Лабытнанги

Советы туристу

Несмотря на то, что лучшее время для поездки в Лабытнанги это лето, походы за пределы города в июле не рекомендуются. Именно это время – пик активности мошек и комаров, бороться с которыми очень трудно. Уже с начала августа гнус исчезает, поэтому рыбачить и совершать горные походы лучше в это время.

Во времена межсезонья и во время зимних оттепелей переправа Лабытнанги – Салехард закрывается для любого наземного транспорта, а перебраться из одного города в другой можно лишь на вертолете. Также и летом паром может быть отменен при сильном ветре на Оби. При планировании путешествия в Лабытнанги нужно учитывать эту особенность.

При любых походах за пределы города необходимо иметь при себе запасную одежду и обувь, сапоги для преодоления водных препятствий и средства против насекомых (в летний период).

Лабытнанги сам по себе мало привлекает туристов, так как из-за скромного возраста еще не успел обзавестись фирменными достопримечательностями и особо интересными местами. Но так как поездка на Полярный Урал не обходится без пребывания в Лабытнанги, здесь можно с пользой провести время, осматривая немногочисленные интересные места сурового северного города.

Транспорт

Железнодорожный

Основная статья: станция Лабытнанги

Основная статья: станция Обская

Лабытнанги — тупиковая железнодорожная станция круглогодичного пассажирского сообщения с городами Москва и Воркута. Станция Обская используется как транспортный и грузовой узел на железнодорожной линии до газового месторождения Бованенково

Воздушный

В городе Лабытнанги имеется вертолетная площадка, принадлежащая «Авиационной компании «Ямал» (не путать с «АТК „Ямал“), с твердым асфальтобетонным покрытием, способная принимать вертолеты до 13 тонн и возможностью стоянки до 5 единиц воздушных судов. Для пассажирских перевозок площадка используется только сообщением Салехард-Лабытнанги в периоды сезонной распутицы (весенний ледоход, осенний ледостав на реке Обь), когда сообщение со столицей ЯНАО городом Салехард наземным транспортом невозможно ввиду отсутствия мостового перехода.

Автомобильный

Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, проходящие через Лабытнанги:

  • 71-140 ОП МЗ 71Н-10 — Лабытнанги-Харп, обеспечивает проезд транзитного автотранспорта, минуя Лабытнанги, соединяется с 71-140 ОП МЗ 71Н-11;
  • 71-140 ОП МЗ 71Н-11 — Салехард-Лабытнанги, примыкает к городу с юго-восточной стороны, пересекает протоку Выл-Посл, соединяя город с левым берегом реки Обь, Обским причалом и выездом на паромную переправу;
  • 71-140 ОП МЗ 71Н-17 — Лабытнанги-Мужи-Азовы-Теги (в границах Ямало-Ненецкого автономного округа), в том числе зимник, примыкает к городу в районе Обского причала, используется в зимнее время года.

Круглогодичное автомобильное сообщение города с общей транспортной инфраструктурой и федеральными автодорогами страны отсутствует по причине отсутствия мостового перехода через реку Обь до города Салехарда. (см. основная статья: Салехардский мост), а также ввиду незавершенного строительства автодороги Сургут — Салехард на участке между городами Салехард и Надым, круглогодичный проезд по которой планируется обеспечить к концу 2020 года. В зимний период года при установлении стойких отрицательных температур ежегодно сооружается автозимник сообщением Лабытнанги-Приобье (в том числе дорога 71-140 ОП МЗ 71Н-17) протяженностью около 650 км, большая часть которого проходит в пойме реки Обь. Автомобильное сообщение между городами Лабытнанги и Салехард через реку Обь осуществляется посредством паромной переправы и ледовой переправы. Фактически город Лабытнанги круглогодично связан автомобильным сообщением только с городом Салехард и поселком Харп.

Водный (речной)

На территории города на левом берегу реки Обь базируется промышленная зона Салехардского речного порта с причальной стенкой с возможностью погрузки-выгрузки подвижного железнодорожного состава, автомобильного транспорта и судов различного класса с помощью портальных кранов грузоподъемностью до 27 тонн.

Карта

  
Лабытнанги: карты

Лабытнанги: фото из космоса (Google Maps)Лабытнанги: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Лабытнанги. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Салехард 16 () ЮВ
2 Харп 31 () СЗ
3 Аксарка 62 () В
4 Воркута 139 () СЗ
5 Северный (Республика Коми) 144 () СЗ
6 Воргашор (Республика Коми) 153 () СЗ
7 Мужи 157 () ЮЗ
8 Яр-Сале 195 () В
9 Инта 287 () З
10 Надым 302 () ЮВ
11 Берёзово (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) 308 () Ю
12 Белоярский 326 () Ю
13 Пангоды 372 () В
14 Игрим (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) 396 () Ю

Краткая характеристика

Город расположен на восточных склонах Полярного Урала, за Северным полярным кругом, в 20 км к северо-западу от Салехарда, в 2002 км к северу от Тюмени. Порт на левом берегу Оби. Ж.д. станция. Связан с Салехардом, расположенным на правом берегу Оби, летом речным трамваем, зимой автобусным сообщением.

Территория (кв. км): 137

Исторический очерк

Известен с начала 19 в. как ненецкое селение юрты Лабытнангские состоявшее из нескольких чумов. Рабочий посёлок Лабытнанги с 1952 г., город с 1975 г.

Название из хантыйского лапыт «семь» и нангк «лиственница», т.е. «семь лиственниц».

Экономика

Лабытнанги — лесоперевалочная база.

Близ города — добыча природного газа.

Музеи, галереи, выставочные залы

Городской краеведческий музей г. Лабытнангиhttp://www.museumlbt.ru/

Численность населения по годам (тыс. жит)
1959 5.2 2000 26.5 2010 27.0 2017 26.3
1970 9.2 2001 26.1 2011 26.9 2018 26.1
1979 17.7 2003 27.3 2012 26.6 2019 26.2
1989 31.5 2005 27.4 2013 26.3 2020 26.3
1992 28.2 2006 27.4 2014 26.4    
1996 26.9 2007 27.4 2015 26.5    
1998 27.4 2008 27.3 2016 26.3    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 235
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 319
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 235

Погода и климат

Лабытнанги расположен на границе двух климатических зон: умеренной континентальной и субарктической. Для города характерны относительно влажный климат с холодными зимами и непродолжительным прохладным летом. Среднегодовая температура составляет -6,1 °C, самый холодный месяц в году – январь со средней температурой в -23,9 °C, самый теплый месяц – июль, температура в этом месяце в среднем держится на отметке в +14,8 °C.

Увлажнение в течение года равномерное, всего среднегодовое количество осадков составляет 450 мм, самый дождливый месяц – июнь с 62 мм осадков, самый засушливый – февраль с 19 мм осадков.

Из-за расположения практически на полярном круге, в Лабытнанги фиксируется полярный день, когда солнце не заходит полностью за горизонт. Однако полярный день в городе длится всего 1 сутки. Полярной ночи в Лабытнанги нет, так как продолжительность самого короткого дня в году здесь составляет 3 часа 1 минуту, а для фиксации полярной ночи продолжительность светового дня должна быть менее 3 часов.

Чем и где питаться

С местами общественного питания в Лабытнанги дело обстоит значительно лучше, чем с гостиницами. Однако ожидать чего-то необычного не стоит. Кафе и рестораны Лабытнанги представлены типичным провинциальным набором заведений: кафе советского типа, суши-барами, парой неплохих ресторанов и несколькими кафе русской, кавказской и европейской кухни. Ничего экзотически северного в городе, к сожалению, нет. При гостинице «Семь лиственниц» (ул. Гагарина, д. 34) работает бар-ресторан с неплохой кухней, однако цены достаточно велики. Среди недорогих заведений можно отметить пиццерию La Cipolla (ул. Автострадная, д. 10а) и кафе «Метелица» (ул. Овражная, д. 1). Из заведений более высокого класса – «Старое кафе» (ул. Автострадная, д. 10а) с неплохим выбором русской, европейской и азиатской кухни.

За экзотической кухней севера придется ехать в соседний Салехард. Ресторан «Охота» (ул. Ленина, д. 11), здание которого выполнено в форме чума, предлагает кроме обычной европейской и русской кухни блюда народов севера: строганину из местной рыбы, оленину, медвежатину, малосольного муксуна, уху и другие яства. Также кухня севера подается в ресторане «Арктика» (ул. Республики, д. 38). Что касается приобретения местных деликатесов, то купить оленину, медвежатину, свежую или слабосоленую рыбу можно и в самом Лабытнанги на городском рынке либо в фирменных магазинах.

Достопримечательности города

Лабытнанги – совсем еще молодой город. Лишь в XIX веке на этом месте появилось стойбище Лабытнанги, что в переводе с хантыйского означает «семь лиственниц». После революции здесь был организован колхоз

Важное значение Лабытнанги получили во время строительства Трансполярной магистрали, так как здесь была открыта железнодорожная станция. В 1952 году колхоз был преобразован в рабочий поселок, а в 70-е годы обзавелся статусом города

Естественно, такая история не могла не сказаться на количестве достопримечательностей в городе. При СССР среди местных жителей даже ходила поговорка «Две помойки, три яранги – это город Лабытнанги». Однако неплохое экономическое положение ЯНАО и города в частности привело к тому, что сейчас Лабытнанги во многом изменил свой облик. С течением времени появились здесь и свои достопримечательности.

  1. Краеведческий музей Лабытнанги был открыт к 20-летию города на основе фондов, собранных Ириной Петровной Горской. В музее представлена одна постоянная экспозиция – «История Семи-Лиственниц», повествующая об истории возникновения города со времен прихода сюда первых местных жителей – хантов и коми-зырян. Также музей принимает гостевые выставки других городов ЯНАО и регионов РФ, проводятся и выездные выставки в различных учреждениях города. Адрес музея: ул. Первомайская, д. 29. График работы: 10:00 – 18:00, 10:00 – 20:00 (четверг). Стоимость билетов: 60 RUR.

  2. Кернохранилище города Лабытнанги – это геологический музей, в котором экспонируются горные породы Уральских гор. Свое название музей получил от склада, в котором ранее хранились образцы извлеченной с помощью особого метода бурения породы. С течением времени и развитием нефтегазодобывающей отрасли необходимость в таких хранилищах отпала. Поэтому местный склад был переоборудован в музей. Кроме образцов извлеченной породы, в музее также рассказывается о способах и процессе добычи полезных ископаемых. Кроме того, здесь выставлены пробы нефти и газа, добытого на территории ЯНАО. Адрес музея: ул. Октябрьская, д. 15.

  3. Горнолыжный комплекс «Октябрьский» расположен в 20 минутах езды от Лабытнанги на левом берегу реки Обь. Он открылся в 2004 году и стал первым горнолыжным центром, открытым за полярным кругом. Перепад высот на трассе комплекса невелик – от 8 м до 118 м над уровнем моря, средний уклон – 16 градусов, протяженность трассы – 630 метров. Стоимость ски-пасса: 35 RUR для взрослых и 30 RUR для детей за один подъем, 500 RUR для взрослых и 200 RUR для детей за безлимитное число подъемов в течение дня. При горнолыжном центре работают бар, баня, бассейн. Гости комплекса могут разместиться в гостинице на 20 номеров.

  4. Старо-Георгиевская церковь Лабытнанги – интересный образчик постсоветской храмовой архитектуры. Дело в том, что в молодом городе не было храма, поэтому церковь здесь была перестроена в 90-е годы из деревянного здания дома культуры лесобазы, выполненного в сталинском стиле. При переоборудовании здания в храм к нему была пристроена звонница с куполом и крестом. Общий итог смешения двух стилей и культур впечатляет некоторой сюрреалистичностью. Сейчас эта церковь закрыта. Адрес храма: ул. Комсомольская, д. 12. Со временем в Лабытнанги все же появился и новый каменный храм с почти идентичным названием – классический образец современной провинциальной храмовой архитектуры. Адрес Ново-Георгиевской церкви: ул. Первомайская, д. 63.

Главной же достопримечательностью Лабытнанги являются не городские постройки или развлекательные комплексы, а природа Полярного Урала. Город расположен в 35 км восточнее Уральского хребта, поэтому является основной базой для забросов альпинистов, туристов и просто искателей приключений, отправляющихся лицезреть суровую, но прекрасную природу Полярного Урала. Кстати, именно здесь находится граница между Европой и Азией, а сам город Лабытнанги лежит уже в Сибири. Добраться к горам можно прямо по железной дороге, связывающей Лабытнанги с внешним миром.

Станция Собь расположена прямо посреди Уральского хребта, ближайшие вершины – горный массив Рай-Из (высота до 1236 м), гора Поур-Кеу (876 м) и Нырд-Вомен-Из (в переводе «Гора поперек отрога», больше известна как гора Динозавр, 1154 м). Несмотря на небольшие высоты, из-за северного расположения Полярный Урал производит впечатление намного большей высоты, чем он есть на самом деле. Туристы, желающие посетить это впечатляющее место могут остановиться на турбазе на станции Собь. Турбаза представляет собой несколько списанных железнодорожных вагонов, стоимость ночлега – 600 RUR за сутки.

Экономика

С момента основания до конца 40-х годов поселок Лабытнанги не представлял существенного экономического значения для страны. Ситуация стала меняться в конце 1947 года, когда проектировщиками Трансполярной магистрали было принято решение о строительстве железной дороги к устью Оби.

Так поселок Лабытнанги стал частью проекта так называемой „501 стройки“ и уже 05 декабря 1948 года по участку Чум-Лабытнанги пришел первый поезд. Для регулярного обеспечения 501 стройки железнодорожными шпалами в 1950 году в Лабытнанги было создано практически градообразующее предприятие Лабытнангская лесобаза, а сам населенный пункт стал перевалочной базой для сырья из древесины, которое доставлялось по реке Обь путем лесосплава. В 1955 году объёмы лесоперевалки были увеличены до миллиона кубометров в год для нужд комбината „Воркутауголь“. К концу 1986 года предприятие стало планово-убыточным и как лесоперевалочная база прекратило свое существование. В 1997 году Лесобаза была ликвидирована.

В 2005 году железнодорожный узел Лабытнанги-Обская был включен в проект индустриального комплекса „Урал Промышленный — Урал Полярный“, как один из промежуточных пунктов проектируемой железной дороги по восточному склону Полярного Урала до станции Полуночная, однако реализация проекта в настоящее время приостановлена по причине недостатка инвестиций. Так же данный транспортный узел является частью проекта строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход, завершить строительство которой планируется в 2022 году.

В настоящее время в городе отсутствуют какие-либо градообразующие предприятия промышленного назначения и муниципальное образование является высокодотационным, существующим за счет средств окружного бюджета.

Плюс на минус

Пенсия у местных мужчин (а их, по моему опыту, вполне можно разговорить даже в лютый мороз – общаются с новым человеком с охотой и в каждом втором видят московского дельца) – с 55 лет, значительная: почти никто из тех, с кем я разговаривал, уезжать в теплые края в ближайшее время не собирается. Удалось пообщаться со старым шахтером, переехавшим когда-то в Лабытнанги из Воркуты. В свои 68 лет (ровесник нашего президента) он подтянут, активен и моложав, занимается спортом и красит остатки волос на голове хною. Я поймал его на пробежке в морозец, представился ему официально и пристроился бежать рядом, в его ритме – удалось. Для хорошей пенсии, по словам моего собеседника, ему пришлось поработать всего 18 лет. Теперь он имеет «роскошную» квартиру в Петербурге, сдает ее в аренду и обеспечил материально, в том числе жилплощадью, безбедную жизнь своей дочке, проживающей с мужем в другом регионе. А сам «…вот, остался в Лабе, мне ничего не надо». Ну, конечно, не поверил я: тебе еще очень много чего надо, и это нормально, не зря ты так следишь за собой.

Следующее знакомство оказалось более перспективным. Молодые женщины, как и везде, менее охотно идут на контакт с незнакомцами, но в конце концов мы и с ними разговорились.

«А правда, что у вас самая высокооплачиваемая работа в России?» – познакомившись с сотрудницей банка, я не мог не задать этот типичный вопрос. За кофе с пирожным получил сведения о том, что «настоящих мужчин» мало, «а у нас все есть, но где же он?», а также что «у нас был самый высокий в СССР процент людей с высшим образованием на 1000 жителей». Мне поведали, что главная беда климатическая: мало солнца и холод, зимой сильнейшие морозы, метели и снега, летом одолевают полчища гнуса, мошки и комаров. Я лично убедился в том, что у большинства местных жителей, действительно, «интересная бледность» лица, и их сметанного цвета кожа значительно отличается от «смуглых» жителей рязанщины. Мой искренний и обоснованный совет регулярно пить в ситуации «ограниченного солнца» финский рыбий жир с витаминами А и D, восприняли как откровение свыше и законспектировали. Подарок в виде баночки Омега-3 оказал просто волшебное воздействие: я нашел хорошего информатора и перспективное знакомство.

