Российская федерация
Содержание:
- Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения
- Классификация территориальных образований
- Суть
- Области
- Динамика
- Самые маленькие областные центры и некоторые исключения
- Федеральные округа
- Регионы и области в России на карте +столицы
- Официальные показатели
- Как статус региона влияет на его экономику
- Что это
- Области
- Что такое коды субъектов РФ и где их найти
- Что такое субъекты РФ и для чего они нужны
- Автономная область и автономный округ
- Права, обязанности и характеристики
Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения
Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)
Начиная с 2005 г., некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных средств их соседей. Процесс слияния завершился 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых слияний не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, причем русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: бурятский (на двух из объединенных территорий), коми-пермский , корякский . Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) установлены Конституциями входящих в нее республик ( Мордовия , Чечня , Дагестан и др.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, поскольку не фигурирует в Конституции Российской Федерации.
Дата референдума | Дата слияния | Оригинальные сущности | Оригинальные коды | Новый код | Оригинальные сущности | Новая сущность |
---|---|---|---|---|---|---|
2003-12-07 | 2005-12-01 | 1, 1а | 59 (1), 81 (1а) | 90 | Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а) | Пермский край |
2005-04-17 | 2007-01-01 | 2, 2а, 2б | 24 (2), 88 (2a), 84 (2b) | 24 | Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2a) + Таймырский автономный округ (2b) | Красноярский край |
2005-10-23 | 2007-07-01 | 3, 3а | 41 (3), 82 (3а) | 91 | Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3a) | Камчатский край |
2006-04-16 | 2008-01-01 | 4, 4а | 38 (4), 85 (4а) | 38 | Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а) | Иркутская обл. |
2007-03-11 | 2008-03-01 | 5, 5а | 75 (5), 80 (5а) | 92 | Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а) | Забайкальский край |
Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:
- Ненецкий автономный округ (население 2010 г. — 42090 человек) является субъектом с 1993 г., но также согласно Конституции входит в состав Архангельской области.
- Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно входит в состав Тюменской области.
- Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 году (после получения автономии в 1977 году), но также входит в состав Тюменской области.
По оценкам, на 2018 год численность населения Чукотки составляет 49348 человек, что делает ее наименее населенным субъектом России, не входящим в состав более населенного субъекта. Он был отделен от Магаданской области в 1993 году. Чукотка — один из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным Австралийскому), и поэтому не вписывается в схему слияния субъектов для получения выгоды от экономического динамизма страны. сосед.
В 1992 году Ингушетия отделилась от Чечни как для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для того, чтобы получить восточную часть Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свой Пригородный район). Район ). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными вайнахцами , говорящими на вайнахском языке , остаются двумя беднейшими субъектами России, при этом ВРП на душу населения в Ингушетии эквивалентен ВРП Ирака. Однако, согласно статистике за 2016 год, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.
До 1994 года Сокольский район Нижегородской области входил в состав Ивановской области .
В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2 511 км 2 (970 квадратных миль)) за счет приобретения части Московской области .
13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из -за пандемии COVID-19 . 2 июля процесс был отменен из-за непопулярности среди населения.
Классификация территориальных образований
ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.
ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.
Официальная страница классификатора ОКАТО
ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе
Определить ОКТМО по ОКАТО
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).
ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.
Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где:1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации;3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации;6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.
Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где:1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты;9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.
ОКТМО на сайте Росстата
Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО
Сервис предназначен для контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).
Суть
Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью.
Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.
В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ.
Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.
То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.
Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.
Области
Области — это одни из самых маленьких территориальных единиц государства по площади. Они, как и все остальные субъекты, имеют право на составление собственных актов, регулирующих нормы поведения, основы культуры, предписывают условия для определенного рода действий.Как и другие субъекты, области находятся под руководством административного центра, который подчиняется вышестоящим органам власти.В 2018 году в составе Российской Федерации насчитывается 46 областей. Расположены они в различных уголках страны и имеют определенные границы, за пределами которых начинают действовать совершенно другие правила и предписания.
Динамика
С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.
Самые маленькие областные центры и некоторые исключения
Россия – очень большая страна, и не на всей ее территории плотность населения высокая. Эта характеристика может касаться даже административных центров, которые относятся к наиболее развитым. Особенно характерно это проявляется на Северном Кавказе, как, например, в Чеченской республике. Так, в Грозном проживает всего 220 тысяч человек. А на севере нашей страны, где находится Республика Коми, в республиканской столице Сыктывкаре насчитывается 230 тысяч человек.
В этот список попадают и такие города, как Благовещенск, Великий Новгород, Якутск, Псков, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Майкоп.
Как было сказано выше, не всегда самые крупные города в административном субъекте государства являются областными центрами России, но это скорее исключение из правила. Например, город Новокузнецк долгое время был административным центром Кемеровской области. Лишь в 2015 году город Кемерово получил этот статус.
К исключениям также стоит отнести Республику Ингушетию, где главным городом является город Магас, с численностью населения 7 тысяч человек, тогда как есть более крупный город – Назрань с численностью населения в 110 тысяч человек.
В этот список попадают также Ханты-Мансийский автономный округ с административным центром Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецкий автономный округ, где главным городом является Салехард.
Федеральные округа
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.
Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.
Название округа |
Административный центр |
Кол-во субъектов РФ |
Площадь (тыс. км2) |
Центральный федеральный округ |
Москва |
18 |
652, 8 |
Южный федеральный округ |
Ростов-на-Дону |
6 |
416, 84 |
Северо-Западный федеральный округ |
Санкт-Петербург |
11 |
1 677, 9 |
Дальневосточный федеральный округ |
Хабаровск |
9 |
6 215, 9 |
Сибирский федеральный округ |
Новосибирск |
12 |
5 114, 8 |
Уральский федеральный округ |
Екатеринбург |
6 |
1 788, 9 |
Приволжский федеральный округ |
Нижний Новгород |
14 |
1 038 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
Пятигорск |
7 |
172, 36 |
Регионы и области в России на карте +столицы
Таблица по алфавиту, в ней собраны все области РФ (Russia), которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы. Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные областные регионы равномерно присутствуют в составе всех федеральных округов РФ
По списку 47 регионов РФ + Еврейская автономная область, центр региона — г. Биробиджан. Подробная географическая схема расположения их в мире, для уточнения перейти на тип представления «КАРТА» или «СПУТНИК». Без труда найти области центральной России, ближайшие страны с территориями вокруг: западные, восточные, северные, южные. Здесь на карте 22 республики РФ и их местоположения в мире
Центр — Москва (Moscow)
Теперь вы знаете, сколько всего областей в РФ!
Официальные показатели
На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:
- Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
- Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
- С небольшим отрывом идет Камчатский край.
- На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
- Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
- Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
- Немножко от него отстала Республика Крым.
- Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
- На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
- И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.
Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.
По годам
Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.
Структурный субъект государства | В 2018 году | В 2017 году |
Дагестан | 59,06 | +6,65 |
Якутия | 43,95 | +7,32 |
Камчатка | 39,36 | +2,2 |
Алтай | 27,1 | +4,5 |
Чечня | 27,08 | +3,07 |
Ставрополь | 19,2 | +1,83 |
Бурятия | 18,3 | +0,39 |
Крым | 17,71 | -0,77 |
Башкортостан | 16,43 | +0,64 |
Тува | 15,73 | +1,18 |
Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:
- В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
- В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
- В 2001 году их количество увеличилось до 25.
- Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
- На сегодняшний день их всего лишь 13.
По регионам
Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.
Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.
Как статус региона влияет на его экономику
Регионы в свое время активно боролись за свои права и полномочия – и почти всегда это упиралось в экономические аспекты. Казалось бы, чем больше полномочий у субъекта, тем больше он имеет возможностей, однако в реальности ситуация обычно совсем обратная.
Например, если расположить все регионы по убыванию ВРП на душу населения и выделить 6 самых успешных и 6 отстающих, то картина будет такой:
То есть, больше всего прибавляют к ВВП страны из расчета на душу населения регионы, не имеющие широких полномочий – это все 4 автономных округа, Сахалинская область и столица. Тогда как 4 самых низких строчки занимают республики – субъекты с самыми широкими полномочиями.
Примерно похожая картина наблюдается и по средней зарплате:
Как видно, из 6 регионов с самыми низкими зарплатами 5 – это республики. А из 6 субъектов с самыми высокими зарплатами 4 – это автономные округа. Соответственно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.
Кстати, ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов на последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО – 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкессии – 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, меньше). То же касается и зарплат учителей – в Москве педагог получает 96 281 рубль, тогда как в Ингушетии – 25 692 рубля в месяц.
А если посмотреть на рейтинг регионов по уровню безработицы и теневой занятости (процент работающих неофициально), картина становится еще более наглядной:
Место | Безработица | Неофициальная занятость | ||
---|---|---|---|---|
Регион | Значение, % | Регион | Значение, % | |
1 | Москва | 2,0 | Москва | 4,0 |
2 | ЯНАО | 2,4 | Чукотский АО | 5,5 |
3 | Санкт-Петербург | 2,7 | ЯНАО | 6,5 |
4 | ХМАО-Югра | 2,8 | Мурманская область | 6,9 |
5 | Московская область | 3,8 | ХМАО-Югра | 8,3 |
6 | Республика Татарстан | 3,9 | Ненецкий АО | 8,6 |
… | … | … | … | … |
80 | Чеченская Республика | 16,0 | Республика Крым | 41,1 |
81 | Карачаево-Черкесская Республика | 16,2 | Республика Алтай | 41,3 |
82 | Республика Дагестан | 17,4 | Республика Дагестан | 47,0 |
83 | Республика Северная Осетия – Алания | 17,7 | Республика Ингушетия | 49,1 |
84 | Республика Тыва | 19,4 | Кабардино-Балкарская Республика | 49,8 |
85 | Республика Ингушетия | 30,1 | Чеченская Республика | 62,1 |
Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, как и 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная – в Чечне 2 из 3 работников трудятся или неофициально, или оформлены на минимальную зарплату. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не может ее найти.
История успеха региона в форме республики есть, по сути, только одна – это Татарстан, который имеет особый статус даже среди республик. Так, регион проводит ряд масштабных проектов (не без помощи крупного бизнеса, особенно «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия вроде Универсиады, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.
При этом не обходится без конфликтов – недавнее банкротство «Татфондбанка», по некоторым данным, было направлено против президента РТ Минниханова, а активное «навязывание» татарского языка школьникам тоже не осталось без внимания федеральных властей.
Что это
Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.
На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:
- Республики.
- Краевые единицы.
- Областные структуры.
- Автономные области.
- Округа.
- Автономные округа.
- Города фед. значения.
Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть. Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию
Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов. Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.
Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.
Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:
- Между отдельными структурными элементами наблюдается равноправие.
- Все они подчиняются федеральному центру.
- Местные власти вправе решать определенные вопросы, которые конституционно им разрешено реализовывать самостоятельно.
- Бюджеты формируются двояко, за счет собственных производств, предприятий и других видов экономической деятельности, так и за счет финансирования из центра.
- Выходить из состава государства и не имеют права
Области
1 | Амурская | 361 900 | 829 200 | Благовещенск | 10 | |
2 | Архангельская | 589 900 | 1 228 100 | Архангельск | 11 | 19 муниципальных районов, 7 городских округов |
3 | Астраханская | 49 000 | 1 010 700 | Астрахань | 12 | 11 муниципальных районов, 2 городских округа |
4 | Белгородская | 27 100 | 1 532 700 | Белгород | 14 | 19 муниципальных районов, 3 городских округа |
5 | Брянская | 34 900 | 1 278 100 | Брянск | 15 | 27 муниципальных районов, 7 городских округов |
6 | Владимирская | 29 100 | 1 444 600 | Владимир | 17 | 16 муниципальных районов, 5 городских округов |
7 | Волгоградская | 112 900 | 2 611 200 | Волгоград | 18 | 33 муниципальных района, 6 городских округов |
8 | Вологодская | 144 500 | 1 202 300 | Вологда | 19 | 26 муниципальных районов, 2 городских округа |
9 | Воронежская | 52 200 | 2 335 800 | Воронеж | 20 | 31 муниципальный район, 3 городских округа |
10 | Ивановская | 21 400 | 1 062 600 | Иваново | 24 | 21 муниципальный район, 6 городских округов |
11 | Иркутская | 775 300 | 2 428 700 | Иркутск | 25 | 27 муниципальных районов, 9 городских округов |
12 | Калининградская | 15 100 | 941 500 | Калининград | 27 | 15 муниципальных районов, 6 городских округов |
13 | Калужская | 29 800 | 1 011 600 | Калуга | 29 | 24 муниципальных района, 2 городских округа |
14 | Кемеровская | 95 700 | 2 763 400 | Кемерово | 32 | 28 муниципальных районов, 16 городских округов |
15 | Кировская | 120 400 | 1 341 300 | Киров | 33 | 39 муниципальных районов, 6 городских округов |
16 | Костромская | 60 200 | 667 500 | Кострома | 34 | 24 муниципальных района, 6 городских округов |
17 | Курганская | 71 500 | 910 900 | Курган | 37 | 24 муниципальных района, 2 городских округа |
18 | Курская | 30 000 | 1 126 500 | Курск | 38 | 28 муниципальных районов, 5 городских округов |
19 | Ленинградская | 83 900 | 1 712 700 | Санкт-Петербург | 41 | 17 муниципальных районов, 1 городской округ |
20 | Липецкая | 24 000 | 1 172 800 | Липецк | 42 | 18 муниципальных районов, 2 городских округа |
21 | Магаданская | 462 500 | 157 000 | Магадан | 44 | 8 муниципальных районов, 1 городской округ |
22 | Московская | 45 800 | 7 092 900 | Москва | 46 | 36 муниципальных районов, 36 городских округов |
23 | Мурманская | 144 900 | 796 100 | Мурманск | 47 | 5 муниципальных районов, 14 городских округов |
24 | Нижегородская | 76 600 | 3 310 600 | Нижний Новгород | 22 | 48 муниципальных районов, 4 городских округа |
25 | Новгородская | 54 500 | 634 100 | Великий Новгород | 49 | 21 муниципальный район, 1 городской округ |
26 | Новосибирская | 177 800 | 2 665 900 | Новосибирск | 50 | 30 муниципальных районов, 5 городских округов |
27 | Омская | 141 100 | 1 977 500 | Омск | 52 | 32 муниципальных района, 1 городской округ |
28 | Оренбургская | 123 700 | 2 032 900 | Оренбург | 53 | 35 муниципальных районов, 13 городских округов |
29 | Орловская | 24 700 | 787 200 | Орёл | 54 | 24 муниципальных района, 3 городских округа |
30 | Пензенская | 43 400 | 1 386 200 | Пенза | 56 | 28 муниципальных районов, 5 городских округов |
31 | Псковская | 55 400 | 673 500 | Псков | 58 | 24 муниципальных района, 2 городских округа |
32 | Ростовская | 101 000 | 4 279 200 | Ростов-на-Дону | 60 | 43 муниципальных района, 12 городских округов |
33 | Рязанская | 39 600 | 1 154 200 | Рязань | 61 | 25 муниципальных районов, 4 городских округа |
34 | Самарская | 53 600 | 3 215 700 | Самара | 36 | 27 муниципальных районов, 10 городских округов |
35 | Саратовская | 101 200 | 2 521 800 | Саратов | 63 | 38 муниципальных районов, 4 городских округа |
36 | Сахалинская | 87 100 | 497 900 | Южно-Сахалинск | 64 | 2 муниципальных района, 17 городских округов |
37 | Свердловская | 194 300 | 4 298 000 | Екатеринбург | 65 | 5 муниципальных районов, 67 городских округов |
38 | Смоленская | 49 800 | 985 500 | Смоленск | 66 | 25 муниципальных районов, 2 городских округа |
39 | Тамбовская | 34 500 | 1 092 400 | Тамбов | 68 | 23 муниципальных района, 7 городских округов |
40 | Тверская | 84 200 | 1 353 500 | Тверь | 28 | 36 муниципальных районов, 7 городских округов |
41 | Томская | 314 400 | 1 045 500 | Томск | 69 | 16 муниципальных районов, 4 городских округа |
42 | Тульская | 25 700 | 1 553 900 | Тула | 70 | 23 муниципальных района, 3 городских округа |
43 | Тюменская | 1 464 200 | 3 395 200 | Тюмень | 71 | 21 муниципальный район, 5 городских округов(без ХМАО и ЯНАО) |
44 | Ульяновская | 37 200 | 1 292 200 | Ульяновск | 73 | 21 муниципальный район, 4 городских округа |
45 | Челябинская | 88 500 | 3 478 600 | Челябинск | 75 | 27 муниципальных районов, 16 городских округов |
46 | Ярославская | 36 200 | 1 272 500 | Ярославль | 78 | 17 муниципальных районов, 3 городских округа |
Что такое коды субъектов РФ и где их найти
Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.
В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.
Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.
Что такое субъекты РФ и для чего они нужны
Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.
Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.
Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.
Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.
Автономная область и автономный округ
Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Они непосредственным образом входят в состав РФ.
Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.
Права, обязанности и характеристики
Все субъекты России находятся в непосредственном подчинении у президента, по этой причине они не имеют никакого права по собственной инициативе выйти из состава государственных единиц.Однако в противоречии этому фактору стоит образование новых субъектов путем вхождения в состав новых единиц, образующих устройство государства. Считаться полноправной территориальной единицей новые территории могут только в том случае, если на это имеется желание новых граждан.Не менее значимой единицей государственного устройства являются 8 округов Федерального значения. Они включают в себя и объединяют между собой несколько менее масштабных субъектов РФ, но не могут являться административно-территориальными единицами.Все субъекты могут иметь свои собственные уставы, которыми будут регулироваться взаимоотношения и обязанности внутри области, региона, города и т.д.Для республик характерно еще и наличие собственной Конституции.