Порты россии. крупные речные и морские порты россии

Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год

Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.

Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.

Азия

В десятке крупнейших морских портов мира по контейнерообороту все десять располагаются в Азии, из них девять относятся к Тихоокеанскому бассейну, а семь принадлежат Китаю. Так что можно констатировать, что мировой экономический центр в наше время окончательно сместился на Дальний Восток.

Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае — главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.

Шанхай

По итогам 2015 года порт Шанхай окончательно обогнал Сингапур и утвердился на первом месте по грузообороту (646,5 млн тонн) и контейнерообороту (36,5 млн TEU). Располагается в непосредственной близости от главного китайского мегаполиса. Помочь занять первое место в мире по обороту порту Шанхая помог введенный в начале XXI века порт Яншань — глубоководная часть шанхайской гавани.

Сингапур

Порт Сингапура уступил первенство Шанхаю, однако занимает второе место по обороту в мире. В отличие от остальных гаваней первой десятки мировых портов Сингапур не генерирует грузы, а является перевалочной базой на пути грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в другие страны.

Сингапур связан с 600-ми портами в 120 странах мира. Добиться этого удалось благодаря тому, что порт обладает выгоднейшим географическим положением, располагаясь на стыке Тихого и Индийского океанов. По итогам 2015 года порт обработал 30,9 млн TEU.

Шэньчжэнь

Несмотря на свою молодость (город был основан лишь в 1979 году) порт Шэньчжэня ныне занимает третье место в мире по грузообороту (24,1 млн TEU). Достичь таких результатов Шэньчжэнь смог из-за того, что он главный порт дельты Жемчужной реки — самого динамично развивающегося региона мира с населением около 80 млн человек.

Кроме Шэньчжэня в этот регион входят крупнейшие китайские мегаполисы: Гуанчжоу, Гонконг, Дунгуань, Фошань, а также Макао.

Весь этот сверхрегион обслуживается множеством портов, некоторые из которых также входят в десятку важнейших в мире, однако Шэньчжэнь — самый крупный из них.

Нинбо-Чжоушань

Порт Нинбо-Чжоушань также расположен на тихоокеанском побережье Китая и обслуживает центральную часть страны. Это один из самых загрязненных портов мира, состоит из 191 причала, нефтяного терминала, а также причала по перегрузке железной руды. Контейнерооборот составляет около 20,6 млн TEU.

Гонконг

В 2015 году порт Гонконга обработал грузов на 20,1 млн TEU, падение грузооборота за год составило 9,5%. Причиной этого стало то, что основной поток грузов Южного Китая и дельты Жемчужной реки перенаправляется на Шэньчжэнь и Гуанчжоу.

Также в десятку крупнейших портов Азии вошли:

  • Пусан, Южная Корея (19,5 млн TEU);
  • Гуанчжоу, Китай (17,6 млн TEU);
  • Циндао, Китай (17,3 млн TEU);
  • Дубай, ОАЭ (15,6 млн TEU);
  • Тяньцзинь, Китай (14 млн TEU).

В гонконгском метро можно приобрести карту, с помощью которой можно не только ездить в метрополитене, но и совершать покупки в магазинах. Читайте здесь о подземке Гонконга и о карте Октопус.

Туапсе

Грузооборот в 2017 г.

Морской порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кодош и включает в себя участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.

В настоящее время морской порт Туапсе — это многоцелевой, открытый для навигации круглый год, осуществляющий работу круглосуточно, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3–5, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и др.), генеральных грузов, зерна, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции.

Историческая справка

Отголоски Первой мировой войны в Европе и Февральская революция 1917 года в Российской империи отразились на великом княжестве финляндском государстве: с 1918 г. по 1931 г. в стране шла Гражданская война между различными политическими партиями, во время которой формировалась национальная идея и новое правительство признанного СССР независимого государства. В этот же период между финнами и РККА произошло несколько вооружённых конфликтов.

В период с 1931 по 1934 год был разработан и подписан Тартуский мирный договор, который был дополнен пактом о ненападении и продлён до 1945 года. Был урегулирован спорный вопрос о принадлежности территорий Карельского перешейка. В период с 1934 по 1939 годы обстановка между государствами накалялась, что в итоге привело к вооружённому конфликту и началу советско-финской Зимней компании, которая продлилась вплоть до 1940 года.

