Праведный алексий мечёв

Священномученики Сергий и Иоанн

     Священномученик Сергий Цветков начинает свое служение в Вешняках в 1892 году в сане диакона, а затем священника. В 1919 году его арестовали вместе с сыном. Батюшку через три недели отпустили, а вот сына, как офицера царской армии, расстреляли.  Спустя годы, в 1938-м отца Сергия вновь арестовали. На этот раз его обвинили в контрреволюционной деятельности, пропаганде монархического строя и подготовке к приходу капиталистической власти. Тройка НКВД по Московской области за такие тяжкие грехи выносит смертный приговор, который был исполнен 22 марта на Бутовском полигоне. Сщмч. Сергий Цветков причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

   Преосвященный Иоанн, епископ Бронницкий, викарий Московской епархии, рукоположил диакона Иоанна Плеханова во священника в вешняковском храме в 1925 году. До ноября 1936-го отец Иоанн служил в Москве, но из-за закрытия храмов и сокращения приходов был вынужден уйти за штат. Некоторое время жил в Волоколамске, однако вскоре получил назначение в храм Дмитриевского погоста Нагорьевского района Ярославской области. Он часто ездил в Москву закупить необходимые для церкви вещи и повидать своих духовных детей. Когда священник приезжал в Москву, то бывал в некоторых храмах. Об этих его приездах осведомители донесли в НКВД. Во время одного из визитов его и арестовали.

  В марте 1938-го отца Иоанна, как и Сергия Цветкова, тройка НКВД приговорила к расстрелу. Приговор привели в исполнение через несколько дней. В августе 2000 года юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Плеханова к лику святых новомучеников Российских.

Без ограды

Умение жить, служить и молиться как бы вне городских
условий, суеты и шума поражало многих. На самом бойком
месте стоит храм. Даже ограды нет между церковью и
улицей. В миру, что на юру, при активной приходской
деятельности, многолюдстве, в храме Николы в Кленниках
сохранялась исключительно молитвенная, почти скитская
атмосфера

«И скоромным маслом несло из кухни, и телефон
звонил без умолку, и газетные известия мешали молиться,
и уединенное внимание себе прерывалось стуками в дверь
бестолковой Анны Ивановны, требовавшей немедленного
молебна «за заблудшего раба Ивана», и на пианино
разучивали вальс за стеной, и лампада не теплилась, и
автомобили выли и орали под домом — и все-таки, несмотря
на все, незримый подвиг совершался беспрерывно и молитва
возносилась к Богу. И любовь одухотворяла каждое
движение руки и слово языка, и радость сияла на лице, и
любовь, и мир, и радость о Духе Святе», — писал в
воспоминаниях об отце Алексии один из сослуживших ему
священников, отец Сергий Дурылин

А мир вокруг становится все враждебнее. 1905 год.
Демонстрации. Лозунги за окном храма: долой, долой,
долой… Заходит группа студентов бить священника. Отец
Алексий встречает их улыбкой и словами: «Как хорошо, что
молодежь пришла в храм помолиться Богу». Студенты
растеряны, виновато улыбаются. Что изменило их настрой?
Отец Алексий угасил их ненависть своей любовью.

История строительства

История храмового строительства связана с нахождением здесь старинного поместья, связанного с боярским родом Шереметевых. Им принадлежало поместье Вешняково и ими же, а конкретно Ф. И. Шереметевым, была заложена Успенская церковь в 1644 г.

Он был известным политическим деятелем своего времени, и, благодаря его трудам, был заключен Поляновский договор, завершивший русско-польскую войну в 1634 г. и убравший польскую угрозу. Тогда же он решил отойти от государственных дел и построить церковь, согласно данному им когда-то обету. Вскоре после завершения строительства Шереметев ушел в отставку и ушел в монашество.

Строительство было завершено к 1647 г., но в 1655 храм было решено увеличить и достроить к нему дополнительные приделы. За благословением на достройку обратились к московскому патриарху Никону. Он выразил свое согласие и добавил заметку о куполах, запретив впредь делать их островерхими.

В то время популярными были шатровые храмы, в которых вместо луковичных глав были пирамидальные и высокие. Главный купол церкви уже был сделан шатровым и его не переделывали. Никон был противником такого навершия храмов и всячески настаивал на новом виде церквей с одной или несколькими обязательно круглыми главами.

Колокольня, была пристроена в 1695 году

Позднее, примерно в 1695-м, к храму пристроили колокольню, а в 1734 г. был завершен шатровой купол. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках пережил множество перестроек, реставраций и изменений внешнего и внутреннего вида. Точно нельзя сказать, было ли это связано с некачественным строительством или с пожеланиями владевших землей, но храм несколько раз перекрашивали.

При реконструкции стен были обнаружены слои предыдущих покрасок, которых насчитывалось более 12-ти. Храм в разное время был выкрашен в различные цвета, основываясь на приделы: в желтые и изумрудные святительские оттенки, в бордовые и красные – мученические. В советское время храм серьезно пострадал: уже 22 мая 1922 г. из храма начался вывоз различных драгоценностей и предметов старины.

Были вывезены и бесследно исчезли:

  • золотые и серебряные украшения;
  • ризы на иконах;
  • старинное Евангелие;
  • запрестольный и напрестольный крест;
  • дарохранительница;
  • подсвечники;
  • священные сосуды и чаши для причастия;
  • множество облачений;
  • плащаницы ручной работы;
  • ткани.

Несмотря на это, церковь продолжала функционировать, здесь совершались богослужения, и собиралась община вплоть до 1940 г., когда церковь была закрыта и переоборудована.

В 1947 г. храм был передан обратно и здесь снова продолжились богослужения. Хоть множество ценностей были изъяты, некоторое удалось сохранить в домах прихожан и спрятать в колокольне. В частности, таким способом были спасены старинные иконы, хоть хранение в сыром месте и при перепадах температуры повредило и доски, и краску. Позднее иконы были отреставрированы.

Видео — история храма и немного общей информации:

После возврата здания церкви приходу здесь была проведены масштабные ремонтные работы. Храму вернули его первоначальный вид, а так же развели отопление. Теперь и верхний храм подходил для зимних богослужений. В 1951 г. работы были закончены полностью, последней была отремонтирована колокольня и восстановлен шпиль.

История постройки

Богородица всегда была особо почитаема как в православном христианстве, так и в католическом. Для женщины она первая заступница, для матери — помощница. Ей, Пресвятой Деве, возносят молитвы те, кто отчаянно нуждается в помощи и успокоении души. Наверное, по этой причине в России так много церквей, посвященных Матери Божьей.

Известно, что Федор Иванович Шереметьев, будучи высокого положения в правительстве, в середине XVII века дал обет, согласно которому и была выстроена Церковь Успения Пресвятой Богородицы. С началом строительства Шереметьев отказался от почетной должности и вскоре принял постриг и новое имя — Феодосий.

С этого времени и до конца своих дней главной его задачей стала забота о храме. К началу 1734 года строительство храма было окончено, и долгое время храм не нуждался в реставрации.

Однако в советский период, как и большинство церквей, храм был разграблен большевиками. И, несмотря на то что в храме до последнего дня велись службы, в 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, здание церкви по решению власти было передано под мастерские и военные склады. Лишь спустя 2 года после победы наших войск в войне, в 1947 году в Успенском храме возобновились службы.

Более того, благодаря местным жителям в тяжелые для церкви годы, были спасены и главные реликвии собора — 3 старинные иконы.

История храма без этих имён осталась бы не полной

   История храма была бы не полной без рассказа о священниках, которые служили здесь и были причислены к лику священномучеников. Вот их имена: Пётр Зверев, архиепископ Воронежский, Сергий Цветков, Иоанн Плеханов и Иоанн Янушев.

   У настоятеля храма Воскресения Христова в Вешняках Константина Зверева и матушки Анны было четверо детей: Арсений, Кассиан, Василий и Варвара. Свои первые шаги служения Богу Василий начал делать именно в вешняковской церкви, помогая отцу за богослужениями. Рано утром звонарь, завидев идущего с сыном священника, ударял три раза в колокол. А маленький Василий считал, что два раза звонят отцу, а третий ему. В 1900 году он принял монашество с именем Пётр и был рукоположен в сан иеромонаха.

   Рассказывают, что после его ареста в Сормове в мае 1921 года, рабочие объявили трёхдневную голодовку. Тогда им пообещали его отпустить, а на самом деле отправили в Москву на Лубянку. Освободили его лишь в начале 1922 года. Весной начался голод в Поволожье, владыко Пётр объявляет сбор пожертвований в помощь голодающим… А летом произошёл обновленческий раскол, против которого он активно выступает. В итоге его вновь арестовывают и приговаривают к двухлетней ссылке в Туркестан. Местом пребывания определяют город Перовск.

   К моменту окончания ссылки освобождается место священнослужителя в Воронеже и верующие зовут его к себе, желая чтобы владыка Пётр взошел на Воронежскую кафедру. Прихожане призывают его не участвовать в политических играх. Но надо сказать, в это время многие храмы в Воронеже были захвачены обновленцами, так что ему довольно сложно было оставаться в стороне от событий. А порой и невозможно… В результате арихиепископа стали вызывать на допросы в ОГПУ.

Внутреннее убранство

Несмотря на различные перестройки, храму удалось сохранить достаточно старинных икон, иконостас и почти нетронутый внутренний вид. Сейчас в нижнем храме находится старинный иконостас неизвестных мастеров. На иконостасе размещены иконы: многие из них очень темные от времени и постепенно будут реконструированы.

Основные работы по внутреннему убранству проходили в 1950-х, тогда были добавлены отсутствующие части иконостасов, вставлены иконы, соответствующие стилю сохранившихся. Пол храма был заново украшен и отделан, вместо досок был настелен особый мозаичный пол в орнаментарном стиле XVII-го века.

Над центральным алтарем работал А. Т. Силин, известный московский художник. Его стараниями были написаны иконы для иконостасов боковых приделов, а так же иконы для центрального иконостаса и роспись внутри алтаря. В 2003 г. храм был отремонтирован и заново расписан.

Сейчас внутренние стены полностью украшает роспись на библейские сюжеты, истории Нового Завета, здесь размещены иконы местных святых. Храм богато украшен растительными орнаментами. В 2014 г. была изготовлена драгоценная риза и венец для Иверской иконы.

Реквизиты организации

ОГРН
1127799007962

ИНН
7705520763

КПП
770501001

Организационно-правовая форма
Религиозные организации

Код ОПФ по ОКОПФ
71500

Налоговый орган
Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по г. Москве

Код отделения
7705

Дата постановки на учет
25.04.2012

Сведения о регистрации в ФНС

ОГРН
1127799007962

Дата присвоения ОГРН
25.04.2012

Регистратор
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Код ИФНС
7700

Адрес рег. органа
125284, г.Москва, Хорошевское ш., 12А

Сведения о регистрации в ПФР

Регистрационный номер ПФР
087102086781

Дата регистрации
27.04.2012

Территориальный орган
Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №2 по г. Москве и Московской области муниципальный район Таганский г.Москвы

Код отделения
087102

Сведения о регистрации в ФСС

Регистрационный номер ФСС
773119842877201

Территориальный орган
Филиал №20 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Код отделения
7720

Как сохранить веру?

Предчувствуя свой уход, еще при жизни отец Алексий
передал паству своему сыну, отцу Сергию. После кончины
отца Алексия 22 июня 1923 года, по благословению
оптинских старцев протоиерей Сергий Мечев становится
настоятелем храма Николы в Кленниках.

К середине 1920-х годов обстановка в России осложнилась.
Стоял вопрос: как сохранить веру? Как христианину жить
во время гонений? И этот вопрос надо было решать
маросейской общине уже без отца Алексия.

Отец Сергий продолжил дело своего отца. Маросейская
община, основанная отцом. Алексием и получившая
благословение Святейшего Патриарха Тихона, при
настоятельстве отца Сергия Мечева укрепилась и
сплотилась перед лицом грядущих испытаний.

Община разделялась на небольшие группы, в которых под
руководством опытных мирян изучалось Священное Писание,
творения святых отцов Церкви, иконопись. Это позволяло
верующим в тяжелое время чувствовать свое единение,
помогать друг другу.

Когда в 1929 году отца Сергия арестовали, а в 1932 году
закрыли храм, община не распалась. Продолжали
совершаться тайные богослужения близкими к о. Алексию и
о. Сергию священниками. Из духовных чад отца Алексия во
времена гонений 14 человек были рукоположены во иереи.
Став священниками в годы гонений, эти люди, по выражению
святителя Димитрия Ростовского, «пожелали Иисуса не ради
хлеба куса», по сути подписав себе приговор.

Отец Сергий Мечев был расстрелян в 1942 году. В тюрьме
он молился, чтобы арестованные по его делу люди остались
живы, и действительно, не погиб ни один.

На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной
Церкви 20 августа 2000 года протоиерей Алексий Мечев и
протоиерей Сергий Мечев причислены к лику святых: отец
Алексий в чине праведных, отец Сергий — как
священномученик.

В этот день, 20 августа, наш храм празднует день двойной
памяти своих святых — святого праведного Алексия и
священномученика Сергия Мечевых.

Малое доброделание

Отец Алексий наставлял приходящих к нему не думать о
судьбах мира, не бежать «спасать Россию». Он призывал
заниматься устроением своей души. Стяжи мир, очисти душу
от страстей, и Господь устроит твой жизненный путь. В
любой эпохе, в любой стране, с любым окружением, при
любых условиях.

Батюшка учил людей так называемому «малому доброделанию»,
предлагая не великие подвиги, а самое простое: не
злословь своих близких, сдержи резкое слово. Будь верен
в малом, и постепенно это малое станет великим. Изменяй
себя, и через это изменение произойдет облегчение жизни
ближнего — ведь если ты борешься со своими страстями,
тем, кто рядом с тобою, легче жить.

Отцу Алексию были близки слова Святейшего Патриарха
Тихона: «Русский человек хорошо умеет умирать. Нужно
научить его, как жить». И отец Алексий учил, как жить в
то время и в тех обстоятельствах, которые посылает Бог.
Он понимал, что идет время испытаний, и учил не
прятаться от них

Это важно помнить и нам, живущим
сегодня

Использованные материалы

  • Житие по журналу: Московские епархиальные ведомости, 2000, № 10-1, с. 34-43:

  • Страница сайта храма свт. Николая Чудотворца в Кленниках:

  • Житие святаго праведнаго Алексия, старца Московского. Случаи прозорливости, прижизненные и посмертные чудеса, знамения, молитвенная помощь старца о Алексия Мечева. — М.: Русскiй Хронографъ, Храм свт. Николая в Клённиках, 2002.

  Алексей Иванович Мечёв, сын протоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру

Увидев в этом Промысл Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье

  Сайт Храма Святителя Николая Чудотворца в Кленниках, .

Краткая информация

Организация РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ — ХРАМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО (МЕЧЕВА) В ВЕШНЯКАХ Г. МОСКВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» зарегистрирована 25.04.2012 г. регистратором: Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве. После регистрации, компании присвоены: ОГРН: 1127799007962, ИНН: 7705520763 и КПП: 770501001.
Основной вид деятельности — «Деятельность религиозных организаций».
Юридический адрес РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ — ХРАМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО (МЕЧЕВА) В ВЕШНЯКАХ Г. МОСКВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» — 109044, Москва, ул. Крутицкая, 11.

Храм в советские годы

13 сентября 1940 года решением исполкома Московского областного совета храм был закрыт и до войны никак не использовался. С приближением немцев к Москве здесь разместились мастерские по ремонту танковых двигателей, затем военный склад, столовая.

Известно, что во время войны, когда церковь закрывалась и разбирался иконостас, местные жители ближайших деревень Выхино и Вязовки взяли то, что смогли унести, — наиболее чтимые иконы. Хранили их по домам до момента, когда храм был возвращён верующим.

Несмотря на старания прихожан спасти как можно больше реликвий, многие иконы древней церкви пришлось хранить на колокольне, где они погибли от перепада температур и влажности.

Вешняковская церковь была возвращена верующим в 1947 году, и 25 января в день памяти мученицы Татианы, здесь была отслужена первая литургия

Воскресная школа

На территории храма работает воскресная школа для детей любых возрастов. В зависимости от возраста, учащиеся поделены на классы, где изучают свои предметы. Для учащихся младшей школы это уроки закона Божьего, церковного чтения, уроки молитв. Дети проходят важнейшие библейские события, изучая их в игровой форме и с выполнением различных творческих работ, рисунков или поделок.


Рождество в воскресной школе

Для детей средней и старшей группы существуют уроки библейской истории, церковно-славянского языка, уроки пения. Учащиеся воскресной школы регулярно ставят различные спектакли на церковные праздники, для детей проходят чаепития и общение в кругу друзей.

История изменений в ЕГРЮЛ за 2012–2019 года

2019

  • 02.04.2019
  • ГРН
    2197700111992
  • Код СПВЗ
    13801
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений о выдаче или замене документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

2017

  • 11.07.2017
  • ГРН
    2177700206000
  • Код СПВЗ
    13400
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации

2016

  • 02.11.2016
  • ГРН
    2167700608238
  • Код СПВЗ
    13400
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации

  • 21.09.2016
  • ГРН
    2167700466591
  • Код СПВЗ
    13400
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации

2012

  • 05.05.2012
  • ГРН
    2127799062301
  • Код СПВЗ
    13400
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации

  • 05.05.2012
  • ГРН
    2127799060475
  • Код СПВЗ
    13300
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации

  • 25.04.2012
  • ГРН
    2127799053369
  • Код СПВЗ
    13200
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Представление сведений об учете юридического лица в налоговом органе

  • 25.04.2012
  • ГРН
    1127799007962
  • Код СПВЗ
    11201
  • Код НО

    7700

    Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

Создание юридического лица

Документы:

  • Распоряжение от 18.04.2012
  • Рн0001 заявление о создании но
  • Указ от 30.12.2011
  • Список учредителей
  • Устав от 23.03.2012
  • Указ от 30.12.2011

История

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644—1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.

Храм возвышался на высоком подклете, окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте о. Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.

В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.

Престольные праздники

В храме находится главный нижний престол в честь праздника Успения (празднование 28 августа), престол верхнего храма и несколько престолов боковых приделов. Придел нижнего храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского (день памяти 8 октября, 18 июля день обретения мощей), величайшего основателя монастырей, основоположника старчества на Руси и величайшего подвижника Русской земли.

Вербное Воскресение

Главный престол в верхнем храме освящен в честь Воскресения словущего: праздника в честь освящения Храма Гроба Господня в Иерусалиме на месте погребения и воскресения Иисуса Христа, его празднование отмечается 26 сентября. Южный придел освящен в честь почитаемого Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая).

Северный придел освящен в честь библейского пророка Илии (2 августа). Дополнительный «приставной придел» освящен в честь мученицы Татианы Римской, ее память празднуется 25 января.

На Май 2021 год

1
Суббота
Часы. Вечерня с Литургией свт. Василия Великого. 8.00
Чтение Деяний святых апостолов. 22.30
Полунощница. 23.20
Великая Суббота
2
Воскресенье
Утреня. Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. 0.00
Часы. Литургия свт. Иоанна Златоуста. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.
3
Понедельник
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Понедельник Светлой седмицы. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины. Блж. Матроны Московской. Прп. Феодора Трихины.ликая Вечерня.
4
Вторник
Утреня. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери.
5
Среда
Утреня. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Среда Светлой седмицы. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского.
6
Четверг
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия. 8.00
Великая Вечерня. 18.00
Четверг Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца. Иверской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры.
7
Пятница
Утреня. Часы. Литургия. 8.00
Вечерня 18.00
Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери
8
Суббота
Утреня с полиелеем. Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Суббота Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка.
9
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Благодарственный молебен.
10
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня.
11
Вторник
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Радоница. Поминовение усопших. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших.
12
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00
Девяти мучеников Кизических. Прп. Нектария Оптинского.
13
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.
14
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского.
15
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба.
16
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба.
17
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мц. Пелагии, девы Тарсийской.
18
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Вмц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского.
19
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прав. Иова Многострадального.
20
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского.
21
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
22
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
23
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня с полиелеем. 18.00
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апостола Симона Зилота.
24
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
25
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.
26
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Преполовение Пятидесятницы. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного.
27
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца.
28
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского.
29
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Прп. Феодора Освященного.
30
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской.
31
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Па́стырю Христо́в, о́тче Алекси́е,/ по́двигом до́брым подвиза́вся,/ ве́ру Правосла́вную во мра́це беззако́ния испове́дал еси́/ и, я́ко уте́шитель и вра́ч духо́вный,/ все́х, притека́ющих к тебе́, врачева́л еси́./ Помози́ и на́м, ве́рою чту́щим тя́,// в любви́ к бли́жнему утверди́тися.

Ин тропарь, глас тот же

Помози́ в беда́х, уте́ши в ско́рбех,/ па́стырю до́брый, о́тче Алекси́е./ По́двигом бо ста́рчества ми́ру просия́вый,/ ве́ру и любо́вь Христо́ву во мра́це беззако́ния испове́дал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о все́х притека́ющих к тебе́.// И ны́не за ны́ Бо́га моли́, любо́вию чту́щия тя.

Тропарь на перенесение мощей, глас 4

Наста́ де́нь но́ваго торжества́,/ гра́д Москва́ ра́дуется,/ и вся́ Росси́йская страна́ ликовству́ет/ но́выми пе́ньми духо́вными,/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ пра́ведника и чудотво́рца Алекси́я,/ я́ко бо свети́ло пресве́тлое, возсия́ на́м благода́тными луча́ми,/ потребля́я тьму́ неду́г и страсте́й от пою́щих приле́жно,/ спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// пра́ведне Алекси́е, о́тче на́ш.

Кондак, глас 8

Простото́ю ве́ры высоты́ смире́ния дости́гл еси́,/ в моли́тве же и доброде́лании подвиза́яся,/ дара́ми духо́вными обогати́лся еси́/ и све́том Христо́вым просвети́лся еси́,/ помо́щниче и уте́шителю о́тче Алекси́е./ Те́мже ве́ру на́шу укрепи́,/ любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́// и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.

Ин кондак, глас 2

Ве́лии труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́, / пра́ведный ста́рче Алекси́е, / от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго бла­гослове́ние на по́мощь стра́ждущим при­я́в, / бе́ды и ско́рби людски́я яко вери́ги на ра́мо свое́ возложи́. / Мы же ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду, со умиле́нием зове́м ти: // мо́ли Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Память: 9 / 22 июня, 22 августа / 4 сентября (собор Московских святых), 16 / 29 сентября (перенесение мощей)

Городской старец — так называли
современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма
Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры
и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве
рождается приходская община, похожая на
первоапостольские. Со всех концов, пешком по вставшей в
революционном транспортном коллапсе Москве, прихожане
спешили в храм до и после работы: на службу, на
исповедь, за советом, на курсы, на лекции, на
послушания. Революция ли, война, гонения или прочие
катаклизмы, завет отца Алексия был один: делать свое
дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог
Сам разберется с катаклизмами.

Праведный Алексий Мечев

Архитектурные особенности храма

По мнению искусствоведов, построенная в Москве Введенская церковь, являет собой яркий образец стиля, который принято называть московским барокко. Об этом свидетельствует, в частности, обилие и характер украшений, используемых во внешней отделке здания. Создатели храма украсили его декоративными кокошниками, венчающими стены, живописными группами колонок, расположенных по углам главного четверика, а также пышными и весьма изысканными наличниками окон.

Не поскупились они и на создание огромного числа мелких деталей, гармонично вписывающихся в общий облик постройки. Известно, что в связи с временным запретом Петра I на использование железа в кровельных работах крыша Введенской церкви имела особое покрытие, выполненное из цветной черепицы и белого камня, что придавало ей праздничный вид. К 1770 году она порядком обветшала, а поскольку запрет к тому времени был снят, ее заменили обычным листовым железом.

Вечный настоятель

Храм Николы в Кленниках был возвращен Церкви в 1990
году. В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха
Алексия II была создана комиссия по обретению мощей
святого праведного Алексия на кладбище «Введенские горы»
(Немецкое). 29 сентября 2001 года многотысячным крестным
ходом мощи св. прав. Алексия были торжественно
перенесены в храм Святителя Николая в Кленниках. В этом
году мы празднуем десятилетие перенесения святых мощей.

Главную святыню храма Святителя Николая в Кленниках,
почитаемую еще св. прав. Алексием и сщмч. Сергием,
Феодоровскую икону Божией Матери, сохранила духовная
дочь о. Алексия М. Н. Соколова (монахиня Иулиания;
+1981), известный иконописец. И сегодня перед
Феодоровской иконой Божией Матери, как при батюшке
Алексии, еженедельно по средам в 17.00 в храме служат
молебен.

Две дочери сщмч. Сергия, Ирина (+2006) и Елизавета
(+1996), когда храм вновь открыли, стали его
прихожанками; принимали они и непосредственное участие в
его возрождении. Внуки и правнуки святого праведного
Алексия здравствуют и доныне.

Восстановление храма Святителя Николая в Кленниках с
1990 года возглавлял протоиерей Александр Куликов
(1933-2009), ставший настоятелем сразу после возвращения
храма Церкви. Это настоятельство будущему отцу
Александру в 1950-х годах предрек один из священников
маросейской общины, архимандрит Борис (Холчев). Вместе с
о. Сергием отец Борис был арестован, помещен в лагерь,
затем жил в затворе, в 1948 году вышел на открытое
служение Церкви. Служил о. Борис в Средней Азии. Был
духовным руководителем членов мечевской общины. У него
хранился антиминс храма Святителя Николая в Кленниках.

Протоиерей Александр привел в храм художников,
реставраторов, иконописцев, сам руководил многими
работами, но смиренно говорил так: «Отец Алексий здесь —
вечный настоятель, а я его только наместник».

Ни одно важное дело и сегодня не начинается без молитв у
мощей святого праведного Алексия. И батюшка всегда
слышит

У нас в храме есть свой журнал помощи по
молитвам св. прав. Алексия — известны случаи исцеления в
очень тяжелых заболеваниях, помощи в трудных
обстоятельствах.

Отец Алексий при жизни сторонился человеческой славы,
любил тишину. И после его кончины эта слава — негромкая.
В храме нет суеты, человек может прийти и спокойно
помолиться, оставшись один у мощей святого.

 Серафим Чураков, диакон,

клирик храма Святителя Николая в Кленниках

Нескучный сад — 21.06.2012.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Точное имя архитектора не сохранилось, но считается, что им был один из московских мастеров того времени, который мог заниматься строительством подобных храмов на территории Москвы и близлежащих городов и сел. Изначально храм представлял собой здание на высоком цокольном этаже, который называется подклет и весьма распространен в храмах того времени.

С трех сторон сооружение охватывала открытая галерея. На цокольном этаже размещался «зимний» не отапливаемый храм. Уже после завершения строительства и уже совершения богослужений, к храму пристроили дополнительные симметричные приделы. Сейчас функционирует и нижний, и верхний храм. Кроме здания храма, здесь находился дом священника, был разбит сад.

Внешне храм отделан облицовочным кирпичом. Купола, изначально однотонные, окрашены в голубой цвет с размещением звезд – символа и цвета Богородицы. Боковые приделы ниже основного здания храма.

Снаружи стены украшены различными архитектурными элементами: выступающими вверх полуарками, иконами снаружи, украшениями над окнами и полуколоннами. Ворота снаружи храмовой территории выполнены в таком же стиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector