Мечеть кул-шариф
Содержание:
- Музейная экспозиция
- Новости Казани
- История мечети Кул Шариф
- История строительства
- Как добраться до мечети Кул-Шариф
- Интерьер
- Адрес, время работы, как добраться
- НАШИ ЛЮДИ
- Советы при посещении
- Архитектура мечети
- Как добраться
- Интерьер мечети
- Интересные факты
- Создание мечети Кул-Шариф
- Важные символы культуры
- Мечеть Кул Шариф внутри
- Строительство
- Режим работы и стоимость билета в Музей исламской культуры в Казани в 2021 году
- Сеид Кул Шариф
- История создания мечети Кул Шариф
- Взятие Казани
- Архитектура
Музейная экспозиция
Первый зал знакомит посетителей с историей мусульманской религии и жизнеописаниями пророков. Среди экспонатов — макет Каабы, издания Корана, предметы для намаза. Здесь можно полистать книги, посвященные исламу, и посмотреть на факсимильные копии рукописей.
Второй зал рассказывает о становлении мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья. Здесь же представлена коллекция монет из серебра, украшенных арабским орнаментом. Посетителям демонстрируют книги и знакомят с биографией самых ярких представителей тюрко-татарских народов: писателей, деятелей культуры и религии
Оба зала тематически перекликаются и представляют 3 части экспозиции:
- «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
- «Книжная культура татарского народа»;
- «Ислам от эпохи реформаторства до современности».
В совокупности эти 3 раздела формируют у посетителей представление об истории ислама, особенностях татарского понимания этой ветви религии и вкладе мусульманской культуры в становление письменности, просветительство и историю цивилизации. Много внимания уделено книжной культуре ислама.
Современная экспозиция носит интерактивный характер и будет интересна широкому кругу публики. Большой популярностью у посетителей всех возрастов пользуется экспонат «Листающийся Коран», созданный на основе казанского издания 1803 г. С помощью этой интерактивной копии посетители могут прослушать и прочитать любую из сур священной книги на разных языках.
Музей находится в действующей мечети Кул-Шариф.
Новости Казани
Кисловодск: отдых и оздоровление в городе-курорте18 марта 2021, 14:45Карлес Пуйоль — последний футбольный лев30 декабря 2020, 09:10Скандальная испанская футболистка Паула Дапена отказалась поддержать акцию в память о Диего28 декабря 2020, 09:40Неистовый Фабьен Бартез — что происходит в его жизни сейчас24 декабря 2020, 14:45Почему Карлуш Кейрош был отправлен в отставку?21 декабря 2020, 14:35Как правильно выбрать банк для оформления выгодного ипотечного кредита?11 декабря 2020, 10:05Из Германии никто не звонил по Хвиче, «Спартак» может вернуть Бакаева. Как «Рубин» будет удерживать лидеров?12 ноября 2020, 14:15Предприниматели Ставропольского края приглашают к сотрудничеству предприятия и торговые сети Татарстана25 августа 2020, 13:20Проверка недвижимости или участка перед покупкой3 августа 2020, 10:50Нюансы отдыха в Сочи. Что посмотреть в городе и окрестностях?3 августа 2020, 10:35
История мечети Кул Шариф
Мечеть носит имя предводителя обороны столицы Казанского ханства – сеида Кул-Шарифа, который погиб при сражении с войском Ивана Грозного в 1552 году, вместе с остальными защитниками Кремля. Почти четыре столетия миновало с тех пор, прежде чем началось строительство мечети, а длилось оно вплоть до 2005 года. Место было выбрано неслучайно, ведь именно здесь погиб имам Кул-Шариф.
Он был также известен, как писатель, философ, политический деятель; его уважали за образованность и присущее чувство справедливости. Именно благодаря своему значимому авторитету, сеид смог добиться столь высокого положения в обществе. Мечеть Кул Шариф – центр паломничества татар, которые съезжаются сюда со всех уголков мира – внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура Кул Шариф
Все помещения мечети Кул Шариф выстроены таким образом, что при пересечении символизируют мусульманский знак в виде квадратов, означающий «благословение Аллаха». По причине рельефных перепадов, было предусмотрено строительство двух платформ: нижняя предназначена для всевозможных экскурсионных мероприятий, а верхняя – для ритуальных. При этом наблюдается строгое зонирование для разделения женщин и мужчин, приходящих в мечеть.
В интерьерной отделке помещений преобладают натуральные каменные породы: белый мрамор, оникс мраморный, гранит, змеевик. Создание мечети осуществилось благодаря пожертвованиям многочисленных людей и организаций. Их имена были вписаны в специальные книги, найти которые можно в главном зале. Кул Шариф не отличается излишней помпезностью, однако покоряет своим великолепным архитектурным ансамблем и этническими деталями, умело вписанными в общий стиль. Стены мечети в виде арок украшают высеченные в мраморе аяты из Корана, а окна – цветные витражи. Тем не менее внутреннее убранство мечети пестрит нотами роскоши: персидские ковры, хрустальные люстры, позолотные украшения, мозаика.
Центральный купол по своей задумке символизирует казанскую шапку; покрыт бирюзовой металлической черепицей. Мечеть имеет 5 этажей, с учетом технического и цокольного. Жители города могут заслуженно гордиться ею, ведь Кул Шариф – самая большая многоминаретная мечеть на всей территории Российской Федерации.
Составляющие комплекса
Помимо мечети, в основной комплекс строения входит экскурсионное бюро, которое занимается всеми вопросами, связанными с туристическим посещением Кул Шарифа. Еще одной частью комплекса является здание пожарной части, ничем не отличающееся по стилистике: купола идентичны по цвету и форме, мрамор – доминирующий отделочный материал.
Памятный камень
13 ноября 1995 года Президент Республики Татарстан, Минтимер Шаймиев, выдал указ о строительстве мечети Кул Шариф, в связи с чем уже в феврале 1996 года торжественно установлен памятный камень. После начала строительства, он был перенесен немного севернее, окружен специальной площадкой, которая служит для религиозных обрядов.
Особенности Кул Шариф
Вне зависимости от вероисповедания, в мечеть может попасть каждый желающий. Вход бесплатный, есть возможность фотографировать, однако существуют определенные правила внешнего вида: женщина не имеет права войти в мечеть в брюках и без платка на голове – все это можно взять на входе, вместе с бахилами.
Мечеть Кул Шариф в постоянном режиме переполнена туристами. Бытует мнение, что многолюдность мешает верующим в полной мере насладиться одухотворенностью святого места, отдать свой религиозный долг. И ведь действительно шли споры при проектировании, на тему того, чем же все-таки должна являться мечеть для прихожан.
В позднее время суток Кул Шариф видно издалека. Мечеть сияет спокойными огнями, будто подсказывая путь к святыне. Её восточный колорит безудержно витает вокруг.
История строительства
Ломать не строить, – гласит народная мудрость. Соборная мечеть была разрушена в 1552 году, и более 400 лет ее никто не желал восстанавливать. А между тем, по дневниковым заметкам воеводы Андрея Курбского, это было величественное и красивое сооружение. Он подробно описал мечеть перед тем, как ее разрушили по приказу Ивана Васильевича. В 18 веке Екатерина Великая посетила Казань, где ее порадовали теплым приемом в Татарской слободе. В Суконной слободе, где жили православные, царицу встретили скромнее.
Запрет на исповедание ислама был снят, императрица разрешила строить соборные мечети, но и речи не было, чтобы восстановить разрушенную мечеть Казанского кремля. В советское время церковь была отлучена от государства, действующие мечети закрывались, и никто не думал, чтобы вернуть верующим то, что разрушил Иван IV Васильевич. Только после перестройки и распада Советского Союза встал вопрос о восстановлении кремлевской мечети. Первый Президент Татарстана Шаймиев поддержал инициативу общественности Казани.
В ноябре 1995 года он принял решение о восстановлении Кремлевской соборной мечети. На строительство начали собирать деньги. Откликнулся Российский Президент, Ельцин Б.Н., который пообещал выделить средства из государственного бюджета, но этого не произошло. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект мечети. Победил коллектив архитекторов: Латыпов, Саттаров, Сайфуллин, Сафронов. Дневники Андрея Курбского, которые хранятся в государственном архиве, помогли им учесть особенности исторического облика соборной мечети в Кремле.
За период с 1996 по 2005 годы собрали более 400 миллионов рублей. Жертвовали частные лица и организации. Этих денег хватило, чтобы восстановить Кремлевскую мечеть и сделать ее религиозным и культурным центром Татарстана. Первая служба в новой мечети прошла 24 июня 2005 года. Это событие – отличный подарок к празднованию 1000-летия Казани. Восстановление мечети – символ возрождения вековых традиций Татарстана.
Построенный комплекс внушительнее и значимее некогда разрушенного сооружения. В здании находится резиденция имама, имеются библиотека и мусульманское издательство, в просторных залах проводятся службы. Для туристов организованы посещения мечети и музея, который работает с 2006 года.
Как добраться до мечети Кул-Шариф
Джума-мечеть расположена в историческом центре города вблизи реки Казанки, внутри крепостных стен Казанского Кремля. Это одно из самых популярных мест Казани. Самостоятельно сюда несложно добраться из разных районов на автобусах № 6, 15, 22, 28а, 29, 35, 89 и других. Из станций метро ближе всех находится Кремлевская. Точный адрес: ул. Шейнкмана, Казань, Респ. Татарстан, Россия, 420014. Как добраться от ж/д вокзала Казани:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутом №74 ехать до стадиона «Центральный» 5 минут.
Пешком:1 км.
-
Вариант 2
Пешком:через ул. Московскую и пл. Тысячелетия идти 2,3 км.
Как добраться от аэропорта Казани:
-
Вариант 1
Поезд:от аэропорта ежедневно идет около 8 рейсов электричек и аэроэкспрессов, до ж/д центрального вокзала ехать 20-28 минут.
Автобус:от ж/д вокзала Казани маршрутом №74 добраться до стадиона «Центральный» за 5 минут.
Пешком:1 км.
-
Вариант 2
Автобус:вблизи зоны прилета есть остановка автобуса №197, ехать до ст. м. Проспект Победы 40 минут.
Метро:от ст. Проспект Победы ехать по Центральной линии до ст. Кремлевская 11 минут.
Пешком: 1,3 км.
Интерьер
Внутри мечеть имеет достойное убранство. Здесь можно увидеть:
- римскую мозаику
- резьбу по ганчу (алебастру)
- золотое шитье
- роспись, произведенную по технике 16 века
- керамические панно, выполненные в технике времени имама Кул-Шарифа
- витражи из стекла, изготовленные по технике запекания
- лепнину
- позолоту
Для работ применялись змеевик, гранит, оникс, мрамор. Молельные ковры присланы правительством Ирана. Люстра из чешского хрусталя весит 2 тонны. На строительстве мечети работали строители из Турции.
Особняк на Театральной
Казань
За несколько минут можно дойти до улицы Баумана и Казанского кремля
8,6
Хорошона основании 3 620 отзывов
Забронировано сегодня 25 раз
Показать цены
Отель Ногай
Казань
В 300 метрах от Петропавловского собора
9,4
Хорошона основании 2 525 отзывов
Забронировано сегодня 29 раз
Показать цены
DoubleTree by Hilton Казань
Казань
В 5 минутах ходьбы от Казанского кремля
9,1
Хорошона основании 1 746 отзывов
Забронировано сегодня 10 раз
Показать цены
Адрес, время работы, как добраться
Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.
Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.
Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».
Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.
- Казанский Кремль
- Дворец Земледельцев
- Казанская Ривьера
- Кремлевская набережная
- Башня Сююмбике
- Благовещенский собор Казани
- Улица Баумана
- Казанский Богородицкий монастырь
- Остров-град Свияжск
- Мечеть аль-Марджани
- Старо-татарская слобода
- Центр Эрмитаж-Казань
НАШИ ЛЮДИ
Алена Полынь
Другое
парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ
Ylvis
Другое
комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера
XP Voodoo
Другое
один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения
Wretch 32
Другое
английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея
Wisin & Yandel
Другое
Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel
Timbuktu
Другое
«https://ru
TheHill88
Другое
YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88
The Doodler
Другое
Советы при посещении
Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.
- Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
- Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
- Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
- Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
- Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.
Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.
Современный вид
Архитектура мечети
Кул-Шариф представляет собой соборную джума-мечеть. Благодаря своим размерам, казанская мечеть входит в рейтинг самых крупных мусульманских святынь не только России, но и Европы. Также интересно, что Кул-Шариф находится под охраной Юнеско, как объект всемирного наследия.
Проектированием мечети занимались четверо архитекторов — И. Сайфулин, А. Сатаров, Ш. Латыйпов и С. Шакуров. Им удалось воссоздать образ старинной мечети, а также привнести некоторые новшества в её внешний вид в соответствии с национальными взглядами и представлениями современности.
Обратите внимание! В основе проекта лежит принцип симметричности. Использование подобного метода не случайность
В основании здания положено два квадрата, пересеченных под углом в 45 градусов. Такая фигура имеет особое значение в исламе и называется «бисмилла», что в переводе означает «Во имя Аллаха».
Само здание состоит из двух павильонов, разделенных большим двором. Помимо вместительных павильонов (вместимость около полутора тысяч человек), архитекторы задействовали большое пространство двора, в котором при необходимости может уместиться около 10 тысяч прихожан.
Купол
Купол здания находится на высоте в 36 метров. Его оформление выполнено в стиле «казанской шапки» — реликвии, которая доступна для осмотра в экспозиции Оружейной палаты в Москве. История гласит, что эта шапка была изготовлена специально для Ивана Грозного в честь покорения Казани. Интересный факт, что купол собора Василия Блаженного, построенного в честь победы русских войск над татарами в Казани, оформлен в том же стиле, что и купол мечети Кул-Шариф.
Отличительной особенностью купола казанского храма является его роскошное убранство — восточные узоры, металлическая черепица цвета морской волны. В сочетании с фасадами, облицованными белым мрамором, купол смотрится очень ярко. В народе мечеть часто называют «голубая» именно из-за купола и верхушек минаретов.
Необычно и то, что мечеть состоит из пяти этажей, хотя по мусульманским канонам традиционными считаются одноэтажные и двухэтажные храмы. На первом этаже располагается молитвенный мужской зал. В исламе принято, что женщины и мужчины молятся в разных помещениях. В связи с тем, что женщины должны находиться в удалении от мужчин, для них в Кул-Шариф отведен второй этаж. Также на нем находятся смотровые площадки-балконы для туристов. В состав комплекса мечети также входят:
- Технический этаж.
- Библиотека и собственное издательство мечети.
- Пожарная часть.
- Цокольный этаж. На нём расположены гардеробы для посетителей, комнаты для совершения омовений, а также музей ислама.
Вход в молельный зал мечети расположен с северной стороны, а на цокольный этаж в музей ислама можно попасть с южного входа.
Как добраться
Адрес музея исламской культуры: территория Казанского Кремля, 13.
Метро
На метро до Казанского Кремля добраться очень просто: ветка всего одна, нужная станция — «Кремлевская».
Схема метро Казани
Станция «Кремлевская» на карте Казани:
Наземный общественный транспорт
У Казанского Кремля три остановки, от которых вам удобнее всего будет добираться. До «Дворца спорта» курсируют автобусы № 6, 35, 35а, 37, 47 и троллейбус № 7. До «Центрального стадиона» — автобусы № 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 75 и троллейбус № 2. До «Улицы Батурина» — автобусы № 22, 28, 89.
Маршруты общественного транспорта в Казани
Автобусные остановки на карте Казани:
Такси
Вы можете воспользоваться услугами таких служб такси, как Яндекс, Gett. Просто скачайте мобильное приложение и укажите маршрут. Через несколько минут такси будет вас ждать в назначенном месте.
Музей исламской культуры в Казани на google-панораме:
Видео: Музей исламской культуры в Казани
Интерьер мечети
Внутреннее убранство мечети ничуть не уступает её наружному облику. Элементы декора являются отсылками к многовековым традициям татарского народа и канонам исламской культуры.
Интерьер
Например, в оформлении окон мастера использовали священный для мусульман цветок — тюльпан. В исламской религии тюльпаны символизируют «возрождение». С тюльпанами связано множество мусульманских легенд и сказаний. Также, в арабской письменности слово «тюльпан» созвучно с «Аллах». На внутренних арках храма можно увидеть аяты — коранические стихи.
Обратите внимание! В дизайне интерьера использованы, в основном, природные материалы — ганч, камень и деревянные элементы. Это обусловлено попыткой приблизиться к технологиям, использовавшимся в оформлении утерянной мечети XVI столетия
Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства.
Особенную роскошь и красоту помещениям мечети придают разнообразные проектные решения: лепнина, цветные витражи и мозаики, золотые орнаменты. Полы застелены иранскими коврами, а потолок украшает огромная хрустальная люстра чешского производства.
Интересные факты
Несколько исторических фактов из жизни того, чье имя носит мечеть:
- Во время последнего посольства имама и князя Бибарса они предлагали Ивану Московскому в заложницы царицу Сююмбике с малолетним сыном Утямыш-Гиреем. Царственные особы, содержащиеся при Московском дворе, по мнению дипломатов, должны были обеспечить длительный мир русских и татар. Просьба была отвергнута, но, может быть, именно этот исторический факт породил легенду о внезапно вспыхнувшей страсти русского князя к прекрасной регентше?
- После службы в Астраханском ханстве Шариф получил дополнительное имя Хаджитархани. Впоследствии его называли амиром, то есть руководителем.
- Ознакомиться с литературными трудами Кул-Шарифа можно в сборнике «Жизнь жестока, жизнь прекрасна», изданного под редакцией А. Шарипова в 1997 году.
Прежняя Кремлевская мечеть была построена в 13 веке, она называлась Аль-Кабир. Соборная мечеть – новое сооружение, но уже существует много интересных фактов и легенд:
- Купол мечети напоминает татарскую шапку: носить ее имели право только царственные особы.
- Бытует мнение, что Кремлевская мечеть самая большая в Европе. Но это не отвечает действительности: заблуждение порождено значимостью воссоздания сооружения для татарского народа.
- Символично, что на конкурсе проектов победили жители Татарстана. Их конкурентами были архитекторы из России, Ливана, Турции.
Сегодня соборная мечеть – духовный центр мусульман Поволжья.
Создание мечети Кул-Шариф
В 90-е годы прошедшего века по всей стране начиналась эпоха возрождения исторического наследия, в том числе и активная работа по восстановлению утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы — церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными возвращалась к жизни целая россыпь мусульманских религиозных сооружений, находящихся в районе Старо-Татарской слободы. О самых интересных сохранившихся и восстановленных исторических мечетях Старо-Татарской слободы можно прочитать здесь.
Но наряду с восстановлением исторических мусульманских храмов, строились и новые мечети во всех районах города. Безусловно, что основным и самым ярким подобным сооружением в Казани стал храм удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф, построенная на западных землях территории мемориального Кремлевского комплекса. Ее открытие состоялось 24 июня 2005 года.
Мечеть Кул-Шариф украсила Казанский Кремль в 2005 году
Сооружение главной мусульманской мечети на территории Казанского Кремля было одним из основных мероприятий по восстановлению исторической справедливости. Ведь древняя мечеть Казанского ханства – Аль-Кабир — стояла изначально именно здесь. Правда, сведений о том, как она выглядела, не сохранилось. Было известно, что находилась она на месте нынешней картинной галереи «Хазине» и имела 8 минаретов по числу провинций Волжской Булгарии.
В основу проекта нового храма были заложены следующие принципы. Сам храм, состоящий из двух пересеченных квадратных объемов, должен был олицетворять собой знак «Благословение аллаха». В силуэте главного купола должна была угадываться корона казанских ханов – легендарная «Казанская шапка». В декоре окон и дверей было решено применять силуэты древнебулгарского символа возрождения и процветания – тюльпана. Все эти идеи и были обобщены в архитектурном проекте.
Купол мечети Кул-Шариф действительно похож на «Казанскую шапку»
Деньги на сооружение Мечети Кул Шариф поступали от отдельных граждан, и от организаций Татарстана. Ведь строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования. В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века – что составляет более сорока тысяч организаций и отдельных граждан.
Важные символы культуры
На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.
Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное
Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные
Мечеть Кул Шариф внутри
В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира.
Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.
Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.
Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.
Строительство
Новая мечеть в Казани Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.
Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете – около 500 млн. рублей).
В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.
Режим работы и стоимость билета в Музей исламской культуры в Казани в 2021 году
Музей работает без выходных по такому графику: с 9:00 до 19:30. При этом кассы закрываются в 19:00.
Цена зависит от того, идете вы в музей один или в составе группы, хотите воспользоваться услугами гида или решили самостоятельно изучить все экспонаты.
Индивидуальное посещение:
- 100 рублей — школьники, студенты и пенсионеры;
- 200 рублей — полный билет.
Посещение организованной группой:
- 80 рублей — школьники, студенты, пенсионеры;
- 150 рублей — полный билет.
Экскурсии (для групп от 20-ти человек):
- 1-ый зал — 500 рублей;
- 2-й зал — 500 рублей;
- на английском языке — 1000 рублей;
- временная выставка — 350 рублей;
- экскурсия по мечети — 350 рублей.
Бесплатный вход:
- дети до 7 лет;
- инвалиды I, II групп;
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- Герои Советского Союза и Герои РФ.
Условия бесплатного входа действуют для всех музеев на территории Казанского Кремля.
Режим работы и стоимость билетов на сайте Музея исламской культуры в Казани
Nomad
Сеид Кул Шариф
Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).
Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.
В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.
Страшное время Кул Шарифа
Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.
Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.
Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.
О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»
Убийство Кул Шарифа
Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.
Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.
Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь
История создания мечети Кул Шариф
Более 400 лет тому назад в Казани была восьмиминаретная мечеть, во главе которой стоял Шариф Кул — учёный, поэт и дипломат, который превратил мусульманский храм в центр просвещения, науки и религии Среднего Поволжья в XVI веке.
Во время штурма Казанского Кремля войском Ивана Грозного в октябре 1552 года храм был разрушен и только через четыре столетия он был воссоздан заново.
Решение о сооружении мечети было принято в соответствии с указом Президента Республики Татарстан от 13 ноября 1995 года. 21 февраля 1996 года был заложен памятный знак на месте строительства, а в мае 1996 года завершился конкурс, победителем которого стал проект, разработанный архитекторами Ш. Латыповым, И. Сайфуллиным, А. Саттаровым и М. Сафроновым. Интересно то, что проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма.
Через 444 года после разрушения храма началось его восстановление. Возведение мечети с ориентацией на Мекку было определено с точностью до сотой доли секунды через спутник.
Создание мечети, в основном, велось на пожертвования граждан, сметная стоимость строительства составила более 500 миллионов рублей. Открытие храма прошло в год тысячелетия Казани 24 июня 2005 года.
Внутри храма может находиться 1500 человек и около 10 тысяч — на площади перед ней.
Всего у мечети восемь минаретов, четыре из которых основные, высота каждого из них составляет 58 метров. Купол храма украшен декоративными деталями, ассоциирующимися с деталями «Казанской шапки», находящейся сейчас в Оружейной палате. По одной версии эта шапка является короной Казанских ханов. Также существует мнение, что она выполнена восточных дел мастерами по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя.
Для сооружения храма гранит и мрамор доставляли с Урала. Среди внутреннего убранства — витражи и лепнина, мозаика и позолота, а также ковры — дар правительства Ирана и цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, изготовленная в Чехии.
Специально для посещения храма экскурсионными группами имеются смотровые балконы.
В комплекс храма входят:
- Здание самой мечети
- Музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья
- Комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха
- Кабинет имама.
В ночное время комплекс освещается с помощью эффектной подсветки.
Мечеть является символом мирного сосуществования двух конфессий в Татарстане — православной и мусульманской.
Взятие Казани
Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство приближалось к своей гибели. Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». Казанскому ханству неоткуда было ждать поддержки, и из-за этого в 1550 году казанцам пришлось заключить с Москвой договор о взаимопомощи и взаимопонимании.
На следующий год русские войска нарушают мир и вступают в бой. Летом войска обступили всю Казань, и казанцы отправили русским воеводам муллу Кул Шарифа и тюменского князя Бибарса Растова с посланием о мире. Из летописи 1551 года известно, что послы долгое время не соглашались идти на уступки; после угроз силового захвата Казани послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.
Архитектура
Мечеть – уникальное сооружение. Комплекс состоит из:
- 5-ти этажной мечети. Цокольный этаж отдан под музей ислама, на техническом располагаются службы. Имеется место для ритуального омовения. На первом этаже имеется зал, где молятся мужчины, и кабинет имама. На втором этаже могут молиться женщины, там же выделены зоны для туристов. Преимущество сооружения: для женщин и мужчин имеются отдельные входы.
- Пожарной части. Это приземистое здание, располагающееся южнее мечети, имеющее голубую крышу. Они связаны стилистически.
- Издательства и уникальной библиотеки.
8 полумесяцев (именно столько их было у мечети в 16 веке) мечети направлены на Мекку: ориентировка производилась при помощи спутника. Высота каждого минарета 57 м. Центральный купол возвышается на 36 м. Профиль здания представлен в виде пересечения квадратов под углом 45 градусов: таким образом, воссоздается символ мусульман – благословение Аллаха. Арки повторяют очертания юрт кочевников: первые татары имели такие мечети. На куполе окна вырезаны в форме тюльпана: символа возрождения у булгар.
Тюльпан повторяется в витражах из цветного стекла. Здание облицовано светлым камнем, купола голубые. Все это должно вызывать ощущение чистоты, простоты и непорочности. Помыслы у смотрящих на мечеть должны быть также чисты, как и само здание. В зале одновременно могут молиться 1,5 тысячи мусульман. Еще 10 тысяч могут разместиться на перед мечетью: на плитке, которой вымощена площадь, отмечены места для совершения намаза.