По ходу завершения кампании и подписания мирного договора, часть финских территорий, в том числе деревни Хапарайнен, Келья, Ахола, Ванхама, Кеккеля, Келья, Корвенколкка, Лапанен, Осуускауппа, Питкянен, Райвумяки, Сомерикко, Яаккола, объединили в одно образование, которому 14 января 1948 года было присвоено новое название Портовая. Территория вошла в состав Карело-финской советской социалистической республики и просуществовало вплоть до 1956 года. В 1956 году СССР передали Финляндии часть её довоенных территорий, а Портовое стал входить в состав Громовского сельсовета Приозёрского района.

Африка

Главные порты Африканского континента, входящие в мировой топ гаваней, находятся на самом севере (Танжер) и юге (Дурбан) континента.

Порт Танжер (Марокко) расположен на побережье Гибралтарского залива, соединяющего Средиземное море и Атлантический океан.

Крупнейшие порты расположены в экономическом лидере Африканского континента — ЮАР, среди них Дурбан, Кейптаун и Порт Элизабет.

Среди стран Черной Африки важнейшими портами являются Абиджан (Кот-д’Ивуар), Дакар (Сенегал) и Лагос (Нигерия).

На побережье Средиземного моря важнейшими гаванями считаются Думьят, Порт-Саид и Александрия (Египет).

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год

Важнейший для России Находкинский порт имеет такое значение не только из-за торговых целей: это крупнейший узел на Тихом океане, который включает в себя нефтяные терминалы.

На берегах бухты торговым мореплаванием занимались издревле. Еще в 19 веке здесь была построена удобная гавань и пристань, чтобы суда могли без проблем грузиться. К 20 веку заработала линия пассажирского судоходства, на которой выполнялись регулярные рейсы.

В середине 40-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Находке крупного порта. Он возводился силами заключённых из ГУЛАГа и других пересыльных лагерей. Через Находку эти люди потом отправлялись в ссылку в Магадан.

Чем важны транспортные узлы России?

В транспортных узлах взаимодействуют многие виды транспорта. Транспортные узлы бывают однородные, в которых сходится не менее трёх линий одного вида транспорта, и комплексные — стыки линий разных видов транспорта с пересадкой пассажиров и перевалкой грузов. Крупнейший транспортный узел России — Москва. Все виды транспорта, объединённые транспортными узлами и магистралями, образуют транспортную систему страны.

Обычно в транспортном узле происходит перераспределение грузов, поступающих по транспортным путям. В связи с этим в транспортном узле развиваются транспортно-ремонтные, складские, торгово-распределительные виды деятельности. Здесь создаются предприятия по первичной переработке сырья, свозимого с окрестностей для последующей отправки по магистралям.

Транспортный узел — пункт, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей и осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Магистрали — главные, самые мощные транспортные пути.

Например, нужно довезти на север Якутии всё необходимое для работы золотодобытчиков (топливо, продовольствие, технику и т. д.), а для этого следует: 1) сосредоточить эти грузы к началу навигации в одном из портов юга Дальнего Востока (например, в Находке); 2) с началом навигации по Северному морскому пути завезти их в один из портов Восточно-Сибирского моря; 3) перегрузить на речное судно и доставить вверх по реке (если, конечно, это ещё будет возможно, а если нет — ждать следующей навигации на реке); 4) поскольку летом по тундре ничего перевозить невозможно, дождаться морозов и установления санного пути («зимника») и на тракторных санях довезти грузы до получателей. Поэтому очень важным становится информационный контроль за движением грузов.

Крупнейший транспортный узел северо-запада России — Санкт-Петербург, морской и речной порт. В городе сходятся многие железнодорожные и автомобильные магистрали, имеется крупный международный аэропорт Пулково (рис. 113).

ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА.

Запомните

Транспорт: речной, морской, авиационный, магистраль. Транспортная система страны.

Откройте атлас

1. На карте «Транспорт» в атласе найдите морские порты России, названные в параграфе. Проследите, как проходят важнейшие морские пути, по каким морям пролегает Северный морской путь, где он начинается и где заканчивается.

2. Найдите на той же карте речные порты и прочитайте, как они называются. Посмотрите, на каких реках они расположены

Обратите внимание, эти реки судоходцы на всём своём протяжении или только на отдельных участках. Как вы думаете, каковы функции этих портов?

Это я знаю

3. Каково значение водного транспорта для развития хозяйства России?

4. Выберите верный ответ. Речной транспорт имеет большое значение: а) в Приморском и Хабаровском краях; б) в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области; в) в Московской и Саратовской областях.

5. Охарактеризуйте морской транспорт. Перечислите крупнейшие морские порты страны.

6. Выберите верный ответ. Крупным портом Тихоокеанского бассейна является: а) Санкт-Петербург; 6) Мурманск; в) Владивосток; г) Новороссийск.

7. Назовите особенности авиационного транспорта.

8. Что такое транспортный узел? Каково значение транспортных узлов?

Это я могу

9. Какими видами транспорта вы будете добираться из дома в Архангельск, Пермь, Астрахань, Магадан и почему? Через какие населённые пункты будет проходить ваш путь? Составьте подробные маршруты.

Это интересно

10. В мире сегодня активно развиваются технологии интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющие оптимизировать дорожное движение и прежде всего повысить его безопасность. С помощью современных электронных систем данные о ситуации на дорогах собираются в специальные центры, где анализируются. Результаты затем направляются обратно на дороги, вдоль которых установлены табло, информирующие водителей о дорожной ситуации. Информация для водителей может передаваться также с помощью мобильных телефонов, радиоприёмников и навигационных систем. Каким вы видите развитие этого сектора в России в ближайшие 10 лет?

Рейтинг по России

Российская Федерация владеет крупными портами, верфями и военно-морскими базами. Ее огромная территория позволяет иметь стратегические морские терминалы. Наиболее крупные из них расположены в западной части страны.

Усть-Луга

В Усть-Луге, что находится под Санкт-Петербургом, действует 11 товарных терминалов и 19 причалов. Ежегодные показатели грузооборота растут, что позволило ему опередить морскую гавань Новороссийска по этому показателю. Согласно данным на 2019 год Усть-Луга приняла и отправила 98730 метрических тонн грузов, пропускная способность при необходимости может вырасти вдвое.

Порт Усть-Луга продолжает строиться и расширяться

В мировом рейтинге самый большой порт России занимает 45 место по объему перевозок. Площадь территории составляет 1057 гектар. Удобное расположение в устье Лужской Губы в 70 километрах от Санкт-Петербурга – одна из причин стремительного развития. Функционирует с 2000 года.

Новороссийск

Крупнейшие южные морские ворота России находятся в Новороссийске. Форт Новороссийск был заложен после окончания Русско-Турецкой войны в 1829 году. Для слаженной работы здесь имеются:

  • терминалы перевалки зерна;
  • нефтяная инфраструктура;
  • судоремонтное производство для всех типов судов;
  • лесной порт;
  • береговые радиостанции.

Закат в порту Новороссийска

Действует военно-морская база. Ежегодный объем проходящих через Новороссийск грузов составляет 78000 метрических тонн.

Приморск

Третий крупнейший порт России – Приморск. Он расположен на Балтике и считается самым большим среди нефтеналивных в стране. Примечательно, что в советское время через эту территорию проходила четверть грузооборота всего СССР. Приморские морские ворота заложены в 1993 году для того, чтобы уйти от иностранной зависимости после распада государства.

Причалы порта Приморск

Основные этапы строительства начались в 2000 году, сегодня Приморск принимает товары в объеме 64000 метрические тонны и продолжает развиваться. Общая площадь составляет 34,8 км2.

География и население

Чтобы найти, где находится эта локация, необходимо обратиться к карте. В России, в северо-западной части, находится Ленинградская область. На ее территории, между Финским заливом и Ладожским озером расположена часть суши, называемая Карельским перешейком. В самом центре находится Портовый.

В Ленинградской области преобладает равнинный рельеф и низменности. Регион граничит с Новгородской, Вологодской и Псковской областями. В северной части – Карелия. А также в Ленинградской области есть общие границы с Эстонией и Финляндией. На территории субъекта протекает 53 реки, общая длина которых свыше 50 тысяч километров. Огромное число гидрогеографических объектов, в том числе – Ладожское озеро, находится в Приозёрском районе.

Портовое граничит с Петровским, Ромашкинским, Мельниковским, Ларионовским и Плодовским сельскими поселениями. Инфраструктуру, расположение дорог, жилых и административных объектов, транспортных узлов и достопримечательностей в непосредственной близости от Портового поможет рассмотреть карта Ленинградской области с населёнными пунктами.

Грузопассажирское сообщение на территории Приозёрского района осуществляется по автотранспортным магистралям:

  • 41К-012,
  • 41К-17.


