Экономическая география и политика испании
Содержание:
- Испанская индустрия: тяжелая и легкая
- Бизнес в Испании
- Испания и туризм
- Внутренние воды и почвенный покров
- Список Forbes 2019
- Апельсиновый чемпион Европы
- Марки испанских автомобилей
- Автомобили Испании: топ-8 интересных моделей
- дороги
- Города Испании
- Годы – не возраст
- Факты и цифры
- Энергоносители
- Горнодобывающая промышленность
- История
- Заключение
Испанская индустрия: тяжелая и легкая
Машиностроение в Испании по-настоящему серьезное. Это, прежде всего. судостроение (многовековая морская держава – это вам не шуточки) с огромными старыми верфями на севере страны в Бильбао, Хихоне и Сантандере.
Есть и новые верфи, построенные на северо-западе в Виго, Эль-Ферроле и на востоке в Барселоне, Валенсии и Картахене. Юг Испании никогда не был индустриальным регионом, но и там появились новые кораблестроительные верфи – в Севилье и Кадисе. Такие отрасли экономики Испании, как судостроение, являются предметом особого внимания правительства, какие бы политические силы не стояли у руля. Традиции есть традиции.
Автомобилестроение в стране имеет специфические черты. Индустриальная автомобильная экономика Испании характеризуется множеством центров по производству автомобилей, которые базируются в разных городах по всей стране – от Барселоны до Севильи. Но все они принадлежат иностранным компаниям и брендам, таким, например, как концерн «Фольксваген». Всего в стране 17 сборочных заводов, которые приносят стране весьма неплохой доход и генерируют около 6% от ВВП. Испания делает все: автобусы, автомобили всех типов, включая автофургоны и внедорожники, тягачи, тяжелые и легкие грузовики и даже колесные тракторы. Самые большие объемы выполняют заводы компаний «Рено», «Форд», «Опель», «Пежо». Есть и собственная национальная марка Seat.
Экспорт произведенных автомобилей – чрезвычайно важная статья общего национального экспорта, он составляет 16% его годового объема. Профильные «автомобильные» города с большими заводами следующие: Мадрид, Виго, Памплона, Барселона. У испанского правительства большие планы насчет строительства электромобилей. Но с этим нужно подождать и понаблюдать – не получилось бы, как с солнечной энергетикой…
Испания сильна в производстве станков и промышленного оборудования для легкой и пищевой промышленности. Строительные материалы, равно как оборудование для производства строительных материалов, также относится к стратегическим отраслям испанской промышленности.
Легкая промышленность в Испании имеет «хорошую наследственность». Здесь проживают потомки больших мастеров по производству обуви и тканей, что и вылилось в развитую текстильную промышленность с высочайшим качеством продукции. Про испанскую обувь говорить не нужно – у нее один из самых высоких «обувных» рейтингов в мире, и в мировом экспорте обуви Испания держит долю в четыре процента.
Бизнес в Испании
-
Основная статья: Бизнес в Испании
Отрасли экономики
- Банки Испании
- Рынок недвижимости в Испании
- Сельское хозяйство Испании, в т.ч. виноделие
- Автомобили в Испании
- Туризм в Испании
- Гостиничный бизнес в Испании (бары, рестораны, отели)
- ИТ-рынок Испании
- ИТ-компании Испании
- Индустрия видеоигр в Испании
Данные за 2018 год
Розничные сети:
- Mercadona
- Dia
Аэропорты
За 2013 год испанские аэропорты приняли 187,36 млн пассажиров, 129 млн из которых были иностранцами. По числу иностранце аэропорты Испании побили собственный рекорд, однако общее число пассажиров уменьшилось на 7 млн человек по сравнению с показателем 2012 года.
Рыбная промышленность
В 2014 году Испания экспортировала 157 тыс. тонн рыбных консервов и морепродуктов. Это больше, чем любая другая страна Европы, отмечают в Национальной ассоциации производителей рыбных консервов и моллюсков. На консервированный тунец приходится 67% всего экспорта. На кальмаров и каракатиц — еще 16%. В рыбной промышленности в Испании заняты 25 тыс. работников.
Испания и туризм
Испания на сегодняшний день является крупнейшим центром международного туризма. Свыше одного миллиона жителей страны занято именно в этом секторе национальной экономики. Ежегодно Испанию посещает не менее 50 млн иностранных туристов.
Самые популярные курортные зоны в Испании: Коста-Брава, Коста-Бланка, а также Канарские острова. Главные туристические центры страны – Барселона, Мадрид, Бильбао и Валенсия. Последний город приобретает все большую популярность у туристов и путешественников. Этому способствуют многочисленные достопримечательности, исторические и архитектурные памятники, музеи, а также рекреационные природные ресурсы Валенсии.
Испания также является крупным фестивальным центром Европы. На знаменитую Севильскую ярмарку, красочный Карнавал в Кадисе или Томатину в Буньоле охотно съезжаются туристы со всего мира.
Внутренние воды и почвенный покров
Страна имеет довольно разветвленную речную сеть. Однако большая часть испанских рек отличается маловодностью и непостоянным водным режимом. Многие из них летом мелеют или пересыхают вовсе. К тому же гидрологические природные ресурсы Испании распределены крайне неравномерно по территории страны, что приводит к существенным диспропорциям в водоснабжении различных ее регионов.
Почвенный покров в Испании также отличается большим разнообразием, благодаря сложному рельефу, пестрому геологическому строению и значительным климатическим контрастам. Так, на севере страны преобладают подзолистые бурозёмы и торфяники, на западе – кислые грунты средиземноморского типа, а на востоке и на Балеарских островах – почвы аридного типа (бурозёмы и серозёмы). Самые плодородные почвы сосредоточены в низменностях и долинах крупных рек. Именно в этих районах наиболее активно развивается растениеводство страны.
Список Forbes 2019
Этот список основан на рейтинге Forbes Global 2000 , который включает в себя 2 000 крупнейших публичных компаний мира
Список Forbes учитывает множество факторов, включая выручку, чистую прибыль, общие активы и рыночную стоимость каждой компании; каждому фактору присваивается взвешенный рейтинг с точки зрения важности при рассмотрении общего рейтинга. В таблице ниже также указаны местонахождение штаб-квартиры и отраслевой сектор каждой компании
Цифры приведены в миллиардах долларов США и относятся к 2019 году. В листинге представлена 21 компания из Испании.
Ранг | Рейтинг Forbes 2000 | имя | Главное управление | Выручка (миллиарды долларов США) | Прибыль (млрд долларов США) | Активы (млрд долларов США) | Стоимость (миллиарды долларов США) | Промышленность |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 30 | Banco Santander | Сантандер | 89,5 | 9.2 | 1,668,2 | 84,1 | Банковское дело |
2 | 135 | Banco Bilbao Vizcaya Argentaria | Бильбао | 28,3 | 5.5 | 773,6 | 41,6 | Банковское дело |
3 | 141 | Telefónica | Мадрид | 57,7 | 3,7 | 130,4 | 43,3 | Телекоммуникации |
4 | 145 | Ибердрола | Бильбао | 41,4 | 3,6 | 129,2 | 55,7 | Электроэнергетика |
5 | 236 | Repsol | Мадрид | 58,8 | 2,7 | 69,5 | 26,0 | Нефтяной газ |
6 | 343 | CaixaBank | Валенсия | 12,4 | 2.3 | 442,0 | 19,9 | Банковское дело |
7 | 489 | ACS Group | Мадрид | 43,2 | 1.1 | 39,2 | 14.1 | строительство |
8 | 646 | Mapfre | Махадаонда | 25,2 | 0,6 | 70,2 | 9.2 | Страхование |
9 | 651 | Натургия | Барселона | 28,7 | −3,4 | 46,4 | 27,5 | Электроэнергетика |
10 | 869 | Aena | Мадрид | 5.0 | 1.6 | 17.0 | 26,8 | Авиация |
11 | 943 | Bankia | Валенсия | 4.3 | 0,8 | 234,6 | 8,3 | Банковское дело |
12 | 951 | Amadeus IT Group | Мадрид | 5,8 | 1.2 | 11,7 | 33,3 | Технологии путешествий |
13 | 1112 | Banco de Sabadell | Сабадель | 7,8 | 0,4 | 254,1 | 6.4 | Банковское дело |
14 | 1127 | Банкинтер | Мадрид | 2,6 | 0,6 | 87,5 | 7,4 | Банковское дело |
15 | 1129 | Grifols | Барселона | 5,3 | 0,7 | 14,3 | 18,5 | Фармацевтические препараты |
16 | 1133 | Ferrovial | Мадрид | 6,8 | −0,6 | 28,0 | 17,3 | Транспорт |
17 | 1388 | Red Eléctrica de España | Алькобендас | 2.3 | 0,8 | 13,0 | 11.1 | Электроэнергетика |
18 | 1647 | Недвижимость Мерлин | Мадрид | 0,6 | 1.0 | 14,4 | 6.3 | Недвижимость |
19 | 1653 | Acciona | Алькобендас | 8.9 | 0,4 | 17,1 | 6.0 | строительство |
20 | 1681 | Уникаха | Малага | 2.0 | 0,2 | 65,7 | 1,8 | Банковское дело |
21 год | 1812 г. | Liberbank | Мадрид | 0,9 | 0,1 | 45,5 | 1.4 | Банковское дело |
Апельсиновый чемпион Европы
Абсолютные хиты сегодняшнего испанского сельского хозяйства – это оливки и оливковое масло, цитрусовые, виноград и, само собой, виноградное вино очень неплохого качества.
Если все вышеперечисленное – общеизвестные статьи испанских сельскохозяйственных доходов, то о мощном и развитом рыбном хозяйстве знают не все. А между тем Испания находится в первой «рыболовной» мировой десятке. Если фруктов, овощей и рыбы хватает с излишком, и они с успехом экспортируются, то зерно и животноводческую продукцию приходится закупать. Налицо полное «переобувание» целой отрасли за короткий промежуток времени. Такую быструю и эффективную перезагрузку также можно отнести к особенностям экономики Испании. Судите сами, сельское хозяйство было изначально профильным сектором испанского народного хозяйства. Вплоть до 50-х годов двадцатого века Испания была чисто сельскохозяйственной страной, половина ее населения была занята в этой отрасли. Главными продуктами были ячмень и пшеница. На сегодняшний день сельское хозяйство не только резко сократило свою долю в общем испанском экономическом «пирожке», но и кардинально поменяла специализацию – еще одна иллюстрация развития экономики в Испании.
Фруктовая специализация по регионам четко разделена, в результате чего в разных районах проживают крупные и очень узкие «фруктовые» специалисты: апельсины и другие цитрусовые выращиваются в Андалузии и Валенсии. Валенсия с прилегающими предместьями специализируется также на миндале и гранатах. Груши и яблоки – удел северных территорий, ну а знаменитые испанские помидоры производятся в Аликанте и Мурсии. Канарские острова выращивают в огромных объемах манго, бананы и авокадо.
Что касается винной индустрии, то виноградники располагаются по все Испании, кроме северных регионов, что вполне понятно. Главные и самые ценные сорта винограда произрастают в Андалузии, Кастилии и Ла-Риохе. Испания – крупнейший производитель вина, третий в мире. Среднегодовой объем вина огромный для такой небольшой по площади страны – около четырех гектолитров. С качеством испанского вина тоже все в порядке.
А теперь «рисовые» новости: рис в Испании не просто выращивается, а имеет одну из самых высоких урожайностей в мире. При таком продуктовом местном изобилии Испания все равно не смогла бы прожить в автономном режиме (как в подводной лодке). Она ввозит пшеницу, часть рыбы, животноводческую продукцию. Оно и верно: при отличной сельскохозяйственной интеграции в странах ЕС можно заниматься производством того, что лучше всего растет или ловится. Налицо позитивное воздействие европейской интеграции на развитие экономики Испании. Оживленный импортно-экспортный процесс с примерно равными объемами продукции в ту и другую стороны – идеальная картина современной экономической интеграции.
Марки испанских автомобилей
1. Машины испанского производства SEAT
Самой известной испанской маркой машин считается SEAT, первый автомобиль сошел с конвейера завода в Марторель в 1953 году. До начала 1980-х компания успешно сотрудничала с FIAT, а затем была практически полностью выкуплена концерном Volkswagen. Сегодня испанские автомобили SEAT входят в состав Audi Brand Group. Группа выпускает больше 400 тысяч испанских автомобилей в год.
В продвижении своих автомобилей на международном рынке маркетологи компании SEAT используют туристическую привлекательность Испании. К примеру, называют модели, как знаменитые туристические места: Alhambra, Cordoba, Leon, Ibiza, Marbella. К слову, Seat Leon стал самой продаваемой испанской машиной в 2015 году. Только за полгода было реализовано в общей сложности 19 545 автомобилей этой модели. Seat Leon ценят за экстремально боевой характер и эргономичность. Быстрый и резкий хэтчбэк разгоняется до 100 км/час за 7,5 секунд. А вот расход топлива у Seat Leon средний, при спокойной езде – до 10 л на 100 км.
2. Испанские автомобили Santana Motor
Не менее SEAT’а рыбакам и егерям знакома испанская марка авто Santana Motor. Она явилась миру в 1955 году как совместное детище фирмы Metalurgia de Santa Ana S.A. и компании Land Rover. Через 28 лет британцы вышли из состава акционеров Santana Motor, а ее новым партнером стал концерн Suzuki. Так испанцы начали производить внедорожники серии SJ по японской лицензии. Правда, в 1999 году Land Rover все же вернулся в Испанию и вместе с Santana Motor начал производить внедорожник Santana Anibal. Его поставляют на экспорт под испанской маркой Santana PS-10. Этот джип максимально прост и неприхотлив в эксплуатации. Окрыленный двигателем в 125 л.с. PS-10 разгоняется до 145 км/ч, а «сотню» набирает за 18,4 секунды. И это испанский автомобиль Santana, который может тянуть за собой 3,5 тонны и забираться в горку с уклоном в 45 градусов!
3. Испанская марка авто ENASA
Что касается крупногабаритных испанских машин, то здесь лицо испанского автопрома – это компания ENASA. Основанная в 1951 году на базе обанкротившейся фирмы Hispano-Suiza, она намеревалась совмещать выпуск грузовиков, автобусов и спорткаров. Но гоночная линия, изготовив за 7 лет всего 110 испанских машин, провалилась, и ENASA сосредоточилась на большегрузах. Их назвали Pegaso, как мифическую крылатую лошадь, облик которой нашел свое место на логотипе марки. В 1990 году ENASA выкупила итальянская корпорация автомобилей промышленного назначения Iveco, и производство всей прежней гаммы грузовиков и автобусов Pegaso прекратилось. Их заменили три новых семейства испанской марки авто Iveco-Pegaso: Daily – легкие грузовики и шасси для туристических микроавтобусов, машины среднего класса EuroCargo массой от 6 до 15 тонн и мощностью от 116 до 177 л.с., а также строительные шасси EuroTrakker.
Автомобили Испании: топ-8 интересных моделей
Испанские автомобили: топ-8 наиболее моделей, автопроизводители Испании, интересные факты. В конце — видео о том, какие автомобили продают в Испании.
Часто можно встретить расхожее мнение, что испанское автомобилестроение имеет исключительно итальянские корни. Почему?
На самом деле, итальянцы были далеко не первые на испанском рынке. История автопромышленности на территории королевства уже отметила вековой юбилей! Еще на заре ХХ века (1904) в Барселоне открылась автокомпания Hispano-Suiza, производившая исключительно люксовые автомобили, являвшиеся достойным конкурентом и головной болью для английских конкурентов из Rolls-Royce.
К 2019 году территория Испании предоставляет площади для размещения 12 автосборочных производств и 17 автомобилестроительных заводов. Испанские рабочие собирают около 40 наименований транспортных средств различного тоннажа и назначения, включая машины таких производителей, как Renault, General Motors, Citroen, Ford, Iveco, Mercedes, Peugeot, Nissan, Volkswagen. Большая часть произведенных в стране машин, а это без малого 3 миллиона экземпляров ежегодно, отправляется на экспорт.
Однако среди обилия импортного производства встречаются и отдельные отечественные «жемчужины», составляющие гордость испанского автопрома, собранные на заводах под Мадридом, Барселоной, Вальядолидом.
дороги
Строительство современной дорожной сети началось после строительства железных дорог и было в основном достигнуто во второй половине 20-го века. Первая автомагистраль была начата в 1967 году. Как и железные дороги, дорожная система имеет радиальную конструкцию с центром в Мадриде. Движение на испанских дорогах резко возросло в конце 20-го века, и шоссе и городские улицы стали сильно перегруженными, так как количество транспортных средств резко возросло. В ответ на это в течение 1990-х и начала 21-го века центральные правительства выдвинули планы по покрытию страны почти полной сетью дорог, некоторые из которых будут финансироваться за счет частных инвестиций, и была предложена система платных дорог для финансирования автомагистралей. поддержание.
Города Испании
В Испании сотни старинных и интересных городом. Но самые популярные следующие:
- Мадрид — шумная и яркая столица, которая поразит Вас архитектурой модернизма, широкими улицами и площадями, музеями и яркой ночной жизнью.
- Барселона — второй по величине город Испании, столица Каталонии. Здесь сосредоточены известные достопримечательности, шедевры архитектуры модернизма и арт-нуво Гауди.
- Бильбао — крупный промышленный город.
- Кадис — считается самым старым городом Западной Европы.
- Гранада — потрясающий город на юге, в окружении заснеженных гор Сьерра-Невады.
- Кордова — старинный город с богатым мавританским наследием.
- Толедо — древняя столица с достопримечательностями самых разных периодов.
- Севилья — столица Андалусии и один из самых красивых городов Испании.
- Валенсия — один из крупнейших городов страны. Место, где изобрели паэлью.
- Аликанте — курортная столица восточного побережья и региона Коста-Бланка.
Мадрид
На юге Испании в Андалусии можно найти множество свидетельств старины. Здесь расположен Кадис — один из старейших постоянно населенных городов Западной Европы с остатками римского поселения. Рядом находится Ронда — красивейший город, расположенный на крутых скалах. Города Кордова и Гранада сохранили богатое мавританское наследие. Севилья, культурный центр Андалусии и всей Южной Испании, имеет ослепительные коллекции достопримечательностей и самый большой готический собор в мире.
Кадис
Пересекая север через равнины Ла-Манча в Центральную Испанию стоит посетить живописный Толедо. Эта древняя испанская столица и красивейший старинный город, расположенный на холме. Недалеко от португальской границы расположена Мерида с внушительным римским наследием. Если Вас интересуют отдых и пляжи, то стоит отправиться в Аликанте, Малагу, на Канарские и Балеарские острова.
Тенерифе
Популярные туристические направления:
- Коста Бланка — 200 км побережья, пляжей и очаровательных приморских городков.
- Коста Брава — побережье с множеством морских курортов.
- Коста дель Соль — солнечный берег на юге Испании.
- Ибица — один из Балеарских остров, знаменитый клубами и дискотеками.
- Майорка — крупнейший среди Балеарских островов.
- Сьерра-Невада — высочайшая горная гряда Пиренейского полуострова с лыжными трассами.
- Тенерифе — пышная природа, вулканы и отличные пляжи.
Годы – не возраст
Сейчас уже трудно сказать, случайно ли название испанского бренда оказалось созвучно имени Fiat, который организовал под Барселоной автопроизводство, или это делалось целенаправленно. Но факт остается фактом: испанский автопром возник благодаря соседям с Апеннин. Сначала, еще в 1919 г., это был просто филиал итальянского Fiat. Но 62 года назад проект вышел на новый уровень – была учреждена собственная марка, ставшая аббревиатурой полного названия компании: Sociedad Espanola de Automobiles de Turismo (“Испанское сообщество легковых автомобилей”) – SEAT.
В 1950 г. для выпуска машин был заложен завод, и уже спустя три года с его конвейера сошел первый автомобиль – SEAT 1400. По тем временам – модель премиум-класса, предназначавшаяся прежде всего для чиновников и таксомоторных фирм. За день их собирали всего… пять штук, и для страны, где на 1000 жителей приходилось только три машины, это была капля в море. Поэтому сеатовцы активно взялись за разработку массового авто, и в 1957 г. на рынок вышел будущий бестселлер – SEAT 600, который наши соотечественники постарше вполне могут спутать со знаменитым “горбатым” “Запорожцем”. Именно с ним в Испании связывают прорыв к массовой автомобилизации – за 16 лет было произведено 800 тыс. местных “шестисотых”, получивших ласковое прозвище pelotilla – “мячик”. Впрочем, популярностью в стране и за ее пределами (экспорт в Колумбию начался в середине 60-х) пользовались и другие модели, пополнявшие линейку бренда регулярно.
Но в конце 70-х мировую экономику потряс нефтяной кризис, конкуренция в автомобильной индустрии возросла, и Fiat счел за благо расстаться с испанским активом, даже несмотря на то, что SEAT стал достаточно мощным подразделением – в 1975 г. начал действовать свой Технический научно-исследовательский центр, а спустя еще четыре года вошел в строй завод по выпуску коробок передач, редукторов и дифференциалов.
Таким образом, в 1980 г. основным владельцем компании стало правительство Испании, и ближайшие пять лет для марки оказались нелегкими. Тем не менее именно на этот период приходится целая серия важных событий. В частности, стартовали поставки испанских автомобилей в другие страны Европы и появилась модель Ibiza, по сей день являющаяся визитной карточкой бренда. В это же время началось и сотрудничество с Volkswagen, благодаря которому немецкий концерн быстро оценил потенциал испанского производителя и в 1986 г. приобрел его, выкупив 75% акций SEAT. В итоге испанская фирма вновь начала быстро развиваться, причем как с точки зрения продуктов (в новых моделях стали использоваться разработки немцев), так и с точки зрения производства. В частности, в Мартореле, что недалеко от Барселоны, рядом с Техническим центром приступили к возведению нового завода и офисного центра бренда. И именно с этих объектов началось мое нынешнее знакомство с современным SEAT.
Факты и цифры
- Еще семь лет назад трудовое законодательство Испании было кошмаром для владельцев бизнеса и потенциальных инвесторов. Испанских сотрудников практически невозможно было уволить, обязательными были высокие выходные пособия, которые не зависели от качества работы сотрудника и причин его увольнения из компании. Одинаковые заработные платы устанавливались сверху, наем новичков тоже был жестко лимитирован: владельцев бизнеса обязывали брать на работу не тех, кто был нужен, а тех, кто стоял в социальных очередях. Профсоюзы зверствовали и категорически сопротивлялись любым попыткам снизить государственные расходы. К счастью, парламент утвердил реформу рынка труда, что сразу же положительно сказалось на инвестиционном климате и общей динамике экономики Испании.
- Соотношение импорта и экспорта в Испании идеальное – сколько продают за границу, ровно столько и покупают.
- По количеству туристов, приезжающих в страну, Испания уступает только Франции.
- В Испании насчитывается семнадцать регионов. Пятнадцать из них – на материке, два остальных – это две группы островов: Балеарские и Канарские.
- По площади Испания занимает третье место в Европе после Украины и Франции. Ну а в мире – всего лишь 52-я…
- Регионы Испании очень отличаются друг от друга и музыкой, и кухней, и обычаями, и даже языком в некоторых случаях. Это наследие Испанской империи и «морского профиля» страны со множеством портовых городов: кто здесь только не жил…
- Общая протяженность испанских пляжей больше 8000 км.
- Испания – европейский банановый монополист, это единственная европейская страна, где выращивают бананы.
- Ибица приносит Испании каждое лето около 1500 миллионов евро.
Энергоносители
Импорт газа
По данным на начало 2015 года на долю Алжира пришлось 62% всего природного газа, который импортирует Испания. Об этом говорится в отчете испанской Корпорации стратегических запасов и нефтепродуктов. На африканские энергоносители приходится 64% всего газа, потребляемого Испанией. 17% поставляют Европа и Евразия, 10% — Средний Восток, а 9% — Америка.
21 июня 2018 года компании Gas Natural Fenosa сообщила о прибытии в Испанию первой партии сжиженного природного газа с российского полуострова Ямал.
Первая партия СПГ, доставленная танкером «Федор Литке» в порт муниципалитета Мугардос (провинция Ла-Корунья, автономное сообщество Галисия), входит в долгосрочный контракт, который ранее был заключен Gas Natural Fenosa и российской компанией «Ямал СПГ».
Ежегодный объем поставок СПГ в рамках контракта до 2041 г. составит 3 млрд куб. м, или 8% от годового потребления газа в Испании.
Среди официальных лиц, встретивших первую партию СПГ в Испании, были генеральный директор энергетического планирования Хосе Мария Эгеа, посол России в Испании Юрий Корчагин, делегат Правительства России по экономическим и коммерческим вопросам Галина Курочкина и директор по развитию бизнеса «Новатэк» Андрей Попов.
Горнодобывающая промышленность
Полезные ископаемые Испании. Синим цветом обозначены металлы (в т. ч. PM — полиметаллы, PY — пириты), красным — ископаемое топливо (C — каменный уголь, L — бурый уголь, O — нефть, G — природный газ, OS — горючие сланцы), жёлтым — калийные соли (K) и фосфориты (P).
Старейшая отрасль промышленности — горнодобывающая.
Испания, богатая полезными ископаемыми, является одним из мировых лидеров по добыче ртути (около 1,5 тыс. тонн в год; главный центр — Альмаден) и пиритов (около 3 тыс. тонн в год; главным образом в районе Уэльвы).
Испания занимает 9-е место в мире и первое среди стран ЕС по добыче металлосодержащего сырья; в Европе выделяется добычей полиметаллических и урановых руд, серебра. Добывают железные (1,4 млн тонн в 1996 году; пров. Бискайя, Сантандер, Луго, Овьедо, Гранада, Мурсия), свинцово-цинковые, вольфрамовые медные, титановые руды, золото.
Также: кварц, калийные соли и др.
История
В третьем тысячелетии до нашей эры на территории современного Пиренейского полуострова существовала цивилизация Тартесс. Но уже в втором тысячелетии до н.э. сюда пришли иберские племена, которые позже смешались с кельтами. В древности Пиренеи назывались Иберией. Иберийцы быстро расселились по территории Кастилии и построили укреплённые поселения. Примерно в это же тысячелетие на побережье были основаны финикийские и греческие колонии.
В 3 веке почти всю территорию Пиренейского полуострова подчинил Карфаген. В 206 году Карфаген утратил контроль над Пиренеями. С этого периода на протяжении почти двух веков эти земли пытались подчинить римляне. Последние свободные племена были покорены Римом в 19 году до нашей эры при императоре Августе. Испания была одной из самых процветающих и важных римских провинций. Римляне строили здесь дорого, крепости. Уже к концу 1 века здесь было основано более 300 городов, процветали торговля и ремесла.
Толедо — один из древнейших городов Испании
В 4-5 веке на территорию Испании проникли германские племена, которых вскоре полностью вытеснили вестготы. Ещё раньше здесь появились первые христиане. Вестготы основали здесь свое королевство со столицей в Барселоне, а потом в Толедо. В 6 веке император Византии Юстиниан пытался вернуть Испанию под власть империи.
В 711 году на территорию Пиренейского полуострова пришли арабы и берберы из Северной Африки, которых позже назвали маврами. Интересно, что их призвали на помощь сами вестготы (вернее одна из их фракций). Всего за несколько лет мавры завоевали почти все Пиренеи и образовали халифат Омейядов. Следует отметить, что арабы были довольно милосердны, сохраняя имущество людей, язык и религию покоренных территорий.
Альбасете
Примерно в это же время возникло движение Реконкиста, целью которого было освобождение Пиренейского полуострова от мусульман. В 718 году мавров остановили в горах Астурии. К 914 году королевство Астурии включало территории Галисии и Северной Португалии. После прекращения династии Омейядов в 1031 году халифат распался. В конце 11 века христиане захватили Толедо, Мадрид и некоторые другие города. В 12 веке была провозглашена Испанская империя, которая возникла после объединения Кастилии и Арагона и существовала до 1157 года. В дальнейшем, несмотря на разделение, королевства вместе боролись с маврами. К 13 веку на Пиренейском полуострове остался только эмират Гранады.
Несмотря на могущество Кастильского королевства страну терзали смуты и беспорядки. Господство принадлежало рыцарским орденам и могущественным дворянам. В Арагоне же напротив было много уступок сословиям. В 1469 династический брак между Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской способствовал объединению двух королевств. В 1478 году была учреждена инквизиция, что послужило толчком к преследованию мусульман и евреев. В 1492 году произошло завоевания Гранады и окончание Реконкисты.
Старинный город в Испании
В 1519 году к власти приходит династия Габсбургов. В 16 веке Испания становится одной из сильнейших держав Европы. В качестве формы правления утвердилась абсолютная монархия. Испанское королевство захватило Португалию и многочисленные колонии в Южной и Центральной Америке. Уже к середине 16 веке постоянные войны и высокие налоги привели к экономическому упадку. В этот период столицу королевства перенесли из Толедо в Мадрид.
В начале 18 века со смертью Карла II вспыхнула война за «испанское наследство». В результате воцарилась династия Бурбонов, а Испания стала «профранцузской». В 1808 году вспыхнуло народное восстание, которое привело к отречению короля. В дальнейшем французы были изгнаны из страны и произошла реставрация Бурбонов. В 19 веке Испанию терзали смуты и беспорядки. Государство потеряло все американские колонии. В 1931 году монархия была свергнута и началась гражданская война, в которой победил Франко. Франсиско Франко установил диктатуру, которая продержалась до 1975 года. В этот год был коронован Хуан Карлос I из династии испанских Бурбонов.
Заключение
- Выгодное географическое положение способствует развитию стабильного экономическому развитию. Большое значение имеет выход к морю, обеспечивающий транзит товаров в другие страны.
- Государственное устройство и проводимая политика правительства облегчает пути взаимодействия с различными странами, что повышает рейтинг и статус страны в мировом разделении труда, в закреплении положения в международной системе отношений.
- Несмотря на финансовый кризис, который затронул экономику Испании, государство постепенно возвращает утраченные возможности и позиции на мировом рынке, благодаря участию в Европейском Союзе и международных экономических организациях, которые осуществляют финансирование и поддержку проблемных сфер экономики, координацию антикризисных программ.
Показатели экономики Испании постепенно возвращаются на высокие позиции. Об этом свидетельствует высокие темпы роста отдельных секторов экономики и экономики в целом, постепенное снижение уровня дефицита бюджета, сокращение государственного долга и уменьшение отрицательного сальдо внешнеторгового оборота.