Знаменитая пещера альтамира в испании

Описание внутреннего устройства

Древним охотникам пещера Альтамира служила одновременно убежищем и территорией для захвата. 13000 лет назад вход обрушился, и это помогло сохранить все наскальные рисунки практически в неизменном состоянии. Полость имеет 270 метров в длину и представляет собой коридор с многочисленными ответвлениями, заканчивающийся еще одной тесной галереей.

Пещера Альтамира

Температура и влажность воздуха в пещере на протяжении года остается практически неизменной – 13-14С и 94-97% соответственно. Изучение состава пещерных пород было проведение на основе куска от потолка, после чего были созданы две реплики для крупных музеев.

В настоящее время пещеру условно делят на несколько зон, таких как фойе, большой зал, игровая комната и прочие.

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). . Кабельная сеть новостей . Проверено 19 декабря 2016 года .
  3. . ЮНЕСКО . Проверено 30 декабря 2016 года .
  4. Ян Чилверс, изд. (2004). «Альтамира». Краткий Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). : Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 0-19-860476-9.
  5. Verkaar, ELC (19 марта 2004). . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7): 1165–1170. DOI . PMID . Проверено 31 декабря 2012 года .
  6. ^
  7. Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). . Дейли телеграф . Архивировано из 18 октября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 года .
  8. . Архивировано из на 2011-09-17 . Проверено 9 июня 2010 .
  9. Гомес, Хавьер (1 января 2008 г.). . Sobre Turismo (на испанском языке) . Проверено 24 сентября 2018 года .
  10. . Фильм Музыкальный сайт . Проверено 25 мая 2019 .

Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков

Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в музее, вход в который доступен всем.

Постоянная экспозиция музея называется Времена Альтамиры. Она рассказывает о том, как выглядела пещера в каменном веке, когда и были созданы рисунки на ее стенах. Залы музея знакомят с искусством и традициями древних племен, которые населяли Европу в эпоху верхнего Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры скопирована с точностью и в трехмерном отображении, так что каждый может почувствовать себя внутри самой пещеры и посвятить много времени рассматриванию рисунков.

Для детей музей регулярно проводит мастер-классы, во время которых они могут преобразиться в наших предков – охотников на оленей. В отдельной зоне проходят уроки рисования. А иногда музей организует концерты классической музыки для всей семьи. Расписание мероприятий обновляется на сайте каждый месяц:  museodealtamira.mcu.es

Открытие, раскопки, скептицизм

Зубр (репродукция) в большом зале полихромий

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола под руководством своей восьмилетней дочери Марии   обнаружил рисунки пещеры. Пещера была раскопана Саутуолой и археологом Хуаном Вилановой-и-Пьера из Мадридского университета, в результате чего в 1880 году была опубликована очень популярная публикация, в которой картины интерпретировались как палеолитические по происхождению. Французские специалисты во главе с Габриэлем де Мортилье и Эмилем Картайаком были особенно категоричны в опровержении гипотезы Саутуолы и Пиеры, выводы которых были громко высмеяны на доисторическом конгрессе 1880 года в Лиссабоне .

Из-за высокого художественного качества и исключительной сохранности картин Саутуола был обвинен в подделке, так как не смог ответить, почему на стенах и потолке пещеры не было следов сажи (дыма). Один соотечественник утверждал, что картины были написаны современным художником по заказу Саутуолы. Позже Саутуола выяснил, что художник мог использовать кабачковый жир в качестве масла для лампы, производя гораздо меньше сажи, чем любое другое горючее вещество.

Лишь в 1902 году, когда несколько других находок доисторических картин помогли сделать гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее оскорбительной, научное сообщество отказалось от своей оппозиции испанцам. В том же году Картайак решительно признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале L’Anthropologie . Саутуола, скончавшийся 14 лет назад, не дожил до своей реабилитации.

Дальнейшие раскопки в пещере проводились Эрмилио Алькальде дель Рио в период с по 2004 год , немцем Хуго Обермайером в период с 1924 по 25 год и, наконец, Хоакином Гонсалесом Эчегараем в 1968 году.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Оклеветанный искатель

В конце XIX века археологи очень интересовались артефактами каменного века. Но основополагающим было мнение, что люди того времени заботились только о выживании и были дикарями. А дикари к искусству совершенно неспособны. Тем больше было удивление Саутуолы, когда он разглядывал потолок и стены, поражаясь тому, как точно схватил доисторический художник движение и позы разных животных. Ничего подобного не видел еще ни один исследователь.

Рисунков было много. И они были не просто процарапаны на поверхности камня, но и раскрашены. Краски были изготовлены из природных красителей — красная, желтая, оранжевая, коричневая, черная… За прошедшие века они совершенно не пострадали от времени. В это было очень трудно поверить. Но если пещера была изолирована от внешнего мира, то сделать рисунки могли лишь первобытные люди! Саутуола понимал, как дико звучит его утверждение: стены и потолки Альтамиры расписаны дикарями!

За поддержкой он обратился к ученому из университета Мадрида Хуану Виланова-и-Пиере, с которым был в дружеских отношениях. Виланова приехал, посетил Альтамиру и пришел к тому же выводу, который удалось подкрепить неожиданной находкой: в культурном слое исследователи обнаружили раковину, которая некогда служила палитрой художнику каменного века. Виланова тут же опубликовал статью и прочел пару лекций, вызвавших огромный интерес у публики. Посмотреть на рисунки пещерного человека в Альтамире приехал даже испанский король.

Первооткрыватель пещерной живописи Саутуола изложил свои выводы в брошюрке «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер». И вот тут-то на него, а заодно и на Виланову, набросилось все научное сообщество. Резюме археологов Мортилье и Картальяка звучало так: поскольку древние люди были недостаточно развиты и к тому же не имели в пещерах искусственного освещения, то стены и потолки Альтамиры расписал современный художник. То есть Саутуола сфальсифицировал свое «открытие» и ввел научный мир в заблуждение! Больше всего научный мир возмущался даже не тем, что в Альтамире есть рисунки, а тем, что эти рисунки не уступают по технике и мастерству современной живописи! Бедный Саутуола так ничего и не смог доказать. Он умер в 1888 году. А спустя семь лет аналогичные росписи были найдены в других местах…

Культурное влияние

Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.

Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для развития туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.

Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожих на Флинтстоунов .

Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.

Современная линия посуды середины 20-го века Primitive, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.

Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.

Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .

Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.

В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный телекомпаниями Antena 3 и COPE .

В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .

Открытие

Пещера Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи. В то время, новость об открытии пещеры не имела абсолютно никакого значения для людей в этом районе, так как местность имеет карстовый рельеф.

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Раскопки в пещере проводились в 1902—1904, 1924—1925 и 1981 гг.

В 1960—1970-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 году и вновь открыли в 1982 году, однако резко ограничив туда доступ до ~20 человек в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трёх лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. В июне 2010 года министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде объявила, что в 2011 году пещера будет вновь открыта.

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.

История находки

Пещера была обнаружена случайно в 1868 г. недалеко от городка Сантандер одним из местных жителей. Когда сведения дошли до любителя-аргеолога Марселино де Саутуолы, он проявил интерес и пришел ее осмотреть. В первый же день им были найдены остатки костей и скелетов животных, а также древние орудия человека.

Через 3 года, после посещения выставки по археологии во Франции Саутуола решает исследовать пещеру более подробно, попытавшись вскрыть верхние слои почвы. Раскопки были им начаты осенью 1879 г., в ходе которых обнаружены топорики, детали посуды, рога оленей и другие интересные вещи.

Во время очередной экспедиции Марселино привел дочь посмотреть на свои труды, которая была восхищена и старалась сделать свои находки. За счет своего маленького роста девочка могла пробираться в те помещения, где слишком низкий потолок не позволял пройти взрослому человеку

Она и совершила важное открытие в одном из боковых гротов пещеры Альтамиры: наскальные рисунки, которые покрывали стены и потолок, где были очень реалистично изображены большие 2-метровые быки, лошади и другие животные

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»


Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)


Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)


Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Кантабрия на карте Испании

Кантабрийский мир – удивительный. Для того, чтобы понимать о чем идет речь, нужно знать, где находится Кантабрия и что она из себя представляет. Это испанская провинция, которая расположилась на севере страны и омывается Бискайским заливом. Ее столицей является город Сантандер. Население провинции составляет более 500 тысяч человек, поэтому назвать ее небольшой невозможно.

«Испанский островок зелени», так еще называют провинцию местные жители. Связано это с большим количеством природных памятников и красотой природы. Кроме того, климат тут с высокой влажностью, теплой зимой и нежарким летом.

Кантабрия на карте Испании

На территории Кантабрии огромное количество достопримечательностей, сохранившихся до наших дней с эпохи палеолита. Тут собрано большое количество пещер с наскальной живописью. Особой популярностью у туристов пользуется пещера с интересным названием Альтамира. Наряду с девятью пещерами, она защищена и является Всемирным наследием ЮНЕСКО. Пещера Альтамира привлекает большое количество туристов, которые пытаются рассмотреть внутренние надписи, оставленные нам предками.

Сантандер Испания

Как добраться до пещеры

Пещера располагается рядом с городом Сантандера, который относится к провинции Кантабрия. Для того чтобы добраться до города, лучше воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Центральный аэропорт находится всего в нескольких километрах от пещеры. Далее можно воспользоваться услугами такси или рейсовым автобусом.

Обратите внимание! Оптимальным вариантом будет использование арендованного автомобиля. Двигаться нужно по магистрали 67, повернуть на Сантильяна-дель-Мар, а затем повернуть на шоссе № 6316. Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria)

Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria).

После того, как пещера была открыта, сюда потянулись толпы туристов. Так как людей по пещерам проходило много, микроклимат начал меняться, что грозило изменением влажности воздуха, из-за чего все надписи могли исчезнуть. Именно поэтому в 1977 году пещера была закрыта и учеными была проведена работа по восстановлению микроклимата. Спустя 5 лет, ее вновь открыли, но с условием посещения пещеры не более 20 человек в день. Но, так как туристов, желающих посмотреть на природную достопримечательность, было гораздо больше, власти решили создать рядом копию оригинала. И уже с 2001 года пещера стала работать как музей.

Время работы музея с 9:30 до 20:00 в будние дни с мая по октябрь, в остальные месяцы музей работает с 9:30 до 18:00.

Пещеру можно посетить самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов. Для этого можно на официальном сайте забронировать дату и время посещения.

Стоимость входного билета в 2018 году составляет 3 евро. Кроме того предоставляется возможность приобрести годовой билет для посещения, цена которого составляет 25 евро.

Посещение пещеры может быть и полностью бесплатным. Это возможно в субботу с 14:00 и в течение всего воскресенья. Кроме того, бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет.

Обратите внимание! Для того чтобы приобрести билет, нужно подойти к кассе не позднее, чем за 30 минут до ее закрытия

Рисунки в пещере

Пещера Альтамира — восхитительная природная достопримечательность. Благодаря удивительной полихромной каменной живописи, относящейся к эпохе палеолита, ученые прозвали ее «Сикстинской капеллой» первобытной культуры, поэтому Альтамиру обязательно стоит посетить, отправляясь на отдых в Испанию.

История обнаружения и признания

Пещеру нашел во время охоты Модесто Кубиллас – его собака застряла в трещине между скалами, он подошел, чтобы освободить ее. О своей находке Модесто сообщил местному богатому землевладельцу Саутуола; тем не менее, до 1875 пещера не посещалась, так как не вызвала особого интереса. Но летом 1879 землевладельцу пришло в голову исследовать полость с целью найти там кости или другие останки, подобные которым он увидел на выставке в Париже.

Он вошел туда с восьмилетней дочерью Марией, и девочка скоро воскликнула: “Смотри, папа, быки!” Также именно она первой дошла до бокового зала, где увидела еще несколько рисунков на потолке. Ее отец был поражен огромным количеством изображений животных; вскоре он опубликовал иллюстрированную брошюру, в которой рассказывалось о пещере. Позднее тезисы об этом историческом объекте были изложены в Мадридском университете профессором геологии Хуаном Виланова.

Живописная пещера подняла вокруг себя массу ученых споров. Открытие было настолько шокирующим, что у многих вызвало недоверие. Некоторые даже предполагали, что Саутуола сам всё это нарисовал и ввел в заблуждение научный мир; другие защищали его, говоря, что он сам был обманут. Согласно доступным на тот момент исследованиям, в указанные исторические периоды человечество еще не могло заниматься творчеством.

В 1880 Саутуола снова опубликовал издание, где разметил фотографии стен и потолка пещеры. В этот раз результаты были более впечатляющими – гуманист Мигель Феррера написал статью в известный научный журнал, где подтверждал подлинность изображений и подчеркивал их огромное значение. Тем не менее, по-прежнему многие приводили обратные доводы – один ученый даже весьма резко выразился, что эти рисунки тянут максимум на уровень ученика средней школы, и назвал всю эту историю мошенничеством. Однако в это время и на территории Франции начали находить подобные объекты. Этот факт заставил передумать многих рьяных противников подлинности пещеры.

Описание пещеры

После признания достоверности находок в Альтамире ученые несколько раз проводили в ней раскопки: в 1902-1904, в 1924-1925 гг. и в 1981-м. Были обследованы и другие пещеры, всего современные ученые насчитали около 150 подобных находок на территории только Западной Европы.

Пещера Альтамира в Испании (La cueva de Altamira) многие годы открыта для всех ученых и туристов, интересующихся археологией. Она состоит из нескольких помещений, боковых проходов и двойных коридоров, общая длина которых составляет 270 м, в некоторых очень низкий потолок (около 2 м), в других — до 6 м.

Главный зал в длину достигает 18 м. Все рисунки полихромные и сделаны углем, охрой, гематитом и другими древними натуральными красками при помощи не только пальцев, но и специальных приспособлений. Они расположены на стенах и потолке всех подземных помещений.

Современные данные углеродного анализа датируют наскальную живопись пещеры Альтамира 15-8 тыс. до н. э. и причисляют ее к Мадленской культуре (период эпохи палеолита). С 1985 г. она признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector