Жизнь в абхазии и особенности получения гражданства

Рынок есть

В небольшой сухумской аптеке очередь за лекарствами. Впереди стоит мужчина в дорогом костюме. Он густо пахнет хорошим парфюмом. В руке держит внушительную пачку пятитысячных купюр. Дождавшись, он отдает их фармацевту, говорит пару фраз на абхазском и уходит. Это потом я пойму, что в Абхазии банковская система, и рыночные отношения существуют в параллельных реальностях. А сейчас мое первое утро в стране, и я ищу зубную щетку. «Есть, конечно! Последняя осталась, — улыбается кассир из-за стекла. — Детская — 142 рубля». Отказываюсь и иду в соседний магазин. Там щетка взрослая, но стоит всего на десять рублей дешевле. В следующей торговой точке такая же история.

Над высоким обугленным домом Совмина развевается бело-зеленый флаг Абхазии. Местные говорят, что стоимость вывоза из него мусора и строительство нового здания примерно равны. На мокром сером асфальте разбросана ярко-оранжевая хурма. В кармане у меня лежит не без труда найденная зубная щетка за 30 рублей из магазина напротив.

В стране почти нет привычных для российских туристов супермаркетов. Несмотря на то, что почти все первые этажи домов в колониальном стиле заняты бутиками и кафе, продукты или хозтовары чаще покупают либо в мелких лавках, либо на центральном сухумском рынке. Он хаотично расползся на несколько кварталов недалеко от побережья. В субботний день пешеходы делят проезжую часть с автомобилями.

Магазины стройматериалов перемешаны здесь с парикмахерскими, мебельные салоны с кафетериями, ремонт телефонов и обуви совмещен с винным отделом. «Астарожна! Двери закрываюца. Следующая станция — Курский вокзал», — кричит грузчик, тягая сквозь толпу огромную телегу нагруженную турецким ширпотребом.

Центральный сухумский рынок. // Фото: Алина Десятниченко

Центральный сухумский рынок. // Фото: Алина Десятниченко

Центральный сухумский рынок. // Фото: Алина Десятниченко

«Ты думаешь, что я по вашим ценам тут буду продавать?! У других вон вообще по 160 рублей, — возмущается худощавая продавщица сигарет. — Я за растаможку отдаю 20 рублей, за доставку отдаю, за аренду. Если я по вашим ценам буду торговать, то разорюсь». Она рассказывает, что крупные сети из России сюда не заходят примерно по тем же причинам. Покупателей не так много, поэтому заниматься ритейлом не очень выгодно.

Вместо этого в Абхазии развиваются собственные компании. Например, два мобильных оператора — А-мобайл и Aquafon — успешно делят рынок между собой. Есть ресторан фастфуда А-бургер и еще много чего на первую букву алфавита. Национальный язык довольно древний, поэтому к недостающим, но необходимым русским словам, здесь просто делают приставку А.

Прокуренные невзрачные лестничные пролеты ведут на последний этаж совкового здания с лепниной. На свежевыкрашенной двери прилеплен листок с надписью «Вход». Большое помещение вещевого рынка разбито на множество отсеков, увешанных тряпьем с именитыми лейблами. «Носки, девочки, есть, тапочки, шампунь», — кричит между рядами женщина с большой черной сумкой. Ее предложение пользуется у девочек популярностью. Очередей в сколоченную из фанеры примерочную нет. Женщины переодеваются прямо возле витрин. Русских здесь почти нет. Те, что попадают сюда, задерживаются ненадолго. Их больше интересует уличный рынок с овощами и фруктами.

Под большим навесом ярко пахнет цитрусовыми, голуби рассекают пространство, люди уворачиваются от них, тут же продают специи, живых кур и перепелов, муку для мамалыги, орехи. Цены на знаменитые абхазские мандарины демократичные. Килограмм спелых стоит — 50 рублей, «мелкие, но очень вкусные» — 40 рублей.

Ближе к трем часам дня рынок закрывается. В Сухуме неважная погода. По крыше остановки тараторит град. Внутри прячутся люди. Они обсуждают сегодняшние цены. Расстроенные цыгане, которые составляют значительную часть торговцев, сворачивают пестрые тряпки и собираются на маршрутку.

Рынок недвижимости

Законодательство страны не позволяет купить землю в Абхазии гражданам России. Также запрещена и продажа домов и квартир иностранцам. Они могут только арендовать недвижимость. Существует множество полулегальных схем, которые позволяют россиянам становиться хозяевами жилья, но полноценными собственниками они не являются.

Аренда

Туристы без проблем могут снять комнату, квартиру или дом на время отдыха. Такое право есть и у тех, кто живет и работает в стране, не являясь ее гражданином. Возможна как краткосрочная, так и длительная аренда различных объектов недвижимости.

Покупка

Цены на жилье в стране значительно ниже, чем в соседнем Краснодарском крае. Предложений достаточно много, но только на вторичном рынке. Однако изучив законы, которые говорят не в пользу того, можно ли купить недвижимость в Абхазии россиянину, большинство людей отказываются от сомнительной сделки. В дальнейшем такое жилье невозможно продать. Нередко возникают сложности с продлением доверенности, на основании которой им пользуются, или другие проблемы.

Вопрос как купить квартиру в Абхазии гражданину России остается открытым. Но есть надежда, что в ближайшие годы запрет на продажу недвижимости иностранцам будет снят.

Коммунальные услуги

Оплата счетов за электроэнергию, водоснабжение, отопление не слишком обременительна даже для семей с невысоким уровнем доходов. Во многом благодаря помощи РФ.

Населённые пункты Республики Абхазия

Район Центр, города посёлки и крупные сёла (центры сельских администраций)
Гагрский район Гагра, Пицунда пгт: Бзыпта, Цандрыпш; сёла: Алахадзы, Амзара, Багрыпста, Гячрыпш, Лдзаа, Махадыр, Мкялрыпш, Псахара, Хашпсы, Хышхарыпш
Гудаутский район Гудаута, Новый Афон пгт Мысра (Мюссера), сёла Аацы, Абгархук, Амжикухуа, Анхуа, Ачандара, Бармыш, Блабырхуа, Джирхуа, Дурипш, Звандрипш, Калдахуара, Куланырхуа, Лыхны, Мгудзырхуа, Мцара, Отхара, Псырдзха, Хуап, Хыпста, Цкуара (Арсаул).
Сухумский район Сухум сёла Акапа, Баслата, Гума, Гумиста, Дзыгута, Псху, Эшера, Верхняя Эшера, Яштхуа
Гулрыпшский район Гулрыпш (пгт) пгт Агудзера (в составе пгт Гулрыпш), сёла Ажара, Бабышира, Багмаран, Дранда, Кацикыт, Мачара, Мархяул, Пшап, Цабал
Очамчырский район Очамчыра сёла Адзюбжа, Акуаскиа, Араду, Аракич, Арасадзых, Атара, Атара-Армянская, Ачгуара, Баслаху, Гудава, Гуп, Гуада, Джгерда, Илор, Кындыг, Кочара, Кутол, Лабра, Меркула, Мокуа, Отап, Охурей, Пакуаш, Река, Тамыш, Тхина, Члоу, Шашалат
Ткварчельский (Ткуарчалский) район1 Ткварчели (Ткуарчал)1 сёла Агубедиа, Первая Бедиа, Бедиа, Гумрыш, Махур, Окум, Первый Гал, Речху, Ткуарчал, Царча, Чхуартал
Гальский (Галский) район1 Гали (Гал)1 сёла Алакумхара (Лекухона), Верхний Баргеби, Нижний Баргеби, Гагида, Ганахлеба (Марчхапон), Дихазурга, Махунджиа, Набакеви, Отобая Первая, Отобая Вторая, Папынрхуа (Саберио), Пичори, Приморск, Ряп (Репо-Эцери), Сида, Тагилони (Таглан), Чубурхинджи, Шашиквара
1Вне скобок указаны названия согласно «Инструкции по русской передаче географических названий Абхазской АССР» (М., 1977), применяемой ФСГРКК России (Росреестр) (см. и ). В скобках указаны названия, применяемые в русском языке Правительством Республики Абхазия.

Легенда карты:

Столица, более 40 000 чел.
от 10 000 до 20 000 чел.
от 5 000 до 10 000 чел.
от 2 000 до 5 000 чел.
от 1 000 до 2 000 чел.
от 500 до 1 000 чел.
менее 500 чел.

Сухум

Гагра

Цандрыпш

Гал

Гудаута

Очамчыра

Ткуарчал

Гулрыпш

Лыхны

Пицунда

Бзыбта

Алахадзы

Псахара

Папынрхуа (Саберио)

Отобая Первая

Чубурхиндж

Дурипш

Бабышира

Дранда

Мачара

Пшап

Кутол

Баслата

Гумиста

Эшера

Яштхуа

Первый Гал

Окум (Уакум)

Новый Афон

Новый Афон

Мысра

Псху

Гячрыпш

Ажара

Цебельда (Цабал)

Кацикыт

Мерхеул

Багрыпста (Багрипш)

Адзюбжа

Ачгуара

Меркула

Пакуаш

Члоу

Атара

Гуп

Муниципалитеты (города, пгт и сельские администрации) Республики Абхазия

Название

Абхазское царство употребляется только в ранних грузинских источниках, тогда как византийцы вплоть до X века рассматривали Абазгию—Абхазию (греч. Αβαζγια) в качестве своего вассального княжества, хотя контроль над событиями в нём официальный Константинополь утратил в конце VIII века.

Анчабадзе З. В. отмечал, что с 770-х годов, в связи с образованием Абхазского государства (сначала княжества, а затем царства), термин «Абхазия» постепенно расширяет своё значение на всю территорию Западной Грузии и употребляется наряду с термином «Эгриси», которые затем заменяются впоследствии новыи термином «Имерети», возникшим приблизительно в XII в. Анчабадзе З. В. также говорит о постепенном расширении понятия «абхазы» от определенной этнической общности (племени и небольшой народности абазгов, а затем единой абхазской народности) до собирательного термина, обозначавшего всё многоэтническое население Западной Грузии.

Абхазы

Абхазы, апсуа (самоназвание), народ в Евразии, на Кавказе, коренное население Абхазии.

Численность и языки

Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).

  • по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
  • по переписи 2003 года — 94,6 тыс. человек (44 % населения),
  • по переписи 2010 года — 122,1 тыс. человек (около 51 %).

Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:

  • абжуйская,
  • гудаутская (бзыбская) и
  • самурзаканская.

Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

Диалекты:

  • абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
  • бзыбский.

Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты и православные.

История

Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.

Традиции

Традиционные занятия — земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах — коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.

Традиционные ремёсла — изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, вышивка, ковроткачество, инкрустация, резьба по дереву. Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Традиционные поселения разбросанные. Круглые или четырехугольные плетёные постройки с соломенной конической или двускатной крышей уже в 19 в. стали сменяться дощатыми домами с приподнятым полом на столбах; в годы Советской власти распространилось строительство двухэтажных каменных домов городского типа. Традиционная мужская одежда — шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы — главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь— чувяки и ноговицы. Женская одежда — шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.

В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сырые овощи, варёная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.). Развит фольклор (нартский эпос).

Литература

  • Инал-ипа Ш.Д., Абхазы. 2 изд., Сухуми, 1965: его же, Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми, 1973;
  • Джанашиа Н.С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960;
  • Анчабадзе Э.В., Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976;
  • Аргун Ю. Г., Абхазские этнографические этюды, Сухуми, 1980;
  • Феномен долгожительства. Антропологический аспект исследования. М., 1982;
  • Бибвава В.Л., Современная сельская семья у абхазов. Тб. 1983.

Этнографические группы


Совещание черкесских князей. Слева на право: Кац Маан, Аублаа Али Ахмет, Гечба Арсланбей, Зоскан Амаршан, Ростом Инал-ипа

Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

  • Абжуйцы — проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Аибга — до мухаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;
  • Ахчипсы — до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
  • Бзыпцы — проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутского района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Члоуцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Джгердинцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Гумцы — коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щицкуара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
  • Псхувцы — до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь). В настоящее время живут в Турции;
  • Садзы — в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До мухаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
  • Самурзаканцы — коренное население исторического Самурзакана. В XIX—XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчирского района.
  • Цабальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
  • Дальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию;
  • Цвыджи — компактно расселены в трёх сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают.

История[править | править код]

Монета Диоскуриады, конец II века до нашей эры. Аверс: Два пилоса, увенчанные звёздами. Реверс: тирс, ΔΙΟΣΚΟΥΡΙΑΔΟΣ

Первые поселения на территории города появились ещё в древнем каменном веке в эпоху нижнего палеолита, около 300 тысяч лет назад.

История города насчитывает более 2500 лет. На месте большого древнегрузинского поселения, у подножия трёх гор Яштхвы, Бирцхи и Гварды в VI веке до нашей эры греческие купцы из Милета основали колонию Диоскуриаду (Диоскурию), назвав её так в честь братьев Диоскуров Кастора и Полидевка (Поллукса), участников похода аргонавтов в Колхиду, принадлежавшую затем Понтийскому царству.

Диоскурия была значительным торговым центром, обеспечивая не только местные нужды региона, но и транзитную торговлю с народами Северного Кавказа. В V—II веках до н. э. она играла значительную политическую и экономическую роль на Западном Кавказе. На это указывает древний географ и историк Страбон:

В I веке до нашей эры в результате Митридатовых войн и последовавших за ними неурядиц Диоскурия потеряла своё значение. В 65 году до н. э. сюда пришли римляне, основавшие на месте греческой колонии крепость Себастополис (от греч. sebastos — священный и polis — город, греческое слово sebastos представляет перевод латинского «август» (в прошлом эпитет римских императоров), как считается, в честь императора Октавиана Августа, по гречески «себастоса», который родился 23 сентября 63 года до н. э., то есть после основания города и получившего имя Imperator Caesar Augustus 16 января 27 года до н. э. Крепостные сооружения Себастополиса сохраняли прочность 200 лет, а затем начали разрушаться. В VI веке на побережье вторглись византийцы и захватили крепость. При императоре Юстиниане I Себастополис был отстроен заново и пережил новый период расцвета. В 30-х гг. VIII века по землям Абхазии прокатились арабы, хотя они не смогли здесь обосноваться, зато успели разрушить город.

С 736 года поселение известно под названием Цхум в составе Абхазского царства. В средние века город Цхуми в составе Грузинского царства. К XIV веку превращается в периферийный городок Сабедиано. С XV века снова важный торговый порт Восточного Причерноморья и основной пункт генуэзской колонизации побережья.

С XVI в. территория Абхазии находится под властью турок: в 1578 году они захватили город, назвав его Сухум-Кале, В 1724 году крепость была перестроена.

С конца XVIII века по 1864 год город является столицей Абхазского княжества. Абхазы отбили крепость у турок, и владетельный князь Абхазии переносит в неё свою резиденцию. В 1805 году владетельный князь Абхазии Келешбей Шервашидзе-Чачба решает присоединить свою страну к России, по примеру картлийского и мегрельского царей. Но это удалось сделать только через 5 лет. 17 февраля 1810 года был подписан манифест о присоединении Абхазии к России.

В ходе Русско-турецкой войны 1806—1812 годов русский морской десант выбил турецкий гарнизон из города, занял местную крепость (см. Взятие Сухума) и утвердил власть российского императора.

В 1846 году Сухум-Кале получает статус торгового порта, а в 1848 г. статус портового города, который в 1866 году стал называться Сухумом. После упразднения Абхазского княжества в 1864 году стал центром Сухумского военного отдела (области) в подчинении Кутаисского генерал-губернатора, с 1866 года центр Сухумского округа Кутаисской губернии.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) годов Турция попыталась отторгнуть Черноморское побережье от России. 2 мая 1877 года турецкий флот начал бомбардировку города и высадку десанта, русский гарнизон отступил. Обратное взятие Сухума отрядами генералов Бабича, Алхазова и Шелковникова было осуществлено 20 августа того же года.

XX векправить | править код

В советское время осуществлялось благоустройство и реставрация города Сухуми. В это время были построены:

  • художественная школа (1935 год),
  • гостиница «Абхазия» (1938 год),
  • Дом правительства Абхазской АССР (1939 год),
  • железнодорожный вокзал (1951 год),
  • институт субтропического хозяйства (1968 год).

В 1960-х годах активно развернулось строительство типовой жилой и курортной инфраструктуры.

В августе 1990 года в Сухуми произошёл один из самых крупных тюремных бунтов в новейшей истории. Заключённые захватили склад с оружием, который хранился в одной из камер. Взяли в заложники трёх контролёров и потребовали автобусы и самолёт. Был вызван отряд специального назначения КГБ «Альфа» и спецназ МВД «Витязь». Заложники были освобождены, а один из осуждённых в ходе операции убит.

В начале 1990-х годов Сухум был одним из центров грузино-абхазского конфликта.

Население

Демография

B Абхазском царстве основу населения составляли абхазы, мегрелы и сваны.

З. В. Анчабадзе, ссылаясь на С. Джанашиа, отмечал, что уже «…с начала IX в. (если не раньше) в Абхазском царстве языком книжной культуры царской канцелярии и церкви является грузинский язык, который распространяется и на Северный Кавказ (черкесы, алано-осы)». Сам З. В. Анчабадзе утверждал, что в Х в. грузинский язык на территории Абхазского царства является уже господствующим, вытеснив греческий язык, употреблявшийся в западногрузинской церкви в предшествующий период. Также З. В. Анчабадзе отмечал, что в Х веке в этом регионе грузином («картли») называли всякого, «…кто слушает богослужение на грузинском языке (на Кавказе или по соседству с ним). Такое понимание термина „грузин“ вовсе не исключало этническую индивидуальность того или иного „грузина халкедонита“, негрузина по своей национальной принадлежности, скажем, — абхаза, адыга, осетина или двала. Распространение грузинского языка в западной части Северного Кавказа было связано с проникновением христианства на Северный Кавказ из Абхазии (например, в начале Х в. среди алан)…» З. В. Анчабадзе утверждал о ведущей части в Абхазском царстве картвельского элемента как по населению, так и по территории, а также о постепенном всеобщем распространении грузинского языка в качестве основного языка письменности и культуры в нём.

Бгажба Х. С. отмечает: «Приблизительно с конца IX века начинается распрост­ранение грузинской письменности в Абхазии, как и вообще в Западной Грузии, где до этого времени письменность и цер­ковный язык были греческими. Но несмотря на это, гречес­кие надписи встречаются и гораздо позже на стенах старин­ных церквей, на надгробных плитах и пр».

Так например «приблизительно к 1580 году относится греческая над­пись из Бичвинты (Пицунды), опубликованная в «Атласе…» М. Броссе. Перевод и анализ текста дается Т. С. Каухчишвили: «Помяни, Господи, раба божьего Параскеву…, кото­рый построил храм и купол во владычество огца — католи­коса Евдемона; господи, ты все знаешь и воздай за это».

Минусы отдыха в Абхазии

  • Мусор, грязь на дорогах и на пляжах.
  • Большое количество разрушенных и заброшенных зданий, что на многих туристов действует угнетающе.
  • В основном все пляжи галечные и дикие — без удобств (нет раздевалок, туалетов, зонтиков от солнца и лежаков).
  • Отсутствует культура вождения, водители не пропускают пешеходов, мало тротуаров. Местные джигиты гоняют на опасных участках дороги, выезжают на встречную полосу.
  • Плохое освещение в темное время суток.
  • Много коров на дорогах.
  • Много разных не законных поборов с туристов: просят деньги за бесплатные парковки, за вход в заброшенное здание, за фото рядом с животными, за то, что взял в руки животное или птицу и так далее.
  • Практически нет культурных развлечений — кинотеатров, концертов, ночных клубов.
  • Нет сетевых магазинов, ассортимент в магазинах небольшой.
  • Мало банкоматов и торгово-сервисных точек, где можно расплатиться картой.
  • Качество обслуживания низкое, например, в ресторане придется долго ждать.
  • Абхазцы в отличие от грузин являются не очень гостеприимным народом, к тому же они гордые, самолюбивые и вспыльчивые, что мешает им оказывать какие-либо услуги на должном уровне.

Абхазия – земля долгожителей и добрых людей

Среди всех государств, вышедших из бывшего Советского Союза, Абхазия славится рекордно большим количеством долгожителей. Уникальный климат страны и оптимистичное отношение к жизни сказываются на состоянии здоровья абхазцев, а их неизменно добродушное настроение создает особенно душевную атмосферу и любовь к жизни во всех ее проявлениях. Можно сказать, что на жизненную позицию абхазцев влияет и их уникальная монотеистическая религия, о которой мы расскажем вам в отдельной статье. Некоторые исследователи считают ее уникальным явлением и древнейшей формой религиозного поклонения, дожившей до наших дней с невероятно глубокой древности.

В Абхазии говорят, что злые люди долго не живут. Этим можно объяснить и местное долгожительство, и особенное, открытое и доброе отношение жителей Абхазии ко всем жизненным факторам. Возможно, тот, кто хоть раз побывает в Апсны, узнает историю этой удивительной страны, «подхватит» частичку любви к жизни и сможет прожить долго-долго!!!

  • Нравится

Примечания

  1. . Сухум (2011).
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. в том числе мегрелы и сваны
  7. учтены отдельно только в 1886 г.
  8. Сухумский округ, оценка 1887 года
  9. Из 4166 «грузин» в Сухумском округе в 1887 году: ок. 4100 человек — мегрелы, ок. 100 человек — собственно грузины. В 1886 году в Сухумском округе (без Сухума, Гудаут и Очамчыры): 3474 человека — мегрелы и 62 человека — собственно грузины.
  10. Сухумский округ Перепись 1897 год по данным о родном языке
  11. Из 25 873 «грузин» в Сухумском округе в 1897 году: 23 810 человек — мегрелы, 1971 — собственно грузины, 92 — сваны
  12. Из 67 494 «грузин» в 1926 году: 40 989 человек — мегрелы, 24 588 — собственно грузины, 1875 — сваны
  13. Из 45 953 «грузин» в 2003 году: 3 598 человек — мегрелы, 42 355 — собственно грузины, в том числе 1912 «грузина» в Верхнем Кодоре — в основном сваны — и остальные более 40 тыс. чел. — по оценкам этнографов — также относятся к мегрелам (огрузиненным или отошедшими от традиции называть себя коренными мегрелами в Гальском и Ткуарчалском районах Абхазии)
  14. Из 46 367 «грузин» в 2011 году: 3201 человек — мегрелы, 43 166 человек — собственно грузины, которые — по оценкам этнографов — также относятся к мегрелам (огрузиненным или отошедшими от традиции называть себя коренными мегрелами в Гальском и Ткуарчалском районах Абхазии)
  15. Из 46 367 «грузин» в 2011 году: 3247 человек — мегрелы, 43 526 человек — собственно грузины, которые — по оценкам этнографов — также относятся к мегрелам (огрузиненным или отошедшими от традиции называть себя коренными мегрелами в Гальском и Ткуарчалском районах Абхазии)
  16. Включая контролировавшийся до августа 2008 г. Грузией Верхний Кодор (ущелье) с данными грузинской переписи населения 2002 г. с включением в грузины сванов
  17. В переписи населения к мегрелам отнесли себя те грузины (мегрелы), которые категорично назвали себя мегрелами, остальное же большинство относило себя к грузинам порой инстинктивно (так как это более распространённое название или так как мегрельский язык не являлся для них родным и т. п.)
  18. Включая контролировавшийся до августа 2008 г. Грузией Верхний Кодор (ущелье) с данными грузинской переписи населения 2002 г. с включением в грузины сванов
  19. в том числе мегрелы
  20.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 марта 2011.

Плюсы и минусы отдыха в Абхазии


Озеро Рица — самая популярная достопримечательность Абхазии

Интернет пестрит негативными отзывами об отдыхе в Абхазии, но иногда встречаются и противоположные мнения, в этом случае разгораются бурные дискуссии. Несмотря на различия в личном опыте и восприятие страны, надо признать две очевидные вещи. Первое: Абхазия, предлагает туристам очень низкое качество обслуживания. Это касается всего: проживания, еды, пляжей, развлечений. Основные доходы население получает от туристов, но несмотря на это туризм практически не развивается.

С другой стороны, Абхазия — уникальная страна, имеющая множество природных богатств, в виде туристско-рекреационных ресурсов. Здесь можно наслаждаться удивительно красивыми местами, заниматься экстримом и активным спортом. Отдых в Абхазии имеет, как плюсы, так и минусы.


Озеро Амткел

Наиболее туристические города в Абхазии — Гагра, Новый Афон и Пицунда. Гагра — это красивейший абхазский город с историческими зданиями и Колоннадой, Приморским парком с экзотическими растениями. В Новом Афоне множество религиозных и исторических достопримечательностей, а также знаменитые пещеры. Пицунду выбирают ради полезного воздуха — здесь расположена реликтовая сосновая роща.

Те, кто выбирает отдых в Цандрипше — поселке на границе с Россией увидят удивительные Белые скалы и цандрипшскую базилику.

Итак, основные плюсы и минусы отдыха в Абхазии.

Население

Население Абхазии можно сравнить по величине с численностью, например, небольшого города. Еще до распада СССР (в 1989 году) здесь поживало примерно 500 тысяч человек. Большинство составляли грузины, и только на втором месте были абхазы. Затем шли армяне, русские и греки. За 14 лет численность населения снизилась до 320 тысяч (по данным 2003 года). Перепись, проведенная в 2011 году, показала, что население Абхазии уже насчитывает 242 тысячи человек. При этом большая часть его проживает в сельской местности.

Население Абхазии распределено по разным районам: Гагрский (лидирует по численности), Гадаутский, Сухумский, Гульрипшский, Очамчирский, Ткуарчальский, Гальский.

Как пересечь границу


КПП Псоу

Пересечь границу Абхазии можно со стороны России — КПП «Псоу», и со стороны Грузии — КПП «Ингури». КПП «Псоу» работает круглосуточно, россияне могут въехать в Абхазию только через него, здесь действуют пешеходный и автомобильный переходы.

В 2016 году Абхазия ввела визовый режим. Граждане стран, не признавших независимость Абхазии должны въезжать в страну по визе. Соответственно, россияне въезжают в Абхазию без визы. Для въезда нужен только внутренний паспорт, детям — свидетельство о рождении. Граждане Белоруссии и Казахстана могут въезжать без визы на срок не более двух недель.

Анакопийское сражение

В конце VII века Западное Закавказье столкнулось с новым врагом – на его берега вторглись арабы. Они стремительно прошли до Апсилии и остановились в ней, разместив свои гарнизоны. В 738 году арабские войска, возглавляемые Мерваном Кру, вторглись в Закавказье, разрушили Сухум и дошли до Анакопии (современный Новый Афон). Город обороняли две тысячи абасгов и тысяча картлийцев, сбежавших сюда вместе с царями Арчилом и Миром. Правителя абасгов Леона I в рядах защитников не было: он отправился к аланам за помощью.

По слова летописцев, арабское войско представляло собой «темную тучу комаров и саранчи» – оно в несколько раз превосходило количество защитников Анакопии. Однако неравенство это компенсировалось мощными стенами Анакопийской крепости. Ее южная сторона имела длину 450 м и была оборудована 7 башнями, находящимися друг от друга на расстоянии 30-50 м. С башен и стен защитники города засыпали неприятеля стрелами и камнями из катапульт и других метательных орудий. За многоярусной круглой башней на углу скрывались ворота с тщательно обороняемыми подходами. Через калитки, которые находились между башнями, анакопийцы совершали вылазки во вражеский стан.

Кровопролитной битве в тот год было не суждено случиться: на «армию сарацинов» напала холера, и большинство арабов погибло от этой болезни. Защитники же Анакопии стойко выдерживали осаду, и Мервану пришлось увести свои войска ни с чем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector