Музей прадо
Содержание:
- Tienda Prado
- История
- Коллекции музея
- Практическая информация и правила посещения
- Описание достопримечательности и что посмотреть
- Normas para la visita
- Tu entrada a través de la web
- Selecciona el momento
- Accesibilidad
- Déjate llevar
- Consigna
- Как добраться
- Collection
- Музей Прадо в Мадриде
- Экспозиции
- Специальные выставки
- Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть
- История Музея Прадо
Tienda Prado
Guías del Museo
La Guía del Prado (castellano)
Guías del Museo
La Guía del Prado (inglés)
Guías del Museo
La Guía del Prado (alemán)
Guías del Museo
La Guía del Prado (italiano)
Guías del Museo
La Guía del Prado (francés)
Guías del Museo
La Guía del Prado (portugués)
Guías del Museo
La Guía del Prado (ruso)
Guías del Museo
La Guía del Prado (chino)
Guías del Museo
La Guía del Prado (japonés)
Guías del Museo
La Guía del Prado (coreano)
Guías del Museo
Guía de visita (castellano)
Guías del Museo
Guía de visita (inglés)
Guías del Museo
Guía de visita (alemán)
Guías del Museo
Guía de visita (italiano)
Guías del Museo
Guía de visita (francés)
Guías del Museo
Guía de visita (portugués)
Guías del Museo
Guía de visita (ruso)
Guías del Museo
Guía de visita (chino)
Guías del Museo
Guía de visita (japonés)
Guías del Museo
Guía de visita (coreano)
История
В XVIII веке Испания понемногу стала пробуждаться от тяжелого средневекового сна. А образованное общество потянулось к наукам и искусству. Первый публичный музей, открытый в Мадриде, решили посвятить естествознанию. А здание для него построить в небольшом парке Прадо.
Находящемся на значительном удалении от центра – по сути, здесь начинался уже пригород. Строительство специализированного музейного комплекса началось в 1785 году – проект разработал видный архитектор эпохи классицизма, Хуан де Виллануэва .
Однако, почти сразу строительство прервали. Причинами послужили смерть короля Карла III в 1788 году, и нехватка денег в казне. А затем, в начале ХIХ века, и нашествие французов. Лишь в 1814 был издан указ о завершении постройки.
Проект реализовал архитектор Антонио Лопес Агуадо, но концепция решительно изменилась. Вместо естественно-научных коллекций внутри положили разместить картины. Первыми передали произведения искусства из королевских дворцов. Вначале их было немного: всего 311 полотен.
Постепенно количество картин в Прадо увеличивалась. И уже к 1821 году их было 512. А к 1826 году музей располагал 724 живописными единицами. Кроме того положили начало коллекционированию скульптурных произведений.
Со временем в дирекцию пришли люди искусства и Прадо стал относительно независим от двора. Самый значимый для него год – 1868, когда из королевского его преобразовали в музей города Мадрида. Вслед за этим администрация начала активно пополнять собрание собственными усилиями.
Так, в Прадо было мало картин испанских художников XV-XVI веков, голландских и английских мастеров. Эти пробелы начали активно восполнять: например, купив коллекцию Бермехо. А картины Гойи, ранее хранившиеся в запасниках, поместили на экспозицию. В XVIII веке музей получил значительные пожертвования от частных коллекционеров.
Коллекции музея
В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.
Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо).
На 1-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.
Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции.
Фламандское Искусство
Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании.
Картины фламандских примитивистов — Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII века — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.
Испанское Искусство
Кроме того, в музее обширная коллекция работ менее известных испанских художников. В частности Эдуардо Росалес, Висенте Кутанда и др.
Английская школа
В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.
Французская школа
Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.
Рисунки и эстампы
Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.
Скульптура
«Жертвоприношение Ореста и Пилада» — пример античного искусства в собрании Прадо
Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.
Декоративное искусство
В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.
Практическая информация и правила посещения
Найти музей Прадо достаточно просто, он находится в самом центре Мадрида:
- Остановка метро «Atocha» — добраться можно прямо из аэропорта. Отсюда до музея несколько сотен метров, помогут указатели с надписью «Museo del Prado».
- Автобусы — 9, 10, 14, 19.
- Возле музея расположена стоянка туристических автобусов, недалеко находится площадь Кибелы, знаменитый парк «Ретиро».
Здание музея видно издалека, оно величественно и монументально, как и всё в Мадриде.
flickr.com/martius
Часы работы музея: с 10:00 часов утра до 8:00 часов вечера (в воскресенье и праздники музей закрывается на час раньше).
Три дня в году (1 января, 1 мая и 31 декабря) Прадо не принимает посетителей. А 6 января, 24 и 31 декабря работает только до двух часов.
Цена обычного билета, обеспечивающего вход и осмотр главной экспозиции, 14 евро. Дети до 18 лет от платы освобождены. Студенты с международным билетом имеют скидку 50%.
Купить билет можно в кассе Прадо и на домашней странице музея. Но не стоит торопиться тратить деньги. Каждый день у туристов есть возможность посетить Прадо совершенно бесплатно. За два часа до закрытия заведения касса музея выдает бесплатные билеты всем желающим. К этому времени у музея собирается внушительная очередь. Не стоит этого бояться, очередь тает очень быстро (15-20 минут).
За использование аудиогида нужно заплатить 3,50 евро. В бесплатной карте есть описание главных шедевров, аудиогид пригодится тем, кто по-настоящему интересуется живописью.
flickr.com/corremadrid
Каждый посетитель Прадо проходит строгий контроль. Сумки, зонты, рюкзаки нужно оставить в гардеробе.
В музее запрещено фотографировать, но персонал на этот запрет смотрит сквозь пальцы. Только обладателям больших камер придется их сдать. Посетители активно фотографируют телефонами и планшетами.
В музее есть хорошее кафе, которое пригодится тем, кто захочет провести в Прадо весь день.
Каждый посетитель может оставить письменный или устный отзыв о посещении музея, для этого у выхода есть несколько электронных устройств.
Описание достопримечательности и что посмотреть
В настоящее время музей Прадо в Мадриде ежегодно посещает свыше 3 миллионов экскурсантов. Это самый высокий показатель для достопримечательности такого уровня. В залах на 53 тыс. м2 вывешено 1300 картин. Значительная часть экспонатов (около 7000 единиц) сохраняется в кладовых музея, некоторые временно «прописались» в заведениях культуры Испании и зарубежья.
В мадридском музее Прадо поклонники живописи и скульптуры могут восхититься полотнами прославленных «гишпанцев», в их числе Гойя, Веласкес, Эль Греко. Порадуют посетителей и шедевры мастеров кисти из Европы, таких как Рафаэль, Ботичелли, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Брейгель, Босх.
Первый визит в музей Прадо в Мадриде следует посвятить прославленным холстам и осмотреть:
- «Менины» (Веласкес)
- «Портрет кабальеро» и «Поклонение пастухов» (Эль Греко)
- «Три грации» (Рубенс)
- «Сад наслаждений» (Босх)
В Прадо есть возможность посмотреть на безрадостные панно гениального художника Гойи. Настенные росписи своего мадридского дома он оставил в период нравственных страданий. Наибольшей депрессией веет от стенописи «Сатурн». Но в музее Прадо выставлены и творения, созданные в начале творческого пути. Это, к примеру, «Портрет семьи Карла IV». Посвященный в человеческие страсти, Гойя умело живописал истинные характерные черты членов императорского семейства.
Несомненный интерес вызовет у посетителей копия известнейшего портрета «Моны Лизы». Дубликат выполнил воспитанник Леонардо да Винчи. Хотя новодел не отображает неразгаданность и глубинную содержательность характера Джоконды, следует посмотреть на картину.
Помимо живописи, в залах музея Прадо посетителям предлагается знакомство со скульптурами, которые выставлены для обозрения. Это работы итальянцев XVI-XIX веков, выполненные в рамках эпох — от архаической до римской. В числе скульптурных творений также и древнеримская статуя «Группа из Сан-Ильдефонсо» — она изображает Ореста и Пилада (мифологических братьев).
Normas para la visita
Tu entrada a través de la web
Adquiere tu entrada online, con un mínimo de 24 horas de antelación.
* Aunque las entradas online para el día puedan estar agotadas, hay diariamente disponibilidad de entradas en las taquillas del Museo.
Selecciona el momento
El acceso al Museo se realiza con pase horario.
Selecciona la fecha y hora de tu visita en el momento de adquirir la entrada.
Accesibilidad
El Museo es accesible para todas las personas con movilidad reducida o con carritos de bebé. Reserva de pase horario a través de cav@museodelprado.es.
Déjate llevar
Atiende a las recomendaciones del personal del Museo, y a las indicaciones que aparecerán en la señalética y en las pantallas.
Consigna
Disponible para mochilas, bolsos, cascos de moto y maletas pequeñas. Por motivos de higiene no se pueden depositar prendas de abrigo.
Как добраться
Музей расположен в столице Испании на Пасео дель Прадо (Paseo del Prado, s/n, 28014).
Проще всего доехать на мадридском метро, рядом находятся две станции.
Первая – это станция Atocha на линии 1 (синяя). После выхода из метро, идите по Аллее Прадо. Макдональдс будет по левой стороне, ботанический сад по правой. Через 400 метров справа увидите здание музея со статуей перед фасадом.
Вторая станция находится чуть дальше – это Banco de Espana. Название этой станции переводится как “Банк Испании”, и здесь находится главное здание и офис Центробанка Испании. Идите по аллее Прадо, здание банка будет по правую руку. Пройдете фонтан Апполона, потом по левую руку будет Монумент павшим героям, потом фонтан Нептуна. После этого фонтана слева найдете здание музея Прадо.
Collection
- Miguel Falomir
- Museo del Prado’s director
Welcome to the Museo del Prado, an institution dating back almost 200 years and one whose origins and unique nature are largely due to the collecting tastes of Spain’s 16th- and 17th-century monarchs. Collecting at that period differed from the present day. Rather than aiming at comprehensiveness, collectors aimed to assemble as many works as possible by their favourite artists. This explains why the Prado has been described as a museum of painters not of paintings, given that its artists are represented in a superlative manner with, for example, the largest holdings of Bosch, Titian, El Greco, Rubens, Velázquez and Goya, some numbering more than 100 works. This type of instinctive collecting also resulted in gaps and explains why some periods are less well represented than others, either because they were not of interest, for example the Italian Primitives, or for historical reasons, as with 17th-century Dutch painting.
The first painter collected by the Spanish monarchy and the founding pillar of the Royal Collection is Titian. This choice had decisive consequences for royal collecting and for the very evolution of Spanish painting. By opting for the great champion of colour over the Florentine and Roman painters who upheld the primacy of disegno, the Spanish monarchs focussed on a type of painting which emphasised the most emotional and sensual aspects. Titian was followed by other Venetians (Veronese, Tintoretto) and by artists who took up their legacy, including the Flemish painters Peter Paul Rubens and Anthony van Dyck. Their influence was crucial for the flowering of Spanish painting in the 17th century, led by Velazquez. This school is the lynchpin of the old Royal Collection but it is not the only one, and other painters and schools were added from the 16th century onwards. Philip II admired 15th-century Flemish painting, hence the presence of works by Van der Weyden, Memling and above all Bosch, while still more important was Philip IV, who not only commissioned works from Rubens, Velázquez and Van Dyck but also from José de Ribera, a Spaniard active in Rome, from the French artists Nicolas Poussin and Claude Lorrain, and from the Italian painters who worked on the decoration of his numerous residences. Philip also attempted to fill gaps in the collection, acquiring works by non-Venetian Italian Renaissance painters such as Raphael, Parmigianino and Correggio. On his death the Spanish Royal Collection was the greatest in Europe and the example to be emulated.
The arrival of the Bourbons at the start of the 18th century led to the employment of French painters, initiating a new century dominated by non-Spanish artists. The French were followed by the Italians, and in the third quarter of the century Madrid was the setting for one of the most fascinating artistic rivalries in Europe when Charles III employed two artists with totally opposing ways of understanding and practising painting: the Venetian Giovanni Battista Tiepolo, a brilliant descendent of the great tradition of art, and the Bohemian trained in Rome, Anton Rafael Mengs, the herald of Neo-classicism. It was only with Goya at the end of the century that a Spanish painter once again dominated the court scene.
The Prado and its collections reflect the history of Spain, whose waning role on the international stage in the 19th century reduced its appeal for foreign artists. Spanish artists now trained and worked abroad: in Rome at the beginning of the century, and from the mid-century onwards in Paris, the new world capital of art. The nationalistic fervour that characterised the entire century, reflected by Spanish artists in canvases celebrating the country’s peoples, landscapes and history, and the Disentailment of ecclesiastical possessions which, when they entered the Prado from the Museo de la Trinidad, significantly enriched the original holdings from the Royal Collection, are all reflected in the Museum’s collections, which terminate in 1881, the year of Picasso’s birth. Furthermore, while primarily oriented towards painting, these collections also include outstanding examples of sculpture, the decorative arts and works on paper, from antiquity to the 19th century.
Since its foundation in 1819, the Museo del Prado has played a key role in the evolution of art history. It has been crucial for the rediscovery of the Spanish Primitives and emblematic figures such as El Greco, and for positioning Velázquez as the greatest figure in the Spanish pictorial Parnassus, while its galleries have inspired some of the most avant-garde painters of the past 150 years. We are proud to show visitors this great artistic patrimony.
Музей Прадо в Мадриде
Испания великолепная страна с богатой историей. На ее территории проживало множество великих мастеров, о чем наглядно свидетельствует музей изобразительного искусства «Прадо» в Мадриде. Каждый год музей посещают более 2,5 млн. человек, здесь выставлено более 2000 картин, хотя сама коллекция музея насчитывает свыше 8600 работ художников. Если любознательный турист хочет ознакомиться с живописью испанских и итальянских художников, то «Прадо» — лучший выбор для такой интересной цели.
Здание музея было построено по заказу короля Карла III, в 1785 году архитектором Хуаном де Вильянуэва. Однако, сама история музея началась в далеком девятнадцатом веке, когда в 1811 году нынешнее здание музея оккупировали французские войска. Строение предназначалось для музея истории, но французы немного разобрали недостроенное здание и приспособили его под конюшни. После ухода французов в 1814 году, дом восстановили, а король Фердинанд VII подписал указ про организацию картинной галереи в этом здании. А уже в 1819 году было решено преобразовать картинную галерею в музей изобразительного искусства. Так и появился сегодняшний музей «Прадо» в Мадриде.
На момент открытия в музее Прадо в Мадриде было выставлено 311 работ художников.
Основная часть фонда музея состоит из королевской коллекции картин, помогли в сборе картин и церковь, и щедрые меценаты, но испанские короли лично подбирали большую часть картин музея. Но из-за этого в коллекции музея хорошо просматриваются следы большой политики. Здесь нет картин английских или голландских художников, а вот работы итальянских, фламандских и, безусловно, испанских живописцев здесь представлены в изобилии. Музей гордится тем фактом, что в его фонде ни одной награбленной картины, все они являются щедрыми пожертвованиями состоятельных испанцев.
Испанская живопись в музее Прадо
Лучше всего в музее Прадо представлены работы испанских художников, в числе которых особо выделяются Веласкес и Гойя, а общей сложности собрание испанской живописи насчитывает около 4800 работ. Здесь выставлены шедевры Эль Греко, Алонсо Кано, Мурильо, Сурбарана, Риберы, а также великого портретиста Висенте Лопеса и других известных мастеров. К примеру, работы Гойи представлены в Прадо в количестве 140 картин.
Итальянская живопись в музее Прадо
Итальянская коллекция музея поплнялась известными работами в течение нескольких столетий, и на данный момент насчитывает более чем тысячи полотен. В Музее Прадо находится 40 картин Тициана, несколько известных картин Ботичелли, Фра Анжелико, Мантеньи и других итальянских мастеров, среди которых Веронезе, Рафаэль, Тинторетто.
Фламандская живопись в музее Прадо
Также довольно широко отражена и живопить фламандских художников. В коллекции музея находится более тысячи работ североевропейских художников, среди которых Иероним Босх, Питер Пауль Рубенс, Ян ван Эйк, Питер Брейгель и другие .
Испания сама по себе великолепная и интересная страна с богатой историей. А музей изобразительного искусства в Мадриде — Прадо — является частичкой этой истории.
Он не впечатляет своим внешним обликом, а отличается строгой элегантностью, но что отличает его от Эрмитажа в Санкт-Петербурге или Лувра в Париже, он не отвлекает туристов своим роскошным видом, не привлекает к себе большей части внимания, и помогает сосредоточиться исключительно на созерцании живописных картин и познании испанской живописи. Это великолепное место, расположенное в Мадриде, обязательно стоит пометить туристам и ценителям изобразительного искусства.
Карта Музея Прадо
Часы работы Музея Прадо в Мадриде
9:00 — 19:00 Вт.- Суб.; 9:00 — 14:00 воскресенье и праздничные дни. Понедельник-выходной. Вход в музей: 3 eвро. Суббота после 14.00 и воскресенье: вход свободный. В возрасте до 18 и после 65: 2.50 eвро.Студенческий билет: 1.50 eврo
Тел: 91 330 28 00
Станция метро: Банк Испании (Banco de España) /Аточа (Atocha)
О других музеях Испании читайте здесь.
Дата: 03.07.2013 |
Рубрика: Достопримечательности, Музеи Испании |
Экспозиции
Коллекция музея весьма обширна (свыше 8,5 тысяч картин и 700 скульптур) и по праву может гордиться наличием всемирно известных произведений искусства, созданных в разные века испанскими и европейскими творцами. Первоначальные основы музейного собрания формировались исходя из вкусов и предпочтений испанских монархов 16-17 века, поэтому некоторые периоды искусства представлены в экспозициях менее ярко, чем другие. Основные коллекции музея в наше время упорядочены по 7 тематическим разделам.
Испанские мастера по 17 век
В данном разделе находится свыше 2 тысяч картин, охватывающих период от 12 до конца 17 века. Здесь можно увидеть, как романские росписи часовни Мадеруэло, так и работы ведущих испанских живописцев эпохи Возрождения: Хуана де Фландеса, Луиса де Моралеса, Эль Греко, Рибера, Мурильо, Переда и прочих. Отдельного внимания заслуживает экспозиция работ Веласкеса, ведь Прадо принадлежит почти половина всех его картин, которые известны на сегодняшний день. Помимо этого в разделе представлены образцы основных жанров художественного искусства в стране той эпохи, от религиозной живописи до натюрморта или придворной портретной живописи.
Итальянские и французские мастера по 17 век
В этом разделе представлены картины, которые в основном созданы в период 1400-1699 годов. Выставочные залы итальянского искусства пестрят именами выдающихся художников: Тинторетто, Рафаэль, Веронезе, Фра Анджелико, Боттичелли, Караваджо. Коллекция французского искусства менее обширна из-за особенностей политической обстановки между Францией и Испанией в 16-17 веках, но также заслуживает внимания из-за наличия прекрасных работ Николя Пуссена, Жоржа де ля Тура, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Верне и других.
Фламандские мастера и северные школы
Одна из крупнейших мировых коллекций фламандской живописи была собрана королями Испании из династии Габсбургов, когда старые Нидерланды находились под их властью. Свыше 1 тысячи картин представлены в экспозициях данного раздела, среди которых можно увидеть обширную коллекцию работ Босха, полотна Питера Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Ганса Мемлинга, Ван дер Вейдена, Рембрандта и многих других. Рубенса, любимого художника испанского короля Филиппа IV, нередко называют «Королем музея», ведь в Прадо хранится 90 картин этого прославленного живописца.
Живопись 18 века и творчество Гойя
Данный раздел, насчитывающий около 1 тысячи картин, составляют европейские мастера из Испании, Италии, Франции, Германии и Англии. Небольшое количество картин представляет в выставках и другие страны, такие как Америка, Польша, Россия и прочее. Ключевой фигурой испанского искусства 18 века является Франсиско Гойя, творчество которого освещено в экспозициях музея Прадо очень полно и разносторонне, от гобеленовых досок для Королевской мануфактуры до собрания картин, рисунков и личных писем.
Живопись 19 века
Данный раздел является одновременно и самым обширным по количеству картин, и самым малоизвестным, поскольку до 2007 года основная часть коллекции выставлялась сначала в Музее современного искусства, а затем в здании Касон дель Буэн Ретиро. В 2009 году наиболее выдающиеся полотна этой коллекции были помещены в экспозиции в здании Вильянуэва. Здесь можно увидеть картины позднего периода Гойя, собрание работ Хоакина Сорольи, Аурелиано де Беруэте и других.
Рисунки, гравюры и фотография
Раздел сформирован из огромного числа экспонатов: свыше 9 тысяч рисунков, около 6 тысяч гравюр и 10 тысяч фотографий, собранных различными музеями и частными коллекционерами в 19-20 веках. Экспозиции упорядочены по нескольким подразделам в зависимости от страны происхождения, художественного стиля и других аспектов.
Скульптура и декоративно-прикладное искусство
Коллекцию скульптур музея Прадо составляют свыше 900 произведений разных эпох, начиная от греко-римского периода и заканчивая 19 веком. Древние скульптуры, особенно римского происхождения, в свое время приобретались испанскими королями для украшения загородных поместий и резиденций. Яркими образцами искусства древнеримского периода является скульптурная группа «Орест и Пилад», а также скульптура Апофеоз Клавдия. Эпоха Возрождения представлена в экспозициях работами Джамболоньи, Бандинелли, Помпео Леони. В коллекцию декоративного искусства включены разнообразные предметы: гобелены, ювелирные изделия, мебель, столовое серебро, керамика, фаянс, фарфор, доспехи, веера и многое другое.
Специальные выставки
С 8 ноября 2011 г. по 25 марта 2012 г. группа из 179 произведений искусства была доставлена в Музей Прадо из Эрмитажа в Санкт-Петербурге . Известные работы включали:
- Ученый (1631 г.), Рембрандт
- Лютнист (ок. 1596 г.), Караваджо
- Экстаз Святой Терезы (1647), Бернини
- Игра в чаши (1908), Анри Матисс
- Букет васильков со стеблями овса в вазе (ок. 1900 г.) от Дома Фаберже
- Пруд в Монжероне (1876 г.), Клод Моне
- Поясная пряжка с изображением нападающего на коня чудовища (IV – III вв. До н.э.) (золотое украшение из Сибирской коллекции Петра I )
- Восход луны, Двое мужчин на берегу (ок. 1900), Каспар Давид Фридрих
- Композиция VI (1913) Василия Кандинского
- Метафизический натюрморт (1918) Джорджо Моранди
И наоборот, впервые за свою 200-летнюю историю Музей Прадо посетил выставку своей знаменитой коллекции итальянских шедевров в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, Австралия, с 16 мая 2014 года по 31 августа 2014 года. работы никогда ранее не покидали Испанию.
Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть
Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?
Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.
Диего Веласкес «Менины»
В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV»
Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги
За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.
На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.
Эль Греко «Поклонение пастухов»
Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.
Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»
Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.
В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду
Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.
Питер Пауль Рубенс «Три грации»
Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.
История Музея Прадо
Впрочем, именно события во Франции все же привели к появлению Музея Прадо. В 1808 году место императора в Испании занял Жозеф Бонапарт, брат Наполеона. Он издал декрет о создании художественного музея, аналогичного тем, что уже существовали во многих европейских столицах. Одна из преследуемых целей — снижение темпов потерь предметов искусства, которые стремительно вывозились за границу (в том числе и французами).
После возвращения на трон Фердинанда VII в 1814 году будущий Музей Прадо продолжил функционировать. Причем на деньги королевского семейства поврежденное во время войны здание было отреставрировано. Первоначально Музей Прадо, официально открытый 19 ноября 1819 году как Королевский Музей Живописи и Скульптуры, экспонировал всего 311 картин, и все они принадлежали кисти испанских мастеров. Но коллекция выставленных произведений быстро росла — уже к 1827 году здесь можно было увидеть почти 4 тысячи предметов искусства.
Постепенно в собрание входило все большее количество картин, скульптур, гравюр, рисунков. Коллекцию пополняли произведения, переданные Музею Прадо в дар, приобретенные государством, оставленные в качестве наследства. Пожертвования нередко вызывают вздох восхищения. Например, чего только стоят произведения Гойи из серии «Мрачные картины», переданные бароном Карло фон Эрлангером.
Музей Прадо долгое время был зависим от политической обстановки в стране. После того, как изгнанную Изабеллу II на престоле заменил Амадей I, денег на содержание заведения стали выделять столь мало, что вся коллекция оказалась под угрозой. В то время один из мадридских журналистов выпустил в газете статью, в которой рассказал о пожаре в Музее Прадо ночью 24 марта 1881 года. Пришедшие посмотреть на последствия трагедии горожане убедились, что сообщение лживое, но в нем описаны реально возможные последствия жесткой экономии — сотрудники Музея Прадо жили и готовили в здании, для чего хранили дрова внутри помещения.
Во время Гражданской войны из Музея Прадо были эвакуированы некоторые картины. Грузовик, на котором перевозили работы Гойя, по пути в Женеву попал в аварию, вследствие чего серьезно пострадало полотно «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Картина была порезана, некоторые элементы ее потеряны навсегда. Долгое время часть этого шедевра оставалась поврежденной, чтобы напоминать испанцам об ужасах и последствиях войны. Только в 2008 году «Восстание» было отреставрировано полностью.
Музей Прадо в МадридеМузей Прадо в Мадриде — осмотр экспозиции