Калмыкия

1. Познакомиться с буддистской культурой

Калмыкия — не единственный в России регион, где большая часть населения исповедует буддизм. Однако все остальные — Бурятия, Тува, Алтай и Забайкальский край — находятся в азиатской части России, что делает Калмыкию единственной буддистской республикой во всей Европе! Здесь расположено несколько значимых для буддистов святынь, например, храм Золотая обитель Будды Шакьямуни, огромное белоснежное строение с золотыми крышами. По периметру здания расположены молитвенные барабаны с мантрами внутри: считается, что, если их раскручивать, мантры будут прочтены. В самом храме находится девятиметровая статуя Будды — самая большая в России и Европе, она покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. Любой желающий может посетить обитель, пообщаться с монахами, целителями, практикующими тибетскую медицину, или с астрологами: они принимают всех с радушием и с удовольствием рассказывают про свой народ и религию.

Ещё одна значимая для буддистов калмыцкая локация — монастырь Сякюсн-Сюме или, как его называют в народе, «святая обитель просвещённых монахов». Этот хурул находится в шести километрах от Элисты, недалеко от посёлка Аршан, и является центром духовного образования в республике. Несколько раз сюда с визитом приезжал лично Далай-лама.

Хурулы поменьше можно увидеть и в других поселениях республики:в Лагани, Городовиковске (местный храм вмещает в себе единственный в Европе тантрический монастырь), Яшкуле, Цаган Амане, Малых Дербетах.

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

 

Демография

Население : 289 481 человек (по данным переписи 2010 года ) ; 292 410 ( перепись 2002 г. ) ; 322589 ( перепись 1989 г. ) .

Жизненные показатели

Средняя численность населения (x 1000) Живорожденные Летальные исходы Естественное изменение Общий коэффициент рождаемости (на 1000) Общий коэффициент смертности (на 1000) Естественное изменение (на 1000) Показатели рождаемости
1970 г. 269 4801 1,661 3140 17,8 6.2 11,7
1975 г. 283 5 923 2228 3 695 20,9 7.9 13,1
1980 г. 299 7 062 2 735 4 327 23,6 9.1 14,5
1985 г. 314 7 945 2 832 5,113 25,3 9.0 16,3
1990 г. 326 6 828 2,669 4 159 20,9 8,2 12,7 2,66
1991 г. 327 6 369 2,755 3 614 19,5 8,4 11.1 2,58
1992 г. 323 5 865 2 806 3059 18,2 8,7 9,5 2,57
1993 г. 319 5 027 3 167 1860 15,8 9.9 5,8 2,30
1994 г. 317 4684 3 226 1,458 14,8 10.2 4.6 2,20
1995 г. 316 4 321 3 359 962 13,7 10,6 3.0 2,03
1996 г. 314 3929 3 232 697 12,5 10,3 2.2 1,82
1997 г. 313 3 845 3072 773 12,3 9,8 2,5 1,77
1998 г. 311 3 858 3 279 579 12,4 10,5 1.9 1,76
1999 г. 309 3,598 3 356 242 11,6 10,8 0,8 1,62
2000 г. 308 3 473 3 439 34 11,3 11.2 0,1 1,55
2001 г. 302 3,530 3 357 173 11,7 11.1 0,6 1,57
2002 г. 295 3729 3 637 92 12,7 12,3 0,3 1,70
2003 г. 291 3 874 3 437 437 13,3 11,8 1.5 1,77
2004 г. 291 3923 3 184 739 13,5 11.0 2,5 1,77
2005 г. 290 3788 3 350 438 13,1 11,5 1.5 1,69
2006 г. 289 3 820 3 207 613 13,2 11.1 2.1 1,69
2007 г. 289 4 146 3 141 1 005 14,3 10.9 3.5 1,83
2008 г. 289 4 354 2 976 1,378 15.1 10,3 4.8 1,93
2009 г. 289 4270 3115 1,155 14,8 10,8 4.0 1,81
2010 г. 289 4 432 3191 1,241 15.3 11.0 4.3 1,88
2011 г. 288 4 194 2 920 1,274 14,5 10,1 4.4 1,81
2012 г. 286 4 268 2 870 1,398 15,0 10,1 4.9 1,89
2013 283 4,126 2 805 1,321 14,6 9,9 4,7 1,88
2014 г. 281 3969 2 787 1,182 14,1 9,9 4.2 1,85
2015 г. 280 3 823 2 743 1,080 13,6 9,8 3.8 1,83
2016 г. 278 3 492 2 709 783 12,5 9,7 2,8 1,72 (е)
2017 г. 277 3028 2,755 273 10.9 9.9 1.0
2018 г. 275 3043 2 649 394 11.0 9,6 1.4

Этнические группы

Этническая карта Кавказа

По переписи 2010 года калмыки составляют 57,4% населения республики. Другие группы включают русских (30,2%), даргинцев (2,7%), чеченцев (1,2%), казахов (1,7%), турок (1,3%), аварцев (0,8%), украинцев (0,5%), корейцев (0,5%).

Этническая группа Перепись 1926 г. Перепись 1939 г. Перепись 1959 г. Перепись 1970 года Перепись 1979 года Перепись 1989 года Перепись 2002 года Перепись 2010 1
Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число % Число %
Калмыки 107 026 75,6% 107 315 48,6% 64 882 35,1% 110 264 41,1% 122 167 41,5% 146 316 45,4% 155 938 53,3% 162 740 57,4%
Россияне 15 212 10,7% 100 814 45,7% 103 349 55,9% 122 757 45,8% 125 510 42,6% 121 531 37,7% 98 115 33,6% 85 712 30,2%
Другие 19 356 13,7% 12 555 5,7% 16 626 9,0% 34 972 13,0% 46 850 15,9% 54 732 17,0% 38 357 13,1% 35 239 12,4%
1 5 790 человек были зарегистрированы по административным базам данных и не могли указать национальную принадлежность. По оценкам, доля этнических групп в этой группе такая же, как и в заявленной группе.

Эта статистика касается демографии калмыков в Российской Империи, Советском Союзе и Российской Федерации.

1897 г. 1926 г. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г.
190 648 128 809 129 786 100 603 131 318 140 103 165 103 174 000 183 372

Религия

Религия в Калмыкии по состоянию на 2012 г. (Атлас Среда Арена)
буддизм 47,6%
Русское Православие 18%
Прочие и необъявленные 9,6%
Духовный, но не религиозный 8,2%
Атеизм и безбожие 8%
ислам 4,8%
Другие христиане 0,8%
Тенгризм и шаманизм 3%

Тибетский буддизм — традиционная и самая популярная религия среди калмыков , в то время как русские в стране исповедуют преимущественно русское православие . Меньшая часть калмыков исповедует добуддийский шаманизм или тенгрианство (современное возрождение тюркских и монгольских шаманских религий). Многие люди не являются аффилированными и нерелигиозными .

Согласно опросу 2012 года, 47,6% населения Калмыкии исповедуют буддизм , 18% — Русскую православную церковь , 4% — ислам , 3% — тенгрианство или калмыцкий шаманизм , 1% — независимые христиане , 1% — православные христиане. Среди верующих, которые не принадлежат к церкви или являются членами нерусских православных церквей, 0,4% придерживаются форм индуизма , а 9,0% исповедуют другие религии или не ответили на вопросы опроса. Кроме того, 13% населения объявили себя « духовными, но не религиозными », а еще 13% — атеистами .

Развлечения и достопримечательности Элисты

Достопримечательности Элисты бывают трех видов — они связаны с буддизмом, шахматами и всем остальным.

Сити-Чесс

Шахматный город — воплощение мечты бывшего главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Президент Международной шахматной ассоциации хотел, чтобы в городе был район, посвященный его любимой игре.

Здесь стоят двухэтажные коттеджи. Посередине района — Дворец шахмат, в котором проходят турниры. Городок заполнен скульптурам сплошь на шахматную тематику. Изначально Сити-Чесс сильно контрастировал с другими районами Элисты, выделялся своим благополучием. Настолько, что на въезде в район поставили шлагбаум и охрану. Но сегодня такого различия нет — остальной город подтянулся.

Одна из главных улиц Сити-Чесс — проспект Остапа Бендера, которая венчается скульптурой персонажа «12 стульев».

Хурульный комплекс «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Это главный буддийский комплекс Калмыкии и самый большой храм в России и Европе, он находится на пересечении улиц Илюмжинова и Ленина. Хурул виден издалека, проехать мимо него невозможно.

Долгое время в Калмыкии не было ни одного действующего буддийского храма. Этот появился в 2005 г., первый камень был заложен в присутствии Далай-Ламы. Здание большое, построено в тибетских традициях. Внутри — статуя Будды высотой 11 м. К храму идет лестница. На склонах холма, где стоит хурул, расположены пагоды с молитвенными барабанами.

Мемориальный комплекс «Исход и Возвращение»

Один из самых интересных памятников, расположенных в Элисте. Его создал Эрнст неизвестный. Памятник посвящен депортации в 1943—1957 гг. и последующему возвращению калмыков.

Монумент представляет холм в степи, у его подножия проложены рельсы, на которых стоит вагон-теплушка. В таких вывозили калмыков. Рядом с рельсами находятся бетонные плиты с указанием каждого года. Дорога поднимается на склон холма, где стоит черная скульптура, изображающая переплетенные человеческие тела. По краям монумента находятся многоэтажные дома и степь.

3 вещи, которые необходимо сделать в Элисте:

Поиграть в шахматы «на выживание» — на Дворцовой площади города стоят большие пластиковые шахматы, в которые может сыграть любой желающий. С учетом того, что в Элисте летом стоит нестерпимая жара, игра становится экстремальной. Часто партия не заканчивается: кто-то из соперников покидает площадь. Победителем становится не более умный, а более выносливый.
Посчитать все скульптуры — наверное, в России нет ни одного города, где было бы так много скульптур. И это притом, что здесь еще не поработал Церетели! Большинство композиций связаны с мифологией, историей, религией и культурой. Самые известные — скульптуры Эхо, Золотого Всадника, Белого Старца.
Посетить буддийский храм — как хорошо, что для этого достаточно посетить Элисту. Нет нужды брать билеты в Таиланд или мчаться в Тибет. Правда, стоит помнить несколько правил посещения храма. В первую очередь, нужно быть самим собой и не выдавать себя за буддиста или знатока этой религии. Храмы принимают представителей любой конфессии. При входе надо разуться: обувь никто не украдет

В храме нельзя шуметь и, что важно, нельзя тыкать пальцами в статуи. Хотите сфотографировать — спросите разрешение.

Пагода Семи дней

Ее название связано с семью буддами, которые пришли в наш мир. Остроконечный шпиль — символ выхода из сансара и достижения нирваны.

В корпусе пагоды стоит молитвенный барабан высотой под 2 м, подаренный ламами тантрического монастыря Гьюмед в Индии в честь 70-летия Его Святейшества Далай-ламы. На барабане золотыми буквами нанесены мантры на нескольких языках. Всего в барабан заложены 75 млн мантр.

Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова


Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова.

Экспозиции краеведческого музея посвящены истории, религии и этнографии республики, ее природным богатствам и известным личностям. Название присвоено в честь здешнего краеведа Николая Пальмова. Основан музей столетие назад, в 1921-м, а посетителей стали пускать спустя десять лет. В годы ВОВ коллекция была уничтожена во время немецкой оккупации. Заново открыт музей был в 1960-м.

Сейчас площадь выставочных залов составляет 15 тыс. м2, а их общее число – шесть. Количество экспонатов и единиц хранения – 70 тыс. В национальном музее проходят также временные выставки и мероприятия.

Первый зал музея посвящен этнографии Калмыкии, истории ее присоединения к России. Во втором экспозиция сосредоточена на природе края, растительном и животном мире

Особое внимание уделяется степным королям сайгакам. В третьем представлены экспонаты, знакомящие с буддийским искусством

Четвертый зал поведает о роли калмыков в Великой Отечественной войне. Оставшиеся залы отведены под временные экспозиции.

Адрес: Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова, улица Джангара, Элиста, Россия.

Отдых — Республика Калмыкия

Собираясь провести отдых в Республике Калмыкия, путешественники должны понимать: перед ними предстанет зона рекреационного и экстремального туризма. Природные урочища расположены на территории двух заповедников, а также на берегах Сарпинских и Состинских озер. Наиболее популярны поездки в низменность озера Маныч-Гудило (заповедник Черные Земли). Почти все культурные, исторические или паломнические экскурсионные красоты сосредоточены в столице региона или вокруг нее.

Отдых в Республике Калмыкия в первую очередь привлекает ценителей цветущей степи. Весной обозначенный здесь пятачок покрывается маками и тюльпанами (сильнее всех «краснеет» в апреле Кетченерский район и некоторые кусочки природного парка Черные Земли). Впрочем, последний может похвастать и другой, яркой луговой, флорой.

Как было сказано, культурно-исторический отдых в Республике Калмыкия будет доступен именно в Элисте. «Визитка» главного города калмыцкой земли – большая и малая архитектура, выполненная в буддийском стиле (а точнее в традициях ламаизма – центрально-азиатской ветви этой религии). Национальными мотивами «дышит» все – от городского вокзала и главного дацана (Хурула) до обычных беседок в городских микрорайонах.

Стоит также указать, что Калмыкия может похвастать 300 памятниками истории и культуры (в том числе фигурой Остапа Бендера, в честь которого назван один из небольших местных проспектов). Много скульптур ждут туриста вдоль дорог. Музеев здесь 14. Самый известный – экспозиция шахмат (среди фигур есть даже хрустальные). Выставка является частью главного дворца City-Chess – Шахматного Города. «Детище» президента Илюмжинова (председателя российского ФИДО) – по сути, один из международных центров шахматных соревнований. Говоря об Элисте, кроме данного объекта следует упомянуть еще два – Центральный Хурул (Золотая обитель Будды Шакьямуни) и Золотые Ворота в Пушкинском сквере (с Пагодой Семи Дней). В культурном центре региона вас ждет около 20 известных гостевых заведений (в том числе колоссальная «юрта» в Троицком).

Благодаря своему любопытному рельефу Калмыкия является раем для экстремалов – любителей джип-сафари, конной езды и гонок на квадроциклах. Данные направления (помимо туров в цветущую степь) представляют сейчас главную перспективу калмыцкой туриндустрии.

Почвы

Структура почвенного покрова Калмыкии формируется при тесном взаимодействии биоклиматического и геоморфолого-литологического факторов. Их многообразие — причина полигенетичности структуры почвенного покрова региона, его разнообразия, сложности и комплексности.

Основные типы ландшафтов и почв Калмыкии:

  • Прикаспийская молодая аллювиально-морская лиманная равнина с чернополынными, белополынными и типчаково-ковыльными полупустынями на солонцах и солончаках;
  • Черноземельская древнедельтовая песчаная равнина с белополынными, бело-полынно-эркековыми и прутняковыми пустынями на слаборазвитых бурых песчаных и открытых песках;
  • Ергенинская эрозионно-возвышенная равнина с белополынно-ковыльно-типчаковыми и белополынными степями на комплексах светло-каштановых почв с солонцами;
  • Манычская ложбина с солянковыми и полынными степями и полупустынями на каштановых и солонцевато-солончаковых почвах;
  • Северо-Восточная периферия Ставропольской возвышенности со злаковыми и полынно-разнотравными степями на чернозёмах.

Растительный мир

Калмыцкая степь в апреле

Калмыкия находится в 4-х природных зонах: степная, сухостепная, полупустынная и пустынная. Равнинный рельеф и резко континентальный климат определили биоразнообразие Калмыкии. Растительное биоразнообразие Калмыкии включает более 800 видов, принадлежащих примерно 80 семействам. Более 300 видов из них представляют собой ценные и перспективные в хозяйственном отношении (кормовые, лекарственные, пищевые, технические, декоративные, фитомелиоративные). Среди них наиболее интенсивно используются, пастбищные растения, принадлежащие к семействам злаковых, маревых, сложноцветных. Некоторые из них играют почвозащитную роль (различные виды астрагалов, терескен серый, джузгун безлистный, колосняк гигантский (кияк), кохия простёртая).

Естественные кормовые угодья занимают 5321,0 тыс. га, что составляет 71,2 % территории Калмыкии и представлены сенокосами и пастбищами. Сенокосы занимают около 107 тыс. га, или 2 % от общей площади кормовых угодий. Растительность сенокосов составляют, в основном злаковые: бекмания обыкновенная, пырей ползучий. Под воздействием постоянных антропогенных процессов качественный состав ухудшается, разрастается малопродуктивное разнотравье: девясил британский, подмаренник цепкий, горец птичий.

Видовой состав растений изменяется с запада на восток: степные сообщества постепенно сменяются пустынными. В травостое сухой степи на каштановых почвах преобладают дерновинные злаки: ковыль Лессинга, овсяница валисская. Более требовательные к влаге виды злаков и разнотравье сменяют засухоустойчивые виды: тысячелистник благородный, полынь австрийская, реже полынь белая. В полупустынной зоне на светло-каштановых и бурых почвах сформировалась полынно-дерновиннозлаковая растительность. В зависимости от состава почв изменяется растительность пустынной степи. Общим признаком полупустынных пастбищ является то, что белая полынь и другие ксерофильные виды становятся доминирующими растениями в комплексах.

В восточной части Калмыкии преобладают супесчаные и песчаные почвы, с псаммофильными видами злаков и разнотравья.

На территории Калмыкии произрастает более 100 видов лекарственных растений, из них применяемых в научной медицине — 53 вида. Наиболее разнообразен состав лекарственных растений на Ергенинской возвышенности и в юго-западных районах. Из дикорастущей флоры республики в Красную книгу России занесены 16 видов растений, более 113 видов отнесены к редким и исчезающим растениям, 15 из них относятся к видам, запрещённым к сбору (пырей ковылистый, лук низкий, спаргиа коротколистная, майкарган волжский, солодка Коржинского, солодка голая, касатик карликовый, касатик кожистый, бельвадия сарматская, тюльпан Шренка, тюльпан двуцветковый, ковыли перистый и красивейший, цингерия Бибершнейна, живокость пунцовая).

4. Узнать историю калмыков

История калмыцкого народа полна драматических поворотов, и хороший гид расскажет вам её без школьного академизма. Изначально калмыки были кочевниками, монголами, мигрировавшими на прикаспийские земли из Центральной Азии. Если с донскими казаками у калмыков сложились хорошие отношения, то с царской властью они периодически конфликтовали. А вот в советское время, в 1943 году, все калмыки с местных земель были принудительно депортированы в Сибирь и на крайний Север. Депортация осуществлялась в ужасных условиях: многие погибли в дороге. Во многом из-за этого события народ остался таким малочисленным.

Депортации калмыков посвящён элистинский памятник «Исход и возвращение». Работа скульптора Эрнста Неизвестного была отлита в Нью-Йорке и подарена калмыцкому народу в 1996 году. Этот мемориал полон символов и аллюзий: рассматривать его интересно, но в то же время и тяжело, ведь произведение олицетворяет страдание.

К слову, «Исход и возвращение» — не единственная скульптура в Элисте, напрямую связанная с историей и культурой калмыков. Например, в парке «Дружба» можно увидеть памятник, посвящённый сказителю Ээлян Овла, воспевающему эпос «Джангар», — любимое национальное произведение калмыков. А на въезде в город был установлен впечатляющий «Золотой всадник», посвящённый главному герою этого этого произведения.

История Калмыкии

После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны. В России 4 ноября , была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября в АССР.

В декабре 1943 года калмыки были подвергнуты репрессиям высланы в районы Сибири: Алтайский, Красноярский края, Томскую, Омскую области. Во время репрессий погибло более трети народа.

После ликвидации калмыцкой автономии и высылки всего калмыцкого народа в районы Сибири в 1943 году, на исследования калмыцкой истории был наложен негласный запрет. Упоминания о калмыках были удалены из энциклопедий и даже художественных книг. А в академических кругах был «изобретён» новый народ — ойраты. История калмыков была искусственно разделена на историю ойратов и историю калмыков. Хотя оба этих названия — «калмыки» и «ойраты» являются названиями одного и того же народа, первое название — тюркского, а второе — монгольского происхождения.

Автономная республика была упразднена, а после реабилитации народа в частично воссоздана сначала 9 января как автономная область, а затем 29 июля как АССР. В была принята декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в союзную республику (ССР). Принятое в «Степное Уложение», названое так в память «конституции» Джунгарского ханства, признало республику субъектом и неотъемлемой частью Российской Федерации, одновременно декларируя преемственность по линии Джунгарское ханство — Республика Калмыкия.

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

 

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

Изготовление кожаных изделий.
Изготовление войлока.
Чеканка.
Гравировка металлических изделий.
Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

 

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Политика

Парламент Калмыкии на площади Ленина в Элисте.

Главу правительства Калмыкии называют «главой республики». Президент России выбирает кандидата на пост главы позиции республики и представляет его в Парламент Калмыцкой республики, Народного Хурала , на утверждение. Если кандидат не утвержден, Президент Российской Федерации может распустить Парламент и назначить новые выборы.

С 1993 по 2010 год главой республики был Кирсан Николаевич Илюмжинов . Он также является президентом всемирной шахматной организации ФИДЕ . Он потратил большую часть своего состояния на популяризацию шахмат в Калмыкии, где шахматы являются обязательными во всех начальных школах, а также за рубежом, в Элисте, столице Калмыкии, где проводится множество международных турниров.

В конце 1990-х годов правительство Илюмжинова якобы тратило слишком много государственных денег на проекты, связанные с шахматами. Обвинения были опубликованы в элистской оппозиционной газете «Советская Калмыкия». Журналистка Лариса Юдина , расследовавшая эти обвинения, была похищена и убита в 1998 году. В ее убийстве были обвинены два человека, Сергей Васькин и Тюрби Боскомджив, которые работали на местной госслужбе, причем один из них был бывшим телохранителем президента. После продолжительных расследований, проведенных российскими властями, оба мужчины были признаны виновными и заключены в тюрьму, но не было обнаружено никаких доказательств того, что сам Илюмжинов каким-либо образом несет ответственность.

24 октября 2010 года на посту главы Калмыкии Илюмжинова сменил Алексей Орлов . С сентября 2019 года исполняющим обязанности президента Калмыкии является Батый Хасиков.

С 2008 года Анатолий Козачко является председателем парламента, Народного хурала. Нынешний премьер Калмыкии — Людмила Ивановна . Все три ведущих политика принадлежат к кремлевской партии « Единая Россия ».

Ссылки[править]

Геральдика.ру
Геральдикум

Республика Калмыкия

Столица: Элиста Города: Городовиковск | Лагань

Территориальное деление:Городские округа: ЭлистаМуниципальные районы: Городовиковский
| Ики-Бурульский
| Кетченеровский
| Лаганский
| Малодербетовский
| Октябрьский
| Приютненский
| Сарпинский
| Целинный
| Черноземельский
| Юстинский
| Яшалтинский
| Яшкульский

Статьи:
Герб | Гимн | История | Население | Территориальное деление | Флаг

Южный федеральный округ Российской Федерации
Республика Адыгея | Республика Калмыкия | Краснодарский край | Ставропольский край | Астраханская область | Волгоградская область | Ростовская область

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30–х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80–х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Ставропольскую епархию. Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Калмыки в наше время

Прошлый век принёс много перемен в жизнь калмыков. В первую очередь, они стали оседлым народом. Власти России старались повысить уровень образованных людей Калмыкии. Люди изучали латиницу и кириллицу, с помощью которых калмыки могли бы изучать родной язык. В дальнейшем было решено повсеместно перейти на русский язык.

Республика Калмыкия сегодня является субъектом Российской Федерации. В наше время на её территории проживает около 165 тысяч калмыков, часть народа живёт в Киргизии и Казахстане. С переходом к оседлому образу жизни у калмыков начало развиваться земледелие.

Начало 20 века. Группа калмыков

Сегодня на их родине выращивают зерновые, лён, табак, арбузы и дыни. Люди, живущие неподалёку от рек, занимаются рыболовством, однако и в наше время скотоводство играет главную роль в деятельности калмыцкого народа. Как и их предки, современные калмыки поддерживают торговые связи со многими соседними народами.

Современные калмыки с трепетом относятся к старинным обычаям и верованиям. Среди калмыков встречаются приверженцы христианства, тибетского буддизма, ислама. В разные периоды своей истории на них оказывали влияние другие племена, однако калмыки сохранили национальную самоидентичность, а сегодня в Калмыкии и вовсе происходит культурное возрождение былых традиций.

Обычаи и праздники калмыков

Кочевой народ умел ценить важные для суровой жизни вещи — в степи это прежде всего огонь. Его здесь почитали испокон веков, называя святым. Не принято было плевать в него, переступать, бросать в костер мусор, даже тушить водой. Желательно подождать пока он сам сойдет на нет, в крайнем случае можно было засыпать песком, горсткой земли.

Культ огня сохранился у шаманов — в их традициях животные жертвоприношения во время погребения усопшего, празднования свадьбы, благословения ребенка. К тому же, страсть к нему поэтично описана и воспета во многочисленных произведениях народа, которые дошли к нам сквозь века. Красный цвет присутствует в убранстве архитектурных сооружений и национальной одежде.

Новый год

Праздник Зул (лампада или светильник) за шесть веков был преобразован в Новый год. 22 декабря, когда наступает самый короткий день, в каждом доме, магазине, кафе, в храмах и на улицах зажигаются огни. В древнее время считалось, что чем больше и ярче факелы и костры, тем довольнее будет бог солнца, принявший дар.

Наступление весны

Зима истощала все запасы, убивала скот (до XIX века его выписали круглый год) и вредила болезнями. Завершение этого тяжелого периода отмечали праздником Цаган сар, что в переводе означает «белый месяц». Палатки сворачивали, чтобы переселиться на новый места для выпаса, к тому же у животных ожидался приплод.

Ритуал совершался на рассвете — жители приходили к храму еще ночью и с появлением солнца приступали к молитве. В этот день младшее поколение преподносило угощения старшему.

Главный праздник лета

В июне необходимо было почтить богов земли. Ее плодами питался скот, от которого зависела жизнь калмыков. Чтобы на месте остановки всегда зеленела свежая трава, хозяин стада собирал его в одно место и окроплял молоком или кумысом. Выделенное для этого время довольно необычное — в полнолуние.

Праздник тюльпанов

Его происхождение датируется 90-ми — президент Калмыцкой республики учредил его для того, чтобы познакомить как можно больше людей с цветочными красотами их земли и напомнить ее жителям о ее ценности. Поля традиционных красных тюльпанов выглядят как полотно с тысячами играющих огоньков. Эти виды вдохновили танцевальный ансамбль народного творчества взять имя цветка. Он и многие другие представляют свои работы на обозрение празднующему народу в этот день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector