первый президент – В.Г. Ардзинба. С того времени по осень 1999 года Абхазия находилась в информационной, экономической и политической блокаде.

Тем не менее, у нее нашлись средства и силы для преодоления сложностей послевоенного периода, возрождения культуры, науки, экономики, образования и курортной сферы. В октябре 1999 года на общенародном референдуме абхазы проголосовали за независимость страны, закрепив это в соответствующем государственном акте. В 2008 году независимость Абхазии признала Россия, Венесуэла и Никарагуа, в 2009 году – Науру, в 2011 году – Тувалу и Вануату.

Вот такая она, история Абхазии: древняя, гордая и грустная. От всей души хочется верить, что народ этой небольшой горной страны, снова находящейся на этапе становления, обретет настоящую свободу, признание и спокойную жизнь. Путешествуя по Абхазии, постоянно встречаешься с гостеприимными и веселыми людьми, красивыми местами и зданиями, погибшими во время «последней» войны. И радостно видеть, что с каждым годом таких зданий, «свидетелей 90-х», становится все меньше: над ними появляются новые крыши, в оконных проемах – новые окна, а в этих окнах по вечерам зажигается мирный свет. И тогда понимаешь: история Абхазии продолжается!

Ислам

Мечеть в Сухуме

По данным социологического опроса 2003 года, мусульманами считают себя 16 % жителей Абхазии. Активными мусульманами назвали себя около 250 участников опроса, 130 из которых проживают в Гагрском и Гудаутском районах.

Действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Зарубежные абхазские общины в последние годы предпринимают усилия по повышению влияния ислама и репатриации зарубежных абхазов, большинство из которых — мусульмане. В Духовном управлении мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщили, что получали жалобы на дискриминацию мусульман при найме на работу, были случаи, когда их необоснованно привлекали к уголовной ответственности, избивали.

Состоявшийся 3 декабря 2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.

Христианство

Православная церковь

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.

Католическая церковь

В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

Лютеранская церковь

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход св. Иоанна (ул. Абазинская 65), состоящий в основном из лиц немецкого происхождения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector