От кого произошли азербайджанцы?
Содержание:
- Культура
- Какие религиозные праздники в Азербайджане
- Достопримечательности столицы и других городов
- Касса взаимопомощи
- Язык и религиозная конфессия
- Экономика и промышленность
- Происхождение и история народа
- Грамотность населения
- Религия
- Расселение людей. Численность населения Земли
- «Не упасть в грязь лицом»
- Национальный музей истории Азербайджана
- Азербайджан: население и его численность по годам
- По городам
- Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях
- Отличить по имени и фамилии
- Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение
- Кавказский менталитет
- Как узнать по внешности
- Кавказский субстрат
Культура
Армянский кафедральный собор святых Фаддея и Варфоломея в Баку , открытый в 1910 году и разрушенный большевиками в 1930-х годах.
Армянская община Баку росла вместе с развитием самого города в течение 19 века. Масштабное строительство и расширение города привлекло множество русских и армянских архитекторов, многие из которых получили образование в России (в частности, в Санкт-Петербурге ) или других частях Европы. Среди выдающихся армянских архитекторов были Ованнес Качазнуни , Фрейдун Агалян , Вардан Саркисов и Гавриил Тер-Микелов . Многие из построенных ими зданий под влиянием неоклассических тем, популярных в то время в России, а также стилей и мотивов, взятых из средневековой армянской церковной архитектуры , сохранились и сегодня. Среди наиболее известных примеров — Азербайджанская государственная филармония и Бакинский коммерческий колледж (оба спроектированы Тер-Микеловым).
В Баку было три армянских церкви, но они были снесены или закрыты после установления Советской власти в 1920 году. Собор Святых Фаддея и Варфоломея, построенный в 1906–1907 годах, был разрушен в 1930-х годах в рамках атеистической политики Сталина. Церковь Пресвятой Богородицы, которая не функционировала с 1984 года из-за сильной ветхости, была снесена в начале 1990-х годов. Церковь Святого Григория Просветителя была подожжена во время погрома 1990 года, но была восстановлена в 2004 году в ходе ремонта и преобразована в архивный отдел Управления делами администрации президента Азербайджана.
В период русской империи у общины была яркая литературная культура, о чем свидетельствуют публикации десятков газет, журналов и журналов на армянском языке . Первым армянским периодическим изданием, изданным в Баку в 1877 году, был литературный и педагогический журнал « Айкакан ашхар» («Армянский мир»), основанный и редактируемый Стефанносом Стефани, в то время как другие популярные армянские периодические издания включали изданный иллюстрированный календарь « Арор» с 1893–1896, Социал Демократ (Социал-демократ), экономико-политико-общественный журнал, во главе с редакторами В. Марсяном и Лазо, Банвори Дзайном (Голос рабочего, 1906, редактор Саркис Касьян. ) и « Лусадемин» («На заре») — литературный сборник А. Алшушяна, изданный в 1913-1914 годах.
Также армянская община Баку построила первое в Азербайджане благотворительное общество , в котором находилась самая богатая на тот момент библиотека Закавказья, но затем была закрыта советским правительством.
Какие религиозные праздники в Азербайджане
- Ураза-байрам. Мусульманский праздник, зародившийся ещё в 624 году новой эры, во времена пророка Мухаммеда. Отмечается в первый день месяца Шавваль, по поводу прекращения поста, длящегося весь священный месяц Рамадан. Верующие в этот день одеваются в лучшую свою одежду, приветствуют друг друга специальным праздничным приветствием, звучащим как: «Ид мубарак!» (в переводе: «Благословенного праздника!»), и совершают ид-намаз, что по-простому — праздничная молитва.
- Курбан-байрам. Опять-таки мусульманский праздник, который отмечается по поводу жертвоприношения, совершённого Пророком Ибрахимом, когда Пророк должен был принести в жертву собственного сына, по повелению Аллаха, однако повеление это оказалось всего лишь испытанием веры Ибрахима, и в последний момент Пророк был остановлен от заклания сына. Празднование начинается через 70 дней после ураза-байрам. В этот день мусульмане совершают полное омовение, надевают чистую праздничную одежду и идут в мечеть, где делают праздничный намаз и поют такбир – славословие Аллаху. После этого звучит проповедь, во время которой имам-хатыб или мулла разъясняет, какое значение имеет жертвоприношение. После посещения мечети, верующие совершают посещение кладбищ, с молитвами об усопших. Не обходится и без ритуального заклания и принесения в жертву животного.
- Ашура. Ещё один праздник мусульманского народа, который мы упоминали уже в разделе: «Ислам». Он отмечается в 10 день месяца Мухарран. Интересно, но Ашура не имеет какого-то общего для всех мусульман значения.
- Шииты отмечают его как день траура по имаму Хусейну и другим шиитским мученикам. Они вспоминают битву при Кербеле, в которой и был убит достопочтенный Хусейн со своими соратниками. Церемонии, носящие название «тазия» проходят так: во дворах мечетей проходят чтения повестей о страданиях имама и его соратников, по улицам города ходят процессии скорбящих, которые (случается и такое) истязают себя кинжалами, нанося удары по своим телам. Поэтому Ашуру часто называют «кровавым» праздником.
- У суннитов празднование назначается по другому поводу. Траурные церемонии по имаму Хусейну они тоже проводят, но они ничем не отличаются от обычных траурных собраний. Согласно преданиям, в этот день Ноев ковчег пристал к суше, после долгих дней скитаний по водяной пустыне, а также, именно в этот день пророк Муса перевёл детей Исраила через море, пройдя по морскому дну. В Ашуру сунниты постятся, и хотя пост не является обязательным, но его соблюдение приветствуется.
Достопримечательности столицы и других городов
Это удивительная страна, в которой, пожалуй, нет мест, которые бы не хотел посетить хотя бы один заядлый путешественник. Таковых мест тысячи. Большая часть культурных и исторических памятников находится в столице.
Вот список интересных достопримечательностей:
-
музей ковра;
-
старинная Девичья башня (высота 29,5 метров);
-
знаменитые бани;
-
Бакинский Акрополь и т. п.
Наиболее привлекателен Баку во время празднования национальных праздников: Курбан-байрам (18 апреля), Рамазан-байрам (9 февраля), когда в городе организуются многочисленные праздничные мероприятия и концерты.
Также славятся достопримечательностями и другие города. Например, горы Кичикдаш, Шыхгаямы, Беюкдаш отличительны следами стоянок древнего человека, наскальными письменами, могильниками и надгробными памятниками.
Можно посетить историческую столицу Габалы. Здесь расположены мавзолеи шейхов Мансура и Бадредина, древняя городская мечеть, замки Аджинне-Тепе и Сары-Тепе.
Необыкновенный растительный и животный мир охраняют известные во всем мире заповедники: Гирканский, Ширванский, Закатальский. В них представлено примерно четыре тысячи видов животных и растений.
Касса взаимопомощи
На городской швейной фабрике № 2, где мама работала швеёй-мотористкой, шили детскую одежду, в том числе школьную форму. Я бывал здесь ребёнком и хорошо помню приветливых женщин, с которыми мама проработала 23 года. Пожилая армянка тётя Марго угощает восточными сладостями, азербайджанские и русские подруги мамы – тётя Эмма и тётя Женя – во всех подробностях расспрашивают, как учусь и кем хочу стать. А я за обе щеки уплетаю наивкуснейшую пахлаву, с трудом отвечая на их вопросы. И с удовольствием слушаю, как они с кавказским акцентом вперемешку на разных языках общаются друг с другом, шутят и громко смеются, рассказывая житейские истории.
Язык и религиозная конфессия
Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.
В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.
Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.
Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.
Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.
Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.
Экономика и промышленность
По состоянию на 2017 г., экономика страны занимает 72 место по объему ВВП, что выше на 2,4% по сравнению с прошлым годом. Всего страну можно поделить на 10 крупных экономических районов. Если говорить о сельском хозяйстве, то структура выглядит таким образом, что растениеводство преобладает над животноводством, опережая его всего на 10%.
Промышленность – это одна из развитых отраслей экономического состояния страны. Отрасль включает в себя металлургию, машиностроение, продовольственную, химическую, топливно-энергетическую, нефтегазодобывающую и иные области промышленности.
Происхождение и история народа
Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.
Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.
Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.
Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.
Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.
Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.
И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.
В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.
А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.
Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.
Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.
Грамотность населения
По нашим подсчётам в Азербайджане около 7 959 085 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 99.81% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 15 175 человека все ещё остаются безграмотными.
Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 99.89% (3 831 056 человек).4 372 человека — безграмотны.Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 99.74% (4 128 030 человек).10 802 человека — безграмотны.
Уровень грамотности среди молодёжи 99.98% и 99.93% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.96%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
Расселение людей. Численность населения Земли
Население нашей планеты — это общее число людей, проживающих на Земле. Еще в начале XIX века численность населения мира составляла 1 млрд человек (1804 год), 2 миллиарда в 1927 году, а сегодня, спустя около 100 лет она составляет уже 7,79 миллиарда человек. Такой быстрый рост можно объяснить постоянным развитием медицины и улучшением условий жизни людей. В настоящее время, по подсчетам ученых-демографов, за один год население прирастает примерно на 90 млн человек, в среднем 247 тысяч человек в день, а когда-то на заре человечества такое трудно было себе представить: у древних людей была короткая продолжительность жизни и трудные, суровые условия проживания.
Колыбелью человечества, согласно многочисленным археологическим находкам, можно считать Восточную Африку. Останки скелетов и орудий труда, найденные здесь, позволяют думать, что именно на данной территории возникли первые люди, зародилась человеческая раса.
Освоив Африку, люди стали искать новые места для существования, перейдя сначала на Евразию через Аравийский полуостров, далее часть пошла к Персидскому заливу, часть — в Европу, часть — в Индию, а затем и на остальные континенты, кроме Антарктиды.
Скорее всего, проливы между материками в далеком прошлом были не столь глубоки, как сейчас. Какие-то можно было перейти вброд, а где-то вместо воды была суша — уровень Мирового океана начал подниматься только при таянии ледников, карта мира менялась во времена глобальных перемен климата.
Поначалу население Земли росло медленно — природные катаклизмы, суровые условия, болезни, войны, эпидемии уносили много жизней, рождалось меньше, чем умирало, и естественный прирост был отрицательным.
Естественный прирост (ЕП) = число родившихся за определенный период на определенной территории минус число умерших за этот же период, например, за 1 год, деленное на численность населения местности. Получившееся число умножается на 1000. Единица измерения промилле.
- Рождаемость (Р)
- Смертность (С)
- Население (Н)
Показатель естественного прироста населения легко можно вычислить, используя статистические данные, которые имеются в органах записи актов гражданского состояния.
Периодически в странах мира проходит перепись населения, которая позволяет узнать количество поживающих в стране людей, их возраст, пол, к какой категории они относятся — городские или сельские жители.
Численный рост населения прямо зависит от уровня, на котором находится хозяйство определенной страны, а также от религии, традиций, культуры. Например, в исламских странах поощряется большое количество детей в семье.
В экономически развитых странах, где у большинства людей присутствует высокое качество жизни, и они имеют возможность отлично питаться, получить хорошее жилье, замечательное образование, современную своевременную медицинскую помощь на высоком уровне и имеют время для путешествий и отдыха, в основном рождается 1–2 ребенка, увеличивается количество бездетных семей. Естественный прирост здесь либо очень низкий, либо нулевой, либо отрицательный (то есть умирает людей больше, чем рождается). Средняя продолжительность жизни в развитых странах составляет от 75 до 80 лет и более, что приводит к увеличению общего среднего возраста людей страны и старению нации.
Во многих же азиатских и африканских государствах рождаемости сопутствует самая высокая смертность в мире: часто факторами становятся голод, инфекции (низкий уровень медицины), войны. Здесь большинство людей не доживают до старости, и средний возраст в этих странах колеблется на уровне 40 лет. Такие страны можно определить по карте мира с показателем средней продолжительности жизни.
Существует такое понятие как механический прирост населения. В отличие от естественного он представляет собой увеличение количества жителей определенной страны за счет мигрантов.
В прошлом миграции были итогом изменений климата, войн, необходимости освоения новых земель. В XXI в. основным фактором переселения стала трудовая миграция.
Что касается соотношения полов, то сейчас в мире оно равно 1:1,018 —мужчин чуть больше, чем женщин. По данным 2018 года средний возраст жителей планеты составлял 30 лет.
«Не упасть в грязь лицом»
В кругу друзей все равны, они общаются искренне и непосредственно. Но все равно, мужчина старается вести себя сдержанно, никогда не демонстрирует эмоции, переживания и чувства. Как правило, они в обществе держатся уверенно, с достоинством, даже если дела их идут совсем плохо. Это называется «вести себя по-мужски».
Рассказывать о своих неудачах, жаловаться, показывать свои слабости в обществе не принято, просто засмеют.
А общественное мнение играет огромную роль в жизни мужчины
Для него важно как он выглядит в глазах окружающих, что о нем говорят и думают
Среди молодежи эта тенденция несколько ослабляется, молодые люди более свободно проявляют свою индивидуальность в поведении, одежде, образе жизни. Но для азербайджанца любого возраста самое страшное — это потерять достоинство, «ударить в грязь лицом». Например, никогда и нигде не увидишь азербайджанца, валяющегося пьяным на улице. Принимая гостей, хозяин поставит на стол все лучшее, даже если это последнее.
Национальный музей истории Азербайджана
Национальный музей истории Азербайджана.
Музей истории Азербайджана функционирует уже почти 100 лет, впервые выставка для посетителей открылась в 1921 году. Здание изначально было особняком богатого промышленника Тагиева, и по сей день, на площади более трех тысяч квадратных метров представлены экспонаты, посвященные азербайджанской истории. Музейные фонды насчитывают более 300 тысяч уникальных артефактов, собранных с древнейших времен.
Для посетителей открыто 6 отделов, каждый из которых посвящен той или иной эпохе. Гости могут увидеть старинные монеты, оружие, предметы быта, золотые украшения возрастом более 4 тысяч лет. В отдельном крыле здания обустроен музей-квартира, посвященный Тагиеву и его семье. В девяти комнатах все представлено так же, как было при жизни владельца. Для гостей открыта библиотека хозяина дома, рабочий кабинет, бильярдная, гостиная, столовая, спальня.
Адрес: Национальный Музей Истории Азербайджана, Hacı Zeynalabdin Tağıyev küçəsi, Баку, Азербайджан.
Азербайджан: население и его численность по годам
Это небольшое государство расположено на берегу Каспийского моря, прямо на границе Азии и Европы, восточной и западной культуры. Сколько населения в Азербайджане проживает на данный момент? И какие этносы составляют его структуру?
Население Азербайджана, согласно самым последним данным ООН, насчитывает 9,7 миллиона человек. По этому показателю страна занимает первое место в регионе Закавказья. При этом около 120-140 тысяч из них проживает на территории непризнанного государства Нагорный Карабах.
Своего 9-миллионного рубежа население Азербайджана достигло в 2010 году. Рождение девятимиллионного гражданина страны даже было зафиксировано. Это случилось в городе Нахичевани утром 15 января упомянутого года.
Как свидетельствуют статистические данные, население Азербайджана за последние сто лет выросло почти в пять раз. За 25 лет независимости общий прирост населения этой страны составил около 2,5 миллиона человек, что является очень высоким показателем для постсоветских государств. Более наглядно динамика численности жителей Азербайджана представлена на следующем графике.
Женщин в Азербайджане немного больше, чем мужчин (50,3%). Плотность населения страны составляет 98 человек на один квадратный километр территории.
По городам
Азербайджан подразделяется на 66 районов и 11 городов федерального значение. В большинстве из них проживает от 10 до 80 тысяч жителей, однако имеется три крупных населенных пункта, в которых живет более ста тысяч человек. В стране всего один город-миллионник – столица Баку.
Баку
Столица Азербайджана, в которой проживает более двух миллионов человек. Является крупнейшим экономическим, научным и промышленным центром не только государства, но и всего Закавказья, а также крупнейшим портом Каспийского моря.
В Баку находится большое количество крупных государственных университетов, подготавливающих специалистов достаточно высокого класса. Также на его территории располагается большое число театров, музеев и достопримечательностей, среди которых много церквей и мечетей, а также памятников различным деятелям культуры.
Гянджа
Второй по величине город Азербайджана с более, чем 300 тысячами жителей. Также именуется второй столицей государства. Является еще и вторым научным центром страны, в нем расположены три крупных высших учебных заведения – государственный, аграрный и технический университет. В Гяндже находятся консульства Турции и Грузии.
Сумгайыт
Данный город находится неподалеку от столицы Азербайджана, в нем проживает более 330 тысяч человек. Раньше Сумгайыт представлял собой небольшое селение, которое сильно разрослось благодаря развитию на его территории большого количество предприятий нефтегазовой отрасли. Поэтому в середине 20 века город уже оформился в качестве крупного промышленного центра Азербайджана.
Мингечевир
Четвертый по численности город страны, в котором проживает более 95 тысяч человек. В нем расположено большое количество производств в сфере энергетики, промышленности, а также научных и образовательных центров. На его территории расположена крупнейшая тепловая станция Азербайджана.
Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях
Что же привлекает женщин в азербайджанских мужчинах?
Они, как и все мужчины, любят глазами. Чтобы понравиться такому мужчине, нужно быть красивой и ухоженной. Мужчины очень любят женственность. И чем наряднее и ярче выглядит женщина, тем лучше. Какие они, азербайджанские мужчины в отношениях? Мужчины очень любят потакать женским капризам. Но капризничать нужно красиво, кокетливо.
Не переносят своенравие и упрямство. Они лидеры по натуре и не любят, когда их не слушаются. Для мужчины женщина – это хранительница семейного очага и мать его деток. Именно поэтому они предпочитают, чтобы она сидела дома и занималась семейными делами: вкусно готовила, стирала, поддерживала порядок, занималась детьми и так далее.
В их понимании лучшая самореализация женщины – быть матерью и женой.
Отличить по имени и фамилии
Очень просто отличить армянина от азербайджанца по имени.
Согласно опубликованным армянским Национальным статистическим комитетом данным,
в последнее десятилетие в Армении самыми популярными именами для мальчиков
являются Наре, Давид, Самвел, Тигран и Гор. Девочек чаще всего называют Мария, Нарэ,
Мане, Мариам, Элен, Лусине.
В Азербайджане в пятерку самых распространенных мужских имен
входят Юсиф, Али, Гусейн, Омар и Угур. У девочек самые популярные имена — Захра,
Нурай, Зейнаб, Марьям, Айлин. При этом нередко детям в Азербайджане дают
двойное имя — Курбан Али, Ага Муса.
Современные армянские фамилии чаще всего заканчиваются на
суффикс «ян» (Петросян, Акопян, Шагинян). Суффикс выражает принадлежность к
роду, берущему начало от прародителя, чье имя используется в качестве фамилии.
Например, Саркисян — это дочь или сын Саркиса. Такая форма фамилии вошла в
употребление примерно с XVIII века.
Исконные азербайджанские фамилии оканчиваются на «заде»,
«оглу» и «кызы». Формы «заде» и «оглу» означают «сын» (Ибрагим-заде,
Ибрагим-оглу), а «кызы» — дочь (Захра Мамед-кызы). С приходом советской власти большинство азербайджанцев
русифицировали фамилии. Сейчас самая распространенная фамилия в стране —
Мамедов, ее носит каждый шестой азербайджанец.
Самые многочисленные национальности Азербайджана и их размещение
Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает около 120 тысяч армян. Этот народ компактно проживает в пределах Нагорного Карабаха – территории, неподконтрольной властям страны, а также в городе Баку.
Первые русские общины возникли на территории Азербайджана еще в XIX веке. Сейчас в стране проживает около 200 тысяч русских, однако их количество с каждым годом уменьшается (в основном за счет выезда из государства).
В Азербайджане сформировалась довольно крупная и целостная украинская диаспора. Украинцы начали переселяться в эту страну в конце XIX века в связи с активным промышленным развитием Азербайджана. В это же время на территорию страны (преимущественно – в Баку) стали массово приезжать поляки. Их переселение было связано, в первую очередь, с «нефтяным бумом» в Азербайджане. В Баку из Польши приезжали как высококвалифицированные инженеры, так и простые рабочие.
Кавказский менталитет
Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.
Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.
Как узнать по внешности
Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.
Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.
Кавказский субстрат
Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами . Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.
Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.
Генетическое тестирование
Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Есть свидетельства генетической примеси, происходящей от жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12 ), особенно туркмен , что выше, чем у их соседей, грузин и армян . Анализ MtDNA показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по отношению к кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях объединились с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские турки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и ближневосточниками, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосом показывает, что европеоидное население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало носителей иранского языка в Азербайджанской Республике ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.
В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.
Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, ближе к другим иранцам (например, персам и т. Д.), Чем к иранским азербайджанцам. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.