О городе набережные челны

Церкви и мечети города

Поскольку Набережные Челны являются многонациональным городом, то и храмы здесь имеются различных конфессий. В наибольшем количестве представлены православные церкви и мечети.

Один из наиболее красивых храмов — церковь Космы и Дамиана. Ее здание – одно из самых старинных в городе. Построен храм был еще в середине XIX века купцами Стахеевыми. Данное архитектурное сооружение является ярким представителем византийского стиля. В 30-е годы XX века храм был закрыт, в 1992 году его передали Казанской епархии.

Рассматривая достопримечательности Набережных Челнов, также нельзя обойти вниманием мечеть Таубэ, завершение возведения которой приходится на 1992 год. В зале мечети присутствуют традиционные шатровые покрытия

Южные фасады храма украшены деталями и выдержками из Корана. Минарет возведен в стиле модерн.

Административное деление[править]

Районы городаправить

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 40 Устава муниципального образования город Набережные Челны, в структуру Исполнительного комитета входят его территориальные органы:

  • исполнительный комитет Автозаводского района,
  • исполнительный комитет Центрального района,
  • исполнительный комитет Комсомольского района,
  • исполнительный комитет Электротехнического района.

Границы районов муниципального образования города Набережные Челны определены согласно решения Городского Совета Муниципального образования города Набережные Челны «О делении территории города Набережные Челны» на территориальные единицы и установлении границ районов города».

В Комсомольский район входят посёлки ГЭС, Зяб, Сидоровка, Орловка, Элеваторная гора. Район «Замелекесье», Суровка, 32 и 62 комплексы, БСИ, Энергорайон;

В Центральный район входят 1-8, 11-19, 31, 36-45, 56, 58, 59 комплексы, Медгородок, промышленные и коммунальные объекты, расположенные к юго-западу от автодороги № 2;

В Автозаводский район входят 20, 22, 24-30, 46-54 комплексы, 50А, 66, 67А, 68, 70А, 71 районы малоэтажной жилой застройки, промышленные и коммунальные объекты, расположенные к северо-востоку от автодороги № 2, Тогаевский карьер;

Граница между Комсомольским и Центральным районами проходят по автодороге № 4 до транспортной развязке «Орловское кольцо», далее по автодороге № 1 до улицы Королева, далее по улице Королева до проспекта Чулман, далее на юго-запад по продолжению проспекта Чулман до продолжения улицы Нариманова, далее по продолжению улицы Нариманова в сторону реки Кама;

Граница между Автозаводским и Центральным районами проходят по автодороге № 2, далее по проспекту Х.Туфана до Московского проспекта, далее по Московскому проспекту до проспекта Вахитова, далее по проспекту Вахитова до реки Кама.

Комплексыправить

По устоявшейся традиции в Набережных Челнах жилые микрорайоны называются комплексами. В городе на данный момент действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»).

Жители города пользуются строительными адресами (по комплексу), не редкость, когда человек вовсе не знает своего адреса по улице.

Например: дом 11 по улице Гидростроителей имеет также адрес 1/13 (13-й дом в 1-м комплексе).

Однако в Комсомольском районе и Центральном есть комплексы с одинаковыми номерами, поэтому во избежание почтовых коллизий надо либо использовать адрес по улице, либо дополнительно указывать район города.

Например: г. Набережные Челны, ГЭС, д. 1/13, кв. 39.

Использование альтернативной адресации является своего рода уникальным явлением и чаще всего объясняется стремительным ростом города в эпоху социализма, а также большим количеством среди населения строителей, использующих в обиходе более компактные строительные обозначения объектов.

Это единственный город Российской Федерации, житель которого может назвать свой полный и точный адрес вообще не используя букв.

Укрупнение

Согласно переписи населения, проведенной в 1647 году, вокруг Челнинского починка постепенно сформировалась группа поселений, состоящая из десяти деревень и починков (в группу поселений входили т.ч. Мыс, Бережная, Мироновка, Орловка, Шильня и др.). В этих селениях проживало, согласно переписи, 683 (шестисот восемьдесят три) крестьянина, а также бобылей мужского пола. Все вместе взятые они имели 296 (двести девяносто шесть) крестьянских двора и 55 (пятьдесят пять) бобылевских дворов. Села и деревни, находившиеся ранее на месте города, располагались по берегам речек Шильны, Челнинки и Мелекеса.

По приказу Русского царя Алексея Михайловича Романова, для защиты от прихода калмыцких и ногайских воинских людей в 1650 году на речке Чалне, при впадении ее в реку Каму, был построен Чалнинский казацкий укрепленный городок.

С первых дней своего существования слобода Бережная и Мысовые Челны превращаются в торгово-ремесленные поселения, в которых люди занимались пушным промыслом, переработкой дерева, рыболовством, бурлачили на речных караванах. Тогда в прошлом, много лет тому назад, долина Камы была зеленым краем с сочными пойменными лугами и густыми лесами. Много было и озер, в которых крестьяне ловили рыбу. На большинстве озер гнездилась промысловая дичь. Еще каких-то четыре-пять столетий назад берега Камы были сплошь покрыты стройными сосновыми лесами.

Письменные упоминания о городе

Первое письменное упоминание о городе относится к 1680 году. Свод булгарской летописи Бахши Имана «Джагфар Тарихы», где сообщается про основание за инициативой муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда КулГали, в 1172 году нового города Яр Чаллы, и о превращении города в ХІV–ХV веках в крупный булгарский центр Ярской («Побережной») стороны (области) Булгарского царства.

1367 год – город Набережные Челны упомянут на географических картах, принадлежавших итальянским купцам – братьям Доменико и Франсиско Пицигано. Также название города можно найти в Каталонском атласе 1375 г., на котором город был отмечен как Жар (слово «Яр» употреблялось в казанском диалекте булгарского языка и произносилось как «Жар»).

В фондах городского государственного архива хранятся документы, где Набережные Челны упоминается в русских летописях, датированных 1626 годом. Город основан, согласно летописи, в 1626 г. Первоначально носил название Чалнинский починок. Летопись повествует о том, что в дворцовом селе Елабуге в 1626 году образовалась новая «община, состоящая из крестьян елабужан», во главе общины стоит Федор Попов. Рассказывается также, что «Федор Попов с 5 дружественными семействами в том же году перешел через Каму и засел на готовые дома…».

Позже наименование поселения Чалнинский починок трансформировалось с ходом времени в Береговые, затем Бережные и, в конечном итоге, – Набережные Челны.

Досуг и отдых в городе Набережные Челны

Кроме того, что здесь выпускаются всемирно известные и многократные победители ралли «Дакар» и автомобили «КАМАЗ», существует также множество других достопримечательностей.

Несмотря на то, что Набережные Челны не являются туристическим центром, количество туристов растёт с каждым годом. И, ведь действительно, здесь есть на что посмотреть, где хорошо отдохнуть.

Это город двух религий, гостей привлекает старейшая здесь церковь – Боровецкая, построенная в 1872 году, из мечетей особого внимания заслуживает «Абузар» — 1991 года постройки.

В старой части находится музей истории Набережных Челнов и музей истории автомобильных войск. Также особый интерес представляет музей «КАМАЗа», расположенный в одном из административных корпусов завода. Еще в старой части города есть площадь В.С. Высоцкого – единственная во всем мире, а также памятник и музей, посвящённые Владимиру Семёновичу.

Три театра: театр кукол, «Мастеровые» и драматический порадуют ценителей своими постановками. Прямо на берегу реки Мелекеска расположился единственный в Поволжье Дельфинарий.

Не обделены вниманием и любители активного отдыха. Зимой работают пункты проката лыж, оборудуются горки, с которых на хорошей скорости можно промчаться на ватрушках

Летом организуются пункты проката велосипедов, квадроциклов. Все трассы проходят в лесопарках.

Поскольку на территории самого города протекают три реки – Челнинка, Мелекеска и Кама, естественно можно совершить прогулки на лодках, катамаранах и речных пароходах.

В городе проводится множество спортивных мероприятий, участие в которых может принять любой желающий.

Найдётся место и тем, кто хочет отдохнуть от городской суеты, побыть в тишине и уединении. В полной мере этим позволят насладиться два лесных массива – «Большой Бор» и «Кзыл-Тау», кстати, последний находится на месте частично сохраненной корабельной рощи, главным деревом которой является пихта. Удивительное место, где посреди лесостепной зоны раскинулась настоящая тайга, чему поспособствовало изменение русла реки.

Множество баз отдыха, банных комплексов, расположенных по берегам рек и окраинам лесов.

С размещением проблем не возникает. Большая сеть удобных и комфортных гостиниц, хостелов. При желании можно найти и квартиру с посуточной оплатой.

Автомобильные магистральные трассы

Через Набережные Челны проходит одна федеральная трасса М7 «Волга», ведущая в северо-западном направлении на Москву через Казань, Нижний Новгород и Владимир, а в юго-восточном направлении — на Уфу. От автотрассы сделаны ответвления до Иванова, Чебоксар, Перми и многих других промежуточных городов. Таким образом, Набережные Челны связаны автодорогой «Волга» с Московской, Владимирской и Нижегородской областями, Чувашской Республикой и Башкортостаном.

Если учесть, что другая федеральная трасса М5 «Урал» пересекается в Уфе с дорогой М7 «Волга», то можно говорить о наличии прямого автодорожного сообщения Набережных Челнов с Самарой, Пензой и Рязанью в западном направлении и с Челябинском и Екатеринбургом — в восточном.

Набережные Челны в 19 веке

Так как в городе велась активная торговля хлебом, на территории поселка были размещены правильные ряды больших хлебных амбаров. Торговля хлебом и мукой в Набережных Челнах процветала. Львиная доля заготовленного хлеба отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные торговые обороты имели такие кампании, как Камско-Вятское торговое товарищество «Бушмакин с сыновьями», «Братья Халфины», «И.Г.Стахеев и сыновья», В.Г.Стахеева «Наследники», и пр.

В это время в поселке располагалась также большая пристань на реке Кама, поэтому в городе было много торговых людей, непосредственно ничего не покупавших и не продававших, но тесно связанных с торгом,– это были извозчики, сторожа, грузчики, лодочники и прочие. Все эти подсобные занятия при торговле и в особенности судоходстве играли в жизни поселка самую большую роль во время всего рассматриваемого периода.

Был хорошо развит лодочный промысел, речное судоходство в 19 веке процветало. По реке ходили различных типов речные суда-паузки, шитики, каюки. Лодки грузоподъемностью до 300 (трехсот) пудов совершали около 5 (пяти) рейсов, что приносило их владельцам более чем солидный доход. Вниз по течению судна шли на веслах, а вот вверх лодки уже тянули бурлаки, редко баркасы или запряженный скот. Труд бурлаков был тяжёлым, монотонным и низко оплачиваемым.

В торговом городе кроме пристани и восемнадцати торговых лавок имелось также свое училище, мельница, Никольская церковь.

К 1847 году население Набережных Челнов уже насчитывало 1726 (тысяча семьсот двадцать шесть) человек. В основном в те времена среди его жителей преобладали татары или русские.

Завод «КамАЗ»

Грузовики автомобильного завода КамАЗ есть буквально повсюду в России и СНГ. А их специальные версии неоднократно побеждали на ралли «Дакар», «Шёлковый путь» и других престижных гонках по бездорожью, прославляя имя автогиганта и его эмблему – степного скакуна – далеко за пределами бывшего Союза.

Первый грузовик

В 1969 году правительство приняло решение о строительстве этого завода. В феврале 1976-го с конвейера сошёл первый грузовик. Всего через 3 года – 100-тысячный. В 1988 году – миллионный, а двух миллионный — в 2012-м. 30% выпускаемых КамАЗом машин идёт на экспорт.

Месторасположение: промышленная зона за автодорогой №1.

Автовокзал в Набережных Челнах

Наиболее популярные межрегиональные автобусные маршруты — Ижевск, Пермь, Тольятти, Самара, Стерлитамак, Ульяновск, Уфа, Ухта, Чебоксары, Ярославль, Оренбург, Екатеринбург и другие. По большинству межрегиональных направлений автобусы отправляются ежедневно или, как минимум, несколько раз в неделю.

От автовокзала Набережных Челнов можно добраться практически в любой населенный пункт Республики Татарстан, включая удаленные села. Кроме того, 2 раза в неделю от станции отходит автобус до города Актобе в Казахстане — на данный момент это единственный международный маршрут.

Образование[править]

Государственные вузыправить

  • Набережночелнинский государственный педагогический институт (НГПИ)
  • Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (НГТТИ)
  • Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) — бывший Камский политехнический институт (КамПИ)
  • Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (КамГАФКСиТ) — бывший Камский государственный инстиут физической культуры (КамГИФК)
  • Институт непрерывного педагогического образования (ИНПО)

Филиалы государственных вузовправить

  • Набережночелнинский филиал Казанского государственного университета (КГУ)
  • Набережночелнинский филиал Казанского Государственного Технического Университета имени А. Н. Туполева (КГТУ им. А.Н.Туполева — КАИ)
  • Набережночелнинский филиал Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Н. А. Добролюбова

Экономика[править]

Промышленностьправить

Объём промышленной продукции предприятий города составляет 20 % от общего объема выпуска Татарстана.

Основные отрасли — машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, перерабатывающая промышленность, пищевая промышленность.

Предприятия — ОАО «КАМАЗ», нефтехимический комбинат, АО «Татэлектромаш», «Картонно-бумажный комбинат», АО «Камгэсэнергострой», корпорация «РАССТАЛ», ОАО «ЗЯБ», Нижнекамская ГЭС мощностью 1248 МВт, Набережночелнинская ТЭЦ, а также расположенная неподалёку Заинская ГРЭС.

В структуре промышленного производства города на 1 января 2006 года машиностроение и металлообработка занимает 80,1%, в 1995 — 62,69%. В объеме промышленной продукции доля заводов ОАО «КАМАЗ» — 75,2%. Часть продукции машиностроения выпускают ОАО «Начало», ОАО «Риат», ЗАО «Камский завод «Автоагрегатцентр».

Для стройиндустрии города характерно, что производство строительных материалов было развернуто под масштабную стройку. В настоящее время эти мощности востребованы лишь на 40%.

Пищевая промышленность представлена 6 крупными предприятиями: ООО «Челны-Бройлер», ОАО «Челны-хлеб», Набережночелнинский молочный комбинат филиал ОАО «ВАМИН Татарстан», ОАО «Челны-Холод», ОАО «Булгарпиво», ООО «Челны-Мясо».

Транспортправить

Набережные Челны — важнейший транспортный узел северо-востока Татарстана. В городе имеется крупный речной порт. Железнодорожный вокзал города, а также расположенный в 17 километрах к юго-западу узловой терминал железнодорожной станции Круглое Поле находятся на меридианальной железнодорожной линии Агрыз—Акбаш. Помимо поездов дальнего следования от вокзала по двум направлениям курсирует междугородний рейсовый автобус. Аэропорт Бегишево обслуживает города и районы Нижне-Камской агломерации и Нижне-Камского ТПК. Город — крупный узел автомобильных дорог, имеет автовокзал с многочисленными пригородными и междугородними автобусными маршрутами.

Городской транспорт представлен 12 маршрутами трамвая и около 50 маршрутами автобуса и маршрутного такси.

Лес – это жизнь города

Огромное богатство для России того времени представляли «корабельные рощи». Эти сосновые леса под Елабугой – Большой и Малый Бор – по обоим берегам Камы были и кормильцами, и убежищем. На протяжении 18-19 веков в этих рощах лесорубами заготавливалась мачтовая сосна, используемая в кораблестроительстве, и шедшая в Казань и Астрахань. Боровецкая корабельная роща тогда находилась недалеко от сел Боровецкого, д. Малой Шильны.

Ко второй половине ХIХ века Набережные Челны постепенно превратились в большой и богатый торговый центр Нижней Камы. Охраной и разработкой лесов до 60-х гг. девятнадцатого века ведало морское министерство. И сейчас только этому обстоятельству неразумные потомки обязаны тем, что частично были сохранены до наших дней корабельные рощи. В настоящее время большая часть всей территории озер, лесов и лугов в результате постройки Нижнекамского водохранилища попала в зону затопления, либо была засыпана грунтом или застроена.

Сейчас на месте некогда величественной Боровецкой рощи располагается лесной массив Кзыл-Тау (с 1991 года часть национального парка «Нижняя Кама»). Уникальный лесной массив площадью 9539 га известен как Боровецкая корабельная роща.

Это место известно тем, что это единственный в Среднем Поволжье и вообще в Татарстане парк, сформированный как следствие изменения русла реки, зеленая тайга «перешагнула» на лесостепной левый берег Камы.

В настоящее время Кзыл-Тау и Большой Бор относятся к памятникам природы республиканского значения, охраняемым законам. Зеленая красавица пихта – главная достопримечательность, алмаз Кзыл-Тау все также радует людей, как и много сотен лет назад.

Об истории города

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения в районе Набережных Челнов существовали ещё в бронзовом веке (III-е тысячелетие до нашей эры). Летописи говорят о том, что уже в XII веке здесь был город Булгарского царства. Первые русские поселенцы, прибывшие из Елабуги, обосновались в Челнах в 1626 году. Известно, что в дореволюционные времена село было крупным и зажиточным, одним из главных центров хлебной торговли в регионе.

В 1930 году, в ходе административной реформы в СССР, селу Набережные Челны присвоили статус города. Конец 60-х / начало 70-х ознаменовались бурным ростом города: здесь был построен огромный Камский автомобильный завод, возведены новые жилые массивы для работников этого предприятия. Строить и запускать его ехали люди со всех концов Советского Союза. За пару десятилетий бурного роста численность населения города более чем в 10 раз. А по соседству такими же быстрыми темпами рос выстроенный «с нуля» Нижнекамск, со своим комплексом нефтехимических предприятий и крупнейшим в стране шинным заводом.

С 1982-го по 1988-й годы Набережные Челны назывались «город Брежнев», в честь генерального секретаря ЦК КПСС – «крёстного отца» нового советского автограда.

Герб Набережных Челнов.

Очень тяжело город переживал разруху 1990-х годов. Недаром местная поговорка гласит: если КамАЗ один раз чихнул – у всего города поднимается температура. Каково же было экономическое положение в Набережных Челнах, когда предприятие фактически простаивало, а его работникам по нескольку месяцев не платили зарплату! К тому же, в 1993 году грандиозный пожар полностью уничтожил существенную часть КамАЗа – завод автодвигателей. На его восстановление ушло более пяти лет.

Экономический кризис в Набережных Челнах сопровождался разгулом преступности и нездорового татарского национализма (и это в городе, большую часть населения которого всегда составляли русские!)

Но 2000-х годах автогигант ожил, смог модернизировать производство и выпускаемые модели в соответствии с требованиями времени. С новым витком развития завода благополучие и стабильность получил и сам город.

Инфраструктура и особенности градостроения

Город исторически разделён на две части – Старый и Новый. Они мало чем отличаются друг от друга, в своё время эти обиходные названия возникли в связи с расширением и ростом Челнов.

Старая часть, в свою очередь, делится ещё на три – ГЭС, ЗЯБ и Сидоровка. Что примечательно, все деления проходят по мостам.

Как и в любом населённом пункте есть улицы, переулки с номерами домов, но даже коренные жители далеко не всегда знают их названия.

Здесь принято ориентироваться по комплексам. К примеру, даже таксисты могут не знать, где находится переулок Есенина, но все знают, как добраться до 40 комплекса.

Инфраструктура Набережных Челнов развита достаточно сильно: магазины, школы, детские сады, поликлиники — всё расположено максимально удобно для населения. На трамваях и маршрутных автобусах можно доехать до любой точки.

Улицы и районы города

Территориально населенный пункт разделен на крупные районы:

  1. Одним из районов города является Комсомольский. Он состоит поселков. Кроме этого, на его территории находятся микрорайоны. Это самый крупный район города.
  2. С картой Набережных Челнов по районам можно отыскать Центральный район. В нем расположены важные промышленные объекты. Район находится между двумя другими районами.
  3. В Автозаводском районе располагаются многочисленные микрорайоны частного сектора. Также в нем можно найти промышленные предприятия. Он был образован в 70-ых годах. Район представляет собой самый заселенный участок города.

Карта Набережных Челнов с улицами поможет найти одну из основных транспортных артерий города – проспект Мира. Он пересекает Центральный и Автозаводский районы города.

Он имеет протяженность более шести километров.

На его территории находятся крупные торговые и развлекательные комплексы. По улице проложены трамвайные линии.

Важной магистралью считается Московский проспект. Многочисленные объекты социального назначения располагаются именно в данном районе

Это городская поликлиника, почтовые отделения и роддом. Также на территории улицы много жилых построек.

Карта Набережных Челнов с улицами в хорошем качестве показывает, где находится бульвар Хусаина Ямашева. На нем находится военный госпиталь и городская библиотека.

Новую и старую части города соединяет Набережночелнинский проспект. Это важнейшая автомагистраль, которая пересекает Комсомольский район города. На его территории находятся разнообразные постройки. Это многоквартирные строения, а также небольшие домики из дерева. Также на проспекте можно найти медицинские и образовательные учреждения, там же находится рынок Арзан.

Еще одной важной магистралью считается проспект Сююмбике, его можно найти, используя яндекс карты Набережных Челнов. На его территории построено много новых зданий

Самым экологически чистым считается проспект Чулман. Он расположен вдали от промышленных предприятий. На его территории находятся значительные религиозные строения.

Достопримечательности[править]

Гостиница «Сити-центр» («тюбетейка»)править

Здание главной гостиницы, с 80-х годов являющееся, вероятно, самым известным долгостроем города. 24-этажная цилиндрическая башня в центре Нового Города видна из любой точки Набережных Челнов. Местные жители дали ему прозвище «тюбетейка» за окрашенный в цвета флага Татарстана характерный цилиндрический выступ на крыше. Здание уже было завершено в конструкциях, когда в связи с финансовыми трудностями в годы реформ строительство остановилось. С середины 90-х возникали различные проекты завершения здания: в виде гостиницы, офисного центра или даже самой большой в мире рекламной бутылки кока-колы. Президентом Татарстана была предложена продажа здания «за рубль» местной предпринимательнице при условии скорой достройки и ввода в эксплуатацию. Однако в связи с отсутствием в городе потребности в большом количестве гостиничных или офисных номеров и, соответственно, отсутствием инвестиций, здание оставалось «недостроем» до 2006 г., когда с привлечением английских инвесторов начались работы по его достройке и рестайлингу в стиле хай-тек в качестве гостиницы «Сити-центр».

Православные храмыправить

  • Храм святых бессребренников Космы и Дамиана
  • Храм святого Тихона, патриарха Московского
  • Храм преподобного Серафима Саровского

Храм Косьмы и Дамиана

Храм Косьмы и Дамиана, или Орловская церковь, была выстроена в 1854-1859 гг. на средства елабужского купца-миллионера Ивана Стахеева. Она заменила одноимённый храм, который пришёл в ветхое состояние и сгорел при пожаре 1844 года. Автором проекта данного здания стал знаменитый архитектор Константин Тон.

Храм Косьмы и Дамиана

Во внешнем облике здания угадываются и византийские, и старорусские мотивы. В середине 1930-х годов советская власть закрыла церковь, а её здание использовалось как склад. В 1990-2000х годах храм был отреставрирован и вновь стал одним из самых величественных зданий и главных украшений Набережных Челнов.

Адрес: пр. Набережночелнинский, 37а.

О городе

Основной артерией торгового поселка была улица Дворянская (новое название улицы – Центральная).

Широкая и прямая улица являлась почтовым трактом (дорогой) из Елабуги в Мензелинск. Поэтому она и была внесена в карты купцов середины и конца 19 века. Именно тут находились конторы крупных пароходств Волжско-Камского бассейна, а также лавки и офисы влиятельных хлебных торговцев. Дома на улице были двухэтажные, деревянной или каменной постройки с большими витринами магазинов на первых этажах. Сами купцы со своими семьями, как правило, селились на втором этаже. Именно купеческие дома положили начало типу застройки улицы, которая была характерна для городов в эту эпоху, как на Западе, так и для улиц в России.

Улица представляла собой нечто похожее на лоскутное одеяло, как бы составленное из фасадов стоящих друг возле дружки разнообразных торговых лавок-домов. В более ранние времена улицы в городе были похожи скорее на ряд заборов, где в глубине усадьбы находился дом. А теперь это купеческий дом с выставкой товаров в витрине магазина на первом этаже и со своим складским помещениям, офисом, где постоянно должны пребывать не только хозяин, но и приказчики.

История возникновения

Набережные Челны – второй по величине город в Татарстане, расположен на левой стороне реки Кама.

Принято считать, что своим рождением он обязан началу строительства легендарного автозавода. И поскольку это место было выбрано единоличным решением Л.И. Брежнева, то, начиная с 1982 года и последующие шесть лет он именовался Брежнев. И только в 1988 году ему вернули его прежнее имя Набережные Челны.

Однако достоверно известно, что в письменных источниках, найденных археологами, дата которых относится к 1680 году, сказано, что в 1172 году был построен город Яр Чаллы: именно так звучит его название на татарском языке.

На картах купцов из Италии 1375 года это место обозначено как город Жар, что очень созвучно с Яр.

За время существования сменилось несколько названий. Его называли и Бережные Челны, и Береговые, и Чалнинский починок, и, как уже говорилось, город Брежнев. Но всё же вернулось его первоначальное имя – Яр Чаллы, что в переводе на русский язык – Набережные Челны, хотя правильней это переводится как Красные Челны, но это уже отдельная история.

Герб

Герб Набережных Челнов представлен в виде французского щита. На лазоревом поле изображён золотой чёлн под парусом, с семью видимыми вёслами. Он плывёт по серебряной волнистой оконечности. Судно имеет украшение на носу в виде девичьей головы в платке и с развевающимися лентами. Корма обращена вправо от зрителя. Парус разделён на зелёную и красную части. Обе окаймлены золотом. Вверху – три безанта того же металла.

Художественная композиция внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 1819. Принята решением Набережночелнинского городского Совета народных депутатов № 31/5 от 17 марта 2005 года.

Памятник Владимиру Высоцкому

На улице Гидростроителей высится оригинальная скульптурная композиция, отличающаяся от всех памятников знаменитому барду. Работа местного скульптора Владимира Нестеренко, выполненная в 2003 году, достигает девяти метров в высоту. Скульптура представляет собой соединение гитары и колокола и является символом чувств и эмоций, пробуждаемых творчеством барда. Владимир Высоцкий был в Челнах один раз – в 1974 году, гастролируя в составе труппы «Театра на Таганке». Выступил он перед работниками «КамАЗа» и со своими песнями.

Памятник Владимиру Высоцкому

Месторасположение: пересечение ул. Гидростроителей и Комсомольской набережной

Бизнес-центр «Тюбетейка»

25-этажная башня этого бизнес-центра является самым высоким зданием в городе, высотой 81 метр. Его строительство началось в 1973 году, и это должна была стать большая гостиница круглой формы с примыкающим к ней круглым рестораном. С началом перестройки эта стройка замерла и простаивала вплоть до 2005 года. Доделывали его уже по новому проекту – не как гостиницу, а как офисное здание.

Бизнес-центр «Тюбетейка»

Из-за круглой надстройки наверху, похожей на национальный головной убор, здание прозвали в народе «тюбетейкой». Башня является неофициальным архитектурным символом города и часто изображается на различной сувенирной продукции. На верхушке здания есть смотровая площадка, с которой можно взглянуть на город с высоты птичьего полёта.

Адрес: пр. Хасана Туфана, 12.

Аэропорт

В Набережных Челнах отсутствует собственный аэропорт. Город обслуживает международная воздушная гавань «Бегишево», расположенная в 27 километрах от его центра в юго-западном направлении. Кроме Набережных Челнов аэропорт также обслуживает другие города республики — Нижнекамск, Заинск, Елабуга и другие. Кроме того, аэродромом «Бегишево» также пользуются жители Ижевска (несмотря на наличие собственного аэропорта). Между столицей Удмуртии и аэропортом Набережных Челнов ежедневно курсируют межобластные автобусы.

В основном, в «Бегишево» обслуживаются российские авиакомпании, выполняющие как внутренние, так и зарубежные авиарейсы. Основные внутренние направления — Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Краснодар. Международные маршруты, как правило, открываются в туристические сезоны. Основные направления — Анталья, Даламан, Монастир.

Из Набережных Челнов и пригорода до «Бегишево» можно добраться на общественном транспорте — автобусах и маршрутных такси, ежедневно курсирующих между городом и аэропортом.

Мемориальный комплекс «Родина-мать»

С самого момента открытия этого памятника он неоднократно подвергался критике из-за своего экстравагантного стиля. И не удивительно: памятник далёк от традиций советского монументализма. К тому же его установка не была согласована с Союзом художников СССР. Не все поняли и приняли Мать-Родину в образе мифической птицы-феникса, по бокам которой выбиты барельефы с квадратными роботообразными лицами. Как бы то ни было, но памятник не был ликвидирован, и стоит на своём прежнем месте уже с 1975 года. А его автор – скульптор Ильдар Ханов впоследствии прибавил к этой, первой своей работе, немало других, не менее необычных, разместив их там и сям в родном городе.

Мемориальный комплекс «Родина-мать»

Массивный памятник Родине-матери / птице-фениксу дополнен памятными плитами, на которых выбиты фамилии 6805 жителей региона, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной, и Вечным Огнём. А в 2014 году рядом с ним установили военную технику тех времён – «оружие нашей Победы».

Месторасположение: пр. Мусы Джалиля / ул. Батенчука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector