Фонтан слёз

Содержание балета и персонажи

Действующие лица

  • Князь Адам, польский магнат
  • Мария, его дочь
  • Вацлав, жених Марии
  • Гирей, крымский хан
  • Зарема, любимая жена Гирея
  • Вторая жена Гирея
  • Танец с колокольчиками
  • Нурали, военачальник
  • Польские паны
  • Юноши
  • Паненки
  • Служанка Марии
  • Начальник стражи
  • Аббат
  • Танцы и вариации Краковяк
  • Танец пленниц
  • Татарская пляска

Пролог

Хан Гирей

у «Фонтана слёз», воздвигнутого в памятьМарии в Бахчисарае. Акт первый Первая сцена Знатный польский князь Адам празднует в своём замке день рождения своей дочери Марии

, помолвленной с молодым княземВацлавом К аллее пробирается татарский лазутчик.

Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью.Танцы польской знати. Полонез. Краковяк. Мазурка. Паненки. Дуэт парке Марии и Вацлава. Вторая сцена

Веселье прерывается появлением раненного Начальника стражи

с сообщением о набеге татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который, гибнут польские князья. УбегающимВацлаву и Марии преграждает путь ханГирей . Ударом кинжала он убиваетВацлава . Поражённый красотойМарии, Гирей забирает её в свой гарем. Акт второй Третья сцена(Авансцена)

Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят на носилках богатую добычу —Марию . Четвёртая сцена Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема

, которая готовится к встрече своего господина.Гирей задумчив и влюблён,Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её. Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы . Акт третий Пятая сцена

Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей (Служанка Марии

), томится прекрасная пленница хана.Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни. Шестая сценаГирей

молитМарию принять его любовь и все богатства. Но, духовная сила и гордая неприступность хрупкойМарии заставляют его отступить иГирей удаляется. Седьмая сцена Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема

, она просит Марию вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речьЗаремы непонятнаМарии , которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот,Зарема находит забытую тюбетейкуГирея , а значит он был здесь.Служанка Марии убегает за ханом. ВбежавшийГирей бросается кЗареме , но она, охваченная ревностью, убивает Марию кинжалом. Акт четвёртый Восьмая сцена Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей

безутешен. Стража сбрасываетЗарему в пропасть по приказуГирея . Девятая сцена Военачальник Нурали

пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками. Эпилог Хан остается один у «Фонтана слёз» (как в начале спектакля). Перед ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии

Легенда о фонтане слез

В основе создания сельсебиля (один их райских источников, упоминаемых в Коране) лежит грустное предание. Согласно ему, грозный и немолодой хан Кырым-Гирей полюбил красавицу-наложницу Диляру. В цвете лет его возлюбленную отравили ревнивые соперницы и она погибла. Глубоко скорбя, правитель похоронил девушку со всеми почестями. Над прахом воздвиг роскошный мавзолей-усыпальницу, а около него повелел построить фонтан, который бы сквозь века пронес всю скорбь и боль хана.

Легенда о любви бесстрашного «степного царя» известна в Бахчисарае с XVIII в. Первоначально в качестве памятника любимой наложнице хана был известен только мавзолей (дюрбе) Диляры-бикеч. Предание гласит, что перед смертью красавица успела попросить похоронить ее в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна мечеть Ешиль-Джами (до наших дней не сохранилась), что и было исполнено. Позднее в связи с ее именем стал упоминаться и сельсебиль.

A.Savin

Личность самой Диляры-Бикеч до сих пор остается малоисследованной. По одной из версий она была гречанкой, по другой — черкешенкой. Известно лишь, что имя наложницы переводится как «прекрасная княжна». После появления поэмы А. С. Пушкина утвердилось мнение о ее польском происхождении. Возможно вся эта легенда является не более чем вымыслом, а сам памятник имеет лишь философское значение.

История и легенды

Сухие факты

Для начала – проверенная информация. Фонтан слез появился во дворце в 1764 г. В так называемый Двор фонтанов его перенесли «для красоты» по случаю приезда в Крым царицы Екатерины II. Перед тем он стоял в гробнице Диляры-бикеч (или Деляре), наложницы хана Кырым-Гирея. Существование такого правителя – факт. Упоминалось в письменных источниках и имя Диляры. Доказано и существование ее мавзолея.

Можно считать известным и имя архитектора, создавшего по распоряжению главы государства фонтан. Мастера звали Омер (или Умер), есть основания считать, что он был выходцем из Ирана. Воплощенный им замысел не новаторский – подобные места нередко встречались во дворах жилищ знатных мусульман. Они были призваны символизировать источники райских кущ. Но бахчисарайскому традиция приписала другое значение.

Вдохновение поэта

Знаменитым фонтан сделала пушкинская поэма. Но Пушкин весьма вольно обошелся с легендарным первоисточником. История места в его толковании известна. Крымский хан влюбился в пленную польскую княжну Марию. Девушка его не любила, она тяготилась пребыванием в гареме. Но бывшая любимая жена властелина, Зарема, возненавидела соперницу, не могла простить ей, что правитель отвернулся от нее. В итоге Мария погибла, а Зарему взбешенный муж велел утопить, бросив столицу и сераль, остаток жизни провел в войнах, не интересуясь более женщинами. В память же о полячке был сооружен фонтан.

Стихотворение А.С. Пушкина о Фонтане слез

Исходная же легенда о Фонтане слез в Бахчисарае имеет несколько иной сюжет. Кырым-Гирей более всего желал воевать, а к людям относился с безразличием и жестокостью. Он даже велел убить всех родственников мужского пола, чтобы не беспокоиться о возможных заговорах претендентов на престол. Гарем же он держал больше «для порядку».

Но однажды, когда хан уже старел, туда попала Диляре – совсем молоденькая девушка, скорее девочка. Вопреки мнению поклонников сериалов о Роксолане, зрелые дамы в гаремах восточных владык появлялись редко, предполагалось, что невесту нужно специально воспитывать под них. Конечно, юная красавица не могла полюбить пожилого мужчину, которому она принадлежала, как вещь. Но вот Кырым-Гирей, как это бывает со стареющими мужчинами, безумно влюбился в молоденькую наложницу.

Хотя Диляре так и не полюбила его, но вела себя соответственно – внимательно и ласково. Но долгая жизнь ей была не суждена – она умерла совсем юной. Хан был потрясен ее смертью. Он приказал похоронить любимую наложницу в роскошной гробнице, призвал мастера Омера и велел создать фонтан, способный полностью отразить его сожаления по усопшей. Легенда гласит, что архитектор на это заявил, что заставить камень плакать будет уж точно не сложнее, чем пробудить любовь в каменном сердце.

Авторы

Несколько больше, но также ничтожно мало, нам известно о самом фонтане, возведенном возле гробницы жены хана. Если не знать истории о Диляре Бикеч, то посторонний посетитель ханского дворца ни за что не догадается, кому этот фонтан обязан своим существованием. Ничего в самом фонтане не намекает на его «обладательницу». Автор сельсебиля доподлинно неизвестен. Согласно предположениям историков, его построил иранский мастер Омер. Он же и увековечил имя Диляры в своих росписях в ханской Зеленой мечети. Между тем, искусствоведы приписывают авторство фонтана Омеру только по его художественному «почерку». Подкрепляются эти догадки тем, что именно в то время этот иранский художник работал в ханском дворце.

Однако, если Омера мы можем считать «физическим» отцом сельсебиля, то имеет он еще одного — «духовного». Ведь это мраморное сооружение украшают две надписи. Первая, нижняя — цитата 18 аята 76 суры Корана: « из источника, называемого Сельсебиль». Вторая же, верхняя — стихотворение поэта Шейхия. И, к сожалению, о последнем нам также почти ничего неизвестно.

Несмотря на это, в свое, написанное на средневековом крымскотатарском языке, стихотворение поэт Шейхий вложил скрытый смысл, ныне малоизвестный широкой публике.

Вода и философия

Последний факт (о возведении сельсебили на кладбищах) довольно символичен. Ведь исследователи сельсебилей почти все, как один, отмечают, что в средневековье они имели и определенный иконографический смысл. Нередко украшенные строфами из стихотворений, вытесанные из белого мрамора, эти фонтаны с их загадочным, тоскливым журчанием воды заставляли задумываться о вечных материях. Поэтому, совершенно неудивительно, что их высекали не только во дворцах, но и на кладбищах. Вода, вытекая из «муккарнаса» (грота), неспешно струилась вниз, исчезала в небольшой выемке, или же наполняла крошечный бассейн, тем самым как бы напоминала о вечности мироздания, неотвратимости судьбы, круговороте жизни и смерти, а, следовательно, и о том, что ожидало каждого праведника — о райском «сельсебиле». Наконец, недаром вода, как философская квинтэссенция, в виде реки, или моря — это один из неизменных элементов ближневосточной, в частности, суфийской поэзии. В философских стихах восточных авторов она побуждает к познанию, становится поводом для размышлений.

«Только люди сердца понимают язык земли, глины и воды», — утверждает один из суфийских афоризмов.

Между тем известный исламский мистик Азиз ан-дин Насафи (ум. 700\1300) в трактате «Зубдат аль-халк» писал: «Каким бы ни был человек, внутри него существует колодец с водой, хотя она и не явная. Нужно очищать колодец и делать воду явной. Сделай так, чтобы в твоем колодце была вода, и сколько бы ты ее ни брал и не отдавал остальным, ее не становилось бы меньше, а наоборот — больше, и чтобы она была не зловонной, а наоборот — пусть бы какая застоявшаяся, делалась все чище и лечила бы тяжелые недуги».

Ханский дворец в Бахчисарае

Хан-Сарай или Дворец Ханов — главная достопримечательность Бахчисарая. Он сильно отличается от дворцов, расположенных на южном берегу Крыма, что не удивительно — разные эпохи, разные стили и люди. Строительство дворца началось в 1532 году и продолжалось до 1551 года. Хотя в других источниках упоминается более ранняя дата начала строительства дворца 1503/1504 года. Вместе со строительством дворца строился и город, название которого означает «дворец в саду». Площадь дворца в настоящее время составляет 4 га, гуляли мы там 2 часа.

Вход в Ханский Дворец

За своё существование дворец пережил много событий. После пожара он был полностью восстановлен архитекторами и художниками из Стамбула. Когда Крым присоединили к России, дворец часто перестраивался к приездам императоров России. Не всегда эти перестройки и ремонты делались с уважением к истории. Ломались постройки, пробивались дополнительные двери или окна.
Дворец, который мы видим сейчас был отреставрирован в 60-е годы XX века. Над проектом реставрации работали научные сотрудники, которые попытались придать ему первоначальный вид.

На территории комплекса находятся дворцовые корпуса, оставшаяся часть гарема, Соколиная башня, большая мечеть, фамильное кладбище, мавзолей Диляры Бикечь, любимой жены Крым-Гирея, другие постройки.

Фасады дворца украшены всевозможными орнаментами. Замечательная мозаика на окнах, интерьеры в мусульманском стиле. С соколиной башни открывается шикарный вид на округу.

На территории есть фонтаны, от которых даже в жару веет прохладой. Есть здесь и знаменитый фонтан слёз, воспетый Пушкином в поэме «Бахчисарайский фонтан». Иранский мастер Омер смог воплотить в камне мужскую тоску хана по любимой жене, преждевременно ушедшей из жизни. И сегодня на него кладут две розы в память о ней. Романтичная и грустная история.

Бахчисарайский фонтан

Прогуливаясь по территории дворца, сразу погружаешься в эпоху Крымского ханства. Я почувствовала себя Роксоланой, наверное, от того, что тут снимался одноименный любимый сериал моего детства. Многое из дворца было разграблено, однако то, что сейчас представлено в экспозиции, помогает вообразить всю роскошь Дворца в былые времена.

От многочисленных роз, расположенных во дворах музея, разливается чудесный аромат, сразу хочется попробовать кунжутную лепешку с розовым вареньем, которым славится Бахчисарай.

Дворец сейчас является музеем, помимо интерьеров на его территории есть музей истории и культуры крымских татар и художественный музей. Более подробно о дворце можно прочитать .

Музей в Бахчисарае

Да что описывать, лучше один раз увидеть. Хотя нет, не один.

Если от ворот Ханского дворца повернуть направо и пройти чуточку, то Вы наткнетесь на вывеску «Ремесленные мастерские», где можно полюбоваться изделиями ручной работы местных гончаров, ювелиров и вышивальщиц. Здесь также можно понаблюдать за процессом создания шедевров и приобрести их. Очень завораживает наблюдение за процессом создания горшка или вазы из бесформенного куска глины.

Памятники и монументы Бахчисарая

Исторические и современные памятники и монументы города.

Екатерининская миля

Комплекс дорожных знаков, установленных в конце XVIII века на пути предполагаемого маршрута Екатерины Великой в Крым из Петербурга. Были установлены как верстовые столбы, так и особые «мили» через каждые 10 верст. К настоящему моменту сохранилось всего 8 Екатерининских миль, одна из которых расположена в Бахчисарае недалеко от Ханского дворца. Представляет собой конусообразную колонну на квадратном постаменте.

Памятник А. С. Пушкину

Расположен на улице Ленина у Ханского дворца, во дворе которого находится фонтан, которому поэт посвятил одну из выдающихся своих поэм. Памятник высотой 5 метров установлен в 1999 году. Тожественно открыт 6 июня, в день 200-летия поэта. Над скульптурой работали известные московские мастера – Гнездиловы, Константинова, Борисова. Поэт изваян в бронзе. Он смотрит вдаль, держа в руке томик стихов.

Памятник партизанам

Высокий обелиск установлен в память погибших партизан, доблестно сражавшихся в годы Великой Отечественной Войны. В партизанские отряды входили рабочие, колхозники, комсомольцы и партийные служащие. За время существования отряда было разгромлено несколько фашистских гарнизонов, убито около 600 немецких солдат, уничтожено 2 вражеских эшелона и несколько десятков автомобилей, взорвано 2 моста.

Памятник И. М. Гаспринскому

Памятник известному крымскому просветителю расположен на улице Ленина у парка миниатюр. Бюст Гаспринского установлен на высокий прямоугольный постамент. На постаменте выбиты даты жизни народного деятеля – 1851-1914 года. Для установки памятника оборудовали небольшой дворик, с зелеными насаждениями, окруженный кирпичной стеной, выкрашенный в белый цвет. Похоронен Гаспринский в Бахчисарае в Зынджирлы-медресе.

Мемориал «Вечный огонь»

Установлен на Братском кладбище к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной Войне. Чаша Вечного огня выполнена в виде пятиконечной звезды. На постаменте у Вечного огня возвышается советский боевой танк, который участвовал в военной операции по освобождению Крыма в 1944 году. В Братской могиле захоронено около 500 солдат, павших во время боев за освобождение города от фашистских оккупантов.

История создания поэмы «Бахчисарайский фонтан»

Южная ссылка 

Как и «Кавказского пленника», поэму «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкин написал в то время, когда находился в южной ссылке. С юных лет поэт отличался не только выдающимся литературным талантом, но и непокорным, свободолюбивым нравом. После окончания Царскосельского лицея и публикации поэмы «Руслан и Людмила», Александр Сергеевич вошел в круг ведущих литераторов своего времени, за его творчеством следили, ожидая новых шедевров. Поэтому, когда по Петербургу разошлись рукописи с его эпиграммами на графа Аракчеева и императора Александра I, это не могло не остаться незамеченным. Изначально власти склонялись к отправке Пушкина в Сибирь или на Соловецкие острова. Но помощь друзей поэта (Николая Кармазина, Петра Чаадаева и Василия Жуковского) позволило смягчить наказание, и поэта отправили в ссылку в южные губернии России. 

Итак, весной 1820 года Александр Пушкин выехал из Петербурга в Кишинев. Но по пути к месту назначения, после купания в холодных водах Днепра, он заболел воспалением легких. В связи с этими обстоятельствами семья генерала Н. Раевского взяла с собой Пушкина в Крым и на Кавказ для поправки здоровья. И именно генерал Николай Николаевич Раевский показал Александру Сергеевичу бахчисарайский фонтан. 

Г. Г. Чернецов. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837.

Бахчисарай – это город в Крыму. Пушкин писал, что некая девушка К*, в которую он когда-то был влюблен, рассказывала ему красивую легенду о хане, который велел построить этот фонтан как символ своей любви. Однако, когда поэт увидел фонтан, то опечалился тому плачевному состоянию, в котором находилось строение. Пушкин сорвал две розы и возложил их к подножию «Фонтана слёз». Судя по всему вид этой древней скульптуры и легенда глубоко запали ему в душу, так как позднее эти впечатления вылились в красивые лирические стихи и поэму «Бахчисарайский фонтан». 

В. П. Дриттенпрейс. Фонтан слёз. Рис. из журнала «Весы». 1907

Издание поэмы «Бахчисарайский фонтан»

Поэт начал работу над произведением в конце 1821 года, в 1822 году написал основную часть, а в 1823 году внес последние правки в текст. Первая публикация же поэмы состоялась 10 марта 1824 года. 

Сам Александр Сергеевич, пересылая готовую поэму брату в Петербург, писал, что не горит желанием ее издавать, по той причине, что «многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблен». Интересно, что биографы Пушкина так и не смогли разгадать эту тайну: кто же была та таинственная женщина, которой посвящены некоторые строчки бессмертной поэмы. 

Фонтан-сельсебиль в «Бассейном дворике» Бахчисарайского дворца

«Бахчисарайский фонтан» был принят читателями с восторгом! Особые приверженцы классицизма критиковали поэта за отсутствие строгой композиции и четкого плана. Да и сам Пушкин сетовал на то, что его текст больше напоминает «бессвязные отрывки», нежели единую поэму. Однако русская публика до сей поры не читала ничего столь же красивого и романтического, что было бы написано не европейским, а русским поэтом, поэтому «Бахчисарайский фонтан» моментально обрел широкую известность. 

И уже в 1827 году, ввиду большой популярности, вышло второе издание поэмы с иллюстрациями русского живописца Степана Галактионова. 

Гробница «Эски-Дюрбе»


Гробница «Эски-Дюрбе».

На восточной окраине Бахчисарая, в непосредственной близости от Ханского дворца, среди хаотично расположенных одноэтажных домов частного сектора стоит 10 дюрбе – мавзолеев местных правителей. Самое древнее и, пожалуй, самое загадочное из этих строений – Эски-Дюрбе, что в переводе на русский означает «Старая гробница». Здание это практически лишено декора, но при этом отличается стройностью пропорций и высоким мастерством кладки тщательно отесанных каменных блоков.

Кто похоронен в этом мавзолее, неизвестно. Долгое время считалось, что гробница Эски-Дюрбе была построена в XIV веке, т.е. она старше самого Бахчисарая. Основываясь на местных легендах, ученые полагали, что здесь покоится некий Дере-бей, владевший долиной вдоль реки Чурук-Су до того, как она приглянулась Гераям.

Никаких достоверных сведений о нем нет, даже имя его неизвестно, ведь Дере-бей переводится просто как «князь долины». Археологические работы, проведенные в 2013 году, позволили сделать вывод, что построен мавзолей Эски-Дюрбе значительно позже, чем полагали ранее, – в XVII веке. Загадок от этого меньше не стало.

Адрес: Бахчисарай, Ханский дворец, Бахчисарайский фонтан, улица Речная, Бахчисарай.

Пещерный город Кыз-Кермен


Пещерный город Кыз-Кермен.

В 8 км к юго-востоку от Бахчисарая, рядом с селом Машино, находятся остатки городища Кыз-Кермен, название которого в переводе с крымско-татарского означает «девичья крепость». Почему девичья? Об этом вам поведают местные легенды. Мы же расскажем о самом поселении, а точнее о том, что от него осталось. Состояние его сегодня весьма плачевное. Сохранились лишь фрагменты оборонительной стены, возведенной в VIII-IX веках на остатках более древних укреплений, да фундаменты жилых построек. В западной части поселения видны руины небольшого христианского храма.

Побродив по территории города, вы обнаружите три искусственные пещеры – дозорную, пещеру для хозяйственных нужд и жилище отшельника. Чуть ниже расположен грот «Черепаха» с источником воды. И это собственно все. Кыз-Кермен – это единственный массив, где естественных пещер нет, да и искусственных мало. Городище в размерах было гораздо скромнее своих «собратьев», численность его населения вряд ли превышала 100 человек.

Адрес: КЫЗ-КЕРМЕН: «ДЕВИЧЬЯ КРЕПОСТЬ», Крым.

Гора Крокодил


На горе Крокодил.

На географических картах эта гора значится как Арман-Кая, но местные жители и приезжающие в эти края туристы знают ее под другим названием – Крокодил. Своими формами эта возвышенность и впрямь напоминает лежащую на берегу реки рептилию. С расстояния не менее 2 км отчетливо просматриваются хвост, лапы, голова и даже глаз животного. Находится эта гора близ селения Танковое, что к югу от Бахчисарая, и служит естественной границей между долинами Каралез и Бельбек. Нередко Крокодила называют каменным стражем Бельбекской долины.

Гора Крокодил относительно невелика: протяженность ее – 560 м, максимальная высота – 310 м. Обязательно прогуляйтесь по спине каменной рептилии – оттуда открываются красивейшие виды на окрестности.

У въезда в Бельбекскую долину местные жители разместили еще одну достопримечательность – макет крокодила. Делая фотографию в этом месте, можно получить снимок сразу с двумя рептилиями.

GPS координаты: 44.651579 33.789214.

Сфинксы Чурук-Су


Сфинксы Чурук-Су.

В долине реки Чурук-Су, к югу от Бахчисарая, расположен уникальный природный объект – каменные сфинксы. Эти причудливые фигуры из известняка, высота которых достигает 20 метров, напоминают творения рук человека, но ваяла их сама природа. Тысячелетиями «трудились» ветер и вода, выветривая горную породу, в результате чего и появились эти уникальные шедевры.

Всего в долине Чурук-Су 14 каменных изваяний, похожих на различных животных, загадочных существ или людей – у каждого рождаются свои ассоциации, все зависит от точки обзора, освещения и, конечно, воображения. Многие сравнивают их с истуканами с острова Пасхи.

Бахчисарайские сфинксы пользуются большой популярностью у туристов. Те, кто обладает хорошей физической подготовкой, ухитряются взбираться на некоторые каменные фигуры. Тем, кто на подобное не отваживается, скучно тоже не бывает: причудливыми «скульптурами», равно как и открывающимися отсюда видами на окрестности, можно любоваться долго.

Адрес: Бахчисарайские сфинксы, улица Островского, Бахчисарай.

История создания

Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете 30-х годов XX века. Николай Волков оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр С. Э. Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Р. В. Захаров изучал систему Станиславского, он также настоял на добавлении сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы

. По его просьбе в балете появился новый герой —Гирей . В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.

Захаров был очарован поэтическим смыслом и духовной красотой образа Марии в исполнении Улановой.

Алла Шелест создала глубокий драматический образ Заремы

, в котором страстно звучал протест против насилия власти гарема, который отвечал молчаливому протесту польской пленницыМарии .

«Дуэт Заремы — Вечесловой и Марии — Улановой вошёл в историю балета, как образец выразительности и творческого взаимодействия партнёров на сцене».

Так и в следующем балете «Утраченные иллюзии» Захаров и Асафьев взяли за литературную основу всемирно известный роман Оноре де Бальзака.

Бахчисарайский фонтан

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

по пушкинским строкам

1 действие Портрет Марии…

Она цвела в стране родной. Седой отец гордился ею И звал отрадою своею. Для старика была закон Ее младенческая воля. …Чтоб и минутные печали Ее души не помрачали, Чтоб даже замужем она

… Она домашние пиры Волшебной арфой оживляла; Толпы вельмож и богачей Руки Марииной искали, И много юношей по ней В страданье тайном изнывали.

Злая судьба

Тьмы татар На Польшу хлынули рекою. …Цветущий край осиротел; Исчезли мирные забавы… В домовой церкви, где кругом Почиют мощи хладным сном, С короной, с княжеским гербом Воздвиглась новая гробница… Отец в могиле, дочь в плену…

2 действие

В гареме Гирея

…Мелькает редко наслажденье. Младые жены, как-нибудь Желая сердце обмануть, Меняют пышные уборы, Заводят игры, разговоры…

Зарема

Но где Зарема, Звезда любви, краса гарема? — Увы! печальна и бледна, Похвал не слушает она. Как пальма, смятая грозою, Поникла юной головою; Ничто, ничто не мило ей: Зарему разлюбил Гирей. Он изменил!..

Зарема и Гирей

…равнодушный и жестокий, Гирей презрел твои красы И ночи хладные часы Проводит мрачный, одинокий С тех пор, как польская княжна В его гарем заключена.

Княжна-пленница и Гирей

Увы! Дворец Бахчисарая Скрывает юную княжну. В неволе тихой увядая, Мария плачет и грустит. Гирей несчастную щадит: Ее унынье, слезы, стоны Тревожат хана краткий сон…

Ревность

Все жены спят. Не спит одна. Едва дыша, встает она; Идет; рукою торопливой Открыла дверь; во тьме ночной Ступает легкою ногой…

Грузинка! всё в душе твоей Родное что-то пробудило…

Увы, Зарема, что с тобой? Стеснилась грудь ее тоской, Невольно клонятся колени, И молит: «Сжалься надо мной, Не отвергай моих молений!..» …Я шла к тебе, Спаси меня; в моей судьбе Одна надежда мне осталась… Я долго счастьем наслаждалась, Была беспечней день от дня… И тень блаженства миновалась; Я гибну… Выслушай меня.

Гирей для мирной неги Войну кровавую презрел…

Мария! ты пред ним явилась… Увы, с тех пор его душа Преступной думой омрачилась! Гирей, изменою дыша, Моих не слушает укоров, Ему докучен сердца стон; Ни прежних чувств, ни разговоров Со мною не находит он.

…Давно все думы, все желанья Гирей с моими сочетал; Меня убьет его измена… Я плачу; видишь, я колена Теперь склоняю пред тобой, Молю, винить тебя не смея, Отдай мне радость и покой, Отдай мне прежнего Гирея…

Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена».

Удар кинжала

Марии нет. Мгновенно сирота почила. Она давно желанный свет, Как новый ангел, озарила.

Гирей безутешен

Что движет гордою душою? Какою мыслью занят он? На Русь ли вновь идет войною, Несет ли Польше свой закон, Горит ли местию кровавой,

Но в сердце хана чувств иных Таится пламень безотрадный…

И в память горестной Марии Воздвигнул мраморный фонтан, В углу дворца уединенный. Над ним крестом осенена Магометанская луна

Эпилог

Один в своих чертогах он; И что-то шепчет, и порой Горючи слезы льет рекой.

Пещерный город Чуфут-Кале


Пещерный город Чуфут-Кале.

Свято-Успенский монастырь – далеко не единственное скальное поселение в окрестностях Бахчисарая. Если подобные места у вас вызывают неподдельный интерес, советуем вам посетить еще и Чуфут-Кале – наиболее хорошо сохранившийся из всех пещерных городов Крыма.

Сейчас здесь царят тишина и спокойствие, но так было не всегда. Еще несколько сотен лет назад в этом месте кипела жизнь, ведь Чуфут-Кале, который тогда назывался Кырк-Ер, был первой столицей Крымского ханства. Впрочем, город, служивший неприступной крепостью, появился на этом месте задолго до образования независимого от Золотой Орды татарского государства.

По оценкам историков заложено это поселение было в V-VI веках, причем явно не без участия византийских мастеров. После того как резиденция правителей Крымского ханства была перенесена в Салачик, а затем и в Бахчисарай, пещерный город еще долгое время продолжал оставаться важным укрепительным пунктом, но к середине XIX века почти полностью опустел.

Сегодня Чуфут-Кале превратился в руины, но здесь до сих пор можно увидеть крепостные стены с воротами, узкие улочки, караимские молитвенные дома и, конечно же, вырубленные в скале пещерные помещения жилого и подсобного назначения, расположенные в несколько ярусов и напоминающие пчелиные соты. Несмотря на запустение, этот город-крепость, превратившийся в город-музей, поражает своим величием и царящим здесь духом истории.

Адрес: Чуфут-Кале, Крым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector