Традиции астраханских татар

История татарского народа: кто они такие и откуда взялись?

История происхождения татарского народа – туманна. Однако, подняв стопку энциклопедий и книг, прорыскав тонны сайтов в интернет-ресурсах найти истину все же удалось. Итак, «татар» в переводе означает «иностранец» или «человек, который говорит с акцентом». Есть вероятность, что изначально татары получили свое название от другого племени. Это также говорит о том, что в древности татары были кочевым народом. Пытаясь, присоединится к другим племенем, естественно, что они говорили плохо и с акцентом. Тогда их и назвали татарами. Этноним сохранился и по сегодняшний день.

Уже в 8 веке так станут называть народы, которые были покорены монголами. А в 14 веке этноним приобретет настоящий смысл. Татары с тех пор означают военную знать, в большинстве своем имеющая монгольские корни. В дальнейшем татарами станут называть кочевников. К слову, именно с 14 века появился этноним «монголо-татары».

До двадцатого века на территории Российской Федерации татарами называли все тюркоязычные народы. Это алтайцы, балкарцы, ногайцы, буряты и так далее. Вот к примеру интересный факт из истории: знаменитая «дикая дивизия» или как ее еще называли «татарский конный полк» был сформирован в 1914 году. В состав полка входили исключительно азербайджанцы.А вот в Европе, вплоть до 14 века татаров называли выходцами из преисподней. Почему? Просто потому что татары созвучны со словом Тартар, в те времена считавшийся адом.

Впервые о татарах стало известно в 732 году. Тюркская руническая надпись имела слова «отуз-татар» и «токуз-татар». После название «татары» переняли и китайские источники. Термин регулярно использовался китайцами начиная с 842 года. Итак, если верить китайским летописям, то первые племена татар обитали по течению Амура.

К концу 12 века народ обретает навыки воинов и становится одним из самых сильных общин в Монголии. Во второй половине 12 века татары просто разносят монголов и обретают величие. За это Чингиз-Хан убил всех татар, которые были выше телеги. Это стало своего рода наказанием за разгром.В начале 18 века Золотая Орда и татарские ханства ушли в упадок. Это привело к тому, что многие татары переметнулись в царство Московское. Во время гражданской войны 1918-1922 часть татар бежали в Турцию, Китай, Европу и Америку.

Вызовы времени

Сегодня, в условиях всеобщей глобализации, размывания территориальных границ и роста миграционных потоков, повсеместной унификации и цифровизации, встает вопрос о сущности татарской культуры в меняющемся мире.

Сказывается исторически сложившееся дисперсное расселение татар по всему миру. Имеются тенденции к обособлению отдельных территориальных и этно-конфессиональных групп. Акцент только на локальные идентичности неизбежно ведет к «растворению» в доминирующих культурах

За красотой отдельно взятых языковых и местных традиций важно не терять единство татарского мира. Такое культурно-географическое многообразие следует рассматривать как огромный потенциал всего народа

Богатство локальных культур и их бесконечный синтез дает почву для новых открытий, служат фундаментом для рождения новых смыслов.

Традиционно немало тех, кто пытается представить ошибочным существование национально-территориальных образований, кто сводит развитие национальных идентичностей лишь к политике.

Все эти вызовы характерны для современности и стоят перед многими народами мира. Однако татары имеют мощный внутренний ресурс, позволяющий воспринимать эти вызовы не как непреодолимые препятствия, а как данность, требующую учета при движении вперед.

Более сложными являются внутренние вызовы

Важно преодоление личных противоречий человека, стремление к обогащению национальных чувств, наполнению новыми смыслами всего того достояния, которое досталось нам от предков. Ответственность перед будущими поколениями за состояние национальной культуры лежит на каждом из нас

Как река вбирает в себя ручейки, так и татары, в течение своей богатой и сложной истории постепенно вбирали в себя племена и этнические группы, расселенные на евразийском пространстве. И сегодня, как никогда, актуально звучит татарская пословица «сила – в единстве» (бердәмлектә – көч).

Пора избавиться от конформизма и равнодушия, стремления «плыть по течению». Поверхностное знание истории, культуры, традиций и обычаев своего народа, как и недооценка значимости знания родного языка, неизбежно ведут к потере национальных корней.

Будущее татарского народа зависит от каждого из нас, от наших внутренних установок, устремлений и действий. Выстроить мосты между прошлым, настоящим и будущим татарского народа призвана стратегия действия.

День поминовения у татар

Не менее важным для сибирских татар остаётся и праздник Цым. Он приходился на пятницу за неделю до посева яровых (этот день назначали на совете старейшин). В день Цым хозяйки красили яйца с помощью луковой кожуры, раздавали их как угощение детям. Этот праздник считался временем памяти об умерших. Люди отправлялись на кладбище, проводили уборку на могилах, после чего устраивали совместную трапезу.

И в наше время в Цым жители деревень, расположенных неподалёку от могил святых, непременно посещают эти места. Они называются астана, и с ними связано немало необычных явлений. Во время обрядов неподалёку от подобных мест участники нередко устраивали ритуалы с крашеными яйцами. 

Например, один из обрядов заключался в соприкасании яиц. Счастливчиком считался тот, у кого яйцо не разобьётся. Такой человек, согласно поверьям, получал удачу на весь год. Подобный обряд существует и в России, и в странах Европы в праздник Пасхи.

Татары Сибири – уникальный народ

Традиции сибирских татар – это сочетание доисламских и мусульманских обычаев, в которые вплетаются и веяния христианства. Татарский народ ассимилировался лишь частично, а большая его часть сохраняет свою старинную культуру, обычаи предков. Я уверена, что слияние верований и культур будет и в дальнейшем обогащать обычаи татар Сибири

Очень важно не бояться уверенно направляться к будущему, не забывать о прошлом

Быт

Татары трудолюбивы, если посмотреть на семьи, то подростки активно помогают взрослым в домашних делах. Организация быта традиционная — женщины много занимаются домом. Вкусно готовят, накрывают столы.

Татары ценят национальные праздники, собираются большими семьями. Причём семейственность, проявляющаяся в современных семьях, передалась от прошлых поколений, когда весь род защищал своих родных.

Одежда

Национальный костюм формировался столетиями. В каждой детали прослеживается народное творчество: головные уборы с орнаментом, красивые и необычные ювелирные украшения, обувь ручной работы.

Женский национальный костюм татарок состоял из рубахи, поверх которой надевали камзол или безрукавку. Материал для  них выбирали нарядный, чаще всего бархат. Безрукавку расшивали мехом, тесьмой.

У мужчин традиционный головной убор — тюбетейка. Праздничный вариант мужского головного убора расшивался гладью по бархату.

Замужняя дама также надевала головной убор — калфак, полоска на волосы с шитьём. Поверх головного убора надевался платок или шаль. Женский головной убор мог рассказать о возрасте, социальном статусе дамы.

Обувь шилась из различных кусочков кожи, декоративное оформление делалось в стиле мозаика.

Еда

Татарская кухня достаточно разнообразна. Готовят много зерновых продуктов, используют часто мучные изделия из разных видов муки (пшеничной, гречневой, овсяной).

Также татары готовят большое количество мясных блюд, особенно из баранины и конины. Национальные супы, среди которых самый популярный – шурпа. Много в национальной кухне и блюд из яиц, распространена кисломолочная продукция. Овощи являются неотъемлемой частью начинок и приправ.

Дом

Жилище делилось на мужскую и женскую часть. Интерьер жилища зажиточных татар отличался большим количеством чемоданов. В доме всегда присутствовало много пологов, покрывал, ковров, наволочек, расшитых различными декоративными элементами. При этом в интерьере жилища прослеживалась любовь к ярким краскам – красное, золотое, коричневое убранство не оставалось незамеченным. Текстиль всех видов и фактур наполнял дом. Центровое место у татар занимала печь.

Культура и традиции татарского народа нашли много откликов в произведениях искусства, литературы. Богатство обычаев и обрядов, сопровождающих человека от рождения до похорон, передаваемых из поколения в поколение, помогло сохранить нравственную основу этого удивительного народа.

Свадьба

Традиции татар в праздновании этого мероприятия чем-то схожи с русскими. Большое вниманию уделяют выкупу невесты. Если в нашей стране он символичен, то в Татарстане жениху приходится раскошелиться по-настоящему и заплатить калым. Это только предисловие торжества, затем для приглашенных друзей и родственников устраивают шикарный банкет.

В начале праздника гости знакомятся между собой и совместными усилиями выбирают тамаду, то есть самого веселого и задорного человека на свадьбе. Эта традиция себя практически изжила. В современном мире молодые брачующиеся предпочитают доверить организацию праздника профессионалам.

Центральное блюдо на банкетных столах – это национальная сладость чак-чак. Невероятно вкусный торт готовят из хрустящих коржей, сверху посыпают конфетами монпансье. Основное горячее блюдо – это запеченный гусь с пловом.

После застолья подружки невесты устраивают испытания для жениха. Только преодолев их, он сможет попасть в комнату, где находится его возлюбленная. Основная часть приглашенных дружно отправляется в баню. К этому времени поспевают зятевы блины. Парень должен незаметно их съесть и подложить монетку для привлечения удачи.

После плотного обеда подходит время для обряда под названием обласкивание. Невеста располагается в центре комнаты и начинает петь печальные песни о своей нелегкой судьбе. Каждый родственник подходит к ней, чтобы погладить, приободрить или дать напутственные слова.

В доме девушки парень находится четыре дня, в течение которых должен расположить к себе будущую родню. Невеста в это время одаривает жениха презентами, изготовленными собственноручно. После того как калым полностью выплачен, торжество плавно перемещается в дом парня. Здесь устраивают смотрины, на которые приглашают всех родственников.

Татарский народ отмечает свадьбу по одному из трех сценариев. Первый, рассмотренный выше, состоит из сватовства. В этом случае жених и невеста вступают в брак по обоюдному согласию, хотят быть вместе и соблюсти все старинные обычаи.

Второй вариант праздника – это когда девушка покидает отчий дом без согласия отца и матери. В третьем случае невесту просто похищают. Конечно, в больших городах такого практически не встретишь. А вот в отдаленных поселениях «кража» иногда случается.

Интересные факты о татарах:

Всеми известный выкрик «ура», на самом деле имеет татарское происхождение. Слово «УР» в переводе значит «бей».

Если верить ученым, то до 25 процентов российских слов заимствованы от татар;

первая печатная книга на татарском языке была опубликована в Германии в 1612 году;

Казанское метро занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое короткое;

Татары – удивительны. Культура, традиции, национальный костюм и кухня – это нечто особенное, которое покрыто пеленой уважения и добра. Они невероятно интересны. Их жизнь просто и понятна, но в тоже время загадочна.

Многие представители татарской национальности – настоящий пример для нас с вами. Многое в их культуре и традициях утрачено современным миром и очень приятно, что есть национальность, которая пытается сберечь все то хорошее, что придумали наши предки.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

Из напитков популярны:

  • айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Татары Сибири

Коренным этносом Западной и Южной Сибири является тюркская раса. В общем, она отличается от других представителей племени. Но генетически ближайшими родственниками являются башкиры, казахи и сарти. Религия сибирских татар — смесь мусульманства и обрядов

Так, большое внимание уделяется имени при рождении, браку, похоронам

Практикуются поминальные обряды, празднование восточного Нового года и заклинания животных. Вместе с этим сибирские татары придерживаются Рамадана, празднуют Курбан и прочее.

Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.

Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.

Детишки и традиции

Раньше были такие обычаи: в начале весны дети ходили по деревне, собирая съестное – крупу, яйца, масло, а затем более старшие из них, кто умел уже готовить, варили из собранных продуктов кашу, которая всем коллективом тут же и съедалась. Затем наступал период сбора «крашенок» — яиц, которые вываривали в луковой шелухе либо берёзовых листьях. Хозяйки заготавливали их ещё с вечера, заодно пекли и вкусные сдобные крендели. С утра приходила детвора и раскидывала по двору деревянные щепки, для того чтобы во дворе был достаток. Ритуал имеет определённое сходство с колядками и посеваниями, и направлен также на то, чтобы у хозяев был достаток.

У татар есть пословица – «Дом, где есть дети, похож на базар, дом без детей — на кладбище». В прошлом отношение к мальчикам и девочкам в семье сильно отличалось. При рождении сына начинались гулянья, ему даровался земельный надел, а сам он считался продолжателем рода и опорой родителей. Дочь же считалась временным жильцом – её выдавали замуж и она переезжала в другую семью. На этот счёт тоже была пословица – «Роди сына и живи спокойно».

Среди сестёр и братьев в семьях царила жёсткая иерархия – младшие беспрекословно подчинялись старшим, почтительно обращаясь «апа» (сестра) или «абый» (брат)

Большое внимание уделялось хорошему образованию у детей, и образованная дочь считалась уже невестой с приданым. Воля отца для детей значит очень много, даже когда они достигают взрослого возраста

При рождении ребёнка повивальная бабка для защиты его от злых духов сначала купала его, затем оборачивала отцовской рубахой и мазала малютке губы смесью мёда и масла. Согласно верованию, этот ритуал придавал ему здоровья, доброты, богатства и удачи.

В течение первых сорока дней жизни, ребёнка никому не показывали, но родня приходила навестить его мать, принося угощения – сладости с молоком. Имянаречение и обрезание происходили на седьмой день жизни малыша, а на празднование обязательно приглашался мулла и мужчины-друзья отца.

Особенности татарской кухни и традиции этикета татар

Татарская кухня очень интересна и разнообразна. Она формировалась благодаря своим этническим традициями, уходя корнями в далекое прошлое. На ее развитие в значительной степени повлияли соседние народности, привнося определенные нюансы в заложенные издавна основы.

Древние булгары подарили татарам бал-май, катык и кабартму, в наследство от китайцев им достался чай и пельмени, узбекская кухня дополнила татарскую пловом, а таджикская – сахарной пахлавой. И все это в дополнение к национальному эчпочмаку и чак-чаку. Татарская кухня была одновременно и простой и роскошной, довольно сытной и разнообразной, поражала обилием вкусных блюд и сочетанием на первый взгляд абсолютно не сочетающихся продуктов.

Но татары славились не только сытными и обильными яствами, а также и щедрым гостеприимством. По обычаю предков, перед гостями всегда выставлялись только лучшие блюда, отвечающие самым взыскательным вкусам. Радушные хозяева выставляли на стол изысканный щербет, сахарный чак-чак, сытный баурсак, изысканный кош-теле, сладкую калтыш-калеве, липовый мед и ароматный чай.

У восточных людей гостеприимство всегда было на высоте. Считалось что человек, который не любит и не может принимать гостей – нездоровый и неполноценный. У мусульман было нормой одаривать пришедшего в дом человека богатыми дарами, что уже говорить о скромной трапезе. Обычно гость тоже не оставался в долгу и никогда не приходил с пустыми руками.

На Востоке господствовала фраза: «Кунак ашы – кара каршы», что в переводе означало «Гостевое угощение – взаимное». Гостеприимство впитывалось восточными народами с молоком матери. Даже в древние времена оно было в чести у татар. Особенно сильно это поразило багдадского халифа, прибывшего к булгарскому царю Альмушу по приглашению для помощи по принятию Волжской Булгарии в исламскую веру.

Сыновья царя радушно встретили гостей еще в пути, угощая их хлебом, просом и мясом. А в царской юрте столы буквально ломились от изобилия яств и закусок. Но что более всего поразило посла – предложение забрать гостям оставшиеся после угощения яства с собой.

Петр Первый также был поражен размахом татарского гостеприимства, когда в 1722 году, в мае, направляясь в поход на Пруссию остановился в доме богатого восточного купца Ивана Михляева, где и отпраздновал свой пятидесятилетний юбилей. Слуги, кланяясь в пол государю подавали холодные закуски, горячие блюда, жаркое, пирожные и сладости, а также многочисленные пироги с отменной начинкой.

Мусульманская религия также внесла свои значительные коррективы в правила приема пищи. Коран запрещал употребление свинины, как нечистого животного, а сокол и лебедь, напротив считались священными птицами, что также делало их неприкосновенными.

В священный месяц исламского календаря – рамадан, мусульмане, достигшие возраста двенадцати лет и старше должны были воздерживаться от питья и еды днем в течение тридцати дней.

Также шариат запрещал употребление алкогольных напитков. Согласно Корану, считалось, что в вине заключено и плохое и хорошее, однако содержание первого в разы больше. Пророк Мухаммед вещал, что вино – источник греховного удовольствия, и что оно отнимает рассудок у того, кто его выпивает.

По исламскому этикету трапезу необходимо было начинать с обязательного омовения рук. Начинался и заканчивался прием пищи молитвой, прославляющей Аллаха. Мужчины и женщины питались отдельно друг от друга.

Знаменитый татарский просветитель Каюм Насыри описал в одной из своих книг правила татарского этикета:

  • за стол необходимо было садиться, не заставляя себя ждать;
  • кушать нужно только правой рукой;
  • дурным тоном считалось брать еду раньше почтенных людей, находящихся за одним столом;
  • приветствовалась умеренность в пище.

Татарский речевой этикет

Татарскому речевому этикету присущи уважение к собеседнику, тактичность, позитивность и эмоциональность за счет немалочисленных междометий в речи. 

В основном, татары приветствуют друг друга словом «Исянмесез!», что соответствует русскому «Здравствуйте». Если хотите звучать менее банально, можно сказать «Хяерле иртя/кон/кич» (Доброе утро/день/вечер), но обычно эти слова употребляют в официальной сфере общения. Есть и более простые, неформальные варианты поздороваться: «Сялам!» (Привет!), «Саумы?» (Здоров ты?), «Нихял» (Как дела?).

Интересно, что во время приветствия у татар принято пожимать обе руки. Здороваться одной рукой, особенно с пожилыми людьми, ― проявление неуважения.

Когда идет обращение к родным людям, татары употребляют, можно сказать, «родственные слова»: «апа» (сестра), «жизни» (дядя), «балдыз» (свояченица). Использование таких слов ― особенность татарской речи.

Беседа у татар происходит сидя за столом. Хозяин угощает гостя чаем, выказывая уважение собеседнику. После небольшого, дружеского разговора гость сообщает о цели визита и переходит к делу. В конце диалога, гость благодарит хозяина за угощения и желает благополучия, словами «Сыегызга ряхмят» (спасибо за ваше угощение) или «хормятегезгя ряхмят» (спасибо за уважение). 

Прощаясь, татары говорят: «хуш» («хушыгыз» ) – прощай (прощайте), «сау бул» («сау булыгыз») – будь здоровым (будьте здоровыми). 

Учитывая приведенные выше примеры татарской речи, можно сделать вывод, что поведение речи татар эмоциональное, воспитанное и вежливое к собеседнику. 

Как становятся мужчиной

Если родился мальчик, то в возрасте 3-6 лет ему сделают обрезание. Эта традиция связана с предписаниями шариата и выполняется строго в соответствии с ними. Наверное, чтобы мальчику не было так горько, этот день проходит очень торжественно. Близкие и родные люди ребенка нему готовятся заранее. Раньше для проведения мини-операции приглашали домой специального человека сюннетчи. Теперь мальчика ведут в хирургическое отделение, где проводят обрезание крайней плоти в стерильных условиях, что уменьшает риск послеоперационных осложнений. После того как все сделано, ребенка укладывают в чистую постель, надев на него длинную рубаху. После того как ранка заживет, устраивают специальное празднество. Раньше такое торжество проводили в тот же день. Возможно два сценария проведения праздника. По первому из них мужчины и женщины сидят отдельно. На столе нет спиртных напитков. Второй — более веселый. Гостей угощают сладостями, приглашают музыкантов, поют, танцуют.

Верования астраханских татар

Сегодня большинство астраханских татар исповедуют ислам, но, несмотря на это, местные верования не слишком похожи на классические мусульманские представления о мире. Когда процесс исламизации лишь начал постепенное преобразование языческих поверий, традиционная вера татар отошла на второй план, но сумела оставить свои следы в новой религии. 

Старинный татарский фольклор Астраханской области хранит много преданий о самых разных духах и божествах, населяющих небо и землю. Его по праву можно назвать демонологическим, ведь большинство мифических созданий принадлежат к врагам человеческого рода.

Чаще всего для определения любого злого духа используется слово “шайтан”. Татары верят, что у каждого человека есть два спутника – ангел и шайтан. И если первый вдохновляет на добрые дела, то второй руководит слабовольной личностью, заставляя её совершать преступные и нечестивые поступки. Астраханские татары, живущие в юртах, считают, что большинство шайтанов невидимы, однако порой появляются в облике огоньков или вспышек.

Недобрых духов, желающих навредить человеку, множество, а во главе них стоит Иблик, которого можно сравнить с христианским дьяволом. Знакомясь с такими представлениями, я невольно задумалась: как же можно защититься от такого полчища сил зла? У астраханских татар есть ответ на этот вопрос. 

Чтобы оградить себя от зла и искушений, в сумерки и ночное время следует прочесть 36 суру Корана. Кроме этого, татары носят догу, особенный талисман. Этот оберег представляет собой треугольный мешочек из кожи, куда вшит текст молитвы из Корана. 

Чтобы шайтан не похитил душу умершего человека, в могилу к покойному кладут острый металлический предмет (нож, ножницы). Народ считает, что подобные атрибуты пугают демонические силы.

Семья астраханских татар

Идеальная жена для мусульманина

Мусульманские мужчины крайне ответственно подходят к выбору будущей жены

Для них важно, чтобы девушка:

  • была здорова и благочестива;
  • получила высоконравственное воспитание;
  • хорошо разбиралась в вопросах исламской религии.

Желательно, чтобы она была еще красива и богата. Однако правоверные чтят предостережения Пророка о том, что неправильно делать внешнюю привлекательность женщины и уровень ее достатка главными критериями. Пророк предупреждал, что внешняя красота может в будущем пагубно сказаться на душевных качествах, а богатство – стать причиной непокорности.

Критерии выбора будущей жены основаны на целях создания семьи, ведь брак заключается для:

  • создания гармоничного союза любящих людей;
  • рождения и правильного воспитание детей.

С этой точки зрения, параметры, которыми мусульманские мужчины руководствуются при выборе спутницы жизни, выглядят вполне логичными.

Ремесло

В национальном колорите татар преобладают яркие и глубокие цвета. Это может быть пестрая вышивка, украшения дома и двора. В исламе запрещено вышивать людей и животных, поэтому на татарских вышивках полотенец, одеял, покрывал, дорожек и другом можно увидеть красивые узоры и орнаменты. Разнообразие и обилие вышитых узоров можно объяснить тем, что женщины по обычаям Татарстана вели затворнический образ жизни и усовершенствовали себя в этом. Татарки становились известными вышивальщицами и их изделия достаточно высоко ценились.

В XIX в. появилось золотое шитье. Еще татары занимались несколькими видами ткачества. Татары преуспели в ювелирном деле, они владели разнообразными техниками — литья, гравировки, инкрустации. Обладали уникальным видом рукоделия – мозаикой из кожи. Известна красивейшая кожаная обувь, выполненная при помощи соединения кожи разных оттенков, сшитая золотыми или серебряными нитями. Она была популярна у людей из высшего общества.

Корни татарского народа уходят вглубь веков, а некоторые обычаи и традиции Татарстана сохранены по сей день. Отражением общего уклада народа является дань уважения семье, окружающим людям, памяти и почтению предков.

Национальные блюда на свадьбе

Татарская свадьба — это всегда богатый стол и изобилие угощений. По традиции, сначала гостям подают закуски и холодные блюда, а затем горячие: супы и похлебки на мясном бульоне, домашнюю лапшу, шашлык, выпечку. Традиционные национальные блюда дополняют фруктовыми соками и компотами. Алкогольные и спиртосодержащие напитки во время отмечания Никах запрещаются.

Часто к свадебному столу подают двух гусей или пару фаршированных куриц, символизирующих самих молодоженов. Разделывает это блюдо только самый старший мужчина в семье. Главная его задача — разрезать мясо так, чтобы не повредить его кости. Вынос дичи сопровождают поздравлениями и подарками.

Обязательным атрибутом свадебного пира является гульбадия — это закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса или сладкого творога, который готовят накануне свадьбы. Согласно татарским обычаям, угощение разрезает опытный родственник: мужчина или женщина. Причем, разделать блюдо нужно одним движением, не повредив многослойную структуру свадебного пирога. Четвертую его часть отдают родителям мужа, чтобы они раздали лакомство другим родственникам, а остальной пирог отдают присутствующим гостям.

Традиционным блюдом на любой татарской свадьбе является чак-чак — обжаренное тесто с медом, которое часто называют «лакомством невесты». Его подают к чаю вместе с другими сладкими угощениями. Чак-чак символизирует создание новой семьи. По традиции, десерт на 4 части разрезает старший брат или тетя невесты. Кто именно — определяют гости торжества. Как и гульбадию, четвертую часть чак-чака забирают родственники мужа, остальные части блюда достаются гостям.

Как проходит сватовство

Мужчина определяется вместе со своей семьей с тем, кто станет его будущей женой. Отец жениха выбирает из родственников и уважаемых людей будущих сватов. Они отправляются в дом к будущей невесте.

Девушка встречает с почестями пришедших гостей, их угощают чаем и сладостями. Пока невеста обхаживает сватов, отец с матерью решают, стоит ли соглашаться на их условия.

Жених может и вовсе отсутствовать на смотринах невесты. Родителям девушки также очень интересно, какой человек будущий зять. Поэтому сваты готовят рассказ о женихе, учитывая все его положительные стороны.

После непродолжительного чаепития гости уходят в дом к жениху и рассказывают о том, какой характер у невесты, какая она хозяйка. Родители с обеих сторон думают, соглашаться ли на дальнейшую свадебную церемонию.

Нередко если жених и невеста знакомы с детства, их родители также друг друга знают, обряд сватовства отходит на задний план. Перед свадебной церемонией проходит обсуждение всех материальных вопросов, касающихся будущей семьи.

Мусульманские традиции в некоторых случаях немного изменяются. Это касается и смотрин. Если раньше на них отправляли лишь сватов, то сейчас имеют право прийти жених со своими родителями. Соответственно, во время одной встречи все и решается.

Быть татарином

Искать новые рубежи национального – задача каждого из нас. Татарская культура всегда отличалась внутренним разнообразием и потому оказалась столь устойчива в периоды различных трансформаций. Нас объединяют тяга к великим свершениям и уверенность в собственных силах. Мы все разные, но у нас общие ценности.

Быть татарином – значит:

  • разделять эти ценности и творчески обогащать их;
  • укреплять единство со всеми татарами, где бы они ни проживали, на каком бы языке ни общались, какой бы религии ни придерживались;
  • гордиться богатым историко-культурным наследием татарского мира и стремиться к познанию истории, развитию языка, культуры, традиций и обычаев своего народа;
  • стремиться к образованию, прогрессу, проявлять творческое отношение к своему делу, преумножать тем самым культурный и интеллектуальный потенциал нашего народа;
  • быть патриотом родной земли, укреплять Отечество;
  • обеспечивать полноправную жизнедеятельность татар в содружестве всех народов, поддерживать мир и согласие;
  • чувствовать скорость и мчаться, не отставая от времени, несмотря ни на какие испытания, стараться удержаться в седле, не упасть, не разбиться, и, в конечном счете, достичь своей цели.

Только мы сами можем взять на себя ответственность за родные культуру, язык, за сохранение традиций, за передачу своим потомкам того, чем мы дорожим как народ, чем дорожили наши предки.

Мы сами творцы нашего будущего. От каждого из нас зависит то, чем прославится татарская культура в будущем, какие уроки мы оставим нашим детям. Наши общие ценности – это наш оплот и плацдарм для смелых экспериментов и неизбежного успеха. Наши ценности – это источник вдохновения и неисчерпаемый ресурс для обновления нации и открытия новых горизонтов в ее развитии. Главное – действие и осознанное служение на благо своего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector