11 незамерзающих портов россии
Содержание:
- Карта
- Изменилось ли что-то сегодня?
- Япония
- Интересные факты
- Проблемы эксплуатации Северного морского пути
- Россия
- Дальний Восток
- Топ 25 Российских морских портов по грузообороту
- Какие районы приравнены к Крайнему Северу в 2019 году?
- Австралия
- Азия
- Пакистан
- Порт молодой, но… с историей
- Рейтинг по России
- Планы, этапы, инвестиции
Карта
Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:
- — от 1 млн до 10 млн т
- — от 10 млн до 20 млн т
- — от 20 млн до 50 млн т
- — от 50 млн до 100 млн т
- — свыше 100 млн т
Новороссийский морской порт
Приморск (порт)
Санкт-Петербург
Восточный (порт)
Мурманск
Усть-Луга (порт)
Туапсе (порт)
Ванино
Комплекс «Пригородное»
Находка (порт)
Высоцк (порт)
Калининград
Владивостокский морской торговый порт
Ростовский морской торговый порт
Кавказ (порт)
Де-Кастри
Махачкала
Посьет (порт)
Порт Азов
Астрахань
Витино
Варандей
Ейский морской порт
Таганрогский морской торговый порт
Порт Сочи Имеретинский
Петропавловск-Камчатский
Темрюкский морской торговый порт
Холмск (порт)
Ольга (порт)
Шахтёрск (порт)
Корсаков (порт)
Тамань (порт)
Магадан
Порт Выборгский
Дудинка
Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Приморск
Усть-Луга
Высоцк
Выборг
Крупнейшие порты Ленинградской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Азов
Таганрог
Крупнейшие порты Ростовской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Новороссийск
Туапсе
Кавказ
Ейск
Сочи
Темрюк
Тамань
Крупнейшие порты Краснодарского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Пригородное
Холмск
Шахтёрск
Корсаков
Крупнейшие порты Сахалинской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Восточный
Находка
Владивосток
Посьет
Ольга
Крупнейшие порты Приморского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Изменилось ли что-то сегодня?
Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.
Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.
Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.
Япония
Эта страна, пожалуй, по количеству географических проблем может соревноваться с Россией
Наиболее серьёзной из них является расположение вдоль Тихоокеанского огненного кольца, которое порождает огромное количество землетрясений и вынуждает жителей японских островов сосредотачивать внимание на безопасности. Из-за этого огромные деньги уходят на укрепление зданий, инфраструктуры, что отрицательно сказывается на развитии Японии
Также проблемой является то, что японские острова в основном представляют собой холмы и горы, и пригодных для пахоты и строительства земель тут не более 20 %. Эта проблема ограничивает количество людей, которых японские острова могут содержать, а также существенно повышает стоимость пищи и промышленных товаров.
Еще одна проблема — это обособленность Японии от остального мира. Географически близкими для торговли странами являются Россия, Корея и Китай, однако по разным причинам активная торговля с ними не велась, что также тормозило прогресс этого государства.
Интересные факты
- Для такой страны, как Россия, имеющей огромную территорию и большой торговый потенциал, количество существующих портов считается недостаточным.
Акватория порта Мурманск не замерзает даже в самые лютые морозы. Это позволяет порту принимать и отправлять грузы морским путём круглый год.
Мурманский порт единственный на северо-западе страны, в котором могут обрабатывать суда дедвейтом более 130 тысяч тонн.
Общая протяжённость морских границ страны составляет около 40 тысяч км. Но не одному морскому порту не удалось попасть даже в топ 20 крупных мировых гаваней.
Порт Новороссийск является третьим в Европе по своим размерам и лидером грузооборота среди российских торговых гаваней. Его пропускная способность не превышает 1 миллиона контейнеров в год, что значительно ниже мировых лидеров.
Смотрите видео о новороссийском морском порте:
Это интересно:
Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:
Проблемы эксплуатации Северного морского пути
Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.
«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).
Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.
Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.
Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.
Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».
Россия
Из-за того, что Россия практически не обладает глубоководными незамерзающими гаванями и из-за континентального характера страны, перевозки морским транспортом в нашей стране не так развиты, как в главных экономических центрах мира. Но все же и в России морское судоходство играет определяющую роль в торговле со многими регионами мира, а некоторые российские порты входят в топ крупнейших гаваней континента.
Северный район
Северный район принадлежит к акваториям Атлантического и Северного ледовитого океанов. Крупнейшие порты этого района находятся на Балтийском море. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:
- Усть-Луга (87,9 млн тонн);
- Приморск в Ленинградской области (59,6 млн тонн);
- Большой порт Санкт-Петербурга (51,1 млн тонн);
- Высоцк (17,5 млн тонн).
Если вас интересуют туристические направления Российской Федерации, то вам сюда.
Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.
Архангельск — крупнейший российский морской порт Белого моря, расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.
Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.
Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.
Дальний Восток
На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:
- порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);
- Ванино, Хабаровский край (26,8 млн тонн);
- Находка, Приморский край (21,3 млн тонн);
- порт Пригородное, Сахалинская область (16 млн тонн).
Кавказ
Именно на Северном Кавказе на побережье Черного моря располагается крупнейший по грузообороту порт России — Новороссийск.
Грузооборот — 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.
Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань, мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.
Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России — это Порт Кавказ (30,5 млн тонн)
Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк
Портовые реки
Главные речные порты России располагаются на крупных реках:
- река Дон (Ростов-на-Дону);
- Волга (Астрахань);
- Северная Двина (Архангельск);
- Иртыш (Омск);
- Енисей (Красноярск и Норильск);
- Лена (Якутск);
- Амур (Благовещенск и Хабаровск).
Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.
Также важной речной гаванью является Москва, ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный)
Дальний Восток
В Тихоокеанском бассейне среди 22 морских гаваней только 6 портов считаются незамерзающими.
Находка. Одна из крупнейших незамерзающих гаваней, расположенных в акватории Японского моря. Морской торговый порт Находка включает в себя 108 причалов, которые растянулись на длину, превышающую 16 км. Здесь осуществляются погрузо-разгрузочные работы, связанные с перевалкой грузов, прибывших на судах, размер которых ограничивается длиной (до 245 м) и осадкой (до 11,5 м).
Восточный. Российский морской порт федерального значения находится на берегу Японского моря (бухта Врангеля залива Находка). Данная незамерзающая гавань входит в состав самого крупного в стране транспортного узла «Восточный-Находка», расположенного на побережье Тихого океана. По итогам 2013 года грузооборот порта составил более 48 миллионов тонн. Транзит грузов вглубь страны осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали.
Характеристики порта:
— состоит из 25 причалов и 8 терминалов;
— ограничение судов по осадке – 13 метров;
— ограничение судов по длине – 290 метров.
Зарубино. Крупный порт Приморского края. Находится в бухте Троицы. Его непосредственной отличительной чертой является близость от границы с КНДР и КНР, что ориентирует его в первую очередь на морские сообщения с этими странами.
Характеристики порта:
— протяженность причальной стенки – 1 км;
— ограничения судов по осадке – 7 метров;
— ограничения судов по длине – 130 метров.
Посьет. Незамерзающий порт находится в акватории Японского моря, на берегу одноименного залива и в непосредственной близости от Владивостока.
Характеристики порта:
— протяженность причальной стенки – 2,4 км;
— число причалов – 16 шт.;
— ограничения судов по осадке – 9 метров;
— ограничения судов по длине – 183 метра.
На острове Сахалин имеется 2 незамерзающих морских порта.
Холмск. Географическое положение данной незамерзающей морской гавани определено акваторией Японского моря (о. Сахалин, побережье Татарского пролива).
Характеристики порта:
— количество причалов – 27 шт.;
— протяженность гавани – 2,5 км;
— ограничение судов по осадке – 8 метров;
— ограничение судов по длине – 130 метров.
Невельск. Данная незамерзающая гавань расположилась на острове Сахалин.
Характеристики порта:
— количество причалов – 26 шт.;
— протяженность причальной стенки – 2,7 км;
— ограничения судов по осадке – 5,5 метров;
— ограничения судов по длине – 120 метров.
Топ 25 Российских морских портов по грузообороту
К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:
- Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
- Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
- Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
- Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
- Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн
Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.
№ | Порт | Грузооборот, млн тонн |
---|---|---|
1 | Новороссийск | 156.826 |
2 | Усть-Луга | 103.852 |
3 | Восточный | 73.54 |
4 | Мурманск | 61.93 |
5 | Приморск | 61.024 |
6 | Санкт-Петербург | 59.9 |
7 | Ванино | 31.44 |
8 | Сабетта | 27.68 |
9 | Находка | 25.58 |
10 | Туапсе | 25.2 |
11 | Владивосток | 23.92 |
12 | Кавказ | 20.92 |
13 | Высоцк | 19.4 |
14 | Пригородное | 16.05 |
15 | Ростов-на Дону | 16.03 |
16 | Тамань | 15 |
17 | Де-Кастри | 13.57 |
18 | Калининград | 11.1 |
19 | Азов | 10.4 |
20 | Шахтерск | 8.8 |
21 | Посьет | 7.7 |
22 | Варандей | 7.17 |
23 | Махачкала | 4.7 |
24 | Архангельск | 2.7 |
25 | Астрахань | 2.2 |
Крупнейшие порты России на карте
А на этом сегодня все про крупнейшие порты мира и России. Делитесь статьей и подписывайтесь на новые. До новых встреч на проект Тюлягин, друзья!
Какие районы приравнены к Крайнему Северу в 2019 году?
Перечень районов, которые приравнены к Крайнему Северу в 2019 году, значительно шире. Он включает в себя районы и населенные пункты на территории следующих субъектов РФ:
- Архангельская область — города Архангельск, Новодвинск, Онега, Мирный, Котлас, Коряжма, районы Плесецкий, Приморский, Онежский, Холмогорский, Виноградовский, Верхнетоемский, Ленский, Вельский,Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Няндомский, Устьянский, Шенкурский;
- Республика Коми — города Ухта, Сыктывкар, районы Вуктыльский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский;
- Пермский край — районы Гайнский, Косинский, Кочевский;
- Республика Карелия — города Петрозаводск, Сортавала, районы Муезерский, Сегежский, Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Суоярвский;
- Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: весь, кроме Березовского и Белоярского районов (относятся к территориям КС);
- Тюменская область — Уватский район;
- Томская область — города Колпашево, Стрежевой, муниципальное образование «Город Кедровый» Томской области (г. Кедровый, с. Пудино, поселки Останино, Калининск, Рогалево, Таванга, Лушниково), районы Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский;
- Красноярский край — города Енисейск, Лесосибирск, районы Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский;
- Иркутская область — города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут, Братск, районы Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский;
- Республика Бурятия — районы Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский;
- Читинская область — районы Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский;
- Амурская область — города Зея, Тында, районы Селемджинский, Тындинский;
- Приморский край — районы Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский, рабочий поселок Восток Красноармейского района, Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;
- Хабаровский край — города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань, рабочий поселок Эльбан Амурского района, Вознесенский, Падалинский сельсоветы, Амурского района, Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района, районы Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Ульчский;
- Сахалинская область — вся территория, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;
- Республика Тыва — город Кызыл, районы Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский;
- Республика Алтай — район Улаганский.
Если указано, что населенный пункт относится к местности, приравненной к Крайнему Северу, то подчиняющиеся данному населенному пункту территории тоже ходят в состав «приравненных» регионов.
Австралия
Австралия кажется процветающей страной первого мира, и в принципе так оно и есть. Но она страдает от своего географического положения. Дело в том, что почти всю территорию континента занимают пустыни и тропические леса, которые непригодны для жизни. Поэтому большая часть населения проживает лишь на небольшой полосе по краям Австралии.
И даже в этих местах климат весьма засушливый, и во многих районах наблюдается не просто нехватка воды, а настоящая засуха. По сути, чтобы доехать, к примеру, из Сиднея в Дарвин, тебе нужно двигаться не по прямой, как это было бы логичнее, а вдоль побережья, огибая чуть ли не половину континента, что также тормозит экономику этого государства.
Азия
В десятке крупнейших морских портов мира по контейнерообороту все десять располагаются в Азии, из них девять относятся к Тихоокеанскому бассейну, а семь принадлежат Китаю. Так что можно констатировать, что мировой экономический центр в наше время окончательно сместился на Дальний Восток.
Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае — главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.
Шанхай
По итогам 2015 года порт Шанхай окончательно обогнал Сингапур и утвердился на первом месте по грузообороту (646,5 млн тонн) и контейнерообороту (36,5 млн TEU). Располагается в непосредственной близости от главного китайского мегаполиса. Помочь занять первое место в мире по обороту порту Шанхая помог введенный в начале XXI века порт Яншань — глубоководная часть шанхайской гавани.
Сингапур
Порт Сингапура уступил первенство Шанхаю, однако занимает второе место по обороту в мире. В отличие от остальных гаваней первой десятки мировых портов Сингапур не генерирует грузы, а является перевалочной базой на пути грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в другие страны.
Сингапур связан с 600-ми портами в 120 странах мира. Добиться этого удалось благодаря тому, что порт обладает выгоднейшим географическим положением, располагаясь на стыке Тихого и Индийского океанов. По итогам 2015 года порт обработал 30,9 млн TEU.
Шэньчжэнь
Несмотря на свою молодость (город был основан лишь в 1979 году) порт Шэньчжэня ныне занимает третье место в мире по грузообороту (24,1 млн TEU). Достичь таких результатов Шэньчжэнь смог из-за того, что он главный порт дельты Жемчужной реки — самого динамично развивающегося региона мира с населением около 80 млн человек.
Кроме Шэньчжэня в этот регион входят крупнейшие китайские мегаполисы: Гуанчжоу, Гонконг, Дунгуань, Фошань, а также Макао.
Весь этот сверхрегион обслуживается множеством портов, некоторые из которых также входят в десятку важнейших в мире, однако Шэньчжэнь — самый крупный из них.
Нинбо-Чжоушань
Порт Нинбо-Чжоушань также расположен на тихоокеанском побережье Китая и обслуживает центральную часть страны. Это один из самых загрязненных портов мира, состоит из 191 причала, нефтяного терминала, а также причала по перегрузке железной руды. Контейнерооборот составляет около 20,6 млн TEU.
Гонконг
В 2015 году порт Гонконга обработал грузов на 20,1 млн TEU, падение грузооборота за год составило 9,5%. Причиной этого стало то, что основной поток грузов Южного Китая и дельты Жемчужной реки перенаправляется на Шэньчжэнь и Гуанчжоу.
Также в десятку крупнейших портов Азии вошли:
- Пусан, Южная Корея (19,5 млн TEU);
- Гуанчжоу, Китай (17,6 млн TEU);
- Циндао, Китай (17,3 млн TEU);
- Дубай, ОАЭ (15,6 млн TEU);
- Тяньцзинь, Китай (14 млн TEU).
В гонконгском метро можно приобрести карту, с помощью которой можно не только ездить в метрополитене, но и совершать покупки в магазинах. Читайте здесь о подземке Гонконга и о карте Октопус.
Пакистан
Несмотря на то что эта страна появилась на карте только в XX веке, она росчерком пера бывших британских хозяев получила с независимостью и географические проблемы. Если ты посмотришь на карту мира, то увидишь, что почти все города Пакистана расположены недалеко от границы. Звучит здорово, особенно с точки зрения торговли. Вот только Пакистан неформально находится в состоянии войны со своим соседом Индией с момента обретения обоими государствами независимости.
Кроме того, по сравнению со значительной частью территории страны, занимаемой горами, граница между Пакистаном и Индией, за исключением северной части, представляет собой равнину с открытой местностью. Из-за этого в случае обострения конфликта практически все пакистанские города могут быть подвергнуты нападению. Необходимость защиты своих городов от потенциального противника, а также рельеф значительной части страны не дают Пакистану развиваться так же активно, как его соседи.
Порт молодой, но… с историей
Идея о строительстве порта у поселка Индига обсуждалась еще в первой половине ХХ века. Уже в нашем столетии появился еще один замысел: сделать порт частью железнодорожного проекта «Баренцкомур» (магистраль Баренцево море – Коми – Урал) – суть его в том, что доставка грузов морем и железной дорогой становится единым логистическим циклом.
По разным причинам эти планы долгое время так и оставались планами. «Подступиться» к ним удалось совсем недавно: в 2018 году корпорация «АЕОН» заявила о начале реализации проекта по созданию нового морского порта.
Характеристики бухты Индига, где запланировано строительство, идеально подходят для организации крупного транспортного узла. Глубина моря у берегов достигает 18 метров, и это дает возможность принимать суда дедвейтом 100 тыс. тонн и более. Навигация – круглогодичная, что позволяет идти судам ледового класса без сопровождения ледоколов.
Само расположение бухты таково, что построенный в ней порт будет, с одной стороны, открыт для выхода судов в Атлантику и мировой океан по Северному морскому пути, с другой – есть все возможности для строительства примыкающей железнодорожной магистрали и транспортировки по ней грузов в порт и из порта. Реализация такого проекта существенно сокращает (на 350-400 км) и упрощает доставку грузов через Севморпуть до конечного покупателя, соответственно, и удешевляет ее. Эффективность использования судов ледового класса возрастает на 30%.
Рейтинг по России
Российская Федерация владеет крупными портами, верфями и военно-морскими базами. Ее огромная территория позволяет иметь стратегические морские терминалы. Наиболее крупные из них расположены в западной части страны.
Усть-Луга
В Усть-Луге, что находится под Санкт-Петербургом, действует 11 товарных терминалов и 19 причалов. Ежегодные показатели грузооборота растут, что позволило ему опередить морскую гавань Новороссийска по этому показателю. Согласно данным на 2019 год Усть-Луга приняла и отправила 98730 метрических тонн грузов, пропускная способность при необходимости может вырасти вдвое.
Порт Усть-Луга продолжает строиться и расширяться
В мировом рейтинге самый большой порт России занимает 45 место по объему перевозок. Площадь территории составляет 1057 гектар. Удобное расположение в устье Лужской Губы в 70 километрах от Санкт-Петербурга – одна из причин стремительного развития. Функционирует с 2000 года.
Новороссийск
Крупнейшие южные морские ворота России находятся в Новороссийске. Форт Новороссийск был заложен после окончания Русско-Турецкой войны в 1829 году. Для слаженной работы здесь имеются:
- терминалы перевалки зерна;
- нефтяная инфраструктура;
- судоремонтное производство для всех типов судов;
- лесной порт;
- береговые радиостанции.
Закат в порту Новороссийска
Действует военно-морская база. Ежегодный объем проходящих через Новороссийск грузов составляет 78000 метрических тонн.
Приморск
Третий крупнейший порт России – Приморск. Он расположен на Балтике и считается самым большим среди нефтеналивных в стране. Примечательно, что в советское время через эту территорию проходила четверть грузооборота всего СССР. Приморские морские ворота заложены в 1993 году для того, чтобы уйти от иностранной зависимости после распада государства.
Причалы порта Приморск
Основные этапы строительства начались в 2000 году, сегодня Приморск принимает товары в объеме 64000 метрические тонны и продолжает развиваться. Общая площадь составляет 34,8 км2.
Планы, этапы, инвестиции
Осенью 2019 года началась разработка проектно-сметной документации по строительству будущего порта. Само строительство начнется в 2021 году, одновременно стартует и прокладка железнодорожной ветки Индига – Сосногорск.
Порт Индига с годовой мощностью 80 млн тонн груза будет запущен в 2025 году, а к 2035-му его грузооборот может вырасти до 120 млн тонн.
В 2019 году, то есть с началом проектирования, корпорация «АЕОН» уже вложила первые 60 млн рублей в разработку документации, в обследование территории и другие подготовительные работы. На 2020 год запланированы вложения в размере еще 200 млн рублей.
Общий объем инвестиций в проект превысит 300 млрд рублей – в такую сумму оценивается создание как собственно портовой инфраструктуры, так и «железнодорожной составляющей» проекта. На данный момент речь идет исключительно о средствах частных инвесторов, бюджетные вливания в проект пока не планируются. Что касается строительства железной дороги, то это могут быть средства или РЖД, или консорциума частных инвесторов – например, предприятий, особенно заинтересованных в доставке своей продукции по новому маршруту.