Свято-троицкий измайловский собор в санкт-петербурге
Содержание:
- Архитектор Троице-Измайловского собора
- Архитектурные задумки
- Достопримечательности Санкт-Петербурга
- Храм-часовня Святой Троицы
- Архитектура и территория
- История Свято-Троицкого собора в 20-м веке
- Архитектура
- Святыни
- Святыни собора и традиции
- Интерьер и святыни
- Архитектура, убранство
- Строительство
- Краткое описание собора (из истории)
- История
Архитектор Троице-Измайловского собора
Измайловский собор был построен по проекту одного из отцов русского ампира Василия Стасова. Талантливый архитектор, происходивший из небогатой дворянкой семьи, прошел путь от простого чертежника до академика Петербургской Академии художеств. Будучи приверженцем позднего классицизма, он создавал строения, отличающиеся строгостью линий и парадностью фасада. Ярким представителем такого направления стал Троицкий собор.
Вместе со Стасовым над храмом работал инженер П. П. Базен, которому несколько раз приходилось исправлять ошибки маститого архитектора, допущенные им в расчетах, за что тот не единожды оказывался на гауптвахте. Непосредственное участие в возведении храма принимал Николай I, лично утверждавший все проекты и вносивший в них свои коррективы.
Аэросъемка, A.Savin
Архитектурные задумки
Троицкий собор — один из самых заметных объектов в городе. Пять его куполов выполнены в небесно-синем цвете, несмотря на то, что изначально купола деревянной церкви были зелеными. Идею синих куполов с крупными золотыми звездами предложил император Николай I. Четыре портика с шестью колоннами украшают фасад здания. Бронзовые ангелы работы С.И. Гальберга расположены в западной части храма.
В строении выделяют несколько архитектурных стилей:
Ампир | Этот стиль выражен в наличии колонн, скульптур, строгих симметрий. Ампир символизирует власть, богатство императора. В Россию был завезен французскими архитекторами во второй половине XIX века. |
Неоклассицизм | Это своеобразное возвращение к канонам классицизма и античности. Перекликается это направление и с эпохой Возрождения. |
Псевдорусский стиль | На волне подъема насаждения европейского стиля, в России начали зарождаться движения пропаганды древнерусских канонов искусства и архитектуры. Храмы строились с нарочитым подражанием русско-византийской архитектуре с целью показать память о корнях русской православной церкви, сохранить её через века. В Троицком соборе архитектурный стиль выражен в белом цвете камня, классических формах и узких вытянутых окнах. |
,Первоначальный чертеж Троицкого Собора в Санкт-Петербурге
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Храм-часовня Святой Троицы
Рубрика: Санкт-Петербург
Часовня – историческое напоминание потомкам о том, что на этом месте когда-то стояла первая в городе православная церковь (храм Святой Живоначальной Троицы). Именно здесь проходили праздничные богослужения, в том числе, и после победы над шведами. В стенах храма Петр Первый был коронован на царство после подписания Ништадского мира. Часовня украшает собой Троицкую площадь, внутри нее находится только один зал – маленький, но уютно оформленный. Здесь хранятся мощи святых Харлампия, Петра и Февроньи. С Петроградской набережной, на которой располагается храм-часовня Святой Троицы, открывается красивая панорама Невы.
Из истории часовни
Местом для ее строительства была выбрана Троицкая площадь, где по приказу государя был возведен первый православный храм. Произошло это менее чем через полгода после основания Санкт-Петербурга. По православному календарю на первый день октября 1703 года выпал религиозный праздник – день покрова Пресвятой Богородицы. Площадь в итоге была названа в его честь.
История храма полна невзгод и печальных событий. Неоднократно он страдал от пожаров, но его заботливо восстанавливали, т. к. по рангу он следовал сразу за Исаакиевским собором. В 30-х годах прошлого века по приказу советской власти храм был разрушен, а на его месте через два десятилетия построили другое здание.
К 300-летию основания Санкт-Петербурга «Балтийская строительная компания» планировала возвести на Троицкой площади монументальный 70-метровый храм, но планам не суждено было осуществиться из-за запрета, исходившего от Научного совета по охране культурных памятников. В итоге местом для строительства часовни стала юго-западная часть сквера на Троицкой площади.
Закладка краеугольного камня происходила в мае 2002 года в торжественной обстановке, в присутствии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Авторство проекта, выбранного на конкурсной основе, принадлежит архитектурному бюро «ЯК». Храм-часовня построен на средства «Балтийской строительной компании» и является подарком городу.
Адрес: Троицкая площадь 2а, Петроградский район, город Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
← Соловецкий камень |
Михайловский сад → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Поделиться ссылкой:
Архитектура и территория
Собор имеет крестообразную форму. На голубой фон куполов золотистой краской были нанесены звезды. Внутри храма находятся 24 колонны коринфского стиля. Роспись производилась несколькими художниками. Иконы из старого храма были возвращены и установлены на боковых пределах.
Внутреннее убранство Троицко-Измайловского собора
После реконструкции подземного этажа, на этом месте был оборудован специальный зал, в росписи которого участвовали живописцы из команды Владимира Куликова. Приблизительная вместительность собора — более 3000 человек.
Важно! В память о подвигах русских солдат в Русско-турецкой войне, возле собора была сооружена Колонна Славы. После нескольких спасений императора в молодости, его семья решает построить часовню, которая была освящена в честь святого Александра Невского
Закрытие часовни произошло в 1924 году, а во время Великой Отечественной войны она получила значительные повреждения. Реставрация началась только в августе 1996 года
После нескольких спасений императора в молодости, его семья решает построить часовню, которая была освящена в честь святого Александра Невского. Закрытие часовни произошло в 1924 году, а во время Великой Отечественной войны она получила значительные повреждения. Реставрация началась только в августе 1996 года.
История Свято-Троицкого собора в 20-м веке
В 1918 году решением советской власти церковный институт был отделен от государства. Правительство делало все, чтобы лишить церковь законных оснований на существование и деятельность. В 1922 году из Троицкого собора было изъято ценное имущество: золотые и серебряные элементы.
Позже из собора вынесли флаги и боевые трофеи Измайловского полка, мемориальные доски. Колонна “Воинская Слава” была разрушена, а все оружие, выставляемое в качестве трофеев, украдено.
В 30-е годы приказом правительства расстреляли настоятеля церкви, владыку Амвросия и Митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима за агитации против революции. В 1938 году Троицкий собор закрыли.
Во время Великой Отечественной войны в соборе расположили бомбоубежище, по окончании войны здание пришло в окончательное запустение. Его использовали как склад. Впервые собор отреставрировали только в 50-х годах.
В 1994 году тяжелые годы для Троицкого собора закончились с возобновлением церковной общины. В это же время началась масштабная реставрация здания собора. В 1997 году было принято решение ввести традицию всенощных бдений во время Престольного праздника Пресвятой Троицы.
Архитектура
Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.
В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.
Внутреннее убранство
Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.
Святыни
В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это иконаСвятой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г. У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie’s и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в нашем соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.
Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи — преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.
В нашем соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В нашем храме уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.
Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ — келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика
Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.
В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть у нас и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя.
Ну а одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица. Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый “Всецарица”.
Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».
Святыни собора и традиции
Есть также и святыни, которые особо почитаемы в данном соборе: образ Воскресения Христова с частицами мощей Иоанна Златоуста, Стефана, Варвары и частью древа Креста Господня. среди прихожан немало внимания уделяется и лику Успения Богородицы, а также икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
Среди прочих святынь есть также:
- частица мощей блаженной Матроны Московской,
- крест с частицей Креста Господня и Голгофы,
- частицы мощей Петра и Февронии,
- икона с частицей мощей великомученика Пантелеймона,
- частицы мощей трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
- часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
- икона Святой Троицы 1406 года.
Кроме святынь, которые находятся в данном соборе и их почитают, люди соблюдали еще и определенные традиции. Вот какие правила были в дореволюционное время:
- на престольный праздник на центральной площади проводили военный парад, во время которого происходило окропление знамен святой водой,
- в Спаса Нерукотворного крестная хода двигалась на Фонтанку для освящения воды,
- на Успение Богородицы верующие проходили по всем окрестным улицам. Также проводили заупокойную литургию, на которой присутствовал весь полк. Таким образом вспоминали о битве при Горном Дубняке.
Интерьер и святыни
Внутри собора просторно и светло. Главный купол так высок, будто парит в воздухе. Под необъятным цилиндром центрального светового барабана, который поддерживает группа колонн с вызолоченными ребрами, – свободно и радостно, легко и вольготно.
Внутреннее обустройство
Интерьер украшен 24 колоннами, оформленными в группы и умело дополненными пилястрами. Затейливую роспись стен и сводов озаряют 5 световых куполов. Пол в храме – из огромных отполированных каменных плит.
От многоцветной палитры внутреннего убранства захватывает дух. Колонны и пилястры, облицованные белым мрамором, гармонируют с малыми куполами, расписанными золотыми звездами по голубому фону. Глядя на них, создается ощущение бескрайнего простора и легкости.
Над алтарной преградой, сияющей золотом на белом фоне храма, – сень с изображением Святой Троицы и надписью: «Сим знамением победиши». Здесь же – золоченый крест и символ Духа Святого – голубь.
Полукруглый иконостас оформлен колоннами, в нишах между которыми расположены иконы. В круглой раме и резном золоченом сиянии – изображение Господа Саваофа. Центральные иконы первого яруса – Спаситель и Божья Матерь. На Горнем месте – икона «Взятие Божьей Матери на небо». В Царских вратах – «Благовещенье» и «Евангелисты».
Приделы храма, отделённые от основного интерьера арками и колоннами, усиливают ощущение простора. У арки южного придела – образ Живоначальной Троицы, выполненный в 1406 году.
В храме хранились трофейные знамена, флаги и ключи от захваченных крепостей и городов. Много турецких знамен, добытых во время войны между Россией и Турцией.
В 1836 году в стены собора вмонтировали памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице и Бородино, Кульме. Здесь хранились полковые знамена и трофеи военных кампаний.
Святыни Троице-Измайловского собора
В храме хранятся:
- Икона Святой Живоначальной Троицы.
- Частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской.
- Святые мощи Петра и Февронии Муромских.
- Мощи трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
- Икона святой блаженной Ксении Петербургской, написанная с прижизненного портрета блаженной старицы.
- Икона святителя Николая Чудотворца.
- Образ иконы Божьей Матери «Порт-Артурская»;
- Образ Богоматери «Поможение в родах».
- Икона Божьей Матери «Скоропослушница».
- Чудотворный образ иконы Божьей Матери «Всецарица».
- Икона «Спаситель с детьми».
Многометровые иконы-полотна:
- Апостолы Петр и Павел;
- Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках;
- Святая Екатерина;
- Святой Александр Невский;
- Исаакий Далматский.
Архитектура, убранство
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.
Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.
В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».
Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.
На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.
К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.
В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).
Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.
Территория собора
Собор является композиционным центром Троицкой площади.
В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.
В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.
Традиции
В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:
В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.
Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году
Краткое описание собора (из истории)
Батальоны Измайловского полка были переведены из Москвы в Санкт-Петербург к 1734 г. и решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении размещены на реке Фонтанке. Первая полковая церковь, построенная в 1756 г., была деревянной. Пятиглавая, с боковыми куполами, изначальная композиция сохранилась и в дальнейшем.
Из-за наводнения 1824 г. церковь, обветшавшая за почти столетие, сильно пострадала. Проект нового храма, крепкого и каменного, был составлен архитектором Василием Стасовым. Торжественная закладка будущего Троицкого собора состоялась в мае 1828 г., в присутствии членов царской семьи.
Деньги на постройку были выделены из государственной казны и личных средств Николая I — он шефствовал над Измайловским полком ещё до вступления на престол.
Несчастья, постигшие памятник архитектуры за историю существования, одним потопом не ограничились. В 1834 г. по вине другого природного катаклизма произошла авария — повредив конструкции из металла, ураган сорвал центральный купол. Новый, с деревянной основой, спроектировал Пётр Петрович (он же Пьер-Доминик) Базен, французско-русский инженер. В 1835 г. отделка была завершена окончательно, и митрополит Московский Филарет освятил храм накануне праздника Святой Троицы.
Троицкий собор в Санкт-Петербурге
В Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге в 1867 г. писатель Фёдор Достоевский венчался со своей второй женой, Анной Сниткиной; там же в 1894 г. отпевали известного русского композитора Антона Рубинштейна. Вскоре прогремела революция, и проведение служб в храме прекратилось, а все ценности были вывезены. В 30-е гг. XX века поднимался вопрос о сносе либо устройстве крематория в здании собора.
В 1938 г. храм был закрыт, его помещения долго использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор пострадал сильнее, чем когда-либо: был разрушен один из боковых куполов, под обстрелами выбило стёкла и повредились стены, в подвале стояла вода. Реставрация проводилась не единожды, и свой прежний облик храм начал приобретать в 60-е годы, когда купола перекрасили из чёрного снова в ярко-синий цвет.
Богослужения возобновились в 1990 г., когда Троицкий собор в СПб вернули Русской православной церкви. Ещё одно стихийное бедствие настигло храм в 2006г.: на строительных лесах, установленных вокруг самого большого купола, разгорелся пожар, в итоге уничтоживший находившиеся в центре деревянные конструкции — именно те, которые почти два века назад были утверждены при реконструкции после бури. Прихожане, присутствовавшие на богослужении, были успешно эвакуированы. Версия о преднамеренном поджоге, выдвинутая бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, не подтвердилась.
Измайловский собор
История
Троицкий собор возведен по инициативе Николая I в память о том времени, когда он командовал Измайловским полком. Деньги на строительство поступили лично от императора. Собор заменил собой деревянный храм, с 1754 г. служивший «домашней» церковью измайловцам. В 1824 г. во время большого наводнения старый храм был затоплен и пришел в негодность.
Строительные работы начались в мае 1828 г., в День Святой Троицы и продолжались 7 лет. В процессе возведения создателям собора пришлось решать многие проблемы, связанные как со сложностью грунта, так и с масштабами сооружения. На момент проектирования храм по своим размерам уступал только Исаакиевскому собору и был способен вместить до 3000 человек. Столь масштабное сооружение требовало серьезных инженерных расчетов, с которыми блестяще справились авторы. Правда, не обошлось без ошибок и происшествий.
На стадии строительства появились трещины в колоннах, поддерживавших массивный центральный купол. А сам купол, спустя пару месяцев после того, как с него сняли леса, сорвало сильным ветром. Уже в наше время большой купол снова постигло несчастье — пожар.
Освященный в 1853 г. Измайловский собор до 1930-х годов служил прихожанам — военным и обычным жителям. В 1867 г. здесь состоялось венчание Ф. М. Достоевского, а в 1894 г. в храме отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.
Alex ‘Florstein’ Fedorov
После революции собор лишился всех своих ценностей, которые были экспроприированы на нужды новой власти. Некоторое время в храме продолжались богослужения, но в 1938 г., в день рождения В. Ленина, его закрыли, превратив в неотапливаемый склад. К счастью, власти под напором ученых не решились реализовать первоначальный план по сносу величественного памятника архитектуры или перестройки его в крематорий. Пережив с определенными потерями Великую Отечественную войну, в 1990 г. собор был снова передан верующим Петербурга.
Сразу же после возвращения храма Русской православной церкви в нем начались ремонтно-восстановительные работы, продлившиеся почти три десятилетия — до 2017 г. В ходе реставрации были восстановлены утраченные в советские годы интерьеры и убранство, отремонтированы находившиеся в аварийном состоянии конструкции, осушен затопленный подвал, по которому можно было кататься на лодках. Сегодня Троицкий собор опять является одним из самых впечатляющих храмов Санкт-Петербурга.