11 незамерзающих портов россии

Карта

Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:

  • — от 1 млн до 10 млн т
  • — от 10 млн до 20 млн т
  • — от 20 млн до 50 млн т
  • — от 50 млн до 100 млн т
  • — свыше 100 млн т

Новороссийский морской порт

Приморск (порт)

Санкт-Петербург

Восточный (порт)

Мурманск

Усть-Луга (порт)

Туапсе (порт)

Ванино

Комплекс «Пригородное»

Находка (порт)

Высоцк (порт)

Калининград

Владивостокский морской торговый порт

Ростовский морской торговый порт

Кавказ (порт)

Де-Кастри

Махачкала

Посьет (порт)

Порт Азов

Астрахань

Архангельск

Витино

Варандей

Ейский морской порт

Таганрогский морской торговый порт

Порт Сочи Имеретинский

Петропавловск-Камчатский

Темрюкский морской торговый порт

Холмск (порт)

Ольга (порт)

Шахтёрск (порт)

Корсаков (порт)

Тамань (порт)

Магадан

Порт Выборгский

Дудинка

Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Приморск

Усть-Луга

Высоцк

Выборг

Крупнейшие порты Ленинградской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Азов

Таганрог

Крупнейшие порты Ростовской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Новороссийск

Туапсе

Кавказ

Ейск

Сочи

Темрюк

Тамань

Крупнейшие порты Краснодарского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Пригородное

Холмск

Шахтёрск

Корсаков

Крупнейшие порты Сахалинской области(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Восточный

Находка

Владивосток

Посьет

Ольга

Крупнейшие порты Приморского края(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Япония

Эта страна, пожалуй, по количеству географических проблем может соревноваться с Россией

Наиболее серьёзной из них является расположение вдоль Тихоокеанского огненного кольца, которое порождает огромное количество землетрясений и вынуждает жителей японских островов сосредотачивать внимание на безопасности. Из-за этого огромные деньги уходят на укрепление зданий, инфраструктуры, что отрицательно сказывается на развитии Японии

Также проблемой является то, что японские острова в основном представляют собой холмы и горы, и пригодных для пахоты и строительства земель тут не более 20 %. Эта проблема ограничивает количество людей, которых японские острова могут содержать, а также существенно повышает стоимость пищи и промышленных товаров.

Еще одна проблема — это обособленность Японии от остального мира. Географически близкими для торговли странами являются Россия, Корея и Китай, однако по разным причинам активная торговля с ними не велась, что также тормозило прогресс этого государства.

Интересные факты

  1. Для такой страны, как Россия, имеющей огромную территорию и большой торговый потенциал, количество существующих портов считается недостаточным.

Акватория порта Мурманск не замерзает даже в самые лютые морозы. Это позволяет порту принимать и отправлять грузы морским путём круглый год.

Мурманский порт единственный на северо-западе страны, в котором могут обрабатывать суда дедвейтом более 130 тысяч тонн.

Общая протяжённость морских границ страны составляет около 40 тысяч км. Но не одному морскому порту не удалось попасть даже в топ 20 крупных мировых гаваней.

Порт Новороссийск является третьим в Европе по своим размерам и лидером грузооборота среди российских торговых гаваней. Его пропускная способность не превышает 1 миллиона контейнеров в год, что значительно ниже мировых лидеров.

Смотрите видео о новороссийском морском порте:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Россия

Из-за того, что Россия практически не обладает глубоководными незамерзающими гаванями и из-за континентального характера страны, перевозки морским транспортом в нашей стране не так развиты, как в главных экономических центрах мира. Но все же и в России морское судоходство играет определяющую роль в торговле со многими регионами мира, а некоторые российские порты входят в топ крупнейших гаваней континента.

Северный район

Северный район принадлежит к акваториям Атлантического и Северного ледовитого океанов. Крупнейшие порты этого района находятся на Балтийском море. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:

  • Усть-Луга (87,9 млн тонн);
  • Приморск в Ленинградской области (59,6 млн тонн);
  • Большой порт Санкт-Петербурга (51,1 млн тонн);
  • Высоцк (17,5 млн тонн).

Если вас интересуют туристические направления Российской Федерации, то вам сюда.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск — крупнейший российский морской порт Белого моря, расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

  1. порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);
  2. Ванино, Хабаровский край (26,8 млн тонн);
  3. Находка, Приморский край (21,3 млн тонн);
  4. порт Пригородное, Сахалинская область (16 млн тонн).

Кавказ

Именно на Северном Кавказе на побережье Черного моря располагается крупнейший по грузообороту порт России — Новороссийск.

Грузооборот — 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань, мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России — это Порт Кавказ (30,5 млн тонн)

Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

  • река Дон (Ростов-на-Дону);
  • Волга (Астрахань);
  • Северная Двина (Архангельск);
  • Иртыш (Омск);
  • Енисей (Красноярск и Норильск);
  • Лена (Якутск);
  • Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва, ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный)

Дальний Восток

В Тихоокеанском бассейне среди 22 морских гаваней только 6 портов считаются незамерзающими.

Находка. Одна из крупнейших незамерзающих гаваней, расположенных в акватории Японского моря. Морской торговый порт Находка включает в себя 108 причалов, которые растянулись на длину, превышающую 16 км. Здесь осуществляются погрузо-разгрузочные работы, связанные с перевалкой грузов, прибывших на судах, размер которых ограничивается длиной (до 245 м) и осадкой (до 11,5 м).

Восточный. Российский морской порт федерального значения находится на берегу Японского моря (бухта Врангеля залива Находка). Данная незамерзающая гавань входит в состав самого крупного в стране транспортного узла «Восточный-Находка», расположенного на побережье Тихого океана. По итогам 2013 года грузооборот порта составил более 48 миллионов тонн. Транзит грузов вглубь страны осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали.

Характеристики порта:

— состоит из 25 причалов и 8 терминалов;

— ограничение судов по осадке – 13 метров;

— ограничение судов по длине – 290 метров.

Зарубино. Крупный порт Приморского края. Находится в бухте Троицы. Его непосредственной отличительной чертой является близость от границы с КНДР и КНР, что ориентирует его в первую очередь на морские сообщения с этими странами.

Характеристики порта:

— протяженность причальной стенки – 1 км;

— ограничения судов по осадке – 7 метров;

— ограничения судов по длине – 130 метров.

Посьет. Незамерзающий порт находится в акватории Японского моря, на берегу одноименного залива и в непосредственной близости от Владивостока.

Характеристики порта:

— протяженность причальной стенки – 2,4 км;

— число причалов – 16 шт.;

— ограничения судов по осадке – 9 метров;

— ограничения судов по длине – 183 метра.

На острове Сахалин имеется 2 незамерзающих морских порта.

Холмск. Географическое положение данной незамерзающей морской гавани определено акваторией Японского моря (о. Сахалин, побережье Татарского пролива).

Характеристики порта:

— количество причалов – 27 шт.;

— протяженность гавани – 2,5 км;

— ограничение судов по осадке – 8 метров;

— ограничение судов по длине – 130 метров.

Невельск. Данная незамерзающая гавань расположилась на острове Сахалин.

Характеристики порта:

— количество причалов – 26 шт.;

— протяженность причальной стенки – 2,7 км;

— ограничения судов по осадке – 5,5 метров;

— ограничения судов по длине – 120 метров.

Топ 25 Российских морских портов по грузообороту

К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:

  1. Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
  2. Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
  3. Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
  4. Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
  5. Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн

Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.

Порт Грузооборот, млн тонн
1 Новороссийск 156.826
2 Усть-Луга 103.852
3 Восточный 73.54
4 Мурманск 61.93
5 Приморск 61.024
6 Санкт-Петербург 59.9
7 Ванино 31.44
8 Сабетта 27.68
9 Находка 25.58
10 Туапсе 25.2
11 Владивосток 23.92
12 Кавказ 20.92
13 Высоцк 19.4
14 Пригородное 16.05
15 Ростов-на Дону 16.03
16 Тамань 15
17 Де-Кастри 13.57
18 Калининград 11.1
19 Азов 10.4
20 Шахтерск 8.8
21 Посьет 7.7
22 Варандей 7.17
23 Махачкала 4.7
24 Архангельск 2.7
25 Астрахань 2.2

Крупнейшие порты России на карте

А на этом сегодня все про крупнейшие порты мира и России. Делитесь статьей и подписывайтесь на новые. До новых встреч на проект Тюлягин, друзья!

Какие районы приравнены к Крайнему Северу в 2019 году?

Перечень районов, которые приравнены к Крайнему Северу в 2019 году, значительно шире. Он включает в себя районы и населенные пункты на территории следующих субъектов РФ:

  • Архангельская область — города Архангельск, Новодвинск, Онега, Мирный, Котлас, Коряжма, районы Плесецкий, Приморский, Онежский, Холмогорский, Виноградовский, Верхнетоемский, Ленский, Вельский,Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Няндомский, Устьянский, Шенкурский;
  • Республика Коми — города Ухта, Сыктывкар, районы Вуктыльский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский;
  • Пермский край — районы Гайнский, Косинский, Кочевский;
  • Республика Карелия — города Петрозаводск, Сортавала, районы Муезерский, Сегежский, Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Суоярвский;
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: весь, кроме Березовского и Белоярского районов (относятся к территориям КС);
  • Тюменская область — Уватский район;
  • Томская область — города Колпашево, Стрежевой, муниципальное образование «Город Кедровый» Томской области (г. Кедровый, с. Пудино, поселки Останино, Калининск, Рогалево, Таванга, Лушниково), районы Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский;
  • Красноярский край — города Енисейск, Лесосибирск, районы Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский;
  • Иркутская область — города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут, Братск, районы Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский;
  • Республика Бурятия — районы Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский;
  • Читинская область — районы Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский;
  • Амурская область — города Зея, Тында, районы Селемджинский, Тындинский;
  • Приморский край — районы Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский, рабочий поселок Восток Красноармейского района, Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;
  • Хабаровский край — города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань, рабочий поселок Эльбан Амурского района, Вознесенский, Падалинский сельсоветы, Амурского района, Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района, районы Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский, Ульчский;
  • Сахалинская область — вся территория, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;
  • Республика Тыва — город Кызыл, районы Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский;
  • Республика Алтай — район Улаганский.

Если указано, что населенный пункт относится к местности, приравненной к Крайнему Северу, то подчиняющиеся данному населенному пункту территории тоже ходят в состав «приравненных» регионов.

Австралия

Австралия кажется процветающей страной первого мира, и в принципе так оно и есть. Но она страдает от своего географического положения. Дело в том, что почти всю территорию континента занимают пустыни и тропические леса, которые непригодны для жизни. Поэтому большая часть населения проживает лишь на небольшой полосе по краям Австралии.

И даже в этих местах климат весьма засушливый, и во многих районах наблюдается не просто нехватка воды, а настоящая засуха. По сути, чтобы доехать, к примеру, из Сиднея в Дарвин, тебе нужно двигаться не по прямой, как это было бы логичнее, а вдоль побережья, огибая чуть ли не половину континента, что также тормозит экономику этого государства.

Азия

В десятке крупнейших морских портов мира по контейнерообороту все десять располагаются в Азии, из них девять относятся к Тихоокеанскому бассейну, а семь принадлежат Китаю. Так что можно констатировать, что мировой экономический центр в наше время окончательно сместился на Дальний Восток.

Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае — главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.

Шанхай

По итогам 2015 года порт Шанхай окончательно обогнал Сингапур и утвердился на первом месте по грузообороту (646,5 млн тонн) и контейнерообороту (36,5 млн TEU). Располагается в непосредственной близости от главного китайского мегаполиса. Помочь занять первое место в мире по обороту порту Шанхая помог введенный в начале XXI века порт Яншань — глубоководная часть шанхайской гавани.

Сингапур

Порт Сингапура уступил первенство Шанхаю, однако занимает второе место по обороту в мире. В отличие от остальных гаваней первой десятки мировых портов Сингапур не генерирует грузы, а является перевалочной базой на пути грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в другие страны.

Сингапур связан с 600-ми портами в 120 странах мира. Добиться этого удалось благодаря тому, что порт обладает выгоднейшим географическим положением, располагаясь на стыке Тихого и Индийского океанов. По итогам 2015 года порт обработал 30,9 млн TEU.

Шэньчжэнь

Несмотря на свою молодость (город был основан лишь в 1979 году) порт Шэньчжэня ныне занимает третье место в мире по грузообороту (24,1 млн TEU). Достичь таких результатов Шэньчжэнь смог из-за того, что он главный порт дельты Жемчужной реки — самого динамично развивающегося региона мира с населением около 80 млн человек.

Кроме Шэньчжэня в этот регион входят крупнейшие китайские мегаполисы: Гуанчжоу, Гонконг, Дунгуань, Фошань, а также Макао.

Весь этот сверхрегион обслуживается множеством портов, некоторые из которых также входят в десятку важнейших в мире, однако Шэньчжэнь — самый крупный из них.

Нинбо-Чжоушань

Порт Нинбо-Чжоушань также расположен на тихоокеанском побережье Китая и обслуживает центральную часть страны. Это один из самых загрязненных портов мира, состоит из 191 причала, нефтяного терминала, а также причала по перегрузке железной руды. Контейнерооборот составляет около 20,6 млн TEU.

Гонконг

В 2015 году порт Гонконга обработал грузов на 20,1 млн TEU, падение грузооборота за год составило 9,5%. Причиной этого стало то, что основной поток грузов Южного Китая и дельты Жемчужной реки перенаправляется на Шэньчжэнь и Гуанчжоу.

Также в десятку крупнейших портов Азии вошли:

  • Пусан, Южная Корея (19,5 млн TEU);
  • Гуанчжоу, Китай (17,6 млн TEU);
  • Циндао, Китай (17,3 млн TEU);
  • Дубай, ОАЭ (15,6 млн TEU);
  • Тяньцзинь, Китай (14 млн TEU).

В гонконгском метро можно приобрести карту, с помощью которой можно не только ездить в метрополитене, но и совершать покупки в магазинах. Читайте здесь о подземке Гонконга и о карте Октопус.

Пакистан

Несмотря на то что эта страна появилась на карте только в XX веке, она росчерком пера бывших британских хозяев получила с независимостью и географические проблемы. Если ты посмотришь на карту мира, то увидишь, что почти все города Пакистана расположены недалеко от границы. Звучит здорово, особенно с точки зрения торговли. Вот только Пакистан неформально находится в состоянии войны со своим соседом Индией с момента обретения обоими государствами независимости.

Кроме того, по сравнению со значительной частью территории страны, занимаемой горами, граница между Пакистаном и Индией, за исключением северной части, представляет собой равнину с открытой местностью. Из-за этого в случае обострения конфликта практически все пакистанские города могут быть подвергнуты нападению. Необходимость защиты своих городов от потенциального противника, а также рельеф значительной части страны не дают Пакистану развиваться так же активно, как его соседи.

Порт молодой, но… с историей

Идея о строительстве порта у поселка Индига обсуждалась еще в первой половине ХХ века. Уже в нашем столетии появился еще один замысел: сделать порт частью железнодорожного проекта «Баренцкомур» (магистраль Баренцево море – Коми – Урал) – суть его в том, что доставка грузов морем и железной дорогой становится единым логистическим циклом.

По разным причинам эти планы долгое время так и оставались планами. «Подступиться» к ним удалось совсем недавно: в 2018 году корпорация «АЕОН» заявила о начале реализации проекта по созданию нового морского порта.

Характеристики бухты Индига, где запланировано строительство, идеально подходят для организации крупного транспортного узла. Глубина моря у берегов достигает 18 метров, и это дает возможность принимать суда дедвейтом 100 тыс. тонн и более. Навигация – круглогодичная, что позволяет идти судам ледового класса без сопровождения ледоколов.
Само расположение бухты таково, что построенный в ней порт будет, с одной стороны, открыт для выхода судов в Атлантику и мировой океан по Северному морскому пути, с другой – есть все возможности для строительства примыкающей железнодорожной магистрали и транспортировки по ней грузов в порт и из порта. Реализация такого проекта существенно сокращает (на 350-400 км) и упрощает доставку грузов через Севморпуть до конечного покупателя, соответственно, и удешевляет ее. Эффективность использования судов ледового класса возрастает на 30%.

Рейтинг по России

Российская Федерация владеет крупными портами, верфями и военно-морскими базами. Ее огромная территория позволяет иметь стратегические морские терминалы. Наиболее крупные из них расположены в западной части страны.

Усть-Луга

В Усть-Луге, что находится под Санкт-Петербургом, действует 11 товарных терминалов и 19 причалов. Ежегодные показатели грузооборота растут, что позволило ему опередить морскую гавань Новороссийска по этому показателю. Согласно данным на 2019 год Усть-Луга приняла и отправила 98730 метрических тонн грузов, пропускная способность при необходимости может вырасти вдвое.

Порт Усть-Луга продолжает строиться и расширяться

В мировом рейтинге самый большой порт России занимает 45 место по объему перевозок. Площадь территории составляет 1057 гектар. Удобное расположение в устье Лужской Губы в 70 километрах от Санкт-Петербурга – одна из причин стремительного развития. Функционирует с 2000 года.

Новороссийск

Крупнейшие южные морские ворота России находятся в Новороссийске. Форт Новороссийск был заложен после окончания Русско-Турецкой войны в 1829 году. Для слаженной работы здесь имеются:

  • терминалы перевалки зерна;
  • нефтяная инфраструктура;
  • судоремонтное производство для всех типов судов;
  • лесной порт;
  • береговые радиостанции.

Закат в порту Новороссийска

Действует военно-морская база. Ежегодный объем проходящих через Новороссийск грузов составляет 78000 метрических тонн.

Приморск

Третий крупнейший порт России – Приморск. Он расположен на Балтике и считается самым большим среди нефтеналивных в стране. Примечательно, что в советское время через эту территорию проходила четверть грузооборота всего СССР. Приморские морские ворота заложены в 1993 году для того, чтобы уйти от иностранной зависимости после распада государства.

Причалы порта Приморск

Основные этапы строительства начались в 2000 году, сегодня Приморск принимает товары в объеме 64000 метрические тонны и продолжает развиваться. Общая площадь составляет 34,8 км2.

Планы, этапы, инвестиции

Осенью 2019 года началась разработка проектно-сметной документации по строительству будущего порта. Само строительство начнется в 2021 году, одновременно стартует и прокладка железнодорожной ветки Индига – Сосногорск.

Порт Индига с годовой мощностью 80 млн тонн груза будет запущен в 2025 году, а к 2035-му его грузооборот может вырасти до 120 млн тонн.

В 2019 году, то есть с началом проектирования, корпорация «АЕОН» уже вложила первые 60 млн рублей в разработку документации, в обследование территории и другие подготовительные работы. На 2020 год запланированы вложения в размере еще 200 млн рублей.

Общий объем инвестиций в проект превысит 300 млрд рублей – в такую сумму оценивается создание как собственно портовой инфраструктуры, так и «железнодорожной составляющей» проекта. На данный момент речь идет исключительно о средствах частных инвесторов, бюджетные вливания в проект пока не планируются. Что касается строительства железной дороги, то это могут быть средства или РЖД, или консорциума частных инвесторов – например, предприятий, особенно заинтересованных в доставке своей продукции по новому маршруту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector