Кибуцы в израиле в 2021 году: традиции и инновации
Содержание:
- Кибуцы в движении кибуцев
- Роль в истории Израиля
- История[править | править код]
- Возможность попасть в кибуц
- Виды кибуцев[править | править код]
- Попасть в кибуц: как это возможно
- Как попасть в кибуц в Израиле русскому?
- Кибуцное общество и роль педагогов
- Образование, обучение и общественная жизнь
- Список общин
- Как возникали и развивались кибуцы
- Жизнь в кибуцах Израиля
- Законы кибуцев
- литература
- Почему в Израиле новые репатрианты вынуждены первое время работать на рабочих специальностях
Кибуцы в движении кибуцев
- Адамит (1958)
- Афек (1939)
- Афик (1967)
- Афиким (1932)
- Альмог (1977)
- Аллоним (1938)
- Алумот (1947)
- Амиад (1946)
- Амир (1939)
- Ашдот Яаков Ихуд (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
- Ашдот Яаков Меухад (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
- Айелет ха-Шахар (1918)
- Бахан (1953)
- Барам (1949)
- Баркай (1949)
- Беэри (1946)
- Бейт Альфа (1922)
- Бейт Гуврин (1949)
- Бейт-ха-Арава (1939)
- Бейт ха-Эмек (1949)
- Бейт ха-Шита (1928)
- Бейт Кама (1949)
- Бейт Кешет (1944)
- Бейт Нир (1955)
- Бейт Зера (1921)
- Бет-Эль (1970)
- Брор Хаил (1948)
- Дафна (1939)
- Далия (1939)
- Дэн (1939)
- Дегания Алеф (1910)
- Дегания Бет (1920)
- Дорот (1941)
- Доврат (1948)
- Двир (1951)
- Эйлон (1938)
- Эйлот (1962)
- Эйн Кармель (1947)
- Эйн Дор (1948)
- Эйн-Геди (1953)
- Эйн Гев (1937)
- Эйн Ха-Хореш (1931)
- Эйн ха-Мифрац (1938)
- Эйн Харод (Ихуд) (1952), из Эйн Харода (1921-1952)
- Эйн-Харод (Меухад) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
- Эйн ха-Шлоша (1950)
- Эйн-ха-Шофет (1937)
- Эйн Шемер (1927)
- Эйн Зиван (1968)
- Эйнат (1925)
- Эль-Ром (1971)
- Элифаз (1982)
- Эрез (1950)
- Эшбал (1998)
- Эврон (1937)
- Эяль (1949)
- Гаатон (1948)
- Гааш (1951)
- Гадот (1949)
- Гал Он (1946)
- Галед (1945)
- Ган Шмуэль (1920)
- Гат (1941)
- Газит (1948)
- Гешер (1939)
- Гешер ГаЗив (1949)
- Гешур (1971)
- Гева (1921)
- Гевим (1947)
- Гезер (1945)
- Гевим (1947)
- Гилгал (1972)
- Гинегар (1922), от Дегании Гимел (1920-1922)
- Гиносар (1937)
- Гиват Бреннер (1928)
- Гиват Хаим (Ихуд) (1953)
- Гиват Хаим (Меухад) (1953)
- Гиват а-Шлоша (1925)
- Гиват Оз (1949)
- Глиль Ям (1943)
- Гонен (1951)
- Грофит (1966)
- Геват (1926)
- Гвулот (1943)
- ХаГошрим (1948)
- Хахотерим (1952)
- Хамадия (1939)
- Ханатон (1984)
- Ханита (1938)
- HaOgen (1947)
- Хардуф (1982)
- Харель (1948)
- Ха-Солелим (1949)
- Хацерим (1946)
- Хацор (1946)
- Хазорея (1936)
- Хефциба (1922)
- Холит (1982)
- Хокук (1945)
- Хоршим (1955)
- Хульда (1930)
- Кабри (1949)
- Калия (1974)
- Кармиа (1950)
- Кетура (1970)
- Кфар Блюм (1943)
- Кфар Гилади (1916)
- Кфар ха-Хореш (1933)
- Кфар ха-Маккаби (1936)
- Кфар ха-Наси (1948)
- Кфар Харув (1973)
- Кфар Масарик (1933)
- Кфар Менахем (1937)
- Кфар Руппин (1938)
- Кфар Сольд (1942)
- Кфар Иегошуа (1927)
- Киннерет (1913)
- Кирьят-Анавим (1920)
- Киссуфим (1951)
- Крамим (1980)
- Лахав (1952)
- Лехавот ха-Башан (1945)
- Лехавот Хавива (1949)
- Лохамей ха-Гета’от (1949)
- Лотан (1983)
- Маабарот (1925)
- Мааган Майкл (1949)
- Маале ха-Хамиша (1938)
- Маанит (1942)
- Малкия (1949)
- Манара (1943)
- Маоз Хаим (1937)
- Машабей Садех (1947)
- Мацуба (1940)
- Мааян Барух (1947)
- Мааян Цви (1938)
- Магал (1953)
- Маген (1949)
- Мефальсим (1949)
- Мегиддо (1949)
- Мерхавиа (1929)
- Мезилот (1938)
- Метцер (1953)
- Мево Хама (1968)
- Мисгав Ам (1946)
- Мигван (1987)
- Мишмар ха-Эмек (1922)
- Мишмар аНегев (1946)
- Мишмар ха-Шарон (1924)
- Мизра (1923)
- Наан (1930)
- Нахаль Оз (1951)
- Неот Мордехай (1946)
- Неот Смадар (1989)
- Нетив ХаЛамед-Хе (1949)
- Нетцер Серени (1961)
- Неве Эйтан (1938)
- Неве Хариф (1987)
- Неве Илан (1978)
- Неве Ур (1948)
- Неве Ям (1939)
- Нир Ам (1949)
- Нир Давид (1936)
- Нир Элиягу (1950)
- Нир Оз (1955)
- Нир Ицхак (1949)
- Нирим (1946)
- Ницаним (1951)
- Ор Ханер (1957)
- Ортал (1978)
- Пальмахим (1949)
- Парод (1949)
- Пелех (1982)
- Рамат Давид (1926)
- Рамат ха-Ковеш (1932)
- Рамат а-Шофет (1941)
- Рамат Рэйчел (1925)
- Рамат Йоханан (1931)
- Рамот Менаше (1948)
- Равид (1981)
- Рейм (1949)
- Регавим (1948)
- Решафим (1948)
- Ретамим (1988)
- Ревадим (1947)
- Ревивим (1943)
- Рош а-Никра (1949)
- Рухама (1944)
- Саар (1948)
- Самар (1976)
- Сарид (1926)
- Саша (1949)
- Сде Бокер (1952)
- Сде Нахум (1937)
- Sde Nehemia (1940)
- Сде Йоав (1956)
- Сдот Ям (1940)
- Шаар ха-Амаким (1935)
- Шаар ха-Голан (1937)
- Шамир (1944)
- Шефаим (1935)
- Шиллер (1927)
- Шомрат (1948)
- Шоваль (1946)
- Снир (1967)
- Суфа (1975)
- Тамуз (1987)
- Тель Кацир (1949)
- Тель-Ицхак (1938)
- Тель Йосеф (1921)
- Тлалим (1980)
- Тувал (1981)
- Цеэлим (1947)
- Цивон (1980)
- Цора (1948)
- Цова (1948)
- Урим (1946)
- Уша (1937)
- Яд Ханна (1950)
- Яд Мордехай (1943)
- Ягур (1922)
- Yahad (1984)
- Яхель (1976)
- Ясур (1949)
- Йехиам (1946)
- Ифат (1954)
- Йифтах (1948)
- Йирон (1949)
- Изреэль (1948)
- Йотвата (1957)
- Зиким (1949)
Роль в истории Израиля
Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами активистов заселения за границей, создали в Земле Израильской высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжёлые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооружённых нападений соседей-арабов. Однако сплочённость коммун, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьёзный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, мошавам).
Когда вследствие арабских беспорядков (1936—1939) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, кибуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (стена и башня). В 1936—47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцев. Кибуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в 1943 году.
Все взрослые члены кибуцев числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для нелегальных репатриантов, в перевозке которых в подмандатную Палестину кибуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцев в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие форпостами обороны страны и препятствием для проникновения террористов.
Значительно число членов кибуцев в командном составе Армии обороны Израиля.
История[править | править код]
До создания государстваправить | править код
Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 3941 день], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1773 дня]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.
Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара
С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
После создания государстваправить | править код
С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).
Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны. По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).
Возможность попасть в кибуц
Община подобного типа всегда относительно закрытая, хотя в такие поселения в Израиле достаточно легко может попасть турист — движение не ограничено, и сегодня возможно свободно пересекать границы населенных пунктов
Более того, жители населенных пунктов данного типа нередко устраивают различные мероприятия и концерты, привлекая к себе внимание туристов и приглашая на праздники местных жителей и их детей. Приехать в поселение возможно на автомобиле — современное развитие технологий не обходит и кибуцы, которые меняются в соответствии с прогрессом, потому машины теперь тут не являются чем-то необычным
Получить допуск для временного пребывания на территории кибуц могут разные категории населения государства:
- военнослужащие, которые нуждаются во временном предоставлении жилья на период прохождения службы;
- волонтеры, которые работают на полях и могут даже оставаться на длительное время или на постоянное проживание;
- туристы, которые хотят посмотреть, как устроены поселения, а также навестить друзей или родственников.
Есть варианты практически полностью закрытых поселений, а есть и варианты открытых кибуц, контактирующих активно с внешним миром и постоянно поддерживающих с ним товарооборот. Именно в такие открытые поселения рекомендуется ехать туристам, которые хотят просто посмотреть, что это и как устроено. Если же в планах переезд в Израиль и проживание на территории кибуц, то нужно очень внимательно отнестись к вопросам оформления иммиграционных документов и допуска к проживанию на этой территории.
Для тех, кто хочет иммигрировать в Израиль и жить в кибуцах, необходимо помнить, что правила пересечения границы государства остаются в этом случае неизменными.
В первый год пребывания в стране человек имеет бесплатное право на медицинские услуги, даже если он безработный, а также имеет возможность посещать курсы иврита, что особенно актуально для иностранцев, планирующих проживать в кибуцах — там иностранных языков практически не знают и используют именно иврит для общения в коммуне.
Виды кибуцев[править | править код]
Вслед за изменениями в обществе и изменением разных законов, затрагивающих существование кибуцев, их уклад и формы их участия в экономике Израиля, с 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трёх следующих статусов:
- общинный кибуц (традиционная форма);
- обновленный кибуц (только частичное обобществление);
- городской кибуц.
Идеологические теченияправить | править код
Все кибуцы Израиля принадлежат трём кибуцным течениям. Самое массовое (85 % всех кибуцев), «Кибуцное Движение» (ивр. התנועה הקיבוצית — «Тнуа кибуцит»), представляет федерацию двух кибуцных организаций с различными идеологическими платформами, возникшую после ряда слияний и разъединений на базе старейших светских сионистских движений, таких как Ха-шомер ха-цаир. Ещё 19 кибуцев приходятся на сионистско-религиозное течение «Ха-Кибуц ха-дати ха-поэль ха-мизрахи» (ивр. הקיבוץ הדתי הפועל המזרחי) и 2 кибуца были организованы рабочим ультраортодоксальным (харедим) движением «Поалей агудат исраэль» (ивр. פועלי אגודת ישראל).
Попасть в кибуц: как это возможно
Если вы хотите попасть в кибуц, то вам придется пройти несколько этапов на этом пути, но все возможно: главное — захотеть. Всего в Израиле, в настоящее время, функционирует более двухсот пятидесяти кибуцев. Для начала, вам следует выбрать те кибуцы, которые интересуют вас более всего, взвесив все плюсы и минусы, за и против, а также собрав все необходимые преимущества, принципиальные для вас.
Вы подаете заявку в секретариат со всеми необходимыми документами, затем вы три года числитесь как кандидат в члены кибуца: это своего рода испытательный срок. Уже после этого, ваша кандидатура одобрится или не одобрится на собрании кибуца.
Как попасть в кибуц в Израиле русскому?
Начиная с 1990 года в Израиле действует программа адаптации для репатриантов. Благодаря государственной инициативе агентство «Сохнут» предлагает вновь прибывшим в Израиль воспользоваться предложением «Первый дом на родине». Суть его состоит в том, чтобы обеспечить переселенцам максимально комфортное вхождение в общество.
Для русских, украинцев и других репатриантов из бывших стран СНГ участие в программе оборачивается возможностью не заботиться о жилье и быте в первое время после переезда, а посвятить себя изучению иврита. Такие условия предоставляет возвращенцу кибуц. Жить на его территории и пользоваться всеми благами коммуны можно первые полгода жизни в Израиле. В это время кибуц берет на себя все заботы о новом члене общества. По желанию переселенца время проживания в коммуне можно продлить еще на 6 месяцев.
Планируя переезд из России в Израиль, будущие граждане страны могут сами выбрать подходящий для проживания кибуц из списка, который предоставляет агентство «Сохнут». Он может располагаться, как на юге, так и на севере Израиля. Регион своего проживания в стране репатриант имеет возможность определить самостоятельно.
Участники программы могут воспользоваться следующими благами:
- Отдельная жилплощадь с мебелью и техникой;
- Прохождение курса иврита в ульпане;
- Детский сад, школа для детей;
- Бесплатное медицинское обслуживание;
- Магазины с дешевыми продуктами и столовые с недорогим питание;
- Экскурсии, праздничные и культурные мероприятия;
- Помощь в поиске работы.
Еще одним способом попасть в кибуц является туристическая поездка. Многие россияне интересуются жизнью на Ближнем Востоке, а кибуцы позволяют не только окунуться в атмосферу современного еврейского общества, но и предоставляют возможность заниматься популярным сегодня эко-туризмом или воспользоваться отдыхом на побережье Мертвого моря и спа-процедурами. Правда, такие визиты носят кратковременный характер, но дают возможность изучить внутреннее устройство коммуны.
Популярностью у россиян пользуются и обычные экскурсии, которые организуют многие кибуцы. Например, поселение Йотвата, расположенное на границе с Иорданией, на юге пустыни Арава. Эта коммуна сегодня представляет собой крупнейшую в стране молочную ферму, поставляющую на рынок 60% от общего объема продукции.
Во время экскурсии посетители могут:
- ознакомиться с внутренним устройством и работой фермы;
- Посетить местный зверинец с травоядными и хищными животными;
- Погулять по заповеднику;
- Увидеть развалины древнеримской крепости;
- Поучаствовать в мастер-классе по изготовлению мороженого.
Кибуцное общество и роль педагогов
Кибуц был коллективным сообществом, как и его система образования. Власти кибуца в равной степени обеспечивали всех детей, рожденных его членами, и они делили все поровну. Оказание медицинской и психологической помощи соответствовало конкретным потребностям. Члены кибуца, считавшиеся наиболее образованными и уважаемыми, получали должность педагогов. Положение няни всегда было женской ролью. Учителя были как для женщин, так и для мужчин.
Семья и отношения с родителями
Семья не несла никакой финансовой ответственности; кибуц заботился об экономических делах своих членов. В кибуцах считали, что работа женщины вне дома противоречит ее материнским обязанностям. В их глазах кибуц достиг социального и экономического освобождения женщин, не препятствуя их роли матерей. Они утверждали, что это было достигнуто за счет перекладывания ответственности за образование с семьи на общество в целом.
Основатели коллективного образования считали, что предоставление детям независимости от семьи освобождает семью от экономического и социального бремени, которое в противном случае могло бы исказить развитие детей. Семья не была ни единственным, ни главным центром образования детей, так как у них были педагоги и весь кибуц, чтобы поддержать их. В то время как эмоциональные потребности ребенка удовлетворялись его или ее семьей, физическое благополучие, здравоохранение и образование в целом были доверены педагогам.
Предполагалось, что отцы будут связаны со своими детьми посредством качественного времяпрепровождения в гораздо большей степени, чем в среде, не относящейся к кибуцу, где им, возможно, придется проводить долгие часы на работе.
Люди кибуца считали, что, поскольку необходимые требования и требования, которые являются неотъемлемой частью любого образовательного процесса, были устранены из семейной жизни, отношения между родителями и их детьми получили шанс стать более умеренными и гармоничными. Они утверждали, что именно поэтому сильные эмоциональные связи с малышами, дружба в детстве и товарищеские отношения в юности способствуют крепкой семейной привязанности и здоровому влиянию родителей на своих детей.
Образование, обучение и общественная жизнь
Хотя у всех детей коллективного образования были одинаковые условия жизни, и хотя общественное мнение было высоко оценено, педагоги с гордостью подчеркнули тот факт, что индивидуальность оставалась кристально чистой; они очень охотно поддерживали художественное творчество (письмо, рисование и музыка), ведение журналов и чтение книг.
Социальная применимость обучения считалась более важной, чем знания как таковые. Прилагаемые усилия, моральное поведение и социальная вовлеченность рассматривались как эквивалент академических достижений, как и лидерство молодежного движения.. Никакого различия между формальным обучением и другими формами обучения не существовало, и оба они находились под руководством группы образования
Хотя коллективное образование было неизбирательным и все дети имели право на одинаковые условия обучения, не требовалось равных достижений. Детские и молодежные общества считались «живыми организмами, состоящими из разнородных личностей, каждая из которых требует индивидуального внимания».
Никакого различия между формальным обучением и другими формами обучения не существовало, и оба они находились под руководством группы образования. Хотя коллективное образование было неизбирательным и все дети имели право на одинаковые условия обучения, не требовалось равных достижений. Детские и молодежные общества считались «живыми организмами, состоящими из разнородных личностей, каждая из которых требует индивидуального внимания».
Междисциплинарное обучение
Кибуц Ган Шмуэль — междисциплинарное обучение — все о хлебе
Чтобы оставаться верными жизни, как они ее понимали, в кибуцном образовании использовался междисциплинарный метод обучения.
В начальной школе обучение основывалось на повседневной жизни детей: «Пчела и цветок», «Муравей», «Почта» и т. Д. Один междисциплинарный предмет длился от двух до шести недель, в зависимости от возраста.
Учебная программа средней школы была разделена на две части: гуманистическая ( литература , география , общество и экономика ) и реалистическая ( физика , химия и биология ). Кроме того, в программу обучения входили языки: иврит , английский и арабский , математика , гимнастика , рисование, музыка.
Литературные инсценировки
Молодежное общество собиралось раз в год для проведения литературного судебного процесса . Все в школе, включая учеников и команду образования, читали книгу, а затем обсуждали возникшую дилемму, например, о противоречивом персонаже. Школа создаст суд, в который войдут представители всех групп молодежного общества: обвиняемый, судьи, прокурор, защита и свидетели. Судьи и адвокаты были одеты в черные мантии, а остальные участники были одеты в соответствии со своими персонажами. Судебный процесс прошел перед общим собранием школы.
Примеры литературных инсценировок:
- Повелитель Мух от Уильяма Голдинга
- Враг от Pearl S. Buck
- Убить пересмешника , Харпер Ли
Работа
Работа была важным строительным блоком коллективного образования. Маленькие дети работали в непосредственной близости, помогали убирать дом, ухаживали за школьным зоологическим садом и ухаживали за огородом. Старшеклассники работали в сельскохозяйственных отраслях и отраслях, принадлежащих кибуцу. Многие старшеклассницы работали нянями в детских домах младшего возраста.
Такие навыки, как ткачество, шитье, вязание, слесарные и плотницкие работы, преподавались в качестве промежуточного звена между работой и учебой в рамках учебной программы, поэтому прилежные студенты могли стать полупрофессионалами.
Список общин
Хотя сейчас кибуцное движение переживает кризисные времена, однако многие общины смогли добиться больших успехов в финансовой деятельности. Поэтому каждому туристу или репатрианту, собирающемуся посетить страну или приехать в нее жить, будет интересно узнать про самые богатые кибуцы в Израиле, список которых приведен ниже:
- Сдот Ям (капитал 3,4 млрд шекелей) — владеет акциями производства мраморных плит;
- Хацерим (1,25 млрд шек.) — база водной промышленности страны, также владеет акциями завода «Нетафим» по производству систем капельного орошения;
- Мааган Михаэль (835 млн шек.) — центр водных технологий, имеет завод «Пальсан»;
- Йотвата — 700 млн шек;
- Изреэль (480 млн шек.);
- Рамат Йоханан (250) и др.
Многие кибуцы южного региона Израиля созданы практически на безжизненных землях пустыни Негев. Однако, благодаря упорному труду и энтузиазму работников, при использовании передовых технологий, эти территории теперь стали процветающими и имеют хозяйства с миллионными оборотами.
Основная стратегия их деятельности состоит в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, причем все расходы на орошение и электроэнергию сокращаются за счет альтернативных методов. Здесь успешно выращивают клубнику, цитрусовые, финики, бананы и другие фрукты, а также цветы.
Как возникали и развивались кибуцы
Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.
В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.
Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.
Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.
В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.
Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.
Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.
В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.
Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.
С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.
Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.
Жизнь в кибуцах Израиля
Жизнь в кибуцах разительно отличается от жизни остальной части страны. Можно сказать, что эти израильские кооперативы представляют собой сохранившиеся с прошлого века островки социализма. Члены кибуцев и сегодня придерживаются основных законов и правил совместного проживания:
- Общественное управление;
- Коллективный труд, направленный на развитие и преумножение общественного блага;
- Равность прав и условий жизни;
- Равное распределение материальных благ между членами общины;
- Свобода религиозных и политических взглядов;
- Обучение детей в школах и высших учебных заведениях за счет кибуца;
- Бесплатное медицинское обслуживание;
- Полное пожизненное обеспечение пожилых членов коммуны.
Все члены общества живут в отдельных домах или квартирах. Дети посещают детские сады и школы. Подростки имеют возможность за счет коммуны обучаться в израильских университетах или получать дипломы иностранных учебных заведении. При этом кибуци не требует обязательного возвращения студента в поселение.
Взрослые члены общины могут возделывать поля или работать не только на предприятиях внутри колхоза, но и трудиться на городских предприятиях, ресторанах, больницах. Однако, если работник является членом кибуцы, вся его зарплата подлежит перечислению в общественную кассу.
Из общих средств оплачивается содержание территорий, коммунальные услуги, производятся другие общественно важные платежи. Остаток средств распределяется между членами коммуны. Чаще всего, жители кибуцы не используют на территории кредитные карты или наличные деньги. Любые покупки можно записать на счет. Из кассы выделяются лишь суммы на карманные расходы или одобренные обществом ссуды.
Временно проживать на территории кибуцы могут лица, не имеющие гражданского статуса, но стать полноправным членом общины может только гражданин Израиля. При этом одного желания претендента мало. Членство утверждается общим собранием жителей коммуны.
Условия жизни в кибуцы на сегодняшний день во многом зависит от выбранной им форсы общественного устройства:
- Традиционная;
- Сочетающая общественную и частную собственность;
- Городская.
Но, независимо от формы устройства, уровень жизни в кибуцах достигает высокого уровня.
Законы кибуцев
Главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.
Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных законов:
- коллективный труд на благо сообщества с целью интенсификации и увеличения производства;
- принципы самоуправления в распределении работ и времени;
- равные условия жизни для всех (коммунизм);
- права всех жителей равны;
- каждый член сообщества несет ответственность по отношению к другим;
- все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине;
- каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях;
- женщины имеют право открывать новые сферы труда;
- дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста;
- пожилые работники имеют обеспечение по старости;
- при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами;
- каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.
Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которое ставило целью равенство и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».
литература
в алфавитном порядке по авторам / редакторам
- Э. Аврахами: Кибуц. Для развивающегося сообщества. Яд Табенкин, 1992.
- Э. Аврахами: Меняющийся кибуц. Яд Табенкин, 2000.
- Клаус Стефан Беккер: Кибуцы, мошав и волонтерские услуги (= рабочие места и стажировки. Том 6). Межсоединения , Фрайбург-им-Брайсгау 1997, ISBN 3-86040-010-X .
-
Бруно Беттельхейм : Дети мечты . Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1969/2001, ISBN 0-7432-1795-0 ; Немецкий: Дети будущего: общинное образование как путь новой педагогики . Перевод Илзе Вингер. Molden
- Вена, 1971 г.
- dtv 888. Мюнхен, 1-е издание: 1973 г. (2-е издание: 1975 г., ISBN 3-423-00888-1 )
- Шмуэль Бурмил, Рут Энис: Меняющийся ландшафт утопии. Пейзаж и сады кибуца в прошлом и настоящем . (= Зеленая серия. Источники и исследования по садовому искусству. 29). Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 2011, ISBN 978-3-88462-284-1 .
- Кристиан Буш-Люти : Жизнь и работа в кибуце. Текущие уроки восьмидесятилетнего эксперимента . Кельн 1989, ISBN 3-7663-3008-X .
- Шошана Файнгольд-Студник: Кибуц в переходный период: экономические и политические основы. Deutscher Universitäts-Verlag, Висбаден, 2002, ISBN 978-3-8244-0672-2 .
- Даниэль Гаврон: Пробуждение кибуца из Утопии . Rowman & Littlefield, Lanham 2000, ISBN 0-8476-9526-3 .
- Саадиа Жёлтый: почти сто лет единения . Шмуэль Пресс, Тель-Авив, 1994.
- Гуннар Хайнсон (ред.): Модель кибуца. Инвентаризация альтернативного образа жизни через семь десятилетий . (= Издание Suhrkamp. 998). Франкфурт-на-Майне 1982 г., ISBN 3-518-10998-7 .
- Kibbutz Trends (ежеквартально). Рамат Эфал, Яд Табенкин, 1991– (ранее — Течения кибуца и исследования кибуца ).
- Дэвид Лейхман, Идит Паз (ред.): Кибуц — альтернативный образ жизни . Яд Табенкин, 1997, ISBN 965-282-045-8 .
- Матиас Линденау: Реквием по мечте? Трансформация и будущее кибуцев в израильском обществе. (= Politica et ars. 11). С предисловием Херфрида Мюнклера. Лит, Берлин 2007, ISBN 978-3-8258-0237-0 . (также диссертация в Университете Гумбольдта в Берлине, 2006 г.)
- Ари Липински : В частности, кибуц 88 . Межсоединения , Фрайбург 1988, ISBN 3-924586-25-X
- С. Марон: Кибуц в рыночном обществе . Яд Табенкин, 1993.
- Герман Майер-Кронемейер : Кибуцы . История, дух и форма . Издательство литературы и текущих событий, Ганновер, 1969. (Диссертация)
- Х. Ниа: Движение кибуцев — история. Том 1: Истоки и рост, 1909-1939 ; Том 2: Кризис и достижения, 1939–1995. Oxford Univ. Press, 1992/1997.
- Франц Оппенгеймер : Поселенческий кооператив. 1-е издание. Дункер и Хамблот, Лейпциг, 1896 г.
- Хаим Селигманн , Габи Мадар: Кибуц: обзор . Рамат Эфал, Яд Табенкин, 2000.
- Амос Оз : Другое место (= Библиотека Süddeutsche Zeitung. № 71). Мюнхен 2007, ISBN 978-3-86615-521-3 .
- Майкл Тилдесли: Никаких небесных иллюзий? — Сравнительное исследование трех общественных движений . Издательство Ливерпульского университета, 2003.
Почему в Израиле новые репатрианты вынуждены первое время работать на рабочих специальностях
Все просто. Представьте себе свою нынешнюю работу. Представили? Теперь подумайте, смогли бы вы ее выполнять с той же эффективностью, если бы не знали языка, на котором сейчас общаетесь. Ну как?
В любой стране мира человек, не знающий местного языка, ограничен в своих возможностях по трудоустройству на специальности, требующие общения.
Причем в Израиле ситуация куда проще, чем во многих других странах. Здесь подавляющее большинство населения знает английский. Много русскоязычных (процентов 25-30, наверное). Страна настолько пестрит выходцами из всех уголков мира, что здесь очень терпимо и даже тепло относятся к тем, кто только осваивает иврит и говорит с ошибками. Здесь можно найти работу в русскоязычной, в англоязычной компании. А также в ивритоязычной, если ваш иврит еще далек от идеала.
Пока ваши возможности общения с работодателем, коллегами, клиентами малы, вы можете работать только на простых, не требующих разговоров специальностях. То есть для вас доступны рабочие места у конвеера, на упаковке, сортировке и тому подобный физический монотонный труд. Который (смотрите выше пункты 2 и 3) весьма уважаем и нормально оплачивается.
Не зная необходимого языка, вы НЕМОЙ. Приходится отложить до поры до времени свой набор дипломов о высшем образовании и опыт работы директором (дизайнером, продавцом, врачом, юристом, бухгалтером, …). Прежде чем занять приличествующую должность, вы идете на языковые курсы и учитесь разговаривать, параллельно работая на какой-нибудь фабрике (например, разливая по банкам кокосовое масло). Это очень раскрывает мозг, бодрит и возрождает к новой жизни.