41К-012

По данным переписи населения, численность жителей в Портовом неуклонно сокращается: в 1965 году на территории поселения был зарегистрирован 291 человек. Уже к 1997 году постоянно проживало в городе 106 жителей, а к 2017 году их число сократилось до 77. В период с советско-финской Зимней кампании по 1956 год свыше 400 тысяч представителей карело-финского населения покинуло Карелию, мигрировав в Финляндию. Традиционное занятие населения, 99% которого составляют представители славянской народности, — рыбная ловля и земледелие.

Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год

Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.

Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.

С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.

После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Карта

Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:

  • — от 1 млн до 10 млн т
  • — от 10 млн до 20 млн т
  • — от 20 млн до 50 млн т
  • — от 50 млн до 100 млн т
  • — свыше 100 млн т

Новороссийский морской порт

Приморск (порт)

Санкт-Петербург

Восточный (порт)

Мурманск

Усть-Луга (порт)

Туапсе (порт)

Ванино

Комплекс «Пригородное»

Находка (порт)

Высоцк (порт)

Калининград

Владивостокский морской торговый порт

Ростовский морской торговый порт

Кавказ (порт)

Де-Кастри

Махачкала

Посьет (порт)

Порт Азов

Астрахань

Архангельск

Витино

Варандей

Ейский морской порт

Таганрогский морской торговый порт

Порт Сочи Имеретинский

Петропавловск-Камчатский

Темрюкский морской торговый порт

Холмск (порт)

Ольга (порт)

Шахтёрск (порт)

Корсаков (порт)

Тамань (порт)

Магадан

Порт Выборгский

Дудинка

Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Приморск

Усть-Луга

Высоцк

Выборг

Крупнейшие порты Ленинградской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Азов

Таганрог

Крупнейшие порты Ростовской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Новороссийск

Туапсе

Кавказ

Ейск

Сочи

Темрюк

Тамань

Крупнейшие порты Краснодарского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Пригородное

Холмск

Шахтёрск

Корсаков

Крупнейшие порты Сахалинской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Восточный

Находка

Владивосток

Посьет

Ольга

Крупнейшие порты Приморского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Америка

Из-за географического положения морские гавани Америки принадлежат акваториям двух океанов: Тихого и Атлантического. Атлантические порты Америки связывают страны в основном с Европой, а Тихоокеанские обслуживают морские маршруты в Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, а также Австралию.

США

Крупнейшими портами Атлантического побережья США по контейнерообороту являются:

  1. Нью-Йорк (6,3 млн TEU);
  2. Саванна, Джорджия (3,7 млн TEU).

По грузообороту среди атлантических портов выделяются главный нефтяной порт Техаса Хьюстон (212 млн тонн), а также порт Южной Луизианы в Лаплас, который обслуживает импорт и экспорт продукции сельского хозяйства. Именно этому порту принадлежит первенство в общем тоннаже в США — 242 млн тонн.

На Тихоокеанском побережье главные гавани располагаются в Калифорнии:

  • порт Лос-Анджелеса (8,1 млн TEU);
  • порт Лонг-Бич (7,2 млн TEU).

Также важное значение имеет столица штата Вашингтон — Сиэтл — 3,5 млн TEU. Тихоокеанские порты в основном обслуживают торговлю промышленной продукцией со странами Восточной Азии, поэтому измерение их грузооборота идет в основном в условных контейнерах

Латиноамериканские

Главные порты Латинской Америки расположены в Панаме в акватории знаменитого Панамского канала, обеспечивающего связь между Тихим и Атлантическим океанами. Именно здесь происходит перевалка грузов на другие судна, поэтому главные порты страны Бальбоа (3 млн TEU) и Колон (2,7 млн TEU) являются важнейшими точками на мировой торговой карте.

К другим важным портам Латинской Америки принадлежат:

  1. Сантус, Витория, Сан-Луис и Сальвадор (Бразилия);
  2. Картахена (Колумбия);
  3. Веракрус и Тампико (Мексика);
  4. Буэнос-Айрес (Аргентина);
  5. Каракас (Венесуэла);
  6. Вальпараисо и Сан-Антонио (Чили);
  7. Гуаякиль (Эквадор).

Крупнейшие порты Латинской Америки в первую очередь ориентированы на торговлю с США и странами Восточной Азии, товарообмен со странами Европы значительно ниже.

Крупные морские порты

Как уже было сказано, грузооборот всех морских портов России составляет свыше половины миллиарда тонн в год, что в несколько раз больше, чем средняя цифра 10 лет назад. Это стало возможным благодаря современным технологиям погрузки и разгрузки судов и складской системы при портах.

Лавры первенства в грузообороте занимает Черноморский бассейн. Основа грузов – продукты пищевой промышленности, металл. Также на первом месте порты по пассажирским перевозкам. Это обусловлено курортами, коих множество на территориях Черноморского бассейна. Морские ворота этого бассейна составляют крупнейшие порты России.

Первым по внешней торговле стал Балтийский бассейн. Порты России на карте не могут похвастаться таким завидным географическим положением, как у находящихся в пределах этого бассейна.

Северные порты обеспечивают транспортировку нефтепродуктов, полезных ископаемых, леса.

Единственная проблема, которую испытывают старые и новые порты России – это низкий грузооборот в целом и мелководность большинства.

Европа

Крупнейшие порты Европы давно уже уступили пальму первенства азиатским и частично американским портам. Однако и сейчас на Европейском континенте располагается один из крупнейших портов мира, а развитая континентальная речная сеть позволяет иметь крупные речные порты.

Грузовые ворота в море

Главными морскими портами Европейского континента являются:

  1. Роттердам, Нидерланды — некогда крупнейший порт мира, сейчас занимает 11-е место в мире (12,2 млн TEU). Порт стал развиваться во второй половине XIX века после разработки Рурского угольного бассейна, таким образом Роттердам стал перевалочной базой по перевозке угля из Германии в страны континента.

    Несмотря на то, что в мировом масштабе он выпал из десятки крупнейших, порт Роттердама остается самым крупным в Европе.

Общая площадь роттердамского порта составляет 105 км², а вдоль побережья Северного моря он вытянут на 40 км.

Антверпен, Бельгия, занимает второе место по грузообороту в Европе (9,6 млн TEU). Порт Антверпена, по своей площади превышающий сам город в 4 раза, несколько веков был крупнейшим портом Европы, принимающим грузы со всего мира и, в первую очередь, из Америки. Ныне порт, прозванный «супермаркетом Европы», занимает второе место на континенте.

Несмотря на то, что Антверпен носит звание морского порта, он расположен на реке и прямого выхода к Северному морю не имеет.

Гамбург — главный немецкий порт и третий на всем континенте (8,8 млн TEU). Гамбургский порт именуется «Воротами Германии к миру» и является одной из главных городских достопримечательностей.

Сам порт расположен в устье реки Эльбы примерно в 100 км от морского побережья, но издавна считается именно морским портом. Еще в средневековье он входил в Ганзейский союз, а нынешнее официальное название города — Вольный и ганзейский город Гамбург, и все эти титулы связаны с городским портом.

Порт Бремерхафен, что означает буквально «Бременская гавань» — это порт на побережье Северного моря в Германии. Четвертый по размеру порт Европы (5,5 млн TEU).

В Германии можно провести незабываемый отпуск. Читайте тут обо всех важных аспектах отдыха в этой стране.

Валенсия, Испания, занимает пятое место среди крупнейших портов Европы. Расположенный на западном побережье Испании порт обработал в 2015 грузов на 4,6 млн TEU.

Крупнейшими портами севера Европы являются Роттердам, Антверпен, Гамбург и Бремерхафен. На средиземноморском побережье юга Европы выделяются: Валенсия, Альхесирас, Барселона (Испания), Триест и Джоя-Тауро (Италия), Марсель (Франция) и Пирей (Греция).

Главными гаванями Балтийского моря являются: Гданьск (Польша), Вентспилс и Рига (Латвия), Клайпеда (Литва), Стокгольм (Швеция) и Киль (Германия). На побережье Атлантического океана выделяются Гавр (Франция), Кардифф (Великобритания), Дублин (Ирландия), Порту (Португалия), Виго (Испания).

Речные гавани

С практической точки зрения и Роттердам, и Антверпен, и Гамбург — именно речные порты, но из-за того, что они расположены в устье рек поблизости от морского побережья их принято считать морскими портами. Главной рекой с точки зрения грузооборота является вовсе не Волга и не Дунай, а Рейн, поэтому крупнейшим речным портом является Дуйсбург, Германия, обслуживающий Рурский бассейн.

К другими важнейшим речным гаваням относятся Льеж (Бельгия), Страсбург и Руан (Франция), Бремен (Германия) и многие другие.

Крупные речные порты

Речные порты России основаны на 28-ми реках страны, крупнейшими среди которых являются Лена, Нева, Волга, Амур. Помимо транспортировки промышленных материалов, они также являются и транспортными узлами, через которые совершается перевозка пассажиров.

Речные порты России не функционируют самостоятельно. Успешную работу обеспечивает взаимодействие с другими видами транспорта, а особенно с железнодорожными составами и автомобильными фурами.

Европейскую часть России обеспечивает Северная Двина. По ней осуществляются перевозки леса в крупных промышленных масштабах. Направляется такой груз в Архангельск и Котлас, где расположены деревообрабатывающие заводы и склады, в которых товар заготавливается на экспорт.

Восточная Сибирь большую часть речных перевозок сосредоточила в Норильске. Дальневосточные магистрали основаны на Амуре и притоках. Основой всего товарного потока являются нефтепродукты, товары для пищевой промышленности, лес и каменный уголь.

Стройматериалы путешествуют по Волго-Балтийскому каналу или Беломорско-Балтийскому в Санкт-Петербург, а железная руда доставляется на Череповецкий завод.

Заменой железнодорожному транспорту реки Обь, Лена, Амур и Енисей стали в тех районах, которые слабо обеспечены колеями. Они специализируются на перевозке нефтепродуктов, автомобилей, металлических изделий. Для некоторых городов, если не учитывать авиатранспорт, это единственный способ связи с окружающим миром.

Главная пристань Северного морского пути

Порт Мурманск — какая область?

По объёму перерабатываемых грузов морской порт Мурманска уступает на Северо-Западе лишь Санкт-Петербургу. Среди всех российских портов он занимает четвёртое место.

Находится порт в акватории Кольского залива, который относится к Баренцеву морю.

Очень часто мурманский торговый порт называют «воротами Арктики». Это самый крупный торговый перевалочный терминал Северного морского пути. Ежегодно через эту гавань проходит более 30 миллионов тонн различных грузов.

Мурманский порт был построен в восточной части Кольского полуострова в Мурманской области еще до появления самого города. На выбор места для его возведения оказали влияние такие факторы:

  • близость потоков Гольфстрима;
  • благоприятный климат.

Из этой статьи вы узнаете, где находятся самые крупные морские и речные порты на Земле.

Очень важным фактором является такой показатель, как глубина фарватера залива и его ширина. В порт могут заходить суда любого типа, тоннажа и размера.

Исторические сведения

До момента постройки мурманского порта у России в этой части страны было 2 крупных морских терминала. Они располагались в Архангельске и Санкт-Петербурге, и оба замерзали уже при наступлении первых морозов. Для их работы требовалось содержание ледокольной флотилии, на что было необходимо тратить большие суммы денежных средств из государственной казны.

Подо льдом акватории северных портов находились достаточно длительное время

О важности строительства незамерзающего порта на севере страны докладывал ещё в свое время российскому императору С. Витте

В ходе Первой мировой войны флот Германии заблокировал проход российским судам по Балтике. Это стало большой проблемой для России и заставило императора начать строительство порта на Кольском полуострове. Работы по возведению порта были запущены в 1915 году и продолжились после революции 17-го года.

Важность наличия незамерзающего порта на севере страны осознавали все государственные деятели. В послереволюционные годы строительство порта не только было продолжено, но и значительно расширено

В годы ВОВ мурманский порт был единственной ниточкой, связывающей север страны с его европейской частью.

Характеристики

Растущий в последнее время у многих стран мира интерес к освоению Арктики повышает важность и значимость мурманского морского порта. Для России он имеет стратегическое значение

Порт играет огромную роль в экономике страны и области, его грузооборот доходит до 33 млн тонн в год. Грузы, прибывающие в гавань со всего мира, отправляются в города страны ж/д транспортом. Ежегодно отсюда отправляется более 220 тысяч вагонов. Работает порт круглый год без выходных.

Хорошо технически оснащенный мурманский морской порт имеет 19 причалов. Его протяженность составляет 4 км. Стояночная глубина порта составляет 14,2 метра, на рейде — от 20 до 60 метров. Площадь открытых складов порта — 130 тысяч кв. метров, закрытых — 21 тысяча кв. метров. Общая длина железнодорожного полотна порта — 15,4 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector