Спасский собор андроникова монастыря
Содержание:
- Настоятели
- История Спасо-Андроникова монастыря
- Архитектура обители
- Расписание богослужений
- Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря
- История
- Церковь Михаила Архангела
- Святыни
- Собор сегодня
- Где находится Спасский собор Андроникова монастыря
- Архитектура и убранство сооружения
- Школа пения и мастерская иконописи
- Внутреннее убранство
Настоятели
- прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
- прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
- прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
- Ефрем
- Исаак
- Иоанн (1474)
- …
- Митрофан (1504 — 1507)
- Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
- Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
- Игнатий (сентябрь 1519)
- Ефрем (февраль 1525)
- Зосима (1531 — 1534)
- Авраамий I (1547 — 1548)
- Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
- Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
- Евфимий I (1571 — 1581)
- Феодосий (? — 20 июля 1584)
- Гурий (упом. май 1589)
- Вассиан (1598)
- Авраамий II (1606)
- Сергий (1612 — 14)
- Геннадий (1625 — 1626)
- Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
- Серапион 8 июля 1634)
- Макарий (1635 — 1636)
- Порфирий (1637 — 1640)
- Иосиф II (1641 — 1648)
- Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
- N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
- Гермоген (1654 — 1656)
- Дионисий (1656 — 1660)
- Пафнутий (1661 — 1668)
- Пахомий I (упом. июнь 1669)
- Никандр (1672)
- Макарий (? — 29 августа 1674)
- Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
- Никон (1676 — 1679)
- Иосиф III (февраль 1681)
- Никифор (1681 — 26 июня 1681)
- Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
- Пахомий II (1685)
- Авраамий (? — 1687)
- Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
- Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
- Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
- Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
- Серапион (1714 — 1722)
- Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
- Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
- Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
- Герасим (23 марта 1726 — ?)
- Иларион (1728)
- Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
- Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
- Герман (Барутович) (1737 — 1743)
- Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
- Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
…
Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)
История Спасо-Андроникова монастыря
- Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
- Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя. Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
- На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
- В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара. В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
- В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
- В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
- В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.
Архитектура обители
Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.
Другие сооружения
В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.
Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.
Часовня Троицы Живоначальной у Спасо-Андроникова монастыря
Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.
Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, И. Крестителя и Богородицы.
Расписание богослужений
Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)
Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.
В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.
В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.
Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря
Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.
Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.
Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.
В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.
Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.
В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.
Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.
Оформление статьи: Владимир Великий
История
По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).
Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.
В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:
«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».
В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.
В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.
В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.
С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.
Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.
Церковь Михаила Архангела
В конце XV века в Андрониковском монастыре была построена одностолпная трапезная значительной площади. Её возведение обычно связывают с именем игумена Митрофана, являвшегося духовником Ивана III Васильевича. Спустя два столетия, в конце XVII столетия царица Евдокия Лопухина пожелала, чтобы над трапезной надстроили храм. В результате получился многоярусный собор, нижний этаж которого отводился под семейную усыпальницу Лопухиных, на среднем расположилась церковь Михаила Архангела с двумя приделами, а ешё выше была устроена церковь святого Алексея-митрополита.
Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила
Как и весь Спасо-Андроников монастырь, церковь Михаила Архангела сильно пострадала от нашествия французов. Ремонтные и реставрационные работы XIX века были нацелены на косметический эффект, былое великолепие храмов было утрачено. С 1918 года здание использовалось под размещение различных канцелярий и делопроизводств. Серьёзная реставрация проведена лишь в 1959-1960-х годах.
Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила
В ярусах церкви Михаила Архангела располагается основная экспозиция музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
. Залы музея сравнительно невелики, перемещения по ярусам требуют некоторых физических усилий, так как приходится штурмовать всевозможные лестницы. Но зато предусмотрено большое количество разных банкеток и стульчиков, на которых можно спокойно отдохнуть. Обычно в музее немноголюдно, тихо, и ничто не мешает спокойно изучать те или иные аспекты иконографии и древнего живописного искусства хоть с толстой книжной, хоть с планшетом. А для неспециалистов достаточно и просто пройтись по залам, время от времени изучая аккуратные таблички с комментариями к экспонатам.
А у входа в кассу музея вас встретит компания особенных экскурсоводов
Фото, текст — Селянинова Татьяна, 2013 год
Святыни
Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.
Образ Спаса Нерукотворного
С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.
В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.
Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»
Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.
Собор сегодня
Помимо музея сейчас храм располагает церковной школой, где детей учат пению. Хор древнерусского пения славится своими одаренными учениками. Туда берут детей с музыкальными способностями. Когда ребята обучатся, у них есть шанс попасть в профессиональный церковный хор при монастыре. Это считается престижным занятием, ибо на выступления хора приезжают посмотреть и послушать влиятельные люди столицы.
Спасский собор Андроникова монастыря — достояние России. Он прошел через многие испытания вместе с жителями страны, обитель наблюдала становление Российской империи, её последние годы, беспредел советской власти и успехи Союза Советских Социалистических Республик.
https://youtube.com/watch?v=EZ7v6Vcb25o
Где находится Спасский собор Андроникова монастыря
Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.
Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.
Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.
Архитектура и убранство сооружения
Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.
Внешний вид
Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).
Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:
- первый (нижний)— килевидные закомары;
- второй и третий — кокошники.
Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Внутреннее оформление
На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.
К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.
Росписи Андрея Рублева
Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.
В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.
Школа пения и мастерская иконописи
Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.
По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.
В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.
Внутреннее убранство
4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.
В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.
Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.
В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.
Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.
Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.
Иконостас до реставрации
В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.
Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.