Назад в прошлое: город в марий эл, который стоит посетить хоть раз в жизни
Содержание:
Республика Марий Эл
Регион лежит в центральной части ПФО – в окружении республик Чувашия и Татарстан, а также Кировской и Нижегородской областей.
Марийскую республику именуют «тайгой на Волге».
Люди мигрировали на территорию нынешней республики в Каменном веке, однако более подробные сведения археологам удалось получить о культуре Текстильной Керамики. Ее представители пришли сюда из земель, принадлежащих сегодня Пензенской области. Видимо, это были предки всей приволжской группы финно-угров. Характерно, что прамарийцы отделились от этой общности лишь в 5 в. Их костюм (особенно головной убор) испытал сильное влияние позднесарматских традиций. Ведь предки марийцев сотни лет жили бок о бок с аорсами («белыми сарматами»).
Аорсы проживали в Калмыкии, на Средней и Нижней Волге – до прамарийцев. Первые марийцы уже строят укрепленные городища, видимо, пытаясь защититься от аваров, а в 7 в. – от хазар. Культурное влияние хазар и булгар разделило марийцев на три племени – луговых, горных и восточных марийцев. Тюрки называли все эти племенные союзы «чери мишэр» – «мещеряки-воины». Ведь всех поволжских финно-угров хазары почему-то ассоциировали с племенем мещера.
В 12 в. у черемисов образовались два княжества – Якшан и Юмшан. Первое не имело никакого отношения к будущей Марий Эл (оно попросту растворилось во Владимиро-Суздальской земле). А вот второе как раз располагалось здесь. Черемисы Юмшана объединили горных, луговых и восточных мари. Позже от этой «мини-империи» отпочковались Ветлужское и Чимбулатское княжества. Повелители всех этих государств носили титул «кугыжа». В ордынскую эпоху монгольские ханы использовали кугыжа для сбора налогов с подчиненного им населения. Марийцы, проживающие на территории нынешнего Татарстана, в 14 в. вместе с татарами приняли ислам и ассимилировались в тюркской среде. Советы старейшин («погын») часто не разделяли точку зрения кугыжа. Они поднимали черемисов на борьбу с монголо-татарскими баскаками…
Черемисы земель нынешней Марий Эл отделились от Казанского ханства сразу после его захвата войсками Ивана Грозного. Однако теперь восстали кугыжа, требуя восстановления власти татар (с которыми они породнились). После Черемисских войн (оказавшихся неудачными для знатных кугыжа и татар) на марийской земле были построены русские крепости – Козьмодемьянск, Царевококшайск (сейчас – Йошкар-Ола), Яранск и Санчурск.
Язычники и мусульмане ушли в леса, не желая становиться христианами. Во время Пугачевской гражданской войны они охотно присоединились к восставшим. Борьба населения Царевококшайского уезда с русской администрацией имела острою фазу вплоть до 60-х годов XIX столетия. К этому времени подросло полностью русскоязычное православное население (результат труда Казанской губернской семинарии). Все, кто был недоволен политикой русского царизма, просто разбежались по соседним губерниям, растворившись в новой этнической среде… В годы революции уезд насчитывал не более 500 000 марийцев, а позже – еще меньше. Экономику Марийской автономной области поднимали русские. Здесь развита металлообработка.
Дуб Пугачева
Дуб Пугачева – одна из достопримечательностей национального парка «Марий Чодра». Это крупное дерево, высотой 26 метров, с диаметром ствола 1,6 метров. Согласно данным ученых, дерево начало расти в 1500 году.
Согласно легендам местных жителей, в 1774 году отряд Емельяна Пугачева остановился на ночлег возле этого дуба. Именно с этого дерева предводитель восстания смотрел на зарево казанского пожара.
Существует еще одна легенда о том, что под корнями дуба пугачевские войска спрятали все награбленное. Того, кто решит откопать несметные сокровища, по преданию ждет страшное проклятье.
Куда съездить из Йошкар-Олы
Обойдя Йошкар-Олу за один день пешком, туристы задумываются, куда можно съездить из города. Обычно они едут в соседние республики — Татарстан и Чувашию. В Казани, «третьей столице России», будет интересно осмотреть кремль с знаменитой бело-голубой мечетью Кул Шариф, стоит пройтись по старо-татарской слободе, современной набережной и пешеходной улице Баумана. В Чебоксарах стоит увидеть Чебоксарский залив с масштабным памятником «Мать-Покровительница», местный «Арбат» — бульвар купца Ефремова, а также древние монастыри и храмы, основанные еще при Иване Грозном, любители пенного посещают музей пива.
Есть варианты отдыха и для тех, кто хочет остаться в Республике Марий Эл. В 200 км расположен замок Шереметева. Строительство комплекса длилось в XIX—XX вв., поэтому в его виде смешалось несколько стилей. На экскурсии рекомендуется записываться заранее. Примерно 150 км нужно проехать из Йошкар-Олы до города Козьмодемьянск, основанного в конце XVI в. Здесь можно посетить культурно-исторический музейный комплекс с этнографическим музеем, где вы узнаете о жизни горных марийцев. Уникальная экспозиция размещена в Доме морёного дуба, есть также музей Остапа Бендера, так как считается, что Козьмодемьянск был прообразом Васюков из романа «Двенадцать стульев».
Замок ШереметеваФото: kasheev
Примерно 2–2,5 часа займет дорога до села Шоруньжа с музейным комплексом «Старая Усадьба» и живописными окрестностями. Здесь можно познакомиться с древними промыслами и традициями марийцев. Вблизи от Йошкар-Олы (20 мин. на машине) находится этнографический комплекс «Уна Кудо», где туристы узнают о народных марийских традициях и играх, попробуют национальные блюда и встретятся с хранителем домашнего очага Кудо Водыж. Недалеко от города расположена Мироносицкая женская пустынь, появившаяся в XVII в. Сохранившийся каменный Мироносицкий храм является памятником русского зодчества.
Ценителям природных красот стоит съездить на озеро «Морской глаз» (около 2 часов на машине), имеющее закругленную форму и изумрудный цвет воды. Загадочный вид водоема способствовал появлению различных легенд вокруг него. В 60 км от Йошкар-Олы находится природный парк «Марий Чодра» с озерами, реками и лесами. По эко-тропам можно пройти пешком или верхом на конях. Во время прогулки по парку вы не только увидите живописные места, но и узнаете местные легенды. На Кленовой горе стоит «дуб Пугачева», говорят, здесь останавливался отряд Пугачева, а по другим легендам — в этом месте спрятан проклятый клад. Территорию природного заповедника «Большая Кокшага» называют лесным Заволжьем, так как леса занимают 95% местности. Это смешанные леса и южная тайга, туристы могут выбрать один из нескольких однодневных маршрутов.
От 3 часов займет поездка к горе Чумбылат (Чембулат) в Кировской области. Это священное место для марийского народа, где, по преданиям, похоронен князь, богатырь Чумбылат. Гору взорвали в XIX в., но высокий камень над рекой остался святилищем, куда приезжают приверженцы Марийской традиционной религии.
Музеи под открытым небом
Такие этнографические комплексы есть уже во всех регионах России. Не исключение и Марийская Республика. Здесь можно поближе узнать об истории и культуре этого загадочного народа, познакомиться с их эпосом и отведать национальных кушаний.
Этнографический музей в Козьмодемьянске
Адрес: Промышленная ул., 2, Козьмодемьянск.
Музей этот создавался с целью сохранения предметов старины и традиций горных мари. Открылся он в 1983 г. Примечательно, что многие старинные здания были перевезены сюда из Чебоксар в разобранном виде. Благодаря этому, они сохранились, в то время как другие их современники ушли под воду при запуске Чебоксарской ГЭС.
Экспозиция музея — это 60 зданий различного назначения и более 7000 экспонатов. Многие дома построены без единого гвоздя. Кроме этого, в музее разыгрываются представления. Посетителям предлагается познакомиться со свадебными и похоронными обрядами, послушать игру на гуслях и изучить все стороны крестьянского быта.
В тему — Достопримечательности Козьмодемьянска
Заказники и заповедники республики
Уникальную природу Поволжья еще и в наше время можно увидеть в том диком первозданном виде, в котором она существовала многие века до появления цивилизации. С целью ее сохранения и передачи потомкам на территории Марий Эл создаются многочисленные заповедные места, которые находятся под охраной государства.
Заповедник Большая Кокшага
Координаты: 56.676389, 47.272500.
Единственный природный заповедник республики находится в местах, которые называют Лесным Заволжьем. Если смотреть на них сверху, то видно только густой зеленый ковер, пронизанный ниточками рек и ручейков, с разбросанными то тут, то там пятнами озер.
Создавался он для сохранения уникальной природы реки Большая Кокшага, берега которой стали домом для многих представителей флоры и фауны. Самый многочисленный вид млекопитающих здесь — бурый медведь. Не зря его изображение красуется на эмблеме заповедника.
Сегодня сотрудники развивают его в нескольких направлениях, в том числе и экотуризма. Для посетителей организовываются одно- и двухдневные маршруты, в которых можно поближе соприкоснуться с природой и обитателями этих заповедных мест.
Заказник Каменная Гора
Координаты для карты: 56.637063, 49.067687.
Эти места в Куженерском районе поражают своей красотой и первозданностью. Пейзаж так напоминает Альпы, что название Марийская Швейцария, похоже привязалось к ним прочно. Вся территория заказника лежит в ущелье, которое расположилось в долине реки Визимбирь.
Во многих местах здесь выходят на поверхность горные породы, высота которых достигает 278 м. В основном, это доломиты и песчаники. Леса же на территории заказника смешанные. А из редких растений сохранились реликтовые сибирские ели, возраст которых около 12000 лет.
Главной достопримечательностью заказника считается родник, носящий имя в честь Казанской Иконы Божией Матери — место паломничества для многих верующих. Считается, что вода в нем не только вкусна, но и обладает целебными качествами.
Национальный парк Марий Чодра
Координаты GPS: 56.150035, 48.366490.
Территория на юге Марийско-Вятского вала поистине считается жемчужиной республики. Это чистейшие озера, реки, уникальные природные комплексы, имеющие не только экологическую, но и историческую ценность. Главной водной артерией парка является Илеть, а у туристов большой популярностью пользуется озеро Яльчик.
В переводе с марийского название парка звучит как Марийский лес. И правда, вся его территория покрыта сосновыми борами и лиственными лесами. Основным видом считается выдра, а некоторые обитатели, например, черный аист и скопа относятся к редким.
Для туристов здесь постоянно организовываются экотропы и конные маршруты. Одной из них является старый Казанский тракт, где проходил со своим крестьянским войском Емельян Пугачев. А у подножия Кленовой горы растет дуб, который называют Дубом Пугачева. Этот маршрут считается одним из самых популярных, но есть немало других, не менее интересных.
Государственный заказник Лебедань
Координаты: 56.226111, 47.690556.
Находится заказник в Звениговском районе и относится к особо охраняемым территориям. Сегодня здесь растет лес, но еще в начале прошлого века эти места были настолько заболоченными, что не представлялось возможным что-либо здесь вырастить. Осушить болото удалось только в 1912 г.
В 70-х годах XX века здесь неоднократно велись научные работы, целью которых был сбор доказательств, что даже самую бесперспективную территорию можно улучшить благодаря правильной мелиорации. Но до конца дело не довели. Сегодня Лебедань является важным лесомелиоративным объектом и имеет природоохранное и научное значение.
Природный заказник Горное Заделье
Координаты: 56.850397, 49.068839.
Такое название носит территория неподалеку от поселка Горняк в Куженерском районе, расположенная в урочище Нолькин Камень. Здесь находятся старинные каменоломни, точный возраст которых неизвестен.
Некоторые из них уходят в глубину на 200 м. В них добывался камень, из которого делали мельничные жернова. Под сводами штолен даже летом сохранялась низкая температура и росли сталактиты и сталагмиты. Сегодня их посещение запрещено из-за сильной обветшалости.
Заказник знаменит и тем, что на его территории сохранились очень редкие представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу республики, такие как Настоящий Венерин Башмачок, голокучник Роберта и бабочка Махаон.
Продегустировать марийские блюда
Местная кухня достаточно специфична, — она далека от высокой, ведь марийцы издревле были жителями лесов и деревень. Поэтому и еда здесь сытная (иногда даже жирная) и простая. Для современных путешественников из больших городов, привыкших к ресторанным изыскам, она может стать целым гастроприключением.
Главные блюда марийской кухни носят непривычные русскому уху названия, но мы сейчас попробуем всё объяснить:
- Команмелна — слоёные блины из разных видов муки, выпекаемые на сковороде в печи.
- Салмагинде — печёные на сковороде лепёшки.
- Паренге эргече — лепёшка с картофелем.
