Молдаване
Содержание:
- Основные религиозные праздники
- Мэрцишор – волшебный праздник весны
- Полемика
- Жилище
- Происхождение
- Культура и искусство
- Язык: есть проблемы
- Разновидности поясов
- Контакты со славянами
- Орфография
- Вольская царица Камилла и её народ
- Этногенез
- Исторические особенности общественного быта
- Дакийско-румынский миф
- Молдавский язык
- Цыганские имена и фамилии
- Мы молдаване
- Публикации
- Включение Молдавии в состав СССР
Основные религиозные праздники
В Молдавии религия невероятно прочно вплетена в повседневную жизнь и культуру ее жителей. Даже те молдаване, которые считают себя атеистами, все равно продолжают ходить в церковь. К самым крупным православным праздникам в стране можно отнести следующие даты:
- Рождество Христово (7 января);
- Крещение Господне (19 января);
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля);
- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
- Пасха;
- Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи);
- День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи).
Главный религиозный праздник в Молдавии – это Пасха. Традиционно он начинается в полночь. Каждый год в пасхальную ночь в Кишинев привозят Благодатный огонь из Иерусалима, который затем распространяется по всем церквям и монастырям страны. В каждом храме проводится служба, в конце которой священник освящает принесенные прихожанами блюда. По традиции в пасхальной корзине должны быть крашеные яйца, куличи, «бабки» (сладкие запеканки из лапши), соль и сахар.
Мэрцишор – волшебный праздник весны
Один из самых необычных молдавских праздников называется Мэрцишор. Отмечают его в первый весенний день уже несколько столетий. С появлением этого дня в праздничном календаре молдаван связана одна чудесная легенда.
Она рассказывает о том, что в незапамятные времена на земле вырос хрупкий белый цветок Гиочел (подснежник). Его доброй защитницей, что спасала нежные лепестки от холода, стала сама Весна. Но однажды о хрупком создании узнал холодный ночной вихрь.
Свирепый ветер примчался к цветку, но в тот же миг Гиочела заслонила собой Весна. Разъярённый вихрь вырвал из земли ветку шиповника и бросил её в покровительницу цветов.
Острый шип уколол руку Весны, и алая кровь, капля за каплей, стала падать на цветок. Гиочел стал согреваться, оживая от тёплой весенней крови. С тех пор он стал маленьким вестником прихода весны на землю.
Главный символ Мэрцишора – сочетание красного и белого цветов, именно поэтому молдаване дарят друг другу красно-белые украшения с кистями и цветочками ручной работы.
Такие “мэрцишоры” они носят на протяжении всего марта. Чтобы талисман принёс удачу, его следует прикрепить к одежде, к левой стороне. Когда же первый весенний месяц проходит, “мэрцишор” снимают и, загадав желание, вешают на дерево.
Праздник Мэрцишор в Молдавии
В традициях молдаван можно заметить и весёлый нрав этого народа, и его верность своим национальным обычаям, и радушие, и лирические нотки, что буквально пронизывают весь фольклор Молдавии. Неспроста молдавский народ так гордится своей культурой – она хранит память о прошлом и помогает выбирать правильный путь в будущее.
Полемика
Демонстрация в Кишиневе , январь 2002 г. Текст на надписи: «Румынский народ — румынский язык».
Вопрос о том, является ли «молдавский» отдельным языком, продолжает оставаться предметом политических споров как в Республике Молдова, так и за ее пределами. Закон о языке Молдавской ССР 1989 года , который до сих пор действует в Молдове, согласно Конституции, утверждает «языковую молдо-румынскую идентичность». Статья 13 Конституции Молдовы называет его «национальным языком страны» (в оригинале используется фраза limba de stat , что буквально означает язык государства ).
В самопровозглашенном Приднестровье молдавский язык объявлен официальным языком наряду с украинским и русским .
Стандартный «молдавский» считается идентичным стандартному румынскому. Говоря о «существенных различиях», Василе Стати , сторонник молдовенизма , вынужден концентрироваться почти исключительно на лексических, а не грамматических различиях. Какие бы языковые различия ни существовали когда-то, они скорее уменьшаются, чем увеличиваются. Кинг писал в 2000 году, что «в основном молдавский язык в его стандартной форме был более румынским к 1980-м годам, чем когда-либо в его истории».
В 2002 году министр юстиции Молдовы Ион Морей заявил, что румынский и молдавский языки являются одним и тем же языком и что в Конституцию Молдовы следует внести поправки, чтобы отразить это — не заменяя слово «молдавский» на «румынский», а добавив, что « Румынский и молдавский — это один язык ». Министр образования Валентин Бенюк сказал: «Я неоднократно заявлял, что понятие молдавского языка и румынского языка по сути отражает одно и то же языковое явление». Президент Молдовы Владимир Воронин признал, что эти два языка идентичны, но сказал, что молдаване должны иметь право называть свой язык «молдавским».
По данным переписи 2004 года из 3,38 миллиона человек, проживающих в Молдове, 60% определили молдавский как родной язык; 16,5% выбрали румынский язык. В то время как 37% всех жителей городов, говорящих на румынском / молдавском языке, назвали румынский своим родным языком, в сельской местности 86% говорящих на румынском / молдавском языке указали молдавский язык, что является историческим наследием. Независимые исследования показали, что молдавская языковая идентичность утверждается, в частности, сельским населением и постсоветским политическим классом. В ходе опроса, проведенного в четырех деревнях недалеко от границы с Румынией, на вопрос об их родном языке респонденты выделили следующее: молдавский — 53%, румынский — 44%, русский — 3%.
Сообщая об обсуждениях в Совете ЕС соглашения между Европейским сообществом и Молдовой, румынский репортер Жан Марин Маринеску рекомендовал избегать официальных ссылок на «молдавский язык». Румынская пресса предположила, что ЕС запретил использование фразы «молдавский язык». Однако еврокомиссар по внешним связям и политике европейского соседства Бенита Ферреро-Вальднер опровергла эти обвинения. Она сказала, что молдавский язык упоминается в Соглашении о сотрудничестве между ЕС и Молдовой от 1998 года , и, следовательно, он считается частью acquis , обязательного для всех государств-членов .
Жилище
Молдавские поселения в XV—XVII вв. располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.
Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.
Если в XIV—XVI вв. преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка, то в конце XVI — начале XVII вв. уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII вв. распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются.
Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.
Происхождение
к оглавлению ^
В мире
Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.
Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.
Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.
На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.
Цыгане в Румынии
Цыгане в Венгрии
Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.
Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.
После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.
В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда — вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.
Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.
к оглавлению ^
В России
Пути, откуда взялись цыгане на русской земле — это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.
Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии — молдавские, Крыма — крымские.
До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины — гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.
После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.
Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.
В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.
Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.
Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» — это устаревшая форма.
к оглавлению ^
Культура и искусство
Вклад Молдавии в сокровищницу мирового материального и нематериального искусства довольно значителен.
Изобразительное искусство развивалось здесь под большим влиянием византийских традиций. Это нашло отражение в созданных молдавскими живописцами фресках, иконах, миниатюрах.
Много памятников архитектуры и живописи среди храмов и соборов Молдовы. Так, Мазаракиевская церковь, построенная в XVIII веке, является самым старинным сохранившимся зданием Кишинева. Интересна история деревянной церкви Успения Богородицы. Первоначально она была возведена при монастыре Хыраука в середине XVII века, после чего несколько раз переносилась с места на место, и только в 2010 году была полностью разобрана и вновь собрана в столице.
Различается и стилистика религиозных сооружений: крестово-купольные постройки, шатровые, тяготеющие к византийскому стилю, неоклассические и многие другие.
Одним из важнейших направлений искусства для молдаван остается музыка. Они чтят национальные музыкальные традиции, в том числе игры на редких инструментах (най, чимпой, кобза, флуер). Най – это духовой инструмент, похожий на флейту с несколькими стволами. Народные песни в основном сложены для одного или двух голосов. Помимо традиционной музыки активно развивается современная эстрада, рок и поп-направления. Дочь молдавского певца Павла Стратана, Клеопатра, занесена в Книгу рекордов как самая юная исполнительница. Она выступает на сцене с 3 лет.
Вам будет интересно:Еврейские традиции и обычаи: описание, названия, нравы
Язык: есть проблемы
Цыганский язык в кадре звучит часто — в виде фраз и отдельных слов, что очень приятно. Но очень заметно, что для ряда актёров (и сценаристов) он не родной. Как звучит цыганский в устах актёров-цыган (киевляне Игорь и Людмила Крикуновы), там, где это слышно за переводом — не смущает, а вот Баро и Рада… То и дело звучит звательный падеж в качестве именительного («чяялэ» — это не просто слово «девушки», это обращение к девушкам, «дае» — обращение к маме, а не просто «мама»), порой путаются ударения — в общем, в этом вопросе есть недоработки.
В эту ткань сюжетов и древних, и вечных, сценаристы постарались вплести цыганский фольклор, вот только не учли региональных особенностей. Я никогда не слышала, чтобы в России упоминали урм (цыганских фей, как подсказывают интернет-справочники) — быть может, это персонажи сказок более западных цыган.
Есть проблемы и с русским языком у персонажей: Баро (актёр Андрей Ланд), деревенский парень, пусть и очень богатый, разговаривает словами и интонациями современного средней интеллигентности юноши (как и бандит Алексей, кстати).
Разновидности поясов
В молдавском национальном костюме, и у мужчин, и у женщин, большое значение придавали поясам. Их заговаривали, дарили на свадьбы, считая, что правильный пояс принесет счастье, благосостояние или хороший урожай. У женщин они символизировали возраст, у мужчин достаток. Девушки подпоясывали юбку шелковыми или сатиновыми поясами, а крестьянки в возрасте – шерстяными.
Мужчины из богатых семей изготовляли пояса на заказ. Использовали кожу с металлическими вставками, а бедняки пользовались обычной веревкой.
Глядя на молдавский костюм, не перестаешь удивляться тому, сколько радости и позитивной энергии сумели древние мастера вложить в свои изделия. Конечно, в современном мире ему находится место только на праздниках, мероприятиях, посвященных народному творчеству и в музеях. Сложный узор, яркие краски, разнообразные элементы делают национальный костюм молдаван произведением искусства.
Контакты со славянами
Славяне также оказали свое влияние на историю Молдовы. Проникая в Днестровско-Карптские земли, они двигались на Балканский полуостров, по пути ассимилируя местное население. Это археологически подтверждается керамикой черняховского периода и тридцатью поселениями, датированными примерно VI — VII веками н. э. Это были представители племенных союзов антов и склавинов, наводившие ужас на Константинополь.
Упоминание о них встречается на страницах «Повести временных лет», трудов Иордана, хроник Византии. С появлением половцев (XI — XIII вв.) славяне значительно растеряли свою главенствующую роль на этих землях. В результате столкновений с кочевниками количество поселений резко сокращается.
Но с востока шла новая угроза – Золотая орда. Новая, доселе невиданная угроза потребовала мобилизации сил всего общества.
Орфография
Приветственный знак на молдавской кириллице в Тирасполе , столице Приднестровья , в 2012 году. Фраза на латинице — Bine ați venit!
До XIX века язык обычно писался румынской кириллицей (основанной на старославянском алфавите). И старая кириллица, и латынь использовались до Первой мировой войны , после чего старый кириллица перестала использоваться. В межвоенный период советские власти в Молдавской Автономной Советской Социалистической Республике поочередно использовали латиницу или кириллицу для написания языка, отражая политические цели момента. Между 1940 и 1989 годами, то есть во время советской власти, новая молдавская кириллица заменила латинский алфавит в качестве официального алфавита в Молдове (тогда Молдавская ССР ). В 1989 году латинский алфавит был снова принят в Молдове Законом 3462 от 31 августа 1989 года, который предусматривал правила транслитерации кириллицы в латынь, наряду с правилами орфографии, которые использовались в то время в Румынии . В Приднестровье, однако, используется кириллица.
Академия наук Молдовы не сразу приняла их, но признала как решение Румынской академии 1993 г., так и орфографическую реформу 2005 г. В 2000 г. Академия Молдовы рекомендовала принять правила орфографии, используемые в Румынии, а в 2010 г. переход на новые правила, завершенный в 2011 году (в части публикаций). Однако эти изменения не были реализованы Министерством образования Молдовы, поэтому старые орфографические правила были сохранены в секторе образования, например, в школьных учебниках.
17 октября 2016 года министр образования Корина Фусу подписала Приказ № 872 о применении пересмотренных правил орфографии, принятых Академией наук Молдовы, который вступает в силу в день подписания. С тех пор орфография, используемая учреждениями, подчиненными Министерству образования, соответствует орфографическим нормам, используемым в Румынии с 1993 года. Этот приказ, однако, не применяется к другим государственным учреждениям, и в Закон 3462 не были внесены поправки, отражающие эти изменения; таким образом, эти учреждения продолжают использовать старое написание.
Выбор алфавита является одним из факторов, позволяющих назвать язык «молдавским» или «румынским», при этом кириллица связана с термином «молдавский», а латинский алфавит — с «румынским», что в некоторой степени соответствует использованию слова «сербский» в первом случае. Югославия для обозначения стандартного сербо-хорватского языка, написанного кириллицей. Это тем более, что Молдова медленно принимает реформы и соглашения румынской орфографии с использованием латиницы, а Приднестровье продолжает использовать кириллицу и называть этот язык «молдавским».
Вольская царица Камилла и её народ
– Евгений, если не секрет, что стало основным стимулом для написания такой серьёзной книги – «Неизвестная Молдавия»? Ясно, лишь веская причина помогла довести до конца трудоемкое дело: одно обилие фактов, ссылок, карт, перечень источников и т.д. в книге чего стоит!
– Таких причин было несколько. Как историку мне поначалу было интересно узнать (как, наверное, и любому гражданину нашей страны), что говорят древние источники о Молдавии и молдаванах. А поскольку никто раньше не систематизировал книгопечатные источники о ней, я взялся за эту работу. Но как раз изучение этих материалов привело к поразительным открытиям. Каждое, как то бывает, потянуло за собой целую цепочку других…
– Зато полной неожиданностью оказался твой вывод, что предки молдаван – вовсе не потомки даков, и всплыл неизвестный «широкой общественности» народ вольски…
– Авторитетные книгопечатные источники эпохи Возрождения (XV–XVI века), которые, в частности, стали предметом моего изучения, явно указывают на то, что предками молдаван были вовсе не потомки римских колонистов в Дакии и самих даков. Предками молдаван были вольски – коренные жители древней Италии. Об этом пишет польский историк XV века Ян Длугош (конечно, опираясь на более ранние данные). Вольски жили в центральных областях Апеннинского полуострова (современные области Кампания, Лацио в Италии) ещё до того, как был основан Рим на Тибре. После окончания Троянской войны к италийским берегам отправились корабли колонистов из Трои под командованием Энея. О захватывающем путешествии троянцев написал в «Энеиде» великий римский поэт Вергилий, это знают многие. Но не все знают, что первая царица вольсков – Камилла – погибла в битве с пришельцами. Позже потомками троянцев был основан Рим. А земли и города вольсков были завоёваны римлянами, и сами вольски или их значительная часть стали на своей родине изгнанниками и были вынуждены уйти в другие края, в том числе переселиться в Венецию.
Этногенез
Молдаване
В этногенезе Молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности волохов — общих предков всех восточнороманских народов — и складывание молдавской народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с 6 века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с 12 века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия расселившихся там волохов и восточных славян. Территория расселения Молдаван в 14 веке вошла в состав Молдавского княжества; в его пределах завершилось в 14 веке формирование молдавской народности. В 17 веке начал создаваться молдавский литературный язык. В 16 веке Молдавия попала под власть Османской империи. В конце 18 века левобережье Днестра, позднее (в 1812) земли между реками Прут и Днестр (Бессарабия) были отвоёваны у Турции и присоединены к России.
В конце 19 — начале 20 века среди Молдаван, населявших в России Бессарабскую, частично Подольскую и Херсонскую губернии, происходила дальнейшая консолидация. В 1918 Бессарабия была присоединена к Румынии. В левобережных районах Днестра, населённых Молдаванами, в 1924 была создана Молдавская АССР (в составе УССР). В 1940 после включения Бессарабии в СССР на части территории Молдавской АССР и большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, с 1991 Республика Молдова.
Исторические особенности общественного быта
В общественном быту отмечены черты патриархального уклада семьи. Строго соблюдалось почтение к старшим, которых младшие члены семьи называли обязательно на «вы», целовали руки. Жена к мужу обращалась тоже в почтительной форме. Однако женщина в семье и прежде занимала довольно независимое положение. Характерен бытовавший еще в XIX в. обычай, по которому мать новорожденного ребенка получала особые привилегии в день родов, и муж должен был ей во всем повиноваться. Это какой-то пережиток матриархата. Сейчас в колхозных семьях установилось равноправие полов.
В прошлом в Бессарабии господствовало, как и в других областях дореформенной России, крепостное право, но с некоторыми особенностями. Крестьяне-общинники издавна считались в Молдавии лично свободными, однако еще в средние века расхищение «боярами» общинных земель (XIV—XVII вв.) привело к фактическому закрепощению большей части крестьян («царанов»): они были обложены тяжелыми барщинными повинностями и оброками в пользу бояр. Переход части Молдавии (Бессарабии) под власть России в 1812 г. не изменил положения царанов. Они продолжали считаться лично свободными, но своей земли не имели, а за пользование «боярской» и монастырской землей несли тяжкие повинности. Крестьянская реформа прошла в Бессарабии в 1868 г., но фактически на крестьянах оставалось гнетущее бремя повинностей.
Бывшие помещичьи и монастырские крестьяне—цараны—составляли около 70% всего населения Молдавии. Кроме них, была еще прослойка-«резешей» (их было всего около 10% всего населения). Это были крестьяне на бывших общинных землях, не захваченных феодалами; но на резешских землях селились и выходцы из разных других сословий, поэтому состав резешей был пестрым.
Существовали и промежуточные классовые и сословные группы, стоявшие выше крестьян: «рупташи» — выходцы из духовного сословия, «мазылы» — низшее чиновничество; еще выше были «боеринаши» — мелкопоместное и служилое дворянство. Царское правительство приравняло (1847 г.) боеринашей к личным дворянам, рупташей и мазылов — к русским однодворцам.
Сохранение этих остатков средневековых сословий характерно для социального строя досоветской Молдавии.
В эпоху капитализма из крестьянской среды выделилась кулацкая верхушка. Беднота была в чрезвычайно тяжелом положении.
Сельской общины у молдаван не сохранилось, но следы ее бытовали до недавнего времени. Одним из них был обычай «клаки», соответствующий русским «помочам»: все должны были помогать односельчанину при постройке дома или в случае других надобностей. Этим обычаем пользовались, как и у русских, кулаки, заставляя бесплатно работать на себя односельчан.
С победой колхозного строя все виды классового гнета в Молдавии ликвидированы.
Дакийско-румынский миф
– Приведённые тобой факты, мягко говоря, изрядно противоречат общепризнанной сегодня точке зрения, что предки молдаван и румын – потомки тех самых римлян – завоевателей Дакии…
– «Дружное молчание» древних источников о римских колонистах в Дакии (якобы спрятавшихся в Карпатских горах от «варваров») после «эвакуации» колонии в 271 году на правый берег Дуная отнюдь не случайно. Хотя история Дакии на левом берегу Дуная после римской оккупации очень даже неплохо освещена древними историками. В 1000-летней истории постримской Дакии историки упоминают и готов, и гепидов, и славянские племена, и другие, но ничего не пишут о потомках римских колонистов. Иначе говоря, в Дакии с 271 года по XIII век не находится места предкам молдаван и румын. Почему? Да потому, что никаких потомков римских колонистов в Дакии-Готии… не было!
– Но в своей книге «Неизвестная Молдавия» ты пошёл ещё дальше по «исторической цепочке» переселения народов. Поэтому давай остановимся на очень любопытном эпизоде Средневековья, когда предки молдаван в XIII веке переселились из Сербии на территорию современной Румынии… Ведь этот эпизод – ключевой?
– Согласно летописи «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавскаа Земля», венгерский король обратился к нашим предкам, которые жили в «Старом Риме» (в Сербии и Болгарии) с просьбой помочь в войне против татар (речь идёт о западном походе татаро-монголов в 1241–1242 годах в Венгрию. – Ред.). Начинается массовое заселение волохами (валахами) области Крижа и Мармаруссия (Марамуреша) в Дакии (точнее, в Трансильвании). Вскоре (около 1272–1290 годов) предки молдаван – волохи из Трансильвании переселяются в Молдавию, о чём повествуют многие молдавские летописи. Валашские князья дают новое имя своему народу – молдаване – по имени страны (Молдавия), в которую они пришли. В каком-то смысле Молдавия для волохов-вольсков, изгнанных когда-то со своей древней родины, стала землёй обетованной.
Молдавский язык
Создание единой языковой общности непосредственно связано с формированием национальности молдаван, политическим и государственным статусом региона их проживания. Первые упоминания именно о молдавском языке появляются в источниках XVII века. Хронист Григорий Урек пишет о том, что на этом языке разговаривают валахи, молдаване и трансильванцы.
В этот же период появляются первые письменные издания на кириллице. Ранее для церковной, административной документации и в литературе использовался церковнославянский. Причем он являлся именно языком официальных документов и не использовался в устной речи.
Литературный молдавский язык, начавший активно развиваться с 17 века, окончательно сформировался во второй половине девятнадцатого столетия. В это же время проявились различия между молдавским и румынским языками. Они сохраняются и сегодня.
Поэтому государственным языком республики считается, несмотря на свою языковую идентичность с румынским, именно молдавский, славянский компонент которого выражен сильнее. Характерной особенностью современных молдаван является также владение или близкое знакомство с русским языком. В зависимости от ситуации и контекста беседы многие довольно легко переключаются с одного языка на другой.
Цыганские имена и фамилии
Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:
- официальное;
- светское;
- отчество;
- фамилию;
- прозвище ветви семьи.
Официальное имя — это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.
Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:
- Прозвище — своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
- Крестильное — если оно отличается от официального;
- Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).
Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий — Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.
Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).
Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.
Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.
К старшим обращаются «дядя» или «тетя». Далее следует светское имя.
Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.
В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.
Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.
к оглавлению ^
Мы молдаване
Молдаване являются коренным населением Республики Молдова, и Молдовы исторической — области на востоке современной Румынии (8 уездов) а также некоторых местностей на Украине (Северная Буковина, Южная Бессарабия), принадлежавших в прошлом Молдавскому государству. Вышеупомянутое государство существовало 500 лет, занимая территорию примерно в 100 000 кв. км, после чего принимало различные формы – от компактного проживания молдаван в составе российской губернии до государственных образований различной степени самостоятельности (МДР, МАССР, МССР) и, наконец, суверенного государства Республики Молдова, в настоящее время. На сегодняшний день территория исторической Молдовы входит в состав Республики Молдова (36%), Румынии (46%), Украины (18%).
Согласно статистическим данным , во всем мире проживают более 10,3 миллионов молдаван. Так, на исторической территории бывшего Молдавского государства проживает более 8,87 миллионов молдаван: в Молдове — 2741849 (в это количество входит 177 382 молдаван — жителей восточных регионов Молдовы), в Румынии — около 5,5 млн., на Украине — около 0,45 млн.
Молдавские диаспоры существует во многих странах, где временно или постоянно проживают более 1,5 млн. молдаван. Крупные молдавские общины, согласно официальным данным, существуют в России — 172 330, Италии — 68 591, Португалии — 21147, Казахстане — 19 458. Молдаване проживают в таких странах как Беларусь, Испания, Кыргызстан, Литва, Латвия, Эстония, Таджикистан, Швеция, Дания, Австрия, Бельгия, Болгария, Китай, Франция, Греция, Германия, Израиль, Польша, Великобритания, США, Турция, Венгрия, Узбекистан, Кипр и т.д.
Молдаване в Республике Молдова
В соответствии с данными Национального бюро статистики Республики Молдова в этнической структуре населения Республики Молдова, согласно переписи 2004 года, молдаване составляют большинство населения — 75,8% от общей численности, что свидетельствует об увеличении на 5,9% по сравнению с 1989 годом. Наряду с молдаванами, в нашей стране живут украинцы, число которых составляет 8,4%, русские — 5,9%, гагаузы — 4,4%, румыны — 2,2%, болгары — 1,9%, представители других национальностей — 1,0% от общей численности населения. 0,4% жителей страны национальность не указали.
Динамика населения по основным национальностям (согласно переписи населения)
ПОСТОЯННОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПО ОСНОВНЫМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ (по данным переписей населения) |
||||||
В % к итогу |
||||||
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2004 |
2004(Вкл. районы на левом берегу Днестра |
|
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Молдаване |
65,4 |
64,6 |
63,9 |
64,5 |
75,8 |
69,5 |
Украинцы |
14,6 |
14,2 |
14,2 |
13,8 |
8,4 |
11,2 |
Русские |
10,2 |
11,6 |
12,8 |
13 |
5,9 |
9,4 |
Гагаузы |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
4,4 |
4,0 |
Румыны |
0,1 |
0,1 |
2,2 |
2,0 (?) |
||
Болгары |
2,1 |
2,1 |
2 |
2 |
1,9 |
1,9 |
Цыгане |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
… |
Евреи |
3,3 |
2,7 |
2 |
1,5 |
0,1 |
… |
Другие национальности |
0,8 |
1 |
1,2 |
1,3 |
0,5 |
1,9 |
Не указана |
… |
… |
… |
… |
0,4 |
… |
Национальная структура населения отражает изменеиия, имевшие место в нашем обществе в последние 15 лет, среди которых особо следует отметить интенсификацию процессов эмиграции населения. Во время переписи 2004 года, 78,8% населения страны назвали в качестве родного языка (первого языка, который они выучили в раннем детстве) язык своей национальности, а 20,8% указали другой язык, не совпадающий с национальностью.
Среди молдаван 78,4% указали в качестве родного языка молдавский, 18,8% — румынский, 2,5% — русский и 0,3% назвали другие языки. Среди украинцев, количество тех, кто назвал родным языком украинский, составляет 64,1%, в то время как 31,8% указали в качестве родного языка русский. Среди национальных меньшинств, 6,2% украинцев, 4,4% русских, 1,9% гагаузов, 2,2% румын и 7,1% болгар указали, что обычно они говорят на молдавском языке.
Публикации
- Молдавский язык в документах господарской канцелярии
- Сфальсифицированные исторические документы
- Фамилии Республики Молдова
- Старомолдавские печатные книги
Включение Молдавии в состав СССР
Октябрьская революция 1917 года, приведшая к власти большевиков, перекроила мировую политическую карту. От бывшей Российской империи стали отходить территории, народы которых пожелали независимости. В истории Молдовы наметился новый поворот – в 1918 году Бессарабия возжелала воссоединения с Румынией. Конечно же, не обошлось без кровопролития. Советское государство не признало законным такое воссоединение, справедливо расценивая его как аннексию.
Нахождение этих территорий в составе Румынии вскрыло всю гниль бюрократического аппарата. Чиновничий беспредел, жесткая политика ассимиляции местного населения – такими событиями охарактеризовалось нахождение Молдовы под властью румын.
Однако пакт Молотова–Риббентропа, по которому эта территория перешла к СССР, позволил совершить еще одну историческую несправедливость: от МССР отторгли часть территории, передав ее Украине. Таким образом было потеряно свыше полумиллиона населения и около 10 000 км2.