Что касается плюсов и минусов жизни на севере, то я понял: зарплаты там действительно большие. Но не у всех: уборщица в торговом центре получает 45 тысяч рублей при пятидневной рабочей неделе, и это с учетом всех «северных» надбавок. Рядовой оператор банка – 85 тысяч. Однако, в сравнении с московскими зарплатами по некоторым профессиональным позициям, это не так уж и много. Но вот что я заметил еще: у местных жителей нет привычки одновременно работать на нескольких работах, а также увлекаться алкоголем. Может быть, для них это уже пройденный этап? А возможно, все дело в недостатке солнечной энергии, и именно поэтому человек становится более пассивен, как в делах, так и в мыслях, что в целом нередко присуще северянам, которые «ничего не хотят» больше того, что уже имеют. Но ведь и уезжать отсюда не хотят, а это кое-что, да значит. Во всяком случае миф о том, что «на севере пьют много» и «в провинции все мужики алкоголики» не соответствует действительности. Может быть, это бывало когда-то; теперь – другое. Даже в деревнях центральной России, которые я объездил, на вопрос, пьет ли муж, мне нередко с удивлением отвечали: «Зачем? Он работает».

Как добраться

В Лабытнанги можно добраться всеми видами транспорта, кроме одного – автомобильного. Удаленность Лабытнанги от основных мест цивилизации столь велика, что ни одна автомобильная трасса сюда не ведет. Зато здесь пролегает линия Чум – Лабытнанги самой северной в мире железной дороги – Трансполярной магистрали, строившейся в конце правления Сталина. Однако из-за смерти диктатора магистраль не была достроена, а ныне большинство участков дороги заброшено.

Добраться железнодорожным транспортом до города можно следующими маршрутами:

  • поездом №022 «Полярная стрела» Москва – Лабытнанги, начальная станция – Ярославский вокзал, продолжительность поездки – 1 день 20 часов, цена билетов в плацкарт от 3800 RUR, купе от 5300 RUR;

  • поездом №655 Воркута – Лабытнанги, время в пути – 11-12 часов, билеты в плацкартный вагон обойдутся в 600 RUR, купе – от 1700 RUR;

  • в летнее время – сезонным поездом Анапа – Лабытнанги (через Ростов-на-Дону, Воронеж, Рязань, Ярославль, Вологду, Котлас), время в пути с начальной станции – 3 дня 12 часов, стоимость плацкарта от 4500 RUR, купе – от 8100 RUR.

В период летней навигации Лабытнанги связан с внешним миром с помощью водного транспорта. Маршрут по Оби Омск – Салехард обслуживается теплоходами «Михаил Калашников» и «Родина». Цена билетов от начальной до конечной точки маршрута: от 1800 RUR до 6000 RUR в зависимости от класса каюты. Время в пути от Омска до Салехарда составляет 6 суток, теплоход делает остановки в Тобольске и Ханты-Мансийске, так что можно спланировать путешествие до Лабытнанги и от этих городов.

Лабытнанги обслуживается аэропортом Салехарда, который принимает рейсы из многих городов России: Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Тюмени и городов ЯНАО. Обслуживающие авиакомпании – «Ямал», «Аэрофлот» и S7 Airlines. Стоимость билетов – от 4300 RUR из Москвы, от 5900 из Санкт-Петербурга, из Тюмени – от 7250 RUR.

Города Лабытнанги и Салехард, расположенные на разных берегах Оби, связывает паромная переправа. После прибытия в Салехард по воздуху или по Оби, придется воспользоваться ее услугами. Паромы ходят круглосуточно каждые 10-15 минут с 06:00 до 21:00 и ежечасно в остальное время. Переправа для пешеходов бесплатная, для легковых автомобилей – 140 RUR.

После закрытия летней навигации два города связывают ледовые переправы на вездеходах на воздушных подушках, стоимость билетов – 110 RUR, провоз багажа – 55 RUR. Альтернативный вариант – полет на вертолете, стоимость билета – 1050 RUR (525 RUR за детский билет).

На лыжах с детства

Городские дороги и жилые многоэтажки ничем особо не отличаются от таких же практически в любом областном центре русского севера. Во всяком случае, в Вологде и Архангельске они точно такие: местами кирпичная и многоэтажная застройка соседствует с деревянными частными домами. В центре Лабытнанги найдется десяток стандартных многоэтажек, построенных в последнее десятилетие. Но в основном застройка малоэтажная, включая хрущевки, сохранившиеся с времен 501-го проекта. Очаги цивилизации на центральных улицах — МФЦ, отделения нескольких банков, магазины. Есть вывески «грузинский лаваш» и «шаверма». На улицах мне посчастливилось увидеть дорожные работы, которые велись, несмотря на выпавший снег, – присказка о том, что асфальт в России укладывают на снег, чтобы он скорее растаял, – и тут как нельзя кстати. Маленькая деталь: среди рабочих я увидел лица исключительно славянского типа.

Наличие знаменитого родственника, хотя и дальнего – биатлониста и чемпиона Юрия Кашкарова – научило меня разбираться в околоспортивных вопросах. Оказывается, русский север от Лабытнанги до Вологды и Югры дал России несколько перспективных имен, это и родившийся в вологодской деревне Данилково Анатолий Алябьев, и олимпийские чемпионки, выпускницы местной биатлонной школы Альбина Ахатова и уроженка Лабытнанги Луиза Носкова.

Образование и спорт[править | править код]

Спортивная школа олимпийского резерва им. Т. В. Ахатовой

В городе работают 9 дошкольных образовательных организаций, 5 общеобразовательных учреждений, Центр технического творчества, Центр детского творчества, Школа искусств, библиотека.

Работает ледовый корт «Кристалл», Спортивная школа олимпийского резерва им. Т. В. Ахатовой, ДЮСШ «Юность», СОК «Снежный», Ледовый комплекс «Авангард».

Горнолыжный комплекс «Октябрьский»

В микрорайоне Октябрьский с 2003 года функционирует горнолыжный комплекс «Октябрьский». Инфраструктура комплекса включает в себя трассу протяженностью 620 метров, с перепадом высот 110 метров и средним уклоном 16 градусов, бугельный подъемник, пункт проката горнолыжного снаряжения и инвентаря, гостиничный комплекс, баню-сауну с бассейном и бильярдом, автостоянку.

Также есть «Молодежный центр города Лабытнанги», на базе которого находится много формирований развития и досуга молодежи города.

Семь лиственниц

Достойный внимания город Лабытнанги, что переводится как «семь лиственниц», стоит на берегу Оби, условно напротив Салехарда. Местное время опережает московское на 2 часа. Собственно статус города населенный пункт получил в 1975 году. Здесь 20 тысяч постоянных жителей. Город находится в арктической зоне, за ним, в сторону Карского моря, – снежные поля, пустоши тундры… Некогда поселок оленеводов, отошедших от кочевания (здесь раньше говорили «каслания») во второй половине ХХ века активно разрастался, благодаря решению правительства о деятельности «501 стройки» – в 1947-м году по распоряжению Сталина стали строить северный железнодорожный путь, дорогу в Арктике, которая должна была связать труднодоступные промышленные районы за Полярным кругом. После смерти вождя проект закрыли, но к тому времени дорогу «из России» до Лабытнанги силами заключенных успели достроить, и с тех пор сюда ходят поезда. Дальше, за вокзалом, вдоль железнодорожной ветки – только тундра. Но не все здесь «дышит» «зоной». Сюда приезжают из других регионов, в том числе вахтовики, на заработки – по статистике на Крайнем Севере самые высокие зарплаты в России.

Известные жители города[править | править код]

  • Ахатова Альбина Хамитовна — российская биатлонистка, олимпийская чемпионка 2006 года, 4-х кратная чемпионка мира, Заслуженный мастер спорта России, почетный гражданин города Лабытнанги (2006)
  • Ахатов Хамит Файзрахманович — советский и российский тренер по лыжным дисциплинам, заслуженный тренер России, почетный гражданин города Лабытнанги (2000) 
  • Макарова Юлия Сергеевна — российская биатлонистка, чемпионка мира среди юниоров, чемпионка Европы, мастер спорта России международного класса
  • Носкова Луиза Николаевна — советская и российская биатлонистка, олимпийская чемпионка 1994 года, чемпионка мира, заслуженный мастер спорта России

Лабытнангская городская газета «Вестник Заполярья» от 30.01.2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector