Музей «35-я береговая батарея» в севастополе
Содержание:
- Экскурсия
- Впечатления от экскурсии
- История появления музея
- 35 береговая батарея — история героического подвига
- Лента новостей
- Как доехать (добраться) до музея «35-я береговая бронебашенная батарея»
- История 11 батареи – 120 лет на страже Севастополя
- Наземная территория
- История бронебашенной береговой батареи № 35 в Севастополе
- Практическая информация
Экскурсия
Мощное фортификационное сооружение состоит из таких объектов:
- Пантеон;
- Некрополь;
- Часовня;
- Стела со списком защитников;
- Подземные казематы.
Пантеон
Основную экспозицию расположили именно в казематах. В коллекции представлены материалы, рассказывающие о строительстве батареи, судьбах солдат, роли в обороне города и о боях на м. Херсонес (не путать с развалинами Херсонес Таврический!). Экскурсии проводятся по трем маршрутам, можно на выбор: маршрут №1 + №2 или №1 + №3. Конечная точка – «Пантеон Памяти».
Первый маршрут проходит по правому крылу подземных казематов. Тут вы узнаете исторические факты обороны Севастополя, о людях, принимавших в ней участие. Длительность чуть меньше часа. Все маршруты начинаются именно отсюда.
На территории музея
Туристы, выбравшие второй маршрут, спускаются на семнадцати метровую глубину, выходят на площадку для осмотра территории. Длительность этого маршрута до 25 минут. Идя по третьему маршруту, вы спуститесь на двадцати пяти метровую глубину по лестнице винтового типа. Выйдете на обзорную площадку. Длительность – 1,5 часа.
На этом месте была башня 35-й береговой батареи (во время ВОВ ее взорвали, чтобы не досталась немцам)
Впечатления от экскурсии
Впечатления от экскурсии очень сильные, и вряд ли я смогу их описать. Поэтому настоятельно рекомендую посетить музей самостоятельно.
План — схема 35 береговой батареи:
- Место сбора экскурсий;
- Мемориальная арка;
- Площадь;
- Цитадель 35 береговой батареи;
- Пантеон памяти;
- Некрополь;
- 1 башня;
- 2 башня;
- Памятник карта СОР;
- Часовня;
- Бруствер с перечнем воинских частей
- Командно-дальномерный пост;
- Братская могила;
- Административный корпус.
Для посещения экскурсии необходимо получить билетик на месте сбора экскурсий. Затем дождаться своего экскурсовода и отправиться в казематы 35 батареи. А ожидая экскурсовода, можно осмотреть парк военной техники, который расположен недалеко от места сбора
Моё внимание привлёк немецкий трофейный автомобиль марки «Audi»
Вскоре подошёл наш экскурсовод и мы отправились в подземные казематы к башне №2.
Войдя в подземный бункер, попадаешь в другую реальность. У меня было такое чувство, что вот мы завернём за угол и нам навстречу выйдут бойцы батареи. Но этого не происходило…
Экскурсовод рассказывала о героической обороне города, о тех тяжёлых испытаниях, которые легли на плечи молодых ребят — героических защитников Севастополя.
Мы ходили по бетонным коридорам, и по казематам, а экскурсовод рассказывала о раненных бойцах, которые лежали в этих коридорах, о том, как немцы запускали ядовитый газ в эти казематы, о том, как жажда мучила наших бойцов и как дорога была каждая капля воды. Как здоровые бойцы отдавали свою воду раненным, а сами спускались к морю и черпали касками солёную воду.
Но даже для того, чтобы зачерпнуть солёной воды из моря, приходилось рисковать своей жизнью, ведь немцы простреливали береговую линию. А тем кому посчастливилось выжить, рассказывали, что для того чтоб зачерпнуть воды из моря, необходимо было расчистить воду от трупов. Погибших бойцов было так много, что толщина этого «покрова» составляла 7-8 человеческих тел…
Вот немного видео подземных тоннелей батареи:
Мы ходили по казематам, на стенах которых висели фотографии тех трагических событий, также воспоминания выживших бойцов и простых жителей города, которых к освобождению города осталось всего около 3000 человек.
После мы вышли к башне №2 и увидели вместо бетонных сводов голубое мирное небо. Также меня поразил размер гильз от снарядов, которые стоят в качестве музейных экспонатов.
Осмотрев площадку, где во время обороны находились орудия батареи мы вновь отправились в подземелье. Затем мы вышли к морю:
После экскурсовод отвела нас в пантеон памяти, который выполнен в виде кровоточащей раны, и который виден издалека. Ночью пантеон подсвечивается, и это очень красиво выглядит.
В пантеоне запрещено фотографировать и снимать на камеру, поэтому я не снимал. Но именно в пантеоне памяти пришлось пережить самые сильные эмоции. При входе в пантеон, вы увидите тысячи табличек с фамилиями погибших бойцов, защищавших город. Возможно, среди имён отыщите и своих родственников…
После, мы зашли в зал, стали кругом, погас свет и на своде пантеона, стали появляться фотографии бойцов. А голос из динамиков рассказывал, какой великий и бессмертный подвиг совершили молодые ребята — защитники города… Слёзы сами наворачивались на глаза.
Когда голос из динамиков закончил свой рассказ, то в зале ещё долго стояла тишина…
На этом экскурсия по 35 батареи заканчивается, но вы можете самостоятельно прогуляться по территории мемориала, и осмотреть батарею снаружи. Взору открываются красивые виды на море и на обрывистые берега мыса Херсонес. И с трудом верится, что в таком красивом и живописном месте проходили, такие суровые, кровопролитные и трагические бои.
Несмотря на то, что на дворе было 26 декабря, я не смог удержаться чтоб не искупаться в море. Море своим бирюзовым цветом так и манило. Компанию мне составил майор Андрей, с которым мы познакомились во время экскурсии. Мы с ним вместе решили искупаться, заодно и сфотографироваться на память.
А по пути к морю нам встречались вот такие картины. И всё это увиденное и услышанное, вызывало очень странные чувства, горечь от событий тех трагических дней, но в то же время и радость, что наш народ всё таки смог одержать победу в смертельной схватке с врагом. И эта Победа далась невероятной ценой, благодаря самопожертвованию и небывалой отваге наших советских людей, простых ребят, которые тоже очень хотели жить…
И я не понимаю и никогда не пойму тех людей, которые смеют осквернять светлую память погибших в той ужасной войне.
История появления музея
В самом начале ВОВ севастопольская оборона не производила особого впечатления. На побережье были установлены бронированные батареи с 12-дюймовыми орудиями, кое-где располагались грамотно спланированные укрепления (десятки укомплектованных позиций). Котлованы для башен были выкопаны еще в 1912 году, но Гражданская война приостановила масштабное строительство. Проект был успешно завершен в 1930-е годы под руководством инженеров Выставкина и Соколова. Вот несколько интересных фактов о 35 батарее в Севастополе, историю которой мы здесь излагаем:
- Очевидцы уверяли, что размах бетонных работ многократно превышал усилия, вложенные советской властью в Днепрогэс.
- Основу сооружения составляла пара железобетонных массивов, оборудованных укрепленными орудийными башнями.
- Первый блок сделался пристанищем для складских помещений (там хранились боеприпасы), казарм и служебных секций.
- Силовая станция и пост корректировки были вынесены во второй блок.
- Подземные залы соединялись посредством длинных коридоров, также комплекс был оснащен запасными выходами, через которые можно было попасть к морю.
- Основу вооружения составляли башенные установки с 305-миллиметровыми пушками, а вес снарядов превышал 450 килограммов. Дальность поражения составляла порядка 40 километров.
- Круговой обстрел обеспечивался благодаря разворотам башен на 360 градусов.
Боевое крещение орудийные установки прошли осенью 1941 года, когда фашисты решили молниеносным броском захватить Севастополь. Внезапно на немцев обрушился мощный удар, к которому они не были подготовлены, в результате чего атака захлебнулась. Вторая попытка уничтожить батареи состоялась в декабре после массированной артподготовки (основные усилия немцев были сосредоточены на 30-й батарее). Пять вражеских дивизий за день не смогли справиться с укреплениями, но утром началось масштабное наступление по всему фронту, сопровождаемое бомбардировками, минометным и артиллерийским огнем. Немцы подтянули к театру боевых действий стационарную гаубицу «Дора» и самоходные мортиры «Карл», но вновь потерпели поражение.
Летом 1942 года наступил перелом — у советских защитников закончились боеприпасы. В июне оккупантами была окружена тридцатая батарея, после чего локальные бои закипели на подступах к городу. В конце июня 35 батарея в Севастополе, фото которой здесь представлены, начала принимать отступающих горожан и обессилевших советских солдат. Гитлеровское кольцо сжималось, на Херсонес обрушилась вражеская артиллерия, танки и самолеты. После того, как у защитников кончились снаряды, герои начали использовать картечь и старинные пушечные ядра.
Оборона, начавшаяся столь героически, закончилась позором. Штабные офицеры, спрятавшиеся в помещениях запасного командного пункта, отправили донесение, смысл которого сводился к невозможности дальнейшей обороны Севастополя. Представители штаба запросили срочную эвакуацию, и вскоре за начальством прилетели самолеты. Таким образом, на произвол судьбы было оставлено порядка 80 000 защитников Севастополя и обычных горожан. Погреба боезапаса были уничтожены глубинными бомбами.
Послевоенный период
Почему-то наибольшим разрушениям подверглась именно 35 береговая батарея Севастополя — долгое время ее не могли восстановить. В отличие от «тридцатки», которую реконструировали сразу после завершения войны. В 60-е годы казематы фортификационного объекта стали пристанищем для 723-ей береговой батареи. В 1963 году достопримечательность утратила военный статус, и Севастопольский горсовет задумался о сохранении исторического наследия. Территория комплекса формально стала охраняться государственными органами, но реальных мер по реконструкции никто не предпринимал.
Стены достопримечательности постепенно разрушались, на территории скапливались бытовые отходы и строительный мусор. Загрязнялись и казематы — местные жители использовали их в качестве свалки. Очередное нецелевое использование объекта датировано 1988 годом — один из командных пунктов был отдан под сейсмологическую лабораторию, принадлежавшую Симферопольскому государственному университету. Перед распадом СССР происходили следующие события, связанные с будущим музеем:
- вырос интерес граждан к засекреченным страницам истории;
- появились отряды исследователей, занятых изучением территории комплекса;
- 3 июля в комплексе начали организовываться встречи ветеранов;
- авторитетные историки изучали архивные документы, связанные с обороной Севастополя.
35 береговая батарея — история героического подвига
35 береговая батарея располагается на мысе Херсонес, (не путайте с Херсонесом Таврическим). Батарея играла важную роль во второй обороне Севастополя 1941-42 годов. Сам мыс стал свидетелем трагических событий. Сюда, в июле 1942 года, к 35 батарее, отступали последние защитники Севастополя, в надежде, что будет произведена эвакуация обороняющихся советских частей. Но этого не произошло.
Вереница советских солдат, уходящая за горизонт. Вдумайтесь в масштабы!!! Это лишь те, которые попали в плен. А сколько их погибло…
По иронии судьбы, сюда же отступали и немецкие части в мае 1944 года, когда Севастополь штурмовала Красная армия. С историей самого штурма, в частности штурма Сапун-горы — своеобразного ключа к городу, можно наглядно ознакомиться в мемориальном музее в здании Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», которую также рекомендую посетить.
Но если штурм Сапун-горы, несмотря на огромное количество жертв с обоих сторон — это радостное событие, то оборона Севастополя 1941-42 годов — это трагедия, полная горечи и разочарований. Признаюсь, я долго был под впечатлением от посещения музея «35 береговая батарея». Настолько трагическими были события тех дней.
К началу войны 35 береговая батарея представляла из себя отлично оборудованное фортификационное сооружение, на вооружении которого находилось 4 орудия калибром 305 мм. Основная задача батареи сводилась к защите города от угрозы с моря. Но батарея могла вести огонь и по наземным целям.
Так сложилось, что немцы наступали по суше, поэтому батарея вела огонь по танкам и пехоте противника до последнего снаряда, а в ночь с 1 на 2 июля 1942 года, командование батареи решило подорвать орудия, чтоб враг не смог ими воспользоваться.
Так погибла 35 Батарея. Погибла но не сдалась врагу!!!
Так же, хочу акцентировать внимание, что вместе с гибелью 35 батареи, трагически завершилась и оборона Севастополя, хотя разрозненные отряды ещё долго оказывали сопротивление захватчикам. Огромное количество советских солдат погибло или попало в немецкий плен
Но Севастополь достался гитлеровским войскам очень большой ценой. Силы вермахта потеряли около 300 000 убитыми и раненными, и это были лучшие войска Германии, покорившие всю Европу.
В Севастополе Гитлер потерял самые боеспособные части, которые после взятия города должны были отправиться на Кавказ. Но после штурма Севастополя эти войска отправились в немецкий тыл на переформирование и пополнение, а некоторые полностью прекратили свою существование и нашли свою гибель у стен Севастополя.
600 мм самоходная мортира «Карл». У немцов было две таких мортиры и одно орудие 800 мм «Дора»
В мае 1944 года, когда советские войска подходили к Севастополю и готовились к его штурму, Гитлер говорил: «Если русские смогли продержаться в Севастополе 8 месяцев, то немецкие войска смогут удерживать его 8 лет». Но штурм Севастополя советскими войсками длился всего 5 дней и 12 мая 1944 года Севастополь был освобожден.
Лента новостей
Умерла актриса Нина Шацкая
МИД Литвы потребовал незамедлительно отпустить севший в Минске самолет
На знаменитом пляже «Вязовая роща» под Севастополем убирают бетонные блоки
В Крыму будет очень странное лето — климатолог
Чему сегодня учит севастопольцев история падения Древнего Херсонеса?
6 российских боевых кораблей выгнали группу кораблей ВМС США и Японии на их же учениях
Российские школьники взяли все золото на Азиатской олимпиаде по физике
В Севастопольской Академии хореографии подвели итоги учебного года
В горах Крыма стервятников кормят мясом (Видео)
Дачники Фиолента хотят общественных слушаний и школу вместо ИВС
NYT: РФ «обошла США» по военному присутствию в Арктике благодаря изменению климата
Страны «Большой семерки» решили прекратить добычу угля на Украине
Севастополь встречает юбилейный кинофорум «Золотой Витязь»
Медведев объяснил свои слова об обязательной вакцинации против COVID-19
Опыт преодоления политических кризисов обсудили в Севастополе
Telegraph: глава британского Минобороны назвал Россию угрозой номер один
Как доехать (добраться) до музея «35-я береговая бронебашенная батарея»
Благодаря удобному расположению доехать сюда есть возможность практически на любом виде общественного транспорта. От автостанции и железнодорожного вокзала до остановки «35-я батарея» идет автобус №177.
От ж/д вокзала можно доехать на первом троллейбусе до Центрального рынка, а там пересесть на 77 или 105 автобус. Эти же автобусы идут от центрального универмага.
Въезд на территорию
Ну а если вам проще путешествовать на своем авто – ориентируйтесь по карте. Точное место на карте и GPS координаты находятся внизу. Некоторые туристы решают совершить пешую прогулку, заодно осматривают другие достопримечательности Севастополя. Правда этот процесс отнимает много времени и сил. Я бы не советовал такой вариант.
История 11 батареи – 120 лет на страже Севастополя
Построили ее в 1898-1900 годах, то есть она застала Первую Мировую и принимала в ней участие – противостояла немецким кораблям, обстреливавшим севастопольский рейд. Тогда, на еще не застроенном берегу, залили мощным слоем бетона 6 оружейных дворика на каждом из которых стояло по мортире, калибром 229 мм. Разделяли их двухярусные бетонные траверсы. На батарее имелось пять снарядных погребов общей вместимостью 630 снарядов и три зарядных погреба. По краям батареи находились дальномерные павильоны и прожекторные установки.
Эти бетонные конструкции, а также металлические двери и ставни на окнах отлично сохранились. Их не смогли уничтожить ни бомбежки 1941-42 гг, ни взрыв, устроенный немцами при отступлении, ни 50 послевоенных лет запустения.
Но вернемся к началу ХХ века. Вскоре после установления советской власти, орудия, стоявшие на вооружении батареи, сняли как устаревшие. Те, что мы видим сейчас, это корабельные орудия, установленные туда во время Великой Отечественной войны. Зато в хорошо защищенных помещениях 11 батареи в начале войны разместились командные пункты береговой обороны Черноморского флота (командующий генерал П.А. Моргунов) и штаба Приморской армии (генералы Н.И. Крылов и И.А. Петров).
После войны в 50-х 11-ю береговую батарею закрыли, оружие и оборудование вывезли, и она более пятидесяти лет стояла заброшенной. Округу застраивали, отхватывая от нее кусок за куском, пока от шести оружейных площадок не осталась одна. Помещения заполнялись мусором. Это продолжалось до тех пор, пока несколько энтузиастов: В. Семенов, И. Будякова, А. Рунова и Н. Гарматий, не решили превратить это место в музей.
Несколько лет войны с бюрократией, потом год с разрухой, и к 9 мая 2012 года батарея была приведена в относительный порядок (работы ведутся до сих пор) и для нее начался новый период – в качестве народного музея. Он до сих пор существует на деньги создателей и здесь всегда рады помощи спонсоров.
Наземная территория
Мемориальная арка встречает пришедших в музей. Рядом находится автопарк, в котором представлены автомобили, без которых трудно представить военные действия.
От центральной площади, где собираются экскурсии, с правой стороны находится необычный памятник – карта оборонительного района Севастополя. Выполненная из чугуна карта имеет размеры 2,5 на 2,5 метра, на ней рельефно обозначены все укрепсооружения 1941-1942 годов.
Чуть дальше находится блок 1-го и 2-го бронебашенного орудия – диаметр и глубина сооружения потрясают посетителей. Орудийные блоки музеефицированы.
Музей «35 батарея» в Севастополе находится на обрыве над морем, там проложена набережная, вдоль которой расположен бруствер. На набережной установлены таблички, на которых перечислены названия воинских частей, участвовавших в обороне города.
С набережной можно увидеть находящийся неподалеку в море большой камень с остатками металлической конструкции. Это все, что осталось от понтонного моста, к которому причаливали корабли, призванные вывезти уцелевших солдат и мирных жителей.
Набережная заканчивается вблизи от командно-дальномерного поста. Пост был связан с цитаделью подземных ходов протяженностью 200 м, в бронированной рубке находился стереодальномер. Автономную работу поста обеспечивала собственная электростанция.
Еще дальше наземную часть музея представляет окопный парк, где сделаны настоящие окопы и установлены различные виды вооружения.
Сделав круг по территории, туристы возвращаются к центральной площади через часовню святого Михаила Архистратига, где похоронены 6 бойцов, и братскую могилу, упокоившую останки воинов 2-й орудийной башни.
История бронебашенной береговой батареи № 35 в Севастополе
Решение о возведении в Крыму сооружений береговой обороны было принято в начале XX века императором Николаем II в. связи с необходимостью укрепления Севастополя как базы Черноморского флота.
Строительство
На реализацию проекта была выделена сумма в 8 миллионов рублей, и в 1912 началось возведение фортификационных сооружений. Однако в 1918, вследствие серьезных политических изменений в государстве, работы были приостановлены.
В 1924 году советские власти возобновили строительство батареи, руководить которым назначили двух военных инженеров — Б. К. Соколова и В. В. Выставкина. В 1927 году основные работы были завершены, началось оснащение батареи боезапасом, а в 1929 году объект посетила делегация, состоящая из членов советского правительства во главе со Сталиным.
За счет удачного расположения, стрельба с батареи могла вестись на расстояние до 42 километров в круговом секторе (0–360), т. е. по наземным целям, бронетехнике и полевой артиллерии противника. Поэтому батарея № 35, как и батарея № 30, расположенная севернее, недалеко от устья реки Бельбек, стала впоследствии основной артиллерийской силой в героической обороне Севастополя.
dasha ivd
Участие в обороне Севастополя
Первые боевые выстрелы 35-я бронебашенная береговая батарея осуществила 7 ноября 1941 года по немецкой 132-й пехотной дивизии, осуществлявшей наступление в направлении хутора Мекензи. Вскоре, в связи с большим количеством выстрелов, орудийные стволы батареи были полностью изношены, а 17 декабря 1941 года взрывом из-за преждевременного выстрела была выведена из строя 2-я бронебашня. В течение нескольких месяцев параллельно с боевыми действиями шли работы по восстановлению башен и замене стволов.
В 1942 году давление войск противника на обе батареи лишь возросло — как с воздуха, так и с земли за счет обстрелов из тяжелых и сверхтяжелых орудий. Перелом в битве произошел 17 июня — после того, как была окружена 30-я батарея, а 20—21 июня обе ее башни были подорваны. 23 июня 1942 года вследствие прямого попадания бомбы была выведена из строя и 1-я башня 35-й батареи.
1 июля после эвакуации командного состава Приморской армии и СОР, дислоцировавшегося последнюю неделю в 35-й батарее, Севастополь был сдан. Орудия батареи и погреб с боеприпасами были взорваны для того, чтобы не оставлять их противнику. Однако еще в течение более чем 10 дней самые отчаянные защитники города продолжали вести оборонительные действия, которые шли не только на поверхности, но и в казематах батареи.
Приказом Народного комиссара ВМФ от 4 декабря 1943 года башенная батарея № 35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий.
Бетонный блок орудийной башни, nordicos
Жизнь 35-й батареи после войны
После окончания участия в военных действиях по обороне Севастополя, 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть её сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) с 1945 по 1960 год использовались 130-мм береговой батареей № 723, расположившейся неподалеку.
В 1988 году в правом командном пункте 35-й батареи и его потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского государственного университета им. М. В. Фрунзе, которая действует до сих пор.
На рубеже 80-90-х гг. в связи с возросшим интересом к героическим событиям, происходившим в годы войны в Севастополе, территорию батареи исследовали поисковые отряды и историки. Здесь стали проводиться встречи ветеранов, приуроченные к 3 июля — дате официального окончания обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, заметный ущерб историческому объекту нанесли действия «предприимчивых» людей, срезающих металлоконструкции, а также «черных копателей». Но основной проблемой стало все расширяющееся частное строительство коттеджей, частных гостиниц в непосредственной близости от территории 35-й батареи.
26 апреля 2006 года, благодаря многочисленным призывам общественности Севастополя, решение о создании на базе этого исторического фортификационного сооружения мемориального комплекса в честь защитников города-героя было утверждено на официальном уровне.
Мемориальная арка, Группа 35-й береговой батареи ВКонтакте
Практическая информация
Минимальный состав экскурсионной группы — пять человек, поэтому мы рекомендуем посещать комплекс с друзьями, заранее договорившись о том, что вы будете спускаться в глубину. Тематический осмотр длится час, при этом экскурсоводы показывают гостям Пантеон. А вот режим работы зависит от сезона. Расклад такой:
- Туристический сезон (май-октябрь). Музей закрыт в понедельник, билеты выдаются в 9.45. Территтория доступна для посещения с восьми утра до восьми вечера, но экскурсии проводятся в промежутке 10.00-18.00. Интервал между экскурсиями не превышает 20 минут.
- Мертвый сезон (ноябрь-апрель). Выходных два — понедельник и вторник. Экскурсионные программы завершаются к 16.00. Посещать комплекс можно в промежутке 9.00-18.00. Интервал между экскурсиями увеличивается до 30 минут.
Итак, вы решили посетить в Севастополе «35 батарею», как добраться до объекта без приключений? Самый простой способ — воспользоваться общественным транспортом, следующим в направлении остановочного пункта «35-я батарея». Для этого вам потребуется сесть на маршрутку (номера 7, 77 и 11) либо автобус № 105. Дальше идите на юг по асфвльтовой дорожке — она приведет вас к братской могиле и парадному входу в мемориальный ансамбль.
Если вы решили отправиться в Севастополь на машине и едете со стороны ЮБК, то непременно окажетесь в пределах Ялтинского кольца. Двигайтесь по Балаклавскому шоссе пять километров, сверните на Камышовое шоссе, после чего вас ожидает поворот в направлении Казачьей бухты. От Симферопольской магистрали нужно двигаться через триумфальную арку, железнодорожный вокзал и Камышовую бухту. Приятного путешествия!