- Подкогыльо (подкоголь) — «варёные пирожки», больше всего напоминающие наши вареники. Могут быть с разными начинками: шыл подкогыльо — с мясом, торык подкогыльо — с творогом, тувыртыш подкогыльо — с творогом и картофелем, ковыштан подкогыльо — с капустой. Некоторые хозяйки варят их, как обычные вареники, некоторые — запекают в печи. Поедать их следует, макая в топлёное сливочное масло и сметану. Кстати, подкогыльо в Марий Эл можно купить даже в виде полуфабриката.
- Шылан шур ковышта дене — капустные щи в буханке ржаного хлеба.
- Рис немыран чыве шыл — молодые цыплята, фаршированные рисовой кашей.
- Кож — вяленая колбаса из конины.
- Сокта — отварная кровяная колбаса с салом и крупой в бараньей кишке.
- Салмамуно или пулашкамуно — яичница с молоком и картофелем, запечённая в духовке или печи (родственник тортильи или фриттаты).
Марийцы часто готовят блюда из даров природы — например, варят щи из крапивы или борщевика, делают квас из брусники, клюквы и рябины, даже готовят сладкий суп из калины (полан лем). Так как в Марий Эл до сих пор много сельских угодий и в любой деревне можно легко купить пару литров парного молока «из-под коровы», в национальной кухне достаточно много молочных блюд. Можно даже сказать, тут настоящий культ творога: его добавляют в ватрушки, вареники (популярный вариант — вареники с творогом и картофелем одновременно), делают сухие сырники (туара), колбаски из творога (торык гыч ыштыме), голубцы с творогом (торыкан голубцы). С советских времён на местной кухне поселился популярный завтрак-десерт — творожные шарики в молоке.
В охотничьих угодьях и лесах можно попробовать шашлык из лосятины (шордо шыл гыч шашлык), тушёную лосятину (куктымо шордо шыл) и медвежатину (куктымо маска шыл). Забавно, что сегодня эти блюда считаются дорогими деликатесами, хотя ещё полвека назад лосятина и медвежатина были обычной едой жителей лесных марийских деревень.
В республике развит частный медовый промысел, — марийский мёд, в особенности липовый, ценится по всей России. В центре Йошкар-Олы на ярмарках можно купить мёд, прополис, соты, пергу («пчелиный хлеб»). Мёд добавляют и во многие национальные блюда, — в местную медовуху, напиток муй пуро (марийский аналог кваса), печенье муян, пирог сукыр кинде с лесными ягодами (брусникой, рябиной, калиной, клюквой), жареные колобки уяча.
Традиционные местные напитки — это свекольный квас (пуро), иван-чай и липовый цвет, а также холодный «чефир» — чёрный чай, крепко заваренный со смородиновыми листьями и душицей.
В Йошкар-Оле традиционную марийскую кухню можно попробовать в кафе «Сандал» (ул. Пролетарская, дом 46), «Жираф» (ул. Волкова, дом 166), трактире «Тёплая речка» (ул. Красноармейская Слобода, дом 61), этнокафе «Мари» (ул. Подольских курсантов, дом 5), сети кафе «Простая еда», а также в городском Кремле во время праздников и ярмарок.
Легенды озера
Озеро Морской глаз (Марий Эл) является очень таинственным местом. Местные жители рассказывают огромное количество легенд, которые передаются из уст в уста. Некоторые из них кажутся правдоподобными, но в основном такие истории похожи на выдумки.
Легенда №1
Жители этих мест рассказывают: на побережье озера Морской глаз были обнаружены обломки крупного морского лайнера необычной формы. Загадкой стало появление в этих местах корабля. Дело в том, что из-за маленького размера озера здесь никогда не использовались ни лодки, ни даже плоты.
Озеро можно обойти или переплыть за считанные минуты. Поэтому откуда и для чего здесь появилось крупное морское судно так и остается загадкой.
Легенда №2
Легенда гласит, что на несколько тысяч километров под землей простирается целая система заполненных морской водой подземных тоннелей и пещер. Спускавшиеся на дно аквалангисты подтверждают, что действительно под водой есть несколько неисследованных тоннелей.
Из-за небольшой прозрачности воды и большой глубины их расположения, никто из любителей подводного плавания не решился в них углубиться. Вплоть до сегодняшнего дня масштабы пещерной подземной системы доподлинно неизвестны.
Легенда №3
Местные жители рассказывают романтическую историю любви двух молодых людей, которая произошла до появления озера. В давние времена здесь проживала девушка, в которую до беспамятства влюбился юноша из другого рода жившего на Моркинской стороне. Молодые люди решили пожениться. Во время приготовления к свадьбе, древняя знахарка предрекла, что их союз не будет счастливым.
Она сказала, что любовь молодых людей противоречит местным обычаям и беспокоит духов. Однако, молодые люди не поверили знахарке и поженились. В момент свадебной церемонии, когда новоиспеченные молодожены проходили по склону возвышенности, почва под их ногами упала вниз. Вместе с многочисленными гостями, молодожены упали вниз и были погребены под рухнувшей землей.
Вскоре после трагедии, образовавшаяся пустота постепенно наполнилась водой. Жители утверждают, что в момент полнолуния над склонами холма до сих пор слышаться веселый смех, свадебная музыка, звон свадебных колоколов и пронзительный плач девушки.
Легенда №4
Некоторые местные жители верят, что озеро является небольшой частью моря, оставшейся после того, как морские воды отступили. Местные жители утверждают, что на дне озера вода соленая, как в море.
Легенда №5
Самой мистической легендой, которая связана с озером, является придание о колдуне. Рассказывают, что когда-то давно колдун сопровождал баснословно богатую невесту к своему жениху. Карета девушка проезжала по дремучему лесу, в котором лиходействовали разбойники. Они напали на карету, похитили девушку и украли все сокровища.
После этого колдун наслал на разбойников проклятье. Земля под их ногами провалилась и в один момент разбойники, девушка и карета оказались под водой внезапно возникшего озера. Говорят, что в определенное время над озером до сих пор можно увидеть образ колдуна, который появляется на фоне бьющих родников.
Легенда №6
Согласно этой легенде, на месте озера когда-то был густой дремучий лес, на территории которого из-под земли били родники, пока из-за большого количества воды не образовалось озеро. Именно по этой причине на дне озера находится большое количество поваленных деревьев.
Под руководством школьного учителя географии – Егорова Ивана Александровича, был создан краеведческий кружок. Ученики школы самостоятельно проводили гидрологические наблюдения, записывали старинные легенды и историю озера. Под руководством школьного учителя биологии – Ивановой Татьяны Янцитовны, ребята изучали флору и фауну прилегающей территории Морского глаза.
Священные места в Марий Эл
Марийцы, как и другие древние народы, имеют свои места почитания. Только Священных Рощ-кюсото в республике насчитывается около 700. Но кроме них есть и другие места, священные для многих мари.
Черные камни
Координаты: дер. Кожлаер, Моркинский район.
Странные камни (или мегалиты?) находятся в окрестностях деревни Кожлаер Моркинского района на склоне горы Онис Курык. Всего их 18, а как они здесь появились и когда, никто не знает. Но то, что они волшебные — может рассказать любой местный житель.
Камни создают вокруг себя магнитное поле, которое с успехом используется вместо физиопроцедур при лечении заболеваний суставов. А вот передвигать их с места на место не рекомендуется, может случиться несчастье.
Поклонная гора
Адрес: деревня Подгорная.
Это одна из главных священных гор марийцев. На ее вершине находится роща-кюсото, в которой они поклонялись и поклоняются своим древним богам — солнцу, ветру, воде. Поднимаются на гору по крутой деревянной лестнице.
Священная роща вся пропитана дымом от костра и ароматом жертвенной пищи. На деревьях развешаны предметы одежды, ведь по обычаям марийцев, если беспокоит боль, нужно что-нибудь снять с себя и оставить в роще вместе с ней. А на следующий год принести обязательную жертву богам.
Мольбище Систывар
Адрес: с. Виловатово, Горномарийский р-н.
Находится оно в самом центре треугольника, образованного если провести линии между селами Виловатово, Паратмары и Кижвачи. 3000 лет назад здесь жили первобытные люди, названные абашевцами. После них остались могильные курганы высотой до полутора метров и 15-16 метров диаметром.
Местные жители считают, что именно в этом месте происходит энергообмен между землей и космосом. С древних времен сюда приезжали помолиться и привозили воду, чтобы напитать ее энергией. Считалось, что такая вода помогает от многих недугов.
Позже вблизи курганов построили небольшую часовню, в которую приходили молиться многие верующие, но в сталинские времена она была разрушена. В 1995 г. церковь отстроили заново и сегодня это место по-прежнему популярно. Особенно много верующих здесь 22 мая, в день памяти Николая Чудотворца.
История города
Годом основания Йошкар-Олы считается 1584-й, когда царь Федор Иоаннович построил на этом месте крепость для защиты Московского княжества. Выгодное месторасположение в районе Марийской низменности, на пересечении ряда торговых путей позволило городу активно развиваться, сюда нередко прибывали не только купцы, но и ученые, представители духовенства, творческие личности (художники, поэты, писатели, музыканты и архитекторы).
История Йошкар Олы началась много лет назад в 1584-ом году. Изначально она являлась военной опорной базой, располагавшейся на землях покорённого Казанского ханства. Царевококшайск (это первое название Йошкар-Олы) развивался постепенно и медленно, но через столетие получил статус основного и важнейшего уезда.
До самой Октябрьской революции Царевококшайск практически не выделялся среди прочих полисов Поволжья и мог отличаться лишь большим количеством университетов, школ и институтов. Позже городок был переименован в Краснококшайск и под этим названием стал административным центром Марийской автономной области. В 28-ом году прошлого XX века его начали называть Йошкар-Олой.
После окончания ВОВ началось стремительное развитие Йошкар-Олы. Сейчас она входит в списки самых красивых русских селений, является символом памяти поколений и настоящим прекрасным украшением республики Марий Эл. Йошкар Ола отличается ярким колоритом, самобытной культурой и большим количеством различных достопримечательностей. Йошкар Ола продолжает активно развиваться и за последние десятилетия стал популярным туристическим местом, причём во многом благодаря бывшему главе Марий Эл Леониду Маркелову.
Йошкар Ола в переводе с марийского означает «Красный город». В прошлом он носил другие названия, а именно, Чарла, Цар-Ола, Царевококшайск и Краснококшайск, однако с 1928 г. официально было оставлено название, которое имеется и сегодня – Йошкар Ола.
Основанный как крепость, он до сих пор сохранил множество военных укреплений, которые выгодно дополняют архитектуру современного города.
Изначально Царевококшайск был окружен стенами с земляными валами, которые представляли собой очень эффективное военное укрепление, однако с течением времени они перестали выполнять защитную функцию и постепенно превратились в центр торговли и ремесел.
Постепенно городок заселялся крестьянами, ремесленниками и торговцами, которые образовали слободу. Во времена правления Петра I Йошкар Ола была присоединена к Казанской губернии, что способствовало активному социально-культурному развитию города. В XVII веке здесь были возведены наиболее известные церкви – Вознесенская (1756), Тихвинская, Воскресенский собор (1759) и Входо-Иерусалимская (1754). С середины XIX века сюда стали ссылать политических заключенных, однако это не причинило вреда социально-культурной жизни города. В конце того же столетия град превращается в центр республики Марий-Эл, столицей которого он и является до сих пор.
В ХХ веке Царевококшайск активно развивался, причем показал очень хорошие результаты в плане социально-экономического развития, за что в 1984 году получил награду – Орден Трудового Красного Знамени. С 1991 года продолжил свое активное развитие, что проявляется в постоянной застройке, появлении крупных центров и культурно-образовательных учреждений.
Между прочим, Йошкар Ола имеет собственный герб, гимн и флаг, которые отражают национальные особенности его жителей и подтверждают важный статус района.
Базы отдыха на озере Яльчик
Учитывая благоприятные условия, около Яльчика просто не могли не появится турбазы. Самые известные из них: Яльчик, Рубин, Политехник. Все они предлагают снять домики, где есть все необходимое. Цены на базах отдыха зависят от конкретного домика и его вместительности.
Для тех, кто предпочитает полноценный отдых и одновременно желает подтянуть здоровье, действуют санатории и пансионаты. Среди них: пансионат «Яльчик» и оздоровительный центр МЦБК. В них отдых будет максимально комфортным и беззаботным.
У некоторых из пансионатов и турбаз есть собственные пляжи на озере Яльчик. Здесь присутствуют спортплощадки для занятий футболом и волейболом. Также некоторые базы осуществляют аренду лодок и катамаранов. Вечером периодически проводятся дискотеки, тематические вечера и прочие развлекательные мероприятия. Для детей тоже предусмотрены свои увеселения: площадки для игр, аттракционы, летний театр под открытым небом.
В пригодных для купания зонах пологий безопасный заход, VeronikaChernika